Научная статья на тему 'Литературное творчество Алика леонтьева с 5-ти до 9-ти'

Литературное творчество Алика леонтьева с 5-ти до 9-ти Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / АЛЕКСЕЙ ЛЕОНТЬЕВ / ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы —

Статья представляет собой публикацию рукописи неизвестной исследовательницы из Психологического института, которая в 1940-х годах составила описание “литературного творчества Алика Леонтьева с 5-ти до 9-ти лет”. Эта оригинальная психолингвистическая работа периода второй мировой войны, в которой исследовательница фиксирует образцы детских текстов на протяжении 4 лет (начиная с 1941-ого) и связывает их с обстоятельствами жизни маленького мальчика и его семьи в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературное творчество Алика леонтьева с 5-ти до 9-ти»

литературное творчество алика леонтьева с 5-ти До 9-ти лет

Автор неизвестен

Статья представляет собой публикацию рукописи неизвестной исследовательницы из Психологического института, которая в 1940-х годах составила описание "литературного творчества Алика Леонтьева с 5-ти до 9-ти лет". Эта оригинальная психолингвистическая работа периода второй мировой войны, в которой исследовательница фиксирует образцы детских текстов на протяжении 4 лет (начиная с 1941-ого) и связывает их с обстоятельствами жизни маленького мальчика и его семьи в этот период.

Ключевые слова: одаренность, Алексей Леонтьев, детское литературное творчество, советское детство, военное детство.

обстоятельства исследования. Среди сохранившихся материалов детского и юношеского архива А.А. Леонтьева обнаружена машинописная рукопись неизвестной исследовательницы (или исследователя), которая по всей видимости наблюдала его несколько лет в 1940-х годах. К сожалению, имя исследовательницы не сохранилось - фрагмент листа порван посередине фамилии "Н. Черн<...>" и восстановить ее личность пока не удается.

Алексей Леонтьев рассказывал о том, что в детстве был отнесен к группе "вундеркиндов" по проявлению своих способностей. Подробности неизвестны, но, по свидетельству Виктории Соломоновны Юркевич (личное сообщение), в 6 лет Алексея Леонтьева "смотрел" Натан Семенович Лейтес, работавший тогда в лаборатории Б.М. Теплова в Психологическом институте. Он отмечал, что к 6 годам мальчик уже читал энциклопедии и демонстрировал опережающий тип развития. Возможно, рабочие материалы Натана Семеновича еще будут обнаружены и дополнят картину.

Н.С. Лейтес упоминает, что мать Алика Леонтьева1, Маргарита Петровна Леонтьева (Лобкова) работала какое-то время в их лаборатории (Натан Семенович... , 2014, с.8). Вероятно, исследовательница была достаточно близко знакома с Маргаритой Леонтьевой, так как записывала достаточно много семейных событий, а также очевидно была с семьей и коллективом коллег в эвакуации.

Полный текст рукописи неизвестен, это машинописные страницы средней и плохой (оборванные края) сохранности, использованные с двух сторон. Рукопись обрывается на 35 странице, 2 листов из середины также нет. Обращает на себя внимание подчеркнуто формальный текст, как будто исследовательница активно дистанцируется от военных обстоятельств, соблюдая строгий универсальный для своего времени характер научного изложения. Текст дан в редакции и с несколькими сокращениями (до четверти страниц) относительно однотипных примеров детских

1 Мы будем иногда использовать домашнее имя «Алик» описывая детские события Алексея Алексеевича Леонтьева

текстов. В рукописи перемежаются соображения исследовательницы и запись примеров в авторской редакции, однако в целях удобства публикации, полностью исходное форматирование не сохранено. Все комментарии исследовательницы даны курсивом, примечания публикатора в скобках обозначены инициалами АЛ.

Биографические обстоятельства Алексея леонтьева. Как известно из дневниковых записей А.Н.Леонтьева (Леонтьев и др., 2003), вся семья Леонтьевых, включая отца А.Н.Леонтьева и «обеих бабушек», уехала из Москвы вместе с коллективом сотрудников Института Психологии в рамках ашхабадской эвакуации МГУ Время этого отъезда известно довольно точно - середина декабря 1941 года, когда Алику Леонтьеву было 5 лет и 11 месяцев. Эвакуация всего университета происходила с октября этого года, а летом 1942 года университет перебирается в Свердловск (см. письмо в настоящем очерке от 8 августа 1942).

