Научная статья на тему 'ЛИСТОВКИ-«МОЛНИИ» В ЦЕХАХ ММК В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ»)'

ЛИСТОВКИ-«МОЛНИИ» В ЦЕХАХ ММК В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕНГАЗЕТА / МАГНИТОГОРСК / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / «МОЛНИЯ» / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ / РАБОЧИЕ / СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернова Н. В.

Стенные газеты являются неотъемлемой частью советской истории. Их исследованию в настоящее время уделяется должное внимание. Они рассматриваются сквозь призму локальной и повседневной истории, истории мобилизации и пропаганды. Основное внимание исследователи обычно уделяют 1920-м, реже 1930-м годам. Источником для изучения проблемы развития стенной печати на магнитогорском комбинате послужила заводская многотиражная газета «Магнитогорский металл», которая была куратором цеховых стенновок и рабкоровского движения. Стенным газетам приписываются функции просвещения и мобилизации, воспитания и развития творческого потенциала советских людей. Магнитогорский металлургический комбинат не был исключением. Развитие стенной печати практически совпадает с этапом строительства и становления металлургического завода. Выпускаемые цеховыми редколлегиями и рабкорами стенные газеты не были косным явлением и подстраивались под задачи, которые ставила жизнь перед комбинатом. Одним из таких приспособленческих явлений стали листовки-«молнии» - своеобразная мобилизационная форма стенных газет. Срок их существования непродолжителен и совпадает со временем освоения рабочими основных мощностей металлургического гиганта. В то же время, «молнии» сыграли ключевую роль в этом процессе. Помимо этого, «молнии» послужили развитию еще одной формы стенных газет - «крокодилов», которые, как и «молнии», в последствии стали динамичной формой стенных газет, где вместо текстовой, часто поучительной, воспитательной и воодушевляющей информации, использовалась сатирическая карикатура. Изменение задач, ставящихся перед Магнитогорским металлургическим комбинатом, со временем привело к тому, что «молнии» практически исчерпали свой потенциал и исчезли как форма стенгазет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWSPAPER LEAFLETS-«LIGHTNING» AT MMK IN THE PRE-WAR PERIOD (ON THE MATERIALS OF «MAGNITOGORSK METAL» NEWSPAPER)

The wall newspapers are the integral part of the Soviet history. Their research is currently receiving an accurate consideration. These historical items are viewed through the prism of local and everyday history, as well as mobilization and propaganda processes of the past times. Researchers pay the major attention to the 1920s, less often to the 1930s. The source for studying the problem of the wall printing development at the Magnitogorsk steel works was its own large-circulation newspaper «Magnitogorsk Metal», which was the curator of the wallpapers and the working correspondents’ movement. The wall newspapers are credited with functions to educate as well as to develop and raise the Soviet people creative potential. The Magnitogorsk Iron and Steel Works was no exception in this respect. The growth of wall newspaper printing practically coincides with the stage of construction and formation of a metallurgical plant. The wall newspapers published by the editorial working boards and with the help of working correspondents were not an inert phenomenon, but were adjusted to the vital tasks set to the plant. One of these opportunistic phenomena was the leaflets-newspaper - «lightning» - a kind of a movable type of the wall newspapers. The period of their existence is short and overlaps with the time when the workers mastered the main capacities of the metallurgical giant. At the same time, «lightning» leaflets played a key role in this process. In addition, «lightning» served as the expansion of another wall newspaper category - «Crocodiles», which, like «lightning», used to be a dynamic form of the wall newspapers, but instead of textual, often instructive, educational and inspiring information, they would contain a satirical caricature. The change of the Magnitogorsk Iron and Steel Works tasks led to the fact that the «lightning» practically exhausted its potential and disappeared as a form of the wall newspapers.

Текст научной работы на тему «ЛИСТОВКИ-«МОЛНИИ» В ЦЕХАХ ММК В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ»)»

УДК: 070.2(470.55):94(470.55)

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-4-35-40

Н. В. Чернова (Магнитогорск, Россия)

ЛИСТОВКИ-«МОЛНИИ» В ЦЕХАХ ММК В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ

ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ»)1

Аннотация. Стенные газеты являются неотъемлемой частью советской истории. Их исследованию в настоящее время уделяется должное внимание. Они рассматриваются сквозь призму локальной и повседневной истории, истории мобилизации и пропаганды. Основное внимание исследователи обычно уделяют 1920-м, реже 1930-м годам. Источником для изучения проблемы развития стенной печати на магнитогорском комбинате послужила заводская многотиражная газета «Магнитогорский металл», которая была куратором цеховых стен-новок и рабкоровского движения. Стенным газетам приписываются функции просвещения и мобилизации, воспитания и развития творческого потенциала советских людей. Магнитогорский металлургический комбинат не был исключением. Развитие стенной печати практически совпадает с этапом строительства и становления металлургического завода. Выпускаемые цеховыми редколлегиями и рабкорами стенные газеты не были косным явлением и подстраивались под задачи, которые ставила жизнь перед комбинатом. Одним из таких приспособленческих явлений стали листовки-«молнии» - своеобразная мобилизационная форма стенных газет. Срок их существования непродолжителен и совпадает со временем освоения рабочими основных мощностей металлургического гиганта. В то же время, «молнии» сыграли ключевую роль в этом процессе. Помимо этого, «молнии» послужили развитию еще одной формы стенных газет - «крокодилов», которые, как и «молнии», в последствии стали динамичной формой стенных газет, где вместо текстовой, часто поучительной, воспитательной и воодушевляющей информации, использовалась сатирическая карикатура. Изменение задач, ставящихся перед Магнитогорским металлургическим комбинатом, со временем привело к тому, что «молнии» практически исчерпали свой потенциал и исчезли как форма стенгазет.

Ключевые слова: стенгазета, Магнитогорск, периодическая печать, «молния», металлургический комбинат, рабочие, стахановское движение.

Введение

Механизмы мобилизации, в том числе и производственной, для российского государства являются более чем актуальными на протяжении всей его истории. Данное исследование посвящено опыту использования таких механизмов в форме стенных газет на Магнитогорском металлургическом комбинате 1930-е гг.

Проблеме развития стенгазет в отечественной историографии последнее время уделяется достаточно внимания. Их рассматривают как неотъемлемую часть партийно-советской печати, специфическое эмоционально окрашенное средство воспитания и пропаганды. Значительное число трудов посвящено стенгазетам 1920-х гг., а 1930-е гг. редко анализируются исследователями [3]. Изучаются стенгазеты в русле локальной истории отдельной местности или микроистории: стенновки определенной организации, социальной группы [4]. В качестве векторов исследований выступают пропаганда, мобилизация, история печатных изданий и периодической печати в целом [2; 6]. В то же время сенгазеты можно рассматривать как элемент развлечения, несущий в себе различные формы смехо-вых практик.

К сожалению, непосредственно рассмотреть стенгазеты, выпускавшиеся на Магнитогорском металлургическом комбинате в пору его становления, не представляется возможным. Однако опосредованно получить информацию об их выпуске, периодичности, особенностях и функциях позволяет заводская газета «Магнитогорский металл», которая была куратором производственных стенновок. Ее учредителем в 1935 г. был заводской партийный комитет (ЗПК). Первый номер магнитогорской заводской многотиражки вышел 5 мая в День советской печати. Практически одновременно с началом выпуска «Магнитогорского металла» ему вменялось в задачи возглавить рабкоровское движение и стать движущей силой развития стенгазет на предприятии.

Спустя четыре месяца состоялся разбор деятельности редакции и были подведены некоторые итоги ее работы над «доступной, понятной рабочим оперативной газетой»2 Среди недостатков было указано на ненадлежащую работу редакции в отношении стенгазет: «....редакция не помогла парторганизациям цехов организовать регулярный выход стенной цеховой и бригадной печати, ор-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43032.

2 Хитаров О работе газеты «Магнитогорский металл»: Постановление заводского партийного комитета от 2 октября 1935 года // Магнитогорский металл. 1935. 10 окт.

ганизовать рабкоров в цехах вокруг стенных газет» 3. Решение этой проблемы виделось в трех аспектах: привлечь к участию в газете «партийного, профессионального и комсомольского актива»; «большинство своего времени» проводить в цехах, «оказывая практическую помощь низовой печати, укрепив связь с цеховыми парторганизациями»; в редакции «организовать учебу» 4 Редакция газеты, учтя тезис Л. Кагановича «Заводская газета должна делаться руками рабочих», взяла данные рекомендации на вооружение5. Курирование заводской газетой стенновок не было характерной чертой только магнитогорского комбината, аналогичная практика сложилась и на сталинградских заводах [1, с. 180], и на предприятиях в других городах Советского Союза.

