Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ПИСАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ / ВОЕННЫЕ АРХИВЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / MORAL EDUCATION OF YOUNG / MILITARY WRITERS / MILITARY ARCHIVES / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL MEMORY IN LITERARY STORIES / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL IMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катионов Олег Николаевич, Катионова Анна Олеговна, Майер Борис Олегович

Проблема и цель. В условиях России особо значимым для исторической памяти и, соответственно, воспитательных тенденций, основанных на ней, всегда были моменты социальных потрясений, в частности, военные события, формирующие на многие годы вперед мировосприятие российского общества. В статье исследуется проблема применения художественных произведений писателей-фронтовиков как источника исторической памяти современной отечественной молодёжи в формировании ценностно-смыслового пространства её воспитательного процесса и социального иммунитета к попыткам фальсификации истории. Цель статьи заключается в сравнительном анализе литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу и их соотнесении с архивными свидетельствами о соответствующих боевых действиях. Методология. База исследования: литературные произведения о Великой Отечественной войне, послевоенная проза писателей-фронтовиков, прошедших войну солдатами и младшими офицерами переднего края, «серошинельная» проза, которая может рассматриваться как некое интегральное историческое сообщение, объединяющее собственно события, психологические состояния людей, событийную канву, духовное значение событий и т. д. Результаты. Результативность исследования заключается в сравнительном анализе того, как описываются события военных лет и своя роль в них рядом автором-фронтовиков, с журналами боевых действий тех частей, в которых они служили, с данными об их боевом пути на основе документов Центрального архива Министерства обороны России (ЦАМО), выставленных на вышеупомянутых сайтах и иными архивными документами. В статье обосновано, что литературные и архивные материалы выступают как дополнительные стороны, совместное использование которых позволяет выявить объемность и сложную неоднозначность реальной картины военных лет. Они помогают формировать историческую память современных поколений. Заключение. Обобщаются результаты сравнительного анализа литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY STORIES BY MILITARY WRITERS IN THE MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

Introduction. The article studies the problem of using literary stories by military writers as a source of historical memory for modern Russian youth in the formation of the value-semantic space within educational process and social immunity to attempts to falsify history. The purpose of the article is a comparative analysis of the literary stories by military writers as applied to the moral educational process and their correlation with archival evidence of the relevant military operations. Materials and Methods. The research methodology consists in a comparative analysis of how the events of the Great Patriotic War are presented in literary fiction by military writers, war logs of the units in which they served and data presented in the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The research is based on the documents from the Central Archive of the Russian Ministry of Defense, presented on the websites and other archival data. The research focuses on the post-war prose by military writers who served in the Soviet Armed Forces as soldiers and junior officers during the Great Patriotic War. Results. The article substantiates that military fiction and archival materials should be considered as mutually complementary sources which contribute to revealing complex ambiguity of the real picture of the war years. They help shape the historical memory of younger generations. Conclusions. In conclusion, the authors summarize the results of a comparative analysis of the literary stories by military writers as applied to the moral educational process and their correlation with archival evidence of the relevant military operations.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© О. Н. Катионов, А. О. Катионова, Б. О. Майер

DOI: 10.15293/2658-6762.1906.07

УДК 81+37.01

Литературные произведения писателей-фронтовиков в воспитании современной молодежи

О. Н. Катионов, А. О. Катионова, Б. О. Майер (Новосибирск, Россия)

Проблема и цель. В условиях России особо значимым для исторической памяти и, соответственно, воспитательных тенденций, основанных на ней, всегда были моменты социальных потрясений, в частности, военные события, формирующие на многие годы вперед мировосприятие российского общества. В статье исследуется проблема применения художественных произведений писателей-фронтовиков как источника исторической памяти современной отечественной молодёжи в формировании ценностно-смыслового пространства её воспитательного процесса и социального иммунитета к попыткам фальсификации истории. Цель статьи заключается в сравнительном анализе литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу и их соотнесении с архивными свидетельствами о соответствующих боевых действиях.

Методология. База исследования: литературные произведения о Великой Отечественной войне, послевоенная проза писателей-фронтовиков, прошедших войну солдатами и младшими офицерами переднего края, «серошинельная» проза, которая может рассматриваться как некое интегральное историческое сообщение, объединяющее собственно события, психологические состояния людей, событийную канву, духовное значение событий и т. д.

Результаты. Результативность исследования заключается в сравнительном анализе того, как описываются события военных лет и своя роль в них рядом автором-фронтовиков, с журналами боевых действий тех частей, в которых они служили, с данными об их боевом пути на основе документов Центрального архива Министерства обороны России (ЦАМО), выставленных на вышеупомянутых сайтах и иными архивными документами. В статье обосновано, что литературные и архивные материалы выступают как дополнительные стороны, совместное использование которых позволяет выявить объемность и сложную неоднозначность реальной картины военных лет. Они помогают формировать историческую память современных поколений.

Катионов Олег Николаевич - доктор исторических наук, директор института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: korolek1953@gmai.com

Катионова Анна Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: katiosha@mail.ru

Майер Борис Олегович - доктор философских наук, проректор по научной работе, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: maierbo@gmail.com

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, том 9, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Заключение. Обобщаются результаты сравнительного анализа литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу.

