Научная статья на тему 'Литературное путешествие в эпоху античности и Средневековья: конвергенция типологических особенностей'

Литературное путешествие в эпоху античности и Средневековья: конвергенция типологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
846
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ТРАВЕЛОГ / СЮЖЕТ / МОТИВ / КОМПЛЕКС МОТИВОВ / АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / JOURNEY / TRAVELOGUE / STORY / MOTIVE / SET OF MOTIVES / ANCIENT LITERATURE / MEDIEVAL LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головченко Игорь Федорович

Статья посвящена литературным путешествиям как комплексу мотивов и сюжетообразующему приему в эпоху античности и Средневековья. Сравнение основных произведений, в которых использован сюжет путешествий, странствий, скитаний, показывает, что произошла определенная конвергенция: два типа путешествия, которые были распространены в античной литературе, образовали своего рода сплав в средневековой европейской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY JOURNEY OF ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES: CONVERGENCE OF TYPOLOGICAL PECULIARITIES

The article analyzes literary journey as a set of motives and story-formative device in the epoch of antiquity and in the Middle Ages. Comparison of basic works in which the motive of journey, travel, wandering is used shows the certain convergence: two types of journeys which were popular in the ancient literature formed a kind of alloy in the medieval European literature.

Текст научной работы на тему «Литературное путешествие в эпоху античности и Средневековья: конвергенция типологических особенностей»

Головченко Игорь Федорович

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: КОНВЕРГЕНЦИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Статья посвящена литературным путешествиям как комплексу мотивов и сюжетообразующему приему в эпоху античности и Средневековья. Сравнение основных произведений, в которых использован сюжет путешествий, странствий, скитаний, показывает, что произошла определенная конвергенция: два типа путешествия, которые были распространены в античной литературе, образовали своего рода сплав в средневековой европейской литературе.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/3-1/2.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 1. C. 15-17. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Проанализированный материал и графосемантические модели женских образов позволяют сделать выводы о том, что основные сущностные черты образа женщины выражаются авторами в основном через семантические поля «характеристика действия», «детали портрета», «внешнее отражение эмоций», «взаимоотношения с окружающими», которые и образуют семантическое пространство образа женщины в рассказах русских писателей.

В большей степени внимание внешности героини уделено в рассказах М. Горького и Л. Андреева. На внешнем отражении эмоций в обрисовке женских образов сделали акцент в своих рассказах Л. Андреев и А. Куприн. Наиболее значимое по количеству входящих в него компонентов поле «взаимоотношения с окружающими» представлено в рассказах И. Бунина, так как его рассказы посвящены теме любви, а проявляется любовь через отношения людей друг к другу. В связи с этим в своих рассказах И. Бунин акцентировал внимание на воспроизведении внутреннего мира человека.

В русской литературе конца XIX - начала XX в., как и в литературе XVIII века, продолжается разработка традиционных, «вечных» женских образов, выполняющих различные социальные роли, а также возникают новые женские образы, появление которых обусловлено временем и сложившимися социальными условиями.

В перспективе представляет научный интерес рассмотрение образа женщины на материале большего количества произведений одного из писателей (М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн, И. Бунин), созданных ими в разное время на протяжении всего творческого периода, а также полученные в данном исследовании выводы представляется интересным сопоставить с результатами анализа образа женщины в западной литературе рубежа XIX-XX веков.

Список литературы

1. Андреев Л. Сборник рассказов. СПб.: Речь, 1998. 257 с.

2. Белоусов К. И. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 8. С. 40-46.

3. Бунин И. Сборник рассказов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 376 с.

4. Головина Е. В. Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Чаша жизни» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 3. С. 80-82.

5. Горький М. Сборник рассказов. М.: Просвещение, 1986. 154 с.

6. Куприн А. Сборник рассказов. М.: ЛКИ, 1999. 207 с.

