Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК СОЦИАЛЬНО-СБЕРЕГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК СОЦИАЛЬНО-СБЕРЕГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ИЗДАТЕЛЬСТВА / СЕТЕВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТАЛЫ / ПРЕМИИ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вологина Екатерина Владимировна

Одной из важных проблем, с которыми сталкивается современное общество, является высокий уровень социальных нарушений. На этом фоне возрастает актуальность исследований, направленных на осмысление социально сберегающих факторов общественной жизни. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой позитивные ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов сохранения социальной стабильности. В этом контексте, с одной стороны, серьезную угрозу несет в себе кризис культуры, с другой - актуализируется важность его преодоления. Статья посвящена исследованию перспектив воздействия современной литературы на культурную ситуацию, и, через это - преодоление существующих деструктивных тенденций в обществе. Анализируются основные социальные институты, на уровне которых осуществляется продвижение литературного творчества. Рассматривается специфика издательского дела, сетевых литературных порталов и литературных премий. Доказывается, что на уровне издательств и сетевых литературных порталов механизмы продвижения литературного творчества обусловлены коммерческими интересами данных организаций, в связи с чем они ориентированы на интересы и предпочтения массовой аудитории. Как следствие - они способствуют воспроизводству существующих тенденций культуры. Оцениваются возможности литературных премий по поддержке литературного творчества, содержание которого способствует развитию позитивных личностных качеств читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY PRIZES AS A SOCIAL SAVING MECHANISM: SOCIOCULTURAL ASPECT

One of the important problems faced by modern society is the high level of social disorders. Against this background, the relevance of research aimed at understanding the socially saving factors of public life increases. The author substantiates the point of view according to which positive value orientations are one of the most important factors in maintaining social stability. In this context, on the one hand, the crisis of culture poses a serious threat, on the other hand, the importance of overcoming it is actualized. The article is devoted to the study of the prospects of the impact of modern literature on the cultural situation, and, through this, overcoming the existing destructive tendencies in society. The main social institutions at the level of which the promotion of literary creativity is carried out are analyzed. The specifics of publishing, online literary portals and literary awards are considered. It is proved that at the level of publishing houses and online literary portals, the mechanisms for promoting literary creativity are determined by the commercial interests of these organizations, and therefore they are focused on the interests and preferences of the mass audience. As a result, they contribute to the reproduction of existing cultural trends. The possibilities of literary awards to support literary creativity, the content of which contributes to the development of positive personal qualities of readers, are evaluated.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК СОЦИАЛЬНО-СБЕРЕГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 316.7

DOI 10.23672/u8637-0965-8803-f

Вологина Екатерина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой электронных СМИ и новых медиа, Кубанский государственный университет vokal@list.ru

Ekaterina V. Vologina

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Electronic Media and New Media, Kuban State University vokal@list.ru

Литературные премии

как социально-сберегающий механизм:

социокультурный аспект

Literary prizes

as a social saving mechanism: sociocultural aspect

Аннотация. Одной из важных проблем, с которыми сталкивается современное общество, является высокий уровень социальных нарушений. На этом фоне возрастает актуальность исследований, направленных на осмысление социально сберегающих факторов общественной жизни. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой позитивные ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов сохранения социальной стабильности. В этом контексте, с одной стороны, серьезную угрозу несет в себе кризис культуры, с другой - актуализируется важность его преодоления. Статья посвящена исследованию перспектив воздействия современной литературы на культурную ситуацию, и, через это - преодоление существующих деструктивных тенденций в обществе. Анализируются основные социальные институты, на уровне которых осуществляется продвижение литературного творчества. Рассматривается специфика издательского дела, сетевых литературных порталов и литературных премий. Доказывается, что на уровне издательств и сетевых литературных порталов механизмы продвижения литературного творчества обусловлены коммерческими интересами данных организаций, в связи с чем они ориентированы на интересы и предпочтения массовой аудитории. Как следствие - они способствуют воспроизводству существующих тенденций культуры. Оцениваются возможности литературных премий по поддержке литературного творчества, содержание которого способствует развитию позитивных личностных качеств читателей.

