Научная статья на тему 'Литературная позиция последнего десятилетия жизни С. Т. Аксакова как проблема'

Литературная позиция последнего десятилетия жизни С. Т. Аксакова как проблема Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ СЛУЖЕНИЯ / СОБИРАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ / СФЕРА ПОТАЕННОГО / POSITION OF DEVOTION / MATERIALS COLLECTOR / INNERMOST SPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьева Елена Феофановна

Цель работы привлечь внимание к неизученности сферы потаенного, очевидной в трилогии, единой для творчества писателя, проявляющейся при изучении взаимосвязи отступлений от повествования и умолчаний трилогии с высказываниями писателя, объясняющими побудительные причины творчества, обусловленной присущей Аксакову устремленностью к будущему историку отечественной словесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF S.T. AKSAKOVS LITERARY POSITION WITHIN THE LAST DECADE OF HIS LIFE

The aim of this work is to draw attention to the unexplored innermost sphere, which is evident in Aksakovs trilogy. The innermost sphere is integrated into all the authors works and becomes vivid during the study of interconnections of the parenthetic remarks and paralipsis of the trilogy with the authors comments on his motives for writing which are directed towards the future historian of the Russian Literature.

Текст научной работы на тему «Литературная позиция последнего десятилетия жизни С. Т. Аксакова как проблема»

Библиографический список

1. Аверинцев С.С. Символ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. -С. 977-992.

2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений.-Т 3. - М., 1938.

3. Краснов Г. В. Сюжеты русской классической литературы. - Коломна, 2001.

4. МаннЮ.В. Поэтика Н.В. Гоголя. - М., 1988.

5. Маркович В.М. Петербургские повести

Н.В. Гоголя // Маркович В.М. Избранные работы. - СПб., 2008. - С. 8-106.

6. НабоковВ.В. Николай Гоголь // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - СПб., 2010. -С. 43-112.

Григорьева Елена Феофановна

Литературный институт им. А.М. Горького (г. Москва)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЖИЗНИ С.Т. АКСАКОВА КАК ПРОБЛЕМА

Цель работы — привлечь внимание к неизученности сферы потаенного, очевидной в трилогии, единой для творчества писателя, проявляющейся при изучении взаимосвязи отступлений от повествования и умолчаний трилогии — с высказываниями писателя, объясняющими побудительные причины творчества, обусловленной присущей Аксакову устремленностью к будущему историку отечественной словесности.

Ключевые слова: позиция служения, собиратель материалов, сфера потаенного.

Аксаковедение не имеет обобщения наблюдений, указывающих на актуаль-. ность прочтения Хроники в контексте целостности творчества писателя. Проблема целостности, по поводу которой П.М. Тамаев замечал, что суждения о целостности книг Аксакова, его «записок, хроник стали общим местом» [8, с. 76], не может быть решена без изучения представлений Аксакова о писательском труде как служении, т.е. без изучения духовного опыта писателя, как показывают работы о его современниках. «.. .Поэт вел... почти незаметную для современников борьбу за духовное достоинство и само духовное бытие как свое личное, так и общенародное» [3, с. 209], - о Вяземском. «Обсуждать творчество драматурга, умалчивая о его религиозных симпатиях, настроениях. - носить воду в решете, ибо .не удастся найти ту духовную силу, которая помогла бы объединить все разнородные. тенденции и устремления.» [48, с. 7], -о Шаховском. «Н.М. Языков... независимо от Гоголя начинает. читать отцов церкви, изучать Библию» [16, с. 297], - о Языкове. Современники видели в Гоголе сатирика, «продолжателя святоотеческой традиции. не узнали» [41, с. 3], - о Гоголе. Обращаясь к Аксакову, мы учитываем также позиции Т.Л. Воронина, рассматривающего творчество «как историю души, нравственно-религиозный портрет автора» [40, с. 6], и Ю.И. Ми-нералова, который говорит о важности изучения «процесса создания произведения» [44, с. 3]. При

анализе процесса создания Хроники неизбежно восстановление творческого пути в целом, но при этом и литературная позиция 1850-х гг. предстает как проблема, т.к. «биография внутренней жизни» писателя [21, с. 604], его «нравственно-религиозный портрет» есть область наименее изученного.