Переходя к разговору о магнитогорских стенновках, следует отметить, что они зародились на комбинате до организации заводской газеты [5, с. 38, 40]. Например, 1934 г. в паросиловом цехе было организовано 6 стенгазет: 4 сменных, 1 дневной бригады и 1 общецеховая «Паросиловик» 6 Впрочем, часто это были эпизодические выпуски или серии номеров. Причем промежутки между очередными выпусками газет могли достигать полугода. Кроме того, этому начальному этапу становления издания стенгазет характерна текучесть кадров в редколлегиях, даже редакторов: за 1935 год сменилось 5 редакторов, не говоря уже о рабкорах. Однако, только под присмотром заводской газеты стенновки становятся более профессиональными, а их выпуск относительно регулярным.

Формы стенгазет были разными. Традиционной формой была стенгазета, выходившая один раз в декаду или неделю и представлявшая собой полноценный широкий формат. Трудилась над ее созданием вся редколлегия, специально организованная в цеху предприятия для создания стенновок. Другой, мобилизационной формой выступали газеты-«молнии». Их еще называли «боевыми оперативными стенгазетами»1. Они были менее масштабны по размеру и информации. «Молнии» могли выпускаться тиражом в два экземпляра8. Впрочем, увеличение тиража «молний» было скорее исключением, чем правилом, т. к. средств копирования еще не существовало, составление еще одного экземпляра газеты было затратным по трудоемкости и материалам. Периодичность издания составляла каждый час или полтора часа, бывали и более быстрые «молнии». Так, редакция газеты стана «500» анонсировала, что «листовки-молнии "Крокодила" вывешиваются ежечасно, ежеминутно», и выпускала 15-18 листовок в день9. Участие в них могли принять все рабочие, а редколлегия дежурила круглосуточно, чтобы охватить все смены10.

Возможность увеличения выпуска номеров и тиражности часто зависела не только от энтузиазма рабочих, но и выделенных на издание средств. Например, успех «молний-Крокодила» стана «500» во многом складывался от заинтересованности в них начальника цеха Голубицкого, который выделил редколлегии комнату и дал 300 рублей 11.

Обычно «молнии» выпускались в дни стахановских пятидневок, недель, декадников, месячников или когда на производстве появлялись «узкие места». Основная их задача сводилась к быстрой реакции на происходящие в цеху события (как достижения, так и промахи)12: выправить работу, бичевать бракоделов и требовать ответа, почему так плохо работали?13 Это могло выглядеть следующим образом: «Старший вальцовщик Лобанов и вальцовщик 8-й клети Елизаров! Вы задерживаете прокатку и тянете цех назад. Требуем от вас решительных мер»14.

От руководства цеха и общественных организаций требовалась быстрая реакция на «молнию», что обеспечивало авторитет издания. Следует заметить, что реакция была. Так, редактор газеты «Работать на отлично» Л. Панченко сообщал, что в одной из «молний» газеты сообщалось, что «вальцовщик Карпиков поломал валок. Через несколько минут об этом знала вся смена. А на второй день был уже ответ, что с Карпикова удерживают 150 рублей за поломку валка»15. Другой случай: «начальник смены инженер Кудрявцев не пришел на сменно-встречный. Газета резко поставила вопрос о Кудрявцеве. И сейчас Кудрявцев снят с работы»16. Аналогичной была реакция на «молнию»

3 Рабочие должны делать свою газету // Магнитогорский металл. 1935. 10 окт.

4 Там же.

5 Там же.

6 Зудов Н. Стенгазеты не выходят // Магнитогорский металл. 1935. 12 окт.

I Еще выше поднимем активность рабкоров-стахановцев // Магнитогорский металл. 1936. 27 января.

8 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

9 Там же.

10 Там же.

II Там же.

12 Стахановская двенадцатидневка дала новое пополнение рабкоров // Магнитогорский металл. 1936. 4 февраля.

13 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

14 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

15 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

16 Там же.

газеты «Крокодил» стана «500»: «...старший резчик Рагозин в первый день стахановской пятидневки вышел пьяным на работу. <... > Через 15 минут - едкая карикатура на Рагозина (растопыренные ноги, закинутая назад голова и бутылка во рту) красовалась уже в цехе». После этого Рагозин был снят с работы17.

