Научная статья на тему 'ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «NEGATIVE ESCAPISM» В КОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «NEGATIVE ESCAPISM» В КОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / НЕГАТИВНЫЙ ЭСКАПИЗМ / АНТИЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / КОМИЧЕСКОЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарев А. И.

Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации антиценностного концепта «negative escapism» в комическом дискурсе английской лингвокультуры. В данной работе впервые выделен и рассмотрен такой антиценностный концепт как «negative escapism». На основе анализа словарных дефиниций и соответствующего теоретического материала дается определение негативному эскапизму. Также в результате анализа практического материала выявлены основные высмеиваемые и восхваляемые лингвокогнитивные характеристики антиценностного концепта «negative escapism». К основным высмеиваемым характеристикам представленного явления относятся крайняя степень зависимости, исключительная важность предмета зависимости в жизни объекта осмеяния, деградация объекта осмеяния из-за предмета зависимости. Материал исследования подтверждает, что именно деградация объекта осмеяния является наиболее часто встречающейся осмеиваемой характеристикой рассматриваемого концепта, при этом данная характеристика реализуется посредством актуализации таких антиценностных концептов, как глупость, похоть и обжорство. К основным восхваляемым характеристикам антиценностного концепта «negative escapism» относятся: высокое качество предмета зависимости, чувство удовольствия от предмета зависимости и способ решения жизненных проблем при помощи предмета зависимости. В большинстве примеров при восхвалении различных характеристик представленного концепта используется обсценная или вульгарная лексика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUO-COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE AXIOLOGICAL CONCEPT “NEGATIVE ESCAPISM” IN HUMOROUS DISCOURSE

The article is devoted to the characteristics of the anti-value concept "negative escapism" in the humorous discourse of English linguistic culture. This paper determined and considered the anti-value concept "negative escapism" for the first time. The author analyzed dictionary definitions and the corresponding theoretical material to give the definition of negative escapism. Also as a result of the analysis of practical material, the main ridiculed and praised linguo-cognitive characteristics of the anti-value concept "negative escapism" were revealed. The main ridiculed characteristics of the phenomenon include the extreme degree of addiction, the exceptional importance of the subject of addiction in the life of an addicted person, the degradation of an addicted person due to the subject of addiction. The material of the research confirms that it is the degradation of an addicted person that is the most frequently ridiculed characteristic of the concept under consideration while this characteristic is realized through actualizing such anti-value concepts as stupidity, lust and gluttony. The main praised characteristics of the anti-value concept "negative escapism" include the high quality of the subject of addiction, an acquired pleasure from the subject of addiction, and the way of solving some problems with the help of the subject of addiction. While praising various characteristics of the concept, obscene or vulgar vocabulary is used in most examples.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «NEGATIVE ESCAPISM» В КОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 2. С. 98-109._

3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИН МИРА

УДК 81+811.111

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «NEGATIVE ESCAPISM» В КОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Бочкарев А. И.

Новосибирский государственный технический университет,

Новосибирск, Российская Федерация

E-mail: arsentiy_87@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации антиценностного концепта «negative escapism» в комическом дискурсе английской лингвокультуры. В данной работе впервые выделен и рассмотрен такой антиценностный концепт как «negative escapism». На основе анализа словарных дефиниций и соответствующего теоретического материала дается определение негативному эскапизму. Также в результате анализа практического материала выявлены основные высмеиваемые и восхваляемые лингвокогнитивные характеристики антиценностного концепта «negative escapism». К основным высмеиваемым характеристикам представленного явления относятся крайняя степень зависимости, исключительная важность предмета зависимости в жизни объекта осмеяния, деградация объекта осмеяния из-за предмета зависимости. Материал исследования подтверждает, что именно деградация объекта осмеяния является наиболее часто встречающейся осмеиваемой характеристикой рассматриваемого концепта, при этом данная характеристика реализуется посредством актуализации таких антиценностных концептов, как глупость, похоть и обжорство. К основным восхваляемым характеристикам антиценностного концепта «negative escapism» относятся: высокое качество предмета зависимости, чувство удовольствия от предмета зависимости и способ решения жизненных проблем при помощи предмета зависимости. В большинстве примеров при восхвалении различных характеристик представленного концепта используется обсценная или вульгарная лексика.

Ключевые слова: аксиологическая лингвистика, негативный эскапизм, антиценности, ценностная концептосфера, комическое.