Ключевые слова: воспитание молодёжи; писатели-фронтовики; военные архивы; историко-культурное наследие; историческая память в литературных произведениях; патриотическое воспитание; социальный иммунитет.

Постановка проблемы

В настоящее время опыт патриотического и гражданского воспитания молодежи претерпевает глубокую позитивную концептуализацию и оценку [1; 2]. Среди направлений патриотического воспитания выделяется военно-историческая тематика о Второй мировой войне [3; 4]. Это относится не только к исторической памяти в России, но и к воспитательным процессам в странах-членах ЕС [5; 6]. Например, в работе [7] доказывается, что коллективная идентичность и коллективная историческая память есть взаимосвязанные динамические процессы, которые обеспечивают непрерывность социального движения, развитие коллективной идентичности. Действительно, «коллективная память формирует идентичность общества или отдельной его группы, выступает фактором формирования национального и профессионального сознания, позволяет позиционировать определенным образом деятельность коллектива» [8], а также «.. .формирует то ценностно-смысловое пространство, которое фундирует способы самоопределения данного социума» [9].

В условиях России особо значимым для исторической памяти и, соответственно, воспитательных тенденций, основанных на ней, всегда были моменты социальных потрясений, в частности, военные события, формирующие на многие годы вперед мировосприятие российского общества [10]. Для современного российского общества таким консолидирующим и центральным образом исторической памяти для значительного количества людей является образ Великой Отечественной войны. «В условиях глобализации и виртуализации

мирового социального пространства образ Великой Отечественной войны имеет перспективы стать одной из доминант исторической памяти для формирующейся в нём новой русскоязычной культурной идентичности, которая не лимитируется географическими границами и социальными барьерами» [11]. Это касается как социума всей страны, так и особенно локальных сообществ [12].

Историческая память и образ Великой Отечественной войны имеют большое значение не только для консолидации общества (особенно молодежи) [13], но и как важнейший фактор противодействия фальсификации истории в молодежной среде, «так как это наиболее транзитивная категория населения, подверженная влиянию различных источников» [14]. В частности, в работе [15] доказывается, что сохранение и воспроизводство культурно-исторического потенциала российского общества, исторической памяти «выступает условием восстановления социального иммунитета российского общества в контексте возрождения цивилизационной идентичности России». При этом важно понимать, что «различные виды исторического опыта содержат некоторые постоянные, неизбежные моменты человеческой деятельности - чувственный опыт, включающий в себя непосредственные чувственно-визуальные впечатления, переживания субъекта, полученные им при созерцании социально-событийной конкретики; практический опыт» [16]. Иными словами, при формировании воспитательных процессов на основе исторической памяти невозможно ограничиваться только архивно-докумен-

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

108

2019, том 9, № 6

тально-объективными материалами, но необходимо включать и впечатления, и переживания субъекта, полученный им опыт.

Именно в таких чувственных включениях в историческую память о Великой Отечественной войне и наблюдается разница между современной молодежью и людьми старшего поколения, которые помнят войну по воспоминаниям своих родственников, оставшихся в живых участников боев. Кроме того, послевоенное поколение граждан СССР и затем Российской Федерации в значительной степени воспитывалось на мемуарах военных лет, воспоминаниях фронтовиков различных званий и должностей, начиная от солдат и заканчивая маршалами. В настоящее время, пожалуй, единственным образом, объединяющим все поколения на уровне чувственного восприятия, является марш памяти на 9 мая - «Бессмертный полк» [17], где явно и проявляется, и передается коллективная историческая память, и скорбь, и гордость за Победу в Великой Отечественной войне. Такие объединяющие образы тем более важны, что «в сознании российской студенческой молодежи... имидж Советского Союза резко отличается от образа России в отношении . к положительному и отрицательному соответственно» [18].

В связи с этим возникает проблема введения в воспитательный процесс современной молодежи массива художественных произведений писателей-фронтовиков, поскольку современное молодое поколение практически не знакомо с многоплановым творчеством писателей-фронтовиков, в отличие от людей старшего возраста, для которых воспоминания фронтовиков долгое время были практически единственным литературным источником,

ISSN 2658-6762

описывающем и ход боевых действий, и фронтовые судьбы солдат и офицеров [19; 20]. При этом основная научная проблема применительно к воспитательному процессу, в который включены материалы о Великой Отечественной войне, заключается в том, как использовать данные материалы при воспитании, поскольку литературно-художественный материал и документальные свидетельства во многом противоречивы. Это противоречие особенно важно актуализировать в настоящей цифровой реальности, поскольку в отличие от второй половины ХХ в. практически все свидетельства писателей-фронтовиков могут быть верифицированы в режиме онлайн практически каждым человеком через Интернет на таких сайтах как «Память народа»1, «Мемориал»2, «Подвиг народа»3.

В связи с этим цель статьи заключается в сравнительном анализе литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу и их соотнесении с архивными свидетельствами о соответствующих боевых действиях.

