РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ
REFLECTIONS, COMMUNICATIONS, COMMENTS
DOI: 10.31249/rsm/2021.02.14
Т.Г. Биткова
ЛИПОВАНЕ - РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В РУМЫНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. Статья посвящена проблемам сообщества русских староверов в сегодняшней Румынии, а также истории его возникновения и эволюции. Приводится наиболее распространенная версия происхождения термина «липоване», употребляемого только в отношении старообрядцев Румынии и приграничных к ней областей. Выделяются два основных исторических региона заселения русских староверов: Южная Буковина и Северная Добруджа.
Получив после 1989 г. официальную регистрацию, Община русских-липован Румынии ведет активную работу по сохранению культурных, религиозных и нравственных традиций дониконианской России, а также содействует научным изысканиям в области истории и культуры липован. Несмотря на сложности во взаимоотношениях Румынии и России, липоване пользуются финансовой поддержкой государства. Их представитель, согласно Конституции, имеет постоянное место в парламенте, в научной среде возникло целое направление исследований, посвященных истории и культуре липован.
В статье показано, как противоположные внешнеполитические установки, а также разные оценки Россией и Румынией ряда исторических событий ХХ в. создают диссонанс в публичном самовыражении липован, вынужденных, с одной стороны, проявлять лояльность в отношении официальной политики страны пребывания, а с другой - поддерживать политическую линию российского руководства, ибо Россия воспринимается общиной липован как опора, способная поддержать их древнюю традицию.
Отмечается, что липован, как и других малых этнорелигиозных групп, касаются проблемы сохранения традиционной жизни в условиях технического прогресса и глобализации, что приводит к сложностям в адаптации к внешней среде и отрицательно сказывается на сохранении культурных, бытовых и церковных традиций.
Ключевые слова: Румыния; этноконфессиональная общность; липоване; старообрядчество; политика; традиции; церковь.
Биткова Татьяна Георгиевна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Россия, Москва. E-mail: [email protected] Web of Science Researcher ID: AAT-4292-2020
Bitkova T.G. Lipovans - Russian old believers in Romania: History and modernity
Abstract. The article is devoted to the problems of the community of Russian Old Believers in today's Romania, as well as the history of its origin and evolution. The most common version of the origin of the term «Lipovans» is used, which is used only about to the Old Believers of Romania and its border regions. Two main historical regions of the settlement of Russian Old Believers have distinguished: Southern Bukovina and Northern Dobrudja.
Having received official registration after 1989, the Lipovan Russian-Romanian Community is actively working to preserve the cultural, religious, and moral traditions of pre-Niconian Russia, as well as contributing to scientific research in the history and history of Lipovans. Despite the difficulties in relations between Romania and Russia, Lipovans enjoy financial support from the state, their representative, according to the Constitution, has a permanent seat in parliament, and a whole field of research on the history and culture of Lipovans has arisen in the scientific community.
The article demonstrate how opposing foreign policy attitudes and different assessments by Russia and Romania of several of historical events of the twentieth century. The study analyzes a dissonance in the public expression of Lipovans, who are forced to show loyalty to the official policy of the host country (Romania). At the same time, they have to support the political line of the Russian state, which is perceived as a power of supporting Lipovans ancient tradition.
In conclusion, it is noted that Lipovans, like other small ethnoreligious groups, concerns about the problem of preserving traditional life in conditions of technological progress and globalization, which leads to difficulties in adapting to the external environment and adversely affects the preservation of cultural, domestic and church traditions.
Keywords: Romania; ethno-confessional community; Lipovans; Old Believers; culture; traditions; church.
Bitkova Tatiana Georgievna - Candidate of Philological Sciences,
Senior Researcher, Institute of Scientific Information for Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences (INION RAN). Russia, Moscow.
E-mail: [email protected]
Web of Science Researcher ID: AAT-4292-2020
Русские старообрядцы на территории современной Румынии (их также называют липованами) - это потомки тех, кто в XVII в. выступил против церковных реформ патриарха Никона. Как полагают историки, поспешность и непоследовательность предпринятых преобразований раскололи не только церковь, но и всю страну, пережившую настоящую гражданскую войну на религиозной почве, сопровождавшуюся преследованиями старообрядцев со стороны царских властей. Гонения особенно усилились после Большого Московского собора 1667 г., осудившего и самого Никона. Бегство приверженцев старой веры приобрело массовый характер после принятия в 1685 г. зако-
нодательного акта царевны Софьи «Двенадцать статей», узаконившего страшные казни и пытки. Миграция старообрядцев из центральных областей России продолжалась и после отмены Петром I «Двенадцати статей». Петровские реформы ставили староверов в неблагоприятные экономические условия: им позволили жить в городах и селениях, но при условии выплаты двойной подушной подати; также была введена пошлина на бороду. За активное проповедничество старообрядцев, которых после Московского собора 1667 г. называли еретиками и раскольниками, по-прежнему приговаривали к казни.
Каждый новый этап гонений вызывал очередную волну переселенческого движения. Историю старообрядцев зарубежья исследователи называют историей первой русской эмиграции нового типа: политико-конфессиональной. Восточные земли современной Румынии стали одним из многих мест, куда бежали ревнители старой веры, заселяя исторические территории Буковины, Молдовы, Мунтении, Добруджи.