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе применяется аксиологический подход к изучению комического. Как отмечает В. И. Карасик, предметом аксиологической лингвистики является «изучение языкового воплощения ценностей», которые «определяют выбор и закрепление смыслов в содержании языковых единиц и коммуникативных моделей поведения» [5, c. 4]. Аксиологические смыслы «формируют основу социального взаимодействия и определяют параметры развертывания дискурса» [4, c. 76]. На наш взгляд, оправданно применять аксиологический подход для изучения комического, так как комическое является важнейшим инструментом формирования ценностей и антиценностей определенной культуры, т. е. восприятие обществом различных

98

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА... социокультурных явлений находится в прямой зависимости от того, восхваляются или осмеиваются они в рамках комического дискурса.

Объектом аксиологической лингвистики являются ценности и антиценности. Если ценности положительно воспринимаются большинством носителей определенной лингвокультуры, то антиценности представляют собой отрицательные явления, сопровождаемые негативным отношением носителей лингвокультуры. В целом, ценности характеризуются как: а) обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения; б) играющие роль фундаментальных норм; в) выражающие смыслы культуры; г) влияющие на интересы и мотивы действия людей; д) имеющие основания в индивиде и обществе [11, c. 28]. Также выделяют пять основных областей бытования и выведения ценностей: область истины, область прекрасного, область этики, область удовольствия, область практической пользы [11, c. 29]. Следует отметить, что ценность, позитивно отмеченная в одной области, может быть негативно отмечено с точки зрения другой области, т.е. удовольствие могут приносить этически неприемлемые вещи. Соответственно, отсюда и возникает различное отношение к тем или иным явлениям в рамках их определения в качестве ценностей или антиценностей.

В общем, концептосфера представляет собой совокупность концептов определенной нации, при этом она шире семантической сферы, представленной значениями слов языка [9, c. 5]. Как отмечает В.И. Карасик, лексику можно разделить на национально-специфическую, универсальную и лексику со слабо выраженными культурно-специфическими характеристиками [6, c. 75]. Следует отметить, что когнитивная база народа выделяется из индивидуальных концептосфер [10, c. 27]. Важнейшей частью концептосферы являются ценности, которые могут быть описаны в виде культурных концептов, состоящих из трех сторон - образ, понятие и ценность [6, c. 98]. Совокупность всех концептов-ценностей и концептов-антиценностей соответствующей лингвокультуры образует ценностную концептосферу данной лингвокультуры.

Тем или иным образом ценности и антиценности комического дискурса изучались с точки зрения когнитивного подхода к языку. В основном, изучение аксиологической составляющей комического дискурса касалось таких антиценностей, как глупость [13, 14], обжорство [3], похоть [21, 24], пьянство [6, 7], трусость [2] и т.д.

В представленной работе впервые обсуждается такой антиценностный концепт как «negative escapism». В ходе анализа комических текстов нами было выявлено, что такие виды человеческой деятельности как пьянство, наркомания, игромания, зависимость от виртуального общения (социальные сети, привязанность к телефону, порнография и т.д.) и в определенной степени курение табака высмеиваются (в некоторых случаях восхваляются) через одни и те же общие когнитивные признаки и имеют одинаковые алгоритмы осмеяния/восхваления. Следует отметить, что разница между перечисленными явлениями заключается прежде всего в частотности осмеяния тех или иных характеристик, но данная разница является незначительной.

На наш взгляд, целесообразно осуществить разделение таких явлений как эскапизм и негативный эскапизм, несмотря на их сходство.

99

_Бочкарев А. И._

В англоязычных словарях дается следующие определения и примеры такого явления как escapism: an activity, a form of entertainment, etc. that helps you avoid or forget unpleasant or boring things (the pure escapism of adventure movies; for John, books are a form of escapism) [23]; something pleasant or exciting that helps you to forget about real life and the boring or unpleasant parts of it (the pure escapism of James Bond films) [20]. Представленные примеры показывают, что уход от действительности при обычном эскапизме связан прежде всего с просмотром фильмов и чтением книг.

Как отмечает Д.Г. Литинская, эскапизм связан с осознанным отказом от встречи с Другим [8]. Кроме того, эскапизм можно определить как стратегию социального поведения, которая служит «бегству от...» [8, 19]. На современном этапе исследования, выделяют следующие виды эскапизма: религиозный [8], социальный (например, дауншифтинг) [16; 22], туристический [12] и т.д.