Методология исследования

Методология исследования заключается в сравнительном анализе того, как описываются события военных лет и своя роль в них рядом авторов-фронтовиков, с журналами боевых действий тех частей, в которых служили авторы, с данными об их боевом пути на основе документов Центрального архива Мини-

http://sciforedu.ru

1 Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения 03.10.2019)

2 Мемориал. URL: https://obd-memorial.ru/ (дата обра-

щения 03.10.2019)

3 Электронный банк документов «подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome (дата обращения 03.10.2019)

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

109

2019, том 9, № 6

стерства обороны России (ЦАМО), выставленные на вышеупомянутых сайтах и иными архивными документами, и выявлении степени достоверности сюжетов и событийной достоверности произведений авторов-фронтовиков.

База исследования

База литературных произведений о Великой Отечественной войне представляет несколько пластов. Появившиеся в годы войны произведения маститых известных с довоенных времен писателей К. М. Симонова 5 , А. А. Фадеева6, Б. Л. Горбатова7, В. П. Некра-

о

сова и др., писавших о советском человеке на фронте и в тылу врага. Послевоенные мемуары высшего командного состава, «Воспоминания и размышления» Г. К. Жукова9, к которым был огромный интерес у ветеранов войны, которые ждали выхода книг своего маршала, своего командира, описывавших боевые действия, в которых вспоминали «прошедшие дни», и тех, с кем воевали бок о бок. Конечно, послевоенная проза писателей-фронтовиков, прошедших войну солдатами и младшими офицерами переднего края, «серо-шинельная» проза, которая может рассматриваться как некое интегральное историческое

ISSN 2658-6762

сообщение, объединяющее собственно события, психологические состояния людей, событийную канву, духовное значение событий.

Долгое время воспоминания фронтовиков были практически единственным литературным источником, описывающем и ход боевых действий, и фронтовые судьбы солдат и офицеров. Однако после рассекречивания документов военных лет и создание сайтов ЦАМО «Память народа» 10, «Мемориал» 11, «Подвиг народа»12 открылся доступ к массиву оригинальных военно-исторических документов. С 2007 г. миллионы документов размещены на этих сайтах, и происходит их постоянное пополнение. Это информация о погибших и пропавших без вести военнослужащих, о попавших в плен, о награжденных с описанием их боевых подвигов. Значительное количество делопроизводственных документов воинских частей, включая журналы боевых действий, донесений, приказов, карт, описаний фронтовых, армейских операций. На сайте «Мемориал»13 донесения о безвозвратных потерях в период боев, об умерших в госпиталях.

Результаты исследования

Внимание к прозе этих писателей-фронтовиков, получившей в критике определения «литература фронтового поколения», «вторая

http://sciforedu.ru

4 Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/ ; Мемориал. URL: https://obd-memorial.ru/; Электронный банк документов «подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» URL: http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome (дата обращения 03.10.2019)

5 Симонов К. М. Живые и мертвые. Трилогия. - М.: Художественная литература, 1989.

6 Фадеев А. А. Молодая гвардия. - М.: Детская литература, 2015. - 606 с.

7 Горбатов Б. Л. Непокорённые (Семья Тараса). Повесть. - М.: ДОСААФ, 1977.

8 Некрасов В. П. В окопах Сталинграда. - М.: Азбука-

Аттикус, 2018. - 448 с.

9 Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: в 2 томах. - М.: Вече, 2015. - 944 с.

10 Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения 03.10.2019)

11 Мемориал. URL: https://obd-memorial.ru/ (дата обращения 03.10.2019)

12 Электронный банк документов «подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome (дата обращения 03.10.2019)

13 Мемориал. URL: https://obd-memorial.ru/ (дата обращения 03.10.2019)

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

110

2019, том 9, № 6

волна военной литературы», «проза лейтенантов», объясняется тем, что в их произведениях герой был часто реальным, а не вымышленным человеком, часто совсем не героичным, с его мечтами, слабостями, представлением о жизни, события имели конкретные даты и место, а сюжетная канва была завязана вокруг события, совсем не масштабного, хотя и занимающего свое место в истории. Поэтому, когда говорят о лейтенантах и «лейтенантской» прозе, имеют в виду не воинское звание, а духовную общность тех писателей, для которых слово о войне было прежде всего выражением личного фронтового опыта. С годами произведения целого поколения писателей-фронтовиков стали относить к «лейтенантской прозе». Всем нам стали известны эти имена -Ю. В. Бондарев14, В. Быков15, В. Богомолов16, В. Курочкин17, В. Кондратьев18, Г. Бакланов19, Б. Васильев20, Д. Гранин21, С. С. Смирнов22 и др.

Важно, что к представителям «лейтенантской прозы» относятся не исключительно лейтенанты де-юре, а те, кто имел опыт участия в боевой действительности и руководил в боевой обстановке (например, оказался сержантом и единственным, кто мог поднимать в

ISSN 2658-6762

атаку или же выводить из окружения). Что, соответственно, и описывалось не только в дальнейшем в художественных произведениях, но и составлялась фронтовая мемуаристика о произошедших событиях по факту своего руководства. Если исходить из содержания многих повестей, рассказов и романов военных писателей-очевидцев, то у них отражена практически вся палитра войны: состояние войск, боевые действия, победы и неудачи-поражения, талантливо представлены образы не только героев, но и образы-картины армии в её разных состояниях. При этом у авторов художественных произведений при описании боя даются не только внешние характеристики, но и внутреннее психологическое состояние бойца или офицера, мысли, мелькающие в сознании, состояние людей, их способностей, опытности или отсутствие её.

