Научная статья на тему 'ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА'

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвоэкология / массмедиа / образовательный медиадискурс / деструкция / деэкологизация / деформация / деградация / дегуманизация / linguoecology / mass media / educational media resource / destruction / deecologization / deformation / degradation / dehumanization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ольга Викторовна Сергеева

Данная статья посвящена изучению лингвоэкологических проблем современного образовательного медиадискурса. Материал исследования, представленный статьями из российских, британских и американских СМИ начала XXI века, отобран путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц из всего многообразия медиатекстов образовательной тематики. Цель работы реализуется благодаря использованию комплекса методов: описательного метода, интерпретативного анализа, лексико-семантического анализа, лексико-грамматического анализа, стилистического анализа, контент-анализа, элементов дискурсивного анализа. Актуальность исследуемой проблемы определяется возрастающим интересом к антропологическому подходу в медиакоммуникации, важностью изучения ролей учителя и ученика в медиаобразовательном пространстве, необходимостью установления лингвоэкологических норм, решения лингвоэкологических проблем в образовательном медиадискурсе России, США и Великобритании. В результате проведенного анализа образовательного медиадискурса выявлено существование пяти основных проблем: 1) деструкция, фиксирующая негативные языковые средства и отрицательные эмоции; 2) деэкологизация, отражающая нарушение природы коммуникации; 3) деформация в рамках коммуникативных и личностных/межличностных процессов; 4) деградация коммуникативной личности и самой коммуникации; 5) дегуманизация в социальном взаимодействии коммуникантов. Как показал анализ фактического материала, стремление к креативизации коммуникации в образовательном медиадискурсе демонстрирует творческую самореализацию коммуникантов и порождает негативизацию коммуникации, деструктивные дискурсивные и социальные процессы. Установлено, что необходимо усилить действия по обеспечению лингвистической безопасности образовательного медиапространства для достижения качества, этической обусловленности, экологичности медиадискурса в сфере образовательной деятельности в российской, американской и британской лингвокультурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ольга Викторовна Сергеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOECOLOGICAL PROBLEMS OF THE MODERN EDUCATIONAL MEDIA DISCOURSE

This article is devoted to the study of linguoecological problems of modern educational media. The study material is presented by articles from Russian, British and American media of the beginning of the 21st century, selected by a continuous sample of lexical and phraseological units from the entire variety of educational media texts. The purpose of the work is realized using a set of methods: descriptive method, interpretive analysis, lexical-semantic analysis, lexical-grammatical analysis, stylistic analysis, content analysis, elements of discursive analysis. The relevance of the studied problem is determined by the increasing interest in the anthropological approach in media communication, the importance of studying the roles of the teacher and student in the media educational space, the need to establish linguoecological norms, solve linguoecological problems in the educational media resource of Russia, the USA, and Great Britain. As a result of the analysis of educational media, the existence of five main problems was revealed: 1) destruction, fixing negative language means and negative emotions, 2) deecologization, reflecting a violation of the nature of communication, 3) deformation within the framework of communicative and personal/interpersonal processes, 4) degradation of the communicative personality and communication itself, 5) dehumanization in the social interaction of communicants. As the analysis of the actual material showed, the desire for creative communication in the educational media resource demonstrates the creative self-realization of communicants and generates negative communication, destructive discursive and social processes. It has been established that it is necessary to strengthen actions to ensure the linguistic security of the educational media space to achieve the quality, ethical conditioning, environmental friendliness of media in the field of educational activities in Russian, American and British linguocultures.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 9 (479). С. 70-82. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(9(479):70-82. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 81-2

doi: 10.47475/1994-2796-2023-479-9-70-82

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА

Ольга Викторовна Сергеева

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, docsov17@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9950-000X, Scopus Author ID: 57224109560, Researcher ID: AAE-1594-2021

Аннотация. Данная статья посвящена изучению лингвоэкологических проблем современного образовательного медиадискурса. Материал исследования, представленный статьями из российских, британских и американских СМИ начала XXI века, отобран путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц из всего многообразия медиатекстов образовательной тематики. Цель работы реализуется благодаря использованию комплекса методов: описательного метода, интерпретативного анализа, лексико-семан-тического анализа, лексико-грамматического анализа, стилистического анализа, контент-анализа, элементов дискурсивного анализа. Актуальность исследуемой проблемы определяется возрастающим интересом к антропологическому подходу в медиакоммуникации, важностью изучения ролей учителя и ученика в ме-диаобразовательном пространстве, необходимостью установления лингвоэкологических норм, решения лингвоэкологических проблем в образовательном медиадискурсе России, США и Великобритании. В результате проведенного анализа образовательного медиадискурса выявлено существование пяти основных проблем: 1) деструкция, фиксирующая негативные языковые средства и отрицательные эмоции; 2) деэко-логизация, отражающая нарушение природы коммуникации; 3) деформация в рамках коммуникативных и личностных/межличностных процессов; 4) деградация коммуникативной личности и самой коммуникации; 5) дегуманизация в социальном взаимодействии коммуникантов. Как показал анализ фактического материала, стремление к креативизации коммуникации в образовательном медиадискурсе демонстрирует творческую самореализацию коммуникантов и порождает негативизацию коммуникации, деструктивные дискурсивные и социальные процессы. Установлено, что необходимо усилить действия по обеспечению лингвистической безопасности образовательного медиапространства для достижения качества, этической обусловленности, экологичности медиадискурса в сфере образовательной деятельности в российской, американской и британской лингвокультурах.

Ключевые слова: лингвоэкология, массмедиа, образовательный медиадискурс, деструкция, деэкологиза-ция, деформация, деградация, дегуманизация

Для цитирования: Сергеева О. В. Лингвоэкологические проблемы современного образовательного медиадискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 9 (479). С. 70-82. doi: 10.47475/1994-2796-2023-479-9-70-82

Original article

LINGUOECOLOGICAL PROBLEMS

OF THE MODERN EDUCATIONAL MEDIA DISCOURSE

Olga V. Sergeeva

Kuban State University, Krasnodar, Russia, docsov17@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9950-000X, Scopus Author ID: 57224109560, Researcher ID: AAE-1594-2021

Abstract. This article is devoted to the study of linguoecological problems of modern educational media. The study material is presented by articles from Russian, British and American media of the beginning of the 21st century, selected by a continuous sample of lexical and phraseological units from the entire variety of educational media texts. The purpose of the work is realized using a set of methods: descriptive method, interpretive analysis, lexical-semantic analysis, lexical-grammatical analysis, stylistic analysis, content analysis, elements of discursive analysis. The relevance of the studied problem is determined by the increasing interest in the anthropological approach

© Сергеева О. В., 2023

in media communication, the importance of studying the roles of the teacher and student in the media educational space, the need to establish linguoecological norms, solve linguoecological problems in the educational media resource of Russia, the USA, and Great Britain. As a result of the analysis of educational media, the existence of five main problems was revealed: 1) destruction, fixing negative language means and negative emotions, 2) deecologi-zation, reflecting a violation of the nature of communication, 3) deformation within the framework of communicative and personal/interpersonal processes, 4) degradation of the communicative personality and communication itself, 5) dehumanization in the social interaction of communicants. As the analysis of the actual material showed, the desire for creative communication in the educational media resource demonstrates the creative self-realization of communicants and generates negative communication, destructive discursive and social processes. It has been established that it is necessary to strengthen actions to ensure the linguistic security of the educational media space to achieve the quality, ethical conditioning, environmental friendliness of media in the field of educational activities in Russian, American and British linguocultures.