Необходимо отметить, что между эскапизмом и негативным эскапизмом существует принципиальная разница. В случае эскапизма уход от действительности преимущественно осуществляется посредством чтения, размышления и т.п. о чем-то более интересном и обычно связан с поиском идеалов. В то время как негативный эскапизм ведет к разрушению личности и сопровождается зависимостью от предмета, который негативно оценивается обществом. Следует отметить, что в основном именно явления, относящиеся к негативному эскапизму, становятся предметами комического.

Также концепт «negative escapism» имеет много общего с концептом «зависимость», а именно: «negative escapism» реализуется через зависимость от определенного предмета. Но через зависимость также реализуются и другие концепты, которые не относятся к уходу от действительности. Так, концепты «похоть» и «обжорство», в основе которых лежит определенная зависимость, имеют собственные высмеиваемые когнитивные признаки и алгоритмы осмеяния, т.е. они принципиально отличаются от явлений, относящихся к негативному эскапизму.

Таким образом, концепт «negative escapism» представляет собой замену определенного фрагмента реальности, который содержит неразрешенные проблемы или является источником негативных эмоциональных переживаний, при помощи определенных предметов, вызывающих привыкания и ведущих к деградации личности. Основным компонентом концепта «negative escapism» является отрицательный эмоционально-оценочный компонент. Соответственно, данный концепт относится к антиценностям.

В качестве практического материала мы взяли записи и скрипты стендап комедий и ситкомов. В общей сложности нами было проанализировано более 50 выпусков стендап комедий и 100 эпизодов различных ситкомов, объемом более 6500 минут. Преимуществом данного материала является то, что существует возможность объективно оценить комический эффект от той или иной шутки, основываясь на реакции аудитории или учитывая замысел автора, который выражается при помощи закадрового смеха. В данной работе полужирным шрифтом выделены те фрагменты, которые сопровождались наиболее бурным смехом зрителей или закадровым смехом.

100

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА... КОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «NEGATIVE ESCAPISM»

К наиболее изученным составляющим концепта «negative escapism» в рамках комического дискурса относится пьянство. Данное явление (как и все другие составляющие негативного эскапизма) принадлежит к негативно оцениваемым социальным порокам [1]. Многие авторы выделяют пьянство в качестве одной из самых популярных осмеиваемых тем. Как отмечает В.И. Карасик, во многих культурах отношение к алкоголю является индикатором этнокультурных ценностей, при этом осмеянию подвергается как чрезмерное пьянство, так и несостоятельность в возможности выпить. Особенно пьянство высмеивается в рамках этнического юмора. В английской культуре пьянство ассоциируется с ирландцами [6, c. 160]. В тех странах, где алкоголь запрещен, нет шуток о выпивке и пьяницах [7, c. 120]. Нет таких шуток среди итальянцев, которые употребляют вино регулярно, но умеренно [28]. В России данная тема является распространенной [24]. Проведенное нами исследование показывает, что в рамках этнического юмора реализуются две основные антиценности, которые приписываются определенным нациям, а именно: негативный эскапизм и глупость.

Концепт «negative escapism» преимущественно подвергается осмеянию, но также может и восхваляться. Далее мы подробно рассмотрим все комические характеристики данного концепта.

Осмеиваемые характеристики концепта «negative escapism» Можно выделить следующие основные характеристики концепта «negative escapism», которые подвергаются осмеянию: крайняя степень зависимости, исключительная важность предмета зависимости и деградация объекта осмеяния из-за предмета зависимости. Следует отметить, что состояние деградации реализуется посредством актуализации других концептов, выступая таким образом в качестве вторичной характеристики.

а. Крайняя степень зависимости

Обычно крайняя степень зависимости выражается через полное замещение реальности эффектом от предмета зависимости, что приводит к постоянному употреблению данного предмета, т.е. человек может постоянно находиться в состоянии алкогольного опьянения; человек может сводить все свое общение к коммуникации в социальных сетях; человек может тратить все свое время и деньги на игровые автоматы; и так далее:

And texting - the whole texting thing -1 walked into a Starbucks, there were all these little girls sitting around like a cyber witch's coven. They were like... Not saying a fucking word. Just... Finally one of them looked up and went, "I know [29].

Стенд-ап комик отмечает, что виртуальное общение полностью заменило реальное даже в тех случаях, когда люди собираются вместе. Так, говорящий описывает ситуацию, в которой в кафе за одним столом сидят маленькие девочки и переписываются друг с другом вместо того, чтобы разговаривать. При этом девочки не являются немыми, не играют в какую-либо игру (которая предполагает молчание) и знают о присутствии друг друга в данном месте, это подтверждается тем фактом, что одна из девочек ответила на текстовое сообщение другой девочки при помощи

101

_Бочкарев А. И._

произнесения фразы (I know). Подобные ситуации часто высмеиваются в различных комедийных фильмах.