Как следует из архивных источников, первые старообрядцы появились в лесистой части Буковины, которая входила в Молдавское княжество, находившееся в то время под османским протекторатом. Впрочем, «точных сведений о первых поселенцах ... в Молдове нет. Лишь в 1730 г. термин "липо-ване" обнаруживается в документах» [Петров, Иванова 2017, с. 81]. Как отмечает румынский исследователь А.Г. Миктат, «первые документальные свидетельства пребывания русских староверов на этой территории относятся лишь к 1724-1740 гг.» [Mictat 2011, p. 248].
В достаточно многочисленных работах историков и этнографов выдвигаются разнообразные версии происхождения термина «липоване». Многие связывают его с тем, что большая часть староверов, впервые появившихся именно на территории Буковины, первоначально укрывалась в лесах, преимущественно липовых. «Этноним липовани (die Lipowaner) по отношению к русским старообрядцам, проживающим на территории Молдовы, стал впервые встречаться в австрийских официальных документах начиная с 1777 г., когда старообрядческое селение Соколинцы было обнаружено австрийскими властями по случаю переписи монастырских земель» [Липоване. Кто такие ...]. Село было основано предположительно после 1669 г. недалеко от современного города Сучава, на землях монастыря Митокул Драгомирней. «Однако их соседи, местные румыны, называли соколинцев липованами (рум: lipovani; lipoveni ), то есть "те, кто живут в липовом лесу". Впоследствии этноним липовани стал вторым названием селения Соколинцы - Липовень (рум. Lipoveni)» [Липоване. Кто такие.].
С 1775 по 1918 г. Буковина входила в состав Австро-Венгерской империи. В 1919 г. она стала провинцией Румынского королевства. Но смена властей и переделы границ не коснулись липован: за некоторыми исключениями 218
они держались за обжитые места и продолжают селиться здесь и сегодня, хотя Южная Буковина входит в состав Румынии, а Северная - принадлежит Украине (Черновицкая область).
Еще при Петре I Русская православная церковь, опираясь на поддержку государства, предпринимала шаги по обращению старообрядцев в православие нового толка. Эта политика продолжалась и в последующие два столетия. Российские власти искали, с одной стороны, новые компромиссы в общении со староверами, а с другой - продолжали их притеснения. Некоторые согласия старообрядцев отказывались принимать молитву за царя, что таило опасность не только внутреннего противодействия, но и внешнего, ибо часть согласий осели за рубежом и приняли подданство других государств.
Некоторые историки полагают, что период с 1720 по 1820 г. можно все же считать временем определенной лояльности в отношении старообрядцев, хотя на протяжении XVIII в. Произошло несколько разгромов сложившихся культурных центров и селений старообрядцев с успешной экономической деятельностью, что послужило причиной очередных волн бегства староверов, которые не только заселяли юг России на границе с Османской империей, но и с позволения турецких властей продолжали миграцию в ее внутренние территории. Сегодня значительная часть этих земель входит в состав Румынии.
Поиски способа взаимодействия, удобного для государства и РПЦ и одновременно приемлемого для представителей старой веры, продолжались, но старообрядчество во многих отношениях оставалось на положении изгоя. После достаточно терпимого отношения к старообрядцам при Александре I гонения на них усилились при Николае I1. Впервые представители старообрядческой церкви были наделены всеми гражданскими и церковными правами лишь в 1905 г., но только в 1971 г. Поместный Собор Русской православной церкви постановил отменить анафематствования, наложенные в XVII в. на старые обряды и их приверженцев.
Термин «липоване» получил повсеместное распространение на всей территории современной Румынии и приграничных с ней областях после основания в 1846 г. Русской древлеправославной митрополии в Белой Кринице2 (рум: Фынтына Албэ) в Северной Буковине. Предание гласит, что на землях
1. После жестоких преследований в 1855 г. прекратило свое существование Выго-лескинское общежитие - крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в 1694 г. и считавший себя преемником Соловецкого монастыря. К 1720-м годам обитель представляла собой экономически процветающую общину.
2. До 1988 г. называемая Древлеправославной церковь Христова сегодня именуется Белокриницкая иерархия. Она состоит из двух независимых друг от друга митрополий: Московской (центр - в Москве, в Рогожской слободе) и Белокриницкой (центр -в г. Брэила, в Румынии).
молдавского православного монастыря в Путне, в липовом лесу, русские староверы нашли источник с белой (известковой) водой. Молдаване называли эту местность Фынтына Албэ (Белый Источник). Поэтому и липоване назвали свое поселение - Белая Криница.
Митрополия в Белой Кринице способствовала поддержанию постоянного контакта со всеми русскими староверами. «С этого момента термин липовани стал употребляться в официальных бумагах и русского правительства, а также в работах русских историков по вопросу раскола в Русской церкви» [Липоване . Кто такие ...].
Юго-восток современной Румынии - Северная Добруджа и устье Дуная -другая зона значительного расселения липован. Что касается термина «липоване» в отношении старообрядцев Добруджи, то существует предположение, что при Петре I они «носили маленькие иконки на груди (вместе с нательным крестом), написанные на липовых дощечках» [цит. по: Пригорин 2006, с. 96]. Существуют и другие версии.
