Научная статья на тему 'Лингвокультурные концепты в системе священных чисел'

Лингвокультурные концепты в системе священных чисел Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / СЛОВО / WORD MEANING / ЗНАЧЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / CONCEPT / СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА / SACRED NUMBERS / ЛИНГВОМЕЖКУЛЬТУРОЛОГИЯ / LINGVA-CULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Қасым Б.Қ.

Концепт, обозначающий бесконечные взаимоотношения между языком мыслями бытиём познанием, является одним из особенных многогранных познавательных явлений в языке. Концепт это динамическая структура с логической точки зрения, которая изображает опыт существования человечества, разносторонне развивается и адаптируется к изменениям. Концепт это не только содержание, обобщенное в познании человека в одну систему знаний, это языковое явление, сохранившее в языке национальный колорит сложной национальной познавательной мысли. В рамках концепта группируются познавательная сущность значений слов, сами значения слов. Относящиеся по своему содержанию к священным наименованиям такие единицы, как слово и понятие, слово и значение, внутренняя и внешняя форма слова и другие взаимосвязанные структуры, в языке служат в качестве средства общения. Одно из таких наименований это наименования священных чисел. В числах сохранены традиции и обычаи, вера и убеждения, приметы и другие духовные ценности, заложенные в миропонимании народа. Посредством этого даются сведения по миропониманию, истории, культуре древних народов. Раскрываются тайны священных чисел в языковом применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative lingva-cultural-cognitive concepts in the system of the sacred numbers

The concept defining the endless relationship between language, thoughts, existence and knowledge is one of the special multi-faceted cognitive phenomena in language. Concept is a dynamic structure, from a logical point of view, which shows the experience of human existence and diversifies and adapts to changes. Concept is not only the content generalized in the single system of human knowledge, it is also a linguistic phenomenon that preserved in the language the national colors of the national complex cognitive thought. As a part of the essence, the concept itself groups cognitive meanings of words and the meaning of words themselves. Related in content to the sacred names such units as the word and concept, word and meaning, internal and external form of the word and other related structures, serve in language as a means of communication.One of these items here are the sacred numbers. In numbers traditions and customs, faith and beliefs, signs and other spiritual values inherent in the worldview of the people are preserved. Through this information on the understanding of the world, history and culture of ancient peoples is presented. The secrets of the sacred numbers usage in language are revealed.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурные концепты в системе священных чисел»

Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2014. № 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА

Б.К. Цасым,

доктор филологических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая; e-mail: bkasym_gosyaz@mail.ru

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ В СИСТЕМЕ СВЯЩЕННЫХ ЧИСЕЛ

Концепт, обозначающий бесконечные взаимоотношения между языком — мыслями — бытиём — познанием, — является одним из особенных многогранных познавательных явлений в языке. Концепт — это динамическая структура с логической точки зрения, которая изображает опыт существования человечества, разносторонне развивается и адаптируется к изменениям. Концепт — это не только содержание, обобщенное в познании человека в одну систему знаний, это языковое явление, сохранившее в языке национальный колорит сложной национальной познавательной мысли. В рамках концепта группируются познавательная сущность значений слов, сами значения слов. Относящиеся по своему содержанию к священным наименованиям такие единицы, как слово и понятие, слово и значение, внутренняя и внешняя форма слова и другие взаимосвязанные структуры, в языке служат в качестве средства общения.

Одно из таких наименований — это наименования священных чисел. В числах сохранены традиции и обычаи, вера и убеждения, приметы и другие духовные ценности, заложенные в миропонимании народа. Посредством этого даются сведения по миропониманию, истории, культуре древних народов. Раскрываются тайны священных чисел в языковом применении.

Ключевые слова: познание, слово, значение, понятие, священные числа, линг-вомежкультурология.