Крайняя степень зависимости также может выражаться через неудовлетворенность от употребления стандартного объема предмета зависимости, т.е. человека не удовлетворяют имеющиеся стандартные виды наркотиков; человек не получает удовлетворения от просмотра обычной порнографии; человеку недостаточно играть на деньги (например, он хочет поставить на кон своих близких или жизнь); и т.п.:

The thing with internet porn is that it still has the power to surprise us. I saw something on internet the other day that really shocked me. It was one man having sex with one woman. There was no gang-bang, no DP, no anal, no dwarves, no three way, no water sports, no girl on girl, no gagging, no rimming, no granny fanny, no DV, no DA, no shemales, no MILFs, no one looked barely legal. It was just one man having sex with one woman I thought: "Who comes up with this crazy shit" [15].

В приведенном примере объект осмеяния считает извращенным порнографические материалы, которое не содержит каких-либо перверсий (gangbang, DP, anal, dwarves, three way, water sports, girl on girl, gagging, rimming, granny fanny, DV, DA, shemales, MILFs, barely legal.), т.е. просмотр обычных порнографических материалов не может принести ему удовлетворения.

б. Исключительная важность предмета зависимости

Существует два пути высмеивания исключительной важности предмета зависимости в жизни объекта осмеяния. Так, зависимый человек может либо понимать важность предмета зависимости в своей жизни, либо не понимать того, насколько сильно он зависит от определенного предмета.

Соответственно, данная характеристика может выражаться через сравнение важности предмета зависимости с каким-либо другим общественно важным явлением действительности c осознанным выбором в пользу первого:

In California this summer all the State Parks caught on fire which was sad because these parks are full of weed [29].

В данном случае пожары в Калифорнии отрицательно оцениваются стенд-ап комиком, так как в ходе этих пожаров сгорела конопля. Соответственно, все утраты (в том числе и смерти людей), которые повлекли за собой пожары, менее значимы для наркомана. Комический эффект основан на неожиданности вывода говорящего для аудитории, так как исчезновение конопли не причисляется к основным бедам, возникающим в результате пожара.

Сравнение важности предмета зависимости и другого предмета действительности также может реализовываться через полную фокусировку объекта осмеяния на данном предмете. В результате чего выбор объекта осмеяния является неосознанным:

Scene: The apartment, Halo night. Howard: Sheldon, you got him in your sights, fire, he's charging his plasma rifle. Sheldon: I can't shoot now, I'm cloaking. Leonard: Now, Raj, kill Sheldon. Raj: I can't see him. Sheldon: That's why they call it cloaking, dead man. Leonard: Well then start throwing grenades. Raj: I'm all out. Penny (entering with three other sexy women): Hi guys, my friends and I got tired of dancing, so we came over to have

102

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА... sex with you. Leonard: That will do, Raj, straight for the tank. Sheldon: We said no tanks. Raj: There are no rules in hell! Howard: Son of a bitch, medpack, I need a medpack! Penny: Told yah! (They leave) [26].

В приведенном примере главная героиня вместе с подругами приходит в гости к объектам осмеяния, которые в это время играют в компьютерную игру, и предлагает им заняться сексом. Объекты осмеяния не замечают девушек, так как полностью поглощены игрой. Также в представленном фрагменте высмеивается серьезное отношение объектов осмеяния к игре, которое выражается как вербально (There are no rules in hell!; medpack, I need a medpack!), так и невербально (у объектов осмеяния сосредоточенные выражения лиц, на которых в определенные моменты появляются агрессивные гримасы). Следует отметить, что подобный сюжет часто реализуется в современной реальной жизни. Так, девушки в обнаженном или полуобнаженном виде делают селфи на фоне своих парней, играющих в компьютерные игры, и выкладывают данные фотографии в социальных сетях.

в. Деградация объекта осмеяния

Деградация объекта осмеяния является самой популярной высмеиваемой характеристикой концепта «negative escapism» и реализуется преимущественно посредством актуализации таких концептов, как «глупость», «похоть» и «обжорство».

В тех случаях, когда деградация объекта осмеяния реализуется при помощи актуализации концепта «глупость», высмеиваемой характеристикой глупости является неразумное поведение соответствующего объекта. В подобных случаях частой темой осмеяния становится разговор с животными, неодушевленными предметами или воображаемыми объектами:

We got a way from the bear. He put his arm around my shoulder. He said "Mitchell." "Smokey is way more intense in person" [17].