В нашем распоряжении есть рукопись автобиографии А.А. Леонтьева, где он, среди прочего, описывает свои воспоминания этого периода. Приведем их полностью:

«Итак, война.... Что от нее осталось в памяти?

Первое воспоминание: лето, дача в Отдыхе по казанской железной дороге. Вырытая на нашем участке «щель» - кто сейчас знает, что это такое? Поэтому поясню: индивидуальное (или на 3-4 человека) бомбоубежище глубиной примерно в человеческий рост, накрытое сверху досками или бревнами и засыпанное небольшим слоем земли. Цветные плакаты с «профилем» и «фасом» наиболее распространенных немецких военных самолетов - в памяти остались «Хейккель», «Мессерш-мит», «Фокке-Вульф». Звук сирены...

Осенью я тяжело заболел, корью, и мои родители из-за этого не смогли эвакуироваться до декабря. (зачеркнуто «во время») Яркое воспоминание этого времени: меня выносят на руках из бомбоубежища (оно было через двор от нашего дома). Я смотрю в небо и вижу лучи прожекторов, пересекающие темноту, и вспышки зенитных снарядов где-то около их скрещения (непонятно только, как я мог оказаться во дворе если тревога явно еще не кончилась?)

... Где-то около 10 декабря, когда Москва была уже спасена, мы все-таки уехали в эвакуацию. Весь Московский университет находился тогда в Ашхабаде.

... Ночной эшелон, освещенная платформа не то в Пензе, не то в Куйбышеве. То, что она была освещена, запомнилось после московского затемнения..

...Грозный мост через Волгу в Сызрани..

...Остановка на станции «Аральское море». Само это море рядом с железной дорогой - ярко-синее, до боли в глазах.

... недельное пребывание в Ташкенте, где три семьи эвакуированных московских психологов, в том числе папа, жили в гардеробе Среднеазиатского университета или короче САГУ В вещах отца сохранился номерок, взятый на память из этого гардероба. Лет через двадцать, уже взрослым человеком, я вновь оказался в Ташкенте и попытался найти этот гардероб (зданий САГУ было несколько). Но таки не нашел.

...Ашхабад, тихая одноэтажная уличка на окраине, обращенной к хребту Копет-Даг, где нас поселили в доме пожилой русской женщины. В этом доме я за-

стал кучу старых книг: запомнил из них только две - о породах и содержании кур (до сих пор помню 4 главных породы) и кое-что о наступлении танковых подразделений......

К счастью, в семье никто не пострадал, и после войны они вернулись в тот же дом, хотя А.Н. Леонтьев уехал раньше и в домашнем архиве сохранилось несколько писем к нему от Алика.

Зарисовки неизвестной исследовательницы рисуют жизнь мальчика чувствительного и восприимчивого, с готовностью принимающего и творчески переосмысляющего окружающие его культурные формы. Так, среди текстов Алексея обращает внимание огромное жанровое разнообразие - рассказы о людях, животных, поэзия, басни, мифы, пьесы, загадки, фельетоны, детективы, сочинение языков, культур и стран, имитация газет, плакатов и пр. с тонким воспроизведением жанровых особенностей. При этом круг явлений, составляющих детский мир Алексея Леонтьева, можно назвать довольно типичным для советского ребенка: это животные, это повсеместные образы военного детства, включая "Сталина", "родину", "Геббельса". Подробней узнать о сохранившихся свидетельствах детства А.А. Леонтьева, включая период эвакуации, можно в архивном разделе сайта2, а также из биографии А.Н.Леонтьева, написанной А.А.Леонтьевым (Леонтьев и др., 2003).

Публикатор: Анна Леонтьева

Литература

Натан Семенович Лейтес - Ученый и Учитель. Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд. Материалы Круглого стола памяти Н.С. Лейтеса. ПИ РАО 22 апреля 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, комп. ред. Е.С. Семе-нюкова. - М.: ПИ РАО, 2014. - 102 с. (с фотоматериалами). [иг1: http://www.pirao.ru/ images/news/2014/04/docs/materialy-kmglogo-stola.pdf]

Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.— М.: Смысл, 2005.

H.Черн<..>

"Литературное творчество Алика Леонтьева с 5-ти до 9-ти лет".

I. Первые впечатления, явившиеся импульсом к литературному творчество

Алика.

В нашем распоряжении имеется материал литературного творчества Алика Л., начиная с 1941 г., т.е. когда ему было всего 5 лет, он уже дал образцы первой пробы пера в виде рассказа на тему: "Как жили дети на даче " и кратких фрагментов о "Жизни: Аля, Травиата, Майя".

