Научная статья на тему 'Лингвокультурный типаж «Звезда Голливуда»: ценностная составляющая'

Лингвокультурный типаж «Звезда Голливуда»: ценностная составляющая Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурный типаж «Звезда Голливуда»: ценностная составляющая»

© Л.П. Селиверстова, 2006

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «ЗВЕЗДА ГОЛЛИВУДА»: ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Л.П. Селиверстова

В настоящее время в рамках лингвокуль-турологии и лингвоперсонологии происходит становление новой теории - теории лингвокультурных типажей (термин В.И. Карасика) 1. Данное направление занимается описанием и моделированием ключевых концептов типизированной личности в той или иной линг-вокультуре, принимая за основу анализа три основные составляющие концепта: понятийную, образную и оценочную 2. С исследовательской точки зрения лингвокультурный типаж представляет интерес в первую очередь как национально-специфическое образование, характеризующееся значительными кросс-культурными расхождениями в восприятии его представителями разных культур. Следует отметить, что подобные расхождения наблюдаются, главным образом, в аксиологической составляющей концепта, поскольку для разных лингвокультур существует свой набор ценностных приоритетов, в связи с чем формируется разное отношение к тому или иному типажу. Изучение ценностной составляющей осложняется, помимо всего прочего, неоднозначным отношением к данному типажу внутри одной лингвокультуры и наличием прямо противоположных оценочных суждений по отношению к некоторым его доминантным признакам. Примером подобной противоречивости может послужить типаж «звезда Голливуда» в рамках американской лингвокультуры.

Культурную значимость типажа «звезда Голливуда», подчеркиваемую нами ранее 3, можно выявить, причислив данный типаж к разряду так называемых «модельных личностей», характеризующихся яркостью и устанавливающих ценностные ориентиры поведения 4. Для американского общества образ «звезды Голливуда» - это часть представления об «американской мечте», воплощающей в себе совокупность

ценностей американской культуры: успех, слава, материальное благополучие, великие достижения. Безусловно, соотнесение «звезды Голливуда» с понятием модельной личности позволяет говорить преимущественно о положительных оценках культурных доминант поведения исследуемого типажа, что подтверждается источниками информации о концепте «звезда Голливуда» (художественная литература, СМИ, художественные и документальные фильмы). Таким образом, к доминантным признакам, маркированным положительным оценочным знаком, можно отнести следующие характеристики:

- being famous (известность, слава);

- being high-paid (высокий гонорар);

- looking chic (шикарный внешний вид);

- being an idol (статус кумира, всеобщее почитание).

Однако, как отмечалось нами ранее, одни и те же доминантные признаки могут получить неоднозначную оценку в языковом сознании представителей исследуемой лин-гвокультуры. В данном случае безупречный внешний вид, ожидаемый от звезды Голливуда, муссируется средствами массовой информации до впадения в крайности при описании мельчайших деталей, а всемирная известность граничит со вмешательством в частную жизнь, столь почитаемую американцами:

It was a logistical challenge, but Nicole Kidman was apparently spared the embarrassment of running into her ex-husband Tom Cruise and new girlfriend Katie Holmes at LA’s MTV Awards. The lovebirds were ushered into a joint dressing room at the Shrine Theatre, while the always elegant Nicole, in a dress so tight-fitting she had to be helped down the stairs, presented her award. Two hours later, Tom and Katie

emerged, and Katie handed the actor a lifetime achievement gong (HELLO!, р. 23).

Пристальное внимание общественности и, в частности, прессы к личной жизни кинозвезд, часто вызывающее возмущение последних и, как правило, оборачивающееся очередным скандалом, не что иное, как оборотная сторона пресловутой «звездности»:

The pair [Angelina Jolie and Brad Pitt] have had so much publicity over their alleged romance - which they’ve roundly denied - that any more exposure might seem like an overkill.

But their agents have obviously decided you can’t get much of a good thing and brought them both to town. <...> And journalists were asked not to pry into Angelina and Brad’s private lives, with questions about the rumoured sizzling affair that has kept the world guessing, ruled strictly off limits.

As Brad’s PR said firmly: ‘I don’t have a comment. Today, yesterday or tomorrow’ (HELLO!, p. 15).

Высокий гонорар, приписываемый статусу «звезды», исчисляемый миллионами долларов, являясь, с одной стороны, пределом мечтаний «среднего американца», с другой -может вызвать негативную оценку, поскольку для многих быть звездой, «кривляться» перед камерой, позировать для журналов, давать интервью и посещать мероприятия не представляется «работой». В связи с этим актерам приходится защищать статус «звезды» как профессию:

«If I’m gonna work with somebody, like a director who I admire, even ones I don’t, I’m working for them. I’m gonna be worth their money. If they’re gonna be paying me, no matter what it is, I’m being paid to do a job. I’m not paid to be a celebrity» (из интервью Кейт Хадсон, The Face, 2000, № 47, December, p. 10).

Положительная характеристика признака «being an idol» для ориентированной на успех американской культуры очевидна: всеобщее почитание и любовь, подражание и восхищение поклонников, безусловно, приятны, однако чреваты своими последствиями:

Old. He had never thought he’d be such old. But the world still loves him. And his fans will love him as before, because he is Nick Angel, the Nick Angel. They raised him so sky-high, too high to remain sane very long.

‘That’s too much’, he thought bitterly, splashing cold water in his face. ‘Too much of adoration and endless interest. It ruins... presses... stifles. A hell much of attention’. And he smiled sullenly: ‘Welcome to the madhouse. The madhouse is my life’ (Collins, p. 7).

Роль всеобщего кумира, образца для подражания - это определенная ответственность, груз, который нелегко выдержать, испытание, которое завершается в ряде случаев феноменом «звездной болезни».

