УДК 821.161.1
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
В статье обосновывается актуальность комплексного подхода к изучению литературных юбилеев как явления национальной и региональной идентичности в синхронном и диахронном аспектах. Обосновывается необходимость соотнесения 100 и 200-летних юбилеев русских писателей с целью выявления ценностно-смыслового потенциала русской литературы, актуального для каждой исторической эпохи, выявления динамики духовных и интеллектуальных изменений национальной жизни.
Ключевые слова: литературный юбилей, национальная и региональная идентичность, культурная память, русская литература.
О. Ю. Васильева, А. В. Ляпина, Л. Г. Пономарёва O. Yu. Vassilyeva, A. V. Lyapina, L. G. Ponomareva
LITERARY ANNIVERSARIES AS A PHENOMENON OF NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY (TO THE PROBLEM POSING)
The article proves the relevance of the integrated approach to the study of literary anniversaries as a phenomenon of national and regional identity in synchronized and diachronic aspects. The necessity of correlating 100 and 200-year anniversaries of Russian writers with the purpose of revealing the value-semantic potential of Russian literature, relevant for each historical epoch, revealing the dynamics of spiritual and intellectual changes in national life.
Keywords: literary anniversary, national and regional identity, cultural memory, Russian literature.
Глобальные социокультурные сдвиги (реформы в образовании, расширение каналов коммуникации, современные медиатехнологии, изменение языка, общественного устройства, уклада жизни), изменение философско-миро-воззренческой парадигмы, произошедшие в конце XX века, привели к спаду общественного интереса к словесным практикам, вытеснили литературу, один из национальных скрепов, в маргинальное пространство. Созданный еще в начале XX века национальный литературный пантеон, который сохранялся до 1990-х гг. в классическом варианте (от Карамзина и Пушкина до Гоголя и Достоевского, Чехова и Горького) и который гарантировал ясность в этнокультурной самоидентификации общества, в конце XX столетия стал подавать признаки деформации.
Россия, обладая культурной памятью о праздновании столетних юбилеев классиков национальной литературы, вступила в эпоху празднования двухсотлетних юбилеев великих русских писателей и поэтов. До сих пор в гуманитарной науке проблема соотнесенности этих юбилеев остается неисследованной: мы не имеем целостного научного представления о том, какие юбилейные издания становились ключевыми, каковы смысловые доминанты восприятия русской прессой биографии и творчества писателя, причины и типологические общности характеристик, какова жанровая структура праздничных выступлений, какими методами и средствами государство и общество актуализировало классиков русской литературы. Существенным для понимания проблемы становятся два факта.
Во-первых, столетние юбилеи состоялись в культурном пространстве императорской России (значительная часть юбилейных дат выпала на катастрофические годы революций, первой мировой войны, гражданской войны), в то время как двухсотлетние юбилеи проходят в культурном пространстве постсоветской России (в эпоху глубокой трансформации общества и государства, господства медиа-
технологий). При существовании разных форм российской государственности, разных социальных структур российского общества наследие русской литературы оставалось востребованным всегда как форма национальной и региональной идентичности, как общероссийское достояние мирового масштаба (об этом свидетельствует высокий уровень проведения юбилейных мероприятий). В этой ситуации важно понимать, какая ценностно-смысловая структура русской литературы была актуализирована в эпоху столетних юбилеев, а какая - в момент празднования двухсотлетних юбилеев. В соотнесенности этих изменений будут особенно видны духовные и интеллектуальные изменения в национальной жизни России.
Во-вторых, глобально изменился мировой порядок: на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное (сегодня в мире существует конфликт между тенденцией к глобализации в социально-экономическом развитии государств и традиционными принципами национальной жизни; в этом конфликте особое значение приобретает русская литература). Если столетние юбилеи русской классики отмечались в условиях, когда в центре культурной жизни была книга, обращенная в первую очередь к элитарному читателю, именно он задавал тон общественного мнения (хотя уже и тогда в журналистике существовали технологии формирования массового сознания), то двухсотлетние юбилеи проходят в эпоху господства интернета и мобильной связи. Сегодня СМИ определяют круг чтения пользователей, они формируют массовое сознание, которое определяет культуру современного общества.
