Научная статья на тему 'Литературные юбилеи как явление национальной и региональной идентичности (к постановке проблемы)'

Литературные юбилеи как явление национальной и региональной идентичности (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЮБИЛЕЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева О. Ю., Ляпина А. В., Пономарёва Л. Г.

В статье обосновывается актуальность комплексного подхода к изучению литературных юбилеев как явления национальной и региональной идентичности в синхронном и диахронном аспектах. Обосновывается необходимость соотнесения 100 и 200-летних юбилеев русских писателей с целью выявления ценностно-смыслового потенциала русской литературы, актуального для каждой исторической эпохи, выявления динамики духовных и интеллектуальных изменений национальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the relevance of the integrated approach to the study of literary anniversaries as a phenomenon of national and regional identity in synchronized and diachronic aspects. The necessity of correlating 100 and 200-year anniversaries of Russian writers with the purpose of revealing the value-semantic potential of Russian literature, relevant for each historical epoch, revealing the dynamics of spiritual and intellectual changes in national life.

Текст научной работы на тему «Литературные юбилеи как явление национальной и региональной идентичности (к постановке проблемы)»

УДК 821.161.1

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В статье обосновывается актуальность комплексного подхода к изучению литературных юбилеев как явления национальной и региональной идентичности в синхронном и диахронном аспектах. Обосновывается необходимость соотнесения 100 и 200-летних юбилеев русских писателей с целью выявления ценностно-смыслового потенциала русской литературы, актуального для каждой исторической эпохи, выявления динамики духовных и интеллектуальных изменений национальной жизни.

Ключевые слова: литературный юбилей, национальная и региональная идентичность, культурная память, русская литература.

О. Ю. Васильева, А. В. Ляпина, Л. Г. Пономарёва O. Yu. Vassilyeva, A. V. Lyapina, L. G. Ponomareva

LITERARY ANNIVERSARIES AS A PHENOMENON OF NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY (TO THE PROBLEM POSING)

The article proves the relevance of the integrated approach to the study of literary anniversaries as a phenomenon of national and regional identity in synchronized and diachronic aspects. The necessity of correlating 100 and 200-year anniversaries of Russian writers with the purpose of revealing the value-semantic potential of Russian literature, relevant for each historical epoch, revealing the dynamics of spiritual and intellectual changes in national life.

Keywords: literary anniversary, national and regional identity, cultural memory, Russian literature.

Глобальные социокультурные сдвиги (реформы в образовании, расширение каналов коммуникации, современные медиатехнологии, изменение языка, общественного устройства, уклада жизни), изменение философско-миро-воззренческой парадигмы, произошедшие в конце XX века, привели к спаду общественного интереса к словесным практикам, вытеснили литературу, один из национальных скрепов, в маргинальное пространство. Созданный еще в начале XX века национальный литературный пантеон, который сохранялся до 1990-х гг. в классическом варианте (от Карамзина и Пушкина до Гоголя и Достоевского, Чехова и Горького) и который гарантировал ясность в этнокультурной самоидентификации общества, в конце XX столетия стал подавать признаки деформации.

Россия, обладая культурной памятью о праздновании столетних юбилеев классиков национальной литературы, вступила в эпоху празднования двухсотлетних юбилеев великих русских писателей и поэтов. До сих пор в гуманитарной науке проблема соотнесенности этих юбилеев остается неисследованной: мы не имеем целостного научного представления о том, какие юбилейные издания становились ключевыми, каковы смысловые доминанты восприятия русской прессой биографии и творчества писателя, причины и типологические общности характеристик, какова жанровая структура праздничных выступлений, какими методами и средствами государство и общество актуализировало классиков русской литературы. Существенным для понимания проблемы становятся два факта.

Во-первых, столетние юбилеи состоялись в культурном пространстве императорской России (значительная часть юбилейных дат выпала на катастрофические годы революций, первой мировой войны, гражданской войны), в то время как двухсотлетние юбилеи проходят в культурном пространстве постсоветской России (в эпоху глубокой трансформации общества и государства, господства медиа-

технологий). При существовании разных форм российской государственности, разных социальных структур российского общества наследие русской литературы оставалось востребованным всегда как форма национальной и региональной идентичности, как общероссийское достояние мирового масштаба (об этом свидетельствует высокий уровень проведения юбилейных мероприятий). В этой ситуации важно понимать, какая ценностно-смысловая структура русской литературы была актуализирована в эпоху столетних юбилеев, а какая - в момент празднования двухсотлетних юбилеев. В соотнесенности этих изменений будут особенно видны духовные и интеллектуальные изменения в национальной жизни России.