Ключевые слова: литература, издательства, сетевые литературные порталы, премии, общество, культура.

Annotation. One of the important problems faced by modern society is the high level of social disorders. Against this background, the relevance of research aimed at understanding the socially saving factors of public life increases. The author substantiates the point of view according to which positive value orientations are one of the most important factors in maintaining social stability. In this context, on the one hand, the crisis of culture poses a serious threat, on the other hand, the importance of overcoming it is actualized. The article is devoted to the study of the prospects of the impact of modern literature on the cultural situation, and, through this, overcoming the existing destructive tendencies in society. The main social institutions at the level of which the promotion of literary creativity is carried out are analyzed. The specifics of publishing, online literary portals and literary awards are considered. It is proved that at the level of publishing houses and online literary portals, the mechanisms for promoting literary creativity are determined by the commercial interests of these organizations, and therefore they are focused on the interests and preferences of the mass audience. As a result, they contribute to the reproduction of existing cultural trends. The possibilities of literary awards to support literary creativity, the content of which contributes to the development of positive personal qualities of readers, are evaluated.

Keywords: literature, publishing houses, online literary portals, awards, society, culture.

В современном мире одной из острых проблем является преодоление социальных противоречий и деструктивных процессов, оказывающих на общество дезинтегративное воздействие. Как отмечает А. Гофман, одним из доминирующих направлений социальных исследований в настоящее время является изучение

социальных нарушений [4], что обусловлено практическими запросами общества, связанными с необходимостью своевременного распознания социальных угроз и определения перспективных способов противодействия существующим факторам риска.

Одной из причин возрастания уровня социальных рисков является то, что современное общество находится в состоянии высокоинтенсивной трансформации, что является одним из следствий активного протекания глобализационных процессов и, по сути, представляет собой разновидность издержек повышения масштабов социального взаимодействия и роста его интенсивности в условиях, когда взаимодействующие общества характеризуются различиями в политическом устройстве, экономическом состоянии, культуре и т.д. Современное общество значительно усложнилось в структурном плане, и одновременно с этим возросла плотность социальной коммуникации, что привело к такому явлению, как разрушение границ между обособленными локальными сообществами и масштабными общественными группами.

Это проявляется в области межэтнического взаимодействия, межконфессиональных отношений, одним из аспектов развертывающихся процессов становится столь мощная интенсификация культурного диалога, что ее результатом становится формирование множественной идентичности у членов общества и мозаичного, эклектичного мировоззрения, сочетающего элементы самых разных систем мысли (подчас в корне противоречащих друг другу). При этом, помимо естественных социальных процессов, оказывающих на общество дестабилизирующее воздействие, следует отдельно отметить также целенаправленную деятельность, направленную на подрыв социальных устоев и разрушение текущей социально-политической системы. Одной из острых проблем в данном случае является развитие экстремизма, который исследователи рассматривают в качестве одной из серьезных угроз стабильности современного общества [11]. К представленному перечню неблагоприятных социальных процессов следует добавить также высокий уровень преступности1, оказывающей глубокое деструктивное воздействие на ряд общественных институтов, начиная с институтов власти и экономики и заканчивая институтом семьи.

Государство стремится к преодолению описанных выше неблагоприятных тенденций, что проявляется в осуществлении активной социальной политики, мерах по повышению эффективности правоохранительных органов, осуществлении на уровне ведущих государственных институтов мер по борьбе с преступностью, экстремизмом, межэтническими конфликтами и т.д. Преимущественно принимаемые меры имеют институциональный характер и проявляются в форме прямого регулятивного воздействия на социальную систему. Вместе с тем, следует отметить, что существует важное направление, обращение к которому может в значительной степени способствовать созданию благоприятных условий для стабилизации ситуации в обществе. Речь идет об активизации внутренних социально-сберегающих

1 Отдельно следует отметить, что имеет место не просто высокий уровень преступности: исследователи обращают внимание на то, что во всем мире наблюдается тенденция роста количества противоправных действий членов общества. См., Баймолдина С.М. Особенности

факторов и механизмов, способствующих консолидации членов общества.