TYPOLOGY OF FEMALE IMAGES IN RUSSIAN LITERATURE OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Golovina Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology Orenburg State University Gol114@yandex. ru

The article presents the results of the analysis of essential traits of the female images by the material of seventeen short stories of the Russian writers of the end of the XIX - the beginning of the XX century. The method of graphic-semantic modeling is the main method of the study of women's images. The researcher identifies relevant semantic fields ("characteristic of behaviour", "portrait details", etc.) representing the image of a woman. According to the analysis the author determines the typology of female images on the basis of the predominance of these or those traits of character.

Key words and phrases: Russian literature; women's image; typology; graphic-semantic modeling; semantic field; M. Gorky; I. Bunin; A. Kuprin; L. Andreev.

УДК 821'01

Статья посвящена литературным путешествиям как комплексу мотивов и сюжетообразующему приему в эпоху античности и Средневековья. Сравнение основных произведений, в которых использован сюжет путешествий, странствий, скитаний, показывает, что произошла определенная конвергенция: два типа путешествия, которые были распространены в античной литературе, образовали своего рода сплав в средневековой европейской литературе.

Ключевые слова и фразы: путешествие; травелог; сюжет; мотив; комплекс мотивов; античная литература; литература Средневековья.

Головченко Игорь Федорович, к.ю.н., доцент

Пятигорский государственный университет i_golovchenko@yahoo. com

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: КОНВЕРГЕНЦИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Путешествие издавна использовалось писателями в качестве сюжетообразующего хода мысли. Путешествие позволяет «нанизывать» различные события на единый стержень, при этом минимально останавливаясь на мотивировке событий: перемещения героя позволяют ему попадать в самые невероятные ситуации.

16

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 1

Один из авторитетных специалистов-травеологов - В. М. Гуминский жанр путешествия определяет как описание путешественником сведений о малоизвестных странах, народах и пр., имеющее форму дневниковых заметок, очерков и т.п. [3].

При этом жанр путешествия достаточно редко является просто путевым очерком: как правило, автор стремится вложить в него различные морализаторские соображения (к примеру, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева являлось путевыми очерками лишь номинально, а на самом деле представляло собой описание трудного быта крепостных крестьян и общего неудовлетворительного состояния России) либо использует путешествие как основу сюжета, раскрывающего характер героя (как, например, в «Дон Кихоте» Сервантеса, который номинально является также романом-путешествием).

Следует отметить, что речь идет не о конкретном литературном жанре, а, скорее, о комплексе мотивов путешествия. Путешествие может стать сюжетной основой как для путевых записок, так и для цикла стихотворений, как для романа-памфлета, так и для драмы.

Мировая литература пронизана концептом путешествия: от первых эпосов до новейших произведений мотив передвижения главного героя, позволяющий соединить микросюжеты в единое целое, широко используется авторами. Е. Р. Пономарев упоминает о небывалой широте проблемы так называемой «литературы путешествий»: «во-первых, до сих пор нет четкого представления о природе и границах литературы путешествий, следовательно, нет и однозначного определения феномена путешествий - исследователи предлагают все новые решения проблемы; во-вторых, с введением в научный оборот нового материала (а литература путешествий необозрима) появляются новые методы исследования» [5].

Термин «путешествие», как указывает Е. Р. Пономарев, может быть использован как для обозначения реальной поездки писателя, так и для дефиниции литературного путешествия, совершаемого героем на страницах произведения. Литературное путешествие может соответствовать реально совершенному либо кардинально отличаться от него: автор может описать путешествия героев в вымышленные страны. Вслед за А. М. Эт-киндом Е. Р. Пономарев предлагает опираться на термин «травелог», соединяющий в себе travel, путешествие, и logos как «слово о путешествии» [Там же].

Одним из древнейших и самых значимых путешествий в мировой литературе является, безусловно, «Одиссея», сюжет которой оказал влияние на всю последующую мировую литературу. И. М. Тронский, исследователь античной литературы, видит в «Одиссее» отражение определенного момента развития феодального общества [6, с. 65]. На смену прежнему герою - воину, который в тяжелой борьбе отвоевывает свои земли и захватывает чужие, - пришел герой-мореплаватель, купец, близкий совершенно другим слоям греческого общества - тем, кто часто передвигался, осуществлял рискованные и опасные плавания по морю.

