Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
ART 186057 DOI 10.24422/MCITO.2018.V7.14875 УДК 372.881.111.22
Высотина Светлана Николаевна,
учитель иностранных языков МБОУ СОШ с УИОП № 61 города Кирова, г. Киров [email protected]
Полушкина Гульчачак Форзановна,
старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО ровской области», г. Киров [email protected]
Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку
Аннотация. В статье сосредоточено внимание на лингвострановедческом аспекте в рабочих программах по немецкому языку. В работе представлены примеры создания учебных ситуаций на уроках немецкого языка по развитию социокультурных умений и навыков. Сделан вывод о целесообразности использования лингвост-рановедческого аспекта на уроках немецкого языка.
Ключевые слова: ФГОС, урок, рабочая программа, универсальные учебные действия, лингвострановедческий аспект. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Настоящее время характеризуется предъявлением все более жестких требований к будущим специалистам. Уже на настоящем этапе современный специалист должен уметь работать в команде, в том числе и международной. Анализ «Атласа новых профессий» позволяет сделать вывод, что эти умения будут важны и для будущих специалистов [1]. Все это делает особо актуальным изучение иностранного языка. И если раньше достаточно было знания основ одного языка, то сейчас в Федеральный государственный стандарт основного общего образования включен предмет «Второй иностранный язык», планируется введение обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку, меняются требования к уровню овладения языком. Все это требует более пристального внимания к вопросам методики преподавания иностранного языка.
Стоит отметить, что целью изучения иностранного языка является не только овладение лексикой и грамматикой, формирование умений читать, понимать текст, составлять монологические и диалогические высказывания. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к личностным результатам освоения учебного предмета «Иностранный язык» относится формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
При организации образовательной деятельности учителю следует четко следовать содержанию, указанному в рабочей программе по предмету «Иностранный язык (немецкий)», уделяя внимание формированию социокультурных знаний и умений [2]. Иностранный язык сам является элементом культуры: знакомясь с ним, мы уже знакомимся со страной, с ее историей и культурой, с ее обычаями и нравами. В то же время без практического владения языком сложно получить полноценный доступ к культуре другого народа.
Кроме того, не нужно забывать о метапредметном характере современного урока [3]. Изучение любого предмета должно опираться на межпредметные связи и мета-предметные умения. В рабочих программах по немецкому языку в разделе 1, содержащем информацию о планируемых результатах освоения учебного предмета «Ино-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
странный язык (немецкий)» за каждый конкретный класс, представлен перечень ме-тапредметных результатов. Поэтому, приступая с учениками к работе по изучению немецкого языка в каждом классе, учитель также должен внимательно изучить рабочую программу. Немецкий язык, как и любой иностранный язык, пересекается с разными учебными дисциплинами и открывает обучающимся путь к дополнительным знаниям по таким предметам, как история, география, литература, изобразительное искусство, охрана безопасности жизни деятельности. Изучение иностранного языка пронизано межпредметными знаниями, и учителю обязательно нужно учитывать этот аспект. Отсюда следует важность построения обучения немецкому языку таким образом, чтобы ученики могли пользоваться им для пополнения своих знаний по этим и другим предметам. При этом необходимо помнить о логичности построения учебного материала. Следует соблюдать преемственность между содержанием учебного предмета, указанным в рабочих программах по классам, то есть материал 7-го класса является логическим продолжением материала 6-го класса.
Однако учителя, преподающие в общеобразовательных школах, нередко отмечают, что в подростковом возрасте у обучающихся снижается интерес к немецкому языку. Причинами часто служит невозможность применить знания на практике, в отличие от английского языка, который подростки слышат в иностранных фильмах, песнях, компьютерных играх. Иными словами, ученики не видят практического применения полученным знаниям, что существенно снижает их мотивацию. Решению данной проблемы может способствовать введение на уроках элементов лингвострановедения. Лингвострано-ведение сочетает в себе элементы лингвистики (изучение языковых единиц) с элементами страноведения (изучение реалий культуры страны через обозначающие их слова). В соответствии с лингвострановедческим принципом обучения изучение языка должно идти в тесной связи с изучением культуры народа, говорящего на этом языке [4].
Методисты отмечают, что лингвострановедческий аспект способствует обучению общению, что и является основной целью обучения иностранному языку. Именно лингвострановедческий аспект способен создавать и поддерживать интерес обучающихся к изучению иностранного языка. Кроме того, учет лингвострановедческого аспекта в изучении иностранной культуры предполагает процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.
Лингвострановедческий аспект важен авторам учебно-методического комплекса «Немецкий язык» (И. Л. Бим, Л. В. Садомова) [5] и при грамотном комплексном использовании этого материала дает положительные результаты.
