Научная статья на тему '«Линия Кекконена» в истории советско-финляндских отношений'

«Линия Кекконена» в истории советско-финляндских отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
793
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ЛИНИЯ КЕККОНЕНА" / ПОЛИТИКА НЕЙТРАЛИТЕТА / POLICY OF NEUTRALITY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / COLD WAR / ТОРГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRADE PARTNERSHIP / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / POLITICAL COOPERATION / "KEKKONEN LINE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарян Артур Рафаэлович

Рассмотрена история взаимоотношений СССР и Финляндии в период холодной войны в контексте политики нейтралитета. Главной целью работы является изучение внешнеполитической деятельности Финляндии, получившей название «линия Кекконена», которая легла в основу политического сотрудничества и торгового партнерства между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Kekkonen line” in the history of the Soviet-Finnish relations

This article examines the history of relations between the USSR and Finland during the cold war in the context of the policy of neutrality. The main goal is to study the foreign policy of Finland, called “Kekkonen line”, which contributed to political cooperation and trade partnership between the two countries.

Текст научной работы на тему ««Линия Кекконена» в истории советско-финляндских отношений»

-►

Международные отношения

УДК 327.57

А.Р. Казарян

«ЛИНИЯ КЕККОНЕНА» В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Исторические связи России и Финляндии имеют давние традиции. В течение столетий они были многообразны, охватывали сферы политической и экономической жизни, духовной и материальной культуры. В настоящий момент, когда и Россия, и Финляндия заинтересованы в укреплении межгосударственных контактов, необходимо вспомнить один из «показательных исторических уроков». В данной работе взаимоотношения России и Финляндии рассматриваются посредством исследования внешнеполитической доктрины, получившей название «линия Кекконена». Выбор темы не случаен. Во-первых, следует указать на ее новизну, отсутствие связи с идеологическими ограничениями. Во-вторых, в отечественной истории эта тема мало разработана и, следовательно, в современном состоянии российско-финляндских отношений в изучении данной тематики имеются белые пятна. В-третьих, изменилась роль Финляндии в современных международных отношениях: если ранее она считалась «краем света» в мировой политике, то сегодня вопрос отношений с Финляндией, членом Европейского союза (ЕС), является одним из ключевых для России. Актуальность данной темы, по нашему мнению, состоит в том, что Финляндия, находясь под огромным давлением большого соседа на востоке, т. е. СССР, сохранила свой суверенитет в определении внутри- и внешнеполитического курса и после распада Советского Союза не проявила радикализма в своей внешней политике. Главная цель работы — рассмотрение спектра вопросов, связанных с внешнеполитическим курсом У.К. Кекконена и советско-финляндскими отношениями в период холодной войны.

После окончания Второй мировой войны перед Финляндией стояла непростая задача — поиск своего места во вновь образовавшемся мироустройстве. Финляндия в отличие от других западных соседей Советского Союза не стала государством «социалистического лагеря», но примкнула к СССР, заключив с ним в 1948 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи [6, с. 12]. Советско-финляндские отношения образовали уникальную модель межгосударственного сотрудничества в условиях конфронтации между Западом и Востоком. 1940-е и 1950-е годы стали для Финляндии временем исканий. Это время активной деятельности еще одной выдающейся политической фигуры — Ю.К. Паасикиви. Он не только сформулировал и официально провозгласил основные принципы новой внешней политики, но на протяжении 12 лет руководил претворением этих принципов в жизнь, проводил большую работу, направленную на то, чтобы новый курс был не только правительственной, но и общенациональной политикой [4, с. 154].

За это время Кекконен приобрел значительный политический вес, активно участвуя в Комитете совместных действий — связующем органе, который положил начало формированию мирной оппозиции. Совместная политическая работа Кекконена и Паасикиви привела к подписанию договора 1948 года, ставшего фундаментом внешней политики Финляндии. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Финляндией и СССР стал важнейшей вехой в формировании и дальнейшем упрочении нового внешнеполитического курса Финляндии. Оценивая значение договора 1948 года в ракурсе внешней политики Финляндии, станов-

. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1' 2013

ления ее международного положения, У.К. Кекконен подчеркивал, что «в договоре нашли свое выражение долговременные интересы политики безопасности Финляндии» [3, с. 85].