В первом рассказе отразилось одно из первых "сильных переживаний" или событий в жизни ребенка, которое имело место за год до написания соответствующего рассказа, когда Алику было 4 года. В это время Алик с матерью и бабушкой жили на даче недалеко от железнодорожной станции. Алик любил провожать мать на вокзал к поезду. Однажды, подойдя к станции, они узнают, что поезда не ходят - "упаламачта".

2 Aaleontiev.smysl.ru

Нервное состояние, выраженное в непосредственной реакции матери в связи с невозможностью попасть на службу передалось мальчику и он проявил нервное возбуждение. Он спрашивал, какая мачта упала, спрашивал о крушении поезда И с этого дня перестал провожать мать на станцию и вообще на станцию больше не ходил. Следовательно, здесь имело место чувство неприятного, детское понимание опасности.

Через год он написал свой первый рассказ, отразив в нем это событие, которым, очевидно, был травмирован на продолжительное время.

Второй рассказ, также написанный в возрасте 5-ти лет "Жизни: Аля, Травиата, Майя" написан в форме фрагментов. Этот рассказ - фантазия, по догадке матери, возможно, навеянная сновидением. Имена "Травиата" и "Майя" возможно были им услышаны по радио, появились в сознании ребенка как-то внезапно для окружающих.

Фрагменты 2-го рассказа Алик в заголовке называет "неправильные рассказы" (очевидно это означает на детском языке - неправдашние рассказы, выдуманные).

Таким образом, 5-летний автор имел уже наивное представление о рассказах вымышленных, отличая их от рассказов, основанных на описании реально происшедших событий. Под знаком "неправильныхрассказов" протекает в основном все литературное творчество Алика.

Образцы сочинения Алика приводятся здесь с сохранением орфографических ошибок. Грубые орфографические ошибки у Алика встречаются только в возрасте 5-ти лет. Уже в 6-и летнем возрасте отмечается огромный скачок: в плане литературного развития Алика появление относительного многообразия литературных форм соответственно ... впечатлениями детским переживаниям. Отсутствие орфографических ошибок, таже наступает внезапно.

КАК ЖИЛИ ДЕТИ НА ДАЧЕ.

Крушение началось.

Жили были Майя и Аля у самого вокзала. Они поправляли крушение. Как настоящие работники. Сторожа.

Однажды упала мачта. Что делать? Не знают!

Сторож говорит "нельзя позвать детей"

И что же? Нет!

Майя и Аля спасают поезд.

Едет поезд с паровозом, дети бегут и спасают поезд.

Здесь едет прямо в ... со всех ног бежит сторож. Дети видели электричку. Сели и поехали на отдых.

Там они стали жить-поживать да ума наживать.

Благодарность.

В Отдыхе их благодарили за то, что они спасли поезд: там были: мама, папа, бабушка и дедя (конец).

А.А.Леонтьев

Содержание:

о Майе и Але....

Крушение....

Майя и Аля спасают поезд....

Электричка...

Благодарность.....

Этот рассказ оформлен пятилетним Аликом в виде книжки с иллюстрациями.

Таким образом первое сочинение Алика было почерпнуто из жизни. Событие на станции произвело на него такое сильное впечатление, что отразилось в его первых попытках писать на свободную тему.

ЖИЗНЬ АЛЯ ТРАВИАТА МАЙЯ.

Все про детей.

Неправельный рассказ.

Травиата закричала "смотрите, я вспомнила старую жизнь"

Ребята удивились. Как же это она вспомнила. Только Аля - нет.

Неправельный рассказ.

Дети уехали в Москву.

Майя сказала, а что же мы там будем делать. Аля сказал "ничего страшного". "Что же" сказала Травиата "будем хоть жить".

Неправельный рассказ

Аля спал. Он устал. (текст дальше поврежден — АЛ)

Неправельный рассказ.

Так жыли дети в Москве.

Жили-были на даче ребята как и я. Аля Травиата и Майя все.

Оглавление и содержание

Что говорили ребята.

Портрет Майи.

Почему так случилось.

Так жили дети в Москве.

Если в возрасте 5-ти лет Алик пытался отразить события и и интересы из своей жизни и даже в заголовке его сочинения стояло слово "жизнь", то в возраст 6-т лет после того, как он прочел подаренные ему трехтомник Брэма "Жизнь животных", он в своей литературной продукции стал отражать материал, почерпнутый из книг. И в центре его внимания оказались "звери", овладевшие его воображением очевидно на длительный период времени, даже уже после поступления в школу. При этом он эмоционально вживался в материал, вычитываемый из книг, и создавал свои образы. Таким путем из Брэма возникли его собственные уже образы зверей.