Balkiya K. Kassym, Dr. Sc. (Philology), Professor at Abai Kazakh National Pedagogical University, Kazakhstan; e-mail: bkasym_gosyaz@mail.ru

Comparative Linguo-cultural-cognitive Concepts in the System of Sacred Numbers

The concept defining the endless relationship between language, thoughts, existence and knowledge is one of the special multi-faceted cognitive phenomena in language. Concept is a dynamic structure, from a logical point of view, which shows the experience of human existence and diversifies and adapts to changes. Concept is not only the content generalized in the single system of human knowledge, it is also a linguistic phenomenon that preserved in the language the national colors of the national complex cognitive thought. As a part of the essence, the concept itself groups cognitive meanings of words and the meaning of words themselves. Related in content to the sacred names such units as the word and concept, word and meaning, internal and external form of the word and other related structures, serve in language as a means of communication. One of these items here are the sacred numbers. In numbers traditions and customs, faith and beliefs, signs and other spiritual values inherent in the worldview of the people are preserved.

Through this information on the understanding of the world, history and culture of ancient peoples is presented. The secrets of the sacred numbers usage in language are revealed.

Key words: knowledge, word meaning, concept, sacred numbers, lingva-culturology.

Концепт, обозначающий бесконечные взаимоотношения между языком-мыслям-бытием-познанием, — является одним из особенных многогранных познавательных явлений в языке. В настоящее время в лингвистических науках в связи с повышением интереса к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов, несущих в себе опыт предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Концепт по своей генетической и типологической структуре встречается практически во всех языках. Концепт — это динамическая структура, которая с логической точки зрения изображает опыт существования человечества, разносторонне развивается и адаптируется к изменениям. На основе концепта национальное познавательное древнее и новое значения слов мотивируются и формируются как наименования. Поэтому сущность (основу значения) мотивации необходимо искать именно в концептах. Внутренняя значимая структура слова взаимосвязана с внешней формой этого слова. «Для внутренней структуры данного слова он является ядром основного значения во всех словоупотреблениях, а для внешней структуры он служит образцом всех значимых его показателей» [Касым, 2010, с. 203—204].

Концепт является общим понятием для всех значений слова. М. Хайдеггер: «Отличительность бытийного вопроса вполне выйдет на свет однако только тогда, когда он будет удовлетворительно очерчен в плане его функции, его цели и его мотивов. ...Всякое толкование основано в понимании. Расчленённое в толковании как таковое и вообще преднамеченное в понимании как членимое есть смысл. ...Значимое целое понятности берёт слово. К значениям прирастают слова» (курсив мой. — Б.К.). «...Феноменологически описать "мир" будет поэтому значить: выявить и концептуально-категориально фиксировать бытие наличного внутри мира сущего. Сущее внутри мира — это вещи, природные вещи и "ценностно нагруженные" вещи... Подобное "средство" мы находим в знаке. Этим словом именуется многое: не только разные виды знаков, но бытие-знаком для... само может быть формализовано до некоего рода универсального типа отнесённости, так что знаковая структура сама подаёт онтологическую путеводную нить для "характеристики" всего сущего вообще. Концепт — семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определённой этнокультуры. Отражая этническое мировоззрение, концепт маркирует этническую

языковую картину мира и является кирпичиком для строительства "дома бытия"» [Хайдеггер, 1997, с. 83—85, 97]. В.Н. Телия: «Концепт — это продукт человеческой мысли и явление идеальное, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому. Концепт — это конструкт, он не воссоздаётся, а "реконструируется" через своё языковое выражение и внеязыковое знание» [Телия, 1996, с. 187]. Концепт — это не только значение, вобравшее в себя систему знаний в познавательном мире, но и языковое явление, сохранившее национальный колорит сложной познавательной мысли в языке. Познавательная природа и значение слова языка достаточно сложные явления. Познавательная сущность значений слов в языке сосредоточена в подтексте концепта. Концепт используется для обозначения обобщенной мыслительной единицы и функционирует в качестве средства общения в языке на основании преемственности слова и понятия, слова и значения, внутренней и внешней формы слова и др. Л. Жаналина выделяет: «Мыслительная картинка — концепт, который содержит не только понятие, но и детальный образ обозначаемого» [Жаналина, 2006, с. 91].