Если рассмотреть основной спектр перечисленных выше проблем и деструктивных факторов, с которыми сталкивается современное общество, можно заметить важный момент, который является общим для них всех: одним из серьезных сдерживающих факторов описанных выше деструктивных явлений являются позитивные мировоззренческие установки членов общества, определяющие их нацеленность на социально-значимые действия и, в целом - содействие установлению общественного благополучия. Одним из ключевых аспектов формирования подобного рода конструктивных установок является наличие у членов общества развитых ценностных установок, определяющих приоритет сотрудничества, взаимопомощи, важность активной гражданской позиции, законопослушности и т.д. В рамках настоящей статьи мы остановимся подробнее на таком вопросе, как влияние современных процессов в литературной среде на формирование конструктивных ценностных ориентаций членов общества, и, в частности, проанализируем вопрос о том, каковы возможные перспективы воздействия на литературную сферу, посредством которых можно способствовать развитию конструктивных ценностей в общественной среде.

Для начала следует охарактеризовать такой момент, как влияние мировоззренческих установок членов общества на его внутреннюю стабильность. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на то, что существует две основные разновидности регуляторов социального поведения членов общества - внешние и внутренние. Под внешними регуляторами подразумевается система права и совокупность институтов, ориентированных на обеспечение правового формата социального взаимодействия, а также механизмы социального контроля, основанные на порицании социально деструктивных форм поведения. Влияние данных регуляторов достаточно серьезно, но не тотально: в ситуациях, когда члены общества полагают, что могут избежать наказания за общественно опасное деяние или совершение порицаемого поступка (например, в условиях анонимности или в ситуации, когда поблизости нет представителей органов правопорядка), многие из них осуществляют негативные формы социальной активности. Кроме того, следует отметить, что в отдельных ситуациях действия, допустимые с точки зрения установившейся в обществе системе правил, тем не менее влекут за собой существенные негативные последствия.

В качестве примера мы можем привести ситуацию, которая квалифицируется как травля и слагается из действий, каждое из которых, будучи взятым по отдельности, может не выходить за рамки существующих социальных ограничений. В данном случае отдельная шутка может не

криминологической характеристики преступности в Российской Федерации / С.М. Баймолдина // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2009. № 1(13). С. 104-108.

расцениваться членами общества как опасное и некорректное поведение, однако в совокупности подобного рода практики, совершаемые коллективно, могут причинить существенный вред отдельному человеку, на которого они направлены.

Здесь мы подходим к пониманию того, что внешние регуляторы социального поведения не обеспечивают корректную социальную активность, они скорее задают определенные рамки, явный выход за которые сопровождается наказанием, официальным или неофициальным. И в данном случае очень большое значение имеет то, чего в действительности хотят члены общества, к чему стремятся, а также то, какие формы и способы достижения желаемого они считают допустимыми и возможными. Здесь мы, собственно, вплотную подходим к вопросу о внутренних регуляторах социального поведения.

Внутренние регуляторы социального поведения локализованы на уровне мировоззрения членов общества. Это совокупность представлений о допустимом и недопустимом, ценности, на основании которых человек устанавливает грань между тем, что он считает корректной социальной практикой и тем, чего делать нельзя. Также на уровне мировоззрения представлены нормы и модели поведения, рассматриваемые социальным субъектом в качестве корректного и, напротив - социальные модели, которые он отвергает. Система мировоззрения не просто описывает структуру общества, она также определяет способ взаимодействия человека с обществом, определяя способ его поведения и общие векторы его социальной активности.

Именно от того, какого рода мировоззрение сформировалось у человека, зависит конечная совокупность целей, которые он ставит в жизни, и именно характер его мировоззрения определяет то, какие способы достижения поставленных целей он может избрать.

