Лингвосемиотический механизм репрезентации пространственных образов в тексте романа Ольги Токарчук «Бегуны» («Bieguni»)
Иванова Светлана Сергеевна,
к.филол.н., доцент кафедры Русский язык как иностранный НИУ Московский государственный строительный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу лингвосемиотического механизма репрезентации пространственных образов в возможном (текстовом) мире. В качестве материала исследования привлекается текст романа современного польского писателя Ольги Токарчук «Бегуны». В основе механизма репрезентации лежат логико-семантические операции, приводящие в действие языковую систему: номинация и предикация. Номинация - процесс и результат приписывания имени объекту в рамках текстового (возможного) мира. Инструментами номинации являются общие и индивидные имена. Предикация - операция приписывания предикатов к имени объекта (в данном случае к имени локуса). В тексте романа Ольги Токарчук к именам локусов приписываются внутренние предикаты, репрезентирующие такие качества, как размер, цветовые характеристики и даже специфику запаха того или иного локуса. Помимо этого, к именам локусов приписываются предикаты, отображающие антропоморфные характеристики. В результате локус возникает в сознании читателя как «картинка», индексально-иконический знак.
Ключевые слова: репрезентация, номинация, предикация, пространство, возможный (текстовый) мир.
о с
CJ
Статья посвящена анализу лингвосемиотического механизма репрезентации пространственных образов.
Под репрезентацией (от лат. repraesentare -представлять) мы, вслед за Е.С. Кубряковой, понимаем знаковый процесс, «вторичное замещение чего-то чем-то другим» [Кубрякова 2007: 14]. Причем речь идет не столько об отображении пространственных образов, сколько об их конструировании, создании посредством языковых и текстовых инструментов. «Пространственные структуры не априорны по отношению к восприятию, а имеют «мнимую» природу, поскольку создаются в акте восприятия, но с опорой на уже известные пространственные модели» [Бразговская 2015: 110].
Ольга Токарчук (род. 1962 г.) - современный польский писатель, эссеист, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 2018 год (премия была присуждена и вручена в 2019 году), лауреат Международной Букеровской премии (2018).
Ольгу Токарчук можно назвать «картографическим» автором. По существу, в ее текстах (например, в романах «Бегуны», «Путь людей Книги», «Книги Иакова») пространство является самостоятельным персонажем. Именно «картогра-фичность», то есть внимание к пространственным образам и сре'едам, является стилистическим вектором текстов этого писателя. Причем подчас автор не только создает в текстах вербальные (словесное описание локусов) карты, но и сопровождает их визуальными.
В качестве материала исследования нами избран текст романа «Бегуны» (<^едит»), опубликованный в 2007 году. Текст «Бегунов» характеризуется жанровой неоднородностью. В нем представлены такие жанровые формы, как дневниковые заметки, путевые заметки, эссе, новеллы. Мы детально рассмотрим трехчастную новеллу «КипюИ. Woda I» («Куницки. Вода I»), «Кипюй. Wo-da II» («Куницки. Вода II»), «Кипюй. Ziemia» («Куницки. Земля»).
Центральным персонажем этих новелл является некто Куницки, турист из Польши, путешествующий по хорватскому острову Вис. Герой с женой Ягодой и сыном приезжают на этот остров. Во время автомобильной прогулки по острову жена и сын таинственным образом исчезают. Причем и хозяин пансиона Бранко, и полицейские уверяют героя, что на острове просто невозможно потеряться, настолько он мал.
Пространство в новелле, по существу, - это один из ключевых персонажей сюжета. Куницки последовательно перемещается из одной про-
странственной точки в другую, пространство острова как бы поглощает его, как уже поглотило исчезнувших жену и сына. Например, стоя среди ежевичных зарослей, герой ощущает, что не может вырваться из этого прогретого солнцем пространства:
...nie mote poruszyc nogq, zmusic siç do ruchu. Zrobic krok - nie sqdzit, te to takie trudne; zerwaty siç tqcza. Noga w sandale jest kotwicq, która trzyma go przy ziemi, utknqt. Swiadomie, z wysitkiem, zdzi-wiony sam sobq, zmusza jq do ruchu. Nie ma innego sposobu na opuszczenie tej rozgrzanej bezgranicznej przestrzeni.