Главной функцией листовок-молний была мобилизационная. Особенно газета была востребована не в начале, а именно в середине или конце производственных соревнований, когда первый запал проходил, и предстояла трудная, тяжелая работа всего коллектива. При фиксации снижения темпов работы «молнии» помогали выявлять недостатки в организации работы. Часто среди последних фиксировались выход «на работу в пьяном виде»; торможение темпов работы одного цеха, что в свою очередь вело к перебоям в работе другом; увеличение срока ремонта или подготовки оборудования. «Молнии» брали эти «недочеты под неослабный обстрел» и «сигнализировали всему коллективу завода о необходимости решительно усилить темпы и с большевистской настойчивостью бороться за 1 место в черной металлургии»118. Впрочем, тактика «кнута» не была постоянной. Она перемежалась с тактикой «пряника», что предполагало публикацию сумм заработной платы, которую выработали за смену, например, «сварщики Зарубин и Нагнибеда <... > по 107 руб. 62 коп.»19; или сообщение о новых рекордах, которые должны были стать примером для остальных: «. звено работниц Кривовязовой в шамотном цехе дало рекордную выработку на механическом прессе - 8 600 штук при норме 5 800»20.

Выполняли «молнии» и воспитательную функцию. В одном из номеров листовки газеты «Работать на отлично» появилась критика вальцовщика Петухова, который в первый день «сделал брак и на второй день не особенно хорошо работал». После публикации о его «достижениях» Петухов явился в редколлегию и сказал: «От жены дома неудобно, ей сказали, что я попал в газету, и я обещаю работать так, чтобы газета писала обо мне только хорошее»21. Помогало делу перевоспитания и то, что газета «не только ругает, но и показывает лучших. Больше того, сегодня он («Крокодил» - Н. Ч.) ругает, а завтра, если человек исправился, показывает его как исправившегося» 22.

Следует отметить и просветительскую функцию листовок-«молний». Когда в условиях длительных соревнований переставали действовать традиционные методы кнута и пряника, оборудование, работавшее на износ, давало сбои, «молнии» помещали на своих страницах опыт решения проблем в соседних цехах или рационализаторские предложения23. Подобные выпуски помогали переключить уставших уже рабочих с эмоционального накала на конструктивное решение задач.

Следует отметить, что информация для молниеносных выпусков тщательно проверялась, хотя и попадала в «молнии» из первых рук. В период выпуска листовок значительно увеличивался штат рабкоров. «Магнитогорский металл» писал: «... вместо прежних 12 рабкоров у нас сейчас насчитывается до 37 человек. Большинство их - лучшие стахановцы цеха»24. В виду этого утверждение редколлегии стана «500», что «от "Крокодила" не скроешься. Он свои щупальца распустил по всему цеху. У него большие уши и огромные глаза»25, не выглядела бахвальством. Увеличение штата редколлегии приводило к тому, что материала для публикаций было более, чем достаточно: «.газета имеет очень много материалов. Она даже не успевает их помещать»26.

Наличие в редколлегии ведущих стахановцев повышало авторитет газеты. Впрочем, выпуск молний был скорее исключением, чем практикой. Это был мобилизационный процесс, который охватывал помимо производственной и издательскую сферу стенновок. Как только заканчивался очередной декадник, месячник или что-то подобное, стенгазета вновь переходила на режим выпуска полноценных газет, а редколлегия уменьшалась до предсоревновательного состава.

Из всего массива молний можно выделить две основные формы подачи материала. Первая -информационная, когда листовка была представлена текстовой информацией: соревновательная сводка, результаты последних достижений стахановцев или, наоборот, очередного прорыва со списком провинившихся. Вторая - иллюстрированная («Крокодил»), когда выпуски были немногословны,

17 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

18 В борьбе за первое место в металлургии // Магнитогорский металл. 1936. 28 января.

19 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

20 В каждую смену перевыполнять задание // Магнитогорский металл. 1936. 30 января.

21 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

22 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

23 В каждую смену перевыполнять задание // Магнитогорский металл. 1936. 30 января.

24 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

25 Боевой помощник // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

26 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

снабжены красочными рисунками, которые в сатирической манере «били» по провинившимся. Учитывая уровень грамотности первостроителей, можно утверждать, что подобные листовки были более доходчивы и популярны среди рабочих. Они привлекали внимание своей сатирической составляющей. Однако в период становления стенгазет доминировали «молнии», а иллюстрированные выпуски выходили крайне редко, т. к. найти талантливого художника, способного работать в жанре карикатуры, было непросто.