Введение в открытый оборот архивных документов о Великой Отечественной войне позволяет взглянуть на описываемые авторами события с объективной стороны, оценить степень достоверности произведений и выявить возможные противоречия в описании реального положения, на основе которого выстраивались художественные сюжеты. С целью подобного анализа первоначально были

http://sciforedu.ru

14 Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня. - М.: Вече, 2018. - 256 с.

15 Быков Василь. Повести. Третья ракета / пер. с белорусского М. Горбачева; Сотников / пер. автора; Обелиск / пер. Г. Куреневой; Дожить до рассвета / пер. автора; Его батальон / пер. автора. - М.: Советский писатель, 1986. - 592 с.; Быков Василь. Мертвым не больно: [сборник: Альпийская баллада; Мертвым не больно]. - М.: Изд-во АСТ, 2019. - 416 с.; Быков Василь. Колокола Хатыни / предисл. И. Штокмана. -М.: Изд-во «Правда», 1987. - 176 с.

16 Богомолов В. В августе сорок четвертого // Роман-газета. - 1975. - № 10 (776). - 78 с.

17 Курочкин В. На войне как на войне. Повести, рас-

сказы / сост. Г.Е. Нестеровой-Курочкиной. (Б-ка жур-

нала «Знамя»). - М.: Правда, 1990. - 480 с.

18 Кондратьев В. [Сашка] // Вернитесь живыми: Повести фронтовиков / ред.-сост. Г.К. Сапронов; вступ. ст. В. Я. Курбатова. - 2-е изд. (Серия «Школьная художественная библиотека»). - Иркутск: ИП Сапронов Г.К., 2001. - С. 291-386.

19 Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние. Повести. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 319 с.

20 Васильев Б. Аты-баты, шли солдаты: Повести. - М.: Вече, 2005. - 544 с.

21 Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 624 с.

22 Смирнов С. С. Брестская крепость. - М.: Худ. Литра, 1970. - 430 с.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

111

2019, том 9, № 6

изучены наградные дела писателей, поскольку все они имели боевые награды. Это дало возможность определить номер части или место службы будущего писателя. Далее сайты ЦАМО «Память народа» и «Мемориал» дают возможность проследить боевые судьбы «писателей-лейтенантов» 23. Весь этот материал позволил привязать описанные в их произведениях события к объективным реперам: датам, географическим местам, результатам военных операций, потерям личного состава и др.

Вот здесь-то и расходятся позиции писателей мемуаров генералов и маршалов, которые использовали язык боевых донесений, приказов, рапортов, язык планирования боевых операций и отчетов. Этот язык мы встречаем в Журналах боевых действий (ЖБД) и донесениях штабов, сводках, схемах, планах операций, картах. Это язык военного канцеляризма, которому офицеров обучали в военных училищах и на курсах высшего командного состава. Он достаточно стереотипен. Текст, слог должны были быть ясным, четким, в начальной форме указывались названия населенных пунктов (например, наступать в направлении Вороново, Починок, Погост; занять рубеж Вороново, Починок, Погост; отступать из Вороново, Починок, Погост). По сути, военные мемуары командующих это выдержки из журналов боевых действий фронтов, армий, корпусов, дивизий, к которым они имели доступ в Центральном архиве министерства обороны. Поэтому в них и больше

ISSN 2658-6762

канцеляризма, и объективных данных. В отличие от этого, у писателей язык описания боя отличается подробностями действий действующих персонажей, чего в ЖБД редко встретишь как исключительный случай. Писатели, за редким исключением, мало владели такой информацией, предпочитая опираться на свои ощущения, сохранившиеся в послевоенные годы в памяти, и чаще общаясь с окопниками в повседневной жизни. Рядом были люди, прошедшие войну. С них и списывались образы героев повестей и рассказов.

Предвестником лейтенантской прозы была вышедшая в 1947 г. повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» о военной повседнев-ности24, но В. Некрасов родился в 1911 г. и имел довоенный литературный опыт, а лейтенантами в основном были офицеры 19211924 г.р. В. Некрасов заложил основы фронтовой прозы-повести, стал одним из первых, кто попытался натурализовать событийность окопной жизни, эпизодов отступления, тяжести фронтового быта, силы и стойкости солдат во время боев в Сталинграде.

Свою первую награду медаль «За отвагу» он получил в феврале 1943 г. в звании старшего лейтенанта, будучи полковым инже-нером25, а уже орден Красной Звезды в 1944 г. получил в звании гвардии капитана, зам. командира саперного батальона по строевой подготовке26. В действующей армии был с 24 августа 1941 г. до июня 1944 г., когда был демобилизован после второго ранения.

http://sciforedu.ru

23 Катионов О. Н., Катионова А. О., Волков Р. Е. Ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точники, уточняющие информацию об офицерах, погибших в годы Великой Отечественной войны (на примере 179 сд) // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. XV

Междунар. науч. конгр., 24-26 апреля 2019 г., Новосибирск [Текст]: сб. материалов в 9 т. Т. 5: Междунар. науч. конф. «Геопространственные аспекты истори-

ческих и социокультурных процессов». - Новосибирск: СГУГиТ, 2019. - С. 38-44.

24 Некрасов В. П. В окопах Сталинграда. - М.: Азбука-Аттикус, 2018. - 448 с.

