ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 2. С. 194-199.
УДК 801
Е.Г. Малышева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕЯ «ПАТРИОТИЗМ»
В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА. СТАТЬЯ 1
Статья является первой из двух запланированных публикаций, темой которых является рассмотрение содержательной специфики «духовного концепта» («лингвокультурной идеи») «Патриотизм», объективированной в текстах спортивного дискурсивного пространства.
Проводится лингвокультурологический анализ феномена «Патриотизм»: осмысляются словарные дефиниции ключевого слова концепта, рассматриваются современные научные представления об эволюции названной когнитивной категории, исследуются когнитивные признаки концепта «Патриотизм», релевантные для спортивного дискурсивного пространства.
Ключевые слова: патриотизм, лингвокультурологический анализ, спортивное дискурсионное пространство.
Изучаемый нами концепт, по мнению многих исследователей, может быть отнесен к тем ментальным единицам, которые входят в «общий алфавит культуры» [1], являются «универсалиями духовной культуры» [2].
Более того, С.Г. Воркачев, на наш взгляд, справедливо называет «лингвоконцепт высшего уровня» «Патриотизм» «лингвокультурной идеей» - «сложным семантическим образованием гиперо-нимического типа, включающим в себя концепты и «антиконцепты» - родину и чужбину, «свое» и «чужое»» [3].
В словарях и энциклопедиях разного типа находим следующие дефиниции имени данного концепта - слова патриотизм:
• Любовь к отчизне; патриот - отчизнолюб [4].
• Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [5].
• Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; разг. - Преданность чему-л., горячая любовь к чему-л. [6].
• От греческого раМБ - отечество - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа [7].
Самое развернутое определение патриотизма, фиксирующее базовые концептуальные признаки этого феномена, обнаруживается, как и ожидалось, в энциклопедическом словаре, где в дефи-
© Е.Г. Малышева, 2010
ниции понятия выделяются такие семантические составляющие, как «нравственный принцип», «социальное чувство», «любовь к родине», «гордость за родину», «подчинение интересов родине», «защита родины и ее граждан».
Лингвистические словари, особенно «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, фиксируют основные, дифференциальные семантические признаки понятия патриотизм, такие как «любовь», «преданность», «отношение к родине», «отношение к народу».
Исследователи семантической структуры лексического значения слова патриотизм подчеркивают, что после революции 1917 г. неизменное значение лексемы «любовь к родине» включает в себя сему «преданность народу».
В связи с этим толкование слова в исторической перспективе выглядит, по мнению лингвистов, так: «патриотизм -“любовь к отчизне, к отечеству”; патриотизм - “любовь, преданность, привязанность к отечеству, своему народу”; патриотизм - “любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу”; патриотизм - 1) “любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу”; 2) “преданность, приверженность чему-либо”» [8].
Очевидно, что семантика концепта «патриотизм» состоит прежде всего в обозначении определенного (любовь) отношения к родине, отечеству, отчизне -понятиям, которые являются «ядром идеи патриотизма» [9].1
Несомненно также, что семантическое наполнение имени «патриотизм») со временем претерпевало изменение, когда, помимо дифференциальной семы «любовь к родине», в его значении закреплялись новые элементы значения, и этот процесс отражал реальные изменения в русском языковом сознании, обусловленные множеством факторов экстралингвистиче-ского порядка.
«Новейшие» представления о патриотизме и Родине обусловлены, по мнению ученых, кроме всего прочего, тем обстоятельством, что у современного человека три родины: малая, этническая и гражданская. В идеале две последние могут совпадать, но в действительности, как справедливо замечает С.Г. Воркачев, «этническую Родину мы любим на генети-
ческом уровне, бессознательно, некритично и безответно. К Родине гражданской “хорошо относимся’, требуем от нее лояльности (“взаимности”) [10]. Подчеркнем, что, как полагает вышеназванный исследователь, именно в «зачатках трансформации» патриотизма в лояльность по отношению к Родине и состоит наиболее значимое «новообразование» в современном понимании Родины и патриотизма.
Думается, что этот и другие выводы относительно современного понимания лингвокультурной идеи патриотизма, эксплицированной в русской языковой картине мира, не могут и не должны считаться окончательными и безусловными.
Более того, не сомневаемся в том, что в конце первого десятилетия XXI в. не вполне верифицированным (во всяком случае, судя по исследованным нами текстовым материалам спортивного, в том числе спортивно-идеологического, политического, рекламного и др. дискурсов) является вывод об «общем кризисе русской идеи патриотизма конца ХХ в.» [11].