Keywords: linguoecology, mass media, educational media resource, destruction, deecologization, deformation, degradation, dehumanization

For citation: Sergeeva OV. Linguoecological problems of the modern educational media discourse. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(9(479):70-82. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-479-9-70-82

Введение

Антропоцентрический подход в лингвистике обусловливает тот факт, что основным объектом современных медиаисследований выступает речь человека во всем ее функциональном многообразии. Именно поэтому представляется значимым изучать различные сферы человеческой деятельности сквозь призму СМИ, в т. ч. и реализацию такой разновидности медиадискурса, как образовательный медиадискурс.

Все чаще в последние годы в средствах массовой информации поднимаются лингвоэтические и аксиологические проблемы взаимодействия участников педагогической коммуникации. Особый исследовательский интерес вызывают конфлик-тогенность и гармонизация коммуникативных отношений в образовательном медиапростран-стве. В данной работе хотелось бы остановиться на основных лингвоэкологических проблемах современного образовательного медиадискурса.

Лингвоэкология представляет собой корреляцию языка и социума как экосистемы, которая нуждается в поддержании определенного баланса [6; 10; 11; 13, с. 11; 15; 20]. В. И. Шаховский выдвигает «тезис о деэкологизации не только самого мира как окружающей человека природы и социальной среды, но и о деэкологизации, токсичности человека, его языка, речи, искусства» [18, с. 223]. Образовательная медиасреда, будучи одной из наиболее значимых в современном обществе, выступает в роли экологической лакмусовой бумаги, которая вскрывает все психолингвистические и социолингвистические проблемы коммуникантов, а потому нуждается, наравне с политической, экономической, юридической медиасредами, в поддержании обязательного коммуникативного нормативного баланса.

Опираясь на дефиницию понятия «образование» в Современной энциклопедии 2000 г.1 и трактовку понятия «медиадискурс», предложенную М. Р. Желтухиной [2], образовательный медиадискурс мы определяем как связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в СМИ о процессе обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, воспринимаемый в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и прочими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов.

Образовательный медиадискурс представляет собой полевую структуру с центром, где фиксируются прототипные жанры, и периферией, наполненной маргинальными жанрами, которые имеют неоднородную природу из-за расположения на стыке разных типов дискурса.

Опосредованный характер образовательного медиадискурса объясняется пространственной и/или временной дистанцией между медиаадре-сантом и медиаадресатом.

Целью данной статьи является выявление основных лингвоэкологических проблем современного образовательного медиадискурса.

Методы и материал исследования

Поставленная цель обусловила выбор методов исследования. Основными методами были определены описательный метод, интерпретативный

1 Современная энциклопедия. 2000. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/33714 (дата обращения: 22.03.2023).

анализ, лексико-семантический анализ, лексико-грамматический анализ, стилистический анализ, контент-анализ, элементы дискурсивного анализа.

Материалом исследования выступают меди-атексты об образовании лингвоэкологического характера, выделенные приемом сплошной выборки из российских, британских и американских СМИ начала XXI века. Единицей анализа рассматривалось слово или словосочетание, нарушающее лингвоэкологические нормы русского и английского языков.

Результаты и обсуждение

Образовательный медиадискурс транслирует направления овладения культурными ценностями, формирования духовно-нравственного и эмоционального восприятия и отношения к миру, реализации опыта профессиональной и творческой деятельности, что способствует сохранению и развитию материальных и духовных достижений языковых личностей разных лингвокультур.

Важным элементом образовательного медиадискурса выступает категория субъекта [12, с. 326], т. е. языковой личности медиаадресанта и медиа-адресата в роли медиаадресанта как говорящего или пишущего представителя той или иной линг-вокультуры.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что образовательный медиадискурс включает в себя не только дискурс СМИ (медиаадресанта и медиаа-дресата), но и дискурс всех участников образовательного процесса, отраженный в массмедиа во всем жанровом разнообразии.

Например,

• медиадискурс учителей;

• медиадискурс родителей;

• медиадискурс учеников;

• медиадискурс административных работников сферы образования;

• медиадискурс научного сообщества;

• отраслевые медиадискурсы в разных сферах жизнедеятельности человека по вопросам, связанным с образованием и др.

Кроме того, выделяются смешанные виды образовательного медиадискурса:

• медиадискурс учителей и родителей;

• медиадискурс учителей и учеников;

• медиадискурс учителей, родителей и учеников;

• медиадискурс учителей и чиновников (от власти, в т. ч. в сфере образования);

• медиадискурс родителей и чиновников;

• медиадискурс родителей и журналистов;

• медиадискурс педагогов и журналистов;

• медиадискурс учеников и журналистов;

• медиадискурс чиновников (от власти, в т. ч. в сфере образования) и журналистов;

• медиадискурс учителей, родителей, учеников, чиновников, журналистов и т. д. (в разных вариациях).

Все перечисленные ипостаси образовательного медиадискурса свидетельствуют о многогранности его акторов — языковых личностей и мощном лингвопрагматическом потенциале, а также о сложности и комплексности исследовательского процесса данного вида медиадискурса.

Образовательный медиадискурс имеет правовую основу в соответствии с интересами, образовательными потребностями и способностями языковых личностей. Важно подчеркнуть преемственность этапов, транслируемых в образовательном медиадискурсе, реализуемых в государственных и частных образовательных учреждениях.

По критерию «сложность образовательных программ» предлагается различать начальный, базовый и полный образовательный медиадискурс.

Можно выделить общий образовательный медиадискурс [медиадискурс на уровне дошкольного и школьного образования (начального, неполного среднего или основного, полного среднего)] и профессиональный образовательный медиадискурс по критерию «характер полученных знаний и сформированных навыков».

Профессиональный образовательный медиадискурс имеет разновидности по следующим критериям.

1. Критерий «направленность»:

• технический образовательный медиадискурс;

• естественно-научный образовательный ме-диадискурс;

• гуманитарный образовательный медиадис-курс и др.