25 Память народа. Некрасов В. П. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie 150132519/ (дата обращения 08.10.2019)

26 Память народа. Некрасов В. П. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie 30698197/ (дата обращения - 08.10.2019)

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

112

2019, том 9, № 6

И указание в наградных документах на награждение орденом «Красная Звезда», что В. Некрасов до этого ордена был награжден медалью «За оборону Сталинграда», подтверждает, что его повесть «В окопах Сталинграда» это не просто художественное произведение, а рассказ о том, что автор пережил сам.

Бондарев Юрий Васильевич (1924 г. р.; медаль «За отвагу», приказ от 14.10.1943 г.) -командир орудия 76 м/м пушек, гвардии сержант 89 сп. 23 сд. 27, в сводной картотеке награжденных указан как младший лейтенант, хотя младшим лейтенантом запаса он стал в декабре 1945 г. после окончания Чкаловского артиллерийского зенитного училища. Сержант Ю. Бондарев храбро воевал во время войны. Однако, когда он писал «Батальоны просят огня», ему пригодился опыт военной подготовки лейтенанта, а персонажи воинов-артиллеристов он воспроизводил в качестве образов как сержант-артиллерист.

Писатель Константин Воробьев, который командовал в 1941 г. под Москвой курсантами, в бою попал в плен, бежал, командовал партизанским подразделением. У красноармейца (1938-1940) К. Воробьева указана довоенная специальность - журналист28. Его, литературного сотрудника газеты Академии им. Фрунзе отправили на учебу в Кремлевское пехотное училище, а оттуда на фронт. Пропал без вести 23 ноября 1941 г. в Московской области около г. Клин. Наград не имел.

Лейтенант Быков Василий Владимирович (1924 г.р. из Витебской обл.) призван в ар-

ISSN 2658-6762

мию летом 1942 г., окончил Саратовское пехотное училище, осенью 1943 г. присвоено звание лейтенанта. Был тяжело ранен во время Кировоградской операции. В документах сайта «Память народа» числится по донесению штаба в списке безвозвратных потерь личного состава 399 стрелкового полка 111 стрелковой дивизии от 12 декабря 1943 г. по 10 января 1944 г. в котором указано, что он, лейтенант, командир стрелкового взвода убит 10.1.44 в районе д. Большая Северинка Кировоградской области и похоронен на площади в центре села29. Он даже был исключен из списков Красной Армии приказом Главного управления кадром народного комиссариата обороны от 7 марта 1944 г. Из наградного листа на орден «Красная Звезда» от 15 мая 1945 г. мы узнаем, что к окончанию войны В. Быков имел три ранения и наград до этого не имел30.

Лейтенант Курочкин Владимир Александрович. В. Курочкин31 - наверное, один из самых заслуженных с точки зрения полученных государственных наград. 28 ноября 1943 г. представлен к ордену «Красная Звезда». В наградном листе напечатано, что он офицер связи и исправлено от руки на «командир взвода». Но описаны его героические действия именно как офицера, который осуществлял связь со штабом полка в боях на правом берегу Днепра. Наград и ранений нет (из наградного листа).

В 1943 г. Курочкин - командир взвода артиллерийского самоходного полка. А из его биографии узнаем, что в апреле 1942 г. он попал в машину, которая вывозила через Ладогу

http://sciforedu.ru

27 Память народа. Бондарев Ю. В. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie 21140166/ (дата обращения - 07.10.2019)

28 Память народа. Воробьев К. Д. https://pamyat-

naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_

donesenie85971138/ (дата обращения - 07.10.2019)

29 Память народа. Быков В. В. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie 55844204/ (дата обращения - 06.10.2019)

30 Там же.

31 Курочкин В. А. Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie 21566191/ (дата обращения - 06.10.2019)

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

2019, том 9, № 6

тех, кто пережил блокадную зиму 19411942 гг. в Ленинграде. В июне его призывают в армию. В июле 1942 г. он становится курсантом Ульяновского танкового училища. В марте 1943 г. курсантом артиллерийского училища в Саратове. С июня 1943 г. командир самоходного орудия СУ-76. В декабре - командир СУ-85. 8 января 1944 г. представлен к ордену Красного Знамени, но наградили Орденом Отечественной войны II степени (написано в наградном листе, что наград до этого не было, хотя к ордену «Красная Звезда» уже был представлен, но еще орден не был вручен).

31 января 1945 г. представлен к награждению Орденом Отечественной войны 1 степени. В наградном листе указано, что Куроч-кин - гвардии лейтенант, что у него уже есть два ордена. И что он был ранен 31 января 1945 г. Командир 1893 фастовского самоходного артиллерийского полка Басов подписал два первых наградных листа лейтенанта Ку-рочкина.

Открываем повесть «На войне как на войне»32. Первый абзац: «Первые три дня самоходный полк полковника Басова находился в резерве.». И действие происходит в декабре 1943 г. И герой Курочкина младший лейтенант Малешкин командир СУ-85, как и сам Курочкин. Командиром полка у Саши Ма-лешкина был подполковник Басов. Обращаемся к документам сайта «Память народа». Командир 1893 самоходного артиллерийского полка Басов Федор Евсеевич (1909 г.р.) в январе 1944 г. стал Героем Советского Союза33. Об автобиографичности повести «На войне как на войне» и образе младшего лейтенанта

ISSN 2658-6762

Малешкина пишут многие, занимавшиеся исследованием творчества В. Курочкина [21].