В данном примере объект осмеяния под действием наркотиков ведет разговор с воображаемым медведем. Комический эффект создается за счет того, что объект осмеяния представляет свой воображаемый разговор с медведем как реальный.

Также деградация объекта может высмеиваться посредством актуализации концепта «похоть», например, через желание разнообразия секса, при этом подобные случаи тесно связаны с концептом глупость:

And the next morning, that all-important question, "who the fuck are you?"[bleats]

[29].

В рассматриваемом примере алкоголь доводит объект осмеяния до зоофилии. Комический эффект основан на разрушении стереотипа. Так, стандартной является ситуация, когда после чрезмерного употребления алкоголя мужчина просыпается в кровати с неизвестной (зачастую страшной) девушкой. В представленном примере, объект осмеяния просыпается в одной кровати с овцой, на что указывает соответствующее звукоподражание (bleats). Таким образом, стенд-ап комик намекает на то, что у объекта осмеяния был секс с животным. Следует отметить, что животное может быть заменено на другой неожиданный объект. Например, довольно частой в американских комедиях 90-х-00-г годах является ситуация, когда гетеросексуальный мужчина просыпается в постели с другим мужчиной.

103

_Бочкарев А. И._

Деградация объекта осмеяния может также реализовываться при помощи актуализации концепта «обжорство», а именно: через чрезмерное поедание определенных предметов, при этом в нормальном состоянии данный человек не может съесть такое количество предметов. Обычно объект осмеяния не помнит того, что с ним произошло:

Then he said that I tried to make two frozen pizzas at once, because I wanted to eat them like a hamburger [25].

В приведенном примере под действием алкоголя объект осмеяния съедает огромное количество продуктов (в частности, две замороженные пиццы, сложенные друг на друга наподобие гамбургера), т.е. в обычной ситуации он ест намного меньше.

Восхваляемые характеристики концепта «negative escapism»

Восхваление концепта «negative escapism» происходит в основном через следующие характеристики: высокое качество предмета зависимости, чувство удовольствия от предмета зависимости и способ решения жизненных проблем при помощи предмета зависимости. Следует отметить, что восхваление концепта «negative escapism» обычно осуществляется говорящими, которые находятся в зависимости от данного предмета и не скрывают этого. Как было отмечено выше, концепт «negative escapism» восхваляется намного реже, чем осмеивается.

а. Высокое качество предмета

Наиболее восхваляемой характеристикой при актуализации концепта «negative escapism» является высокое качество предмета зависимости, которое обычно восхваляется через полученный или предполагаемый эффект от данного предмета. Соответственно, либо эффект (полученные от употребления данного продукта) значительно превышает ожидания, либо данный продукт получает высокие оценки от признанных экспертов:

And California weed is kick-ass fucking weed. This is weed that even Jamaicans go, "oh, don't smoke that weed, man " [29].

Адресант превозносит качество калифорнийской марихуаны, ссылаясь на то, что даже жители Ямайки, которые считаются экспертами в этой области, не советуют ее курить. Кроме того, говорящий использует обсценную лексику (kick-ass fucking) для характеристики данного продукта.

б. Чувство удовольствия от предмета зависимости

Концепт «negative escapism» может также восхваляться через чувство удовольствия, получаемое от использования предмета зависимости. Таким образом, данное чувство удовольствия перевешивает реальные и потенциальные минусы от употребления данного предмета:

And they taste so good too... It's a shame that's secondary smoke that stinks so bad, 'cause the stuff we're sucking up is fucking great man [18].

В представленном примере адресант, отмечая недостатки курения, выделяет его вкусовые характеристики. Комический эффект во многом основан на контрасте, т.е. после утверждения о том, что запах дыма плох, адресант восхищается вкусом табака. Контраст основан на оппозиции слов, критикующих табак (shame, stinks) и

104

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА... восхваляющих его (fucking great). Комический эффект усиливается за счет употребления обсценной лексики: fucking.

