Научная статья на тему 'Лингвокультурная идея «Патриотизм» в спортивном дискурсивном пространстве: содержательная специфика. Статья 1'

Лингвокультурная идея «Патриотизм» в спортивном дискурсивном пространстве: содержательная специфика. Статья 1 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СПОРТИВНОЕ ДИСКУРСИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PATRIOTISM / LINGUOCULTOROLOGICAL ANALYSIS / SPORTING DISCURSIVE SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малышева Е. Г.

Статья является первой из двух запланированных публикаций, темой которых является рассмотрение содержательной специфики «духовного концепта» («лингвокультурной идеи») «Патриотизм», объективированной в текстах спортивного дискурсивного пространства. Проводится лингвокультурологический анализ феномена «Патриотизм»: осмысляются словарные дефиниции ключевого слова концепта, рассматриваются современные научные представления об эволюции названной когнитивной категории, исследуются когнитивные признаки концепта «Патриотизм», релевантные для спортивного дискурсивного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguocultural concept

This article is the first from two scheduled publications concerning consideration of substantial peculiarities of spiritual concept (linguocultural concept) Patriotism objectified in texts of sporting discursive space. In given article linguocultorological analysis of Patriotism phenomenon is carried out: lexical definitions of key word concept are interpreted, contemporary scientific idea about the evolution of the named cognitive category is considered, cognitive signs of Patriotism concept that are relevant for sporting discursive space are examined.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурная идея «Патриотизм» в спортивном дискурсивном пространстве: содержательная специфика. Статья 1»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 2. С. 194-199.

УДК 801

Е.Г. Малышева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕЯ «ПАТРИОТИЗМ»

В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА. СТАТЬЯ 1

Статья является первой из двух запланированных публикаций, темой которых является рассмотрение содержательной специфики «духовного концепта» («лингвокультурной идеи») «Патриотизм», объективированной в текстах спортивного дискурсивного пространства.

Проводится лингвокультурологический анализ феномена «Патриотизм»: осмысляются словарные дефиниции ключевого слова концепта, рассматриваются современные научные представления об эволюции названной когнитивной категории, исследуются когнитивные признаки концепта «Патриотизм», релевантные для спортивного дискурсивного пространства.

Ключевые слова: патриотизм, лингвокультурологический анализ, спортивное дискурсионное пространство.

Изучаемый нами концепт, по мнению многих исследователей, может быть отнесен к тем ментальным единицам, которые входят в «общий алфавит культуры» [1], являются «универсалиями духовной культуры» [2].

Более того, С.Г. Воркачев, на наш взгляд, справедливо называет «лингвоконцепт высшего уровня» «Патриотизм» «лингвокультурной идеей» - «сложным семантическим образованием гиперо-нимического типа, включающим в себя концепты и «антиконцепты» - родину и чужбину, «свое» и «чужое»» [3].

В словарях и энциклопедиях разного типа находим следующие дефиниции имени данного концепта - слова патриотизм:

• Любовь к отчизне; патриот - отчизнолюб [4].

• Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [5].

• Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; разг. - Преданность чему-л., горячая любовь к чему-л. [6].

• От греческого раМБ - отечество - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа [7].

Самое развернутое определение патриотизма, фиксирующее базовые концептуальные признаки этого феномена, обнаруживается, как и ожидалось, в энциклопедическом словаре, где в дефи-

© Е.Г. Малышева, 2010

ниции понятия выделяются такие семантические составляющие, как «нравственный принцип», «социальное чувство», «любовь к родине», «гордость за родину», «подчинение интересов родине», «защита родины и ее граждан».

Лингвистические словари, особенно «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, фиксируют основные, дифференциальные семантические признаки понятия патриотизм, такие как «любовь», «преданность», «отношение к родине», «отношение к народу».

Исследователи семантической структуры лексического значения слова патриотизм подчеркивают, что после революции 1917 г. неизменное значение лексемы «любовь к родине» включает в себя сему «преданность народу».

