Научная статья на тему 'Лингвокогнитивная специфика концепта ʻтолерантностьʼ в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх'

Лингвокогнитивная специфика концепта ʻтолерантностьʼ в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ДИСКУРС / ЯДРО / ПЕРИФЕРИЯ / ФРЕЙМ / СЛОТ / CONCEPT / LINGUO-COGNITIVE ANALYSIS / DISCOURSE / CORE / PERIPHERY / FRAME / SLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крамарь Игорь Александрович

Исследуется концепт ‘Толерантность’ с позиции лингвокогнитивного анализа. В рамках исследования была рассмотрена объективация концепта в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх. Для отражения структуры кон­цепта была взята методика фреймово-полевого моделирования, при которой фрей­мы, слоты и маркеры представлены в иерархическом порядке, образующем ядро, ближнюю и дальнюю периферию. Для распределения элементов этой структуры использовался количественный подсчёт лексических репрезентаций в рамках изучаемого дискурса. Полученные сведения позволили сформулировать гипотезу о природе концепта ‘Толерантность’: многокомпонентная когнитивная структура, являющаяся как этической доминантой изучаемого дискурса, но, в то же время, и когнитивный феномен, содержащий универсальные структурные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguo-cognitive specifics of the concept of ʻtoleranceʼ in the journalistic internet discourse of computer games

This article deals with the concept of ʻToleranceʼ in terms of linguo-cognitive analysis. The purpose of this research is to examine the objectivation of the concept in journalistic internet discourse of computer games. A method of frame-space modeling was used to represent structure of the concept, in which frames, slots and markers are displayed in hierarchical order, forming a core, and close and far periphery. A quantitative calculation of lexical representations within examined discourse was used to distribute the elements of the structure. Data received allowed to form the hypothesis on the nature of the ʻToleranceʼ concept: multicomponent cognitive structure being both ethical dominant of examined discourse and cognitive phenomenon containing universal structure elements.

Текст научной работы на тему «Лингвокогнитивная специфика концепта ʻтолерантностьʼ в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх»

Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 71-78. УДК 81'42

И.А. Крамарь Омск, Россия

ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ' В ЖУРНАЛИСТСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ О КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

Исследуется концепт 'Толерантность' с позиции лингвокогнитивного анализа. В рамках исследования была рассмотрена объективация концепта в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх. Для отражения структуры концепта была взята методика фреймово-полевого моделирования, при которой фреймы, слоты и маркеры представлены в иерархическом порядке, образующем ядро, ближнюю и дальнюю периферию. Для распределения элементов этой структуры использовался количественный подсчёт лексических репрезентаций в рамках изучаемого дискурса. Полученные сведения позволили сформулировать гипотезу о природе концепта 'Толерантность': многокомпонентная когнитивная структура, являющаяся как этической доминантой изучаемого дискурса, но, в то же время, и когнитивный феномен, содержащий универсальные структурные элементы.

Ключевые слова: концепт, лингвокогнитивный анализ, дискурс, ядро, периферия, фрейм, слот.

Современная лингвистика характеризуется тем, что она интегрирована в систему многих наук, занимающихся когнитивными процессами, таких как психология, философия, культурология, нейрофизиология и многих других.

Е.С. Кубрякова пишет, что когнитология - это наука «о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных, процессов. Большинством принимается определение когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке информации, приходящей к человеку по разным каналам» [Кубрякова 1994: 34].

Когнитивная лингвистика является междисциплинарным направлением, стремящимся объяснить процессы в мозгу человека, отвечающие за высшую нервную деятельность. Комплексное и полноценное изуче-

© И.А. Крамарь, 2016

ние особенностей этих процессов и построение точных когнитивных моделей позволит в будущем создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

Для продвижения вперёд на пути к обозначенной выше цели необходимо осуществить комплексный подход к изучению когнитивных структур. Наиболее точной из них, отражающей человеческую когнитивную деятельность, является концепт.

