Научная статья на тему 'Лирический герой С. Есенина и А. Рембо'

Лирический герой С. Есенина и А. Рембо Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ИМАЖИНИЗМ / МЯТЕЖНОСТЬ / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / ЕСЕНИНСКОЕ «ХУЛИГАНСТВО» / ESENIN’S «HOOLIGANISM» / LYRIC CHARACTER / IMAGISM / INSURRECTION / DUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даньдань У.

В статье рассматриваются аналогичные мотивы в лирике С. Есенина и А. Рембо. Оба поэта создали так называемый «персональный символизм». В статье прианали-зированы такие типологические близости между С. Есениным и А. Рембо, как двойственность, мятежность, отношение к Церкви, любовь к природе и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lyric Character of S. Esenin and A. Rimbaud

This article deals with similar motifs in the poetries of Esenin and Rimbaud. Both poets established a so-called «personal symbolism». This article analyses the typological proximity between S. Esenin and A. Rimbaud, such as duality, rebelliousness, attitude to the Church, love of countryside, etc.

Текст научной работы на тему «Лирический герой С. Есенина и А. Рембо»

л

Наши зарубежные коллеги

I

J

У Даньдань

Лирический герой С. Есенина и А. Рембо

В статье рассматриваются аналогичные мотивы в лирике С. Есенина и А. Рембо. Оба поэта создали так называемый «персональный символизм». В статье прианали-зированы такие типологические близости между С. Есениным и А. Рембо, как двойственность, мятежность, отношение к Церкви, любовь к природе и др.

This article deals with similar motifs in the poetries of Esenin and Rimbaud. Both poets established a so-called «personal symbolism». This article analyses the typological proximity between S. Esenin and A. Rimbaud, such as duality, rebelliousness, attitude to the Church, love of countryside, etc.

Ключевые слова: лирический герой; имажинизм; мятежность; двойственность; есенинское «хулиганство».

Key words: lyric character; imagism; insurrection; duality; Esenin’s «hooliganism».

обр о «я» — кроткого странника или инока, он отмечен и «Спаса крот-

кого печалью», и «волхвами, потайственно волхвующими» [5: с. 106]. Со временем тот уступает место разбойнику, потом — образу пророка космической революции, далее — скандалисту, потом и образу одинокого чужака в своей стране. Эта смена обликов отражает как внутреннюю эволюцию поэта, так и воздействие на него внешних обстоятельств.

Есенинское «хулиганство» связано с народной традицией, с фольклорным образом ушкуйника. Но возможны и французские литературные источники. Произведения Мюссе были знакомы Есенину [9: с. 127-140], в них стираются грани между лирическим героем и реальным автором, что актуально и для Бодлера, Верлена, который ввёл выражение «проклятые поэты» [7: с. 179-193.], Рембо и др. В работах М. Никё (««Литературная лич-

ля исследователей жизни и творчества Есенина одной из частых стала тема соответствия или несоответствия лирического героя и реального поэта. Уже в начале поэтического пути Есенин создаёт

ность» Есенина и традиция «проклятых поэтов»», 2009), Н.М. Солнцевой («Странный Эрос», 2000) отмечались аналогии лирических героев Есенина и Рембо, Верлена, Бодлера. История «русского» Рембо начала свой отсчёт в 1894 г., когда появились первые переводы его стихов [9]. Есенин читал Верлена и Рембо, о чём свидетельствовал И. Эренбург [3: с. 208]. Оба поэта принципиально лиричны.

Путь Рембо к «Пьяному кораблю» был кратким по времени, но ёмким. Столь же стремительной была эволюция воззрений Есенина, что сказалось на смене его лирических «я». Когда Рембо создал «Пьяный корабль», ему было всего 17 лет. Есенин рано сформировал свою поэтическую концепцию на базе обогащения поэтического словаря. Рембо как автор «Пьяного корабля» выразил своё стремление к обновлению поэзии и поэтического языка.

В произведениях Есенина и Рембо очевидно сходство в мотивах эпатирующего, «низкого» характера, что в определённом смысле отражает поиск новых поэтических форм и тенденцию приблизить искусство к жизни. Вместе с тем названная черта поэтики отвечает эмоциональному миру обоих поэтов. Рембо ещё ребёнком влекла жизнь трактиров и постоялых дворов, в написанном в 1873 г. «Одном лете в аду» он вспоминал, что восхищался каторжником. С 1915 г. Есенина увлекла тема чёрной, каторжной России, страны «железного звона цепей» («Наша вера не погасла...», 1915) [5: с. 108], его лирический герой — «хулиган», позже он — певец «Москвы кабацкой». Рембо эпатировал. Появление мятежного «я» у Есенина связано с усилением бунтарских идей в России. Лирический герой, помня о том, что «Затерялась Русь в Мордве и Чуди, /Нипочём ей страх» («В том краю, где жёлтая крапива...», 1915) [5: с. 111], что по её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», заявил о себе как об одном из них. Так у лирического героя Есенина появилось второе лицо — от «чёрной» Руси.

