Научная статья на тему 'Литература Норвегии первой половины ХХ века: проблематика и поэтика'

Литература Норвегии первой половины ХХ века: проблематика и поэтика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
292
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература Норвегии / реализм / психологизм / антивоенный роман / социальный роман / література Норвегії / реалізм / психологізм / антивоєнний роман / соціальний роман

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И Н. Тыминская

Статья посвящена анализу литературной жизни Норвегии первой половины ХХ века. Рассматривается творчество норвежских писателей в аспекте проблематики и поэтики, а также в контексте норвежской литературной традиции XIX века. Внимание акцентируется на таких чертах норвежской литературы данного периода, как реалистичность, психологическая направленность, антивоенный пафос, внимание к положению женщины в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Література Норвегії першої половини ХХ століття, проблематика та поетика

Стаття присвячена аналізу літературного життя Норвегії першої половини ХХ століття. Аналізується творчість норвезьких письменників в аспекті проблематики та поетики, а також у контексті норвезької літературної традиції XIX століття. Увага акцентується на таких рисах норвезької літератури даного періоду, як реалістичність, психологічна спрямованість, антивоєнний пафос, увага до становища жінки в сучасному суспільстві.

Текст научной работы на тему «Литература Норвегии первой половины ХХ века: проблематика и поэтика»

УДК 821.113 "195"

И. Н. Тыминская, (Полтава)

старший преподаватель кафедры английской и немецкой филологии Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко

Литература Норвегии первой половины ХХ века: проблематика и поэтика

Для Норвегии начало ХХ века ознаменовано важными событиями, главным из которых стало обретение в 1905 году независимости. Это привело к значительным изменениям в идеологической и литературной жизни норвежского общества, в том числе возросшему влиянию западноевропейских философских и социально-экономических учений Шопенгауэра, Ницше. Бергсона, Маркса, ряда других философов и экономистов. Активизация исследований в области языка, истории, народного искусства приводят к появлению большого количества социально-исторических, психологических романов, а также романов становления характера, действие которых нередко сопровождалось точным описанием быта норвежских крестьян и рабочих.

Развитие капиталистических отношений приводит к росту межклассовой напряженности, а в литературе - к усилению позиций реализма, который развивается в тесном взаимодействии с традиционными для норвежской литературы символизмом, натурализмом, вниманием к внутреннему миру человека. В это же время происходит переориентация части писателей 1890-х годов: в их произведениях также усиливаются позиции реализма [1, с. 601-602].

Цель данной работы - дать общий анализ творчества наиболее значимых норвежских писателей первой половины ХХ века с точки зрения проблематики, особенностей художественного метода, соотношения традиций и новаторства в их творчестве. В русском литературоведении общий анализ проблематики, особенности художественного метода, поэтика норвежских писателей первой половины ХХ века в той или иной степени изучали Г. Н. Храповицкая, И. П. Куприянова, некоторые другие исследователи. В зарубежном литературоведении этот аспект литературного процесса Норвегии анализировали в частности Свен

Россель, Гарольд Бейер, Моргенс Брёнстед, Вильям. Ховит, Джеймс Мак-Фарлейн. В украинском литературоведении данная проблема не изучалась.

Для норвежской литературы первой половины ХХ века характерен многотомный роман, повествующий об истории отдельной семьи на фоне истории государства и общества. Подход различных писателей к изображению действительности имеет не только сходные черты в плане реалистического описания быта норвежцев в разные исторические периоды, вниманию к психологии человека, использованию символики, но и различным подходом к интерпретации фактов, различными путями решения проблем. Неприятие капиталистических отношений в тесном переплетении с крестьянской тематикой, картинами гибели традиционных экономических и моральных устоев свойственно многим норвежским писателей первой половины ХХ века.

Так, Кристофер Уппдал (1878-1961) основной задачей видел изображение рабочих как класса, что позволило ему стать основоположником современного норвежского социального романа. Его десятитомный цикл романов «Танец на земле теней» (1911-1924) изображает конфликт крестьян с их традиционным взглядом на мир и рабочих, противоречия между феодальной структурой деревни и современной промышленностью, которая входит в патриархальный быт крестьян, превращая их в пролетариев [3, с. 125].