2. Критерий «квалификация»:

• начальный (профессионально-технический) образовательный медиадискурс;

• средний (средний специальный) образовательный медиадискурс;

• высший, последипломный образовательный медиадискурс.

Одной из разновидностей образовательного медиадискурса выступает самообразовательный медиадискурс, когда языковая личность реализует образовательный процесс самостоятельно через массмедиа (например, в форме блогинга).

Лингвоэкология медиаречи неразрывно связана с процессами тотальной информатизации,

глобализации, отходом от культурных традиций, ценностными трансформациями, вольной трактовкой абстрактных понятий, таких как справедливость, толерантность, свобода, культура, образование и др. Таким образом, можно говорить об основных проблемах, порождаемых деструктивной образовательной медиакоммуникацией. Иначе говоря, нарастающая деструкция в массмедиа приводит к деэкологизации, дегуманизации ме-диакоммуникации, в т. ч. и в образовательной сфере.

Особенные сложности представляют эмоциональные аспекты речевого взаимодействия коммуникантов в образовательном медиадискур-се [3]. В таком коммуникативном контексте увеличивается число негативных типов человека говорящего (homo loquens): появляются типы homo vulgaris, homo obscenius, homo confusus. Как справедливо отмечает В. И. Шаховский, в результате складывается психологически некомфортная атмосфера общения, а это требует внимания всего современного общества, но прежде всего, выработки экологически грамотной установки у ме-диаадресанта [43, с. 222]. Такая установка необходима для формирования у каждого журналиста экологического мышления [16], основанного на понятии этичности. Автор вполне обоснованно задает вопрос, обусловленный эмоциональной жестокостью многих медийных материалов: всегда ли необходимо информировать обывателя о всех негативных событиях, да еще с кровавыми подробностями? Особенно это касается образовательного медиадискурса, в котором принимают участие как взрослые (учителя, родители, чиновники и др.), так и дети (учащиеся, студенты).

Образовательные креатемы как новые контекстуальные понятия, фиксирующие эмоциональную реакцию социума на «злобу дня» [8; 14], отражают преднамеренные и непреднамеренные колебания языковой нормы; медиаадресант фиксирует в них проявление коммуникативной свободы, экспрессивизации и эмоционализации разных типов дискурса в медиадискурсе [2; 19]. Нельзя не согласиться с В. И. Шаховским, что данные процессы связаны с деэкологизацией, вульгаризацией вербального общения через нарушение этических и стилистических норм общения [17, с. 7]. По мнению В. И. Шаховского, раскачивание языковой нормы начинается с языковой игры медиаадресанта в ироничной, саркастичной, издевательской, вульгарной, грубой форме, реализует безответственность медиаадресанта перед медиаадресатом [17, с. 7; 21-24], так как об-

разовательные креатемы обладают сильным эмоциональным воздействием на реципиентов.

Остановимся на некоторых показательных примерах образовательного медиадискурса с участием его различных акторов, которые были выявлены и проанализированы в процессе исследования1.

Медиадискурс учителей, чиновников и журналистов

В статье «СМИ: Английские ученики все чаще приносят в школу оружие»2 используется лексика, преимущественно с отрицательной коннотацией, относящейся к военной сфере, что не соотносится со сферой образовательной, по-ляризирует контекстуальное пространство, вызывая негативные эмоции у медиаадресата: тревогу и страх .

Самурайские мечи, мачете, штыки, нунчаки и огнестрел — вот далеко не полный список запрещенных вещей, изъятых британской полицией у школьников на туманном Альбионе. По данным СМИ, только с апреля 2018 по август 2019 года при попытке проноса в школы Британии оружия и опасных предметов были пойманы почти 1400 учащихся. Как выяснилось, грызть гранит науки юные английские школьники предпочитают имея при себе далеко не детский арсенал: ножи, кастеты, топоры и электрошокеры. И если с хулиганами и подростками-старшеклассниками ситуация еще более-менее понятна, то попытка пройти в начальную школу вооруженной 4-летней девочки всерьез озадачила британских констеблей. «Насилие в школах — это растущая проблема среди молодого поколения, и мы продолжаем работать вместе с родителями для того, чтобы с ней справится», — пояснила представитель национального совета руководителей полиции Оливия Пинкли. Тех же, кто непосредственно работает с детьми в учебных заведениях, отмеченная правоохранителями тревожная тенденция не удивляет. Опубликованные полицией цифры «улова» вооруженных школьников удручают, но они отражают растущую

1 Орфография и пунктуация в примерах сохранены.

2 Гасюк А. СМИ: Английские ученики все чаще приносят в школу оружие. 2019. 16октября. URL: https://rg.ru/2019/10/16/smi-anglijskie-ucheniki-vse-chashche-prinosiat-v-shkolu-oruzhie.html (дата обращения: 22.03.2023).

3 Здесь и далее используются авторские выделения полужирным курсивом вербальных примеров нарушения лингвоэкологичности образовательного медиадискурса.

проблему в британском обществе, где стало больше доступного оружия, заявил генеральный секретарь Ассоциации учителей школ и колледжей Джефф Бартон. «Школы стараются сделать все, что они могут, чтобы справиться с этой проблемой, но они не могут сами решить ее. Необходимо вкладывать больше инвестиций нашего общества в безопасность», — отметил Бартон1.

Медиадискурс научного сообщества

В статье «Эксперты назвали главные проблемы российского образования»2 обсуждается система российского образования путем использования лексики с положительной, нейтральной и отрицательной коннотацией. Отрицательная коннотация наблюдается в словах, характеризующих проблемы. Кроме того, перечисляемые в статье проблемы передаются терминами в сфере образования, но слово «проблема» задает негативно окрашенный контекст, в связи с этим употребление однородных членов предложения в перечислении создает отрицательный фон при восприятии информации медиаадресатом.

Москва, 5 фев — РИА Новости. Нехватка квалифицированных педагогов, а также сложности и опасности, связанные с цифровизаци-ей образовательной среды, — одни из главных проблем современной системы образования, рассказали эксперты, опрошенные РИА Новости накануне заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Ранее пресс-служба Кремля сообщила, что президент РФ Владимир Путин 6 февраля проведет совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, которое будет посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства3.

Средняя школа. «Есть проблема значительной дифференциации условий образования, и вследствие этого — образовательных результатов. Это начиная от второй-третьей смены (в школах), заканчивая скоростью интернета, квалификацией педагогических кадров», —

1 Гасюк А. СМИ: Английские ученики все чаще приносят в школу оружие...

2 Песня В. Эксперты назвали главные проблемы российского образования // РИА Новости. 2020. 05 февраля. URL: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html (дата обращения: 22.03.2023).