В «Вечерней молитве» Рембо есть ряд скабрёзных образов, например: «Спокойный, как творец и кедров, и иссопов, /Пускаю ввысь струю, искусно окропив / Янтарной жидкостью семью гелиотропов» (перевод Б. Лившица) [6: с. 44]. Есенин, отдавшись имажинистскому эпатажу, также решил «из окошка луну обос-сать» («Исповедь хулигана», 1920) [5: с. 210]. Стремление символиста Рембо соединить высокое и низменное сродни имажинистским критериям. В текстах Рембо есть экспрессия, знакомая русскому читателю по лирике Есенина. Читаем у Рембо: «На ночном празднестве в северном городе я повстречал всех женщин, которых писали старые мастера. В старинном парижском переулке я получил классическое образование <...> Ведь я на том свете, мне нечего делать на этом» (перевод В. Орла) [2: с. 86-87]. У Есенина читаем: «Рано ли, поздно всажу я / В рёбра холодную сталь. // Нет, не могу я стремиться / В вечную сгнившую даль» («Слушай, поганое сердце...», 1916) [5: с. 124].

Есенин отразил в лирике, как и в поэмах, неоднозначность своего эмоционального мира. В Рембо также была заложена двойственность. В лирическом

герое Есенина сталкивались противоположности: «сердцем чист» и «зарежу» («В том краю, где жёлтая крапива.» [5: с. 111]). В автобиографическом стихотворении «Семилетние поэты» Рембо раскрывает свои черты «угрюмости и лицемерья злого» [2: с. 45]. Среди его стихотворений уже упоминавшийся «Пьяный корабль» имеет наибольшее значение. Стихотворение приобретает характер то исповеди мятущегося человека, то мрачного пророчества, то гимна ничем не ограниченной свободе.

Ещё одна аналогия поэзии Есенина и Рембо — «пьяный бред» («Улеглась моя былая рана...», 1924) [5: с. 287], о котором идёт речь и в «Москве кабацкой», и в «Чёрном человеке», и в других произведениях. Рембо ставит вопрос о самопознании с помощью алкоголя и наркотиков. Но Рембо же требовал от поэта упорного труда, позволяющего открывать новые идеи и формы. Таким образом, «пьяный бред» не снижал творческого потенциала. Бунтарь, обличитель буржуазности, Рембо ценил общение с природой: «...пойду я вдоль межи, // Ступая по траве подошвою босою» (перевод Б. Лившица) («Ощущение») [2: с. 5] и др. В есенинском пейзаже выразилась вера во всеобщую одушевлённость природы.

Особо следует сказать об отношении Рембо к Церкви, к христианству. Он рано расстался с детской верой, увидев в религии некое заблуждение ума, сознательный обман, унижающий человека. У Есенина тоже сложное отношение к Церкви. И. Розанов записал за ним: «В детстве у меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульствовать» [8: с. 442]. В поэме «Инония» (1918) Есенин пишет: «Даже Богу я выщиплю бороду», «Проклинаю тебя я, Радонеж» [4: с. 180]. Но Есенину не изменяла религиозная интуиция, вопреки грубым фразам в адрес Церкви и даже Творца он оставался верующим человеком, сожалевшим о своём временном неверии.

Есенин создал поэтический мир крестьянского космоса. Он поэт-философ русского космизма. В «Озарениях» Рембо поэтические восприятия зачастую не от непосредственных и очевидных данностей видимого и осязаемого, а от всего космоса. В «Импровизационных мемуарах» П. Клодель писал, как «Озарения» открыли ему сверхъестественное. Есенина и Рембо сближает и готовность к самокритицизму, исповедальности, раскаянию (например, поэма «Чёрный человек» (1925) С. Есенина и цикл стихотворений в прозе «Пора в аду» (1873) А. Рембо.)

При очевидности общих мотивов в творчестве Есенина и Рембо есть и принципиальное различие в мировосприятии поэтов. Согласимся с тем, о чём пишет С. Бернар: «Величие Рембо в том, что он всё время заставляет нас вместе с самим собой ставить под вопрос не только то, что, как нам кажется, мы знаем о мире, но и самый мир» [6: с. 139]. Есенин, в силу своей витальности, никогда не ставил под вопрос «самый мир».