В другом эпизоде Куницки опускает голову в кусты, и словно «погружается» в тишину этого острова:
Zanurza gtowç w cienisty chtód, przyttumiony li-stowiem gtos Branka milknie i Kunicki styszy teraz brzçczenie much - znajomq osnowç ciszy. - Опускает голову в тенистый холод, приглушенный листвой голос Бранко замолкает, и Куницки слышит теперь жужжание мух - знакомую основу тишины.
Интересно, что впоследствии жена героя Ягода утверждает, что она вовсе не терялась на острове, а всего лишь пошла в противоположную от ожидавшего ее Куницкого сторону; при этом она не может детально рассказать, где именно находилась в течение трех дней. Можно говорить о том, что автор показывает пространство как непостижимую абстракцию: героиня была где-то и нигде одновременно.
Автор представляет читателю детально проработанную вербальную карту острова Вис. Он имеет вытянутую форму, в длину не более десяти километров, его можно обыскать сантиметр за сантиметром:
Wyspa ma ledwie ponad dziesiçc kilometrów dtugosci i tylko dwie wiçksze osady, miasta Vis i Komitç. Motna jq doktadnie przeszukac, centymetr po centymetrze, jak szufladç. - Остров имеет чуть более десяти километров в длину и только два больших населенных пункта, города Вис и Комид-жа. Можно его полностью обследовать, сантиметр за сантиметром.
Через весь остров проходит шоссе:
Widzi na mapie, te szosa na Visie prowadzi krçtq liniq przez catq wyspç i te motna niq jezdzic naokoto, nigdy nie schodzqc do morza. - Он видит на карте, что шоссе на Висе проходит извилистой линией через весь остров и что можно ездить по нему по кругу, никогда не выезжая к морю.
На острове два населенных пункта: города Вис и Комижа.
В результате такой детализации остров возникает в сознании читателя как «картинка», мы легко можем вслед за автором «нарисовать» карту острова.
Локусы Виса герои, автор и читатель видят с разных точек зрения. Так, в одном из эпизодов Куницки видит себя как бы сверху, стоящим среди прогретого солнцем пространства. В другом эпизоде герой смотрит на остров, отойдя от него да-
леко в море: дома, бухта, огни сливаются и виден только гористый силуэт острова: монументальная трапеция скал, торчащий из воды кулак.
Пространственные образы, представленные в новелле «Куницки», мы классифицируем следующим образом:
1. природные локусы (острова Сплит и Вис, оливковая роща, ежевичные заросли, пустоши, виноградники)
2. рукотворные локусы (пансион «Посейдон», кафе, города Вис и Комижа)
С лингвосемиотических позиций, репрезентация пространственных образов включает операции номинации и предикации, которые приводят в действие языковую систему [Ю.С. Степанов 1981].
Номинация - это процесс и результат приписывания имени объекту. Имена в рамках логико-семантической традиции классифицируются на общие и индивидные. Общие имена - это номинации абстрактных объектов, качеств, свойств, отношений, взятых в отвлечении от конкретных, эмпирически доступных носителей. В то время как индивидные имена представляют собой номинации отдельно взятых / единичных объектов.
В анализируемых новеллах используются индивидные имена, представленные собственными именами существительными: Вис, Комижа, «Посейдон» (название пансиона, в котором останавливаются персонажи).
Переход общих имен в индивидные происходит в результате предикации - операции приписывания предикатов к имени объекта. В свою очередь, предикаты классифицируются на внутренние и внешние. Внутренние предикаты - это имена качеств, свойств, характеристик объекта. Внешние предикаты репрезентируют отношения объекта с другими объектами.
Кроме номинаций объектов, представленных собственными именами существительными, в тексте Токарчук обнаруживаются номинации, представленные нарицательными существительными: горы, остров, виноградники, роща, заросли, паром, пансион.