Юхан Фалькбергет (1879-1967), показывая трудную борьбу за существование жителей норвежского севера, рисует свое видение жизни как сказки, мечты. В его трилогии «Кристиан Шестой» (1927-1935) впервые в норвежской литературе в качестве героя выступает шахтер. События происходят в 1720-х годах, однако Фалькбергет объединяет исторический материал с впечатлениями о современности, создавая эпическое произведение с большим количеством фантастических образов и тем в стиле барокко и тревожных ситуаций, характерных для популярного в то время экспрессионизма. Второе серьезное произведение Фалькбергета «Ночной хлеб» (1940-1959) изображает жизнь крестьян XVII века, оставивших землю ради работы в литейной промышленности. Верный своему художественному методу, Фалькбергет и здесь создает реалистический и одновременно романтический мир. Религиозный оптимизм писателя выражен в образе погонщицы волов Эн-Магрит, благородная любовь которой делает ее символом человечности [3, с. 124-125].

В романах Петера Эгге (1869-1959) особое внимание уделяется психологической проблематике. Явный реализм первых произведений Эгге в более поздних работах превращается в сострадательное изображение эксплуатируемых, но сильных и независимых людей. Это романы «Во фьордах» (1920), «Йетвиг и его Бог» (1923), «Хансине Солстад: история честной женщины» (1925) и др. Их ценность - в точном изображении культуры Трёнделага (центральная Норвегия), реалистическом описании конфликта между крестьянами, столетиями живущими на этой земле, и семьями недавно прибывших чиновников - носителями новых взглядов на жизнь. Его Хансине Солстад, обыкновенная женщина из рабочей среды, остается несломленной несмотря на годы бедности и ложных подозрений. Показывая медленное умирание крестьянского быта, Эгге в русле норвежской литературной традиции акцентирует внимание на изображении психологии героев, но не философском осмыслении причин упадка крестьянской культуры. [4, с. 206].

Критика общественной морали, восходящая к произведениям Ибсена и Бьернсона, находит продолжение в произведениях Юхана Бойера (1872-1959), полагавшего, что политика проповедует ложные ценности, стирает грань между правдой и вымыслом. Эта идея исследуется в нескольких произведениях автора, включая роман «Сила справедливости» (1903), который в контексте знаменитого «дела Дрейфуса» имел особый успех во Франции [3, с. 125-126].

Под влиянием событий первой мировой войны Бойер в романе «Великий голод» (1916) критикует технический прогресс, выступая сторонником христианства и дидактизма. Альтруизм рассматривается им как лекарство от болезней современной эпохи. В качестве материала для произведений Бойер использует картины жизни и труда крестьян и рыбаков северной Норвегии. Романы «Последний викинг» (1921), «Люди у моря» (1929), освещающие данную тему, - кульминация творчества писателя. А «Люди у моря», где описаны приключения рыбаков, отправившихся на ловлю рыбы к берегам архипелага Лофотен, считается лучшим романом о моряках и море в норвежской литературе.

В отличие от Бойера, хорошо знавшего быт и характеры северной Норвегии, Габриэль Скотт (1874-1958) жил на юге страны, в местах, которые описывал в своих произведениях. На протяжении всего творчества Скотта волновали вопросы добра и зла. В романе «Бремя железа» (1915) в источники зла автор выдвигает жадность и коррупцию высшего общества. А в трилогии «Мечта о мечте» (1940-

1947) главный герой Финн Эгген, озабоченный вопросом о том, почему в мире существует зло, приходит к выводу, что источник зла - неправильная доброта. В ряде произведений писатель обращается к моральным и религиозным вопросам в форме легенд и народных сказаний, описывает крестьянский быт. Своим лучшим произведением Габриель Скотт считал роман «Святой» (1928), повествующий о крестьянском мальчике, который был исцелен чудесным образом [4, с. 207].

Наиболее значительное произведение Улафа Дууна (18761939) - шеститомная сага «Люди из Ювика» (1918-1923), ставшая шедевром мировой литературы. С эпической размахом автор описывает историю крестьянской семьи в течение нескольких поколений, уделяя особое внимание своей любимой теме -межличностным отношениям.

Тема борьбы добра и зла в душе человека описана Дууном в трилогии «Сосед» (1929), «Ранхильд» (1931), «Последний год» (1933). Автор рассказывает о драматической истории жизни крестьянки Ранхильд, которая, как и Один в «Людях из Юквика», -положительный персонаж, однако в отличие от последнего разрушает зло силой. Воплощением зла является ее свекор Дидрик. Чтобы спасти мужа, Ранхильд убивает свекра, после чего признается властям в преступлении. Следующие два романа повествуют о непростых взаимоотношениях Ранхильд с жителями деревни, и собственным мужем, который начинает понимать важность поступка жены.