В «Одиссее» возникает метафора бесконечного возвращения домой - царь Одиссей хочет вернуться в Итаку, но не может, так как он вызвал гнев богов. Странствия Одиссея продолжаются двадцать лет, и его взрослый сын Телемак пытается найти отца, а жена Пенелопа постоянно отказывает женихам, претендующим на ее руку.

Следует отметить, что «Одиссея» была менее известна, чем «Илиада», и Европа открыла ее для себя только в эпоху Возрождения. В ту эпоху в литературе ценился жанр «чудесного», так как все чудеса подтверждали величие и могущество Бога. «Одиссея» рассматривалась именно как часть такого «чудесного» путешествия, и в XV веке поэт Ганс Сакс написал поэму «Странствия Улисса», основанную на сюжете «Одиссеи».

Неожиданное продолжение «Одиссея» получила уже в ХХ веке, когда комплекс мотивов путешествия переживал новое осмысление в литературе модернизма и постмодернизма. Роман Джеймса Джойса «Улисс» -это пародийное «странствие» героя, который в течение одного-единственного дня добирается до дома. Само название романа представляет собой аллюзию - Улисс - это латинское прочтение имени Одиссея. Стивен Дедал в романе замещает позицию Телемака, сына Одиссея (хотя в романе Стивен Дедал не является сыном Леопольда Блума), а Молли - Пенелопы (однако она, в отличие от гомеровской героини, не верна своему мужу). Джеймс Джойс сознательно создавал роман как одну большую аллюзию и даже разработал для читателя таблицу, в которой подробно указано соответствие эпизодов романа эпизодам «Одиссеи».

Следует отметить, что, в отличие от других произведений, посвященных путешествиям, в «Одиссее» путешествие является вынужденным - это возвращение домой, а не поиск приключений или лучшей жизни. Одиссей в данном случае является не искателем приключений, а жертвой. Однако различные эпизоды путешествия позволяют ему проявить свое «хитроумие»: так, к примеру, он обманывает циклопа Полифема, советует команде корабля затыкать уши воском, чтобы не услышать смертельно опасных песен сирен и т.д. Лейтмотивом путешествия Одиссея является судьба, фатум: как бы он ни стремился домой, в Итаку, он не может туда попасть раньше, чем предначертано: древние греки верили в судьбу, которую прядут мойры, и ни одному человеку не избежать своей судьбы.

Совсем другого типа роман-путешествие «Сатирикон» Петрония, возникший уже в древнеримской литературе. «Сатирикон» является морализаторской историей странствий, которая показывает глубину разложения представителей общества Древнего Рима и акцентирует внимание на их развращенности. При этом время в романе течет нелинейно: эпизоды растягиваются или ужимаются в зависимости от их значимости для центрального сюжетообразующего мотива путешествия. М. М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе» называл такой тип повествования «авантюрно-бытовым» и причислял к этому типу «Сатирикон» Петрония и «Золотого осла» Апулея [1, с. 261].

«Сатирикон» не является «путевыми заметками», так как основная цель этого произведения - сатира. Он близок так называемой менипповой сатире, в которой сюжетные эпизоды полагалось перемежать философскими рассуждениями. Мотив путешествия выбран в данном случае именно как сюжетообразующий, так как основная цель - высмеять общество.

В целом путешествия в античной литературе можно разделить на два условных типа, которые как раз воплощаются «Одиссеей» и «Сатириконом». В обоих случаях передвижения героя становятся «стержнем» для нанизывания различных эпизодов, однако в первом случае эти нанизываемые эпизоды скорее самодостаточны, так как показывают разнообразные чудеса, а во втором случае они служат какой-то определенной цели -морализаторской, к примеру.