К указанным именам приписываются, главным образом, внутренние предикаты, которые репрезентируют:
1. размер
...za to nad miasteczkiem wyrastafa gory, nagie, szare, nakrapiane zieleniq winnic. Rosnq, stajq siq ogromne. - Зато над городком вырастают горы, голые, серые, покрытые зеленью виноградников. Они растут, становятся огромными.
Tam zaczyna siq mala, zaniedbana stara winnica, a w niej widzq dom z kamienia, podobny do kiosku, przykryty zardzewiatq blachq falistq. - Там начинается маленький заброшенный старый виноградник, а в нем они видят каменный дом, похожий на киоск, покрытый шиферной крышей.
2. цветовые характеристики:
• Czarne magmowe skafy btyszczq od wody, jakby pokryto je rzadkim ciemnym metalem. - Чер-
ез о со -а
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
ные магмовые скалы блестят от воды, как будто они покрыты каким-то редким темным металлом.
• Biate nieruchome niebo przypomina poszycie namiotu. (Белое неподвижное небо напоминает полотнище палатки.)
• Куницкий осматривает горы. Перед ним каменистые склоны, выстланные высохшей, посеревшей травой, кусты бессмертной ежевики, потемневшей от солнца, судорожно цепляющейся за камни длинными побегами.
• Policjant zaglqda do srodka przez brudne szyby, a potem zaczyna potrzqsac oknem, mocniej i mocniej, az je wywaza. Полицейский заглядывает в середину (домика) через грязное стекло, а потом начинает раскачивать его, сильнее и сильнее, и высаживает его.
3. форму:
• Linie sq nieprzewidywalne, rytm fatszywy i nierowny. - Линии непредсказуемые, ритм неправильный и неровный (характеристика рельефа острова)
4. запах:
• Zaglqdajq tam wszyscy, uderza ich zapach stqchlizny i morza, wszqdobylski. Они все заглядывают туда, и ударяет запах затхлости и моря, вездесущий.
Вышеперечисленные предикаты репрезентируют текстовое пространство как зримое, видимое, доступное всем человеческим органам чувств. Но помимо физических, объективных характеристик пространство подчас наделяется характеристиками антропоморфными:
• ...oliwny gaj ustqpuje miejsca kamienistym nieuzytkom porosniqtym suchq trawq i jezynami. Biate wapienne kamienie sq wyszczerzone jak pogubione przez dzikq istotq olbrzymie zqby (...оливковая роща уступает место каменным пустошам, поросшим сухой травой и ежевикой. Белые известковые камни щерятся, как огромные зубы какого-то дикого существа.)
• Spod krzaköw zwisajq nabrzmiate ciemnofioletowe grona, perwersyjne, zwielokrotnione sutki... (Из-под кустов свисают набухшие темно-фиолетовые гроздья, странные, увеличенные соски.)
Антропоморфизм пространства, окружающего и как бы поглощающего персонажей, позволяет автору и читателю мыслить локусы как близкие и одновременно враждебные человеку, не отпускающими персонажей, скрывающими их в своих недрах.
В результате операции предикации общие имена становятся в тексте романа индивидными. Количество индивидных имен в тексте преобладает „ над количеством общих.
с= Внешних предикатов, приписываемых в тексте ~ к именам объектов, в тексте новеллы мы не обна-сэ ружили.
,_ Именно наличие внутренних предикатов позво-z ляет и автору, и читателю мыслить объект отобра-
жения как зримый, «телесный» и подчас антропоморфный.
Далее рассмотрим, к какому типу знаков можно отнести пространственные образы.
Индексальные знаки указывают на свои референты, являясь показателем того, что объекты указания существуют непосредственно в ситуации высказывания. Данные знаки находятся со своим референтом в причинно-следственных отношениях. «Индексальный знак говорит нам о действительности существования самого факта как предмета указания. По Пирсу, индексы дают нам уверенность в том, что объекты знака реальны и достижимы» [Бразговская 2023].
Иконические знаки обладают рядом свойств, присущих обозначаемому им объекту. Причем не имеет значения, существует ли этот объект в объективной реальности. Иконические отношения между знаком и обозначаемым им референтом - это отношения подобия: знаку «случилось быть похожим» на свой объект. Иконизм есть семиотическое отношение подобия, имитации [Браз-говская 2023]. «Согласно Ч. Моррису, икониче-ский знак отображает для нас некоторые свойства представляемого объекта. Например, это могут быть свойства визуально наблюдаемые или только предполагаемые, системно-структурные свойства объекта» [Бразговская 2023].