В соотнесенности столетних юбилеев (книжных/журнальных по форме бытования текста) и двухсотлетних (бытование электронных и печатных публикаций) важно выявить роль печатных и электронных ресурсов в актуализации русской классики как формы национального самосознания.
Юбилейные мероприятия являются не только данью памяти, но и серьезным культурным катализатором, влияющим на читательское и зрительское восприятие биографии и творчества писателя-юбиляра, призмой, сквозь которую проявляются идеологические и культурные доминанты эпохи. Д. С. Лихачев в статье «Память искусства и искусство памяти» [1] указал на «величайшую основу» культуры -память, а Ю. М. Лотман в статье «Пушкин 1999 года. Каким он будет?» отметил, что «празднование юбилеев является одновременно ключом к пониманию духовных устремлений и идеологии времени» [2, с. 60].
Литературный юбилей как одна из форм культурной памяти и как явление национальной и региональной идентичности не становился предметом комплексного научного осмысления. Отечественная и зарубежная гуманитарная наука только начинает разрабатывать методологию изучения и строить модели такого рода исследований.
В культурологических исследованиях проблематике юбилея и его отдельным аспектам посвящены работы С. Ю. Малышевой («Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (19171927, 2005); А. С. Макашовой («Государственный праздник в современной культуре России: рецепция исторического наследия», 2014), О. Л. Орлова («Российский праздник как историко-культурный феномен», 2004), В. Е. Солдаткина «Личностный юбилей как социокультурное событие», 2014), Е. Г. Евтушенко («Юбилей как социокультурный феномен», 2012), в которых особое внимание уделяется юбилейным традициям как «своеобразному хранилищу богатейшего человеческого опыта и особому механизму его трансляции на большие исторические промежутки времени» [3, с. 125].
Исследованием проблем коллективной памяти и ее функций в культуре занимаются зарубежные и отечественные ученые: Ю. А. Арнатурова («Культура воспоминания и история памяти»,2006), А. Мегилл («История. Память. Идентичность», 2007), Я. Ассман («Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности», 2007), В. Н. Попова («Праздник как форма культурной памяти», 2011), А. Г. Васильев («Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа», 2012) и др.
Статьи современных ученых-филологов: М. А. Черняк («Феномен литературного юбилея: pro et contra», 2012); Ю. С. Подлубновой («Юбилей писателя - событие литературной жизни Среднего Урала», 2012), С. Н. Морозова («25-летний юбилей литературной деятельности И. А. Бунина в освещении русской печати 1912-1913 гг.», 2014); Н. В. Барковской («Литературная репутация Людмилы Татьяничевой (в преддверии 100-летнего юбилея)», 2014); А. В. Ломоносова («Феномен юбилеев в литературном процессе (к 160-летию со Дня рождения В. В. Розанова)», 2016); Н. В. Жиляковой («Два "литературных юбилея"': проблема рецепции русских писателей в провинциальной дореволюционной периодике», 2012) и др. - свидетельствуют о возрастающем научном интересе к литературному юбилею как явлению национальной и региональной идентичности, к различным стратегиям создания литературных репутаций, практикам позиционирования классических текстов.
В докторской диссертации М. В. Загидуллиной «Классические литературные феномены как историко-функциональная проблема (творчество А. С. Пушкина в рецептивном аспекте)» (2002) анализируется современная рецепция фактов жизни и творчества Пушкина на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в измененной социокультурной ситуации. Автор особое внимание уделяет анализу рецепции юбилейной даты (1999 г.) в массовом сознании. Исследователем был разработан подход, обеспечивающий принципиально иной анализ материала и позволяющий выйти к новому уровню историко-функцио-нального изучения классической литературы.
