Научная статья на тему 'Лингвокультурологическое исследование концепта воин в аудитории военного технического вуза'

Лингвокультурологическое исследование концепта воин в аудитории военного технического вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИТАРНЫЙ КОНЦЕПТ / MILITARISTIC CONCEPT / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT / ЛИНГВО-КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION / LINGUOCULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бодриков Алексей Борисович

В статье рассматривается проблема восприятия воина как эталона профессиональной направленности в рамках психолингвистического эксперимента, проведённого в военном техническом вузе г. Санкт-Петербурга. Стереотипные свойства воина в русской лингвокуль-туре определяются на материале словарей современного русского языка. Восприятие курсантов профессионально ориентированных носителей языка описывается на материале анкетных данных в аспекте проведённого эксперимента. Как показывают результаты проведённого исследования, наиболее частотными признаками воина признаны 'ум', 'сила', 'храбрость', 'смелость', 'патриотизм', 'мужество', 'отвага', 'ответственность', 'честность', 'дисциплинированность', 'целеустремлённость', 'доброта', 'стойкость', 'справедливость', 'физическое развитие', 'хитрость', 'мудрость', 'честь', 'решительность', 'самоотверженность', 'воспитанность', 'терпение', 'трудолюбие'. На основании полученных реакций было выделено 10 классов когнитивных признаков: 1) моральные качества; 2) социальные качества; 3) военные профессиональные качества; 4) физические качества; 5) качества характера; 6) ментальные качества; 7) религиозные качества; 8) эмоциональные качества; 9) эстетические качества; 10) оценочные признаки. В ходе эксперимента были выявлены реакции, которые показали неоднозначность указанных классов. Наиболее частотными оказались признаки военных профессиональных качеств, а также особые качества характера, его ментальные и физические признаки, моральные качества, отличающие курсантов как адекватно воспринимающих национальную шкалу ценностей. Именно эти классы признаков составляют доминанту саморефлексии курсантов военного технического вуза. Эмоциональные, эстетические, религиозные и оценочные признаки занимают меньший объём среди полученных реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic and Cultural Study of the Воин (Warrior) Concept in the Military Technical Institute Audience

The article considers the perception of a warrior as a standard of professional orientation within the framework of a psycholinguistic experiment conducted in a military technical institute in St. Petersburg. The stereotypical properties of the warrior in Russian linguoculture are determined on the basis of the material from the modern Russian language dictionaries. The perception of cadets professionally oriented native speakers is described on the material of personal data in the aspect of the experiment. As the results of the study show, the most frequent signs of a warrior are 'mind', 'strength', 'courage', 'patriotism', 'responsibility', 'honesty', 'discipline', 'purposefulness', 'kindness', 'steadfastness', 'justice', 'physical development', 'cunning', 'wisdom', 'honor', 'determination', 'selflessness', 'good breeding', 'patience' 'hard work'. The 10 classes of cognitive features were singled out on the basis of the received reactions: 1. Moral qualities; 2. Social qualities; 3. Military professional qualities; 4. Physical qualities; 5. Qualities of character; 6. Mental qualities; 7. Religious qualities; 8. Emotional qualities. 9. Aesthetic qualities; 10. Estimated characteristics. The reactions were identified that showed the ambiguity of these classes in the aspect of the experiment. The most frequent were the signs of military professional qualities, as well as special qualities of character, its mental and physical attributes, moral qualities that distinguish cadets, as adequately perceiving the national scale of values. These classes of signs make up the dominant of the self-reflection of the military technical institute cadets. Emotional, aesthetic, religious and estimated signs take a smaller amount among the received reactions.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологическое исследование концепта воин в аудитории военного технического вуза»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.147:53

Алексей Борисович Бодриков,

преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения

им. генерала армии А. В. Хрулева (191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22),

e-mail: 79261454613@yandex.ru

Лингвокультурологическое исследование концепта воин в аудитории военного технического вуза