Последняя книга Дууна «Человек и силы природы» (1938), основная идея и лейтмотив которой - предчувствие мировой катастрофы. Согласно древнему пророчеству жители маленького норвежского острова будут затоплены морем. Когда силы природы просыпаются, у людей крепнет воля к жизни, в результате чего рождается новый человек [3, с. 126-127].

Нини Ролл Анкер (1873-1942) выросла в семье государственного служащего и принадлежала к общественной группе, которая в конце XIX века приходила в упадок. Карьеру писателя Анкер начала в 1906 году сборником рассказов «Маленькая Анна и другие» (1906), в центре внимания которых - условия жизни работающих женщин. Общественное признание пришло к ней после выхода романов «Бенедикт Стендал» (1909) и «Слабый пол» (1915), посвященных катастрофическим последствиям традиционного образования женщин. В трилогии «Дом на Лейкстрит» (1923), «В районе имения губернатора» (1925), «Под наклонной крышей» (1927), которую критики считают ее лучшей работой, Анкер изображает жизнь

трех поколений норвежской семьи государственного служащего -с 1840 года до первой мировой войны. Помимо художественных достоинств трилогия представляет ценность правдивым описанием жизни среднего класса.

В течение долгой писательской жизни Анкер разрабатывала излюбленную Ибсеном тему о положении женщин в привилегированных социальных группах, а также бедных семьях. Анкер не призывает обеспечить женщинам равные права с мужчинами, не затрагивает острых политических тем. В центре ее внимания тот урон, который наносит человеку и обществу психологическое и сексуальное подавление женщин [4, с. 208].

Политическая тематика была близка Кристиану Эльстеру (1881-1947), который рассматривал политику как арену, на которой мужчины проходят психологическую и моральную проверку. Из ранних произведений Эльстера особо значима трилогия «Ученичество» (1911), «Дорога» (1912), «Мастер» (1913), где описан путь становления. молодого человека на фоне различных политических событий. Один из наиболее известных его романов «Из бега теней» (1919) изображает жизнь семьи государственного служащего. А в романе-воспоминании «Мой брат Харрис» (1919) наряду с военной темой звучит критика индивидуализма в литературной и художественной среде Христиании на рубеже столетий [4, с. 208].

Всемирно известной писательницей, лауреатом Нобелевской премии по литературе стала автор эпических произведений Сигрид Унсет (1882-1949). Именно Унсет вводит в норвежскую литературу современную образованную женщину. Наибольшим успехом начального периода ее творчества стал роман «Йенни» (1911), в котором молодая эмансипированная художница вступает в драматические отношения с пожилым мужчиной. В 1920-х годах Унсет пишет исторические романы «Кристин, дочь Лавранса» (19201922) и «Улаф, сын Аудуна» (1925-1927), в которых на фоне мастерски описанного средневекового быта раскрывает важные для своих современников религиозные, философские и психологические проблемы. После произведений о Средневековье, за которые Унсет в 1928 году получила Нобелевскую премию, она обращается к современности. Ее новые произведения «Гимнадемия» (1929), «Неопалимая купина» (1932) изображают сложный путь молодого человека к вере. Как и средневековые герои Унсет, Паул Сельмер должен сделать выбор между Богом и собственным эгоизмом.

Выбрав веру, он открывает для себя действительность и начинает чувствовать ответственность перед близкими.

В 1930-х годах Унсет пишет романы о браке «Ида Элизабет» (1932) и «Верная жена» (1936), обличающие материалистический оптимизм ХХ века, а также сборник «Норвежские святые» (1937), посвященный духовной истории Норвегии. Во время войны писательница издает в США трилогию «Возвращение в будущее» (1942) и воспоминания «Счастливые времена в Норвегии» (1942) [3, с. 128-130].

Несмотря на то, что во время первой мировой войны Норвегия сохраняла нейтралитет, многие писатели ощущали неуверенность в завтрашнем дне и были заняты поисками новых форм стабильности, причем часть творческой интеллигенции возложила надежды на социалистическую революцию в России. Среди последних были А, Эверланд, С. Хёль, Х. Крог, объединившиеся вокруг близкого к марксизму журнала «Мут даг» Э. Фалька.