В исследовании о творчестве В. Куроч-кина С. М. Панферов доказывает фактами некоторые сюжеты автобиографичности повести о Малешкине34 и отмечает эпичность его военной прозы. В предисловии к итальянскому изданию повести В. Курочкина «На войне как на войне» (Рим, Армандо, 2004 г.) она названа классическим произведением русской литературы ХХ века. Это мнение в письме к автору повести высказал поэт Александр Яшин в 1965 г. Время подтвердило эту высокую оценку произведения. Оно обречено на хрестоматийность»35.

Повесть В. Курочкин начинает с описания действий полка самоходок СУ-85. Однако журнал боевых действий 1893 артполка самоходок со времени его формирования и до начала и хода боевых действий говорит о СУ-76. На СУ-85 В. Курочкин пересядет позже, после первой награды, которую он получит в 1943 г. - орден Красной Звезды за участие в боях на Днепровском плацдарме. В наградном листе в графе должность записано: «офицер связи», потом зачеркнуто и сверху записано «командир взвода 1893-го фастовского самоходного артиллерийского полка». А при кратком описании личного подвига записано: «тов. Курочкин работает офицером связи со штабом артиллерии корпуса. Работал энергично, не имея подвижных средств, пешим под арт. минометным огнем противника всегда в срок доставлял все приказы и оперативные документы. В боях на правом берегу р. Днепр тов.

http://sciforedu.ru

32 Курочкин В. А. На войне как на войне. Повести, рассказы / сост. Г. Е. Нестеровой-Курочкиной. - М.: Правда, 1990. - 480 с.

33 Память народа. Басов Ф. Е. иКЬ:Шрз://ратуа1-па-

roda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhde-

те19985550/ (дата обращения - 07.10.2019)

34 Панферов С. М. Земля и небо Виктора Курочкина: лит. портрет в интерьере четырех повестей / Сергей Панферов. - Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 2005. - 47, [1] с.

35 Там же.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

114

2019, том 9, № 6

Курочкин показал бесстрашие боевого офицера, умеющего работать в боевой обстановке и как офицер связи всегда докладывал обстановку командованию полка и докладывал о состоянии полка вышестоящему штабу». Представление к награде подписал 28 ноября 1943 г. командир 1893 фастовского самоходного артполка подполковник Басов, утвердил командир 6 гвардейского краснознаменного киевского танкового корпуса генерал-майор танковых войск Панфилов 11 декабря 1943 г.36. Сам наградной лист задает коллизию - В. Курочкин в описании подвига - офицер связи, а в установлении должности - командир взвода самоходок. Следовательно, можно сделать вывод об автобиографичности сюжета, когда у самоходки случилась потеря от взрыва снаряда, которым срезало дуло пушки. В этот момент его, видимо, и использовали как офицера связи.

Заключение

Послевоенное поколение граждан СССР и затем Российской Федерации в значительной степени воспитывалось на мемуарах военных лет, воспоминаниях фронтовиков различных званий и должностей, начиная от солдат и заканчивая маршалами. Долгое время воспоминания фронтовиков были практически единственным литературным источником, описывающем и ход боевых действий, и фронтовые судьбы солдат и офицеров. Однако после рассекречивания документов военных лет открылся доступ к массиву оригинальных военно-исторических документов, что позволяет сравнить и проверить достоверность фактологической канвы, изложенной в литературных произведениях писателей-фронтовиков.

ISSN 2658-6762

Если в прозе лейтенантов обязательно есть описание природы перед боем: выход войск на позиции, туман, плохая видимость или плохая погода, не дававшая возможности обеспечить поддержку авиации, или рельеф местности, сдерживавший наступление танков и т. п.; то в ЖБД этот фактор учитывается с точки зрения условий, в которых велись боевые действия: наступление в глубоком снегу, в метель или в условиях таяния снега. Это создавало дополнительные помехи и служило оправданием неудачных наступательных действий. Например, облитые водой снеговые валы противника, на высоты которых должна была наступать пехота в валенках.

О раненых у писателей-фронтовиков тоже написано: и как мучились, и как надеялись на выживание бойцы и командиры, и о самоубийстве осознавших неизбежность кончины. В ЖБД кратко - столько-то раненых. В журналах госпиталей или в их книгах погребений была графа, в которой указывалась причина смерти (слепое осколочное ранение груди, живота, гангрена, пулевое ранение головы и т.д.), место захоронения. У писателей место захоронения часто условно: на таком-то фронте, плацдарме, у города такого-то, редко - у деревни с названием.

Не отличаясь художественными преимуществами, ЖБД приближают документальную правду о войне, позволяют вести хронику военных действий на разных участках фронта, особенно отдельных подразделений - фронтов, армий, корпусов, дивизий, батальонов и даже, в отдельных случаях, рот. Батальоны и роты указываются в отдельных сводках ЖБД полков и дивизий, и только те, которые участвовали в непосредственном бою. Такая инфор-

http://sciforedu.ru

36 Память народа. Курочкин В. А. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie 21959032/ (дата обращения - 06.10.2019)

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, том 9, № б

http://sciforedu.ru

ISSN 2б58-б7б2

Из выше изложенного следует, что литературные и архивные материалы выступают как дополнительные стороны, совместное использование которых позволяет выявить объемность и сложную неоднозначность реаль-

мация позволяет сравнивать эпизоды из произведений писателей для их более достоверного восприятия.