3Там же.

рассказал директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов. Он также отметил, что есть проблема, с одной стороны, некоторого отставания образовательной среды от цифрового века, от бурного развития цифровых технологий, и в то же время «бурно развивающиеся цифровые технологии создают искажение в процессе развития и воспитания детей». «Одной из важнейших задач сегодня в системе образования является подготовка квалифицированного учителя, поэтому за последнее время предпринят целый ряд мер по совершенствованию педагогического образования. За последние 10-15 лет фактически пошел процесс ликвидации региональных педагогических вузов. Сегодня поставлена задача вернуть назад систему региональных педагогических вузов, потому что в регионах очень ощущается нехватка квалифицированных учителей», — рассказал руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков. Он также отметил, что сейчас решается вопрос о введении новых методов и форм образовательного процесса, использования компьютерных технологий. Однако, по мнению Комкова, здесь нужно быть чрезвычайно осторожными, «потому что никакое компьютерное образование не может заменить личность учителя». Также среди текущих проблем Малеванов назвал то, что никак не удается найти равновесие между вариативностью, гибкостью образовательных программ и едиными подходами, требованиями иуслови-ями образования. «Кроме того, очень серьезная проблема сегодня заключается в том, что не выполняются майские указы президента о реализации нацпроекта «Образование», потому что нацпроект должен исполняться за счет региональных бюджетов, а регионы относят к этому чрезвычайно халатно», — считает Комков. По его мнению, крайне актуальна сейчас и проблема введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые пока не утвердили и не приняли, вокруг них идут споры и обсуждения. «Проект ФГОСов был отклонен даже вновь заступившим министром просвещения, против этого проекта выступила большая группа академиков Российской академии образования и наиболее известный из этой группы Александр Ас-молов. И с этой позиции он выступил и направил эту позицию президенту России», — рассказал Комков. Эксперт также отметил, что

необходимо учесть и то, что было сказано президентом в послании Федеральному собранию — он «очень серьезно сделал замечание о том, что образование должно стать сферой комплексного формирования личности, подрастающего поколения, и поэтому в систему образования надо возвращать такое понятие, как воспитание личности»1.

Высшая школа. Комков добавил, что еще один важный момент — это выстраивание взаимосвязи между средним и высшим образованием. Он отметил, что в связи с этим нужно пересматривать систему выпускных экзаменов за курс средней школы. «И соответственно, предстоит серьезная работа по отбору в высшие учебные заведения. С тем чтобы уже на базе средней школы начиналась предпрофесси-ональная подготовка, чтобы вузы выбирались не спонтанно... чтобы осознанно выпускники школы шли, уже понимая, что они должны выбрать именно ту специальность, по которой они будут не просто учиться, но и дальше продолжать свой жизненный путь», — считает он. Также среди актуальных для высшей школы проблем Комков назвал расширение вузовской автономии. По его мнению, вузами должно управлять вузовское сообщество, профессорско-преподавательский состав, а должность ректора должна быть выборной. Он также отметил, что необходимо, чтобы значительно расширялась научно-экспериментальная и лабораторная база всех вузов. «Это очень серьезное требование к современной системе высшего профессионального образования, чтобы обучающиеся в вузах студенты обладали не только набором теоретических знаний, но и практических навыков», — добавил Комков. Малеванов же выделил среди проблем вузов диспропорцию в распределении вузов по территории России, и «вследствие этого — отток наиболее одаренных, наиболее образовательно успешных выпускников и сложности с возвращением в свои регионы после получения высшего образования»»2.

Медиадискурс учеников и журналистов, представителей бизнеса

В статье «Ученики школы № 1540 встретились с представителем СМИ и менеджером

1 Песня В. Эксперты назвали главные проблемы российского образования...

2 Там же.

банка»3 представлена информация о взаимодействии школьников с массмедиа и бизнесом с использованием преимущественно нейтральной и положительно окрашенной лексики.

В школе № 1540 состоялась встреча с руководителем рекламного отдела в средствах массовой информации и главным менеджером крупного российского банка. Мероприятие прошло 6 апреля. Ученики 7 и 10 медаиклассов пообщались с Анастасией Розенер, которая рассказала о работе в глянцевых журналах, особенностях коммуникации с представителями рекламных агентств и редакторскими отделами крупных издательств и многое другое, сообщили на странице образовательного учреждения в социальных сетях. Также воспитанники 10 социально-экономического класса встретились с исполнительным вице-президентом управления по работе с предприятиями среднего бизнеса крупного российского банка Алексеем Мышко. Ребята узнали, как функционируют современные кредитно-финансовые организации, как добиться успеха в данной сфере и какие пути развития существуют для финансовой системы страны. Ранее в стенах школы прошла лекция о феномене креативной экономики [38].

Медиадискурс учителей и родителей

В статье «Ukrainian child refugees who havefled Putin's war are shocked to be taught Russian in British primary school» / «Дети украинских беженцев, бежавшие от путинской войны, в шоке, что в британской начальной школе их учат русскому»4 используется лексика с нейтральной, положительной и отрицательной коннотацией. Примечательно, что ключевые нейтральные и положительно окрашенные слова приобретают в контексте отрицательную коннотацию, например, 'inclusive.' — «инклюзивный».

Ukrainian refugees who fled to Britain after Putin 's invasion of their country were horrified to discover their children are being taught Russian at primary school as part of a language project. One mother,

3 Управа района Тверской города Москвы. Ученики школы № 1540 встретились с представителем СМИ и менеджером банка. 07.04.2023. URL: https:// tveruprava.mos.ru/presscenter/news/detail/11516063. html (дата обращения: 22.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Craven N. Ukrainian child refugees who have fled Putin's war are shocked to be taught Russian in British primary school // Daily Mail. 15.06.2023. URL: https:// www.dailymail.co.uk/news/article-12199417/Ukrainian-child-refugees-fled-war-shocked-taught-Russian-British-school.html (дата обращения: 17.06.2023).

who asked not to be named, said she was shocked that her child had been given Russian teaching materials at Brunswick Primary School in Brighton as part of a seven-week long 'Russian Language Half-Term'. When the issue was raised with staff, the response was that they wanted to be 'inclusive.' <...> In 2021 Brighton and Hove adopted controversial guidance on transgenderism contained in 'Trans Inclusion Schools Toolkit Version 4' which suggests the use of scripts for pupils claiming to be the opposite sex, with phrases such as 'I have always been a boy/girl'1. Украинские беженцы, оказавшиеся после начала боевых действий в Великобритании, с ужасом узнали, что в начальной школе их детей учат русскому. Одна мать, попросившая не называть ее имени, сказала, что была шокирована тем, что ее ребенку в начальной школе Брансуика в Брайтоне выдали учебные материалы по русскому языку, рассчитанные на семинедельный курс. Когда был поднят вопрос с персоналом, школьные власти объяснили это стремлением к «инклюзивности». В 2021 году муниципалитет Брайтон и Хоув принял спорную учебное руководство по трансгендеризму. В частности, там даются «инклюзивные» рекомендации для учителей, как реагировать, если ученик изъявляет желание сменить пол, с такими фразами, как «Я всегда был мальчиком/девочкой».