в. Способ решения жизненных проблем

Также восхваляться может способность предмета зависимости решать проблемы человека в реальной жизни в период чрезмерного употребления данного предмета. Например, алкоголь и наркотики в основном позволяют решить проблемы с противоположным полом:

Leonard: I thought you were good at this. You 're always talking about how you go to bars and meet women. Howard: I do, all the time. Leonard: Well, what happened? We've been sitting here all night and the longest conversation you've had with a woman was when your mom called. Howard: Wow, you 're just going to make me come out and say it, aren't you? Leonard: Say what? Howard: You're weighing me down. I'm a falcon who hunts better solo. Leonard: Fine. I'll sit here. You take flight and hunt. Howard: Don't be ridiculous, you can't just tell a falcon when to hunt. Leonard: Actually, you can. There's a whole sport built around it. Falconry. Howard: Shut up. Let's just get Koothrappali and go. (They turn to see Raj with his tongue down the throat of a "larger lady" by the bar.) Lucky bastard. It's got to be that stupid accent of his [27].

В анализируемом примере главные герои пришли в бар для того, чтобы познакомиться с девушками. Двое из них пытаются это сделать при помощи разных средств (показывают фокусы, используют красивые фразы и т.д.), при этом все их попытки неудачны. Третий персонаж не пытается вступить в контакт с девушками, он просто сидит за барной стойкой и пьет алкоголь, при этом данный персонаж в целом пользуется наименьшим успехом у девушек. В результате, только у третьего действующего лица получается познакомиться с девушкой.

ВЫВОДЫ

В данной статье был впервые представлен и проанализирован антиценностный концепт «negative escapism» в рамках комического дискурса. Автор разграничивает такие явления как эскапизм и негативный эскапизм на основе анализа словарных дефиниций и теоретического материала, посвященного изучению эскапизма, с одной стороны, и анализа особенностей актуализации концепта «negative escapism» в текстах комического дискурса, с другой стороны. Автором выделяются основные ценностные характеристики концепта «negative escapism» в комическом дискурсе.

К основным высмеиваемым характеристикам концепта «negative escapism» относятся: крайняя степень зависимости, исключительная важность предмета зависимости, деградация объекта осмеяния из-за предмета зависимости. Деградация объекта осмеяния является самой популярной высмеиваемой характеристикой и реализуется посредством актуализации следующих концептов: «глупость», «похоть», «обжорство».

К основным восхваляемым характеристикам представленного концепта относятся: высокое качество предмета зависимости, чувство удовольствия от предмета зависимости и способ решения жизненных проблем. Следует отметить, что восхваление концепта «negative escapism» обычно осуществляется адресантами, которые находятся в зависимости от данного предмета и не скрывают этого. Кроме

105

_Бочкарев А. И._

того, при восхвалении антиценностного концепта «negative escapism» говорящие зачастую используют обсценную или вульгарную лексику для характеристики положительной составляющей рассматриваемого концепта.

В целом, концепт «negative escapism» значительно чаще осмеивается, чем восхваляется. Следовательно, концепт «negative escapism» можно отнести к антиценностям англосаксонской лингвокультуры.

Дальнейшая перспектива исследования заключается в изучении концепта «negative escapism» вне рамок комического дискурса. Перспективным направлением исследования комического дискурса в рамках аксиологического подхода видится построение ценностной концептосферы комического.

Список литературы

1. Бойченко А. Г. Питие // Антология концептов. Т. 7. - Волгоград: Парадигма, 2009. - С. 223234.

2. Бочкарев А. И. Антиценностный концепт трусость в комическом дискурсе англосаксонской лингвокультуры // Вестник КемГУ. - 2021. - № 23 (4). - С. 1016-1023.

3. Бочкарев А. И. Основные высмеиваемые характеристики антиценностного концепта 'Gluttony' (на материале англоязычных стендап-комедий и ситуационных комедий) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 163 (45). - С. 109-118.

4. Казыдуб Н.Н. Дискурсивное пространство как аксиологическая система // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. - М.: ТЕЗАУРУС, 2011. - С. 58-76.

5. КарасикВ.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. - М.: Гнозис, 2019. - 424 c.

6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 c.

7. Кулинич М.А. Лингвокультурология юмора (на материале английского языка). - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 180 c.

8. Литинская Д.Г. Экзистенциональный эскапизм: новая проблема общества открытой информации. - М: Изд-во: Левъ, 2013. - 212 c.

9. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 280-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: «Восток-Запад», 2007. -314 c.

11. Серебренникова Е.Ф. Ключевые понятия аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. - М.: ТЕЗАУРУС, 2011. - С. 27-40.

12. Шапинская Е.Н. Путешествие на Восток как бегство от повседневности: феномен туристического эскапизма // Международный журнал исследований культуры. Культурная география. - 2011. - №4(5). - С. 86-94.