ной картины военных лет. Они помогают формировать историческую память современных поколений и активно использовать комплекс материалов (художественные произведения + архивные материалы) в воспитательном процессе современной молодежи, в формировании ее исторической памяти о героизме и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alieva S. A., Zakaryaeva S. Z., Omarov O. N., Radjabova R. V., Kimpaeva E. A., Gadjieva P. D.

Scientific and Pedagogical Bases of Civic and Patriotic Upbringing of Young Students // Journal of Educational and Social Research. - 2019. - Vol. 9, № 3. - P. 160-169. DOI: https://doi.org/10.2478/jesr-2019-0033

2. Филатов В. И. Патриотические традиции в современной системе образования молодежи // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № T 7. - С. 56-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23296463

3. Томашевская М. А., Семенова Е. В. Социальный проект «расскажем миру правду о войне» как средство патриотического воспитания молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 493. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664380

4. Mason R., Suchoples J. Representations of war in films and novels Representations of War in Films and Novels. - 2015. - P. 1-257. DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-06092-8

5. Domínguez Almansa A., López Facal R. Conflictive heritages, civic competence and professional training in primary education // Revista de Educacion. - 2017. - Vol. 2017, Issue 375. - P. 86-109. DOI: https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2016-375-336

6. Galai Y. The transnational mythscape of the Second World War // Memory Studies. - 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698019863151

7. Gongaware T. B. Collective memory anchors: Collective identity and continuity in social movements // Sociological Focus. - 2010. - Vol. 43, issue 3. - P. 214-239. DOI: https://doi.org/10.1080/00380237.2010.10571377

8. Агеева Г. М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 68-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18046919

9. Чурсанова И. А. Проблема соотношения истории и социальной памяти: опыт теоретической реконструкции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2012. - № 2 (8). - С. 180-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18753618

10. Кумыков У. М. Социальные потрясения в контексте коллективной памяти и исторического опыта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. -С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19327011

11. Денисов Ю. П. Социальные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 5. - С. 507. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20992593

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

12. Навроцкий Б. А., Седова Н. Н. Поколение, которое помнит (молодежь города-героя Волгограда о сталинградской битве // Социология города. - 2018. - № 1. - С. 36-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34956425

13. Штурба Е. В., Астанина Л. В. Фальсификация истории как угроза национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - Т. 11, № 2. -С. 125-133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38505700

14. Андриянова Т. В. Историческая память студенческой молодежи региона и проблема ее фальсификации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10, № 5-2. -С. 13-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806943

15. Жапуев З. А. Реинституционализация социальной памяти как фактор консолидации и восстановления социального иммунитета российского общества в условиях модернизации // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 1. - С. 139-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20458416

16. Кумыков А. М. Конфигурация проявления социальной памяти в характеристиках отечественного исторического процесса // Историческая и социально-образовательная мысль. -2013. - № 2. - С. 218-221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19039918

17. Linchenko A., Golovashina O. With tears upon our eyes?: Commemorations of victory day in the Great Patriotic War in the school practice in the soviet union and Russia // Journal of Social Science Education. - 2019. - Vol. 18, Issue 1. - P. 56-80. DOI: https://doi.org/10.4119/jsse-912

18. Kasamara V., Sorokina A. Post-Soviet collective memory: Russian youths about Soviet past // Communist and Post-Communist Studies. - 2015. - Vol. 48, issue 2-3. - P. 137-145. DOI: https://doi.org/10.1016/j .postcomstud.2015.06.003

19. Стародубова О. Ю. Художественная литература как средство пропаганды военного прошлого в годы Великой Отечественной войны (методология проблемы) // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2015. - № 2 (8). - С. 37-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25441036

20. Базиева Г. Д. Историческая память в художественных текстах о Великой Отечественной войне // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. - 2018. -№ 2 (37). - С. 87-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287505

21. Панкратова Т. Б. Военная проза В. А. Курочкина // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2017. - Т. 27, № 3. - С. 400-407. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29945589

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1906.07

Oleg Nikolaevich Cationov,

Doctor of Historical Sciences, Director, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7260-0051 E-mail: korolek1953@gmai.com Anna Olegovna Cationova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History,

Humanitarian and Social Education,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2414-6050 E-mail: katiosha@mail.ru Boris Olegovich Mayer,

Doctor of Philosophical Sciences, Vice-Rector for Research,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4083-4638 E-mail: maierbo@gmail.com

Literary stories by military writers in the moral education of modern youth

Introduction. The article studies the problem of using literary stories by military writers as a source of historical memory for modern Russian youth in the formation of the value-semantic space within educational process and social immunity to attempts to falsify history. The purpose of the article is a comparative analysis of the literary stories by military writers as applied to the moral educational process and their correlation with archival evidence of the relevant military operations.