Работы о православном «подтексте русской литературы» [42, с. 5] и «народно-художественном самосознании в литературном опыте эпохи» [46, с. 188] констатируют не только «своеобразное положение» отечественной словесности «между сознанием Нового времени (в форме просветительства и романтизма) и сознанием церковным» [20, с. 6], но и тот факт, что «литература может быть научно освоена в целостности (курсив источника. - Е.Г.) духовно-религиозного, социально-исторического и художественноэстетических подходов» [11, с. 114]. Сказанное о современниках писателя в той или иной мере относимо к Аксакову, который объяснял (до Хроники и после нее) побудительные причины творчества необходимостью исполнения долга перед «будущим историком» [22, с. 520], который как христианский писатель, продолживший традиции древнерусского книжника - «по большей части именно историка» [14, с. 10], понимавший чтение как «душеспасительную духовную пищу» [23, с. 380], а творчество как служение [24, с. 702], остается неизученным. Не осуществлено сопоставление окружающих трилогию высказываний писателя, проявляющее целостность творчества,

а Хронику - «сердцевинным явлением» [43, с. 105], свидетельствующим о единой сфере потаенного, о присущей писателю устремленности к будущему, о диалогическом характере творчества писателя, противопоставившего литературе вымысла правдивые воспоминания о действительно бывшем. Изучение Хроники без учета христианского мировоззрения Аксакова приводит к уменьшающим значение творчества писателя выводам [1], замыкаясь в рамках начатой при жизни Аксакова полемики о жанровой природе Хроники [6], прочитывавшейся современниками без учета высказываний, поясняющих побудительные причины творчества.

О недостаточной изученности творчества Аксакова пишут [52, с. 3], но одна из причин не-изученности, на наш взгляд, остается вне поля зрения; выявление сферы потаенного в большой степени зависит от того, что является источником сведений о генезисе Хроники: произведения, статьи и письма писателя, рассмотренные в их «сцепленности» [9, с. 73] и взаимосвязанности, или работы С.И. Машинского середины ХХ в., опора на которые остается значительной. «Мысль о необходимости внимательного прочтения книг С.Т. Аксакова, является, определяющей в фундаментальном исследовании С.И. Машинского.» [53, с. 4].

О важности внимания к духовным основам жизни семьи Аксаковых писала Е.И. Анненкова: «На самом-то деле было различное, кажущееся чуть ли не полярным выражение глубинно сходных начал, восходящих к единому национальному мироощущению, в котором всегда взаимодо-полняли друг друга свобода, открытость души и аскетизм духа; снисхождение к слабостям жизни и неумолимая строгость долга; растворенная в жизни вера и вера, следующая всем установлениям церкви» [17, с. 46]. Она же: «отдельные произведения, создаваемые членами аксаковской семьи. раскрывают полноту. смысла лишь в соотнесенности с другими. Это относится даже к произведениям С.Т. Аксакова, художественный уровень которых никем не был оспорен» [18, с. 12]. С.Л. Соболевская писала, что трилогия не прочитана как «Книга о книгах» [7, с. 6]. По словам С.Ф. Дмитренко, необходимо более тщательное изучение отношения Аксакова к современной ему литературе [13, с. 8]. С.П. Фатеев, указывая на обеспокоенность Аксакова необратимостью природных процессов, напомнил об

о собом внимании Акс акова к литературе XVIII века и, цитируя Аксакова: «Мне решительно не нравится: жила в объятиях природы. Выражение бессмысленное, опошленное до гадости, завязнувшее у нас с Х'УШ столетия» [15, с. 16], -показывал, что письма писателя помогают более многогранному освещению творчества. П.М. Та-маеву принадлежит наблюдение, существенно обогащающее представления о творчестве писателя. «Один из главных уроков, усвоенных С.Т. Аксаковым у древнерусских книжников, - это внутреннее созревание, долгая подспудная подготовительная работа, после которых приходит решение. Подобно Епифанию, он делает записки “в свитцех и тетратех” “запаса ради, памяти ради, пользы ради”» [10, с. 78]. Н.А. Колодина, развивая эту мысль, писала о необходимости такого прочтения прозы С.Т. Аксакова, которое было бы ориентировано на «традиции древнерусской словесности» [54, с. 43]. Рассмотренные в совокупности, эти наблюдения констатируют факт насыщенности аксаковедения проблематикой, выводящей исследования на уровень, позволяющий обратиться к проблеме целостности. Но в работах об Аксакове заметна и неучтенность осуществленных наблюдений.