Следует оговориться, что для магнитогорской стенной печати «Крокодил» название собирательное. Существовали и цеховые традиционные стенные газеты, носящие такое название. В то же время «крокодилами» именовали выпуски стенновок любой формы, которые несли в себе карикатурный ряд. В целом в Магнитогорске трепетное отношение и популярность к названию печатного издания «Крокодил» не случайны: в начале 1930-х гг. на Магнитострое работала бригада «крокодилов-цев» - работников центрального издания литературно-художественный иллюстрированного сатирического журнала из Москвы. Именно они «заразили» деятелей пера и карандаша Магнитогорска своей энергией по поиску и высмеиванию недостатков в работе вообще и отдельных представителей рабочего класса или чиновничьего аппарата, в частности.

Значение листовок как нельзя лучше характеризует следующая фраза: <Можно не быть в цехе, но, прочитав все номера «Молнии», как в зеркале, видеть отражение работы»21. Значимость молний для рабочих магнитогорского комбината подтверждают заголовки рабкоровских статей в «Магнитогорском металле»: «Рабочие любят газеты- "молнии "»28 или «Листовки- "молнии " завоевали большой авторитет»29. Редактор стенгазеты «Котельщик ремонта» М. Исаков отмечал, что около вновь «вышедшего номера газеты, листовки или "Крокодила" всегда можно увидеть много рабочих, обсуждающих ту или иную статью»20. Причем, ценность «молний» понимали не только в Магнитогорске. Приветствовал инициативу магнитогорских рабочих в 1936 г. и зав. промотделом Челябобкома ВКП(б) тов. Фрейман, видевший главную их заслугу в воодушевлении «славного коллектива магни-тогорцев на дальнейшие победы»31.

Впрочем, по мере освоения заводского оборудования и выхода комбината на проектную мощность, роль «молний» постепенно снижается. К середине 1940 г. их выпускают «в период больших ремонтов»32 или по другой необходимости, требующей мобилизации рабочих. Листовки-«молнии» сменяются традиционными стенгазетами и все более набирающим форму и очертания «Крокодилом», который со временем занял промежуточное место между традиционной стенгазетой и «молнией» и стал выпускаться ежедневно. Наряду с карикатурой он вмещал в себя довольно едкие стихотворные или прозаические строки.

К осени 1940 г. ситуация с выпуском стенной печати на магнитогорском комбинате меняется. Перед редакторами и газетами ставятся иные задачи: ликвидация прогулов, установление железной дисциплины на производстве, повышение качества выпускаемой продукции, укрепление единоначалия и «контроль за выполнением Указа»33 президиума Верховного совета СССР от 26 июня и 10 июля. Новые задачи повлекли за собой и новые явления: «Люди боятся писать. "Все равно автор будет известен начальнику цеха", - говорят они. Действительно, у нас был такой случай: еще не успели вывесить номер стенгазеты, а содержание его уже было известно начальнику тов. Мельчу-гову»34. В новых условиях листовки-«молнии» постепенно изжили себя.

Заключение

Таким образом, в 1930-е гг. на Магнитогорском металлургическом комбинате наряду с традиционной стенной газетой выпускалась их мобилизационная разновидность - листовка-«молния». В период строительства комбината и освоения его мощностей такие издания были крайне востребованы и поддерживались как рабочими, так и начальниками цехов. Однако со временем, когда инициатива рабочих стала все более подчиняться производственной целесообразности и железной дисциплине, а критика и самокритика стали жестко согласовываться с руководством, - востребованность «молний» упала, и они были вытеснены более предсказуемыми и контролируемыми формами стенной печати.

21 Панченко Л. «Молния» на стане «300» // Магнитогорский металл. 1936. 26 января.

28 Витик. Рабочие любят газеты-«молнии» // Магнитогорский металл. 1936. 4 февраля.

29 Быховский Листовки-«молнии» завоевали большой авторитет // магнитогорский металл. 1936. 4 февраля.

30 Исаков М. Стенгазета «Котельщик ремонта» // Магнитогорский металл. 1940. 20 мая.

31 Еще выше поднимем активность рабкоров-стахановцев // Магнитогорский металл. 1936. 27 января.

32 Исаков М. Стенгазета «Котельщик ремонта» // Магнитогорский металл. 1940. 20 мая.

33 Боевая задача стенных газет // Магнитогорский металл. 1940. 3 сентября.

34 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилюк И. Л. Развитие печати в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е годы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История, регионоведение, международные отношения. 2007. Вып. 12. С. 179-183.

2. Макарова Н. Н. Женский социум в Магнитогорске в 1930-е гг. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 2 (32). С. 242-250.

3. Сафонов Д. А. Стенгазеты как элемент советской действительности 1920—1930-х годов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. № 1(13). С. 136-155.

4. Скребнев В. А. Стенная печать Тамбовской губернии 1920-х гг.: методы формирования // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2014. № 12 (90). С. 109-111.

