Вадим Крейд
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК В САН-ФРАНЦИСКО (1921 - 1957 гг.)
Литературно-художественный кружок в Сан-Франциско начал собираться в 1921 г. на квартире у поэтессы Елены Петровны Грот (1891, Тобольск - 1968, Лос Гатос, Калифорния). В начале 1921 г. она поселилась в Калифорнии. После образования кружка ею был основан (совместно с Ф.А. Постниковым, издателем еженедельной «Русской газеты») журнал «Родные мотивы», в котором печатались русские калифорнийцы, в том числе и живший тогда в Сан-Франциско С. Гусев-Оренбургский. «Родные мотивы» явились для кружковцев дополнительным объединяющим фактором.
Другим результатом собраний у Грот оказался Драматический кружок, в котором участвовало несколько профессиональных актеров, эмигрировавших в начале 20-х гг. из России и приехавших в Калифорнию. Драматический кружок вскоре выделился в самостоятельную труппу, дававшую спектакли два раза в месяц и поставившую, в частности, пьесу в стихах Грот «Карнавал жизни».
С приездом в 1923 г. в Сан-Франциско А.П. Ющенко Литературно-художественный кружок оформился окончательно. Осенью 1924 г. кружок принял свой устав. Число участников росло и достигло 80-ти. Для своих встреч кружковцы снимали за 5 долл. в месяц подвал на отдаленной от центра Черри Стрит. Для более узкого круга лиц проводились домашние «пятницы».
В числе основных участников была поэтесса Ольга Александровна Ильина (1894, Казань - 1991, Сан Рафаэль, Калифорния), дочь члена Государственной думы и правнучка Е.А. Боратынского. В 1922 г. ей удалось добраться до Харбина. Через год уехала в Сан-Франциско. Зарабатывала на хлеб, работая продавщицей бус. Вскоре она узнала о существовании кружка и стала одним из активных его участников. По совету поэта-эгофутуриста А. Масаинова, жившего тогда в Калифорнии, Ильина издала свой первый сборник «Молчание звезд» (Париж, 1926), стихи из которого читались на кружковых вечерах. Там же она читала свою поэму «Колокол».
Масаинов, благословивший Ильину на издание первого сборника, недолго оставался участником кружка. До эмиграции он печатался в альманахах эгофутуристов. В 1924 г., уже в эмиграции, совершил путешествие в Полинезию и затем прибыл в Сан-Франциско. Отдельным изданием вышла его поэма «Лик зверя» (Париж, 1924), которую он читал кружковцам. В следующем году он выпустил сборник «Отходящие корабли», а в 1926 и 1927 гг. - свое двухтомное «Собрание сочинений». Вскоре Масаинов перебрался из Сан-Франциско в Голливуд.
Наталья Николаевна Дудорова, родственница Ильиной и правнучка Боратынского, участвовала в кружке с начала 20-х гг. Она приезжала на кружковые встречи из университетского города Пало Алто, расположенного неподалеку от Сан-Франциско. Стихи публиковала в коллективных сборниках, связанных с жизнью кружка, и в периодических изданиях. Почти все напечатанное ею отличается культурой стиха, четкостью и оригинальностью замысла.
Наиболее одаренным поэтом из кружковцев был Борис Николаевич Волков (1894, Екатеринослав - 1953, Сан-Франциско). Он учился в Московском университете, с началом Первой мировой войны ушел на фронт, был награжден Георгиевским крестом, в Гражданскую войну сражался в рядах войск адмирала А.В. Колчака. В 1919 г. перебрался в Монголию. Скитался по странам Востока, жил в Японии и в Китае. В начале 20-х гг. переехал в Калифорнию, работал портовым грузчиком. Его первая эмигрантская публикация датирована 1921 г. Стихи читал на кружковых встречах, а в 1934 г. выпустил свою единственную книгу стихов - «В пыли чужих дорог». Работал над книгой о Монголии «В стране золотых Будд». На его поэзии сказалось влияние Н. Гумилева, творчество которого особо почиталось поэтами кружка и которому был посвящен специальный вечер.
В разные годы и в разной степени в кружке участвовали Елена Антонова, издавшая свой сборник стихов «Отражения» (Нью-Йорк, 1944), Петр Лапикен, живший прежде в Харбине (писал рассказы), Александра Васильковская, автор сборника стихов «Узелок» (Сан-Франциско, 1957). Соприкоснулась с жизнью кружка Ольга Скопиченко, автор семи поэтических книг, приехавшая в Сан-Франциско в 1950 г., а также поэт и прозаик «второй волны» плодовитый Родион Березов (Акульшин), напечатавший в эмиграции не менее 15-ти поэтических книг. В коллективном сборнике ЛХК приняли участие калифорнийские поэты Николай Моршен, Владимир Марков, Глеб Струве, епископ Иоанн Сан-
Францисский.
Наиболее одаренным из прозаиков, связанных с кружком, был Петр Балакшин, под редакцией которого (под псевдонимом «Б. Миклашевский») в 1936 - 1937 гг. выходил альманах «Земля Колумба». Известность получил роман участницы кружка Нины Федоровой «Семья» (Нью-Йорк, 1952).