Несмотря на то, что мы назвали мировоззрение внутренним регулятором социальной активности субъекта, источники его формирования имеют, по большей части, внешний по отношению к нему характер. Еще А. Шютц обратил внимание на то, что человек формирует свое мировоззрение в опоре на внешние источники [10], в частности, в процессе коммуникации и приобщения к культуре. В свою очередь, М. Маклюэн [8] рассмотрел значение медиа (к которым он отнес любые механизмы запечатления, хранения и передачи информации, включая книги, видеофильмы и т. д.) как одного из основных источников формирования мировоззрения человека.

Обобщая сказанное выше, следует обратить внимание на то, что преодоление социальных рисков в настоящее время может быть реализовано посредством создания на уровне культуры условий для формирования конструктивных форм социального мировоззрения членов общества - создание социально значимых ценностных установок, а также устойчивых представлений о приемлемых и неприемлемых формах поведения. И здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой,

которая заключается в том, что на уровне культуры имеют место кризисные тенденции, которые проявляются в формировании потребительских ценностей (что включает в себя, в том числе, потребительское отношение к другим людям), легитимации отдельных форм насилия (включая те, которые противоречат закону), распространении откровенно циничных форм мировоззрения, которые обосновываются «разумностью» выстраиваемой позиции.

По сути, одной из тенденций становится распространение крайних индивидуалистических установок, противопоставляющих единичного субъекта обществу и, в частности, полагающих оправданным «использование» субъектом своего социального окружения в личных целях. Подобного рода установки носят очевидно деструктивный характер, однако, вместе с тем, они активно репрезентируются на уровне массовой культуры, что, по сути, задает масштабные процессы привития членам общества деструктивных ценностей и моделей поведения. Тот из аспектов социальной регуляции, который ранее был рассмотрен в качестве перспективного направления решения назревших социальных проблем, по факту, в настоящее время имеет нарушенный характер и во многом служит воспроизводству этих проблем.

Подобного рода ситуация определяет необходимость воздействия на нарождающуюся культурную сферу с целью изменения содержательной составляющей протекающих на уровне культурной среды процессов. В настоящей статье мы рассмотрим на примере литературной сферы вопрос о том, какие факторы и социальные механизмы определяют репрезентацию элементов массовой культуры в литературной среде и, в свою очередь - какие меры могут быть предприняты с целью нормализации ситуации в культурной сфере.

Для начала следует обратить внимание на то, что влияние литературы на членов общества в существенной степени определяется тем, что именно они склонны читать. В этом контексте мы можем отметить, что исследования, на уровне которых отмечается высокий потенциал воздействия классической литературы на мировоззрение членов общества [6] раскрывают общий принцип воздействия данной литературы на мировоззрение читателей и их духовно-нравственное развитие, однако не дают целостной картины того, что именно склонны читать люди в настоящее время и, в частности - насколько высок уровень обращения к литературной классике у современных читателей.

Среди молодежи социологические исследования демонстрируют относительно высокий уровень приобщения к классической литературе (49,2 % опрошенных), второй по популярности является литература в жанре фэнтези (44,4 %) [5]. Среди детей и подростков характерен значительный перевес в сторону современной развлекательной литературы: 82,8 % опрошенных из числа детей и подростков читают фэнтези [2]. При этом исследователи обращают внимание на то, что современные читатели проявляют повышенную

склонность к прочтению развлекательной, досу-говой литературы, при этом, в количественном плане электронные книги преобладают над бумажными [9].

Показательным моментом является также и то, что многие из молодых людей, полагающих действительно ценной и значимой классическую литературу, тем не менее, в рамках проведения досуга отдают предпочтение современной развлекательной литературе, что мотивируется желанием отдохнуть после трудного дня (особенно это касается представителей работающего населения, сталкивающихся со стрессовыми ситуациями и стремящимися разгрузить свою нервную систему, получить положительные эмоции и т.д.). Все это в совокупности определяет то, что среди представителей младшей и средней возрастной групп преобладающее место в системе литературных предпочтений приобретает современная литература.