В статье рассматривается проблема восприятия воина как эталона профессиональной направленности в рамках психолингвистического эксперимента, проведённого в военном техническом вузе г Санкт-Петербурга. Стереотипные свойства воина в русской лингвокуль-туре определяются на материале словарей современного русского языка. Восприятие курсантов - профессионально ориентированных носителей языка - описывается на материале анкетных данных в аспекте проведённого эксперимента. Как показывают результаты проведённого исследования, наиболее частотными признаками воина признаны 'ум', 'сила', 'храбрость', 'смелость', 'патриотизм', 'мужество', 'отвага', 'ответственность', 'честность', 'дисциплинированность', 'целеустремлённость', 'доброта', 'стойкость', 'справедливость', 'физическое развитие', 'хитрость', 'мудрость', 'честь', 'решительность', 'самоотверженность', 'воспитанность', 'терпение', 'трудолюбие'. На основании полученных реакций было выделено 10 классов когнитивных признаков: 1) моральные качества; 2) социальные качества; 3) военные профессиональные качества; 4) физические качества; 5) качества характера; 6) ментальные качества; 7) религиозные качества; 8) эмоциональные качества; 9) эстетические качества; 10) оценочные признаки. В ходе эксперимента были выявлены реакции, которые показали неоднозначность указанных классов. Наиболее частотными оказались признаки военных профессиональных качеств, а также особые качества характера, его ментальные и физические признаки, моральные качества, отличающие курсантов как адекватно воспринимающих национальную шкалу ценностей. Именно эти классы признаков составляют доминанту саморефлексии курсантов военного технического вуза. Эмоциональные, эстетические, религиозные и оценочные признаки занимают меньший объём среди полученных реакций.

Ключевые слова: милитарный концепт, психолингвистический эксперимент, лингво-культурология, языковая картина мира, теория и методика профессионального образования

Введение. Выбор данной темы исследования обусловлен тем, что в последнее десятилетие возрастает интерес человека к прошлому своего народа, своей страны, культуре и языку, который аккумулировал и сохранил её главные приоритеты и ценности. Именно язык стал тем инструментом, с помощью которого человек может постичь мировоззрение своего народа, а также самого себя.

В военном вузе в рамках образовательных компетенций идёт работа над формированием знаний, умений и навыков в аспекте профессионально ориентированной аудитории. В этой связи очевидна необходимость изучения восприятия воина в аспекте саморефлексии. Другими слова-

ми, необходимо сопоставить эталон воина в русской лингвокультуре с тем, что думают о себе курсанты - будущие военные специалисты.

Методология и методы исследования. Современная наука предложила новое направление изучения - лингвокуль-турологию, науку, возникшую «на стыке лингвистики и культурологии и исследующей проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке» [5, с. 8]. В работе также используется метод концептуального анализа и статистический метод.

Проблема соотношения языка и культуры, культурного явления и его языкового обозначения и раньше затрагивалась в работах

© Бодриков А. Б., 2018

57

таких известных учёных, как В. фон Гумбольдт [3], Э. Сепир [10], А. А. Потебня [9], Д. С. Лихачев [4], В. В. Виноградов [1] и др. Среди учебной литературы появились работы по данному направлению, например, учебные пособия В. В. Воробьева [2], В. А. Масловой и М. В. Пименовой [6].

Один из первых этапов исследования -изучение понятийных признаков концепта воин. Этот концепт появился достаточно давно, на что указывает его не очень ясная

этимология. Слово воин (ст.-слав. воинъ, от др.-греч. атрапытпО означает «человек, имеющий отношение к военному делу, непосредственно участвуя в боевых действиях» [8]. «Малый академический словарь» приводит стилистическую помету к этому слову - оно относится к высокому стилю.

Словари русского языка предлагают следующие определения лексемы - основного репрезентанта концепта воин (табл. 1):

Таблица 1

Толкования лексемы воин в словарях русского языка

Словарь Значение лексемы воин

МАС - Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под ред. А. П. Евге-ньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. - Т. 1 ВОИН, -а, м. (высок.). Тот, кто несёт военную службу, сражается с врагом, воюет; боец, солдат. И видят: в поле меж врагами, Блистая в латах, как в огне, Чудесный воин на коне Грозой несётся, колет, рубит (Пушкин. Руслан и Людмила). -Воин идёт в бой не умирать, а убить врага (Бек. Волоколамское шоссе). За пять лет службы в армии Матвей Юргин хорошо понял, что значит быть воином. - Всегда и во всём он старался показать бойцам образец мужественного несения тяжёлой воинской службы (Бубеннов. Белая берёза)

Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова. - М., 1935-1940. - Т. 1 ВО'ИН, -а, м. Военный, солдат (поэт.). || Опытный в военном деле; обладающий воинскими качествами (книжн.). В сражении он показал себя истинным воином

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Электронная версия Воин м. Боец, военнослужащий

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Электронная версия ВОИН, -а, м. (высок.). Человек, к-рый служит в армии, воюет, тот, кто сражается с врагом. Воины-освободители. Один в поле не в. (посл.)