З.Д. Попова и И.А. Стернин определяют термин «концепт» как «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат когнитивной деятельности личности, несущее комплексную информацию об отражаемом явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и его отношении к данному явлению» [Попова, Стернин 2007: 34].

В данной статье сделана попытка представления концепта 'Толерантность' с позиции лингвокогнитивного анализа. Данная когнитивная структура занимает всё более прочное положение в русской языковой картине мира и проникает в большинство медийных и социальных дискурсов. Это обусловлено стремлением российского общества приобщиться к общемировым вопросам и интегрироваться в международную систему ценностей. Изучение этого концепта важно для когнитивной науки тем, что он является, с одной стороны, морально-ценностным, определяющим общенациональное сознание и формирующим определённые векторы отношения к проблемам, а с другой - представляет собой динамическую структуру, изменяющуюся под воздействием политических, национальных и лингвокультурологических факторов. Если использовать термин В.И. Ка-расика, концепт 'Толерантность' является неким «триггером», запускающим цепь мыслительных процессов в отношении субъекта когнитивной деятельности, формирующим отношение объекта к субъекту. Понимание содержания этого этического концепта и специфики его объективации позволит приблизиться к осознанию того, как этические концепты определяют морально-ценностные системы как в рамках отдельно взятого дискурса, так и всей языковой картины мира.

Для изучения лингвокогнитивных особенностей концепта 'Толерантность' был исследован журналистский интернет-дискурс о компьютерных играх, поскольку данный дискурс является одним из наиболее малоизученных в структуре медиадискурса, но при этом оказывает существенное влияние на массовое сознание молодежи, а потому является показательным примером объективации этического концепта в рамках социально ориентированного медийного пространства.

Структуру концепта 'Толерантность' целесообразно, ввиду его многоаспектной природы, рассмотреть с позиции фреймово-полевого анализа, т. е. провести комплексное исследование, сочетающее в себе принципы теории фреймового анализа и теории полевой организации элементов концепта в виде ядерных и периферийных зон.

Концепт 'Толерантность' как многокомпонентная структура представляет собой совокупность фреймов. Фрейм, по М. Минскому, «является структурой данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом ассоциирована информация разных видов. Одна её часть указывает, каким образом следует использовать данный фрейм, другая -что предположительно может повлечь за собой его выполнение, третья -что следует предпринять, если эти ожидания не подтвердятся» [Минский 1979: 7].

Итак, необходимо выделить основные фреймы, формирующие концепт 'Толерантность', содержащие основную, типическую и потенциально возможную информацию. В качестве элементов фреймов выступают слоты (или «терминалы», как их назвал М. Минский], каждый из которых ориентирован на конкретизацию какого-либо одного аспекта фрейма посредством заполнения характерными примерами и данными. Слоты являются некоторыми условиями, способствующими раскрытию фрейма.

Для описания компонентов концепта 'Толерантность' логично представить его содержание в виде ядра и периферии. Ядро концепта состоит из обязательных признаков, являющихся наиболее выразительными, поэтому «ядро концепта лучше всего отражает семантика ключевого слова (лексемы], именующего концепт» [Попова, Стернин 2001: 97]. Периферийное же поле составляют абстрактные, наиболее слабо структурированные признаки.

Применительно к фреймово-полевому подходу самые значимые фреймы будут отражать специфику ядра концепта, частотные фреймы образуют ближнюю периферию, а наименее актуализированные фреймы располагаются на дальней периферии. Точно так же произойдёт и со слотами, которые составят ядро, ближнюю и дальнюю периферию каждого из фреймов концепта 'Толерантность'.

«Значимость» слотов и фреймов во фреймово-полевой структуре концепта 'Толерантность' определялась путём количественного подсчёта лексических репрезентаций в рамках изучаемого дискурса: чем чаще слот определённого фрейма вербализуется в текстах журналистского интернет-дискурса о компьютерных играх, тем ближе он к ядру этого фрейма, а фреймы, чьи слоты являются наиболее актуализированными в дискурсе, составляют ядро концепта.