В связи с этим толкование слова в исторической перспективе выглядит, по мнению лингвистов, так: «патриотизм -“любовь к отчизне, к отечеству”; патриотизм - “любовь, преданность, привязанность к отечеству, своему народу”; патриотизм - “любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу”; патриотизм - 1) “любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу”; 2) “преданность, приверженность чему-либо”» [8].

Очевидно, что семантика концепта «патриотизм» состоит прежде всего в обозначении определенного (любовь) отношения к родине, отечеству, отчизне -понятиям, которые являются «ядром идеи патриотизма» [9].1

Несомненно также, что семантическое наполнение имени «патриотизм») со временем претерпевало изменение, когда, помимо дифференциальной семы «любовь к родине», в его значении закреплялись новые элементы значения, и этот процесс отражал реальные изменения в русском языковом сознании, обусловленные множеством факторов экстралингвистиче-ского порядка.

«Новейшие» представления о патриотизме и Родине обусловлены, по мнению ученых, кроме всего прочего, тем обстоятельством, что у современного человека три родины: малая, этническая и гражданская. В идеале две последние могут совпадать, но в действительности, как справедливо замечает С.Г. Воркачев, «этническую Родину мы любим на генети-

ческом уровне, бессознательно, некритично и безответно. К Родине гражданской “хорошо относимся’, требуем от нее лояльности (“взаимности”) [10]. Подчеркнем, что, как полагает вышеназванный исследователь, именно в «зачатках трансформации» патриотизма в лояльность по отношению к Родине и состоит наиболее значимое «новообразование» в современном понимании Родины и патриотизма.

Думается, что этот и другие выводы относительно современного понимания лингвокультурной идеи патриотизма, эксплицированной в русской языковой картине мира, не могут и не должны считаться окончательными и безусловными.

Более того, не сомневаемся в том, что в конце первого десятилетия XXI в. не вполне верифицированным (во всяком случае, судя по исследованным нами текстовым материалам спортивного, в том числе спортивно-идеологического, политического, рекламного и др. дискурсов) является вывод об «общем кризисе русской идеи патриотизма конца ХХ в.» [11].

Как кажется, в последние пять лет в русском национальном сознании произошли достаточно серьезные и заметные изменения, связанные с переосмыслением представлений об универсальных духовных категориях, таких как «Родина», «Нация», «Патриотизм», и не в последнюю очередь это связано не только с социальными, политическими и экономическими процессами, происходящими в России и в мире, но и с событиями спортивными.

В связи со сказанным как раз заметим, что, описывая особенности современных представлений о Родине, об отечестве, отчизне и о патриотизме, С. Г. Воркачев обращается к разнообразным источникам, в которых зафиксированы как «константы» русской идеи патриотизма, так и «переменные составляющие» этой универсалии: к работам философов, социологов, культурологов; к произведениям писателей и поэтов ХІХ-ХХ вв., к современным лексикографическим источникам и текстам современного художественного и публицистического дискурсов; наконец, к данным социолингвистических опросов.

Тем не менее исследователь не привлекает в качестве материала для анализа тексты спортивного дискурса, в том числе

и журналистского, репрезентирующие изучаемую когнитивную универсалию.

Однако, на наш взгляд, несомненно, что языковая экспликация феномена «Патриотизм» в названном типе дискурса, в целом коррелируя с выделяемыми социологами, психологами, лингвокультуро-логами и лексикографами базовыми концептуальными признаками, отличается вполне определенной спецификой и ментальным своеобразием, а анализ соответствующих текстов спортивного дискурса позволяет выявить чрезвычайно важные, объективно существующие и до сих пор не описанные в лингвокультурологии динамические процессы, которые связаны с трансформацией понятия патриотизм, произошедшей в русском языковом сознании за последнее десятилетие, и которые существенно дополняют представления современной науки о «состоянии» русской идеи патриотизма.

Феномен спортивного патриотизма сегодня - чрезвычайно идеологизированное понятие, в котором, на наш взгляд, отражаются современные особенности идеи патриотизма вообще.