5. Сталинская Магнитка 1929-1950-е гг.: сб. документов и материалов / под ред. Н. Н. Макаровой, Н. В. Черновой, Е. М. Буряк. Магнитогорск, Магнитогорский дом печати, 2022. 588 с.

6. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Стенная печать в контексте развития смеховых практик на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1930-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6 (98). С. 182-186.

N. V. Chernova (Magnitogorsk, Russia)

NEWSPAPER LEAFLETS-«LIGHTNING» AT MMK IN THE PRE-WAR PERIOD (ON THE MATERIALS OF «MAGNITOGORSK METAL» NEWSPAPER)

Abstract. The wall newspapers are the integral part of the Soviet history. Their research is currently receiving an accurate consideration. These historical items are viewed through the prism of local and everyday history, as well as mobilization and propaganda processes of the past times. Researchers pay the major attention to the 1920s, less often to the 1930s. The source for studying the problem of the wall printing development at the Magnitogorsk steel works was its own large-circulation newspaper «Magnitogorsk Metal», which was the curator of the wallpapers and the working correspondents' movement. The wall newspapers are credited with functions to educate as well as to develop and raise the Soviet people creative potential. The Magnitogorsk Iron and Steel Works was no exception in this respect. The growth of wall newspaper printing practically coincides with the stage of construction and formation of a metallurgical plant. The wall newspapers published by the editorial working boards and with the help of working correspondents were not an inert phenomenon, but were adjusted to the vital tasks set to the plant. One of these opportunistic phenomena was the leaflets-newspaper - «lightning» - a kind of a movable type of the wall newspapers. The period of their existence is short and overlaps with the time when the workers mastered the main capacities of the metallurgical giant. At the same time, «lightning» leaflets played a key role in this process. In addition, «lightning» served as the expansion of another wall newspaper category - «Crocodiles», which, like «lightning», used to be a dynamic form of the wall newspapers, but instead of textual, often instructive, educational and inspiring information, they would contain a satirical caricature. The change of the Magnitogorsk Iron and Steel Works tasks led to the fact that the «lightning» practically exhausted its potential and disappeared as a form of the wall newspapers.

Keywords: wall newspaper, Magnitogorsk, periodicals, «lightning», metallurgical plant, workers, Stakhanov movement.

REFERENCES

1. Gavrilyuk I. L. Razvitie pechati v Nizhnem Povolzh'e v 1920-1930-e gody, Vestnik Volgogradskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations]. 2007, vol. 12, pp. 179-183.

2. Makarova N. N. Zhenskii sotsium v Magnitogorske v 1930-e gg., Problemy istorii, filologii, kul'tury [Problems of History, Philology and Culture, Journal of Historical, Philological and Cultural Studies], 2011, vol. 2(32), pp. 242-250.

3. Safonov D. A. Stengazety kak element sovetskoi deistvitel'nosti 1920-1930-kh godov, Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2015, no. 1(13), pp. 136-155.

4. Skrebnev V. A. Stennaya pechat' Tambovskoi gubernii 1920-kh gg.: metody formirovaniya, Al'manakh sov-remennoi nauki i obrazovaniya. Tambov : Gramota [The journal issuing is temporarily suspended.], 2014, no. 12 (90), pp. 109-111.

5. Stalinskaya Magnitka 1929-1950-e gg.: sb. dokumentov i materialov / pod red. N. N. Makarovoi, N. V. Cher-novoi, E. M. Buryak, Magnitogorsk, Magnitogorskii dom pechati, 2022, 588 p.

6. Chernova N. V., Makarova N. N. Stennaya pechat' v kontekste razvitiya smekhovykh praktik na Magnito-gorskom metallurgicheskom kombinate v 1930-e gg., Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture], 2022, no. 6 (98), pp. 182-186.

Чернова Н. В. Листовки-«Молнии» в цехах ММК в предвоенный период (по материалам газеты «Магнитогорский металл») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 35-40.

Chernova N. V. Newspaper Leaflets-«Lightning» at MMK in the Pre-WAR Period (on the Materials of «Magnitogorsk Metal» Newspaper), Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no. 4, pp. 35-40.

Дата поступления статьи - 12.09.2022; 0,57 печ. л.

Сведения об авторе

Чернова Нина Викторовна - доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия, nina_chernova@mail.ru.

Author:

Niva V. Chernova, Associate Professor, Candidate of History, Associate Professor of the Department of world History, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; nina_chernova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.