Эти поселения возникли в основном во второй половине XVIII в. на землях, принадлежавших тогда Османской империи. Но еще раньше в этих и сопредельных местах осели также казаки-некрасовцы3, составившие собственную ветвь староверов, формировавшуюся в период восстания под предводительством Кондратия Булавина (1707-1709) на Дону. Они бежали сюда после разгрома восстания, стремясь сохранить старую веру и не желая покориться центральной власти, ибо Петр I пытался лишить казаков независимости. Большая часть некрасовцев, однако, позже покинула Добруджу.
В первой половине XVIII в. как в Добрудже, так и в Бессарабии4 возникают поселения беглых крестьян-старообрядцев, бежавших сюда, в том числе, и при Анне Иоановне, по велению которой началось разрушение важного старообрядческого центра, сформировавшегося вокруг селения Ветка в Польском королевстве5. При его ослаблении Анна Иоановна в 1735 г. предприняла первую их «гонку». «Среди тех, кто ушел с Ветки на границу с Османской империей, были и будущие липоване. Они сохранили в коллективной памяти предания об этом периоде» [Петров, Иванова 2017, с. 81].
Поток беглецов усилился при Екатерине II. Политика веротерпимости государыни способствовала смягчению давления на старообрядцев, но проблема не могла решиться окончательно. Более того - репрессии в отношении попыток их самоорганизации только усилились. Именно при Екатерине был
3. Эти казаки называли себя так по имени своего атамана Игната Некрасова.
4. Бессарабия - юго-восточная часть бывшего Молдавского княжества, которая в 1812 г. вошла в состав Российской империи (Республика Молдова). Южная Бессарабия сегодня составляет часть Одесской области Украины.
5. Соврем.: Белоруссия.
окончательно ликвидирован важный как в культурном, так и экономическом отношении центр в Ветке.
Казаки - участники восстания Степана Разина, среди которых было немало староверов, после подавления восстания также бегут из Российского государства и получают разрешение турецкого султана селиться в дельте Дуная, приняв затем подданство Османской империи. Все они также начинают называть себя липованами. Есть в этих местах и потомки других «беглых людей» - запорожцев, бежавших в устье Дуная после разгрома Запорожской Сечи в 1773 г. и основавших там вскоре Задунайскую Сечь.
Самые старые липованские селения в Добрудже - Сарикёй, Журиловка, расположенные на берегу озера Разелм у побережья Черного моря, Камень (Каркалиу), основанный на берегу Дуная, Русская Слава - вдоль речки Слава. Русская Слава стала со временем духовным центром старообрядцев румынской Добруджи.
Поскольку границы менялись, а южные липоване, как и северные, оставались в основном на обжитых местах, ареал их распространения сегодня охватывает территории, прилегающие к границам современной Румынии: болгарскую Южную Добруджу, Бессарабию. Компактно проживающие в бывшей Южной Бессарабии липоване основали в устье Дуная город Вилково, где сегодня являются преобладающим населением.
Таким образом, липоване - это трансграничная этноконфессиональная культура, сохранившая свою самобытность, несмотря на изменения границ. При этом «ни в России, ни в Прибалтике, ... ни в Польше название „липова-ни" не распространено... Это подтверждают и результаты полевых исследований» [Липоване. Кто такие.].
Согласно данным официальной переписи, в современной Румынии проживают около 37 тыс. липован. Руководители общины заявляют, что, по церковным книгам, липован насчитывается значительно больше - около 105-107 тыс. человек6. Сегодня в стране имеется более 70 поселений сельского типа, в которых преобладает липованское население. В некоторых городах - это Бухарест, Брэила, Констанца, Галац, Яссы, Сучава и др. - липованами заселены целые кварталы.
Липоване относятся к согласию поповцев7. Их церковь организована как митрополия, которая называется Русской православной старообрядческой церковью в Румынии (РПСЦР). В нее входит пять епархий (две заграничных). Наиболее важной из них является Белокриницкая епархия на основе старообрядческого центра, сложившегося в упомянутом уже селе Белая Криница.
6. Население Румынии составляет около 20 млн человек.
7. В отличие от старообрядцев-беспоповцев они признают совершение церковных таинств священниками.
РПСЦР в юридическом и каноническом отношении является независимым религиозным объединением, члены которого принимают окормление Белокриницкой иерархии. Старообрядческая церковь Румынии находится в молитвенно-евхаристическом общении только с Русской православной старообрядческой церковью с центром в Рогожской слободе в Москве. Служба у русских липован совершается на церковно-славянском, как и у старообрядцев в России.
На территории Румынии действуют более 60 старообрядческих храмов, в г. Брэила находится резиденция Высокопреосвященного Митрополита Леонтия, архиепископа Белокриницкого. Резиденция была переведена сюда в 1940 г., когда Северная Буковина, где располагался старообрядческий центр в Белой Кринице, была занята Красной армией. Всего в Румынии насчитывается 45 региональных общин липован. Наиболее значимой сегодня считается община г. Брэила.
Черты древней духовной и повседневной культуры, старорусские традиции, утраченные другими этноконфессиональными группами русских, находившихся в инокультурной среде, в значительной мере сохранились липова-нами. Во многих старообрядческих домах хранятся старинные иконы, рукописные книги, утварь. Внешне дома липован напоминают жилища, которые кое-где еще можно встретить в российской провинции. Липоване до сих пор поддерживают старинные обряды, народную песенную культуру.
