Научная статья на тему 'Лиссабонская резня в историко-правовом аспекте'

Лиссабонская резня в историко-правовом аспекте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Лиссабонская резня / марраны / иудеи / католики / Португалия. / Lisbon massacre / marranes / Jews / Catholics / Portugal.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карасев Д. О.

В статье рассказывается о событиях 1506 года в городе Лиссабоне, где произошло одно из самых кровавых столкновений католиков с новыми христианами. Событие изучено не только с исторической, но и с правовой точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LISBON MASSACRE IN THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

This article is about events in Lisbon 1506 where happened one of the most terrifying clashes between Catholics and new Christians. The event was studied not only from historical, but also from a legal point of view.

Текст научной работы на тему «Лиссабонская резня в историко-правовом аспекте»

216

JURISPRUDENCE / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#2(114)),2©2©

УДК: 34.096

Карасев Д. О.

Студент,

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11278 ЛИССАБОНСКАЯ РЕЗНЯ В ИСТОРИКО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ

Karasev D. O.

Student All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) THE LISBON MASSACRE IN THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECT Аннотация

В статье рассказывается о событиях 1506 года в городе Лиссабоне, где произошло одно из самых кровавых столкновений католиков с новыми христианами. Событие изучено не только с исторической, но и с правовой точки зрения. Abstract

This article is about events in Lisbon 1506 where happened one of the most terrifying clashes between Catholics and new Christians. The event was studied not only from historical, but also from a legal point of view.

Ключевые слова: Лиссабонская резня, марраны, иудеи, католики, Португалия. Keywords: Lisbon massacre, marranes, Jews, Catholics, Portugal.

В XV веке Святая инквизиция достигла своего апогея в Западной Европе. В 1478 году испанский король Фердинанд и королева Изабелла учредили Трибунал священной канцелярии инквизиции во главе с Томасом Торквемадой. Данный орган был призван контролировать обращённых в христианство иудеев и мусульман.

В 1492 году в Испании был издан Альгамбр-ский эдикт, согласно которому все евреи обязаны были покинуть страну. Им разрешалось забрать своё имущество, «за исключением золота, серебра, чеканных монет, а также иных предметов запрещенных (к вывозу) законами королевства не включая разрешенные предметы и ценные бумаги».

Стоит отметить, что большинство изгнанных евреев были сефардами. Такой вывод можно сделать, опираясь на генетические исследования, сделанные Джорджтаунским университетом, которые показали, что значительная часть современного населения Испании и Португалии имеет сефард-ские корни (исследование было проведено в 2008 году). Это важный момент, так как большинство се-фардов, в отличие от своих центральноевропейских собратьев ашкеназов, были достаточно обеспеченными и образованными людьми.

Так для чего же было преследовать элиту общества? Несмотря на то, что тема моей работы посвящена событию в Португалии, я считаю необходимым затронуть и Испанию.

Вообще, изначально испанские и португальские власти относились к евреям более-менее лояльно. Вдохновителем преследований была католическая церковь. Причиной неприязни к евреям была зависть христиан: основным занятием евреев было ростовщичество, помогавшее им получать значительные деньги «из воздуха». А церкви, в свою очередь, не хотелось иметь религиозных противников в лице влиятельных иудеев. Так, в вопросе инквизиции народ и церковь были солидарны.

Однако правители имели свои планы на евреев. Они давали иудеям высокие должности, а те, в свою очередь, предоставляли королям финансовую поддержку. Особо высокие посты зачастую занимали марраны - евреи, обращённые в христианство. Зачастую христиане относились к ним хуже, чем к открытым иудеям, так как считали, что они продолжают исповедовать свою религию.

Церковь боялась иудеизации власти, поэтому навязывала правителям необходимость инквизиции. Так, сначала в Испании, а затем в Португалии были образованы инквизиционные трибуналы.

Итак, в 1492 году евреи были изгнаны из Испании. По оценкам различных историков, число бежавших колеблется между 50 тыс. и 150 тыс. Большинство из них направились в Португалию, где отношение власти к ним издавна было довольно лояльным. Но сами португальцы отнеслись негативно к прибывшим иудеям, в особенности марра-нам. Как было сказано выше, основными причинами нетерпимости к евреям со стороны христиан служили зависть к их благосостоянию и продвижение инквизиционных начал церковью. В 1497 году многие евреи были насильственно крещены. Такая напряжённая обстановка не могла не спровоцировать крупных конфликтов в стране. И в конце концов в 1506 году в Лиссабоне, в культурном центре португальских евреев, произошло крупное кровопролитное столкновение евреев и марранов, впоследствии названное Лиссабонской резнёй (порт. Massacre de Lisboa de 1506).

События Лиссабонской резни довольно точно описал португальский историк Гаспар Коррейра, который был свидетелем тех событий.

Началу резни положил ряд событий, резко возбудивших в португальских христианах и без того сильные презрение и нетерпимость. Во-первых, стало известно о тайном проведении иудеями пас-

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#2îl4),2©2© / JURISPRUDENCE

хального седера (иудейский обряд), что подтвердило опасения христиан по поводу неверности мар-ранов новой религии.