Почетным членом кружка была писательница Александра Мазурова, жившая в США с 1919 г. Она писала по-русски и по-английски. В 1929 г. вышел с предисловием Г. Гребенщикова ее роман «Земля». Цель кружка она видела в том, чтобы «в роковых условиях» эмигрантской доли сохранить живой интерес к творчеству, сберечь культурные ценности. О жизни этого содружества Мазурова вспоминала: «Мы, разумеется, во многом расходились (чем, как не спорами, отличалась русская дореволюционная интеллигенция!). Разногласия не вредили, а оживляли планы и возможности. Конечная цель и традиция у нас были общие; различия были во вкусах, темпераментах, в уклоне и опыте».
Превращение кружка в устойчивую организацию совершилось благодаря инициативе А.П. Ющенко, в прошлом морского офицера, в будущем профессора философии, а тогда, в 20-е гг., - лифтера в отеле «Сан-Франсис». Ющенко избран был председателем кружка. Под его влиянием участники сосредоточились главным образом на современных темах. Он устраивал тематические вечера, посвященные «Двенадцати» Блока и жившим в Китае писателям Всеволоду Иванову и Михаилу Щербакову. Ющенко редактировал «Дымный след» (Сан-Франциско, 1925) - первый коллективный сборник кружковцев.
Другие литературные вечера были посвящены поэзии Есенина, Саши Черного, Агнивцева, творчеству Мережковского, Тэффи, Аверченко, эволюции русской критической мысли, современным течениям в русской поэзии (доклад Масаинова). Вечер под названием «Внуки о дедах» был посвящен семейным воспоминаниям живших тогда в Калифорнии потомков и родственников Тютчева, Боратынского, Языкова, Батюшкова, Карамзина, Лермонтова, Кюхельбекера, Даля. Ежегодно отмечался День русской культуры; в 1933 г. в этот день праздновали получение Буниным Нобелевской премии. Состоялись встречи, посвященные классикам русской литературы XIX в.
Всего к 35-летию существования содружества проведено было более ста литературных вечеров. Творческий, просветительский, историко-литературный и общественный аспекты деятельности исходили из одного и того же принципа, отмеченного в уставе: уважение к творческой свободе и терпимости к инакомыслию.
Этот принцип просматривается и в выборе авторов, и в подборе произведений, составивших три коллективных сборника. Вместе с рядом авторских книг эти сборники представляют собой главное наследие кружка. В первом из них - «Дымный след» (Сан-Франциско, 1925) - напечатаны стихи Б. Волкова, Е. Грот, Н. Дудоровой, О. Ильиной и А. Масаинова, рассказ жившего в Китае М., Щербакова «Корень жизни», эссе Ющенко о Пушкине, статья профессора Калифорнийского университета А. Кауна о Леониде Андрееве, а также произведения менее известных авторов.
Вторым коллективным изданием явился «Калифорнийский альманах» (Харбин, 1934). Состав его авторов отчасти повторял «Дымный след». Альманах вышел под редакцией П. Балакшина, Е. Малоземовой (журналистка и лектор Калифорнийского университета, в будущем - председательница кружка), Н. Л. Лаврова и В. И Шнееровой.
Сборник «У Золотых Ворот» (Сан-Франциско, 1957) был задуман как итоговый. Авторский состав был шире, чем в предыдущих сборниках, благодаря участию тех литераторов, которые приехали в Калифорнию после Второй мировой войны - одни из Европы, другие с Дальнего Востока. В разделе прозы помещены рассказы Н. Нарокова, А. Мазуровой, Н. Федоровой, П. Балакшина, П. Лапикена, А. Васильковской, Р. Березова, а также несколько рассказов литераторов-любителей, что вообще было характерно для кружка, в котором грань между профессионализмом и любительством не всегда была четко обозначена.
Эта особенность ясно сознавалась профессиональным ядром кружка. Русское население Калифорнии составляло около 10 тыс. человек, приехавших в основном из Китая. На этом ограниченном фоне литературные силы кружка, объединившего литераторов не всего штата, а только Сан-Франциско и окрестностей, представлялись самим членам содружества адекватными.
В разделе поэзии в сборнике «У Золотых Ворот» представлены двенадцать поэтов первой и второй «волн» эмиграции, чьи имена вошли в историю литературного зарубежья: Е. Антонова, Р. Березов, А. Васильковская, Б. Волков, Е. Грот, Н. Дудорова, О. Ильина, епископ Иоанн Сан-Францисский, В. Марков, Г. Струве, О. Скопиченко и Н. Моршен, наиболее значительный из них.
В разделе «Статьи» приняли участие епископ Иоанн Сан-Францисский, философ Н. Лосский, поэтесса Е. Грот, профессор философии А. Ющенко, литературовед В. Марков.
Для историка эмиграции особый интерес представляет раздел «Дела и люди». Здесь помещены материалы, подводящие итог русской культурной деятельности в Калифорнии: заметки о русских библиотеках в этом штате, о художниках, о фонде имени И.В. Кулаева, который субсидировал сборник «У Золотых Ворот». В этом же разделе, богатом фактическим материалом, находим воспоминания о вечере памяти Гумилева, о русской театральной деятельности в Калифорнии, статью о встрече двух культур - американской и русской. В справочном отделе представлен указатель и библиография англоязычных публикаций русских калифорнийцев.