Фактически Паасикиви подготовил почву для взращивания главных идей Кекконена. Этих людей сближало общее видение политической обстановки, одинаковое представление о том, как и на каких принципах должна строиться международная политика Финляндии. Самостоятельно Кекконен начал проводить свой курс с 1 марта 1956 года, когда был избран президентом страны. Однако еще в 1955 году Финляндии удалось добиться значительных успехов на международной арене, появилась разрядка в международных отношениях после напряженной ситуации с Парижским договором 1947 года [Там же. С. 94—95]. Финляндия без каких-либо возражений со стороны СССР вступила в Северный совет (организацию, созданную для координации сотрудничества между парламентами и правительствами стран Северной Европы). К тому же советская сторона вернула Финляндии территорию Порккала-Удд (что, как считал Паасикиви, создало предпосылки для финляндского нейтралитета). Уже в декабре 1955 года Финляндия стала членом ООН. Все эти успехи вызывали лишь небольшую долю оптимизма у Кекконена, который полагал в то время, что стране еще предстоит проделать колоссальную работу, чтобы утвердиться в мировом сообществе. Отношения СССР и Финляндии при Кекконене приняли совсем иной формат: теперь их развитие стало осуществляться на высшем уровне. Начало таким отношениям положил визит в Финляндию Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова в 1956 году. Ответный визит финляндской делегации во главе с премьер-министром К.-А. Фагерхольмом состоялся в 1957 году. С исторической точки зрения этот визит очень важен. В коммюнике, опубликованном 2 февраля 1957 года, советская сторона впервые на официальном уровне выразила свое отношение к новой внешней политике Финляндии: «Проводимая Финляндией миролюбивая и нейтральная внешняя политика, стремящаяся к миру, а также дружественные отношения, поддерживаемые ею со всеми странами, в свою очередь, ценным образом содействуют обеспечению международного мира» [4].

Это был первый реверанс в сторону Кекконена, первый шаг к большому политическому успеху.

У.К. Кекконену удалось выстроить очень хорошие личные отношения с Н.С. Хрущевым. Надо сказать, что в «хрущевский» период две страны очень сблизились. Началом этому сближению послужил визит Председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина в июне 1957 года. В ходе этого визита были достигнуты договоренности о займе для Финляндии на сумму 0,5 млрд рублей под низкие проценты и оговорены заказы на строительство. Среди главных строительных объектов значились сталеплавильный завод в городе Раахе и горнодобывающий центр в Карелии в городе Костамук-ша, откуда планировалось поставлять руду. Это еще один, теперь экономический, успех Кекконена, обусловленный его личными качествами и способностями политика. Кекконен произвел сильное впечатление на Хрущева. Лидер Советского государства посетил Финляндию в сентябре 1960 года с официальным визитом, приуроченным к 60-летию финского президента. На встрече обсуждался ряд вопросов, в частности условия присоединения Финляндии к ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли). Финляндия должна была стать ассоциированным членом при следующем условии: она обязана гарантировать стабильное развитие «восточной торговли» (т. е. с СССР) на том же уровне, на каком это будет происходить со странами — членами ЕАСТ [5, с. 134—138]. Полноправным членом ЕАСТ Финляндия стала только в 1986 году. Кекконен решился на такой шаг по следующим причинам: во-первых, это было сделано на благо страны, Финляндия была в поиске своего места в Европе, требовалось укрепление международного положения; во-вторых, с целью усмирить правые круги внутри страны, активно противоборствовавшие действующему президенту [Там же. С. 145].