Следует обратить внимание на один важный момент. В рамках настоящей статьи мы ориентируемся, прежде всего, на литературные привычки и предпочтения младшей и средней возрастной групп в силу того, что представители данных возрастных категорий характеризуются большей пластичностью мировоззрения и, в ряде случаев -его незавершенностью, что задает существенно больший потенциал воздействия литературы на социальную картину мира, нежели, например, у зрелых и пожилых людей. Именно это является тем основанием, которое определяет акцентуацию внимания на литературных привычках и предпочтениях подростков и молодежи.

Возвращаясь к затронутому вопросу, отметим, что высокая востребованность нарождающейся литературы определяет то, что процессы возникновения новых литературных произведений оказывают колоссальное воздействие на мировоззрение членов общества, и именно поэтому от того, какова качественная определенность нарождающегося литературного творчества во многом зависит то, какое влияние оно может оказать на членов общества.

Несмотря на то, что известных, профессиональных писателей сравнительно немного, ежедневно десятки тысяч людей занимаются творческой деятельностью в литературной сфере, однако их работы пишутся, преимущественно «в стол», либо являются достоянием узкого круга родственников и знакомых. Если мы рассматриваем момент влияния литературного творчества на общество, целесообразно обратить внимание не столько на то, какие произведения выходят из-под пера многочисленных литераторов, сколько на то, какие работы обретают известность и, соответственно, обретают возможность воздействия на сознание читателей.

И здесь мы приходим к пониманию важного принципа: содержание литературной продукции, предлагаемой вниманию читателей, в значительной степени зависит от того, какие именно работы получили продвижение на уровне действующих литературных институтов. А это, в свою очередь,

актуализирует вопрос о том, на каких принципах строится деятельность основных институтов, обеспечивающих продвижение литературного творчества.

Прежде всего, следует определиться с тем, какие основные институты в настоящее время осуществляют продвижение литературного творчества и, соответственно, могут рассматриваться как своеобразные социальные лифты для писателей. В настоящее время можно выделить три основных сферы, на уровне которой осуществляется продвижение литературного творчества и поддержка начинающих писателей:

- издательства;

- сетевые литературные порталы;

- литературные премии.

Для начала рассмотрим, в чем состоит специфика функционирования обозначенных институтов и на каких условиях они обеспечивают продвижение литературного творчества. Здесь следует обратиться к самому известному и, по сути, классическому варианту продвижения в литературной среде - заключению автором контракта с издательством на предмет публикации конкретного произведения или цикла работ.

Деятельность издательств предполагает реализацию нескольких задач:

- поиск перспективных работ;

- непосредственная публикация перспективных работ (что означает процесс материального производства книг, с соответствующей затратой материальных средств на обеспечение материалов и технологического процесса верстки, печати и т.д.);

- обеспечение условий для продажи печатной продукции (выход на розничные сети, на уровне которых продается литературная продукция, обеспечение логистики, хранение книг и т.д.);

- создание условий для высокого уровня продаж произведенной печатной продукции (осуществление рекламных кампаний, организация различного рода мероприятий, привлекающих внимание к конкретным произведениям и т.д.).

Для издательства реализация каждой из перечисленного набора задач связана с существенными материальными издержками, причем далеко не каждый литературный труд, который был издан, удается реализовать, что, по сути, определяет моменты риска, связанные с публикацией работ малоизвестных авторов. Это определяет то, что процесс отбора работ для публикации является очень жестким, поскольку для редакторского состава издательств очень важно не допустить публикации слишком большого количества убыточных книг.