В книговедческих исследованиях проблемы русской литературы в контексте книжной культуры России рассматриваются в продолжающихся изданиях «Книга: исследования и материалы» (М.), «Книжное дело в России в XIX -начале XX века» (СПб.), «Библиофилы России» (М.), «История библиотек» (СПб.), «Русский книжник» (М.) и др.; в отдельных изданиях: «А. С. Пушкин и книга» (М., 1982), Е. А. Динерштейн «А. П. Чехов и его издатели» (М., 1990), Е. Э. Вишневская «В. Ф. Одоевский в истории книжной культуры России» (М., 2014) и др. Литературные юбилеи в книговедческих аспектах до сих пор не становились предметом научного изучения.
В историко-журналистских и филологических исследованиях юбилей рассматривается как составляющая жанрового аспекта публицистического творчества, как разновидность портретного очерка, так называемого юбилейного, исследующего творческую индивидуальность того или иного автора: Н. Н. Дробышевская «Художественная публицистика советских писателей в русской периодике 1941-1945 гг.» (2003), С. М. Потрепалова «Художественный очерк на страницах газеты «"Красная звезда" в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.» (2000), А. Аертычный «Жанры периодической печати» (2017), Н. В. Штейникова «Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича» (2003) и др.
В ретроспективном отношении идея праздника осмысляется в социокультурных исследованиях А. И. Мазае-ва «Праздники как социально-художественное явление» (1978), К. Жигульского «Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога» (1985). Актуально диахронное изучение праздников разных эпох и культур в работах Г. Глигорова «Ветхозаветные праздники в историческом аспекте и их прообразовательное значение» (2011), В. П. Даркевича «Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVII вв.» (2006), И. Н. Семёнова «У истоков кремлевского протокола: история возникновения российского посольского церемониала и нравы Кремля в XV-XVII вв.» (2005), С. Н. Шаповалова «Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников в 18171991 гг. (на материале краснодарской и ростовской областей)» (2011) и др.
В современной лингвожанрологии, неориторике праздник ассоциируется прежде всего с жанром эпидейктичес-кой речи и рассматривается как ситуативно обусловленное явление в исследованиях А. К. Михальской «Основы риторики» (2001), Т. В. Анисимовой, Е. Г. Гимпельсон «Современная деловая риторика» (2004). В работе С. В. Меньшени-ной «Жанры эпидейктической речи: классификация речей» (2005) предлагается характеристика рассматриваемого
жанра в соответствии с типом коммуникативной ситуации (официальные и неофициальные торжественно-публичные выступления). В исследованиях П. Сопера «Основы искусства слова» (1999), А. К. Михальской «Основы риторики» (2001) анализируется коммуникативно значимая специфика жанров современных официальных и неофициальных празднично-торжественных речей (поздравлений, благодарности, прощания, напутствия, приветствия, тоста). Описаны общие и индивидуальные жанрообразующие признаки современных жанров торжественного красноречия как элементов праздничного действа в исследованиях С. Ю. Аснейр «Культура публичной речи» (2009), Ю. В. Шуйской «Структура эпидейктической речи (на примере нобелевских речей лауреатов премии по литературе и премии мира)» (2010), Ж. В. Свинцовой «Топосы в речах российских президентов» (2013), О. А. Патрикеевой «Депутаты-ораторы в I Государственной думе Российской империи» и др.
В рамках прагмастилистических (дискурсивных) теорий репрезентированы принципы построения многоуровневых, системно-структурных речевых образований, среди них: субтиповая структура речевых высказываний в статье А. Г. Баранова «Когниотипичность текста» (1997); субтекстовая структура речевых произведений в работе В. А. Са-лимовского «К проблеме стилистико-речевой системности (макро- и микрофункциональный аспекты)» (1997); структура из трёх сущностей («гипержанр», «жанр», «субжанр») К. Ф. Седова в статье «О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности» (1999); гипер- и субжанровое моделирование одических произведений русской литературы в кандидатской диссертации О. Ю. Васильевой «Одический жанр XVIII века: прагмастилистическая интерпретация»
(2001), а также в ее статьях «Субжанр "рассуждение" как аргументативно-генеритивный компонент коммуникативно-композиционной структуры философских од XVIII века»
(2002); «Субжанр "напоминание" как прескриптивно-генери-тивная разновидность суждения в философских одах XVIII века» (2005); «Субжанровая структура одического дискурса XVIII века» (2006).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, соответствием его проблематики приоритетным направлениям современной филологической науки, изучающей вопросы национальной идентичности, функционирования классических литературных феноменов в интеллектуальном пространстве России, формы и функции культурной памяти. С другой стороны, необходимостью получения и систематизации новых данных о характере восприятия литературного наследия, значимого для самоидентификации общества, в измененном социокультурном контексте и прогнозирования его социализации.