Сегодня исследователи пытаются найти механизмы сохранения липова-нами традиционных особенностей старорусской культуры. Следует отметить, что русские старообрядцы в этом регионе всегда жили изолированно, что и явилось, по-видимому, главной причиной сохранения ими своей древней культуры. «Как подтверждают факты, на территории Румынии русские-липовани никогда не жили смешанно с другими национальностями» [Липоване. Кто такие ...].
Важнейшим фактором, сплачивающим сообщество, является безусловная приверженность церковной традиции. «Церковное начало во многом определяет общественное, следствием чего становится крепость бытового уклада, которая, в частности, отличает до сих пор и русские села в Румынии» [Гав-рюшина 2018, с. 163].
Однако сегодня, по мнению некоторых наблюдателей, церковность зачастую перестает играть роль исконного начала липованского сообщества. Его руководители все чаще подчеркивают в качестве связующей нити русский язык и связи с Россией. Церковь же настаивает на том, что сохранение идентичности невозможно без поддержания активной церковной жизни.
Длительная история проживания в инокультурной среде не отягощена серьезными трениями сообщества с властями и местными жителями. «Описанные Короленко, Герценом и Мельниковым-Печерским русские расколь-222
ники, - говорил Мирон Игнат8, член румынского парламента (2004-2008) и многолетний председатель липованской общины, - всегда вели себя в Румынии достойно и скромно, дичились властей и брались за любую работу. Терпеливые и трудолюбивые липоване .заслужили репутацию удачливых рыбаков, умелых строителей и талантливых спортсменов» [Липоване в Румынии 2015].
При Чаушеску липован старались мягко ассимилировать: в ряде случаев румынизировали фамилии, были проблемы с обучением русскому языку, но жестких притеснений, в том числе на религиозной почве, не было. «Власти не чинили церкви препятствий, кроме разве что мелких придирок. Например, на Пасху у нас колокола звонили семь дней, а при Чаушеску разрешили только в воскресенье. Но ни одна церковь не была разрушена - наоборот, строили» [Румынский депутат 2017]. Старшее поколение вспоминает, что до «революции» было более устойчивое сохранение традиций в бытовой культуре и церковных обычаях, нежели сегодня, хотя только после 1989 г. липоване обрели официальный статус, получив возможность создать Общину русских-липован Румынии. В соответствии с румынской конституцией, все малые национальные меньшинства, к которым причисляются и липоване, получили право иметь своего постоянного представителя в парламенте.
Членов общины становилось все больше, она укреплялась. Усилиями ли-пованских руководителей в Законе об образовании было предусмотрено, что со второго класса четыре часа в неделю дети липован могут систематически изучать русский язык. Русский преподается сегодня и в двух лицеях Бухареста. Во многих региональных общинах построены дома культуры для регулярного проведения общественно-культурных мероприятий.
В посткоммунистический период в Румынии сформировалось целое направление историко-культурных исследований о липованах, авторы которых внесли неоценимый вклад в изучение особенностей этого этнорелигиозного сообщества. Сегодня их ряды пополнились молодыми специалистами, в том числе из среды самой общины.
За последние годы вышло несколько серьезных трудов, посвященных липованам. Особое внимание уделяется исследованию особенностей культуры липован на региональном уровне, но каждое исследование имеет также обширную информацию о липованах как этноконфессиональном явлении в целом. С особенным удовлетворением липованское сообщество отмечает то, что среди авторов есть не только липоване.
8. Мирон Игнат (1943-2018) стоял у истоков Общины русских-липован Румынии, укреплял и развивал ее. Благодаря его стараниям было возведено множество старообрядческих храмов и культурных центров в местах компактного проживания липован в Румынии.
Большой интерес вызвал труд известного исследователя этнических меньшинств в Буковине Д. Хренчука «Русские липоване в Буковине (1774—
2012). Размышления» [Hrenciuc 2013]. Он подчеркивает, что липованам «удалось внести значительный вклад в распространение толерантного, многоэтнического и многоконфессионального образа буковинского пространства, сохраняемого с большой осторожностью до наших дней» [цит. по: Coso van
2013].
Среди последних работ выделяется обширный труд П. Тудосе, журналиста и историка из среды липован, «Русские-липоване Румынии - история и современность. Община русских-липован города Брэила - образец межэтнического сожительства в национальном и европейском контексте» [Tudose 2015]. Его ценность состоит в многогранности и энциклопедичности. Автору интересны история, материальная и духовная жизнь, народная культура, традиции и обычаи липован Румынии на протяжении более чем трехвекового периода, включая современность. Таким образом, автор вводит читателя в общеисторический контекст этого феномена, при этом особенностям региона Брэила посвящена только последняя, восьмая, глава. Следует также подчеркнуть, что автор опирался не только на известные источники, но и на новые архивные материалы, а также публикации из газет и журналов.
Высокую оценку со стороны липованского сообщества получил и труд Ч. Добринеску, автора, не принадлежащего к общине липован. Работа «Рус-ские-липоване Добруджи: История и особые традиции (вторая половина XVIII в. - 2011)», защищенная им как докторская диссертация в 2016 г., позже была издана при поддержке общины липован [Dobrinescu 2019].
Исследователи липован отмечают, что несмотря на общий облик их культуры налицо и ее региональная разнородность. Особый диалект, на котором говорят липоване в повседневной жизни, является неким миксом внешних влияний и старорусской лексики.