Как кажется, в последние пять лет в русском национальном сознании произошли достаточно серьезные и заметные изменения, связанные с переосмыслением представлений об универсальных духовных категориях, таких как «Родина», «Нация», «Патриотизм», и не в последнюю очередь это связано не только с социальными, политическими и экономическими процессами, происходящими в России и в мире, но и с событиями спортивными.
В связи со сказанным как раз заметим, что, описывая особенности современных представлений о Родине, об отечестве, отчизне и о патриотизме, С. Г. Воркачев обращается к разнообразным источникам, в которых зафиксированы как «константы» русской идеи патриотизма, так и «переменные составляющие» этой универсалии: к работам философов, социологов, культурологов; к произведениям писателей и поэтов ХІХ-ХХ вв., к современным лексикографическим источникам и текстам современного художественного и публицистического дискурсов; наконец, к данным социолингвистических опросов.
Тем не менее исследователь не привлекает в качестве материала для анализа тексты спортивного дискурса, в том числе
и журналистского, репрезентирующие изучаемую когнитивную универсалию.
Однако, на наш взгляд, несомненно, что языковая экспликация феномена «Патриотизм» в названном типе дискурса, в целом коррелируя с выделяемыми социологами, психологами, лингвокультуро-логами и лексикографами базовыми концептуальными признаками, отличается вполне определенной спецификой и ментальным своеобразием, а анализ соответствующих текстов спортивного дискурса позволяет выявить чрезвычайно важные, объективно существующие и до сих пор не описанные в лингвокультурологии динамические процессы, которые связаны с трансформацией понятия патриотизм, произошедшей в русском языковом сознании за последнее десятилетие, и которые существенно дополняют представления современной науки о «состоянии» русской идеи патриотизма.
Феномен спортивного патриотизма сегодня - чрезвычайно идеологизированное понятие, в котором, на наш взгляд, отражаются современные особенности идеи патриотизма вообще.
Так, представление о патриотизме в спорте напрямую связано с такими концептуальными моделями, как «Спорт - это политика», «Спорт - это идеология»,
«Спорт - это высшее проявление патриотизма», а также со стереотипными представлениями о том, что спорт, с одной стороны, является источником патриотических чувств и настроений, а с другой - способом публичного проявления патриотизма.
Интересно, что в меньшей степени такое представление о патриотизме репрезентировано в собственно журналистском спортивном дискурсе (за исключением, может быть, аналитических статей на данную тему, не так часто публикуемых в собственно спортивных изданиях). Однако нельзя не сказать в связи с этим, что соответствующее понимание патриотизма объективировано прежде всего в текстах, которые мы относим к спортивно-идеологическому дискурсу, впрочем частотно пересекающемуся с дискурсом политическим.
В качестве подтверждения сказанному проанализируем опубликованные на официальном сайте «Единой России» материалы заседания Государственно-
патриотического клуба партии «Единая Россия» (01.07.2008).
Тема «внутрипартийной дискуссии» -«Роль спорта в патриотическом воспитании». Показательно, что названные материалы помещены под заголовком «Спорт возрождает патриотизм и убивает национализм!»
В частности, С. Журова, олимпийская чемпионка в прошлом, а ныне - член Генерального совета «Единой России», заместитель Председателя Государственной думы, сказала следующее:
«Еще совсем недавно у многих спортсменов отношения со страной измерялись только в валютном эквиваленте. Они уезжали за рубеж. Но сегодня многие вернулись, они почувствовали, что родина думает о них. Очень важно, что спорт... не только несет патриотизм, но и убивает национализм В спорте всегда болеют "за наших", независимо от национальности. Поэтому спорт - божий дар. Спорт - это борьба по правилам. Здесь удовлетворяют не свои территориальные претензии, а здоровые амбиции. И именно поэтому спорт - это всегда мир, а не война. То есть это очень важный элемент и в международных отношениях. Со спортивными победами пришел огромный интерес к нашему флагу и символике. Мы видели огромное количество российских флагов на улицах, и не только в России, но и заграницей».
Этот текст, на наш взгляд, показателен по нескольким причинам.
Во-первых, самое название клуба партии - государственно-патриотический - эксплицирует попытку совмещения понятий государство и Родина, традиционно оппозитивных в русском языковом сознании (см. об этом [12], [13], [14] и мн. др.).