Медиадискурс чиновников (от власти,

в т. ч. в сфере образования) и журналистов, учителей, учеников и родителей

В статье "Headteachers should intervene to stop children identifying as cats, horses, moons or other 'neo genders', Downing Street says"2 констатируется негативный контекстуальный фон, заданный основной темой проблемного характера, соответственно, нейтральная и положительно окрашенная лексика трансформируется в лексику с отрицательной коннотацией.

Headteachers should intervene to stop children identifying as cats, horses, moons or other 'neo genders', Downing Street has said. A spokesman for Prime Minister Rishi Sunak said that it is not right for

1 Craven N. Ukrainian child refugees who have fled Putin's war are shocked to be taught Russian in British primary school...

2Parashar, А. Headteachers should intervene to stop children identifying as cats, horses, moons or other 'neo genders', Downing Street says // Daily mail. 20.06.2023. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/ article-12215867/Headteachers-intervene-stop-children-identifying-cats-Downing-Street-says.html (дата обращения: 22.06.2023).

children to be influenced by the 'personal views' of teachers when it comes to transgender issues. No 10 has waded into the debate after it emerged that schools are allowing children to identify as cats, horses and dinosaurs and that teachers are 'failing to question them'. There was widespread outrage earlier this week when the Telegraph revealed a 13-year-old girl at Rye College in East Sussex had been branded 'despicable' by her teacher for rejecting her classmate's claim that she identified as a cat. Now further stories are emerging of pupils who identify as animals with very human characteristics — often known as furries'. At a state secondary school in Wales, one student is said to 'meow' when asked questions by a teacher, rather than answering in English. In other schools, one apparently insists on being addressed as a dinosaur, one claims to identify as a horse while another is said to wear a cape and demands to be acknowledged as a moon. These are known as 'neopronouns', which refer to objects or animals as opposed to traditional genders3.

The series of observations about furries includes reassurances that it's in no way unusual for pupils to want to do this: 'It's normal for young people to express themselves through "dressing up".' the post on the organisation's website explains how members of the furry 'community' like to take on the persona of an animal — a fursona' — and interact with other like-minded fursonas' by chatting and in acts of role play. It further outlines how furries take on the personality and physical attributes of their chosen animal and some members make or buy vibrant costumes of their characters, known as fursuits'. Conventions are held around the world where these like-minded people can meet up in their altered animal ego, it says4.

Отмечаются стандартизированность и кли-шированность образовательного медиадискур-са [1; 7]. Дискурсивные характеристики образовательной медиакоммуникации базируются на значительном количестве устойчивых, а потому окаменевших оценок, как положительных, так и отрицательных.

Изнанка ЕГЭ: Исчезнувшие баллы, рекорды по списыванию, обыски и подставы. Петиция пересмотре оценок ЕГЭ из-за сложных заданий набрала больше 100 тысяч подписей5.

3Там же.

4Там же.

5Лукьянова А. Изнанка ЕГЭ: Исчезнувшие баллы, рекорды по списыванию, обыски и подставы. URL: https://www.kp.ru/daily/27520.5/4783157/ (дата обращения: 25.06.2023).

К обсуждению подключились все стороны: Учителей без высшего образования в школы направлять пока не будут. В Минпросвещения России подчеркнули, что этот вопрос требует всестороннего анализа1.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов: «Учителя, педагоги и наставники требуют особого внимания». Ведущий «Радио «КП» Александр Милкус обсудил с главным учителем страны самое важное в российской системе образования2.

Больше половины россиян вынуждены нанимать детям репетиторов. Родители, жалуются, что школы плохо готовят учеников к выпускным экзаменам3.

Россияне резко раскритиковали идею сокращения летних каникул для школьников. Опрошенные считают, что летом дети должны отдыхать как можно дольше4.

«Дочку даже в WhatsApp5 заблокировала»: учительница не давала домашнюю работу школьнице, чья мама пожаловалась на поборы. В Новосибирске учительница не давала домашнее задание школьнице, чья мама пожаловалась на поборы6.

Оценки за ЕГЭ, непомерная «домашка», профориентация: Важные заявления министра просвещения Сергея Кравцова. Собрали

важ-

Лукьянова А. К обсуждению подключились все стороны: Учителей без высшего образования в школы направлять пока не будут. URL: https:// www.kp.ru/daily/27519/4782490/ (дата обращения: 22.06.2023).

2 Милкус А., Баченина М. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов: «Учителя, педагоги и наставники требуют особого внимания» // KP.RU. 2023. 27 февраля. URL: https://www.kp.ru/daily/27470/4726584/ (дата обращения: 22.03.2023).

3 Соболева К. Больше половины россиян вынуждены нанимать детям репетиторов. Родители, жалуются, что школы плохо готовят учеников к выпускным экзаменам. URL: https://www.kp.ru/ daily/27457/4711555/ (дата обращения: 22.02.2023).

4 Соболева К. Россияне резко раскритиковали идею сокращения летних каникул для школьников. Опрошенные считают, что летом дети должны отдыхать как можно дольше. URL: https:// www.kp.ru/daily/27467/4722821/ (дата обращения: 22.03.2023).

5 Входит в компанию Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ. URL: https://www.nsk. kp.ru/daily/27516/4780412/

6 Соловова, Т. «Дочку даже в WhatsApp заблоки-

ровала»: учительница не давала домашнюю работу

школьнице, чья мама пожаловалась на поборы. URL:

https://www.nsk.kp.ru/daily/27516/4780412/ (дата обра-

щения: 21.06.2023).

ные заявления Сергея Кравцова на тему образования, прозвучавшие на ПМЭФ-20231.

Дети рискуют оказаться «в стране невыученных уроков»: что не так с домашними заданиями и стоит ли их отменять. Консультант в сфере образования Митин считает, что в 9-11 классах вместо домашних заданий нужна самоподготовка8.

Домашке быть или не быть? Стоит ли дарить учащимся свободу после уроков в школе. Учитель Жуковская оценила идею отмены домашней работы для школьников9.