Символические знаки состоят в условно-конвенциональных отношениях со своим референтом. Эти знаки не имеют «природной мотивированности». Символы как будто «не интересуются» своим референтом. Точнее, референт символического знака не принадлежит физической реальности окружающего нас мира: так, вербальный символ свеча отсылает совсем не к соответствующей вещи. По мнению Умберто Эко, «символы не предназначаются для того, чтобы назвать уже познанное, - напротив, любой символ создает условия познания того, что еще только называется (в случае со свечой это, например, состояние перехода от жизни к вечности, от тьмы к свету, от незнания к знанию, от неверия к вере). Предметами символического познания выступают не сами вещи, а универсальные отношения между ними» [Бразговская 2023].
С точки зрения семиотики, пространственные образы, представленные в тексте Токарчук, представляют собой индексально-иконические знаки. Индексальная составляющая знака - это указание на ту или иную точку пространства. Икони-ческая же обеспечивается наличием предикатов, приписываемых к имени локуса. Благодаря предикации локус становится «зримым» для автора и читателя.
Литература
1. Бразговская, Е.Е. Семиотика. Языки и коды культуры: учебник и практикум для вузов / Е.Е. Бразговская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 186 с. -
(Высшее образование). - ISBN 978-5-53411201-6.
2. Бразговская, Е.Е. Актуализация пространственных образом в музыке: когнитивно-семиотический аспект // Вестник Пермского университета. Вып. 3. Социо- и психолингвистические исследования. - Пермь, 2015. -С.109-116.
3. Кубрякова, Е. С. К проблеме ментальных репрезентаций / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьян-ков // Вопросы когнитивной лингвистики. -2007. - № 4. - С. 14.
4. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения - М.: Наука, 1981. - 361 с.
5. Tokarczuk, O. Bieguni. - Warszawa: Wydawnictwo Literackie, 2007. - 454 s.
LINGVOSEMIOTIC MECHANISM OF REPRESENTATION OF SPATIAL IMAGES IN THE TEXT OF OLGA TOKARCZUK'S NOVEL "RUNNERS" ("BIEGUNI")
Ivanova S.S.
Moscow State University of Civil Engineering
The article is devoted to the analysis of the lingvosemiotic mechanism of representation of spatial images in a possible (text) world. The text of the novel "Runners" by the modern Polish writer Olga Tokarczuk is used as research material. The mechanism of representation is based on logical-semantic operations that activate
the language system: nomination and predication. Nomination is the process and result of assigning a name to an object within the textual (possible) world. Nomination tools are general and individual names. Predication is the operation of assigning predicates to the name of an object (in this case, to the name of a locus). In the text of Olga Tokarczuk's novel, internal predicates are assigned to the names of loci, representing qualities such as size, color characteristics, and even the specific smell of a particular locus. In addition, predicates reflecting anthropomorphic characteristics are attached to the names of loci. As a result, the locus appears in the reader's mind as a "picture", an indexical-iconic sign.
Keywords: representation, nomination, predication, space, possible (text) world.
References
1. Brazgovskaya, E.E. Semiotics. Languages and cultural codes: textbook and workshop for universities / E.E. Brazgovskaya. -2nd ed., rev. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 186 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-11201-6.
2. Brazgovskaya, E.E. Actualization of spatial images in music: cognitive-semiotic aspect // Bulletin of Perm University. Vol. 3. Socio- and psycholinguistic research. - Perm, 2015. - P. 109116.
3. Kubryakova, E.S. On the problem of mental representations / E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov // Questions of cognitive linguistics. - 2007. - No. 4. - P. 14.
4. Stepanov Yu.S. Names, predicates, sentences - M.: Nauka, 1981. - 361 p.
5. Tokarczuk, O. Bieguni. - Warszawa: Wydawnictwo Literackie, 2007. - 454 s.