По словам Л.А. Сапченко, материалы журнала «Детское чтение для сердца и разума» «дают ключ» к прозе С.Т. Аксакова [4, с. 55]; творчество писателя «во многом обязано. самобытностью более глубокой традиции - доромантической и даже досентименталистской, восходящей к просветительской философии и описательной поэзии века XVШ» [5, с. 59]. Это заключение, как и утверждение, что на «рубеже Х1Х-ХХ веков. благодаря. трудам В.П. Острогорского, В.И. Шенро-ка, А.К. Бороздина, О.Ф. Миллера, С.А. Венгерова сложилось практически полноценное представление о творческой индивидуальности С.Т. Аксакова» [49, с. 9], не вполне соответствует действительности. Справедливо, что «налицо. стремление к реабилитации С.Т. Аксакова, к закреплению его места в пантеоне отечественных классиков» [50, с. 4], что на «рубеже Х1Х-ХХ веков. возродился интерес к наследию писателя» [51, с. 9], но утверждение о «практически полноценном представлении о творческой индивидуальности С.Т. Аксакова» требует уточнения, как и повторяющееся [2, с. 81] суждение С.И. Машинского, что «С.Т. Аксаков - трудный для осмысления писатель» и трудности «усугубляются отсут-

ствием традиций в его изучении» [45, с. 4]. На необходимость осмысления творчества Аксакова с учетом его христианского мировоззрения указывал А.С. Хомяков (1859). Но Хомяков не имел возможности сопоставления высказываний Аксакова, составляющих контекст Хроники. Прижизненная критика, в лице Добролюбова, Анненкова, Гилярова-Платонова, как И.С. Тургенев, писавший, что «Записки ружейного охотника .» можно рассматривать с двух точек зрения: «с точки зрения охотника и. естествоиспытателя» [47, с. 164], как биографы: С.А. Венгеров (1886),

В.П. Острогорский (1891), В.И. Шенрок (1904), -не имела возможности сопоставления произведений Аксакова - с его объяснениями побудительных причин творчества, очевидными в 20-е гг. (речь в Обществе любителей российской словесности), 30-е (статьи о Пушкине и Шаховском) и 50-е (Вступление к «Литературным и театральным воспоминаниям», статьи о Гоголе, Шишкове, Державине, Щепкине, биография Загоскина), выявляющего сущностные Предметы внимания Аксакова: текучесть времени; необратимую изменяемость внешнего и вместе с тем связь времен - вырабатываемость будущего в настоящем, вытекаемость настоящего из прошедшего; феномен человеческого поведения, осуществлявшегося в рамках христианской культуры, но в разладе внешнего и внутреннего; собственную «биографию внутренней жизни», подлежавшую рассмотрению от самого начала «земного . странствования» [39, с. 627]; духовный мир матери.

Цель данной работы - привлечь внимание к не-изученности сферы потаенного трилогии, сферы, единой для творчества, проявляющейся при изучении взаимосвязи авторских отступлений от повествования и умолчаний трилогии с высказываниями Аксакова, объясняющими побудительные причины творчества, и обусловленной присущей писателю устремленностью к будущему: потомкам, биографу, историку. В воспоминаниях о современниках Аксаков выступал как собиратель материалов, для которого расстановка приоритетов жизненных ценностей определялась христианским мировоззрением. О Шишкове он писал так: «История будет . справедливее нас. Имя Шишкова . как двигателя своей эпохи займет почетное место на ее страницах, и потомство с большим сочувствием . станет повторять стихи Пушкина: Сей старец дорог нам.» [25, с. 313]. Напоминая об искренности «нравствен-