В данной статье мы предлагаем проследить реализацию лингвострановедческого аспекта, запланированного в рабочей программе к УМК «Немецкий язык» 7-й класс (авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова; издательство «Просвещение») на уроках немецкого языка.
Особый интерес у ребят вызывает информация о подростках других стран: их привычках, интересах, круге общения и многом другом. Эти особенности подросткового возраста учитывают и авторы учебников. Так, например, в УМК «Немецкий язык» 7-й класс уже в курс повторения включена информация о том, как обычно отдыхают немецкие, австрийские и швейцарские подростки, где они проводят летние каникулы. На уроках перед прочтением писем подростков (упр. 9 на с. 7) целесообразно сначала прослушать аудиозаписи к упражнению, нарисовать словесные портреты авторов, затем сравнить их с предложенными в учебнике фотографиями и только после обсуждения приступить к чтению писем. Читая три письма, ученики подробно узнают об отдыхе молодых людей и сравнивают свои предположения. Считаем такой вид деятельности очень эффективным и способствующим повышению интереса обучающихся к изучению образа жизни их сверстников в других странах. В нашем случае мы говорим о немецком языке и, следовательно, о подростках Германии.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
Еще одним аспектом, который, несомненно, привлекает учеников, является описание достопримечательностей различных стран, что особенно актуально, так как в настоящее время многие семьи могут позволить себе отдых за границей. Этому аспекту также уделено внимание в учебниках немецкого языка. Так, после прочтения писем подростков уместно вспомнить основные достопримечательности Германии и познакомиться с основными достопримечательностями Австрии и Швейцарии. Продуктивнее знакомство, возможно, с новыми для подростков странами организовать в форме поисковой работы. Для этого можно разделить учеников на две группы и предложить найти информацию об этих двух странах, используя видеосюжеты, распечатки основной информации о странах (столицы, площадь, крупные города, реки, курорты) и фотографии достопримечательностей.
Чтобы работа семиклассников привела к четкому конечному продукту, необходимо дать небольшой план или опорную таблицу, которую ученики заполнят. При предъявлении продуктов работы обычно предлагаем противоположной группе ответить на вопросы о стране изучаемого языка. В качестве домашнего задания после такого урока предлагаем подросткам на выбор либо познакомиться с особенностями диалектов Австрии и Швейцарии, изучив стандартные фразы этикетного диалога, либо узнать о типично австрийских и швейцарских предметах и стереотипах, о разнице в менталитетах по сравнению с немецким характером.
Знакомство с Австрией и Швейцарией продолжится в теме «Что мы называем нашей родиной?». С опорой на полученные знания обучающимся будет легче сформировать представление об этих двух немецкоязычных странах. На страницах учебника предложены яркие карты этих стран, необходимо сделать акцент на то, что Австрия разделена на федеральные земли, как Германия, а вот федеральная единица Швейцарии - это кантон. Кроме текстов и аудиоприложений, имеющихся в описываемом нами УМК, можно дополнительно использовать на уроке презентации или видеоролики об этих странах. На основе всей полученной информации выполняем упражнение 8с из учебника. Ученики рассказывают о том, что нового они узнали, что вызвало наибольший интерес. Таким образом, осуществляется повторение простого прошедшего времени. Кроме того, для проверки усвоенного материала необходимо проводить контрольные работы. Содержание контрольных работ должно четко отражать предоставленный и изученный в УМК материал. Все контрольные работы также прописываются в рабочей программе. Список контрольных работ указывается после второго раздела о содержании учебного предмета. И здесь также необходимо помнить о том, что содержание учебного предмета должно совпадать с предметным содержанием, указанным в примерной программе.
Тема «Внешний вид города - визитная карточка страны» - это огромный линг-вострановедческий пласт в УМК 7-го класса. Фотографии городов и тексты с аудио-приложением при подкреплении видеоматериалами позволяют построить интересные и увлекательные уроки. Тем самым учитель добивается повышения мотивации подростков на изучение немецкого языка с целью посещения городов Германии и других немецкоязычных стран. Также этот материал помогает показать необходимость изучения немецкого языка для того, чтобы иметь возможность рассказать иностранцам о прекрасных уголках России. Предложенные авторами учебника проекты направлены на разностороннее изучение страноведческого материала, а также учитывают разные интересы подростков. Возвращаясь к рабочим программам, напоминаем, что все проекты включаются в содержание программы. Это позволяет учителю знать точное количество запланированных на учебный год проектов и придерживаться учебного плана. Проекты можно предложить выполнить ученикам в электронном виде: в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
форме презентаций, видеосюжетов, викторин, плейкастов, слайд-шоу или в форме плакатов. Такое разнообразие вариантов выполнения проектов позволит подросткам самим сделать выбор и выразить свои интересы и способности. Считаем, что ученикам всегда важно давать право выбора.
