Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), с. 661-663
УДК 811.161.1 + УДК 811.162.3
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ:
К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ*
© 2011 г. А.Н. Таланова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
tango7 @yandex.rn
Поступила в редакцию 23.12.2010
Представлен обзор и дана систематизация источников и архивных материалов, позволяющих характеризовать особенности нижегородского литературного процесса XVIII-XIX вв.
Ключевые слова: литературное краеведение, архив, библиотека, театр, публикация.
Приступив к изучению нижегородского литературного процесса дореволюционного периода, сотрудники лаборатории литературного краеведения ННГУ поставили перед собой цель выявить городские фонды, содержащие литературные и архивные источники, для того чтобы систематизировать материалы по персоналиям, жанровой и тематической принадлежности и ввести их в научный оборот.
Первым шагом стало выявление фондов, в которых могли бы храниться литературные произведения, документы, материалы, имеющие отношение к нашему исследованию. Такими фондами стали Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина, Центральный архив нижегородской области, Литературный музей А.М. Горького, фонд музея-усадьбы Рукавишниковых (филиал НГИАМЗ).
Наибольшее количество источников, относящихся к литературному краеведению, насчитывает фонд НГОУНБ им. В.И. Ленина: 70 каталожных ящиков, то есть более 50 000 библиографических записей [1, с. 100-108].
Однако более половины записей относится к постреволюционному периоду. Кроме того, в ходе работы с каталогами было выявлялено, что некоторые записи уже не соответствуют действительности: источников в хранении нет. Стоит также заметить, что общее число изданных произведений авторов-нижегородцев в XIX веке очень невелико: в Нижнем Новгороде, вплоть до 80-х годов XIX века, была единственная губернская типография, перегруженная печатанием административных бумаг. Поэтому
* Работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (грант 11-06-97013 р_поволжье_а)
многие нижегородские авторы издавались тогда в Казани, Санкт-Петербурге, Москве. Часто их издания были единичными, с небольшим тиражом. Так, например, единственный сборник стихотворений Л. Граве вышел в Москве только через год после его смерти, в 1892 году. Нижегородка Е. Балобанова - известный в свое время кельтолог, писательница, главный библиотекарь Бестужевских курсов, уехав в Санкт-Петербург, издала около двадцати своих работ, но в хранении НГОУНБ присутствуют только три (!) ее книги: «Мар-Ивонна», «Легенды бретонских замков» и «Две судьбы». Обратившись к творчеству довольно известной в свое время писательницы Е. Альмединген (Е. Александровой), мы смогли найти в библиотеке лишь два ее произведения: «Кулибин» и «Нижний Новгород», хотя известно, что у нее были опубликованы и другие произведения.
Особое внимание мы обратили на периодические дореволюционные издания, в которых, нижегородским авторам было намного проще опубликовать свои произведения. Среди них выделяются газеты «Нижегородский листок» и «Волгарь»: эти издания относятся к тому времени, когда литературная деятельность Нижнего, благодаря усилиям короленковского кружка, становится все более интенсивной. Многие произведения нижегородских авторов, действительно, можно встретить на страницах только периодических изданий. На сегодняшний день эти сведения не систематизировны, так как этот кропотливый труд требует отдельной целенаправленной работы. Актуальность такой работы подтверждает рукописный «Указатель к «Нижегородским губернским ведомостям 18371912 гг.», выполненный в начале ХХ века
Н.И. Драницыным. Масштабный труд, неимо-
верно облегчающий работу исследователям: все материалы «НГВ» систематизированы по тематике (например: театр, литература и т.д.).
Многие ценные издания находятся в фонде редких книг и рукописей НГОУНБ. В этом отделе хранятся также рукописи пьес, которые, по всей видимости, ставились на сценах нижегородских и других провинциальных театров. На некоторых экземплярах присутствуют режиссерские пометы, но, к сожалению, идентифицировать их сложно, а иногда и невозможно. Однако материалы такого рода могут войти в курс «Нижегородская драма и театр», читаемый на филологическом факультете ННГУ.