Мышление — наивысшая форма изображения окружающего мира в сознании. Исходная форма мышления — понятие. Понятие — образ предметов и явлений в сознании. Своеобразные особенности, познание, самосознание, миропонимание, сущность, национальный менталитет и т.д. каждой нации, её культуру и миропознание можно познать посредством языка. Пути развития языка и мышления, связи между бытием и языком по представлению сознания и познания человека чётко проявляются во внутреннем содержании концептов. В.А. Маслова утверждает, что передать культуру и информацию на основе номинативных единиц языка можно следующими четырьмя способами: «культурные семы», «культурное поле», «культурные концепты», «культурная номинация». Учёный, утверждая, что ядром культурного концепта является не только личная языковая форма, а также языковые единицы, признающиеся основой экзестенционального значительного пространственного образа в окружающей среде, к основному концепту культуры относит такие абстрактные наименования, как честь, судьба, грех, закон, свобода и т.д. [Маслова, 2001, с. 51].

Концепт — это общая единица культуры и познания. Благодаря видению механизмов образования новых значений слов, можно будет также осознать внутренние механизмы культуры и познания. Проведя анализ сформированных в языке концептов, можно проследить своеобразные особенности национально-культурного познания. Национальная специфика концептов проявляется в наличии различий в одноимённых концептах в разных национальных культурах, а также в наличии концептов, характерных только для

одной культуры. Образно-символический концепт — знаковое проявление конкретного понятия. В современном языкознании исследуются познавательные свойства когнитивной лингвистики во взаимосвязи с языковыми средствами. Б. Касым, Г.Н. Зайсанбаева утверждают: «В процессе метафоризации в рамках когнитивного направления, основанной на сходстве с явлениями и ситуациями окружающей (...) действительности образуются другие наименования или концепты. Наименования, образованные с помощью метафор, тесно связаны с концептуальной системой потребителя языка, поскольку на основе определенных сформированных понятий об окружающем мире образуются различные понятия и наименования в ассоциативном образном мышлении. В соответствии с законом языковой экономии в последнее время новые словообразования создаются с использованием семантического поля имеющегося уже в языке. Поэтому при анализе словообразовательной значимости метафоры языковые единицы рассматриваются в когнитивном аспекте» [Касым, Зайсанбаева, 2004, с. 50—54]. Благодаря концепту, семантическое значение отдельных национально-культурно-познавательных наименований, а также особенности материально-духовных явлений можно рассматривать как ключ познания. В связи с этим А. Вежбицкая считает: «Концепт — это языковая картина мира, в которой изображаются культурные понятия и наименования, накопленные человеком о мире» [Вежбицкая, 1996, с. 75]. Концепт — языковое явление, отражающее особенности мира культуры и познания. Главным объектом когнитивной лингвистики является изучение лексем, отражающих особенности, понятия и представления, самосознание, кругозор, бытие и сущность каждой нации, в качестве «культурных концептов». В связи с этим появляется необходимость познания языковых моделей, передающих языковые базовые духовные ценности и материальную культуру, в качестве концепта, поскольку под языковыми моделями понимается логическая модель мышления. В логических моделях сосредоточены конкретные и абстрактные понятия и представления. Посредством языка можно познать своеобразные особенности, самосознание, миропонимание, бытие и сущность, национальный менталитет и др., культурное бытие и познавательный мир каждой нации. Пути развития языка и мышления, связи между бытием и языком по представлению сознания и познания человека чётко проявляются во внутреннем содержании концептов.