Таким образом, на основании анализа сем и семем в словарных дефинициях соответствующего репрезентанта концепта воин были выделены следующие его понятийные признаки (табл. 2):

Таблица 2

Понятийные признаки концепта воин

Признаки Словари 'Военный' 'Освободитель' 'Боец' й' и 1 н н е о 91 'Солдат' '(Опытный) в военном деле'

МАС - - + + + +

ТСРЯ Д. Н. Ушакова + - - - + +

НСРЯ Т. Ф. Ефремовой - - + + - -

ТСРЯ С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой + + + + + -

Рассмотрим подробнее языковые способы и средства актуализации в контекстах указанных в табл. 2 понятийных признаков исследуемого концепта.

Признак 'военный' актуализируется разнообразными языковыми средствами. Военный - это человек, отличающийся от других одеждой (формой), атрибутами (оружием), внешним видом - он верхом на коне = конный, пеший = пехотинец (кавалерист, драгун, кавалергард), на танке (танкист). Существуют определённые стереотипы относительно внешности военного - сюда относятся военная выправка (рослый, статный), физическая сила и мощь (дюжий, могучий, мускулистый, кряжистый, плечистый, стройный, низкорослый, коренастый, широкоплечий воин), напористость и жёсткость в поведении (безжалостный, беспощадный, грозный, неукротимый, суровый, хладнокровный воин). Все эти черты могут носить врождённый характер (прирождённый воин).

Воины = военные часто характеризуются с позиций возраста: юный, молодой, немолодой, старый, престарелый, взрослый, пожилой (То о десятилетней войне, начавшейся с яблока, то о злом правителе острова, собиравшем дань юными воинами да девами, то о золотом руне. Горди-енко. Мы нарисовали небо). На взрослый возраст указывает наличие усов и бороды (бородатый, усатый воин), почтенный возраст и пережитые невзгоды определяются по седине волос (седой, седобородый, седовласый воин).

В первую очередь военные узнаются через внешний облик. Воин в разные исторические периоды представляется по-разному: в средневековый период это были воины со щитами, копьями, мечами и другими военными атрибутами (Я подымался по чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, старинные печи-голландки с отдушниками, начищенными до золотого блеска. Булгаков. Записки покойника; И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Гаршин. Сказание о гордом Аггее; Перун-Сварожич изображался огромным воином в доспехах и с оружием в золотой колеснице, запряжённой крылатыми конями. Епи-фанцев. По следам поверженных идолов).

Исторические эпохи показывают разное снаряжение воинов (Таким мы и представляли себе все последние десятилетия головной убор русского воина 1812 года. Лускатов. Выпушки, погончики, петлички...). Воины разных государств имеют отличия во внешнем виде: экипировке, оружии, атрибутах (Издревле воины разных стран и народов носили особые отличия в одежде, экипировке и вооружении. Лускатов. Выпушки, погончики, петлички...). В современном мире внешность воина определяется родом войск, в которых он служит, и теми задачами, которые он выполняет.

Воины выполняют на войне разные функции. Показательными с этих позиций выступают эпитеты воина: защитник, освободитель, герой (Воин-герой просто лежал и ждал смерти. Съянова. Клятва Агапита). ХХ век предложил свои эпитеты воинов - воин-интернационалист (Старший приволок ананас и долго говорил, как воином-интернационалистом красиво сносил краем брони глиняно-каменные, как на родине, жилища, славно повоевал, а потом государство схлопнулось, теперь разнорабочим, недавно назначили бригадиром. Снегирев. Вера). Традиция воинского интернационализма сложилась давно: наёмные армии были ещё в Древнем мире: они были в Древнем Египте, Персии, Карфагене, в Древнем Риме, где получили своё развитие после Второй Пунической войны (218-201 гг. до н. э.). На территории России такие армии засылала к нам Антанта (В составе Особой бригады были отряды воинов-интернационалистов - венгров, чехов, поляков, китайцев. Иванов. Message: Чусовая).