В период между войнами Сигурд Хёль (1890-1960) издает реалистические психологические книги об ответственности интеллигенции за судьбы мира и ее скептицизме, подменяющем собой активность. Его значительным достижением стал роман «Грешники на летнем солнце» (1927) - сатирическое произведение о молодых интеллектуалах-фрейдистах, которые верят, что свободны от иллюзий и пережитков, свойственных людям старшего поколения, но несмотря на это, достаточно ревнивы, имеют «старомодные» понятия о любви и обуреваемы смешанными чувствами.

В психологическом романе «Четырнадцать дней до заморозков» (1935) центральное место занимает образ человека, который оставляет возлюбленную, поскольку чувствует неспособность любить. Критически анализируя прожитые годы, он начинает понимать, что причина его одиночества кроется в роковой любви молодости.

В 1942 году Хёль эмигрирует в нейтральную Швецию. Там он начинает писать роман «Моя вина» (1947), где ставит важные для военного времени вопросы: почему так много норвежцев перешло на сторону врага? в какой степени каждый из нас ответственен за это? Показательно, что и сам рассказчик далеко не безупречен. Он тоже совершил фатальный поступок - предал любовь. Как результат - внебрачный сын рассказчика становится коллаборационистом и участвует в пытках отца. Роман имеет сложную композицию с постоянной сменой временных пластов,

содержит глубокий психологический анализ поступков действующих лиц [3, с. 181].

Свое первое произведение «Рассказы из Лабрадора» Аксель Сандемусе (1899-1965) публикует в 1923 году. В основе его работ лежит личный опыт моряка, а также наблюдения за жизнью поселенцев в Канаде, на Лабрадоре. Как индивидуалист, противник материализма и психоанализа, популярность которых в межвоенный период была высока, писатель полагает, что общество не признает права отдельного человека на самобытность. В романе «Беглец пересекает свой след» (1933) Аксель Сандемусе для объяснения скандинавского менталитета сформулировал свод правил, известный как «Закон Янте».

Драматург, журналист и переводчик Хельге Крог (1889-1962) - один из представителей «новой волны» в скандинавской драматургии 1920-1930-х годов. В его пьесах «Мы великие» (1919), «Дом Ярла» (1923), «На солнечной стороне» (1927), «Раковина» (1929) нашли отражение социально-экономические противоречия норвежского общества, деградация буржуазной этики. Пьесы Крога, насыщенные актуальной проблематикой, тонкими наблюдения над эмансипированными женщинами, выдержаны в лучших традициях «новой драмы» Ибсена.

В течение 1931-1936 годов Крог работал литературно-драматическим критиком в столичных газетах. В это время выходят его пьесы «На пути» (1931), «Трезвучие» (1933), «Разрыв» (1936), продолжающие тему деградации буржуазной семьи. В послевоенный период он издает драму «Живые и мертвые» (1945), посвященную борцам норвежского Сопротивления, а также сборники статей "Мысли. Литература, христианство, политика" (1947) и "По правде говоря" (1954), в которых отстаивает принципы реализма в искусстве [2, с. 73-75].

Важным явлением литературной жизни Норвегии межвоенного периода стало творчество Нурдаля Грига (19021943). В поисках материала для произведений Григ работал моряком, журналистом; был солдатом в норвежских войсках, затем уехал в Англию и стал летчиком самолета, сбитого над Берлином.

В 1927 году Григ в качестве военного корреспондента побывал в Китае. Впечатления о китайской революции описаны им в пьесе «Варавва» (1927), выдержанной в стиле экспрессионизма. Вопрос о праве на силу изображен здесь через контраст революции и пассивного сопротивления, насилия и пацифизма. Герою

приходится выбирать между Иисусом и Вараввой, и он делает выбор в пользу последнего.

После пребывания в Москве в 1932-1934 годах критика капиталистического общества в творчестве Грига становится жесткой. Одна из лучших его пьес этого периода «Наша честь, наше могущество» (1935) изображает конфликт судовладельцев и моряков. Последних не только беспощадно эксплуатируют во время первой мировой войны, но и посылают на верную гибель. Второе значительное произведение писателя - драма идей «Поражение» (1937), посвященная борьбе и гибели коммунаров Парижа. Их лидер, идеалист Варлен, мечтает достичь победы через справедливость. Другой герой пьесы Риго - сторонник террора. Драма заканчивается признанием того, что победа достижима лишь через насилие. Сам Григ считал вооруженную борьбу необходимой в современных условиях. Эту позицию он выразил в антифашистском романе «Мир еще должен стать молодым» (1938). Важным литературным достижением Грига в данный период является также сборник военной поэзии «Свобода» (1943). Здесь проникновенно звучит тема человеческой доброты, мысли о мире, любовь к тем, кто продолжает жить среди руин [3, с. 188].