19 октября 1960 года президент Финляндии выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью, которая была исторической, так как ранее У.К. Кекконен не выступал во всемирной организации, и к тому же само содержание его слов было значимым: «Наша политика нейтралитета, как мы неоднократно заявляли, нацелена на то, чтобы вывести Финляндию за пределы внешнеполитических спекуляций. Мы благодарны за то признание, которое везде

4

Международные отношения

получили наше стремление к независимости, жизненная сила нашей демократии и наша любовь к миру» [3, с. 164]. Начиная с 1960-х годов в политический оборот вошел термин «финлян-дизация» [1, с. 115], подразумевающий ограничения, накладываемые неким сильным государством на более слабое соседнее государство, ограничивающие его права на самоопределение. Долгое время этот термин использовался для характеристики советско-финляндских отношений послевоенного времени, что было спровоцировано западными странами и противниками Кекконена внутри страны. Однако в 1961 году Кекконен в своем выступлении в парламенте четко изложил основополагающие принципы своей политики, выделив четыре принципа: 1) иностранные державы признают финляндский нейтралитет, 2) они доверяют ему, 3) собственный народ поддерживает его, 4) у Финляндии имеются достаточные возможности для отражения попыток нарушить ее нейтралитет [6, с. 173]. Это было отправной точкой к созданию политики нейтралитета и обеспечению стабильности в Европе. После переизбрания Кекконена президентом на второй, а затем и на третий срок ему посыпались приглашения посетить ту или иную европейскую страну. Со второго президентского срока Кекконен сосредоточился на определении роли Финляндии в европейской и мировой политике. Одновременно с этим росли и укреплялись отношения с СССР. Кекконен начал диалог о создании безъядерной зоны. Идея заключалась в следующем: страны Северной Европы, в том числе и Финляндия, должны были признать существующее положение и взять на себя обязательство и в будущем запрещать размещение и использование ядерного оружия на своей территории. Советский Союз готов был заявить, что согласен взять на себя обязательство относиться к территории, которая входит в зону, находящуюся вне сферы воздействия ядерного оружия, при условии, что западные державы, располагающие таким оружием, также возьмут на себя соответствующее обязательство. Кекконен подчеркивал важность создания подобной зоны, указывал на то, что она отвечала бы жизненно важным интересам всех стран, входящих в зону, а не только Финляндии. Полностью осуществить этот план удалось только спустя 15 лет [5]. «Линия Кекконена» активно развивалась и расширялась.

После отставки Н.С. Хрущева и прихода к власти Л.И. Брежнева доверительные отношения Кекконена с руководством СССР были утрачены. Главной фигурой, через которую осуществлялась связь с Москвой, был А.Н. Косыгин. В этот период основной целью двух государств становится проведение Совещания по безопасности в Европе. СССР выступал с этой инициативой еще в 1954 году, однако на тот момент Кекконен опасался, что такого рода инициатива скажется на статусе Финляндии как нейтрального государства. Однако после повторного заявления СССР в 1969 году президент Финляндии уже лично выступил с планом проведения подобного совещания. Ситуация в то время позволяла надеяться, что инициативу удастся провести, так как напряженность между Западом и Востоком в результате процесса разрядки спала. В Хельсинки сразу же приступили к подготовительным мероприятиям, понимая, что уже сам факт проведения совещания подобного рода, не говоря уже о его благоприятных для всей Европы последствиях, послужит национальным интересам финляндского государства. Первый этап СБСЕ формально начался в Хельсинки 3 июля 1973 года после окончания подготовительных обсуждений, проходивших в течение полугода (с ноября 1972 года) в «Диполи» в Эспо, городе-спутнике Хельсинки. Этот этап был продолжен в Женеве в сентябре того же года и длился по июль 1975 года. Финляндии было предоставлено право проведения у себя торжественного заключительного заседания. Высшими политическими руководителями стран-участниц, собравшимися в Хельсинки 31 июля — 3 августа 1975 года, в присутствии Генерального секретаря ООН был подписан Заключительный акт, который позднее стал основой общеевропейского процесса, внесшего свою лепту в окончание холодной войны. Для Кекконена это был не просто успех, это была грандиозная победа. Все его стремления, задумки, идеи воплотились в жизнь. Фактически этот акт был признанием его политического курса. Кекконен нашел место для своей страны на международной арене. Развиваясь несколько особняком от всех, придерживаясь нейтралитета, финляндское государство вопреки всему добилось международного признания и уважения [4, с. 213—218].