Научное изучение феномена липован в Румынии дополняется активной публицистической деятельностью членов сообщества. Сегодня они выпускают два двуязычных периодических издания: газету «Зори-Zorile» и журнал «Китеж-град». Газета «Зори-Zorile» является членом Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП). С 1990 по 2015 г. в Румынии издано около 50 книг, посвященных липованам. Липоване располагают собственной типографией, имеют издательство, где печатаются учебники.
Государство участвует в финансировании издания газет и книг липован. Но в культурном просветительстве есть свои проблемы: не хватает, по мнению липован, педагогических материалов, нет телерадиовещания на русском языке. Дети, правда, приглашаются в Россию в международные детские лагеря, но квоты, по мнению липован, малы. Конечно, русский язык и русская культура наряду с религией являются основой самоидентификации липован. 224
Поэтому понятна озабоченность руководителей общины в этом отношении. Они также выражают тревогу, что уменьшается количество детей в липован-ских семьях, сами дети меньше интересуются своими истоками, историей предков.
Связи с Россией являются фактором, поддерживающим липованскую общину; осуществляются они на разных уровнях. Делегацию липован неоднократно принимал президент В. Путин. В 2012 г. редакция журнала «Зори-2огйе» получила от правительства России Диплом за вклад в сохранение русского языка и культуры, в консолидацию русской диаспоры за рубежом. В 2018 г. Коломенский район Подмосковья подписал соглашение о культурном сотрудничестве с Общиной русских-липован Румынии. Как отмечалось в пресс-релизе, липоване заинтересованы в обмене творческими коллективами, укреплении культурных связей. По приглашению Общины русских-липован, делегации представителей Коломенского района и Сергиева Посада Московской области посетили Румынию.
Хотя свою главную задачу липоване видят в поддержке активной научной и культурной деятельности, направленной на сохранение старинной русской культуры, порой трудно избежать политического измерения публичной деятельности. В контексте чрезвычайно непростых отношений между Россией и Румынией липованам приходится также непросто. Благодаря румынские власти за поддержку, липоване в то же время демонстрируют лояльность и к политике России.
«Правительство Румынии, румынское государство, оказывает большую поддержку национальным меньшинствам в Румынии, - отмечал председатель Общины русских-липован Румынии Сильвиу Федор. - Если в 2016 г. у нас было два конкурса: Национальная олимпиада по родному языку и Фестиваль русской поэзии - под эгидой Министерства образования, то в 2020 г. мы проводим пять школьных конкурсов под эгидой Министерства образования, а в 2018 году, к столетию Великого Объединения9, мы получили отличный подарок - Национальную олимпиаду православной религии старообрядчества» [цит.: 81ш§а 2020].
Липоване всегда благожелательно и уважительно упоминают румынские праздники, включая и те, что связаны с историческими событиями, трактовка которых вызывает отторжение и критику официальной Москвы. Вместе с тем
9. Объединение 1918 г. считается главным событием румынской истории. В результате Первой мировой войны Румыния присоединила к «старому королевству» Трансильванию, Северную Буковину, Бессарабию, увеличив тем самым территорию страны в 2 раза. Присоединение Бессарабии советское государство не признавало никогда, заняв ее в 1940 г., а после Второй мировой войны образовав на этой территории Молдавскую ССР.
в публичном пространстве липован присутствует и российское представление о прошлом и связанные с ним российские праздники.
Среди наиболее спорных исторических событий - образование «Великой Румынии» в 1918 г., когда к ней были присоединены, в том числе, Буковина и Бессарабия, действия Красной армии по присоединению Бессарабии и Буковины к Советскому Союзу в 1940 г., а также результаты Второй мировой войны.
Неоднозначная трактовка румынскими историками роли Румынии, воевавшей на стороне гитлеровской Германии во Второй мировой войне, оценка послевоенной организации власти в стране как «оккупации» Советским Союзом, подавившим всякую политическую оппозицию и навязавшим репрессивный просталинский режим, не коррелируется с торжественным отмечани-ем липованами 9 мая Дня Победы, праздника великой победы над фашизмом. Эти и другие оценки ряда исторических событий липованские руководители вынуждены учитывать в своих публичных высказываниях и, как правило, им удается избегать острых углов. Но случаются иногда нестыковки и шероховатости.
Много критических откликов последовало на интервью, данное видным деятелем липованской общины Мироном Игнатом 18 мая 2017 г. корреспонденту ТАСС Н. Морозову [Румынский депутат 2017]. Председатель парламентской Комиссии по вопросам румынских зарубежных общин К. Кодряну выступил тогда с заявлением относительно «неприемлемых деклараций» Мирона Игната. Среди прочего Кодряну был возмущен тем, что представитель липован допустил «оскорбительные замечания относительно гигиены румын» («В липованской деревне нет ни одного двора без бани. А румыны моются в корыте»)10, а также обвинил Игната в том, что тот предполагает «фальсификацию» со стороны румынских властей числа членов общины рус-ских-липован, хотя Игнат был достаточно осторожен в оценке их количества [Deputatul Constantin 2017].
Кодряну также выделил замечание Игната, что тот был единственным румынским депутатом, голосовавшим против размещения военных баз НАТО в Румынии. Следовало бы все же обратить внимание, что Мирон Игнат не был столь прямолинейным, как его представляли некоторые комментаторы и критики. В отношении голосования против размещения баз НАТО в Румынии Игнат сказал в интервью ТАСС: «Я объяснил, что если давать такое разрешение, то на определенный срок, например на пять лет, а по истечении этого
10. На наш взгляд, представитель липован хотел лишь подчеркнуть старорусскую традицию мытья в бане. Само по себе мытье в корыте вовсе не означает антисанитарии.