В свою очередь, издательства стремятся к публикации работ, которые будут позитивно восприняты массовой аудиторией, что определяет

сравнительно невысокий набор жанров, написание работ в которых перспективно с точки зрения сотрудничества с издательством. Так, например, в настоящее время сравнительно высоким спросом пользуется фантастика, детективы, любовные романы, а также книги, написанные в гибридных жанрах (фантастический детектив, любовное фэнтези и т.д.). Ключевым моментом в данном случае становится то, что принятие решение о публикации работы или, напротив, об отказе в публикации осуществляется, преимущественно с точки зрения того, будет ли конкретная книга продаваться, или нет. При этом такие аспекты, как литературная ценность, глубина содержания, философский смысл работы, ее влияние на ценностную структуру личности читателя - все это выступает в качестве второстепенных факторов, которые могут не учитываться.

Определяющим моментом в данном случае является то, что современные издательства в большинстве своем являются коммерческими организациями и, соответственно, выстраиваемые на их уровне процессы подчиняются, преимущественно, экономическим законам. Таким образом, мы наблюдаем следующую логическую цепочку:

- издательства стремятся к минимизации рисков и максимизации прибыли, что определяет повышенную вероятность отказа начинающему, малоизвестному писателю;

- основой принятия решения о публикации работы является ее предполагаемая продаваемость, что означает ориентацию на интересы массовой читательской аудитории;

- в настоящее время читатели в большинстве своем ориентированы на «легкую», развлекательную литературу, действующие персонажи которой являются близкими им по духу и, по сути, являются носителями тех же культурных ценностей, что и основная масса читателей.

Основным выводом из данной логической цепочки является то, что публикация произведений на уровне современных издательств в силу коммерческой их ориентации определяет доминирование массовых читательских предпочтений как фактора принятия к публикации или, напротив, отказа в публикации конкретной работе. Соответственно «в тираж» идут, прежде всего, те книги, которые соответствуют массовым запросам, а в содержательном плане отвечают тем культурным запросам и установкам, которые характерны для массовой читательской аудитории. С точки зрения влияния на культуру тех тенденций, которые имеют место на уровне ведущих издательств, можно констатировать наличие механизмов воспроизводства основных культурных тенденций на уровне издательской среды. Соответственно, коль скоро исследователи отмечают наличие серьезных кризисных процессов на уровне культуры, те же самые негативные культурные формы получают распространение и на уровне активно публикуемой литературной продукции.

При этом показательными являются два момента: с одной стороны, продвижение в

литературной среде получают те авторы, работы которых соответствуют массовым читательским предпочтениям, с другой стороны, многие авторы, стремящиеся к коммерческому успеху, в конечном итоге обращаются к тем жанровым нишам и способом написания литературных работ, которые наиболее востребованы. Как результат, можно судить о моментах деформации литературной среды, связанных с моментом коммерческой ориентированности ведущих издательств.

Обратимся к следующему социальном механизму, посредством которого осуществляется развитие литературной сферы - деятельности сетевых литературных порталов, на уровне которых авторы приобретают возможность публикации своих работ.

Рассматривая специфику функционирования сетевых площадок самиздата, прежде всего, следует отметить, что здесь «порог вхождения» существенно ниже, нежели в издательской сфере, что в значительной степени сопряжено с тем, что издержки размещения литературных произведений на подобного рода сайтах существенно ниже, нежели издержки издательств, осуществляющих публикацию печатных изданий. Для сетевого ресурса размещение отдельного произведения сопряжено с незначительными затратами материальных средств, поскольку речь идет лишь о хранении небольшого файла на сервере литературного портала и предоставлении пользователям возможности ознакомиться с ним. По этой причине для начинающего автора не составляет проблемы опубликовать свое произведение.

Вместе с тем, один лишь факт публикации не делает начинающего автора сколько-нибудь известным, поскольку для того, чтобы представители читательской аудитории могли ознакомиться с его работой, им нужно, для начала, узнать о ее существовании. И здесь в дело вступают механизмы, сходные по принципам с механизмами продвижения видеоконтента на популярных хо-стингах: для того, чтобы книгу чаще предлагали читателям, необходимо, чтобы те из читателей, которые уже ознакомились с ее содержанием, оставили ей положительную оценку (лайк). Чем выше показатель читательского одобрения, тем, соответственно, чаще книга предлагается новым читателям. При этом, для того, чтобы книга изначально была кем-то прочитана на уровне подобного рода порталов существует множество разнообразных виджетов, в рамках которых осуществляется рекомендация к прочтению произведений, отобранных по определенным критериям (включая время публикации).