Анализ фактического материала наглядно демонстрирует в современном образовательном медиадискурсе минимизацию положительных оценок и нейтральной информации, доминирование отрицательных оценок (деструктем, по Е. Иванян [4; 5]). Встречаются явные и неявные деструктемы: деструктемы-метафоры, паразитирующие на идее инвалидности, «умственной или физической неполноценности»; деструктемы-ги-перболы, базирующиеся на угрозе смерти, линг-воцинизмы, которые усиливаются интертекстуальностью, прецедентностью.

«В дворники пойдешь!»: десять фраз, которые нельзя говорить подростку после ЕГЭ. Психолог Панасюк предупредил родителей, что после сдачи ЕГЭ неосторожные фразы грозят подростку нервными срывами10

«Пишет, как двоечник»: уральский филолог дала низкую оценку нейросети, которая за час сдала ЕГЭ. В Екатеринбурге нейросети понадобился час, чтобы написать ЕГЭ по русскому, но в вуз она не поступит11.

7 Лукьянова А. Оценки за ЕГЭ, непомерная «домашка», профориентация: Важные заявления министра просвещения Сергея Кравцова. URL: https:// www.kp.ru/daily/27516/4779147/ (дата обращения: 20.06.2023).

8Лукьянова А. Дети рискуют оказаться «в стране невыученных уроков»: что не так с домашними заданиями и стоит ли их отменять. 04.06.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/2751L5/4773205/ (дата обращения: 22.06.2023).

9Лукьянова А. Домашке быть или не быть? 02.06.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/2751L5/4772711/ (дата обращения: 21.06.2023).

10 Лукьянова А. «В дворники пойдешь!»: десять фраз, которые нельзя говорить подростку после ЕГЭ. 02.06.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/2751L5/4772532/ (дата обращения: 22.06.2023).

11 «Пишет, как двоечник»: уральский филолог дала низкую оценку нейросети, которая за час сдала ЕГЭ. URL: https://news.mail.ru/society/56449268/ (дата обращения: 12.06.2023).

«Опять двойка»: ростовчане откровенно рассказали, как жить если завалил ЕГЭ. О том, что делать если не сдал ЕГЭ, рассказали жители донской столицы1.

«На перемене я тебя убью»: бунты в начальных школах прокатились по России — кто в этом виноват. Психолог объяснила, что делать, если в школе начался бунт2.

«Условием вступления в брак является беременность хотя бы одного из супругов»: о перлах на ЕГЭ рассказал репетитор из Ростова. Ростовский репетитор по ЕГЭ пять лет ведет бумажный цитатник ответов вы-пускников3.

«Павка — наш Терминатор, но все равно скучно»: Что сказали современные школьники про фильм «Как закалялась сталь». «Комсомолка» узнала о реакции подрастающего поколения на легендарную кинокартину4.

Как выявить талант у ребенка и не «спугнуть» его: советы для родителей будущих гениев. Педагог Юркевич посоветовала повышать учебную нагрузку для талантливых детей5.

Лингвоцинизмы представляют собой этико-ре-чевые ошибки, при помощи которых говорящий передаёт негуманное, циническое отношение к объекту речи [29, с. 402].

Например:

Одна ошибка помешала набрать 300 баллов: выпускница из Хабаровского края идеально сдала два ЕГЭ и промахнулась в третьем. Школьница

1 «Опять двойка»: ростовчане откровенно рассказали, как жить если завалил ЕГЭ. URL: https:// news.mail.ru/society/55941470/ (дата обращения: 23.04.2023).

2Алексеев В., Ефанов А., Артякова Н. «На перемене я тебя убью»: бунты в начальных школах прокатились по России — кто в этом виноват. URL: https:// www.nsk.kp.ru/daily/27501/4762090/ (дата обращения: 12.05.2023).

3 Какасьева А. «Условием вступления в брак является беременность хотя бы одного из супругов»: о перлах на ЕГЭ рассказал репетитор из Ростова. URL: https://www.rostov.kp.ru/daily/27490.5/4748846/ (дата обращения: 22.04.2023).

4 Новикова О., Третьякова Е. «Павка — наш Терминатор, но все равно скучно»: Что сказали современные школьники про фильм «Как закалялась сталь». 14.02.2023. URL: https://www.perm.kp.ru/ daily/27465/4720978/ (дата обращения: 20.03.2023).

5Морозов А. Как выявить талант у ребенка и не

«спугнуть» его: советы для родителей будущих гени-

ев. Педагог Юркевич посоветовала повышать учеб-

ную нагрузку для талантливых детей. 03.02.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/2746L5/4716159/ (дата обращения: 22.03.2023).

из Хабаровского края набрала 200 баллов на ЕГЭ по русскому языку и истории6.

При этом необходимо подчеркнуть, что линг-воциничные креатемы могут включать положительную коннотацию.

Примером является статья «Внимание, вещают школьники! Как ученики школы посёлка Яковлево познают деятельность СМИ» в сетевом издании «Победа 31»7, отражающая медиа-дискурс учеников и журналистов:

А если захватить советскую печать и припомнить первый выход многотиражки «Правда», то, пожалуй, вырисовывается неплохой опыт, который в последующем становится хорошим уроком для нас, «желторотиков» пера. С чего же начинался путь вчерашнего любоз-найки, который грезил журналистской профессией? Вот и читателям школьного ежемесячника «ОКНО» — ученикам школы посёлка Яков-лево особенно полюбилась забавная рубрика «Новости из-под парты», где были собраны самые смешные анекдоты. Новости газета выпускала классные — под стать названию «Очень Классные НОвости», признаётся заместитель директора школы по воспитательной работе Надежда Станиславовна Григоренко. ...за радийный «штурвал» взялась Надежда Станиславовна, и начался рабочий процесс. Сегодня в Школе успеха утро начинается свежо, бодро — всему «виной» резвая танцевальная зарядка от местных радиоведущих. Стесняться — это не про них, публичная «должность» девушкам, бесспорно, по душе, тем более такой навык точно пригодится в будущем8.

Также к деструктивным креативам можно отнести следующие высказывания участников образовательного медиадискурса.

Что будет с высшим образованием в России после послания Путина: Болонская система не «легла» на наши традиции. Профессора оценили

6 Шопенко, А. Одна ошибка помешала набрать 300 баллов: выпускница из Хабаровского края идеально сдала два ЕГЭ и промахнулась в третьем. Школьница из Хабаровского края набрала 200 баллов на ЕГЭ по русскому языку и истории. URL: https://www. hab.kp .ru/daily/27520.5/4783385/ (дата обращения: 24.06.2023).

7 Внимание, вещают школьники! Как ученики школы посёлка Яковлево познают деятельность СМИ // Победа 31. URL: https://bel-pobeda.ru/ articles/obshestvo/2022-02-05/vnimanie-veschayut-shkolniki-kak-ucheniki-shkoly-posyolka-yakovlevo-poznayut-deyatelnost-smi-235581 (дата обращения: 22.03.2023).