13. Attardo S. Humorous texts: a semantic and pragmatic analysis. - New York: Mouton de Gruyter, 2001. - 238 p.

14. Davies Ch. Ethnic Jokes, Moral Values and Social Boundaries // The British Journal of Sociology. - 1982. - Vol. 33 (3). - pp. 384-403.

15. Carr J. Being Funny. - Available at: https://scraps fromtheloft.com/2018/01/25/jimmy-carr-being-funny-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

16. Hamilton C., Mail E. Downshifting in Australia: A sea-change in the pursuit of happiness. - The Australia Institute Discussion Paper, 2003. - 46 p.

106

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА...

17. Hedberg M. Comedy Central Special. - Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2017/07/06/mitch-hedberg-comedy-central-special1999-full-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

18. Hicks B. Relentless. - Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2017/05/03/bill-hicks-relentless-1992-transcript/

19. Kellner D. Ernst Bloch, Utopia and Ideology Critique. - Available at: http://www.uta.edu/huma/ illuminations/kell1.htm (accessed: 14.03.2022).

20. Macmillan Dictionary. - Available at: https://www.macmillandictionary.com (дата обращения: 16.03.2022).

21. Mindess H. The Panorama of Humor and the Meaning of Life // American Behavioral Scientist. - 1987. - №3 (1). - pp. 82-95.

22. Nelson M.R., Paek H.-J., Rademacher M.A. Downshifting Consumer = Upshifting Citizen?: An Examination of a Local Freecycle Community // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science - 2007 - №611(1). - pp. 141-156.

23. Oxford Learner's Dictionaries. - Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения: 16.03.2022).

24. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. - Boston: D. Reidel Publishing Company, 1985. -284 p.

25. Schumer A. The Leather Special. - Available at: https://www.scripts.com/script/amy_schumer:_the_ leather_special_2772 (accessed: 14.03.2022).

26. The Big Bang Theory. The Dumpling Paradox. - Available at: https://bigbangtrans.wordpress.com/series-1-episode-7-the-dumpling-paradox/ (accessed: 14.03.2022).

27. The Big Bang Theory. The Hofstadter Isotope. - Available at: https://bigbangtrans.wordpress.com/series-2-episode-20-the-hofstadter-isotope/ (accessed: 14.03.2022).

28. Ziv A. Jewish Humor. - Tel-Aviv: Papyrus Publishing House, 1986. - 215 p.

29. Williams R. Weapons of Self Destruction. - Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2019/04/30/robin-williams-weapons-of-self-destruction-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

References

1. Bojchenko A. G. Pitie [Drinking]. Antologija konceptov, vol. 7. Volgograd, Paradigma Publ., 2009, pp. 223-234.

2. Bochkarev A. I. The Anti-Value Concept of Cowardice in Humorous Discourse of Anglo-Saxon Linguistic Culture. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 23(4), pp. 1016-1023.

3. Bochkarev A.I. The main humorous characteristics of the anti-value concept of gluttony (based on English-language stand-up and situation comedies). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 4-5, pp. 109-118.

4. Kazydub N.N. Diskursivnoeprostranstvo kak aksiologicheskaja sistema [Discursive space as an axiological system]. Lingvistika i aksiologija: etnosemiometrija cennostnyh smyslov [Linguistics and axiology: ethnosemiometry of value meanings]. Moscow, TEZAURUS Publ., 2011, pp. 5876.

5. Karasik V.I. Jazykovaja spiral': cennosti, znaki, motivy [Language spiral: values, signs, motives]. Moscow, Gnozis Publ., 2019. 424 p.

6. Karasik V.I. Jazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd, Peremena Publ., 2002. 477 p.

107

_Бочкарев А. И._

7. Kulinich M.A. Lingvokul'turologija jumora (na materiale anglijskogo jazyka) [Linguoculturology of English humor]. Samara, SamGPU Publ., 1999. 180 p.

8. Litinskaja D.G. Ekzistencional'nyj eskapizm: novaja problema obshhestva otkrytoj informacii [Existential escapism: new problem of open information society]. Мoscow, Lev Publ., 2013. 212 p.

9. Lihachev D.S. Konceptosferarusskogojazyka [Conceptual framework of the Russian language]. Russkaja slovesnost'. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta: Antologija [Russian literature. From the theory of literature to the structure of the text: Anthology]. Moscow, Academia Publ., 1997, pp. 280-287.

10. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaja lingvistika [Cognitive linguistics]. Moscow, AST: «Vostok-Zapad» Publ., 2007. 314 p.