В русской военной истории российская армия выполняла освободительную функцию, что отобразилось в соответствующих эпитетах (воин-освободитель). Итогом войны, согласно русской ментальности, должно быть освобождение от того, против кого или чего воевали.

Другой понятийный признак 'боец' реализуется посредством его качественных характеристик (Однажды своему эскадронному начальнику Дурова сказала, что неустрашимость и величие духа должны быть первейшими качествами воина, отчего он избавлен от любых пороков. Шереметьев. Эскадрон гусар летучих). Среди основных боевых качеств воина - смелость, отвага, храбрость, непобедимость, бесстрашие.

Воин может быть бесстрашный, бравый, доблестный, мужественный, непобедимый, отважный, смелый, храбрый (Зная, что едва ли воньмут его разумным словам отважные воины, не очень доверяясь рассудку, майор Котлов велел назначить патрулей с красными повязками на рукавах. Астафьев. Обертон).

Бойцовские качества характера воина объектноориентированные, среди них: грозность, верность, преданность (Даже на склоне лет Лесничий останется грозным воином. Онойко. Некромантисса; Нападают враги, он не защищается, несмотря на уговоры верных воинов, и ищет спасения в бегстве. Гумилев. Африканский дневник).

Признак '(военно)служащий' двойственен: с одной стороны, так описывается тот, кто несёт службу. С уточнением, что служба - военная (Нельзя забывать и о том, что в наших вузах учатся офицеры стран СНГ, тысячи военнослужащих из десятков стран. Гареев. К каким угрозам и войнам должна быть готова Россия). Служба военная всегда «привязана» к государству. Отсюда - признаки национальности, сопутствующие понятийному признаку '(военно) служащий' («Певец во стане русских воинов», Жуковский - прочтёт учащаяся. Щукин. Белый фартук, белый бант...; Стелу венчает фигура сакского воина, стоящего на крылатом барсе. Шнирельман. Символическое прошлое). Русские воины имеют отличительные особенности: они не воюют за деньги, они сражаются за свою Родину (Русский воин не поедет устраивать полки короля ашантиев, и русский моряк не захочет водворять порядка на водах Малайского архипелага. Дружинин. Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов; Пришло время заполнить этот пробел, чтобы отдать долг памяти русским воинам Первой мировой, сражавшимся за свою Родину. Постников. Трагедия, рассказанная в письмах).

Признаки национальности имеют исторические корни: в языке закрепились признаки тех народов, которые прославились в боях (русский, индейский, кельтский, монгольский, римский). В том случае, если национальность военного неизвестна, её определяют по цвету кожи или по цвету волос (чернокожий, черноволосый, темноволосый, рыжеволосый, светловолосый воин).

Слову воин синонимична лексема солдат, заимствованная и закрепившаяся в современном русском языке. Солдат - тот, кто воюет. Этимология слова солдат обусловлена наёмным характером зарубежных войск: сольдо - итальянская монета (отсюда возник синонимический перенос признаков: наёмный воин) [7, с. 68-69].

Признак '(опытный) в военном деле' реализуется за счёт многообразных эпитетов (безупречный, бывалый, искусный, искушённый, испытанный, незадачливый, неопытный, непревзойдённый, опытный, отменный, подготовленный, умелый). Заметим, что они восходят к сценариям обучения (Роль математики в подготовке гуманитариев можно сравнить с ролью строевой подготовки в обучении воина. Успенский. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера). Кроме того, для этой задачи используются устойчивые ассоциативные ряды (Большая часть... были суворовские воины, уже крещённые в пороховом дыму. Шереметьев. Эскадрон гусар летучих). Военный опыт - это знания, накопленные на поле боя или в результате предварительной подготовки (закалённый, тренированный воин). Ведение боя понимается как искусство. Отсюда: воин зелёный, необстрелянный, опытный, стреляный, искусный (- Опытный вроде воин, а по площадям бьёшь. Астафьев. Обертон; Три тысячи лет назад кто-то положил на грудь покойника - буйного, сильного человека, искусного воина, лук которого никто не мог натянуть, кроме него самого, - так хвастался он даже в своей надгробной надписи. Домбровский. Хранитель древностей).

Все указанные понятийные признаки сопровождаются категориальными признаками оценки (отличный, превосходный воин). Возможна моральная оценка (благородный, славный, честный воин).