Каждый слот, по теории М. Минского, может устанавливать условия, которые будут выполнять его задания. Эти условия определяются мар-

керами, которые указывают на какой-либо субъект, или же отношениями между понятиями, включенными в различные вершины слота [Минский 1979: 7].

Итак, структура концепта будет состоять из фреймов, имеющих слоты, которые, в свою очередь, определяются маркерами, коими в данном случае выступают лексические репрезентанты, которыми концепт объективируется в текстах журналистского интернет-дискурса о компьютерных играх.

На основе изучения текстов сайтов, составляющих журналистский интернет-дискурс о компьютерных играх на русском языке («Канобу», «Иг-романия», Absolute Games, «IGN Россия», Game Village, «Навигатор игрового мира»], была составлена следующая таблица, отражающая фреймово-по-левую структуру концепта 'Толерантность' в рамках изучаемого дискурса.

Фреймово-полевая структура концепта 'Толерантность'

Слот Маркер Частота употребления (раз) Отношение к другим фреймам / слотам (%)

ЯДРО

Толерантность (базовое имя концепта) 24 8,27

Личностно-ориентированный фрейм 35,48

Толерантность -это милосердие и сострадание Терпимость 17 18,08

Милосердие 14

Сострадание 13

Смирение 6

Примирение 3

Толерантность - это свобода быть кем угодно Нетрадиционная ориентация 7 9,21

Свободная любовь 7

Свобода выбора 6

Смена пола 5

Трансгендер 2

Толерантность -это закрытие глаз на распущенность Распущенность 12 8,19

Черномазые 4

...дали слишком много свободы 3

"Толерасты" 3

"Толерастия" 2

Общественно-политический фрейм 33,44

Толерантность во внутренней политике государства Расизм 16 11,26

Сексизм 14

Ксенофобия 3

Продолжение табл.

Слот Маркер Частота употребления (раз) Отношение к другим фреймам / слотам (%)

Толерантность как форма социальной активности Феминизм 9

Меньшиства 9 11,26

Защита меньшинств 8

ЛГБТ-движение 7

Политкорректный 12

Толерантность Либеральность 11

как инструмент Политкорректность 6 10,92

политики Поддержка разных социальных слоёв населения 3

БЛИЖНЯЯ ПЕРИФЕРИЯ

Философский фрейм 10,90

Толерантность как свобода слова Право голоса 7

Право говорить 4 4,43

"Замалчивание" информации 2

Иметь право на выбор 5

Толерантность Иметь возможность 4 4,09

как свобода выбора самовыражения

Право выбирать свой путь 3

Ответственность 4

Толерантность как свобода совести за свой выбор

Осознание последствий своего выбора 2 2,38

Свобода - это самодисциплина 1

Разговорно-бытовой фрейм 5,45

Возможность Боязнь осуждения 6

объекта выразить Страх перед толпой 3 3,75

себя без опасений Независимость суждения 2

Толерантность Оскорбление достоинства 3

как стесняющий Ущемление прав 2 1,70

чьи-то права фактор большинства меньшинством

ДАЛЬНЯЯ ПЕРИФЕРИЯ

Юридический фрейм 3,40

Антирелигиозные действия 2

Оскорбление чувств верующих Оскорбление чувств верующих 2 1,70

Издевательство над религией 1

Окончание табл.