Во-вторых, глобально изменился мировой порядок: на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное (сегодня в мире существует конфликт между тенденцией к глобализации в социально-экономическом развитии государств и традиционными принципами национальной жизни; в этом конфликте особое значение приобретает русская литература). Если столетние юбилеи русской классики отмечались в условиях, когда в центре культурной жизни была книга, обращенная в первую очередь к элитарному читателю, именно он задавал тон общественного мнения (хотя уже и тогда в журналистике существовали технологии формирования массового сознания), то двухсотлетние юбилеи проходят в эпоху господства интернета и мобильной связи. Сегодня СМИ определяют круг чтения пользователей, они формируют массовое сознание, которое определяет культуру современного общества.

В соотнесенности столетних юбилеев (книжных/журнальных по форме бытования текста) и двухсотлетних (бытование электронных и печатных публикаций) важно выявить роль печатных и электронных ресурсов в актуализации русской классики как формы национального самосознания.

Юбилейные мероприятия являются не только данью памяти, но и серьезным культурным катализатором, влияющим на читательское и зрительское восприятие биографии и творчества писателя-юбиляра, призмой, сквозь которую проявляются идеологические и культурные доминанты эпохи. Д. С. Лихачев в статье «Память искусства и искусство памяти» [1] указал на «величайшую основу» культуры -память, а Ю. М. Лотман в статье «Пушкин 1999 года. Каким он будет?» отметил, что «празднование юбилеев является одновременно ключом к пониманию духовных устремлений и идеологии времени» [2, с. 60].

Литературный юбилей как одна из форм культурной памяти и как явление национальной и региональной идентичности не становился предметом комплексного научного осмысления. Отечественная и зарубежная гуманитарная наука только начинает разрабатывать методологию изучения и строить модели такого рода исследований.

В культурологических исследованиях проблематике юбилея и его отдельным аспектам посвящены работы С. Ю. Малышевой («Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (19171927, 2005); А. С. Макашовой («Государственный праздник в современной культуре России: рецепция исторического наследия», 2014), О. Л. Орлова («Российский праздник как историко-культурный феномен», 2004), В. Е. Солдаткина «Личностный юбилей как социокультурное событие», 2014), Е. Г. Евтушенко («Юбилей как социокультурный феномен», 2012), в которых особое внимание уделяется юбилейным традициям как «своеобразному хранилищу богатейшего человеческого опыта и особому механизму его трансляции на большие исторические промежутки времени» [3, с. 125].

Исследованием проблем коллективной памяти и ее функций в культуре занимаются зарубежные и отечественные ученые: Ю. А. Арнатурова («Культура воспоминания и история памяти»,2006), А. Мегилл («История. Память. Идентичность», 2007), Я. Ассман («Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности», 2007), В. Н. Попова («Праздник как форма культурной памяти», 2011), А. Г. Васильев («Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа», 2012) и др.

Статьи современных ученых-филологов: М. А. Черняк («Феномен литературного юбилея: pro et contra», 2012); Ю. С. Подлубновой («Юбилей писателя - событие литературной жизни Среднего Урала», 2012), С. Н. Морозова («25-летний юбилей литературной деятельности И. А. Бунина в освещении русской печати 1912-1913 гг.», 2014); Н. В. Барковской («Литературная репутация Людмилы Татьяничевой (в преддверии 100-летнего юбилея)», 2014); А. В. Ломоносова («Феномен юбилеев в литературном процессе (к 160-летию со Дня рождения В. В. Розанова)», 2016); Н. В. Жиляковой («Два "литературных юбилея"': проблема рецепции русских писателей в провинциальной дореволюционной периодике», 2012) и др. - свидетельствуют о возрастающем научном интересе к литературному юбилею как явлению национальной и региональной идентичности, к различным стратегиям создания литературных репутаций, практикам позиционирования классических текстов.