Некоторые печатные издания произведений, относящихся к «нижегородскому тексту», мы обнаружили в архивном фонде музея-усадьбы Рукавишниковых (НГИАМЗ). Среди наиболее интересных: работа С.М. Парийского «Кузьма Минин» (1616-1916), изд. НГУАК в 1916 г. (ГОМ 20112-148); Н. Вагнера «Сказки кота-мурлыки», изданные в 1895 году с рисунками Куинджи, Васнецова, Микешина (ГОМ 22 4 99); сборник Н.Вучетича «Красный фонарь», изд-во М.О. Вольфа, СПБ, 1901 (ГОМ 21729-17); очерки Е. Чешихина-Ветринского «Лев Николаевич Толстой», изд. в Н.Н. в 1910 (ГОМ 222 23) и «И.А. Гончаров», 1912 г. (ГОМ 26025-5); комедия Я. Чаадаева «Дон Педро Прокодуранте, или Наказанной бездельник», издание 1794 г. (ГОМ 2090 В); книга Я. Орлова «Мое отдохновение для отдыху другим» (ГОМ 20907); рассказ А. Иноземцевой «Нюнька» (ГОМ 19934-44). Несмотря на то, что некоторые из вышеназванных изданий (Я. Орлов) находятся также в фонде НГОУНБ (отделе редких книг и рукописей), эти источники настолько единичны, что стоит указать как можно больше мест их нахождения.
Стоит также заметить, что доступ в музейные фонды с целью выявить источники, имеющие интерес для исследования нижегородского литературного процесса, не вызывает в сотрудниках музеев энтузиазма. Так, нам пока не удалось поработать с фондами Литературного музея А.М. Горького.
Наиболее ценным для исследователей местом с точки зрения нахождения ранее неизвестных произведений нижегородской литературы дореволюционного периода, а также исторических документов, комментирующих особенности развития литературного процесса, можно назвать Центральный архив нижегородской области (ЦАНО). Замечу, что принцип систематизации материалов в архиве довольно относителен [2]: часто документы, интересующие нас, можно обнаружить в личных фондах,
коллекциях документов общественных организаций и т.д. Поэтому работа в архиве требует методичного просмотра самых разных фондов.
Так, на сегодняшний день выявлены, например, следующие фонды, представляющие для нас научный интерес: личные фонды В. Кокосова (ф. P-6128. 139 ед. хр. 1863-1937 гг., 1 оп.); С. Ешевского (ф. 1827. 23 ед.хр. 18341868 гг., 1 оп.); П.И. и А.П. Мельниковых (ф. 767. 316 ед. хр. 1785-1928 гг., 3 оп.); инспектора народных училищ, писателя В. Раевского (ф. 1068. 40 ед.хр. 1854-1886 гг., 1 оп.); литератора А. Яровицкого (ф. 348. 14 ед. хр. 1899-1903 гг., 1 оп.). Наиболее значительным является фонд А.С. Гациского (ф. 765, оп. 597), включающий в себя письма современников, личные документы, литературные произведения не только самого Гациского, но и многих других нижегородцев. Так, например, мы обнаружили: окончание рукописи В. Снежневского о нижегородском театре князя Шаховского (ед. хр.50), пьесы А. Гациского «Три дня из жизни студентов», «Студенческие сцены» (ед. хр. 94); «Дневник артистки», «Литературные занятия», «Провинциалка», «Сновидения» (ед. хр. 96-98); письма к Гацискому Б. Бера, П.А. Альбицкого, Н.Ф. Анненского, П. Банкаль-ского, А. Богдановича, Е. Бубновой, Н. Вучетича, Л. Граве, В. Короленко и др. (ед. хр. 206-231), а также письма П. Боборыкина из Парижа (ед. хр. 291).
Жанровым разнообразием произведний одного автора богат фонд нижегородской писательницы А.Д. Мысовской (ф. № 768, оп. 687). Сюда входят ее переводы А. Мюссе «Потерянный вечер» и др., Банвилля «Жена Сократа», Мольера «Женитьба Сганареля», басни, стихотворения, драматические произведения «Сцены из народной жизни», «Искусство и любовь», «Рождественская ночь в лесу», «Аладдин и волшебная лампа» и др., кроме того, - дневник А. Мысовской и ее письма.