На базе фондов омских дореволюционных библиотек (сохранилось более 100 тыс. экз. книг и периодических изданий, которые демонстрируют региональный ракурс национальной книжной памяти), современных книжных библиотечных фондов России и электронных ресурсов интернета планируется развернуть исследование в трех аспектах - книговедческом, историко-литературном, лингвистическом.
В книговедческом аспекте на основании существующей фундаментальной библиографии планируется выявление омских экземпляров книг с прижизненными публикациями
русских классиков литературы, изданий их сочинений и литературы о них, вышедшие с начала XIX века по 1925 г. с целью создания нескольких персональных аннотированных каталогов в отделе редких книг Омской областной библиотеки. Книжные знаки омских экземпляров (надписи, штемпели, экслибрисы) свидетельствуют о процессе бытования редких и ценных изданий русской литературы в сибирской провинции накануне празднования столетних юбилеев классиков. В рамках исследования будут изучены книжные издания, вышедшие в свет в эпоху двухсотлетних юбилеев, с целью определения качества культуры и искусства издаваемых книг. Русская литература в формате юбилейных изданий будет проанализирована в контексте общих тенденций развития книжной культуры России в эпоху столетних и двухсотлетних юбилеев с целью понимания художественных и интеллектуальных приоритетов в культуре русского общества. В современном мире важно актуализировать «живую память» о тех людях, кто издавал, изучал, хранил для потомства, читал творения национальной литературы сто лет назад.
В историко-литературном аспекте в рамках исследования будут изучены юбилейные публикации периодических изданий центральной и региональной прессы. На основе жанрового, проблемно-тематического анализа юбилейных текстов в синхронном и диахронном аспектах планируется выявить актуальные для каждой юбилейной эпохи смысловые доминанты восприятия русской прессой биографии и творчества юбиляра, проследить трансформацию образа писателя и его наследия в массовом сознании и выявить типологические общности характеристик. При выполнении исследования для объяснения причин возникновения в прессе определенных интерпретаций предполагается учесть некоторые типообразующие особенности периодического издания: программа, мировоззренческая ориентация журнала, целевая аудитория, тираж, объем, авторский коллектив.
В лингвистическом аспекте с учетом современных лингвожанроведческих концепций будут выявлены и описаны прагмастилистическая специфика, в частности жанрообразующие (прагма- и стилеобразующие) параметры юбилейного текста и входящих в него субжанров, охарактеризована субжанровая композиция отдельных текстов, репрезентированы структурные модели разноинтенцио-нальных субжанровых форм в пределах одного текста-юбиляра, а также субжанры с тождественной коммуникативной функцией разных текстовых структур, позволяющих обозначить коммуникативно-композиционные особенности их вариативного соединения, как общие, стереотипные, так и частные, индивидуально-авторские.
Для решения поставленных задач важным оказывается антропологический подход в литературоведении, предполагающий изучение человека (писателя) во всей совокупности проявлений его характерных свойств, изучение его творческой лаборатории, осмысление движения произведений и образа самого писателя во времени и их посмертной судьбы (рецепции читателей) (А. А. Фокин, Е. А. Само-делова).
Для данного исследования актуальными являются научные разработки проблем коллективной памяти и ее
функций в культуре, в частности, социальной и культурной памяти как средства передачи опыта, сохранения преемственности и формы актуализации культурных смыслов (Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев, А. Г. Васильев и др.).