В докторской диссертации М. В. Загидуллиной «Классические литературные феномены как историко-функциональная проблема (творчество А. С. Пушкина в рецептивном аспекте)» (2002) анализируется современная рецепция фактов жизни и творчества Пушкина на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в измененной социокультурной ситуации. Автор особое внимание уделяет анализу рецепции юбилейной даты (1999 г.) в массовом сознании. Исследователем был разработан подход, обеспечивающий принципиально иной анализ материала и позволяющий выйти к новому уровню историко-функцио-нального изучения классической литературы.

В книговедческих исследованиях проблемы русской литературы в контексте книжной культуры России рассматриваются в продолжающихся изданиях «Книга: исследования и материалы» (М.), «Книжное дело в России в XIX -начале XX века» (СПб.), «Библиофилы России» (М.), «История библиотек» (СПб.), «Русский книжник» (М.) и др.; в отдельных изданиях: «А. С. Пушкин и книга» (М., 1982), Е. А. Динерштейн «А. П. Чехов и его издатели» (М., 1990), Е. Э. Вишневская «В. Ф. Одоевский в истории книжной культуры России» (М., 2014) и др. Литературные юбилеи в книговедческих аспектах до сих пор не становились предметом научного изучения.

В историко-журналистских и филологических исследованиях юбилей рассматривается как составляющая жанрового аспекта публицистического творчества, как разновидность портретного очерка, так называемого юбилейного, исследующего творческую индивидуальность того или иного автора: Н. Н. Дробышевская «Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг.» (2003), С. М. Потрепалова «Художественный очерк на страницах газеты «"Красная звезда" в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.» (2000), А. Аертычный «Жанры периодической печати» (2017), Н. В. Штейникова «Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича» (2003) и др.

В ретроспективном отношении идея праздника осмысляется в социокультурных исследованиях А. И. Мазае-ва «Праздники как социально-художественное явление» (1978), К. Жигульского «Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога» (1985). Актуально диахронное изучение праздников разных эпох и культур в работах Г. Глигорова «Ветхозаветные праздники в историческом аспекте и их прообразовательное значение» (2011), В. П. Даркевича «Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVII вв.» (2006), И. Н. Семёнова «У истоков кремлевского протокола: история возникновения российского посольского церемониала и нравы Кремля в XV-XVII вв.» (2005), С. Н. Шаповалова «Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников в 18171991 гг. (на материале краснодарской и ростовской областей)» (2011) и др.

В современной лингвожанрологии, неориторике праздник ассоциируется прежде всего с жанром эпидейктичес-кой речи и рассматривается как ситуативно обусловленное явление в исследованиях А. К. Михальской «Основы риторики» (2001), Т. В. Анисимовой, Е. Г. Гимпельсон «Современная деловая риторика» (2004). В работе С. В. Меньшени-ной «Жанры эпидейктической речи: классификация речей» (2005) предлагается характеристика рассматриваемого

жанра в соответствии с типом коммуникативной ситуации (официальные и неофициальные торжественно-публичные выступления). В исследованиях П. Сопера «Основы искусства слова» (1999), А. К. Михальской «Основы риторики» (2001) анализируется коммуникативно значимая специфика жанров современных официальных и неофициальных празднично-торжественных речей (поздравлений, благодарности, прощания, напутствия, приветствия, тоста). Описаны общие и индивидуальные жанрообразующие признаки современных жанров торжественного красноречия как элементов праздничного действа в исследованиях С. Ю. Аснейр «Культура публичной речи» (2009), Ю. В. Шуйской «Структура эпидейктической речи (на примере нобелевских речей лауреатов премии по литературе и премии мира)» (2010), Ж. В. Свинцовой «Топосы в речах российских президентов» (2013), О. А. Патрикеевой «Депутаты-ораторы в I Государственной думе Российской империи» и др.

В рамках прагмастилистических (дискурсивных) теорий репрезентированы принципы построения многоуровневых, системно-структурных речевых образований, среди них: субтиповая структура речевых высказываний в статье А. Г. Баранова «Когниотипичность текста» (1997); субтекстовая структура речевых произведений в работе В. А. Са-лимовского «К проблеме стилистико-речевой системности (макро- и микрофункциональный аспекты)» (1997); структура из трёх сущностей («гипержанр», «жанр», «субжанр») К. Ф. Седова в статье «О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности» (1999); гипер- и субжанровое моделирование одических произведений русской литературы в кандидатской диссертации О. Ю. Васильевой «Одический жанр XVIII века: прагмастилистическая интерпретация»

(2001), а также в ее статьях «Субжанр "рассуждение" как аргументативно-генеритивный компонент коммуникативно-композиционной структуры философских од XVIII века»

(2002); «Субжанр "напоминание" как прескриптивно-генери-тивная разновидность суждения в философских одах XVIII века» (2005); «Субжанровая структура одического дискурса XVIII века» (2006).