Как видно из вышеприведенных уже фрагментов, они являются примером сочинения пятлетнего мальчика в своем роде уникальны. Прежде всего они обнаруживают способность усвоения орфографии и связного письменного рассказа, а также <...> (тест далее поврежден — АЛ). Орфографических ошибок очень мало. К грубым ошибкам следует отнести слово «жызнь» через «ы». Эту ошибку Алик впоследствии через год не повторял. Определение «неправельный рассказ» очевидно имеет в виду подчеркнуть, что это рассказ не правдивый, т. е. вымышленный,

является результатом его фантазии. Здесь имеют место описание, повествование, передача разговора.

Значительно больше литературной продукции Алика сохранилось от 1942 года, когда автору исполнилось 6 лет, и он к этому времени самостоятельно читал Брэма, уже овладел значительным разнообразием своего рода видов и форм литературного творчества, в пределах прозы: в форме письма рассказа/ реалистического описания/ фантастического расскахза, форма афиши с материалом выступления «актеров», «концерт в норке и ящике». Имеются строки, обнаруживающие подражательную тенденцию, например: «У миссис Лео Хонтор» (из Чарльза Диккенса).

Затем много материала, претендующего на наукообразие и переплетающегося с фантастическими добавлениями. Сюда относятся: Зоологическая лекция в виде обращения к читателям,. <длинное перечисление-классификация с примерами рассказов с.5 — с.9, сокращено — АЛ>

ПРИМЕР ПИСЬМА

8 августа, суббота 1942 г.

Здравствуй дорогая Наташа! К сожалению оказалось мы приедем в 1943 г. Я живу хорошо, но не в самом городе, а во втуз - городке Субботнике. Вот, ты и получила от меня весточку!

Живем мы хорошо. Сада нет, вместо него 2 лужайки. Из них 1-ая через улицу, а 2-ая на этой стороне. Рынок дает нам изобилие овощей, мы прикреплены к столовой и к ресторану "спорт". Часто бывает лапша, также навага (рыба). Флора (мир растений) здесь большая. Чего тут нет! Одуванчики, ромашки, клевер, подорожник, трава полынь, крапива - все это население наших лужаек. Из насекомых здесь бабочки, мухи, новооткрытые клопы и комары. Наш адрес: общежитие, учреждение Уральский Индустриальный институт им.С.М.Кирова. Этаж 4, купэ 410. Здание #3. Втуз-городок Субботник.

Аля Леонтьев. Наташе Каркиной.

Жду письмо и телеграммы.

Присылай мне все то, что возможно.

1942-1943 г.

РАССКАЗ В ФОРМЕ НАИВНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ:

Про болезнь Анюты.

Анюта была молодой девочкой. Ей было 8 лет. Заболела. Сейчас же нашелся "доктор" и "хирург". Это были Рульгуте и Таграй. Зделали операцию. Все прошло благополучно. Уложили Анюту, а затем стали готовить скарлатиновый вазелин. Дали покушать.

1943-1944 г.

ПРИМЕР СЛОВОТВОРЧЕСТВА (ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК)

Странный случай (выписка из "Кошки" по-кошачьему и по-русски)

Ервнемджянфисн приздши фыеутнфатхе самяфй ситрц. Квартафич расиджа

(Однажды произошел странный случай его виной была...) <и т.д. с расшифровкой после каждого предложения, сокращены примеры с.11-14 - АЛ>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Событием из жизни Алика, давшим толчок его фантазии и направившим его творческое воображение по пути заумного словотворчества было первое знакомство с иностранным языком на занятиях немецким языком в группе Эншельберг. Таким образом его фрагменты с кошачьем языком <..> нельзя считать заумным словотворчеством. Это по существу та же подражательная тенденция, благодаря которой возникли из Брэма Алины звери. Здесь он создает свой чужеземный язык. Его впечатлительность, тонкая восприимчивость, эмоциональная возбудимость служат причиной появления этого нового мотива в его творчестве.