Тема «Жизнь в современном городе. С какими проблемами мы сталкиваемся?» является плавным продолжением предыдущих тем. В рамках данной темы предложено большое количество диалогов с аудиоприложениями. В рабочей тетради даны задания на заполнение пропусков и составление диалогов по образцу. Целесообразно составлять с учениками диалоги-расспросы «Как добраться до...?». Работая с информацией о транспортных средствах, предлагаем обучающимся узнать о крупных немецких автомобильных концернах. Эту информацию ученики по желанию оформляют в проект, могут пофантазировать о транспорте будущего, изобразить или смастерить схему города или узнать об улицах города, которые носят имена знаменитых людей.
Конечно, на уроке часто не хватает времени для того, чтобы уделить внимание различным лингвострановедческим аспектам. Однако можно привлечь подростков к участию в дистанционных образовательных проектах по иностранному языку, где обязательно будет учтен лингвострановедческий аспект. Эта технология учитывает психологические особенности подростков, а также позволяет проявить самостоятельность и умения самоорганизации. Наряду с развитием различных групп УУД эта технология позволяет оценить такие умения, как поиск, преобразование, критическое осмысление информации, планирование, контроль и оценка собственных действий в информационно-образовательной среде, умение выстроить коммуникацию, в том числе и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [6].
Сетевой (дистанционный) проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная на основе технологий сети Интернет, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение единого результата деятельности [7]. Именно дистанционные образовательные проекты являются ключом к развитию творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться [8]. Организуя участие обучающихся в дистанционных проектах, учитель становится организатором их самостоятельной активной познавательной деятельности, компетентным консультантом и помощником.
Еще одной важной потребностью подросткового периода является потребность в общении. Подростки осваивают различные средства общения: общаются в социальных сетях, на тематических форумах, в группах по интересам, в компьютерных играх. Широкие возможности для повышения мотивации и изучения иноязычной культуры открывает общение со сверстниками из других стран. Такое общение может быть организовано учителем в рамках урочной или внеурочной деятельности. На уроках возможна организация видеоконференций с обучающимися из Германии такого же возраста, что и российские школьники. В ходе таких уроков можно организовать обсуждение хобби, привычек, распорядка дня, особенностей обучения и повседневной жизни.
Такое общение может продолжаться и во внеурочное время, когда дети общаются уже самостоятельно как в режиме видеоконференций (например, по скайп), так и в режиме переписки (по электронной почте, в чатах и через социальные сети). Такое общение не только позволит совершенствовать навыки устного или письменного общения, но и обеспечит знакомство с культурой и обычаями иноязычной культуры, повысит мотивацию к изучению языка.
В рамках внеурочной деятельности можно организовывать не только общение, но и просмотр фильмов и мультфильмов, знакомство с играми (настольными, подвижными,
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
компьютерными) и многое другое. Так, автором в летнем проектном лагере «Эврика» проводился проект «Немецкий язык», участниками которого стали все желающие дети, отдыхающие в лагере, в возрасте от 10 до 15 лет. Главной особенностью участников проекта был совершенно разный уровень овладения языком, в основном дети не знали немецкого языка, только один из участников изучал немецкий язык как второй иностранный. Основной целью проекта стало формирование интереса к культуре Германии, развитие мотивации на изучение немецкого языка. Основными видами деятельности стали просмотр видеофильмов, мультфильмов, игры на немецком языке, рассказы о культуре и быте страны, изучение географии страны, а заключительным этапом проекта стала видеоконференция с жителем Германии. Дети были очень заинтересованы в участии в данной видеоконференции: готовили вопросы, учились рассказывать о себе, на конференции были очень заинтересованы реалиями быта и особенностями жителей Германии. После видеоконференции участники еще долго обсуждали то новое, что узнали от жителя Германии, и удивлялись, что их представления не совпадали с действительностью. На презентации проекта многие высказали желание продолжить изучение немецкого языка. Проект продемонстрировал богатые возможности использования лингвострано-ведческого аспекта для мотивации школьников на изучение иностранного языка и формирования интереса к стране изучаемого языка.
Таким образом, овладение иностранным языком как средством общения должно обеспечить обучающимся «непосредственный доступ к культуре других народов, обеспечить уже в процессе обучения диалог культур», способствовать воспитанию, образованию и всестороннему развитию школьников, повысить качество подготовки их деятельности в разных сферах жизни - бытовой, социально-культурной и тому подобное. Владение иностранным языком открывает более широкие возможности для научно-технического прогресса [9].