Во-вторых, именно на примере профессиональных российских спортсменов демонстрируются изменения как в общественном отношении к русским, работающим за границей, так и в их отношении к Родине. Заметим, что С. Журова косвенно признает причины, по которым лучшие представители отечественного спорта «уезж:али за рубеж> («родина о них не думала», т. е. не оценивала их труд адекватно, не позволяла вести соответствующий их рангу и заслугам образ жизни), но, тем не менее, дает «патриотиче-
ским чувствам» таких спортсменов отрицательную оценку («отношения со страной измерялись только в валютном эквиваленте»). Однако далее автор текста эксплицирует, какие качественные и положительные изменения произошли в отношениях субъекта и объекта патриотизма - гражданина (спортсмена) и его Родины: «Но сегодня многие вернулись, они почувствовали, что родина думает о них».
Обратим внимание на синонимический ряд, использованный в данном тексте и организованный по принципу градации - усиления интенсивности признака: страна - Родина - Россия. Очевидно, что первый из членов этого ряда нагружен отрицательными коннотативными смыслами2, второй и третий - коррелируют как с понятием «этнической», так и «гражданской» родины. Кстати говоря, уже в этом тексте мы наблюдаем одно из важнейших отличий спортивного дискурса: в нем самым частотным именем концепта «Родина» является лексема «Россия», как правило отмеченная положительными эмоционально-оценочными семантиче-
скими элементами.
Наконец, в-третьих, в данном тексте эксплицировано представление о чрезвычайно актуальном для спортивного дискурса противопоставлении понятий «патриотизм» и «национализм».
Процитированное высказывание отражает аксиологическую «полюсность» названных понятий в интерпретации современных политических деятелей, однако заметим, что С. Журова близка к истине: спортивные состязания международного масштаба - это чуть ли не единственное пространство, где, с одной стороны, находит выход естественная потребность современного человека в реализации патриотических чувств и настроений, но, с другой стороны, представители разных национальностей, проживающие в одной стране, на время «забывают» о повседневном, бытовом национализме, неприятии чужих культурных традиций и нравов и воспринимают людей другой национальности и вероисповедания как «своих» только на основании общности «гражданской родины».
Примечательно также, что патриотизм в спорте становится поводом к рассуждениям о сути патриотизма вообще, а
также причиной экспликации собственных представлений журналистов о патриотизме, не всегда совпадающих со стереотипной точкой зрения.
Так, в аналитической разновидности публицистического дискурса обнаруживаются часто противоположные точки зрения на понимание названных феноменов.
Одни адресанты публицистического дискурса трактуют спортивное проявление патриотизма как псевдопатриотизм, или эрзац-патриотизм, и даже противопоставляют понятия «патриотизм» и «любовь к родине» как антонимичные3; другие
- вербализуют стереотипные представления о проявлении патриотизма в спорте (и спортсменами, и болельщиками) как о «первом шаге» на пути к возрождению любви к родине.4
Все сказанное (и процитированное) выше - лишнее подтверждение того, что состав формально-функционального тезауруса лексических репрезентантов рассматриваемого концепта напрямую зависит от избранного материала для исследования: так, в нашем тезаурусе не отражены многие специфические лексикосемантические средства, с помощью которых в упомянутых типах дискурсов объективируется неоднозначное представление о патриотизме в спорте.
Однако наш тезаурусный словарь позволяет сделать вывод о том, что в журналистском спортивном дискурсе, во-первых, не подвергается сомнению «истинность» набора базовых когнитивных признаков в концепте «Патриотизм»; во-вторых, подчеркивается чрезвычайная, даже конституирующая важность этого понятия как для адресантов, так и для адресатов журналистского спортивного дискурса; в третьих, происходит постоянная апелляция к данному понятию в связи с описываемыми и комментируемыми спортивными событиями.
Подробному описанию формальнофункционального тезауруса лексических репрезентантов концепта «Патриотизм» и будет посвящена наша вторая статья.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сравните: «Концепты «родина» и «патриотизм» связаны семантически и категориально, поскольку родина является объектом патриотического отношения (субъекта)» [15].
2 О семантике словосочетания «эта страна» см. в
3 [16].