Во вторых, в воскресенье 19 апреля 1506 года во время службы в монастыре святого Доминика в Лиссабоне прихожанам привиделся лик Девы Марии, а также произошло «чудотворное исцеление» больной девушки, пришедшей вместе с отцом-немцем, предположительно являвшимся торговцем с кораблей Ганзы. Однако один из марранов сказал, что привидевшийся лик - всего лишь отражение света. Это спровоцировало негодование и без того озлобленных прихожан.

Толпа убила маррана. Далее Коррейра говорит, что в конфликт попытался вмешаться другой человек, который защищал маррана. Он также был убит. После второй смерти прихожане вырезали всех марранов в церкви, а затем направились громить еврейские кварталы. В процессе были убиты даже обычные христиане.

Выступление попытался остановить некий чиновник, но, испугавшись гнева толпы, направленного против него, бежал, однако был сожжён в своём же доме. Оставила город и вся администрация, так как она не смогла совладать с напором разъярённых христиан.

К понедельнику резня начала стихать. Однако в этот момент появились доминиканские монахи, призвавшие к продолжению убийств. Люди направились резать конкретных марранов. Нет сомнений, что этот этап резни был тщательно спланирован.

К четвергу, по инициативе самих участников, резня стихла. По другим данным, в город прибыла королевская гвардия и подавила восстание. В ходе резни погибло около 1,4 тыс. марранов.

По словам Коррейры, к четвергу португальский король Мануэл I приказал лиссабонскому губернатору расследовать дело, найти и повесить зачинщиков резни. Губернатор, в свою очередь, находился за 50 км от Лиссабона вместе с судьями суда Casa da Suplicacao («Дом прошений»), что, по всей видимости, помогло быстро начать расследование дела.

Casa da Suplicacao - это один из трёх высших трибуналов, который всегда сопровождал короля и рассматривал гражданские и уголовные дела в тех местах, где находился правитель.

Судили по нормам Установления Афонсу, где в 5 книге устанавливаются наказания за убийства, уничтожение имущества и другие уголовные преступления.

Было казнено множество зачинщиков, в том числе монахи-подстрекатели и моряки с кораблей Ганзы, которые не успели к моменту расследования покинуть город. Однако многие уплыли с награбленным имуществом.

По свидетельствам Коррейры, виселицы были переполнены, и пришлось строить дополнительные.

Репрессии шли полным ходом, когда некая дворянка Isabel de Mendanha написала письмо королю, в котором призывала остановить казни. Она утверждала, что чиновники начали вешать невинных людей.

Король приказал чиновникам остановить массовые казни. Он разрешал лишать людей жизни

217

только после того, как их вина будет неопровержимо доказана в суде.

Нетрудно объяснить, почему Мануэл I начал такие суровые репрессии. Коррейра говорит, что Лиссабонская резня стала беспрецедентным по жестокости актом в истории страны. Хотя, до Лиссабонской резни в Португалии уже были столкновения евреев и христиан.

Также массовые казни обуславливались применением инквизиционной формы процесса. Следствие велось специальными государственными чиновниками. Судья оценивал доводы по собственному усмотрению, выступая одновременно и обвинителем, и защитником подсудимого от необоснованных обвинений. Безусловно, в условиях массового беспорядка не редки были злоупотребления среди должностных лиц.

Лиссабонская резня - не первое столкновение евреев и христиан. Похожий погром произошёл в 1504 году. Он был с большим трудом подавлен властями. Мануэл I понимал, что нельзя давать христианам безнаказанно убивать евреев. Как и было сказано ранее, евреи оказывали финансовую поддержку королям. Однако Мануэл I был не в силах уничтожить в стране религиозный фанатизм и антисемитизм. Поэтому указом от 1 марта 1507 года он позволил насильственно крещённым евреям покидать страну и даже вывозить имущество, что ранее было запрещено (вспомним Альгамбрский эдикт, который запрещал евреям вывозить имущество). Бегство евреев из Португалии продолжалось до начала XVII века.

Список литературы

1. Альтамира-и-Крева Р. История Испании. М. : Издательство иностранной литературы, 1951. 545 с.

2. The Massacre of the New Christians of Lisbon in 1506: A New Eyewitness Account // www.south-ampton.ac.uk: сайт. Режим доступа: https://eprints.soton.ac.uk/65962/1/Francois_Soyer-Lisbon1506.pdf(дата обращения: 15.12.2019).

3. Хаим Й. Й. Захор. Еврейская история и еврейская память. М. : Гешарим / Мосты культуры, 2004. 170 с.

4. Лиссабон // Электронная еврейская энциклопедия: сайт. Режим доступа: https ://eleven. co.il/diaspora/communities/12470/. -Загл. с экрана.

5. ИНКВИЗИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС // Большая российская энциклопедия - электронная версия: сайт. Режим доступа: https://bigenc.ru/law/text/2011920. - Загл. с экрана.

6. Альгамбрский эдикт // Викитека - свободная библиотека: сайт. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Альгамбрский_эдикт. - Загл. с экрана.

7. Gene Test Shows Spain's Jewish and Muslim Mix// The New York Times: сайт. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2008/12/05/science/05genes .html. - Загл. с экрана.

8. Ашкеназы и сефарды - в чем разница? // ujew.com.ua: сайт. Режим доступа: https ://uj ew. com.ua/ashkenazy-i-sefardy-v-chem-raznica. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.