В целом, система, реализованная на уровне сетевых литературных порталов, дает возможность получить известность даже начинающему писателю, никак не вкладывающемуся в рекламное продвижение, при условии, если он стабильно публикует свое литературное творчество. Однако сами по себе механизмы продвижения (предложения к прочтению) литературного творчества основываются, преимущественно, на рейтингах читательского одобрения и показателях читательской активности, в связи с чем наибольшие

перспективы имеют место у тех работ, которые отвечают вкусовым предпочтениям большей части аудитории сайта. По этой причине на уровне подобного рода порталов самиздата, чаще всего, имеет место сравнительно узкий набор жанров, работы в которых получают продвижение. Еще одним немаловажным моментом является то, что механизмы продвижения авторов реализуются, преимущественно, с упором на максимизацию коммерческой прибыли сайта, что определяет наличие сходных механизмов, что и в работе крупных издательств. Иными словами, для того, чтобы быть популярным на подобного рода сайте, необходимо писать мейнстримные произведения, отвечающие вкусовым предпочтениям большей части читательской аудитории сайта.

Это определяет то, что на уровне рассмотренных сайтов, преимущественно, реализуется процесс воспроизводства культуры, со всеми вытекающими последствиями. Мы не говорим о том, что указанные институты продвижения литературного творчества оказывают негативное влияние на общество своим существованием, речь идет скорее о том, что на их уровне реализуется классическое воспроизводство тех ценностей и социальных установок, которые уже взяты за основу мировоззрения большинством пользователей.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что одним из главных оснований воспроизводства существующих тенденций культурного плана в литературных издательствах и на уровне сетевых порталов является то, что они имеют четко выраженную коммерческую ориентацию, что определяет направленность реализуемых в их рамках механизмов продвижения литературного творчества. Рассмотрим, какова специфика института литературных премий и, в частности, какие возможности он предоставляет начинающим авторам для развития в литературной сфере и, напротив, какие ограничения накладывает на них.

Литературные премии - это институт, в рамках которого осуществляется конкурсный отбор произведений определенной формы и тематики, написанных в конкретных жанрах, с последующей материальной и информационной поддержкой авторов, попавших в шорт-лист литературной премии и, разумеется, победителя или победителей литературного конкурса. Литературные премии могут иметь самую различную направленность - она зависит, прежде всего, от исходных целей, которые ставят перед собой организаторы, при этом, литературные премии не являются коммерчески

Литература:

1. Баймолдина С.М. Особенности криминологической характеристики преступности в Российской Федерации / С.М. Баймолдина // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2009. № 1(13). С. 104108.

2. Белов В.А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества / В.А. Белов, В.В. Громова // Библиосфера. 2014. № 1. С. 31-37.

ориентированным институтом. Напротив, их деятельность направлена не столько на извлечение выгоды, сколько на поддержку начинающих авторов и развитие конкретных направлений литературного творчества. В России в настоящее время имеет место множество литературных конкурсов различной направленности, что открывает для начинающих авторов обширные возможности для самореализации и продвижения своих работ [7]. При этом, что немаловажно, с ведущими литературными премиями сотрудничают журналисты и издательства, что дает начинающим авторам (при условии, если они станут призерами литературного конкурса) возможность быстрого развития в литературной сфере.