ных и религиозных убеждений» Гоголя [26, с. 600], Аксаков уточнял: «Натура Гоголя. умеряемая христианским анализом и самоосуждением, проникнутая любовью к людям, непреодолимым стремлением быть полезным, беспрестанно воспитывающая себя для достойного служения истине и добру, - такая натура в вечном движении.» [27, с. 604], замечая, что накопление материалов важно для воссоздания «биографии внутренней жизни» Гоголя, повторяя, что необходимо изучение писем: они позволяют «проследить, рассмотреть в подробности духовную жизнь великого писателя.» [28, с. 606]. «Письма Гоголя. поучительны. Все его человеческие ошибки и уклонения - драгоценное наследие человечеству» [29, с. 627]. Аксаков писал о важности осознания сложности творческого пути Гоголя. «Ясности взгляда будет мешать близость предмета; надобно отойти от него подальше, и чем предмет выше, тем отойти надобно дальше: я разумею биографию внутренней жизни, искреннюю и полную» [30, с. 604]. Для Аксакова важно перечитывание произведений с учетом их взаимосвязанности; ему важно подчеркнуть, что Гоголя необходимо читать всего [31, с. 170]. Работая над биографией Загоскина, он писал, что восприятие творчества в целом отличается от восприятия отдельных произведений. Его цель - сохранить достоверность. Аксаков записывал, сколько раз вышли произведения Шишкова, Загоскина и Шаховского, напоминал о необходимости сохранения памяти о тех, кто служил во имя отечественной культуры: «.Всегда время отдавать справедливость заслуге; благодарным быть - всегда время» [32, с. 620]. Аксаков писал, что Загоскин имеет «полное право на участие и благодарность современников» [33, с.382]. «Биографии. Загоскина», по словам В.Н. Грекова и А.Г. Кузнецовой, «Аксаков придавал большое значение.» [12, с. 503]. Очевидна повторяемость мысли Аксакова о необходимости собирать материалы для будущего. «Личность князя Шаховского, его живость, веселость, забавное и безобидное остроумие, его детское притязание на хитрость, его незабвенные репетиции. представляют богатое и благородное поле для биографа» [34, с. 609]. «Моя цель - доставить материал для биографа» [35, с. 8]. Записывая воспоминания о деятелях, оставшихся в истории словесности в качестве второстепенных, Аксаков объяснял: «.В этом внимании, в этих знаках уважения к памяти вто-

ростепенных писателей выражается чувство благодарности, чувство справедливости. Писатели второстепенные приготовляют поприще. для великих. которые не могли бы явиться, если б предшествующие . не приготовили им материала.» [36, с. 7]; напоминал, что восстановление полноты истории словесности требует внимания не только к большим именам: «.Все. разыскания . полезны и даже необходимы, как материал для истории литературы. Всякий кладет свой камень при построении здания народной литературы» [37, с. 7]. Нельзя не заметить, что годы «подытоживания» [19, с. 266] жизни есть в то же время годы нравственного, «трудного» подвига, корнями своими уходившего в христианскую традицию долга и ответственности перед историей.

«Мое время . было . не то что поглупее теперешнего. было простее, простодушнее, наивнее. мы жили спустя рукава, не оглядываясь на свое прошедшее, не вникая в безнравственность отношений настоящего и не помышляя о будущем. Многое посеяно, может быть и бессознательно, именно в мое время, даже пустило корни, и многое, что теперь цветет и пышно красуется современностью, думая, что оно родилось вчера, -долго лежало в земле, всасывая в себя питательные ее соки.» [38, с. 622], - подобные высказывания не обобщены, как не исследовано исповедальное начало трилогии и творчества в целом.

Библиографический список

1. Чуркин А.А. Тема и мотивы семьи в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова // Русская литература. - 2009. - N° 1.

2. ЛоскутниковаМ.Б. Эмоционально-оценочные аспекты художественного произведения в связи с проблемой литературного характера // Акса-ковский сборник. Вып. 2. - Уфа, 1998. - С. 81.

3. Моторин А.В. Художественное вероисповедание князя П.А. Вяземского // Христианство и русская литература. - Сб. 4. - СПб.: Наука, 2002. - С. 209.

4. Сапченко Л.А. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» в жизни и творчестве С.Т. Аксакова // Вторые Аксаковские чтения. - Ульяновск, 2006. - С. 55.

5. Там же. - С. 59.

6. Селитрина Т.Л. Жанровая специфика «Семейной хроники» С.Т.Аксакова в трудах отечественных и зарубежных литературоведов // Ак-саковский сборник. - Уфа, 2005.

7. Соболевская С.Л. Охотница до книг. К 225-летию со дня рождения М.Н. Аксаковой // Акса-ковские чтения (1996-1997). - Уфа, 1997. - С. 6.

8. ТамаевП.М. «Записки.» С.Т. Аксакова как художественное целое // Жизнь и судьба малых литературных жанров. - Иваново, 1996. - С. 76.

9. Там же. - С. 73.

10. Там же. - С. 78.

11. Троицкий В.Ю. О духовных началах слова и словесности и целостности как основе научного анализа и преподавания литературы // Духовный потенциал русской классической литературы: сб. науч. тр. / Моск. гос. обл. ун-т. - М.: Руссюй м1ръ, 2007. - С. 114.

12. Греков В.Н., Кузнецова А.Г. Комментарии // С.Т. Аксаков. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 3. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 503.

13. Дмитренко С. Ф. Литература в жизни Сергея Тимофеевича Аксакова // С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. - М.: Олимп; АСТ, 1998. - С. 8.