Один из путей глубокого изучения структуры языковой системы, действительного познания природы национального языка — изучение собственно языковых закономерностей языковых знаков, их составляющих единиц, содержательной и формальной сторон

языковых единиц. Другой путь заключается в изучении их в тесной взаимосвязи с такими неязыковыми ценностями, как реальная действительность, мышление, познание. В казахском языке языковые единицы наименований чисел составляют один из древних пластов словарного состава языка, заключающих в себе своеобразную тайну. Поскольку числа образуются из определения размера, объёма предметов и явлений окружающей среды относительно друг друга, то они являются одним из способов познания мира человеком. В настоящее время числа входят в содержание любой науки и служат для неё. Вместе с тем в каждом языке имеется тенденция к приданию числам некого символического смысла, отнесение их к священным — это явление берет своё начало из древней истории многих народов. Исследования чисел в относительно новых направлениях проводятся в аспекте лингвокультуро-логии, этнолингвистики, когнитивной лингвистики. Вот несколько основных положений, встречающихся в данных исследованиях:

Один из путей глубокого изучения структуры языковой системы, действительного познания природы национального языка — изучение собственно языковых закономерностей языковых знаков, их составляющих единиц, содержательной и формальной сторон языковых единиц. Другой путь заключается в изучении их в тесной взаимосвязи с такими неязыковыми ценностями, как реальная действительность, мышление, познание. В казахском языке языковые единицы наименований чисел составляют один из древних пластов словарного состава языка, заключающих в себе своеобразную тайну. Поскольку числа образуются из определения размера, объёма предметов и явлений окружающей среды относительно друг друга, то они являются одним из способов познания мира человеком. В настоящее время числа входят в содержание любой науки и служат для неё. Вместе с тем в каждом языке имеется тенденция к приданию числам некого символического смысла, отнесение их к священным — это явление берет своё начало из древней истории многих народов. Исследования чисел в относительно новых направлениях проводятся в аспекте лингвокультурологии, этнолингвистики, когнитивной лингвистики. Вот несколько основных положений, встречающихся в данных исследованиях:

— символическая суть имен числительных один, два, три, четыре, семь берет начало из древней мифологии, связанной с моделью мира;

— символическая сущность чисел семь, девять, сорок сложилась под воздействием образования искусства магии;

— в качестве священного у чисел развивается и их семантическое значение;

— система количественных символов связана с философскими, логическими, психологическими и др. основами; комплексное со-

держание этнокультурных, духовных поверий, отраженных посредством чисел, является корневой основой языкового сознания;

— числа три, четыре, семь, девять, двенадцать, сорок в казахском языке основаны на миропонимании человечества в целом. Традиция отнесения чисел к священным, считается явлением, берущим начало из древней истории многих народов.

Концепт «пять». В казахском языке слово «бес» применяется в значении «рука». По всей видимости, корень слова встречался не в форме бес — беш или бы, а в форме пт — «пять». Человечество после системы троичного счета изобрело пятеричную систему счета. Известно, что по пятеричной системе счета в древности самым крайним числом было пять. Пять истин: слово истина употреблено в значении очевидный. К пяти истинам относятся: язык, религия, традиции, история, родина. По мнению греческих ученых, для того чтобы люди явно чувствовали свое отношение к определенной нации, народу, они должны отвечать следующим условиям:

— во-первых, отлично знать язык нации;

— во-вторых, впитать в себя традиции этой нации;

— в-третьих, признать религию нации;

— в-четвертых, признать историю данной нации и т.д.