Materials and Methods. The research methodology consists in a comparative analysis of how the events of the Great Patriotic War are presented in literary fiction by military writers, war logs of the units in which they served and data presented in the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The research is based on the documents from the Central Archive of the Russian Ministry of Defense, presented on the websites and other archival data. The research focuses on the post-war prose by military writers who served in the Soviet Armed Forces as soldiers andjunior officers during the Great Patriotic War.

Results. The article substantiates that military fiction and archival materials should be considered as mutually complementary sources which contribute to revealing complex ambiguity of the real picture of the war years. They help shape the historical memory of younger generations.

Conclusions. In conclusion, the authors summarize the results of a comparative analysis of the literary stories by military writers as applied to the moral educational process and their correlation with archival evidence of the relevant military operations.

Moral education of young; Military writers; Military archives; Historical and cultural heritage; Historical memory in literary stories; Patriotic education; Social immunity.

Abstract

Keywords

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

118

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

REFERENCES

1. Alieva S. A., Zakaryaeva S. Z., Omarov O. N., Radjabova R. V., Kimpaeva E. A., Gadjieva P. D. Scientific and pedagogical bases of civic and patriotic upbringing of young students. Journal of Educational and Social Research, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 160-169. DOI: https://doi.org/10.2478/jesr-2019-0033

2. Filatov V. I. Patriotic traditions in the modern system of youth education. Scientific-Methodical Electronic Journal Concept, 2015, no. T7, pp. 56-60. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23296463

3. Tomashevskaya M. A., Semenova E. V. The social project "tell the world the truth about the war" as a means of patriotic education of youth. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 5, pp. 493. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664380

4. Mason R., Suchoples J. Representations of war in films and novels Representations of War in Films and Novels. 2015, P. 1-257. DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-06092-8

5. Domínguez Almansa A., López Facal R. Conflictive heritages, civic competence and professional training in primary education. Revista de Educacion, 2017, vol. 2017, issue 375, pp. 86-109 DOI: https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2016-375-336

6. Galai Y. The transnational mythscape of the Second World War. Memory Studies, 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698019863151

7. Gongaware T. B. Collective memory anchors: Collective identity and continuity in social movements. Sociological Focus, 2010, vol. 43, issue 3, pp. 214-239. DOI: https://doi.org/10.1080/00380237.2010.10571377

8. Ageeva G. M. Memory mediatization: Memorial evidence in blogs and social networks. Tomsk State University Bulletin, 2012, no. 363, pp. 68-74. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18046919

9. Chursanova I. A. The problem of the correlation of history and social memory: The experience of theoretical reconstruction. Bulletin of Voronezh State University. Series: Philosophy, 2012, no. 2 (8), pp. 180-191. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18753618

10. Kumykov U. M. Social upheavals in the context of collective memory and historical experience. Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences, 2013, no. 3, pp. 25-27. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19327011

11. Denisov Yu. P. Social networks of the Russian-language Internet as a source of forming the image of the Great Patriotic War in the social memory of Russians. Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 5, pp. 507. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20992593

12. Navrotsky B. A., Sedova N. N. The generation that remembers (youth of the hero city of Volgograd about the battle of Stalingrad. Sociology of the City, 2018, no. 1, pp. 36-43. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34956425

13. Shturba E. V., Astanina L. V. The falsification of history as a threat to the national security of Russia. Historical andSocio-Educational Thought, 2019, vol. 11, no. 2, pp. 125-133. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38505700

14. Andriyanova T. V. The historical memory of students of the region and the problem of its falsification. Historical and Socio-Educational Thought, 2018, vol. 10, no. 5-2, pp. 13-21. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806943

15. Zhapuev Z. A. Reinstitutionalization of social memory as a factor in the consolidation and restoration of social immunity of Russian society under modernization. Humanitarian of the South of Russia, 2013, no. 1, pp. 139-149. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20458416

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

2019, Vol. 9, No. 6 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

16. Kumykov A. M. The configuration of the manifestation of social memory in the characteristics of the domestic historical process. Historical and Socio-Educational Thought, 2013, no. 2, pp. 218— 221. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19039918

17. Linchenko A., Golovashina O. With tears upon our eyes?: Commemorations of victory day in the Great Patriotic War in the school practice in the soviet union and Russia. Journal of Social Science Education, 2019, vol. 18, issue 1, pp. 56-80. DOI: https://doi.org/10.4119/jsse-912

18. Kasamara V., Sorokina A. Post-Soviet collective memory: Russian youths about Soviet past. Communist and Post-Communist Studies, 2015, vol. 48, issue 2-3, pp. 137-145. DOI: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2015.06.06.003

19. Starodubova O. Yu. Fiction as a means of propaganda of the military past during the Great Patriotic War (problem methodology). Traditional National-Cultural and Spiritual Values as the Foundation for the Innovative Development of Russia, 2015, no. 2 (8), pp. 37-38. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25441036

20. Bazieva G. D. Historical memory in literary texts about the Great Patriotic War. Bulletin of the Kabardino-Balkarian Institute for Humanitarian Studies, 2018, no. 2 (37), pp. 87-91. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287505

21. Pankratova T. B. Military prose V. A. Kurochkina. Bulletin of the Udmurt University, Series History and Philology, 2017. vol. 27, no. 3, pp. 400-407. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29945589

Submitted: 27 September 2019 Accepted: 08 November 2019 Published: 31 December 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.