К числу противников социализма принадлежал писатель Рональд Фанген (1895-1946) - автор психологических романов «Несколько молодых людей» (1929), «Эрик» (1931), «Дуэль» (1932), «Путь женщины» (1933), «Человек, который любил справедливость» (1934). Он публикуется в журнале «Вор Верден», который находился в открытой оппозиции журналу «Мут даг» Э. Фалька. К этой группе относились также С. Унсет, Т. Весос, С. Кристиансен. Писатели опирались на этические ценности довоенных времен, и типичным представителем группы был именно Фанген, пытавшийся объединить либеральный, консервативный и христианский подходы к действительности. Эта черта стала основной в его работе над художественными образами, что сделало их интересным дополнением к образам Сигурда Хёля. В то время как Хёль глубоко изучал теорию Фрейда, Фанген испытывал влияние учения об индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Если Хёль черпал вдохновение в отточенной прозе Хьялмара Седерберга, то Фангена и Кристиансена, вдохновляли познания человеческой души в романах Ф. И. Достоевского.

К писателям-реалистам принадлежит Тарьей Весос (18971970), трижды номинированный в 1960-х годах на Нобелевскую премию по литературе. Его романы выдержаны в психологической

манере. Как и в «новой драме» Ибсена, существенным в них является не столько то, что говорят и думают герои, сколько то, что осталось несказанным, что герои чувствуют и переживают. Лирический, сентиментальный тон ранних произведений Весоса, частично написанных под влиянием Сельмы Лагерлёф, позже уступает место строгому реализму, напряженному сюжету - как, например, в романе «Черные лошади» (1928), где каждый образ наделен конкретной чертой характера, а сюжет построен на теме борьбы страстей.

В романе-аллегории «Дом во тьме» (1945) Весос символически изображает оккупированную Норвегия как дом с бесчисленными комнатами и коридорами, в центре которого живут «люди стрелы», терроризирующие других обитателей. Особое внимание автор уделяет описанию борьбы человеческой души с внешними и внутренними силами.

В романе «Место для побелки» (1946) реализм и символизм в изображении человеческих поступков и событий вновь смешаны. Юхан Тандер одержим страстью к девушке, работающей в его прачечной. Когда другой мужчина становится ее возлюбленным, Тандер считает это личным оскорблением, полагая, что вправе покончить с соперником. Окружающие замечают надвигающуюся беду, но только жена Тандера Элиза благодаря своей любви, побеждая злую страсть, разрывает круг ненависти [3, с. 184].

Таким образом, в данный период норвежская литература наряду с уже традиционным для нее вниманием к внутреннему миру героев, ярко выраженным реализмом, символизмом, а также использованием фольклорным мотивов, имеет значительно более разнообразную тематическую и общественную направленность по сравнению с литературой XIX века. Внимание к жизни простых людей, в особенности женщин, представителей привилегированных общественных групп и классов, попытки осмысления причин и последствий значимых для норвежского общества проблем и событий, в том числе событий мирового масштаба, обращение к историческому прошлому и настоящему Норвегии, анализ роли христианской религии в жизни страны позволяют говорить о том, что данный период является для норвежской литературы одним из наиболее плодотворных. Несомненно и то, что углубленный анализ литературных тенденций, проблематики и специфики творчества отдельных писателей в дальнейшем помогут создать более полную картину литературной жизни Норвегии первой половины ХХ века.

Литература

1. История Норвегии / [редкол. : А. Я. Гуревич, А. С. Кан и др.]. - М. : Наука, 1980. - 710 с.

2. Тыминская И. Н. Традиции и новаторство Хельге Крога в пьесе «Мы великие» / Ирина Тыминская // Фшолопчш науки : зб. наук. праць / Полтав. нац. пед. ун-т iменi В.Г. Короленка. - Полтава, 2011. - Вип. 8. - С. 72-80.

3. A History of Norwegian Literature / [ed. By Harald S. Naess]. -Lincoln, Nebraska : University of Nebraska Press, 1993. - Vol. 2. - 435 p.

4. Rossel, Sven H. А History of Scandinavian Literature, 18701980 / Sven H. Rossel. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1982. - Vol. 5. - 492 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.