Так, представление о патриотизме в спорте напрямую связано с такими концептуальными моделями, как «Спорт - это политика», «Спорт - это идеология»,

«Спорт - это высшее проявление патриотизма», а также со стереотипными представлениями о том, что спорт, с одной стороны, является источником патриотических чувств и настроений, а с другой - способом публичного проявления патриотизма.

Интересно, что в меньшей степени такое представление о патриотизме репрезентировано в собственно журналистском спортивном дискурсе (за исключением, может быть, аналитических статей на данную тему, не так часто публикуемых в собственно спортивных изданиях). Однако нельзя не сказать в связи с этим, что соответствующее понимание патриотизма объективировано прежде всего в текстах, которые мы относим к спортивно-идеологическому дискурсу, впрочем частотно пересекающемуся с дискурсом политическим.

В качестве подтверждения сказанному проанализируем опубликованные на официальном сайте «Единой России» материалы заседания Государственно-

патриотического клуба партии «Единая Россия» (01.07.2008).

Тема «внутрипартийной дискуссии» -«Роль спорта в патриотическом воспитании». Показательно, что названные материалы помещены под заголовком «Спорт возрождает патриотизм и убивает национализм!»

В частности, С. Журова, олимпийская чемпионка в прошлом, а ныне - член Генерального совета «Единой России», заместитель Председателя Государственной думы, сказала следующее:

«Еще совсем недавно у многих спортсменов отношения со страной измерялись только в валютном эквиваленте. Они уезжали за рубеж. Но сегодня многие вернулись, они почувствовали, что родина думает о них. Очень важно, что спорт... не только несет патриотизм, но и убивает национализм В спорте всегда болеют "за наших", независимо от национальности. Поэтому спорт - божий дар. Спорт - это борьба по правилам. Здесь удовлетворяют не свои территориальные претензии, а здоровые амбиции. И именно поэтому спорт - это всегда мир, а не война. То есть это очень важный элемент и в международных отношениях. Со спортивными победами пришел огромный интерес к нашему флагу и символике. Мы видели огромное количество российских флагов на улицах, и не только в России, но и заграницей».

Этот текст, на наш взгляд, показателен по нескольким причинам.

Во-первых, самое название клуба партии - государственно-патриотический - эксплицирует попытку совмещения понятий государство и Родина, традиционно оппозитивных в русском языковом сознании (см. об этом [12], [13], [14] и мн. др.).

Во-вторых, именно на примере профессиональных российских спортсменов демонстрируются изменения как в общественном отношении к русским, работающим за границей, так и в их отношении к Родине. Заметим, что С. Журова косвенно признает причины, по которым лучшие представители отечественного спорта «уезж:али за рубеж> («родина о них не думала», т. е. не оценивала их труд адекватно, не позволяла вести соответствующий их рангу и заслугам образ жизни), но, тем не менее, дает «патриотиче-

ским чувствам» таких спортсменов отрицательную оценку («отношения со страной измерялись только в валютном эквиваленте»). Однако далее автор текста эксплицирует, какие качественные и положительные изменения произошли в отношениях субъекта и объекта патриотизма - гражданина (спортсмена) и его Родины: «Но сегодня многие вернулись, они почувствовали, что родина думает о них».

Обратим внимание на синонимический ряд, использованный в данном тексте и организованный по принципу градации - усиления интенсивности признака: страна - Родина - Россия. Очевидно, что первый из членов этого ряда нагружен отрицательными коннотативными смыслами2, второй и третий - коррелируют как с понятием «этнической», так и «гражданской» родины. Кстати говоря, уже в этом тексте мы наблюдаем одно из важнейших отличий спортивного дискурса: в нем самым частотным именем концепта «Родина» является лексема «Россия», как правило отмеченная положительными эмоционально-оценочными семантиче-

скими элементами.

Наконец, в-третьих, в данном тексте эксплицировано представление о чрезвычайно актуальном для спортивного дискурса противопоставлении понятий «патриотизм» и «национализм».