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, соответствием его проблематики приоритетным направлениям современной филологической науки, изучающей вопросы национальной идентичности, функционирования классических литературных феноменов в интеллектуальном пространстве России, формы и функции культурной памяти. С другой стороны, необходимостью получения и систематизации новых данных о характере восприятия литературного наследия, значимого для самоидентификации общества, в измененном социокультурном контексте и прогнозирования его социализации.

На базе фондов омских дореволюционных библиотек (сохранилось более 100 тыс. экз. книг и периодических изданий, которые демонстрируют региональный ракурс национальной книжной памяти), современных книжных библиотечных фондов России и электронных ресурсов интернета планируется развернуть исследование в трех аспектах - книговедческом, историко-литературном, лингвистическом.

В книговедческом аспекте на основании существующей фундаментальной библиографии планируется выявление омских экземпляров книг с прижизненными публикациями

русских классиков литературы, изданий их сочинений и литературы о них, вышедшие с начала XIX века по 1925 г. с целью создания нескольких персональных аннотированных каталогов в отделе редких книг Омской областной библиотеки. Книжные знаки омских экземпляров (надписи, штемпели, экслибрисы) свидетельствуют о процессе бытования редких и ценных изданий русской литературы в сибирской провинции накануне празднования столетних юбилеев классиков. В рамках исследования будут изучены книжные издания, вышедшие в свет в эпоху двухсотлетних юбилеев, с целью определения качества культуры и искусства издаваемых книг. Русская литература в формате юбилейных изданий будет проанализирована в контексте общих тенденций развития книжной культуры России в эпоху столетних и двухсотлетних юбилеев с целью понимания художественных и интеллектуальных приоритетов в культуре русского общества. В современном мире важно актуализировать «живую память» о тех людях, кто издавал, изучал, хранил для потомства, читал творения национальной литературы сто лет назад.

В историко-литературном аспекте в рамках исследования будут изучены юбилейные публикации периодических изданий центральной и региональной прессы. На основе жанрового, проблемно-тематического анализа юбилейных текстов в синхронном и диахронном аспектах планируется выявить актуальные для каждой юбилейной эпохи смысловые доминанты восприятия русской прессой биографии и творчества юбиляра, проследить трансформацию образа писателя и его наследия в массовом сознании и выявить типологические общности характеристик. При выполнении исследования для объяснения причин возникновения в прессе определенных интерпретаций предполагается учесть некоторые типообразующие особенности периодического издания: программа, мировоззренческая ориентация журнала, целевая аудитория, тираж, объем, авторский коллектив.

В лингвистическом аспекте с учетом современных лингвожанроведческих концепций будут выявлены и описаны прагмастилистическая специфика, в частности жанрообразующие (прагма- и стилеобразующие) параметры юбилейного текста и входящих в него субжанров, охарактеризована субжанровая композиция отдельных текстов, репрезентированы структурные модели разноинтенцио-нальных субжанровых форм в пределах одного текста-юбиляра, а также субжанры с тождественной коммуникативной функцией разных текстовых структур, позволяющих обозначить коммуникативно-композиционные особенности их вариативного соединения, как общие, стереотипные, так и частные, индивидуально-авторские.

Для решения поставленных задач важным оказывается антропологический подход в литературоведении, предполагающий изучение человека (писателя) во всей совокупности проявлений его характерных свойств, изучение его творческой лаборатории, осмысление движения произведений и образа самого писателя во времени и их посмертной судьбы (рецепции читателей) (А. А. Фокин, Е. А. Само-делова).

Для данного исследования актуальными являются научные разработки проблем коллективной памяти и ее

функций в культуре, в частности, социальной и культурной памяти как средства передачи опыта, сохранения преемственности и формы актуализации культурных смыслов (Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев, А. Г. Васильев и др.).