В смешанных фондах, среди коллекции различного рода документов обнаружились стихотворные произведения, сатира, биографические очерки, повести, записки мемуарного характера, недописанные романы:
• ф. 1825 оп. 1. хранит несколько рукописей о Короленко: Мельниковой К.М. «Воспоминания о Короленко» (ед. хр. 109); Протопопова (ед.хр.137); Ульяновой «Владимир Галактионович Короленко» (ед. хр. 169); рукописи стихотворений Шумахера (ед. хр. 183);
• ф 2013 оп. 1 - рукописи за подписью гр. Растопчина «Насильственный брак» (баллада), «Жена», «Россия» (ед. хр. 487, 488);
• ф. 2012, оп. 602 а - отдельные главы романа «Левксис» (рукопись, автор не установлен) (ед. хр. 95); очерк Бестужева-Рюмина «Граф Борис Петрович Шереметев» (рукопись, датированная 6 марта 1846 г.) (ед. хр. 100); записки мемуарного характера А.П. Болтина (конец 1840-х - п. 50 гг.) (ед. хр 118); «Путешествие по Европе» Н. Погодина (тетр. 1., рукопись, вып. в 1853, 1854 гг.) (ед. хр. 120); рукописи неизвестного автора: повесть, пьеса, роман (ед. хр. 151-154);
• в ф. 2012 оп. 602 обнаружилась рукопись со стихотворением неизвестного автора «На волжских берегах, среди древнего града» (ед. хр. 1585); рукописная повесть Старгородского «Светлана и Мстислав», датированная 30 сентября 1819 г. (ед. хр. 1712); стихи иеромонаха Иеронима «Сказание о Фролищевой пустыни» (описание Фролищевой пустыни, датированное мартом 1839 г.) (ед. хр. 1795); нижегородская сатира Д.А. Демидова «Скотный двор» с прим., датированная 1842 г. (ед. хр. 1806); стихотворение Арбузова «Дед к внуку» от 5 февраля 1854 г. (ед. хр. 1853); стихи Н.И. Звонцова б/д. «Ах, зачем природа так скупа...» (ед. хр. 2065).
Как видим, в архивных фондах хранится довольно большой пласт материала, ожидающий своего изучения. На наш взгляд, стоит обратить внимание и на архивные документы, содержащие сведения о театрах, репертуаре и артистах (ф. 2, оп. 6, т. 1, ед. хр. 305, 410, 852), а также на сведения о наличии типографий, книжных магазинов, библиотек по Нижегородской губернии (ф. 2, оп. 6, т. 1, ед. хр. 963, 1120, 1172, 1219, 1343). Сведения подобного рода могут стать фактологическим комментарием особенностей развития нижегородского литературного про-
цесса, объяснить специфику развития нижегородской культуры.
Итак, на сегодняшний день, по итогам проведенной работы можно сделать некоторые выводы. Во-первых, несмотря на то, что было выявлено немало источников, как рукописных, так и печатных, проблема остается открытой: тексты произведений многих дореволюционных нижегородских авторов отсутствуют. Вероятно, поиски их необходимо продолжить как в библиотечных фондах Москвы и Санкт-Петербурга, так и в частных коллекциях нижегородских библиофилов.
Во-вторых, обилие неисследованного материала требует привлечения к нашему исследованию студенческих сил. На сегодняшний день практическая работа для студентов, специализирующихся на кафедре русской классической литературы, уже предполагает работу в архиве: исследование, описание какого-либо источника и составление комментария к нему.
Хочется надеяться, что введенный в научный оборот материал содержит интересные находки и филологические открытия, связанные с литературой нижегородского края.
Список литературы
1. Кудрина Л.Е., Селезнева Л.П. Литературное краеведение в библиографическом отражении // Жизнь провинции как феномен духовности: Сб. статей по материалам Всеросс. науч. конф. с международным участием. Нижний Новгород. Изд-во «Книги», 2011. С. 100-108.
2. Поликина Т.С. Организация работы по научно-технической обработке фондов личного происхождения. Методическое пособие. Сост.: Поликина Т.С. Н. Новгород, 1996 // Электронный ресурс: код доступа: http://www.opentextnn.ru/archives/
REGIONAL LITERATURE STUDIES AND THE PROBLEM OF LITERARY AND HISTORICAL SOURCES
A.N. Talanova
The article gives a review and systematic information on the sources and archive materials that make it possible to characterize the features of the literary process in Nizhni Novgorod in the 18th and 19th centuries.
Keywords: regional literature studies, archive, library, theatre, publication.