8Там же.

изменения в образовании России, которые анонсировал Путин [видео]1.

Из троечников в отличники, а потом и в муль-тистобалльники: пермский выпускник сдал два ЕГЭ на 100 баллов. В Перми выпускник лицея № 10 сдал ЕГЭ по русскому языку и физике на 100 баллов2.

Мультистобалльница из поселковой школы мечтает стать врачом. Ирина Снигирева из Пермского края сдала русский язык и химию на 100 баллов3.

Как проверить, готов ли ребенок к школе. Пройдите наш тест со своим наследником, чтобы понять, пора ли ему садиться за парту4

Олимпиада школьников «Гранит науки». Сколько гранита нужно сгрызть и какие дисциплины включить в свое меню для успешного участия в олимпиаде школьников «Гранит науки»? Обсуждаем с экспертами тонкости подготовки и решения задач5.

Устроить ТРУДное детство: стоит ли привлекать школьников к бесплатным полезным работам. Почему многие родители против нового законопроекта, который вводит для детей обязательные работы6.

Результаты анализа современных медиатекстов в сфере образования свидетельствуют о том, что

1Арсюхин Е. Что будет с высшим образованием в России после послания Путина: Болонская система не «легла» на наши традиции. 21.02.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27468/4724363/ (дата обращения: 22.03.2023).

2 Овчинникова А. Из троечников в отличники, а потом и в мультистобалльники: пермский выпускник сдал два ЕГЭ на 100 баллов. 22.06.2023. URL: https:// www.perm.kp.ru/daily/27519/4782378/ (дата обращения: 22.06.2023).

3 Овчинникова А. Мультистобалльница из поселковой школы мечтает стать врачом. URL: https://www. perm.kp.ru/daily/27519/4781838/ (дата обращения: 22.06.2023).

4 Герасименко А. Как проверить, готов ли ребенок к школе. 23.06.2023. URL: https://www.kp.ru/ daily/26272/3149659/ (дата обращения: 23.06.2023).

5 Полищук А. Олимпиада школьников «Гранит науки». URL: https://www.kp.ru/edu/shkola/olimpiada-shkolnikov-granit-nauki/ (дата обращения: 22.06.2023).

6 Зайцева А. Устроить ТРУДное детство: стоит ли привлекать школьников к бесплатным полезным работам. 25.05.2023. URL: https://www.kp.ru/ daily/27507/4768514/ (дата обращения: на 26.05.2023).

именно образовательный медиадискурс наиболее остро отражает актуальную аксиологическую лингвокультурную ситуацию в рассматриваемых странах. Все приведенные примеры наглядно демонстрируют существование множества лингво-экологических проблем в различных субъектных разновидностях образовательного медиадискурса в разных лингвокультурах.

Заключение

В данной работе были проанализированы основные лингвоэкологические проблемы современного образовательного медиадискурса на материале российских, американских и британских СМИ. Проведенный анализ показал существование проблем пяти Д в образовательном медиа-дискурсе всех рассматриваемых лингвокультур: деструкция (негативные языковые средства и отрицательные эмоции) — деэкологизация (нарушение природы коммуникации) — деформация (коммуникативных и личностных/межличностных процессов) — деградация (коммуникативной личности и самой коммуникации) — дегуманизация (социального взаимодействия коммуникантов). В связи с этим необходимо заниматься лингвистической безопасностью образовательного ме-диапространства, чтобы медиадискурс в сфере образования был экологичный и качественный, этически обусловленный.

Важно подчеркнуть еще один факт. Как показал анализ фактического материала, стремление к креативизации коммуникации в образовательном медиадискурсе с одной стороны демонстрирует творческую самореализацию коммуникантов, но, с другой стороны, порождает негативизацию коммуникации, деструктивные дискурсивные и социальные процессы. Необходимо заметить, что ответственность за сохранение экологической коммуникативной природы лежит не только на медиаадресанте как человеке, который порождает, транслирует и ретранслирует медиатексты, свои и чужие, но и на каждом участнике любого типа дискурса, который в век информатизации попадает в ме-диапространство, а соответственно из простого адресанта становится медиаадресантом, а также может трансформироваться из адресата/медиа-адресата в медиадресанта.

Список источников

1. Антонова Н. А. Гендерные различия в педагогическом общении // Вестник Саратовского госагро-университета им. Н. И. Вавилова. 2007. № 1 (3). С. 89-92.

2. Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ : монография. М. : Ин-т языкознания РАН ; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.

3. Желтухина М. Р., Гавриш А. Д. Эмоциогенность современных медиатекстов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). С. 120-125. doi: 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-120-125.

4. Иванян Е. П. Лингвоэкология педагогической речи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016a. № 11-12. C. 48-56.

5. Иванян Е. Проблемы лингвоэкологии русской речи // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2016b. № 12. C. 63-68.

6. Казанцева Е. А. Экология академического дискурса : монография. Уфа : РИЦ БашГУ, 2019. 258 с.

7. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград : Перемена, 1999. С. 3-18.

8. Купина Н. А. Креативная стилистика. М. : Флинта, 2014. 184 с.

9. Сковородников А. П. Лингвоцинизмы // Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005. С. 402-403.

10. Сковородников А. П. К становлению лингвоэкологической терминологии // Речевое общение : специализированный вестник. 2000. № 3 (11). С. 70-78.

11. Сковородников А. П. Экология русского языка : словарь лингвоэкологических терминов. М. : Флинта, 2017. 384 с.

12. Степанов Ю. С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. 1981. № 4 (40). С. 325-332.

13. Трошина Н. Н. Экология языка : аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2020. 53 с.

14. Шаховский В. И. Креатемы как индикатор бесконечных потенций языкового развития // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 162-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008. 416 с.

16. Шаховский В. И. Многоязычие стилей эмоционального медийного дискурса // Актуальные проблемы стилистики : ежегод. междунар. науч. журн. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. С. 78-88.

17. Шаховский В. И. Экологическая многоликость коммуникативных сред человека // Этнопсихо-лингвистика. 2019. № 2. С. 80-101.

18. Шаховский В. И. Экология языка и человека в меняющемся мире // Неофилология. 2020. № 6 (22). С. 217-225.

19. Boeva-Omelechko N., Zheltukhina M., Ryabko O., Matveeva G., Murugova E., Zyubina I. Unusual Antonymy: Inter-Part-Of-Speech Interaction in English Fictional Discourse // Space and Culture, India. 2018. № 6 (4). P. 12-121. doi: 10.20896/saci.v6i4.387.

20. Haugen E., Dil A. Sh. The ecology of language // The ecology of language: Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford univ. press, 1972. P. 325-339.