Это подтверждает важность практико-ориентированного обучения, которое не отрывается от реальной жизни, а адекватно встраивает обучение языку в реальную жизнь. Использование лингвострановедческого компонента, т. е. знакомство с культурой и бытом, достопримечательностями, интересами и привычками подростков, особенностями отношения к финансам и планированию жизни, мечтами и идеалами жителей Германии, позволяет сформировать устойчивый интерес и повысить эффективность изучения немецкого языка.
Ссылки на источники
1. Скурихина Ю. А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). -URL: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm.
2. Полушкина Г. Ф. Высотина С. Н., Пантелеева В. И. Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (немецкий)» в условиях реализации ФГОС основного общего образования. 7 класс / ИРО Кировской области. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016. - 96 с. - (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
3. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учеб. пособие / авт. и науч. ред. Т. В. Машарова; авт. А. А. Пивоваров и др. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 107 с. - (Серия «Стандарты образования»).
4. Скурихина Ю. А. Психолингвистическое исследование безэквивалентной лексики // Вестник Вятского государственного университета. - 2003. - № 2. - С. 158-152.
5. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 10-е изд., пeрераб. - М.: Просвещение, 2011. - 239 с.: ил. - (Академический школьный учебник).
6. Машарова Т. В., Полушкина Г. Ф. Использование технологий дистанционных образовательных проектов для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - URL: http://e-koncept.ru/2018/181021 .htm.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф. Лингвострановедческий аспект в рабочих программах по немецкому языку // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186057.htm.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 145 с.
8. Полушкина Г. Ф. Технологии медиаобразования в дистанционных образовательных проектах // Образование в Кировской области. - 2011. - № 1 (41). - С. 36-38.
9. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 260 с.
Svetlana Vysotina,
Teacher of German, Secondary School № 61, Kirov
Gulchachak Polushkina,
Senior Lecturer, Subject Fields Chair, Kirov Region Institute of Education Development [email protected]
Linguistic-cultural aspect in German language working programs
Abstract. This article focuses on the linguistic-cultural aspect of the working programs in German language. The article presents examples of creating learning situations in German language lessons contributing to the development of sociocultural skills. The authors made a conclusion about advisable use of the linguistic-cultural aspect in the lessons of German.
Key words: FSES, lesson, working program, universal learning skills, linguistic-cultural aspect. References
1. Skurihina, Yu. A. (2018). "Metodicheskie principy izucheniya robototekhniki v ramkah urochnoj i vneuro-chnoj deyatel'nosti", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'). Available at: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm (in Russian).
2. Polushkina, G. F. Vysotina, S. N. & Panteleeva, V. I. (2016). Rabochaya programma po predmetu "In-ostrannyj yazyk (nemeckij)" v usloviyah realizacii FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya. 7 klass, IRO Kirovskoj oblasti, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, 96 p. (Seriya "Federal'nye gosudar-stvennye obrazovatel'nye standarty") (in Russian).
3. Masharova, T. V. et al. (2014). Sovremennyj urok v usloviyah federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta: ucheb. posobie, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, 101 p. (Seriya "Standarty obrazovaniya") (in Russian).
4. Skurihina, Yu. A. (2003). "Psiholingvisticheskoe issledovanie bezehkvivalentnoj leksiki", Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2, pp. 158-152 (in Russian).
5. Bim, I. L. et al. Nemeckij yazyk. 7 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhd., Ros. akad. nauk, Ros. akad. obrazovaniya, 10-e izd., pererab., Moscow Prosveshchenie, 2011, 239 p.: il. (Akademicheskij shkol'nyj uchebnik) (in Russian).
6. Masharova, T. V. & Polushkina, G. F. (2018). "Ispol'zovanie tekhnologij distancionnyh obrazovatel'nyh proektov dlya ocenki urovnya sformirovannosti universal'nyh uchebnyh dejstvij podrostkov", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'). Available at: http://e-kon-cept.ru/2018/181021.htm (in Russian).
1. Polat, E. S. (ed.) (2002). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 145 p. (in Russian).
8. Polushkina, G. F. (2011). "Tekhnologii mediaobrazovaniya v distancionnyh obrazovatel'nyh proektah", Obrazovanie v Kirovskoj oblasti, № 1 (41), pp. 36-38 (in Russian).
9. Gal'skova, N. D. (2004). Mezhkul'turnoe obuchenie: problema celej i soderzhaniya obucheniya inostran-nym yazykam: ucheb. posobie, Akademiya, Moscow, 260 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 09.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 30.04.18 Опубликована Published 30.07.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Высотина С. Н., Полушкина Г. Ф., 2018
977230412018007