В 4-ые года Алика поразила "катастрофа" на станции, данная только намеками и развившаяся в его воображении в событие, связанное с несуществовав-шим крушением. В 6 лет его поразило содержание книги Брэма и создало основной поток его звериных образов, дав пищу его неисчерпаемой иногда "неистовой фантазии", которая ежедневно порождает новые рассказы, с фигурирующими в них животными. Животные берут на себя свойства и дела людей, например, белая цапля и попугай перед фактом объявления войны. В 7 лет случилось новое событие в жизни Алика- знакомство с иностранным языком. Это событие также нашло свое отражение в его литературном творчестве: как мы уже видели в его попытках создать кошачий язык. В этом же возрасте событием было появление в доме котенка. В связи с этим новый эмоциональный взрыв порождает целую серию "кошачьих" образов в рассказах и стихах.

КОТЕНОК

1. Штаны

Котенок маленький, играющий штанами Вы скажете нет, не играет он! Сейчас он только лишь когтями все хватает И он идет на всякий шум, треск, звон.

2. Шестой

От матери его отняли И взяли мы его домой. Ему мы кушать тотчас дали, Всех нас есть пять, а он шестой.

3. Лапша

Бежит он за лапшой, ее он не догонит Вот наконец схватил: ап-ап! Ее не стало! Большую частью есть его лишь жадность гонит, И он - котенок - объедало!

4. Сон

Сон. Он спит, ножки подобрав А тронешь ты его - хе-хе и он проснется Ко мне всегда он подлизнется Во время сна он выглядит прав?

1943 г.

СЛОВА НА В З М

(ВСЕСОЮЗНОМ ЗВЕРИНОМ МИТИНГЕ)

Кот: Товарищи, покорится ли нам людям?

Весь зал: Нет.

Бурый медведь: Товарищи, где мы будем жить?

Весь зал: В домах.

Лиса корсак: В какой стране мы будем жить?

Кот (поднимает лапу): можно мне сказать?

Лев: Можно.

Кот: Мы будем жить в Испании.

Весь зал (аплодирует): Молодец, Василий Петрович!

Лев: Переходим к следующему вопросу (начинает корсак).

Корсак: Товарищи, нам надо организовать "человеческую" жизнь.

Весь зал: Хорошо.

Теперь мы скажем читателям, где они собрались жить (рисунок географической карты)

<Еще пример пьесы (отрывок) с.17-18, сокращено — АЛ>

Еще три события в жизни Алика, отраженные в литературном творчестве:

1. Знакомство с географической картой.

2. Усвоение литературной формы, передающей речь разговор, диалог в виде пьесы, благодаря следующим обстоятельствам: присутствовали на митинге. Был в театре.

СНОВА О ЖИВОТНЫХ.

ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ

Лебедь - речная птица. Я осмеливаюсь сказать, что она сильно заслуживает рассмотрения, хотя он известен почти всем. Область распространения- Австралия. Он заслуживает названия "черный" так как он действительно совершенно черный.

А.А. Леонтьев

Одно из свойств, характеризующих интеллектуальную жизнь Алика, непрерывно отражающуюся в его литературном творчестве, это его изобретательность и формальная одаренность.

Он не останавливается на передаче взволновавшего его содержания, он все время изобретает, придумывает новые формы для этого содержания. Но эти формы отчасти подсказываются извне: форма фельетона из газеты, загадки, стихи пьесы и т.д. Следовательно наряду с эмоциональной возбудимостью, насыщающей содержание его сочинений, он обладает активным изобретательным умом и творческим воображением.

Одной из излюбленных форм его сочинений является загадка, обнаруживающая большую долю остроумия.

ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННО ОФОРМЛЕННОЙ ЗАГАДКИ: БЕЛКА Жила была белка. Звали ее "Белочка - пушистый хвостик". Жила она жила и однажды к ней прилетела ласточка. "Белочка пушистый хвостик" - сказала она, -"под твоей елью стоит гриб-мухомор. Что ты его не используешь?"

- А как его использовать? - спросила белочка "Это долго рассказывать. Сама догадайся". Догадались ли вы как можно белке использовать этот гриб? Отгадка:

Она могла гриб использовать: под стол, зонт, беседку и парашют.

Подражание мифологии.

Своеобразная мифология, в которой фигурируют излюбленные звери Алика: ТИГР И ЕГО ПОТОМКИ

- ТИГР, ВИВЕРРА, ПАНТЕРА, ГЕПАРД. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ)

Давным-давно в небе появилась стая птиц. Из них произошли планеты. А из планет произошли богиня Виверра и бог Тигр. Родили они бога Гепарда. Избрал он себе в супруги богиню Пантеру.