Концепт путешествия в Средневековье также воспринимался через призму религии: путешествие носило аллегорический характер и, в первую очередь, рассматривалось как путь к чему-то недостижимому -например, к чаше Грааля.

Жанр путешествия в Средние века был совмещен с жанром рыцарского романа: рыцари, к примеру, круглого стола отправлялись на поиски чаши Грааля, переживая опасные приключения. Травелог во многом повторял сюжетную схему «Одиссеи»: идея путешествия удерживала, как «стержень», разнообразные эпизоды. При этом поиски Грааля становились поисками героя не только определенного артефакта, но и самого себя: пережитые им приключения, изменения в его характере и личности и становились главным результатом путешествия.

Другие путешествия в средневековой литературе также носили метафорический характер. Так, в саге «Плавание Брана» воспроизводится характерный еще для античной мифологии сюжет путешествия в мир иной. В одной из версий саги моряк с корабля Брана спустился на берег и тут же рассыпался в прах: так морякам стало ясно, что их плавание продолжается уже множество лет и, спустившись на берег, они умрут. Воду и пищу им передавали на корабль, а сами они, как гласит сага, так и продолжили скитаться. Возможно, легенды о «Летучем Голландце» связаны с сагами о плавании Брана.

Среди саг также встречались истории о паломничествах [4]. Таким образом, все «путешествия» Средневековья так или иначе связаны с религиозной тематикой: они либо наполнены религиозными символическими образами, либо подразумевают путешествия в религиозных целях - паломничества. Этот жанр в дальнейшем стал основой для таких произведений Возрождения, как «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера: паломники в ходе поездки рассказывают друг другу о различных интересных и поучительных случаях, которые произошли с ними во время их странствий.

Можно сказать, что два типа путешествия, намеченные в античности, - «чудесное» и «поучительное» -как бы соединились в эпоху Средневековья и образовали новый тип произведения-путешествия: аллегорическое путешествие, которое в форме метафоры воплощало странствия христианской души в поисках Бога.

Анализ различных произведений-путешествий показывает, что наблюдается некоторая «периодичность»: путешествия то становятся жанром, задача которого - показать чудесное и небывалое, то превращаются в символ. Исследователи намечают тему связи путешествия с эпохой, однако не рассматривают ее подробно [2, с. 4].

Античная традиция как бы наметила два русла развития темы путешествий: путешествия как некий повод поведать о чудесах (странствия Одиссея) и путешествия как социальный срез общества - герою проще всего встретить разных людей из разных социальных слоев именно в процессе путешествия. Соответственно, Средневековье как бы соединило эти два русла в аллегорическом путешествии: все чудеса использовались как способ прославления Бога, а путешествия приобрели символический смысл.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.

2. Громова Н А. «Путевые картины» Генриха Гейне. Сюжет и стиль: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2007. 23 с.

3. Гуминский В. М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М., 1987. 286 с.

4. Плавание Брана, сына Фебала [Электронный ресурс] / пер. В. Беркова. URL: http://www.e-reading.club/ chapter.php/1017274/340/Islandskie_sagi._Irlandskiy_epos.html (дата обращения: 12.01.2017).

5. Пономарев Е. Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс]: дисс. ... д. филол. н. СПб., 2014. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5866275/ (дата обращения: 12.01.2017).

6. Тронский И. М. Античная литература. М.: Высшая школа, 1988. 464 с.

LITERARY JOURNEY OF ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES: CONVERGENCE OF TYPOLOGICAL PECULIARITIES

Golovchenko Igor' Fedorovich, Ph. D. in Law, Associate Professor Pyatigorsk State University i_golovchenko@yahoo. com

The article analyzes literary journey as a set of motives and story-formative device in the epoch of antiquity and in the Middle Ages. Comparison of basic works in which the motive of journey, travel, wandering is used shows the certain convergence: two types of journeys which were popular in the ancient literature formed a kind of alloy in the medieval European literature.

Key words and phrases: journey; travelogue; story; motive; set of motives; ancient literature; medieval literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.