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки

St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1' 2013

Именно Кекконен в условиях противостояния Востока и Запада смог не только обеспечить независимость, но и высокую динамику развития экономики и внешней торговли Финляндии. Как напутствие сегодняшним политикам звучат слова У.К. Кекконена из книги «Тамминиеми»: «Мне никогда не приходилось поступиться национальным достоинством... Мы убедились в том, что сотрудничество с Советским Союзом не только возможно, но и весьма выгодно для нас... Одной из важных предпосылок политики сотрудничества, основанного на доверии, является то, что мы смогли установить хорошие личные отношения. К этому, по моему убеждению, необходимо стремиться и в будущем» [2, с. 143]. Что касается Советского Союза, то его руководство, несмотря на отдельные ситуации, взяло курс на развитие взаимовыгодных отношений с Финляндией, ставших примером мирного сосуществования.

Кекконен делал все, чтобы воплотить в жизнь свою программу: сначала — в качестве министра юстиции, выпускавшего из тюрем коммунистов и отправлявшего туда политиков-«поджигателей войны» и военных, заложивших тайные склады оружия на случай оккупации Финляндии Советским Союзом; потом — в качестве премьер-министра и президента. Он на многие десятилетия определенным образом «монополизировал» отношения с СССР. Кекконен был искренне убежден сам, и ему удалось

убедить очень многих финнов, как политиков, так и рядовых граждан, что он, и только он способен наладить хорошие отношения с восточным соседом. Кекконен на практике проводил политику невмешательства в конфликты между крупными государствами [7, с. 94].

Выстроенная У. К. Кекконеном политика внешнеполитического развития, получившая название «линия Кекконена», и сегодня является примером поиска ориентиров в международной жизни, в межгосударственном общении. Какие же положительные моменты принесла реализация «линии Кекконена»?

1. Была сохранена национальная и европейская идентичность Финляндии. Страна не стала идеологическим сателлитом СССР, в ней успешно функционировали рыночная экономика и многопартийная демократия.

2. Финляндия получила действительно значимые прерогативы во внешней торговле. Выполнение советских заказов по системе клиринговой торговли дало возможность провести технологическое перевооружение отраслей хозяйства, что вывело экономику страны на более высокий уровень и способствовало росту благосостояния. В 1980-е годы СССР стал главным торговым партнером Финляндии.

3. Благодаря сбалансированной внешней политике стране удалось одержать несколько значительных дипломатических побед на международной арене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронков, Л.С. Северная Европа: общественность и проблемы внешней политики [Текст] / Л.С. Воронков. - М., 1976.

2. Кекконен, У.К. Финляндия и Советский Союз: добрососедство, сотрудничество, взаимопонимание. Речи 1967-1972 гг. [Текст] / У.К. Кекконен. - М., 1973.

3. Он же. Финляндия: путь к миру и добрососедству: статьи, речи, письма 1943-1978 гг. [Текст] / У.К. Кекконен. - М., 1979.

4. Комиссаров, Ю.Д. «Линия Паасикиви - Кекконена»: история, современность, перспективы [Текст] / Ю.Д. Комиссаров. - М., 1985.

5. Мейнандер, К.Х. История Финляндии: линии, структуры, переломные моменты [Текст] / К.Х. Мейнандер. - М., 2008.

6. Похлебкин, В.В. Кекконен У.К.: политическая биография [Текст] / В.В. Похлебкин. - М., 1985.

7. Юссила, О. Политическая история Финляндии 1809-1995 гг. [Текст] / О. Юссила, С. Хентиля, Ю. Невакиви. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.