- НАД МИРОМ ВОЦАРЯЮТСЯ ЛЕВ И ЛЬВИЦА. (НАСЕЛЕНИЕ МИРА)

А у Пантеры роился сын лев и дочь львица. Поженились брат и сестра. Свергли они с трона отца своего Гепарда. Письмо, которое получил Лев:

Дорогой наш царь Лев и царица Львица! Просим вас освободить нашего отца Гепарда. Просим вас очень. Гиена г. Александрия.

Разгневался лев и велел поехать и заключить саму гиену, но гиена укрылась за морем.

<далее идут образцы других жанров: примеры афиш, другие стихи, рассказы, почтовые карточки в адрес попугая в зоосаду и даже пример фильма на тему войны — сокрашено с.20- 23 АЛ> 2 часть.

Патриотическое

НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Военному прокурору Заречкого района Просьба.

Прошу Вас мобилизовать меня в действуюую армию и отвести мне место службы. Маршал 1-ой армии (Леонтьев)

МЫ ЛЮБИМ НАШУ АРМИЮ И ФЛОТ Как нам дорога наша армия! Чем дорога? - спросит кто-нибудь.

Она нам дорога тем, что она защищает нашу родную республику - ответите вы. И правда она нам дорога тем, что защищает СССР нашу страну от фашистской Германии.

Москва. А.А. Леонтьев.

На рисунке: Наши танкисты идут в бой.

СТАЛИН - ЗАВЕТНОЕ ИМЯ!

Сталин - заветное имя! Сталин наш вождь, вождь нашей великой СССР. Мы его никогда не забудем. За него в огонь и в воду. Сталин - заветное имя. Москва, т. Леонтьев

ТОВАРИЩИ МАКСИМУМ НАПРЯЖЕНИЯ На всех плакатах есть надпись: Товарищи, максимум напряжения! Больше хлеба, больше вооружения!

Это верно. На всех заводах прозвучало это. Все заводы на это откликнулись. Призыв- призывом.

ГЕББЕЛЬС - БОЛТУН

Геббельс - болтун. Он недавно говорил, что "немцы устроили в Красноярске газовую атаку". Все это - ложь! Ложь!

Что не делай Геббельс, мы тебя знаем!!!

<еще два стихотворения сокращены — АЛ..>

Карикатура "ВОИН И ПИСАТЕЛЬ" Сидит писатель в комнате и мысль ему пришла: Разгромить война. Но как? Мысль не шла. Он пошел на воина и начал писать Захватил пятьсот я танков, двести самолетов, Захватил пятьсот я пушек, триста пулеметов,

Захватил у война душу. А воин не писал, а действовал. <..>

1944 г.

Описание и исторический очерк тюльпанной империи и государств Дурия, Унмии и Среведнии.

1. История Тюльпанской Империи.

В 1000 году до Хр.Эры из наносов реки Муррей (Австралия) образовался небольшой остров. Он все углублялся по отношению к морю и укорачивался по отношению к берегу Австралии. Наконец, он оказался недалеко от центра Тихого океана.

Остров был похож по форме на яйцо, но назвали его Тюльпановым, так как на нем росли тюльпаны.

Племена, которые жили на нем (это были по преимуществу гавайцы и чилийцы) выдвинули своего царя. Его звали Эммилем I. Это произошло в 1266 г. От него пошли все, до теперешнего царя Эммилема 20.

2. История Дурии Умнии и Среведнии. В следующем - третий Тюльпанцы назвали эти острова Дурией (от слова "дурак"), Унмий (от слова "умный") и Сре-веднией ("средний"). На этих островах собирались беглецы, дезертиры и убийцы, предатели и воры. Так образовались 3 самостоятельные страны.

3. Политико-административный обзор Т.И.Д., Ун., С.

Тюлпанская империя и Дурия с Унемией, с одной стороны и Среведняя, с другой, всегда враждовали друг с другом. Но после 1923 г. Тюльпания осталась одна: Дурия и Унмия примкнули к Свереднии.

Тюльпания делится на пять графств, причем половина государства управляется гл.маршалом и главным администратором: у них тут поместья.

1. Графство Брабант лежит на северо-востоке, столица Брабант.

2. Бурбон - на юго-западе со столицей Брубон.

3. Называется северный Центр Бюльпан, в то же время и столица империи.

Два остальных графства: Луковица с центром Стебель и Стебель с центом

Луковица. Графством Луковицы управляет Шаге, Барабантом - Лено, Бурбоном -Кекс, Лукопицей - Липер, Стеблем - Мадера.