срока вновь проанализировать политическую обстановку. Но в румынской прессе это опубликовано не было» [Румынский депутат.., 2017].
Кодряну критически отнесся и к словам Игната, что 22 июня 1941 г. Германия и Румыния напали на Советский Союз , а среди праздников, которые сегодня отмечают русские-липоване в Румынии - не только День Победы, но и годовщины Сталинградской битвы12 и Ясско-Кишиневской операции13. Комментируя интервью Игната, Кодряну подчеркнул то, что положение русских старообрядцев в Румынии несравненно лучше, нежели положение румын, проживающих в России. По мнению Кодряну, липоване в Румынии никогда не испытывали притеснений. Он напомнил, что «самой русской старообрядческой митрополии из Фынтына Албэ пришлось бежать в город Брэила, после того как Фынтына Албэ ... была оккупирована бывшим СССР» [Deputatul Constantin 2017].
Представитель русских-липован в парламенте Румынии, продолжал Код-ряну, не единственный депутат, голосовавший против военного присутствия НАТО в Румынии, но «абсолютно единственный депутат, голосовавший против закона о провозглашении 27 марта - Дня объединения Бессарабии с Румынией - национальным праздником». Далее он отметил: «Мы ценим, что ряд представителей общин русских-липован в Румынии, включая бывших парламентариев, воздержались от ложных и оскорбительных заявлений пропагандистского оттенка, сделанных депутатом Мироном Игнатом» [Deputatul Constantin 2017].
Старшее поколение липован вообще более критично высказывается в отношении румынского государства, нежели представители младшего поколения. Сооснователь липованской общины, известный также своими трудами по истории и культуре липован, профессор Ф. Кирилэ писал на российском старообрядческом сайте ruvera.ru, что в Румынии «история и жизнь русского этноса пока еще мало известны и. информация о них нередко представлена неправильно, искаженно или даже тенденциозно» [Кирилэ, Важное 2016].
11. Присоединение к гитлеровской Германии в 1941 г., а затем вступление на территорию СССР расценивается в Румынии как «война священная», как акция, направленная на освобождение исторической территории Бессарабии, занятой в 1940 г. Красной армией. Факт того, что значительный контингент румынских войск предпринял затем наступление на юг Советского Союза и дошел позже до Сталинграда, объясняется давлением Гитлера.
12. В Сталинградской битве (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 г.) была практически уничтожена 3-я румынская общевойсковая армия, активно участвовавшая в операциях Вермахта.
13. Ясско-Кишиневская стратегическая операция Красной армии, проведенная 2029 августа 1944 г., позволила разгромить группировку немецких и румынских войск, вывести Румынию из войны на стороне Германии.
И все же, как правило, липоване предпочитают относиться в высшей степени корректно к своей второй родине, а также по возможности прямо не высказываться по поводу неоднозначных событий прошлого, имеющих актуальное значение для сегодняшних румыно-российских отношений, отдавая дань уважения и выражая благодарность румынскому государству: «Наши родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки много молились. Способ их культурного самовыражения был крайне ограничен. У них не было книг Достоевского, Толстого, Есенина. Их единственными книгами были церковные книги: Псалмы, Евангелие, Библия. Их жертвенность передавалась из поколения в поколение, но мы счастливое поколение, потому что мы живем в необычайно прекрасные дни, в атмосфере свободы, культурного и духовного проявления» [цит. по: 2020].
Согласно полевым исследованиям липованских сел, их жители дружественно относятся к румынам. «Отношение местных жителей к Румынии и румынам, - отмечает Л.К. Гаврюшина, - в целом положительное. Подавляющее большинство ... считает Румынию своей родиной, прежде всего потому, что эти края освящены памятью об их благочестивых предках. Любопытен рассказ тетушки Марии .о несостоявшемся переселении местных жителей в Россию, в котором о жизни в Румынии говорится как о жизни в „своей стране". Речь идет о кампании 1947 г., когда советское правительство решило привлечь в СССР трудовые ресурсы для восстановления народного хозяйства» [Гаврюшина 2018, с. 162, 163].
Что касается социальных проблем липован, одна из главных, как и у всех жителей Румынии, - безработица. Многие выезжают на заработки за границу. Но доля липован среди граждан Румынии, работающих за границей, очень велика - примерно 20-25%.
Исследователи старообрядцев, проживающих в разных частях восточноевропейского региона, при некоторых региональных отличиях быта этих сообществ, выделяют и общие проблемы их существования в условиях постиндустриального общества. Сегодня одним из неизбежных явлений в старообрядческой среде, включая липован Румынии, является сочетание традиционализма в мировоззрении с необходимостью использования технических инноваций, с влиянием глобализации в целом. Такая параллельность периодически вступает в конфликт смыслов, когда сохранение традиционных ценностей противоречит актуальной хозяйственно-экономической конъюнктуре, и эти ценности начинают размываться. «В старообрядческих селах Румынии, где условия для сохранения традиционной культуры были в XX столетии в целом более благоприятны, чем в России, жители среднего и старшего поколения за последние десятилетия стали свидетелями стремительного исчезновения целого ряда народных традиций, прежде всего связанных с семейно-бытовым укладом» [Гаврюшина 2018, с. 172]. 228
Сегодня старообрядцы обладают всеми политическими и экономическими правами, все сферы жизни становятся открытыми. Однако жесткое следование стародавним традициям неизбежно создает для многих чувство двойственности из-за необходимости существования в нескольких реальностях. «К таким „новизнам", как картофель, табак, чай, электричество, телевизор, теперь добавились компьютер, цифровой штрих-код на всей товарной продукции, кредитные карточки и многое другое, требующее осмысления» [Расков 2004].