Актуальным представляется литературоведческий подход, выработанный в рамках рецептивной эстетики, истори-ко-функционального изучения литературных явлений и реализованный на разных уровнях литературного образования (Н. В. Осьмаков, М. Б. Храпченко, Б. С. Мейлах, В. Г. Маран-цман, В. В. Прозоров, Л. В. Чернец, А. В. Ляпина, М. В. За-гидуллина и др.).

В книговедческом подходе используются принципы историзма, детерминизма, системности, объективности с целью изучения процессов функционирования изданий по русской литературе в российском обществе в \IX-XXI вв. и выявления их социальной роли (идеологической, культурной, научной, эстетической, этической).

В предлагаемом исследовании юбилейный текст, в том числе, интерпретируется и с позиций коммуникативного подхода, поэтому методологической базой исследования являются дискурсивные концепции, рассматривающие дискурс как связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. Л. Макаров, Е. И. Шейгал, Г. Н. Манаенко, Н. Ф. Алефиренко, В. Е. Чернявская), а также современная теория речевых жанров, в рамках которой изучается типология современных коммуникаций, состав и характер их жанрообразующих параметров (Т. В. Шмелева, М. Ю. Федосюк, В. В. Дементьев, Н. В. Орлова, А. Веж-бицкая, К. Ф. Седов, М. Н. Кожина, Т. В. Дубровская и др.), аспекты межжанрового взаимодействия, поуровневой (поли- и внутрижанровой) организации текстов (А. Г. Баранов, Н. В. Данилевская, В. А. Салимовский, К. Ф. Седов, О. Ю. Васильева).

Исследование будет произведено в следующих хронологических пределах: середина XIX - первая четверть XX вв.; середина XX - первая четверть XXI вв. Предметом исследования станут следующие юбилеи классиков: Н. М. Карамзин (1866-1966), А. С. Грибоедов (1895-1995), А. С. Пушкин (1899-1999), Ф. И. Тютчев (1903-2003), Н. В. Гоголь (19092009), И. А. Гончаров (1912-2012), М. Ю. Лермонтов (19142014). Частично будут исследованы юбилеи В. А. Жуковского (1883-1983), К. Н. Батюшкова (1887-1987), С. Т. Аксакова (1891-1991) и др. В преддверии юбилеев И. С. Тургенева (1918-2018), Н. А. Некрасова (1921-2021) Ф. М. Достоев-

ского (1921-2021) будут исследованы столетние юбилеи писателей.

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению литературных юбилеев, празднование которых проходило и проходит на фоне катастрофических, кризисных явлений национальной жизни, обусловленных историческими катаклизмами начала XX века и информационной агрессией начала XXI века, с целью выявления ценностно-смыслового потенциала русской литературы, актуального в эпоху празднования 100 и 200-летних юбилеев, выявления динамики духовных и интеллектуальных изменений национальной жизни.

Впервые изучается региональный (омский) сегмент национальной книжной памяти в аспекте празднования юбилеев русской литературы.

Научная значимость ожидаемых результатов исследования заключается в осмыслении столетних и двухсотлетних юбилеев классиков русской литературы как явления национальной и региональной идентичности, что позволит составить системное представление о динамике восприятия культурной памяти золотого века русской литературы массовым и элитарным сознанием, выявить причины трансформации биографии и творчества писателя, обосновать типологию юбилейных изданий. Предполагается разработка структурно-жанровой модели юбилейного текста, которая может быть использования при изучении типологии юбилейного издания русской литературы, жанров периодической печати, в частности жанра юбилейного очерка.

Созданная в результате исследования эмпирическая база, опубликованные материалы могут быть использованы в учреждениях культуры и образования, а также в сфере экономики и СМИ при формировании и реализации брен-динговой политики региона.

1. Лихачев Д. С. Память искусства и искусство памяти // Критика и время : литературно-крит. сб. М. : Лениздат, 1984. С. 68-74.

2. Лотман Ю. М. Пушкин 1999 года. Каким он будет? // Таллин. 1987. № 1. С. 58-62.

3. Солдаткин В. Е. Юбилей: исторический аспект праздника // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 26. № 2. С. 125-127.

© Васильева О. Ю., Ляпина А. В., Пономарёва Л. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.