Процитированное высказывание отражает аксиологическую «полюсность» названных понятий в интерпретации современных политических деятелей, однако заметим, что С. Журова близка к истине: спортивные состязания международного масштаба - это чуть ли не единственное пространство, где, с одной стороны, находит выход естественная потребность современного человека в реализации патриотических чувств и настроений, но, с другой стороны, представители разных национальностей, проживающие в одной стране, на время «забывают» о повседневном, бытовом национализме, неприятии чужих культурных традиций и нравов и воспринимают людей другой национальности и вероисповедания как «своих» только на основании общности «гражданской родины».

Примечательно также, что патриотизм в спорте становится поводом к рассуждениям о сути патриотизма вообще, а

также причиной экспликации собственных представлений журналистов о патриотизме, не всегда совпадающих со стереотипной точкой зрения.

Так, в аналитической разновидности публицистического дискурса обнаруживаются часто противоположные точки зрения на понимание названных феноменов.

Одни адресанты публицистического дискурса трактуют спортивное проявление патриотизма как псевдопатриотизм, или эрзац-патриотизм, и даже противопоставляют понятия «патриотизм» и «любовь к родине» как антонимичные3; другие

- вербализуют стереотипные представления о проявлении патриотизма в спорте (и спортсменами, и болельщиками) как о «первом шаге» на пути к возрождению любви к родине.4

Все сказанное (и процитированное) выше - лишнее подтверждение того, что состав формально-функционального тезауруса лексических репрезентантов рассматриваемого концепта напрямую зависит от избранного материала для исследования: так, в нашем тезаурусе не отражены многие специфические лексикосемантические средства, с помощью которых в упомянутых типах дискурсов объективируется неоднозначное представление о патриотизме в спорте.

Однако наш тезаурусный словарь позволяет сделать вывод о том, что в журналистском спортивном дискурсе, во-первых, не подвергается сомнению «истинность» набора базовых когнитивных признаков в концепте «Патриотизм»; во-вторых, подчеркивается чрезвычайная, даже конституирующая важность этого понятия как для адресантов, так и для адресатов журналистского спортивного дискурса; в третьих, происходит постоянная апелляция к данному понятию в связи с описываемыми и комментируемыми спортивными событиями.

Подробному описанию формальнофункционального тезауруса лексических репрезентантов концепта «Патриотизм» и будет посвящена наша вторая статья.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сравните: «Концепты «родина» и «патриотизм» связаны семантически и категориально, поскольку родина является объектом патриотического отношения (субъекта)» [15].

2 О семантике словосочетания «эта страна» см. в

3 [16].

«Вы никогда не замечали, что патриотическое воспитание, как правило, строится на прямом или косвенном утверждении превосходства вашей страны, вашего народа, вашей нации над всеми прочими? Я люблю свою маму не потому, что она умнее, красивее, сильнее, богаче, лучше всех остальных мам, я люблю ее за то, что она — моя мама. Разве потому нас учат любить Россию (США, Францию, Китай, Гватемалу и т. д.), что мы родились там? Разве это патриотизм? Или же патриотизм требует, чтобы мы размахивали флагом и болели бы за своих? (Кстати, “свои" — это кто? Если лучшие игроки лучшей баскетбольной команды Европы и России — ЦСКА — являются американцами, они нам «свои»? А если превосходный русский футболист играет за иностранный клуб, он нам “свой"?). По мне, все это никакой не патриотизм, а нечто другое. Об этом поразительно точно написал еще в XVIII веке выдающийся английский очеркист и языковед доктор Сэмюэл Джонсон: “Патриотизм — это последнее прибежище подлеца". Мысль предельно понятная: когда подлецу больше нечем прикрываться, он прикрывается патриотизмом. Размахивает флагом, орет, свистит и, если того требуют обстоятельства, мочит... Оказывается, немало выдающихся людей высказывались о патриотизме достаточно трезво. Например, Гёте: “Не бывает ни патриотического искусства, ни патриотической науки”. Или Джордж Бернард Шоу: “Не будет покоя в мире до тех пор, пока из человечества не вышибут дух патриотизма”. Заметьте, “пока... не вышибут дух патриотизма", а не чувство любви к своей Родине» [17].