14. Лихачев Д.С. Литература Древней Руси // Повести и сказания Древней Руси. - СПб.: «ДИЛЯ», 2001. - С. 10.

15. Фатеев С.П. Записки счастливого человека // С.Т. Аксаков. Охота пуще неволи. Сборник произведений. - Киев: Дншро, 1991. - С. 16.

16. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. - М.: Таганка, 2009. - С. 297.

17. АнненковаЕ.И. Аксаковы. - СПб.: Наука, 1998. - С. 46.

18. Там же. - С. 12.

19. Там же. - С. 266.

20. АнтоновК.М. Философия И.В. Киреевского: антропологический аспект. - М.: Изд-во ПСТГУ 2006. - С. 6.

21. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956. - Т. 3. - С. 604.

22. Там же. - С. 520.

23. Там же. - С. 380.

24. Там же. - С. 702.

25. Аксаков С.Т. - Т. 2. - С. 313.

26. Аксаков С.Т. - Т. 3. - С. 600.

27. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 3. - С. 604.

28. Там же. - С. 606.

29. Там же. - С. 627.

30. Там же. - С. 604.

31. Там же. - С. 170.

32. Там же. - С. 620.

33. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 3. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 382.

34. Аксаков С.Т. - Т. 3. - С. 609.

35. Там же. - С. 8.

36. Там же. - С. 7.

37. Там же. - С. 7.

38. Там же. -С. 622.

39. Брянчанинов Игнатий, святитель. Собр. соч.: В 7 т. - М., 2001. - Т. 1. - С. 627.

40. Воронин Т.Л. История русской литературы ХУШ столетия. - М.: Изд-во ПСТГУ 2009. - С. 6.

41. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ 2002. - С. 3.

42. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - С. 5.

43. Кожинов В.В. Победы и беды России. -М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - С. 105.

44. МинераловЮ.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): Учеб. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 1999. - С. 3.

45. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1961. - С. 4.

46. Нестерова Т.П. Национальное самосознание в русской поэзии первой трети Х1Х века. -М.: Высшая школа, 2007. - С. 188.

47. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. -Т. 5. - С. 164.

48. Шаврыгин С.М. А.А. Шаховской и духовная культура его времени: Научно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГУ, 1996. - С. 7.

49. НикитинаЕ.П. Творческая индивидуальность

С.Т. Аксакова в историко-функциональном и сравнительно-типологическом освещении: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2007. - С. 9.

50. Там же. - С. 4.

51. Там же. - С. 9.

52. Колодина Н.А. Проза С.Т. Аксакова. Контекст и поэтика: Дис. . канд. филол. наук. - Иваново, 2003. - С. 3.

53. Там же. - С. 4.

54. Там же. - С. 43.

УДК 882.09

Каткова Майя Михайловна

Московский педагогический государственный университет

katkova_mm@yahoo.com

БРИТАНСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ»

В статье рассматриваются британская рецепция России и образ британского самосознания на примере повести «Епифанские шлюзы» А. Платонова.

Ключевые слова: А. Платонов, рецепция, британское самосознание, национальный характер.

В повести «Епифанские шлюзы» А. Платонов изображает британскую рецепцию России, возникающую у инженера Бертрана Перри, приглашенного Петром I для строительства судоходных шлюзов и каналов. На наш взгляд, рецепция Перри обнаруживает признаки, позволяющие охарактеризовать специфику постижения британским сознанием не только «русской темы» в целом, но и русской литературы, в частности художественного сознания писателя А. Платонова.

Повесть принадлежит к ранним произведениям Платонова. Она написана в начале 1927 года в Тамбове, куда Платонов был направлен для работы в должности подотделом мелиорации губернского земельного управления. Содержание повести несет отпечаток тамбовских впечатлений писателя.

В работе над повестью Платонов пользовался «наиболее близким ему, как инженеру, историческим материалом из книги инженера А. Легу-на “Воронежско-ростовский водный путь” (1909)» [12, с. 460]. Однако у нас есть все основания полагать, что писатель художественно воссоздал исторический документ капитана и строителя доков и каналов при Петре I англичанина Джона Перри, который по результатам своей службы у русского царя напечатал сочинение «The State of Russia under the Present Czar» (1716) («Состояние России при нынешнем царе»).

Наличие сходных черт в судьбах реального Джона Перри и платоновского персонажа Бертрана Перри позволяет утверждать то, что либо писатель был хорошо знаком с данным историческим документом, либо художественный гений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.