11. Serebrennikova E.F. Kljuchevyje ponjatija aksiologicheskogo analiza [Key terms of axiological analysis]. Lingvistika i aksiologija: jetnosemiometrija cennostnyh smyslov [Linguistics and axiology: ethnosemiometry of value meanings]. Moscow, TEZAURUS Publ., 2011, pp. 27-40.

12. Shapinskaja E.N. Puteshestvie na Vostokkak begstvo otpovsednevnosti: fenomen turisticheskogo eskapizma [Journey to the East as an escape from everyday life: the phenomenon of tourist escapism]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. Kul'turnaja, 2011, no. 4 (5), pp. 8694.

13. Attardo S. Humorous texts: a semantic and pragmatic analysis. New York, Mouton de Gruyter, 2001. 238 p.

14. Davies Ch. Ethnic Jokes, Moral Values and Social Boundaries. The British Journal of Sociology, 1982, vol. 33 (3), pp. 384-403.

15. Carr J. Being Funny. Available at: https://scraps fromtheloft.com/2018/01/25/jimmy-carr-being-funny-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

16. Hamilton C., Mail E. Downshifting in Australia: A sea-change in the pursuit of happiness. The Australia Institute Discussion Paper, 2003. 46 p.

17. Hedberg M. Comedy Central Special. Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2017/07/06/mitch-hedberg-comedy-central-special1999-full-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

18. Hicks B. Relentless. Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2017/05/03/bill-hicks-relentless-1992-transcript/

19. Kellner D. Ernst Bloch, Utopia and Ideology Critique. Available at: http://www.uta.edu/huma/ illuminations/kell1.htm (accessed: 14.03.2022).

20. Macmillan Dictionary. Available at: https://www.macmillandictionary.com (дата обращения: 16.03.2022).

21. Mindess H. The Panorama of Humor and the Meaning of Life. American Behavioral Scientist, 1987, no. 3 (1), pp. 82-95.

22. Nelson M.R., Paek H.-J., Rademacher M.A. Downshifting Consumer = Upshifting Citizen?: An Examination of a Local Freecycle Community. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 2007, no. 611(1), pp. 141-156.

23. Oxford Learner's Dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения: 16.03.2022).

24. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. Boston, D. Reidel Publishing Company, 1985. 284 p.

25. Schumer A. The Leather Special. Available at: https://www.scripts.com/script/amy_schumer:_the_leather _special_2772 (accessed: 14.03.2022).

108

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА...

26. The Big Bang Theory. The Dumpling Paradox. Available at: https://bigbangtrans.wordpress.com/series-1-episode-7-the-dumpling-paradox/ (accessed: 14.03.2022).

27. The Big Bang Theory. The Hofstadter Isotope. Available at: https://bigbangtrans.wordpress.com/series-2-episode-20-the-hofstadter-isotope/ (accessed: 14.03.2022).

28. Ziv A. Jewish Humor. Tel-Aviv, Papyrus Publishing House, 1986. 215 p.

29. Williams R. Weapons of Self Destruction. Available at: https://scrapsfromtheloft.com/2019/04/30/robin-williams-weapons-of-self-destruction-transcript/ (accessed: 14.03.2022).

LINGUO-COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE AXIOLOGICAL CONCEPT "NEGATIVE ESCAPISM" IN HUMOROUS DISCOURSE

Bochkarev A. I.

The article is devoted to the characteristics of the anti-value concept "negative escapism" in the humorous discourse of English linguistic culture. This paper determined and considered the anti-value concept "negative escapism" for the first time. The author analyzed dictionary definitions and the corresponding theoretical material to give the definition of negative escapism. Also as a result of the analysis of practical material, the main ridiculed and praised linguo-cognitive characteristics of the anti-value concept "negative escapism" were revealed. The main ridiculed characteristics of the phenomenon include the extreme degree of addiction, the exceptional importance of the subject of addiction in the life of an addicted person, the degradation of an addicted person due to the subject of addiction. The material of the research confirms that it is the degradation of an addicted person that is the most frequently ridiculed characteristic of the concept under consideration while this characteristic is realized through actualizing such anti-value concepts as stupidity, lust and gluttony. The main praised characteristics of the anti-value concept "negative escapism" include the high quality of the subject of addiction, an acquired pleasure from the subject of addiction, and the way of solving some problems with the help of the subject of addiction. While praising various characteristics of the concept, obscene or vulgar vocabulary is used in most examples. Keywords: axiological linguistics, negative escapism, anti-values, axiological conceptual framework, humorous discourse.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.