В этом контексте символично звучат слова профессора Ф. Кирилэ о необходимости введения в воспитательную и педагогическую практику липо-ван основ русского «Домостроя», который должен возродить дух народной традиции, почвенничества, глубоко укорененного бытового и семейного уклада [Кирилэ. Восприятие 2016].
Однако жизнь берет свое. Этнографические исследования липованской культуры обнаруживают не только ее устойчивость в самом укладе семейной жизни и беспрекословное следование канонам старообрядческой церкви, но и явное влияние установок и ценностей как инокультурной среды проживания, так и современного глобального общества. Очевидной особенностью липо-ванского сообщества сегодня является, с одной стороны, постепенный уход многих элементов традиционной культуры (и об этом свидетельствуют полевые исследования), а с другой - представители высокообразованного слоя липован всеми силами стараются поддержать и сохранить ее, используя всевозможные финансовые источники, и ожидая, в том числе, помощи от России.
Библиография
Гаврюшина Л.К. Старообрядческие села Румынии: жизнь поколений и судьба традиций // Славянский мир в третьем тысячелетии. М., 2018. Т. 13. № 3-4. С. 160-174.
Кирилэ Ф.И. Важное событие в научной жизни Общины русских-липован Румынии // Русская вера. 2016.09.02. URL: https://ruvera.ru/articles/sobytie_nauchnoiy_jizni_lipovan (дата обращения: 03.02.2020).
Кирилэ Ф.И. Восприятие русскими-липованами триады: семья-религия-школа // Русская вера. 2016.16.11. URL: https://ruvera.ru/articles/semya_religiya_shkola (дата обращения: 03.02.2020).
Липоване в Румынии: сохранившие русский дух // Русская вера. 2015.06.03. URL: https:// ruvera.ru/articles/lipovane_russkiiy_duh (дата обращения: 03.04.2019).
Липоване. Кто такие «липовани»? // Русская вера. URL: https://ruvera.ru/lipovani (дата обращения: 03.04.2019).
Петров В.О., Иванова О.А. История липован как особой ветви старообрядчества // Вестник музыкальной науки. 2017. № 4. С. 81-88.
Поздеева И.В. Материальное и духовное в жизни старообрядческих общин // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Бухарест. 2006. Вып. 4. С. 256-268.
Пригорин А.А. Отражение процессов формирования в исторической памяти группы старообрядцев на Дунае // Гуманитарная мысль Юга России. 2006. № 1. С. 94-116.
Расков Д.Е. Старообрядческая традиция и Постмодерн // Проблемы современной экономики. 2004. № 4 (12). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=609 (дата обращения: 15.04.2019).
Румынский депутат Мирон Игнат: с Россией нужно дружить // ТАСС. 2017.18.05. URL: https://tass.ru/interviews/4261394 (дата обращения: 03.05.2020).
Cosovan T. Daniel Hrenciuc: «Ru§ii lipoveni in Bucovina (1774-2012). Contribu^ii» // Monito-rul de Suceava. 2013.11.05. URL: https://www.monitorulsv.ro/Pagina-de-carte/2013-05-11/Daniel-Hrenciuc-Rusii-lipoveni-in-Bucovina-1774-2012-Contributii (date of access: 03.05.2020).
Deputatul Constantin Codreanu: «Rusii-lipoveni din Romania au drepturi la care cei 700 000 de romani din Rusia nici nu pot visa. Propaganda Kremlinului nu are trecere in Romania» // Romania in contact. 2017.23.05. URL: https://romaniaintheworld.wordpress.com/2017/05/23/deputatul-constantin-codreanu-rusii-lipoveni-din-romania-au-drepturi-la-care-cei-700-000-de-romani-din-rusia-nici-nu-pot-visa-propaganda-kremlinului-nu-are-trecere-in-romania/ (date of access: 20.02.2020).
Dobrinescu C. Rusii lipoveni din Dobrogea: istorie si traditii specifice (a doua jumatate a se-colului al XVIII - lea - 2011). Bucuresti: CRLR, 2019. 310 p.
Hrenciuc D. Rusii lipoveni in Bucovina (1774-2012). Contributii. Cluj-Napoca: Argonaut, 2013. 350 p.
Mictat A. G. Metodologia cercetarii etnopsihologice. Iasi: Lumen, 2011. 439 p.
Stinga M. Pagini din istoria rusilor lipoveni din Dobrogea, intr-un volum de referinta // Сulturaconstanta.ro. 2020.23.02. URL: https://culturaconstanta.ro/pagini-din-istoria-rusilor-lipoveni-din-dobrogea-intr-un-volum-de-referinta/ (date of access: 20.03.2020).
Tudose P. Rusii lipoveni din Romania - istorie si actualitate. Comunitatea rusilor lipoveni din Braila - model de convietuire multietnica in context national si European. Bucuresti: CRLR, 2015. 500 p.