«Вы никогда не замечали, что патриотическое воспитание, как правило, строится на прямом или косвенном утверждении превосходства вашей страны, вашего народа, вашей нации над всеми прочими? Я люблю свою маму не потому, что она умнее, красивее, сильнее, богаче, лучше всех остальных мам, я люблю ее за то, что она — моя мама. Разве потому нас учат любить Россию (США, Францию, Китай, Гватемалу и т. д.), что мы родились там? Разве это патриотизм? Или же патриотизм требует, чтобы мы размахивали флагом и болели бы за своих? (Кстати, “свои" — это кто? Если лучшие игроки лучшей баскетбольной команды Европы и России — ЦСКА — являются американцами, они нам «свои»? А если превосходный русский футболист играет за иностранный клуб, он нам “свой"?). По мне, все это никакой не патриотизм, а нечто другое. Об этом поразительно точно написал еще в XVIII веке выдающийся английский очеркист и языковед доктор Сэмюэл Джонсон: “Патриотизм — это последнее прибежище подлеца". Мысль предельно понятная: когда подлецу больше нечем прикрываться, он прикрывается патриотизмом. Размахивает флагом, орет, свистит и, если того требуют обстоятельства, мочит... Оказывается, немало выдающихся людей высказывались о патриотизме достаточно трезво. Например, Гёте: “Не бывает ни патриотического искусства, ни патриотической науки”. Или Джордж Бернард Шоу: “Не будет покоя в мире до тех пор, пока из человечества не вышибут дух патриотизма”. Заметьте, “пока... не вышибут дух патриотизма", а не чувство любви к своей Родине» [17].
4 «По-моему, самый честный патриотизм -спортивный. И может быть, именно из спортивного патриотизма может вырасти даже и любовь к родине. Ведь не секрет, что сейчас с любовью к родине и с патриотизмом в целом у нас напряженка. А спортивный патриотизм - он на физиологическом уровне. Потому что когда смотришь гонки, надо за кого-то болеть. И выбираешь того, с кем у тебя больше общего, своего. И вот уже ты выпрямляешь спину при звуках гимна. Потому что своим, правда, можно гордиться, если он прибежал первым. И если она сделала на льду такую невероятную красоту. И я горжусь. При всем своем неоднозначном отношении к России и к Екатеринбургу самые нежные и патриотические чувства у меня появляются, когда есть повод гордиться своими спортсменами. Дело в том, что я только что начала болеть за биатлон. Ну, вы знаете, какой был чемпионат мира и что там было. И я чувствовала, как
чисто эмоциональный драйв внутри меня
- кто кого? - перерастает в восторг, уважение, сочувствие и дальше, и дальше... Как раз под конец чемпионата я оказалась на одном мероприятии, где рядом в жюри сидели олимпийский чемпион по биатлону Сергей Че-пиков и олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ирина Зильбер-Веселова (моя дочка занимается в ее спортивной школе). И вот когда я смотрела на наших олимпийских чемпионов, таких близких, простых, но таких по-настоящему олимпийских, вот тут уж у меня был патриотизм так патриотизм. А уж как у меня перехватило дыхание, когда на соревнованиях в школе Ирины Зильбер все мы - и тренеры, и родители, а главное, наши маленькие девочки, которым от трех до восьми лет, - встали под звуки гимна. И девочки пели гимн - они знают слова. И я даже сама удивляюсь, до чего мне это нравится» [18].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Сандомирская И. И. Книга о Родине: Опыт ана-
лиза дискурсивных практик. Wien, 2001. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodi-na.htm
[2] Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской лин-
гвокультуре : монография. Волгоград : Парадигма, 200B. С. 1B3.
[3] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. B.
[4] Даль В. И. Толковый словарь живого велико-
русского языка : в 4 т. Т. 3. М. : Издательский центр «ТЕРРА», 1994. С. 24.
[б] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: B0000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : АЗЪ, 1995. С. 4B6.
[6] Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М. : Дрофа, русский язык, 2000. 1233 с.
[7] Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грица-нов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн. : Книжный дом, 2003. 1312 с. uRl: http: //voluntary.ru/ dictionary/568/
[B] Каримова Р. А., Александрова Е. Н. Понятие «патриотизм» в русском политическом дискурсе начала ХХІ в. // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 13-16 марта 2001.) : труды и материалы / под общ. ред. М. Л. Ремневой и А. А. Поликарпова. М. : Изд-во МГУ, 2001. С. 4B9-490.
[9] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. 8.
[10] Там же.
[11] Там же. С. 1B2.
[12] Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие. СПб. : Издательство Михайлова В. А., 1999. 203 с.
[13] Шаповалов В. Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Общественный науки и современность. 2008. № 1. С. 124-132.
[14] Одесский М. П., Фельдман Д. М. Идеологема «патриот» в русской, советской и постсоветской культуре // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 109-123.
[15] Жданова В. Русская культурно-языковая модель пространства и особенности индивидуальной ориентации в ней // Русские и «русскость»: Лингво-культурологичес-кие этюды / сост. В. В. Красных. М. : Гнозис, 2006. С. 44.
[16] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. 175-183.
[17] Познер В. В. Колонка Владимира Познера // Журнал Esquire. URL: http://www.esquire.ru/ articles/02/poznerE
[18] О спортивном патриотизме // Журнал-телегид «ТелеШоу». № 9. 27.02.2008.