Концепт «семь». Большинство из древних великих выражений,

пословиц и поговорок, крылатых слов, устойчивых выражений народа связаны со священной цифрой семь. Почтение к цифре семь берёт начало с древних времён. Это можно встретить и в системе цифр, и в культуре других народов. Число и понятие семь в действительности отражают сознательные традиции, старинные народные обычаи. Слово семь является святым, священным не только у казахского народа, но и у всех других народов. М. Ауэзов считает: «Древность казахского народа должна считаться не только казахской, но и древностью всего тюркского народа» [Ауэзов, 1985]. Например, Жетi журт — святой народ. Жетi цазына — источник богатства, достатка, ценности. Жетi ата — Букв.: семь предков. Мысалы, — Ар жагын айтпай-а^ ^ой, дедi Жабай сeзiмдi белш, — «жетi атасын бшген ~%л,жетi журтыныц ^амын жер», — депт (С.М.). — Дальше можешь не говорить, — прервал меня Жабай, говорят, что кто знает своих предков до седьмого колена, тот проявит заботу обо всех родичах. Жетi атасынан тYK кврмеген — бедный, не имеющий ни гроша за душой, Жетi цабат жер асты — тяжело, далеко, жетi цырдыц асты — расстояние. Жетi нан цудайы — жетi тиын садаца — молиться богу, святым духам с просьбой сохранить от трудностей, в дорогу предназначались скотина, вещь, деньги. Жеттн бердi — поминки по усопшему на седьмой день. Понятие «жетi ата» есть и у кыргызского, татарского и других народов. «Жетi атадан эрi гана цыз алысу зацы» — закон, по которому нельзя

было брать в жену девушку из одного рода до седьмого колена, этот закон соблюдается у турков и монгол. В кыргызском языке звезда Жетщарацшы — большая медведица называется жетi арцар. В татарском языке имеется выражение семь раз отмерь, один раз отрежь — жиде кат Yлче, бер кат кис, жет ^ат жер астында (за тридевять земель) — жиде кат жер астында, мандай жет ^арыс (семи пядей во лбу) — мангае жиде карыш, жиде кат терiсiн шыгару (снять семь шкур с джиды) — жиде кат тиресен тунау. Так, например, в русском языке с цифрой семь имеются следующие крылатые выражения: «Семь мудрецов, семь чудес света; Москва стоит на семи холмах; служил семь лет, выслужил сем рек; семеро в сани по семеро в санях» и т.д. В индийской культуре также цифра семь является священной, например, выражения Жетi MYше (семь частей), жетi нан (семь лепешек) восходят корнями к индийской культуре, в древнем Вавилоне после каждых семи дней наступал праздник, это связано с семью звездами на небосклоне: Солнце, Месяц, Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера — семь небесных тел. В связи с этим была сформирована семидневная неделя. Древние греки также поклонялись цифре семь. Цифра семь приносит людям удачу и т.д.

Образование наименований новых понятий с применением количественных понятий — это явление, которое существует с древних времен. Наименования в языке, образованные от количественных понятий, образуют различные концепты системных единиц когнитивного сознания. Посредством наименований священных чисел формируется языковая картина мира, образуется мировоззренческий образ. Свойства святых чисел несут функцию познания содержания концепта. Вместе с тем в проявлении языковой картины мира имеются различные характеристики, свойственные собственно концепту: образы разъясняющих, познавательных, оценочных, образных слов доказывают, что природа создающих количественный концепт является культурным явлением.

Список литературы

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Жаналина Л.К. Актуальные проблемы языкознания. Теория. Учебно-методические комплекс дисциплины: Учеб. пособие. Алматы: Ргт^Б, 2006. 330 с.

Цасым Б.Ц. КYPДелi алым жасалымы: когнитивта-дискурстьщ ^станым

(Зерттеулер). Алматы: ЖК Волкова А.В., 2010. 383 б. Касым Б., Зайсанбаева Г. Метафоралы аталымдар когнитивтак багытта // КР ¥ГА-нын Хабаршысы. Тт, эдебиет сериясы. 2004. № 1. Алматы: Гылым, 2004. б. 58—62.

Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. М.: Академия, 2001. 208 с. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспект. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Лё Ма^теш, 1997 (пер. с нем. В.В. Би-

бихина. Харьков: Фолио, 2003. 503, [9] с.). Эуезов, М. Эдебиет тарихы. Эр жылдар ойлары. Алматы: Ана тiлi, 1991. 240 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.