21. Prosen S., Vitulic H. S., Skraban O. P. Teachers' emotional expression in the classroom // Hacettepe Egitim Dergisi. 2014. № 29. P. 226-237.

22. Tameryan T. Y., Zheltukhina M. R., Slyshkin G. G., Abakumova O. B., Volskaya N. N., Nikolaeva A. V. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018. № 8 (4). P. 377-384.

23. Zheltukhina M. R., Krasavsky N. A., Pavlov P. V., Ponomarenko E. B., Aleshchanova I. V. Political Face-book posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (18). P. 12005-120013. URL: https://www.researchgate. net/publication/312417996_Political_facebook_posts_using_ideological_symbols_for_media_image_design-ing_of_russia_as_enemy (дата обращения: 22.03.2023).

24. Zheltukhina M. R., Zinkovskaya A. V., Shershneva N. B., Katermina V. V. Dialogue as a constituent resourse for dramatic discourse: language, person and culture // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). P. 7408-7420. URL: https://www.researchgate.net/publication/309250383_ Dialogue_as_a_constituent_resource_for_dramatic_discourse_Language_person_and_culture (дата обращения: 22.03.2023).

References

1. Antonova NA. Gender differences in pedagogical communication. Vestnik Saratovskogo gosagrouni-versiteta im. N. I. Vavilova = Bulletin of Saratov State Agricultural University named after N. I. Vavilov. 2007;(1(3):89-92. (In Russ.).

2. Zheltukhina MR. Tropologicheskaya suggestivnost' massmedial'nogo diskursa: o probleme rechevogo vozdeystviya tropov v yazyke SMI = Tropological suggestivity of mass media discourse: on the problem of the speech impact of tropes in the language of the media. Moscow: In-t linguistics of the Russian Academy of Sciences; Volgograd: Publishing House of VF MUPK; 2003. 656 p. (In Russ.).

3. Zheltukhina MR, Gavrish AD. Emotiogenicity of modern media texts. Aktual'nyye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki = Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2018;(4(32):120-125. (In Russ.).

4. Ivanyan EP. Linguoecology of pedagogical speech. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016a;(11-12):48-56. (In Russ.).

5. Ivanyan E. Problems of linguoecology of Russian speech. Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2016b;(12): 63-68. (In Russ.).

6. Kazantseva EA. Ecology of academic discourse. Ufa: RIC BashSU; 2019. 258 p. (In Russ.).

7. Karasik VI. Characteristics of pedagogical discourse. In: Yazykovaya lichnost': aspekty lingvistiki i lingvodidaktiki = Linguistic personality: aspects of linguistics and linguodidactics. Volgograd: Change; 1999. Pp. 3-18. (In Russ.).

8. Kupina NA. Kreativnaya stilistika = Creative style. Moscow: Flint; 2014. 184 p. (In Russ.).

9. Skovorodnikov AP. Linguocynisms. In: Vyrazitel'nyye sredstva russkogo yazyka i rechevyye oshibki i nedochety = Expressive means of the Russian language and speech errors and shortcomings. Moscow; 2005. Pp. 402-403. (In Russ.).

10. Skovorodnikov AP. To the formation of linguoecological terminology. In: Rechevoye obshcheniye: spet-sializirovannyy vestnik = Speech communication: specialized bulletin. 2000;(3(11):70-78. (In Russ.).

11. Skovorodnikov AP. Ekologiya russkogo yazyka : slovar' lingvoekologicheskikh terminov = Ecology of the Russian language: a dictionary of linguoecological terms. Moscow: Flint; 2017. 384 p. (In Russ.).

12. Stepanov YuS. In search of pragmatics (subject problem). Izvestiya ANSSSR. Ser. lit. i yazyka = Izvestia of the USSR Academy of Sciences. Ser. lit. and language. 1981;4(40):325-332. (In Russ.).

13. Troshina NN. Ekologiya yazyka = Ecology of language. Moscow: RAS INION; 2020. 53 p. (In Russ.).

14. Shakhovsky VI. Createmes as an indicator of the infinite potencies of linguistic development. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika = Language ecology and communicative practice. 2014;(2):162-171. (In Russ.).

15. Shakhovsky VI. Lingvisticheskaya teoriya emotsiy = Linguistic theory of emotions. Moscow: Gnosis; 2008. 416 p. (In Russ.).

16. Shakhovsky VI. Multilingualism of styles of emotional media discourse. In: Aktual'nyye proble-my stilistiki = Actual problems of style. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2017. Pp. 78-88. (In Russ.).

17. Shakhovsky VI. The ecological multitude of human communication media. Etnopsikholingvistika = Eth-nopsycholinguistics. 2019;(2):80-101. (In Russ.).

18. Shakhovsky VI. Ecology of language and man in a changing world. Neofilologiya = Neophylology. 2020;(6(22):217-225. (In Russ.).

19. Boeva-Omelechko N, Zheltukhina M, Ryabko O, Matveeva G, Murugova E, Zyubina I. Unusual Antonymy: Inter-Part-Of-Speech Interaction in English Fictional Discourse. Space and Culture, India. 2018;6(4):112-121.

20. Haugen E, Dil ASh. The ecology of language. In: The ecology of language: Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford univ. press, 1972. Pp. 325-339.

21. Prosen S, Vitulic HS, Skraban OP. Teachers' emotional expression in the classroom. Hacettepe Egitim Dergisi. 2014;(29):226-237.

22. Tameryan TY, Zheltukhina MR, Slyshkin GG, Abakumova OB, Volskaya NN, Nikolaeva AV. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018;(8(4):377-384.

23. Zheltukhina MR, Krasavsky NA, Pavlov PV, Ponomarenko EB, Aleshchanova IV. Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy. International Journal of Environmental and Science Education. 2016;11(18):12005-120013. Available from: https://www.researchgate.net/ publication/312417996_Political_facebook_posts_using_ideological_symbols_for_media_image_designing_ of_russia_as_enemy (accessed: 22.03.2023).

24. Zheltukhina MR, Zinkovskaya AV, Shershneva NB, Katermina VV. Dialogue as a constituent resourse for dramatic discourse: language, person and culture. International Journal of Environmental and Science Education. 2016;(11(15):7408-7420. Available from: https://www.researchgate.net/publication/309250383_Dialogue_ as_a_constituent_resource_for_dramatic_discourse_Language_person_and_culture (accessed: 22.03.2023).

Информация об авторе

О. В. Сергеева — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии.

Information about the author

Olga V. Sergeeva — Cand. of Sci. (Philology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of English Philology.

Статья поступила в редакцию 24.06.2023; одобрена после рецензирования 09.09.2023; принята к публикации 02.10.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 24.06.2023; approved after reviewing 09.10.2023; accepted for publication 25.11.2023.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.