Актуальным представляется литературоведческий подход, выработанный в рамках рецептивной эстетики, истори-ко-функционального изучения литературных явлений и реализованный на разных уровнях литературного образования (Н. В. Осьмаков, М. Б. Храпченко, Б. С. Мейлах, В. Г. Маран-цман, В. В. Прозоров, Л. В. Чернец, А. В. Ляпина, М. В. За-гидуллина и др.).
В книговедческом подходе используются принципы историзма, детерминизма, системности, объективности с целью изучения процессов функционирования изданий по русской литературе в российском обществе в \IX-XXI вв. и выявления их социальной роли (идеологической, культурной, научной, эстетической, этической).
В предлагаемом исследовании юбилейный текст, в том числе, интерпретируется и с позиций коммуникативного подхода, поэтому методологической базой исследования являются дискурсивные концепции, рассматривающие дискурс как связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. Л. Макаров, Е. И. Шейгал, Г. Н. Манаенко, Н. Ф. Алефиренко, В. Е. Чернявская), а также современная теория речевых жанров, в рамках которой изучается типология современных коммуникаций, состав и характер их жанрообразующих параметров (Т. В. Шмелева, М. Ю. Федосюк, В. В. Дементьев, Н. В. Орлова, А. Веж-бицкая, К. Ф. Седов, М. Н. Кожина, Т. В. Дубровская и др.), аспекты межжанрового взаимодействия, поуровневой (поли- и внутрижанровой) организации текстов (А. Г. Баранов, Н. В. Данилевская, В. А. Салимовский, К. Ф. Седов, О. Ю. Васильева).
Исследование будет произведено в следующих хронологических пределах: середина XIX - первая четверть XX вв.; середина XX - первая четверть XXI вв. Предметом исследования станут следующие юбилеи классиков: Н. М. Карамзин (1866-1966), А. С. Грибоедов (1895-1995), А. С. Пушкин (1899-1999), Ф. И. Тютчев (1903-2003), Н. В. Гоголь (19092009), И. А. Гончаров (1912-2012), М. Ю. Лермонтов (19142014). Частично будут исследованы юбилеи В. А. Жуковского (1883-1983), К. Н. Батюшкова (1887-1987), С. Т. Аксакова (1891-1991) и др. В преддверии юбилеев И. С. Тургенева (1918-2018), Н. А. Некрасова (1921-2021) Ф. М. Достоев-
ского (1921-2021) будут исследованы столетние юбилеи писателей.
Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению литературных юбилеев, празднование которых проходило и проходит на фоне катастрофических, кризисных явлений национальной жизни, обусловленных историческими катаклизмами начала XX века и информационной агрессией начала XXI века, с целью выявления ценностно-смыслового потенциала русской литературы, актуального в эпоху празднования 100 и 200-летних юбилеев, выявления динамики духовных и интеллектуальных изменений национальной жизни.
Впервые изучается региональный (омский) сегмент национальной книжной памяти в аспекте празднования юбилеев русской литературы.
Научная значимость ожидаемых результатов исследования заключается в осмыслении столетних и двухсотлетних юбилеев классиков русской литературы как явления национальной и региональной идентичности, что позволит составить системное представление о динамике восприятия культурной памяти золотого века русской литературы массовым и элитарным сознанием, выявить причины трансформации биографии и творчества писателя, обосновать типологию юбилейных изданий. Предполагается разработка структурно-жанровой модели юбилейного текста, которая может быть использования при изучении типологии юбилейного издания русской литературы, жанров периодической печати, в частности жанра юбилейного очерка.
Созданная в результате исследования эмпирическая база, опубликованные материалы могут быть использованы в учреждениях культуры и образования, а также в сфере экономики и СМИ при формировании и реализации брен-динговой политики региона.
1. Лихачев Д. С. Память искусства и искусство памяти // Критика и время : литературно-крит. сб. М. : Лениздат, 1984. С. 68-74.
2. Лотман Ю. М. Пушкин 1999 года. Каким он будет? // Таллин. 1987. № 1. С. 58-62.
3. Солдаткин В. Е. Юбилей: исторический аспект праздника // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 26. № 2. С. 125-127.
© Васильева О. Ю., Ляпина А. В., Пономарёва Л. Г., 2017