Еще одна весьма незавидная сторона всеобщего поклонения - это преследования фанатов, готовых на все ради сближения с кумиром:

Two passing-by girls recognized him and stopped dead, as if they had seen Jesus Christ himself.

Emerson’s bodyguard popped out of the car.

‘Time to take to heels, Em’, he said groping the street with his eyes.

But Emerson turned a deaf ear.

The girls clutched at each other and prepared for a leap.<. ..> Then the girls advanced into action - they rushed on him, eyes sparkling. The bodyguard estimated the speed.

So did Emerson.

‘Dammit! ’ he cried. ‘A tornado is coming on us’.

Loren felt a kick in her lower back, one of the girls pushed her violently aside, ready to pounce on him.

‘I’m mad about you!’ she howled hysterically, snatching at his jacket. ‘I love you!

I really, really love you!’

Before Loren could realize a thing, the bodyguard had pushed Emerson into the limo and somehow managed to thrust her in as well. The car dashed off (Collins, p. 116).

Описанные выше доминантные признаки типажа «звезда Голливуда», демонстрирующие неоднозначность его статуса, все же являются постоянными и закреплены за

данным лингвокультурным типажом как его качественные признаки. Тем не менее нередко в оценке поведения звезды Голливуда мы сталкиваемся с явлением стереотипизации - переносом индивидуальных признаков поведения отдельной языковой личности на весь социокультурный тип в целом. В данной связи получается, что такие поведенческие признаки, как drug/alcohol abuse (злоупотребление наркотиками/алкоголем), promiscuity (неразборчивость в любовных связях), dependence on Hollywood ranking system (зависимость от голливудской иерархической системы), unstable psychic nature (склонность к психической неуравновешенности), venality (продажность), unfair competition (нечестное соперничество), scandalous behaviour (скандальное поведение) и др., присущи если не всем, то большинству кинозвезд. Подтверждение подобному представлению можно найти как на страницах прессы, так и в художественной литературе:

‘We live in California, Los Angeles’.

‘Ah, that’s where Hollywood is, with lots of sex, drugs and all the other bad things, I read about it’, said Areta-May resentfully (Collins, p. 434).

Данный пример демонстрирует стереотипизацию таких признаков, как drug/alcohol abuse, promiscuity.

In Hollywood Grange-Market one can buy everything and everybody, but for one good - innocence (Wall, p. 4).

В примере подчеркивается такое качество, приписываемое Голливуду в целом и отдельным его представителям, как venality.

It was Vinnie - Vincent Cordel - who made him a star... He was extremely thankful to Vincent Cordel for his help, and as to the questions of sexual preferences, everything was plain and easy for Freddy: a man or a woman - simply a matter of style (Wall, p. 202).

Здесь очевидна ссылка на безнравственное поведение звезд, их неразборчивость в связях (promiscuity).

‘The only problem with LA is people can air-kiss you and then walk away and stab you

in the back. It’s teaming with sycophants because everyone wants to be in the movies’ (HELLO!, p. 11).

В данном случае американская киноиндустрия характеризуется как нечестный бизнес, где имеет место жестокая борьба за выживание (unfair competition).

Rabel actor Christian Slater emerges handcuffed after being arrested for allegedly grabbing a 52-year-old woman behind on the street. The 35-year-old Heathers star - who has had runnings with the law before, including a 90-day sentence in 1997 for assaulting his then-girlfriend - was charged with third-degree sexual abuse and forcible touching. He will appear in court next month (HELLO!, p. 25).

Скандальное поведение (scandalous behaviour), противоречивые отношения с законом - еще один признак, приписываемый звездам Голливуда вследствие стереотипизации.

In the late 1970s, in an effort to cope with the pressures of her career and running a home and family, she [Dora Bryan] started drinking while taking anti-depressants, and eventually suffered a nervous breakdown (HELLO!, p. 33).

Склонность к нервным срывам, нестабильное состояние психики (unstable psychic nature), часто имеющее последствием злоупотребление алкоголем, - еще один стереотип «звездного» поведения.

Таким образом, перечисленные выше примеры демонстрируют абсолютизацию факультативных признаков исследуемого типажа. При этом индивидуальное поведение реально существующей личности влияет на оценочные суждения о «звезде Голливуда» как о типаже, что находит, в свою очередь, отражение в художественной литературе, поскольку поступки литературного персонажа - это выражение представления автора об ожидаемом ролевом поведении того обобщенного социокультурного типа, который этот персонаж представляет.

Итак, в качестве выводов отметим, что «звезда Голливуда», являясь модельной личностью для американской лингвокультуры, тем не менее вызывает ряд неоднозначных оценок в сознании носителей языка. При разгра-

176

Л.П. Селиверстова. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда»

ничении положительного и отрицательного отношения к типажу следует, очевидно, опираться на степень постоянности доминантного признака: постоянные качественные характеристики «звезды Голливуда» как модельной личности вызывают одобрительные оценочные суждения, стереотипизация же факультативных признаков приводит к частичной девальвации морального облика и социального статуса исследуемого типажа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Карасик В.И. Лингвокультурный типаж «русский интеллигент» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005. С. 25-61.

2 Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005. С. 5-25.

3 Селиверстова Л.П. «Звезда Голливуда» как коммуникативный типаж // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Волгоград, 2005. С. 273-278.

4 Карасик В.И., Дмитриева О.А. Указ. соч.

ИСТОЧНИКИ

Collins J. American Star. N.Y, 1993.

Wall B. High Society. G.B.: Coronet Books, 1995.

HELLO! 2005. June 16th.

The Face. 2000. December. J№ 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.