Библиографический список

Источники

1. Проклятые поэты / Пер. с фр. М. Яснова. - СПб.: Наука, 2005. - 495 с.

2. Рембо Ж.-А. Пьяный корабль: стихи: пер. с фр. / Ж.-А. Рембо // Рембо Ж.-А. Пьяный корабль: стихи: пер. с фр.; Карре Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо: Роман / Пер. с фр. Б. Лившица. - СПб.: Петербург-XXI век, ТОО «Лань», 1994.- С. 5-127.

3. Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников / Общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. - М.: Республика, 1995. - 208 с.

4. Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы 1912-1925. Проза 1915-1925 / Сост. и общ. ред. С.П. Митрофановой. - М.: Республика, 1995. - 180 с.

5. Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910-1925/ Сост., общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. - М.: Республика 1995. - 415 с.

Литература

6. Балахонов В. Гимн загадочной свободе / В. Балахонов // Рембо Ж.-А. Пьяный корабль: стихи: пер. с фр.; Карре Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо: роман / Пер. с фр. Б. Лившица. - СПб.: Петербург - XXI век, ТОО «Лань», 1994. -С. 128-139.

7. Гарин И.И. Проклятые поэты / И.И. Гарин. - М. Терра - Книжный клуб, 2003. - 846 с.

8. Розанов И. Воспоминания о Сергее Есенине / И. Розанов // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х тт. - Т. 1. - М.: Художественная литература, 1986.- С. 428-444.

9. Шубникова-Гусева Н. И. Французские литературные источники «Чёрного человека» С.А. Есенина / Н.И. Шубникова-Гусева // Etudes slaves. - Париж, 1995. -Т. 67. - Вып. 1. - С. 127-140.

10. Henry (-Safier) H. / Verlaine, poete russe: «un etranger si familier» // Slavica Ocotania. - Toulouse. - 10. - 2000. - P. 179-193.

11. Labracherie P. La vie quotidienne de la boheme litteraire au XIXe siecle. - Paris: Hachette, 1967. - 249 p.

References

Istochniki

1. Proklyaty’e poety’ / Per. s fr. M. Yasnova. - SPb.: Nauka, 2005. - 495 s.

2. Rembo Zh.-A. P’yany’j korabl’: stixi: per. s fr. / Zh.-A. Rembo // Rembo Zh.-A. P’yany’j korabl’: stixi: per. s fr.; Karre Zh.-M. Zhizn’ i priklyucheniya Zhana-Artura Rembo: Roman / Per. s fr. B. Livshicza. - SPb.: Peterburg - XXI vek, TOO «Lan’», 1994. -S.5-127.

3. Sergej Esenin v stixax i zhizni: Vospominaniya sovremennikov / Obshh. red. N.I. Shubnikovoj-Gusevoj. - M.: Respublika, 1995. - 208 s.

4. Sergej Esenin v stixax i zhizni: Poemy’ 1912-1925. Proza 1915-1925 / Sost. i obshh. red. S.P. Mitrofanovoj. - M.: Respublika, 1995. - 180 s.

5. Sergej Esenin v stixax i zhizni: Stixotvoreniya 1910-1925 / Sost., obsh. red. N.I. Shubnikovoj-Gusevoj. - M.: Respublika 1995. - 415 s.

Literatura

6. Balaxonov V. Gimn zagadochnoj svobode / V. Balaxonov // Rembo Zh.-A. P’yany’j korabl’: stixi: per. s fr.; Karre Zh.-M. Zhizn’ i priklyucheniya Zhana-Artura Rembo: roman / Per. s fr. B. Livshicza. - SPb.: Peterburg - XXI vek, TOO «Lan’», 1994. - S. 128-139.

7. Garin I.I. Proklyaty’e poety’ / I.I. Garin. - M. Terra - Knizhny’j klub, 2003. - 84б s.

8. Rozanov I. Vospominaniya o Sergee Esenine / I. Rozanov // S.A. Esenin v vospominaniyax sovremennikov: V 2-х tt. - T. 1. - M.: Xudozhestvennaya literatura, 198б. - S. 428-444.

9. Shubnikova-Guseva N. I. Franczuzskie literaturny’e istochniki «Chyornogo cheloveka» S.A. Esenina / N.I. Shubnikova-Guseva // Etudes slaves. - Parizh, 1995. -T. б7. - Vy’p. 1. - S. 127-140.

10. Henry (-Safier) H. / Verlaine, poete russe: «un etranger si familier» // Slavica Ocotania. - Toulouse. - 10. - 2000. - P. 179-193.

11. Labracherie P. La vie quotidienne de la boheme litteraire au XIXe siecle. - Paris: Hachette, 19б7. - 249 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.