У маленьких государств административного деления нет. Только Дурия делится на Драндивский и Арегонский округа: там столицы Араганск, в Унмии -Вальви, в Свередии - Середна. Ее в шутку тюльпанцы называют "Селедка".

4. Фирический обзор Тюльпании, Д., и У с С.

Середина Тюльпанского острова - гора. Самые низкие места в 100-150 м. Два вулкана: в Барабанте и Бурбоне. Река Мол... с притоками Мах и Зуб. Острова представляют собою возвышения: они величиной в 3 км; а большой остров - 10.

5. Военные силы тюльпанской империи.

Маршалы: Васнимо Дигиро, Ваниви,

Гл.Маршал: Саям, Вомар, Вимар

Полковники: Дюнело, Волон, Айн, Накрин, Се, Вери, Гавас, Берг Мути, Эле Сере, Гойн, Диге, Воске, Свеге, Гессен, Элле, Гир, Зоне, Закре, Вир, Час, Югарн, 24 000 солдат.

Адмиралы: Кори, Кори, Бихо/Картес/Фернай, Гопеск, Гонйск, Бочйрс, Васар, Мосель, Гугель, Бокио.

Гл. адмирал: Шлеб, Донис, Докус. 48 капитанов, 61 корабль.

К свед. Чит. Мною будет изд.бюлл. о д. в Т.И. и Д., У, С. Тюлий

Исследователь страны А.Л.

НА ПАРОХОДЕ

В первый раз встретился с ним в Москве. Он имеет высшее образование и представление о животных. Его зовут Петя Звонарев. Однажды он мне рассказал одну удивительную историю, которую я записал, чтобы показать вам:

Однажды я был за границей в Вене. Там я жил на берегу Дуная. Как-то вижу плывет по реке пароход. На капитанском мостике стоит слон. А матросы - обезъя-ны. По бокам в виде спасательных кругов - устрицы. Но потом я узнал к великому моему сожалению, что звери убежали из зоопарка и нечаянно отправились в данное путешествие. А слона я купил. Он у меня живет и сейчас.

А сейчас я расскажу что делалось в это время. Из зоопарка убежали слон и 20 обезъян. Испугавшись погони, они вспрыгнули на пустое судно. Оно отплыло. Вот и все. С почтением,

Сергей Сергеевич.

Из газеты "Знамя", сочиненной Аликом 8 октября 1944 года. <...> (далее пропущена страница №29)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТИХИ

ЗИМА.

Зима! Крестьянин торжествует (Пушкин)

Средина декабря. Мороз.

Весь проникает до костей.

Снег белый выпал к нам на двор

Большая радость для детей.

Вот сани едут. А на них.

Мужик сидит с кнутом в руке.

А сам-то глуп и очень глуп!

Что толку в этом дураке!

Ну вот и вечер. Дети все

Домой идут и гаснет свет.

В домах вокруг. На мельнице заснули

И старый мельник, и его вода.

Летают совы. Время ведь когда

Они все вылетают на работу.

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

(поясняет: "Первая строка взята из известной песни")

Широка страна моя родная

Враг не разобьет ее вовек,

Но победит страну любую

Простой советский человек.

Шуточная "Мурзилка" Мурзилка богатым стал. Он дачу не плоху снял, продуктов много закупил и сладко, сладко в ней зажил.

Загадка

Где Владивосток не разделяется с Сан-Франциско водным пространством

Отгадка: на карте (политической) Загадка:

Надо перевернуть огородное растение, чтобы получился пограничный город в Таджикской ССР.

Отгадка: горох - Хорог.

(водой)?

Загадка:

Какие два слова взаимно изменяются.

Отгадка: вода - водка

НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ИНОГДА БЫВАЕТ

На станции Н. Прибыл поезд. Его ставят в тупик,потому что в нем селедки. Таким образом, поезд ставят в тупик из-за беседок и выпускают его на селедки. Не верите? Приведем еще один случай. На ту же станцию прибыл другой поезд: он был гружен солью. С ним сделали то же самое, что и с первым: поставили в тупик и выпустили из тупика.

Заведующая карт.бюро М. Однажды зашла в магазин и ей пришла в голову "замечательная" мысль: ведь талоны проходят через мои руки" и она воспользовалась этим.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Как-то в начале этого года Геббельс выступил с речью: - Игра начата. Кости брошены.