Оценочная шкала воина своеобразная: известность, слава и почёт - вот та награда, которая сопровождает героев. На это указывают соответствующие эпитеты: заслуженный, известный, прославленный, выдающийся, легендарный, безвестный воин (Что, слабо справиться без помощи великого воина? Зосимкина. Ты проснёшься; Я бы желал надеяться, что Ваше Превосходительство проявите себя не только выдающимся воином, но и великим патриотом. Деникин. Очерки

русской смуты). Ментальность русского народа проявляется в том, что отечественные воины обычно воспринимаются с позиций доблестных защитников и освободителей, героев, спасающих народы.

Диагностика уровня сформированно-сти в рамках саморефлексии у курсантов военного технического вуза - будущих военнослужащих - основных ведущих признаков концепта воин. Для этого в военном техническом вузе г. Санкт-Петербурга был проведён психолингвистический эксперимент. Эксперимент производился в двух группах курсантов, общее количество которых составило 154 человека.

Одним из пунктов анкеты было задание: «Курсант - будущий воин, укажите его основные признаки». В некоторых развёрнутых ответах содержалось до 10 понятийных признаков одновременно. Количество кратких ответов ограничено. 9 курсантов затруднились выполнить это задание.

Результаты исследования. В результате проведённого эксперимента были выделены классы реакций курсантов, актуализирующие когнитивные признаки, характеризующие разные стороны проявления качеств будущего воина. Отличительной особенностью анкет стало то, что ответы были сформулированы одним словом. В некоторых анкетах встретились нетрадиционно сформулированные ответы (Гордый выспавшийся патриот 1; Ещё не воин, будет воином, учится, хочет быть воином, ходит в наряды, служит Родине, ходит в форме, есть автомат, есть противогаз, есть начальники 1). Цифры в скобках указывают на количество реакций.

Первый класс полученных в ходе эксперимента реакций формируют признаки моральных качеств курсантов (благородный 1, вежливый 4, верный 9, гуманный 3, добросовестный 5, миролюбие 1, неподкупный 5, ответственный 30, отзывчивый 12, порядочный 5, преданный 4, совесть 1, справедливый 17, тактичный 3, уважение к старшим 1, человек слова 2, честный 29 и др.).

Второй класс включает в себя признаки социальных качеств курсантов (адаптирующийся 1, воспитанный 10, коммуникабельный 5, лидер 4, образованный 3, обучаемый 7, семьянин 1, созидатель 1).

Третий класс признаков образуют военные профессиональные качества (бесстрашный 3, бдительный 3, боевой 1, боец за правду 1, военнослужащий 3, выдерж-

ка 1, героизм 5, готовый к трудностям 1, готовый ко всему 1, дисциплинированный 25, доблесть 4, долг 1, достойный 5, дух 1, желание быть воином 1, закалка 2, защитник Отечества 1, знание и умение использовать оружие 1, знает, что делать в экстренной ситуации 1, исполнительный 7, мужественный 36, напор 1, непобедимый 1, непоколебимый 4, оперативный 1, организованный 1, отважный 35, патриотизм 39, подтянутый 2, профессионализм 5, самоотверженный 10, самоотдача 1, (готовый на) самопожертвование 3, сильный духом 4, смелый 47, стойкий 19, стратег 2, стремительный 1, стрессоустойчивость 1, умелый 3, храбрый 49; человек, готовый защищать Родину 1; честь 10).

В четвёртый класс вошли признаки качеств характера (активный 1, безотказный 1, бескорыстный 2, великодушный 1, волевой 6, гордый 4, добродушный 2, доброжелательный 2, добрый, доброта 20, дружелюбный 1, заботливый 3, задор 2, настойчивость 2, независимый 1, открытый 1, оптимизм 3, отчаянный 1, пунктуальный 2, рассудительный 2, расчётливый 1, решительный 10, самодостаточность 1, самостоятельный 2, самоуверенный 2, сдержанный 2, серьёзный 1, сильный характер 2, скромный 1, стремление (стремление быть лучше) 3, строгий 4, терпеливый 9, терпимость 4, требовательный 3, трудолюбивый 8, уверенный (в себе) 4, упорный 3, усердный 2, усидчивый 1, (с) характером 1, целеустремлённый 23, чуткий 1, щедрый 1).