4 «По-моему, самый честный патриотизм -спортивный. И может быть, именно из спортивного патриотизма может вырасти даже и любовь к родине. Ведь не секрет, что сейчас с любовью к родине и с патриотизмом в целом у нас напряженка. А спортивный патриотизм - он на физиологическом уровне. Потому что когда смотришь гонки, надо за кого-то болеть. И выбираешь того, с кем у тебя больше общего, своего. И вот уже ты выпрямляешь спину при звуках гимна. Потому что своим, правда, можно гордиться, если он прибежал первым. И если она сделала на льду такую невероятную красоту. И я горжусь. При всем своем неоднозначном отношении к России и к Екатеринбургу самые нежные и патриотические чувства у меня появляются, когда есть повод гордиться своими спортсменами. Дело в том, что я только что начала болеть за биатлон. Ну, вы знаете, какой был чемпионат мира и что там было. И я чувствовала, как

чисто эмоциональный драйв внутри меня

- кто кого? - перерастает в восторг, уважение, сочувствие и дальше, и дальше... Как раз под конец чемпионата я оказалась на одном мероприятии, где рядом в жюри сидели олимпийский чемпион по биатлону Сергей Че-пиков и олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ирина Зильбер-Веселова (моя дочка занимается в ее спортивной школе). И вот когда я смотрела на наших олимпийских чемпионов, таких близких, простых, но таких по-настоящему олимпийских, вот тут уж у меня был патриотизм так патриотизм. А уж как у меня перехватило дыхание, когда на соревнованиях в школе Ирины Зильбер все мы - и тренеры, и родители, а главное, наши маленькие девочки, которым от трех до восьми лет, - встали под звуки гимна. И девочки пели гимн - они знают слова. И я даже сама удивляюсь, до чего мне это нравится» [18].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сандомирская И. И. Книга о Родине: Опыт ана-

лиза дискурсивных практик. Wien, 2001. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodi-na.htm

[2] Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской лин-

гвокультуре : монография. Волгоград : Парадигма, 200B. С. 1B3.

[3] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. B.

[4] Даль В. И. Толковый словарь живого велико-

русского языка : в 4 т. Т. 3. М. : Издательский центр «ТЕРРА», 1994. С. 24.

[б] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: B0000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : АЗЪ, 1995. С. 4B6.

[6] Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М. : Дрофа, русский язык, 2000. 1233 с.

[7] Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грица-нов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн. : Книжный дом, 2003. 1312 с. uRl: http: //voluntary.ru/ dictionary/568/

[B] Каримова Р. А., Александрова Е. Н. Понятие «патриотизм» в русском политическом дискурсе начала ХХІ в. // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 13-16 марта 2001.) : труды и материалы / под общ. ред. М. Л. Ремневой и А. А. Поликарпова. М. : Изд-во МГУ, 2001. С. 4B9-490.

[9] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. 8.

[10] Там же.

[11] Там же. С. 1B2.

[12] Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие. СПб. : Издательство Михайлова В. А., 1999. 203 с.

[13] Шаповалов В. Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Общественный науки и современность. 2008. № 1. С. 124-132.

[14] Одесский М. П., Фельдман Д. М. Идеологема «патриот» в русской, советской и постсоветской культуре // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 109-123.

[15] Жданова В. Русская культурно-языковая модель пространства и особенности индивидуальной ориентации в ней // Русские и «русскость»: Лингво-культурологичес-кие этюды / сост. В. В. Красных. М. : Гнозис, 2006. С. 44.

[16] Воркачев С. Г. Указ. соч. С. 175-183.

[17] Познер В. В. Колонка Владимира Познера // Журнал Esquire. URL: http://www.esquire.ru/ articles/02/poznerE

[18] О спортивном патриотизме // Журнал-телегид «ТелеШоу». № 9. 27.02.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.