Теперь сам Геббельс окончательно подобран союзниками, так же, как его

РАЗГОВОР

Почему Хорти - Адмирал? Ведь в Венгрии нет морей! - Зато он большой специалист по простым мокрым делам.

Предисловие автора. Для нас много великих ученых: Линней, Кювье и т.д. и т.д. пытались хорошо изучить зоологию - науку о животных. Вопрос о классификации животных не разрешен и сейчас: в разных книгах - разные классификации. Я выпускаю свою книгу с целью помочь читателям этих книг (правда и у меня наверное есть ошибки).

На обложке: А.А.Леонтьев. Собачий питомник в Аляске.

Для фабрик и заводов и для комсомола, и школьников, и дошкольников.

Собачий питомник находится на юге полуострова Аляски. Величины он 3000 километров.

На самой середине главной улицы находится больница, дальше - театр. Еще дальше - школа для обучения собак разнообразным штучкам.

Жилые дома выкрашены в разные цвета.

Оглавление:

Глава 1. Питомник и его учреждения

Глава 2. Особенности питомника.

Глава 3. Окрестности питомника.

Глава 4. Летний отдых собак.

22/10-44

союзники.

КНИГА

Глава 5......

Приложение...

БЮЛЛЕТЕНЬ Состояния здоровья Германской империи.

1. Состав Германской империи в 1933-1941 г.

Германия, Польша, Чехослования, Финляндия, Норвегия, Дания, Франция. Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Югославия, Албания и Румыния.

При том в Европе существовали нейтральные страны: Швеция, Испания, Португалия, Швейцария, Болгария.

2. Описание болезней Г.Империи.

Зимой 1941-1942 года Германия получила заразную болезнь: они из-за нее к лету 1944 года оказались в Молдавии.

А летом 1944 года на немцев нашел паралич, потому что союзники высадились в Нормандии.

И, наконец, в ноябре этого года на самого Гитлера напал паралич.

Материал литературного творчества Алика за 1944 г. Отличается от сочинений дошкольного периода тем, что помимо подражания газетному материалу, Алик имеет еще другой образец подражания: учебник. Его фантазия работает в направлении оформления им самим выдуманного учебника. Образцом такого рода творчества служит "Учебник русского языка". Затем попытка написать книгу о животных "Собачий питомник" (предисловие автора и т.д.). Сочинение о стране Тюльпании навеяно книгой "ОМоравии" и опять содержит в себе элемент подражания.

Таким образом, на основании сохранившихся сочинений Алика за время с 1941 по 1944 год мы установили следующие события в жизни Алика, влиявшие на развитие его литературного творчества.

1. Переживания из жизни самого Алика вследствие происшествий, которые произвели на него особенно сильные впечатления: а. Происшествие на станции; б. Котенок в доме

2. Книги: Брем. Жизнь животных. Твардовский. Страна Муравия. Папанин Жизнь на льдине Множество детских книг и пьес.

3. Посещение зоопарка.

4. Занятия немецким языком порождают сочинения на кошачьем и др.фантастических языках.

5. Газета. Разговоры о политике. Начинает писать фельетоны, сатирические четырехстишия и т.д.

6. Географическая карта. Изучил карту для своего возраста хорошо.

7. Учебник. Если для обыкновенного со средними способностями ребенка газета, географич. карта, учебник являются фактами естественными, которые он приемлет... каждое событие в жизни Алика находит свое преломление в его литературном творчестве. В основе некоторых - познавательный интерес.

Относительно его склонности к поэтическому и художественному твор-

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА

честву еше нет достаточно оснований утверждать наличие у него одаренности именно в этой области. Его сочинения обнаруживают подражание образцам большей частью нехудожественного порядка. Однако стихотворения "Котенок", "Зима" затем некоторые рассказы о животных принимая во внимание ранний возраст автора обнаруживают элемент художественности. Если у Алика есть стихийная потребность писать, то это не есть потребность эстестического происхождения. Эта потребность, связанная с развитием интеллекта.

Воображение изобретателя, но не художника. Возможно, это вполне естественно для данной стадии развития и не исключает впоследствии склонности к творчеству в области художественно литературы.

Уже в дошкольном возрасте до 1940 года Алик проявляет способность к юмору и пониманию карикатуры.

Он в своем литературном творчестве нередко изображает смешное и принимает сатирический тон.

Здесь необходимо добавить, что если для обыкновенного со средними способностями ребенка газета, географическая карта, учебник являются не событием, но фактом, перед

(здесь рукопись обрывается - на 35 странице - АЛ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.