Слот Маркер Частота употребления (раз) Отношение к другим фреймам / слотам (%)

Нарушение прав человека Оскорбление меньшинств 3 1,70

Запреты выражения собственной позиции 1

Неправомерное использование образа 1

Исторический фрейм 3,06

Толерантные продукты культуры или достоверные? В данной игре нет негров / сексуальных меньшинств / женщин / христиан / etc. 4 2,38

Добавьте больше негров / сексуальных меньшинств / женщин / христиан / etc. 3

Построение гражданского общества Абсолютизированная терпимость 1 0,68

Общественное единение людей 1

Итак, была получена фреймово-полевая структура, на основе которой можно делать выводы о природе и сущности концепта 'Толерантность'. В силу ограниченного объёма данная статья не содержит подробного анализа полученных результатов. Можно констатировать, что ядерные слоты концепта находятся в оппозитивных отношениях двух основных фреймов - общественно-политического и личностно-ориентированного. С одной стороны, 'Толерантность' предстаёт как некая универсалия, актуализированная в социально-политических вопросах, поднимаемых в текстах изучаемого дискурса, с другой же - это этическая доминанта, определяющая моральную составляющую текстов журналистского интернет-дискурса о компьютерных играх. Фреймы ближней периферии, философский и разговорно-бытовой, имеют меньше случаев объективации в текстах, и если философский аспект вновь представляет концепт как этическую доминанту дискурса, то разговорно-бытовой аспект поднимает насущные, социальные вопросы. Содержание дальней периферии обусловлено историко-политическими особенностями русского государства, нашей ментальности и культуры. Слот «Оскорбление чувств верующих» был бы приядерным или даже ядерным в политическом медиадискурсе, но журналистский интернет-дискурс о компьютерных играх не эксплуатирует его в такой степени.

Полученные сведения позволяют сформулировать гипотезу о том, что концепт 'Толерантность' выступает как многокомпонентная когни-

тивная структура, являющаяся как этической доминантой изучаемого дискурса, так и когнитивным феноменом, содержащим универсальные структурные элементы, получающие объективацию, в основном, в социально и политически направленных текстах.

Список литературы

1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 34-47.

2. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. 154 с.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007. 250 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kubryakova, E.S. (1994), Nachal'nye etapy stanovleniya kognitivizma: ling-vistika - psikhologiya - kognitivnaya nauka [The early stages of cognitivism: linguistics - psychology - cognitive science]. Voprosy yazykoznaniya [Topics in the study of language], No. 4, pp. 34-47.

2. Minskii, M. (1979), Freimy dlya predstavleniya znanii [Frames for representation of knowledge], Moscow, 154 p.

3. Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2007), Semantiko-kognitivnyi analiz yazyka [Semantic and cognitive analysis of a language], Voronezh, 250 p.

4. Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2001), Ocherki po kognitivnoi lingvistike [Essays on cognitive linguistics], Voronezh, 189 p.

I.A. Kramar Omsk, Russia

LINGUO-COGNITIVE SPECIFICS OF THE CONCEPT OF 'TOLERANCE' IN THE JOURNALISTIC INTERNET DISCOURSE OF COMPUTER GAMES

This article deals with the concept of 'Tolerance' in terms of linguo-cognitive analysis. The purpose of this research is to examine the objectivation of the concept in journalistic Internet discourse of computer games. A method of frame-space modeling was used to represent structure of the concept, in which frames, slots and markers are displayed in hierarchical order, forming a core, and close and far periphery. A quantitative calculation of lexical representations within examined discourse was used to distribute the elements of the structure. Data received allowed to form the hypothesis on the nature of the 'Tolerance' concept: multicomponent cognitive structure being both ethical dominant of examined discourse and cognitive phenomenon containing universal structure elements.

Key words: concept, linguo-cognitive analysis, discourse, core, periphery, frame,

slot.

Сведения об авторе: Крамарь Игорь Александрович,

студент

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: hombrehumor@gmail. com

About the author: Kramar Igor Alexandrovich,

student

Dostoevsky Omsk State University, 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: hombrehumor@gmail.com

Дата поступления статьи 17.05.2016

Для цитирования: Крамарь И.А. Лингвокогнитивная специфика концепта 'Толерантность' в журналистском интернет-дискурсе о компьютерных играх // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 71-78.

For citation: Kramar, I.A. (2016), Linguo-cognitive specifics of the concept of 'Tolerance' in the journalistic Internet discourse of computer games. Communication Studies, No. 2 (8), pp. 71-78. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.