Одной из важнейших особенностей литературных премий является то, что они, с одной стороны, дают начинающим авторам значительные перспективы развития в литературной среде, с другой - не являются обусловленными действующими культурными тенденциями. По этой причине посредством организации литературного конкурса может быть осуществлено стимулирование развития любого направления в литературной сфере. Это связано с тем, что авторы, пишущие в конкретном жанре и закладывающие в свои работы конкретное содержание, получают продвижение своих работ, в результате чего эти работы начинают оказывать влияние на широкую читательскую аудиторию. Причем, еще раз следует обратить внимание на то, что литературные премии могут быть организованы в любой жанровой и тематической направленности, в связи с чем исследователи обращают внимание на высокую значимость литературных премий, как одного из инструментов опосредованного воздействия на культуру общества и социальные отношений в целом. Об этом мы более подробно уже говорили ранее [3].

Подведем итог. В современном мире наблюдаются серьезные кризисные тенденции, охватывающие, в том числе, культурную сферу, причем эти тенденции носят во многом воспроизводимый характер. Воспроизводство негативных социальных установок (равно как и общественно значимых) реализуется в процессе коммуникации членов общества, одним из аспектов которой является коммуникация авторов и читателей через тексты литературных произведений. И в данном случае одним из важных социальных механизмов, на уровне которого становится возможным целевое конструктивное воздействие на культурную сферу, является институт литературных премий.

Literature:

1. Baymoldina S.M. Features of criminological characteristics of crime in the Russian Fédération / S.M. Baymoldina // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2009. № 1 (13). P. 104-108.

2. Belov V.A. Modern reader preferences of adolescents and youth / V.A. Belov, V.V. Gromova // Biblio-sphere. 2014. № 1. P. 31-37.

3. Вологина Е.В. Литературные премии как инструмент опосредованного воздействия на общество: медийный аспект / Е.В. Вологина // Вестник ВУиТ. 2021. № 4(36). С. 83-91.

4. Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции / А.Б. Гофман // Социологический ежегодник 2012. Сб. научных трудов. Ред. НЕ. Покровский, Д.В. Ефременко. М. : ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ, 2013. С. 97167.

5. Кругликова А.Ю. Картина чтения современных студентов: опыт исследования / А.Ю. Кругликова // Вестник Таганрогского института имени

A.П. Чехова. 2014. № 2. С. 61-65.

6. Ланге Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи / Н.А. Ланге // Наука, образование и культура. 2019. № 9(43). С. 30-33.

7. Луков В.А. Премии литературные / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 281286.

8. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

9. Рудаков В.А. Чтение: две грани проблемы /

B.А. Рудаков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 127-15.

10. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц; Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.

11. Якимов Г.Н. Государство и экстремизм / Г.Н. Якимов // Вестник ОмГУ, 2007. № 3. С. 68-70.

3. Vologda E. V. Literary awards as a tool of indirect influence on society: media aspect // Vestnik VUiT. 2021. №4 (36). - pp. 83-91

4. Hoffman A.B. Solidarity or rules, Dürkheim or Hayek? On two forms of social integration / A.B. Hoffman // Sociological Yearbook 2012. Collection of scientific papers. Ed. N.E. Pokrovsky, D.V. Efremenko. M. : INION RAS; Department of General Sociology, HSE, 2013. P. 97-167.

5. Kruglikova A.Yu. The picture of reading modern students: research experience / A.Yu. Kruglikova // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. 2014. № 2. P. 61-65.

6. Lange N.A. The role of fiction in the spiritual and moral education of modern youth / N.A. Lange // Science, education and culture. 2019. № 9(43). P. 3033.

7. Lukov V.A. Literary awards / V.A. Lukov // Knowledge. Understanding. Ability. 2011. № 2. P. 281-286.

8. McLuhan M. Understanding media: external extensions of a person. M., 2003.

9. Rudakov V.A. Reading: two facets of the problem / V.A. Rudakov // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2019. № 2(59). P. 127-15.

10. Schutz A. Semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology / A. Schutz; Comp. A.Ya. Alkhasov; Translated from English by A.Ya. Alkhasova, N.Ya. Mazlumyanova; Scientific ed. of translation by G.S. Batygin. M. : Institute of the Public Opinion Foundation, 2003. 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Yakimov G.N. The State and extremism / G.N. Yakimov // Bulletin of OmSU. 2007. № 3. P. 6870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.