References
Cosovan T. Daniel Hrenciuc: «Ru§ii lipoveni in Bucovina (1774-2012). Contributii». Monitorul de Suceava. 2013.11.05. URL: https://www.monitorulsv.ro/Pagina-de-carte/2013-05-11/Daniel-Hrenciuc-Rusii-lipoveni-in-Bucovina-1774-2012-Contributii (date of access: 03.05.2020).
Deputatul Constantin Codreanu: «Rusii-lipoveni din Romania au drepturi la care cei 700 000 de romani din Rusia nici nu pot visa. Propaganda Kremlinului nu are trecere in Romania». Romania in contact. 2017.23.05. URL: https://romaniaintheworld.wordpress.com/2017/05/23/deputatul-constantin-codreanu-rusii-lipoveni-din-romania-au-drepturi-la-care-cei-700-000-de-romani-din-rusia-nici-nu-pot-visa-propaganda-kremlinului-nu-are-trecere-in-romania/ (date of access: 20.02.2020).
Dobrinescu C. Rusii lipoveni din Dobrogea: istorie si traditii specifice (a doua jumatate a se-colului al XVIII - lea - 2011). Bucuresti: CRLR, 2019. 310 p.
Gavryushina L.K. Staroobryadcheskie sela Rumynii: zhizn pokolenij i sudba tradicij [Old Believer villages of Romania: the life of generations and the destiny of traditions]. Slavyanskij mir v tretem tysyacheletii [Slavic world in the third millennium]. 2018. Vol. 13, N 3-4. P. 160-174. (In Russ.)
Hrenciuc D. Rusii lipoveni in Bucovina (1774-2012). Contributii. Cluj-Napoca: Argonaut, 2013. 350 p.
Kirile' F.I. Vospriyatie russkimi-lipovanami triady': sem'ya-religiya-shkola [Perception by the Russians-Lipovans of the triad: family-religion-school]. Russkaya vera. 2016.16.11. URL: https://ruvera.ru/articles/semya_religiya_shkola (date of access: 03.03.2020). (In Russ.)
Kirile' F.I. Vazhnoe soby'tie v nauchnoj zhizni Obshhiny' russkikh-lipovan Rumy'nii [An important event in the scientific life of the Russian-Lipovan Community of Romania]. Russkaya vera. 2016.09.02. URL: https://ruvera.ru/articles/sobytie_nauchnoiy_jizni_lipovan (date of access: 03.02.2020). (In Russ.)
Lipovane v Rumy'nii: sokhranivshie russkij dukh [Lipovans in Romania: Preserving the Russian Spirit]. Russkaya vera. 2015.06.03. URL: https://ruvera.ru/articles/lipovane_russkiiy_duh (date of access: 03.04.2019). (In Russ.)
Lipovane. Kto takie «lipovani»? [Lipovans. Who are «Lipovans»?]. Russkaya vera. URL: https://ruvera.ru/lipovani (date of access: 03.04.2019). (In Russ.)
Mictat A. G. Metodologia cercetarii etnopsihologice. Iasi: Lumen, 2011. 439 p.
Petrov V.O., Ivanova O.A. Istoriya lipovan kak osoboj vetvi staroobryadchestva [History Lipovan as a special branch of the Old Believers]. Vestnik muzy'kal'noj nauki [Bulletin of music science]. 2017. N 4. P. 81-88. (In Russ.)
Pozdeeva I.V. Material'noe i dukhovnoe v zhizni staroobryadcheskikh obshhin [Material and spiritual in the life of the Old Believer communities]. Kul'tura russkikh-lipovan v naczional'nom i mezhdunarodnom kontekste [Russian-Lipovan culture in the national and international context. Bucharest, 2006. Vol. 4. S. 256-268. (In Russ.)
Prigorin A.A. Otrazhenie proczessov formirovaniya v istoricheskoj pamyati gruppy' staro-obryadczev na Dunae [Reflection of the processes of formation in the historical memory of a group of Old Believers on the Danube]. Gumanitarnaya my'sl' Yuga Rossii [Humanitarian Thought in the South of Russia]. 2006. N 1. P. 94-116. (In Russ.)
Raskov D.E. Staroobryadcheskaya tradicziya i Postmodern [Old Believer tradition and Postmodern]. Problemy' sovremennoj e'konomiki [Problems of the modern economy]. St. Petersburg, 2004. N 4. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=609 (date of access: 15.04.2019). (In Russ.)
Rumy'nskij deputat Miron Ignat: s Rossiej nuzhno druzhit'[ Romanian deputy Miron Ignat: need to be friends with Russia]. TASS. 2017.18.05. URL: https://tass.ru/interviews/4261394 (date of access: 03.05.2020). (In Russ.)
Stinga M. Pagini din istoria rusilor lipoveni din Dobrogea, intr-un volum de referinta. Culturaconstanta.ro. 2020.23.02. URL: https://culturaconstanta.ro/pagini-din-istoria-rusilor-lipoveni-din-dobrogea-intr-un-volum-de-referinta/ (date of access: 20.03.2020).
Tudose P. Rusii lipoveni din Romania - istorie si actualitate. Comunitatea rusilor lipoveni din Braila - model de convietuire multietnica in context national si European. Bucuresti: CRLR, 2015. 500 p.