К пятому классу относятся ментальные признаки (внимательный 2, гениальный 1, знание истории России 1, изобретательный 2, интересующийся 1, квалифицированный 1, креативность 2, мастерство 1, мудрый 11, находчивый 4, понимающий 1, смекалистый 4, сознательность 1, сообразительный 4, трезвость ума 1, умный 68, хитрый 13).

В шестой класс включены признаки религиозных качеств (благочестивый 1, вера 1, милосердие 3, целомудрие 1).

Седьмой класс определяют физические признаки (бессмертный 1, быстрый 1, выносливый 21, высокий 3, выспавшийся 1, здоровый 1, ловкий 9, могучий 1, сильный 53, спортивный 3, физически развит 10).

К восьмому классу были отнесены эмоциональные признаки (любящий 5, неунывающий 1, спокойствие 2, умиротворённый 2, хладнокровный 5).

Эстетические признаки входят в девятый класс (красивый 3, опрятный 4, статный 2).

В десятом классе были объединены оценочные признаки (важный 1, величие 1, милый 2, харизматичный 3).

Выводы. Как показали результаты проведённого исследования, самой высокой частотностью обладают признаки военных профессиональных качеств курсантов (38 %), их качеств характера (16 %), моральных качеств (14,6 %), ментальные признаки (13 %) и признаки физических качеств (11 %). Самыми частотными среди воинских качеств, упоминаемыми в анкетах, стали признаки 'храбрость (мужество, отвага, смелость)' (18,46 % от общего количества признаков), 'патриотизм' (4,23 %), 'дисциплинированность' (2,7 %), 'доблесть/самоотверженность/честь' (2,6 %), среди ментальных - признак 'умный' (7,38 %), среди физических - признак 'сила' (5,75 %), среди признаков характера - 'целеустремлённость' (2,49 %). Крайне важными оказались такие признаки, как 'ответственность', 'честность', 'доброта', 'стойкость', 'справедливость', 'физическое

Следует отметить факт, что подавляющее большинство ответов носит позитивную оценку. Среди ассоциаций встретились только три негативно оцениваемых признака (сонливость, ленивость, вонь).

развитие', 'хитрость', 'мудрость', 'решительность', 'воспитанность', 'терпение', 'трудолюбие'.

Как показал эксперимент, курсанты военно-технического вуза г. Санкт-Петербурга воспринимают себя и как будущих воинов -офицеров, и как профессионалов, постигающих азы своего мастерства. При этом курсанты учитывают и моральные качества, и признаки физической подготовки, которые занимают ведущие позиции в проведённом опросе.

Понятийные признаки, указанные в словарях современного русского языка, не все являются актуальными для курсантов - будущих воинов-профессионалов, это относится к признакам 'освободитель' и 'солдат'. Значимыми для них оказались такие признаки, как 'военный' = '(военно) служащий', 'боец', '(опытный) в военном деле/военный специалист (профессионал)'.

Таблица 3

Когнитивные признаки концепта воин (по данным психолингвистического эксперимента)

Номер Когнитивные признаки Количество %

Моральные качества 134 14,5

Социальные качества 32 3,5

Военные профессиональные качества 347 38

Качества характера 147 16

Ментальные качества 118 13

Религиозные качества 6 0,6

Физические качества 105 11

Эмоциональные качества 15 1,6

Эстетические качества 10 1

Признаки оценки 7 0,8

Итого 921 100

Список литературы

1. Виноградов В. В. История слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Ин-т рус. яз. РАН: Толк, 1994. 1138 с.

2. Воробьев В. В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.

3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 400 с.

4. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.

5. Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 207 с.

6. Маслова В. А., Пименова М. В. Коды лингвокультуры. М.: Флинта: Наука, 2016. 180 с.

7. Пименова М. В., Бодриков А. Б. Концептуализация милитарной лексики: слово воин в русском языке // Мир в языке и культуре. Сер. Концептуальный и лингвальный миры. 2017. Вып. 14. С. 68-73.

8. Пименова М. В., Бодриков А. Б. История происхождения слова воин // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков: материалы XXVII Междунар. науч.-практ. конф (г. Санкт-Петербург, 23-24 июня 2017 г) / под общ. ред. М. В. Пименовой. СПб.: СПбГЭУ, 2017. С. 194-197.

9. Потебня А. А. Мысль и язык // Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 17-200.

10. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Кибрика. М.: Прогресс: Универс, 1993. 656 с.

Статья поступила в редакцию 22.02.2018; принята к публикации 30.03.2018

Библиографическое описание статьи

Бодриков А. Б. Лингвокультурологическое исследование концепта воин в аудитории военного технического вуза // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 57-64.

Alexei B. Bodrikov,

Lecturer,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Military Institute (Engineering), General of the Army A. V. Khrulev Military Academy for Logistics (22 Zakharievskaya st., St. Petersburg, 191123, Russia), e-mail: 79261454613@yandex.ru

Linguistic and Cultural Study of the Воин (Warrior) Concept in the Military

Technical Institute Audience

The article considers the perception of a warrior as a standard of professional orientation within the framework of a psycholinguistic experiment conducted in a military technical institute in St. Petersburg. The stereotypical properties of the warrior in Russian linguoculture are determined on the basis of the material from the modern Russian language dictionaries. The perception of cadets - professionally oriented native speakers - is described on the material of personal data in the aspect of the experiment. As the results of the study show, the most frequent signs of a warrior are 'mind', 'strength', 'courage', 'patriotism', 'responsibility', 'honesty', 'discipline' , 'purposefulness', 'kindness', 'steadfastness', 'justice', 'physical development', 'cunning', 'wisdom', 'honor', 'determination', 'selflessness', 'good breeding', 'patience' 'hard work'. The 10 classes of cognitive features were singled out on the basis of the received reactions: 1. Moral qualities; 2. Social qualities; 3. Military professional qualities; 4. Physical qualities; 5. Qualities of character; 6. Mental qualities; 7. Religious qualities; 8. Emotional qualities. 9. Aesthetic qualities; 10. Estimated characteristics. The reactions were identified that showed the ambiguity of these classes in the aspect of the experiment. The most frequent were the signs of military professional qualities, as well as special qualities of character, its mental and physical attributes, moral qualities that distinguish cadets, as adequately perceiving the national scale of values. These classes of signs make up the dominant of the self-reflection of the military technical institute cadets. Emotional, aesthetic, religious and estimated signs take a smaller amount among the received reactions.

Keywords: militaristic concept, psycholinguistic experiment, linguoculturology, linguistic picture of the world, theory and methodology of professional education

References

1. Vinogradov V. V. Istoriya slov / otv. red. N. YU. SHvedova. M.: In-t rus. yaz. RAN: Tolk, 1994. 1138 s.

2. Vorob'ev V. V. Lingvokul'turologiya: teoriya i metody. M.: Izd-vo RUDN, 1997. 331 s.

3. Gumbol'dt V. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. M.: Progress, 1984. 400 s.

4. Lihachev D. S. Konceptosfera russkogo yazyka // Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya literatury i yazyka. M., 1993. T. 52, № 1. S. 3-9.

5. Maslova V. A. Vvedenie v lingvokul'turologiyu. M.: Nasledie, 1997. 207 s.

6. Maslova V. A., Pimenova M. V. Kody lingvokul'tury. M.: Flinta: Nauka, 2016. 180 s.

7. Pimenova M. V., Bodrikov A. B. Konceptualizaciya militarnoj leksiki: slovo voin v russkom yazyke // Mir v yazyke i kul'ture. Ser. Konceptual'nyj i lingval'nyj miry. 2017. Vyp. 14. S. 68-73.

8. Pimenova M. V., Bodrikov A. B. Istoriya proiskhozhdeniya slova voin // Novoe v lingvistike i metodike prepodavaniya inostrannyh i russkogo yazykov: materialy XXVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf (g. Sankt-Peterburg, 23-24 iyunya 2017 g.) / pod obshch. red. M. V. Pimenovoj. SPb.: SPbGEHU, 2017. S. 194-197.

9. Potebnya A. A. Mysl' i yazyk // Slovo i mif. M.: Pravda, 1989. S. 17-200.

10. Sepir EH. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologii: per. s angl. / obshch. red. i vstup. st. A. Kibrika. M.: Progress: Univers, 1993. 656 s.

Received: February 22, 2018; accepted for publication March 30, 2018 Reference to the article

Bodrikov A. B. Linguistic and Cultural Study of the Воин (Warrior) Concept in the Military Technical Institute Audience // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 2. PP. 57-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.