Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ОБУЧАЮЩУЮ СРЕДУ'

ЛИНГВОДИДАКТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ОБУЧАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Надежда Николаевна

Статья объясняет возможности дистанционного преподавания специализированного английского с применением системы управления обучением Moodle. Отмечается, что масштабное онлайн-обучение английскому языку было внедрено как немедленная реакция на угрозы пандемии и не было скорректировано с учетом лучших практик. Организация цифрового образовательного процесса онлайн рассмотрена как синхронной режим, который может быть дополнен асинхронными средствами. Наиболее результативным вариантом представлено смешанное обучение и его современная разновидность - перевернутое обучение. Мультимодальные ресурсы рассмотрены как средства контекстно обусловленного аспектного обучения английскому, способные предоставить индивидуальную траекторию усвоения материала. Различные средства развития рефлексивного понимания обозначены как механизм повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Подчеркнута роль целенаправленного личностного развития, обеспеченного социальным окружением, а также формами, средствами и технологиями обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудникова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUODIDACTICS OF ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES VIA LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

The paper reveals the possibilities of distance English for Specific Purposes instruction via Moodle learning management system. However, there is still a gap in implementation of Moodle into the digital educational process, because large-scale online English teaching was introduced as the immediate reaction to pandemic threats and was not adjusted in accordance with best practices. Online teaching is viewed as a synchronous mode, that can be supplemented by asynchronous means. Blended learning approach and its recent variant flipped learning are described as the most efficient options of teaching English for Specific Purposes. Multimodal resources are presented as the means of context-based aspectual teaching of a target language, providing an individual trajectory of attainment. Various means of developing reflexive understanding are designated as a mechanism for increasing the effectiveness of the formation of English for Specific Purposes competence. The role of purposeful personal development, provided by the social environment, as well as technologies of education, is emphasized.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ОБУЧАЮЩУЮ СРЕДУ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Лингводидактика английского языка для специальных целей, ориентированная на электронную обучающую среду

Linguodidactics of English for Specific Purposes via learning management system

Прудникова Надежда Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Балаковского филиала РАНХиГС

Nadezhda N. Prudnikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Science, Docent, Balakovo branch of the RANEPA

e-mail: nadkap 1@yandex. ru УДК 81

Статья объясняет возможности дистанционного преподавания специализированного английского с применением системы управления обучением Moodle. Отмечается, что масштабное онлайн-обучение английскому языку было внедрено как немедленная реакция на угрозы пандемии и не было скорректировано с учетом лучших практик. Организация цифрового образовательного процесса онлайн рассмотрена как синхронной режим, который может быть дополнен асинхронными средствами. Наиболее результативным вариантом представлено смешанное обучение и его современная разновидность - перевернутое обучение. Мультимодальные ресурсы рассмотрены как средства контекстно обусловленного аспектного обучения английскому, способные предоставить индивидуальную траекторию усвоения материала. Различные средства развития рефлексивного понимания обозначены как механизм повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Подчеркнута роль целенаправленного личностного развития, обеспеченного социальным окружением, а также формами, средствами и технологиями обучения.

Ключевые слова и словосочетания: английский язык для специальных целей, образовательная среда, система управления обучением Moodle, дистанционное обучение, перевернутое обучение, контекстно обусловленное обучение, интерактивные формы представления учебного материала, рефлексивное понимание.

The paper reveals the possibilities of distance English for Specific Purposes instruction via Moodle learning management system. However, there is still a gap in implementation of Moodle into the digital educational process, because large-scale online English teaching was introduced as the immediate reaction to pandemic threats and was not adjusted in accordance with best practices. Online teaching is viewed as a synchronous mode, that can be supplemented by asynchronous means. Blended learning approach and its recent variant flipped learning are described as the most efficient options of teaching English for Specific Purposes. Multimodal resources are presented as the means of context-based aspectual teaching of a target language, providing an individual trajectory of attainment. Various means of developing reflexive understanding are designated as a mechanism for increasing the effectiveness of the formation of English for Specific Purposes competence. The role of purposeful personal

development, provided by the social environment, as well as technologies of education, is emphasized.

Keywords: English for Specific Purposes (ESP), educational environment, Moodle learning management system (LMS), distance learning, flipped learning, context-based learning, interactive forms of educational material, reflective understanding.

Лингводидактика иностранного языка для специальных целей всегда подразумевала интенсификацию обучения. Этому способствовали основополагающие принципы учета требований социально-профессиональной среды, комплексного формирования профессиональной иноязычной компетенции, интернационализации, иноязычной профессионализации, опережающего профессионального развития и моделирования квазипрофессиональной деятельности.

Если ранее средства информационно-коммуникационных технологий рассматривались как инструменты интенсификации процесса обучения, то в условиях пандемической угрозы вариант занятий с применением электронной образовательной среды оказался единственно возможным. Внешние факторы не оставили высшим учебным заведениям выбора, произошел глобальный переход на дистанционный формат.

Дистанционное преподавание иностранного языка, также известное как преподавание онлайн и компьютерная лингводидактика, считается таковым, если одна треть учебных занятий проводится с помощью дистанционных образовательных технологий.

Сущность электронной образовательной среды на протяжении последних десятилетий анализировали многие исследователи: Андреев А.А., Ардеев А.Ф., Гарцов А.Д., Гураль С.К., Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лазарева А.С., Розина И.Н., Полат Е.С., Скибицкий Э.Г., Солдаткин В.И., Северова Н.Ю., Толкачев В.А., Черепанова Н.В., Обдалова О.А., Arnold N., Karapetian A.O., Oranburg S., Rus D., Ryznar M., Shalatska H., Suppasetseree S. и др. Большинство из них приравнивают средо-ориентированное обучение к новой парадигме образования, которая формируется на базе особой культуры педагогического взаимодействия (e-learning culture) обучаемого (e-learner) и обучающего (e-teacher)» [1]. Во многих работах, посвященных описанию средо-ориентированного учебного процесса, авторы анализируют специфические условия обучения, опосредованного компьютером, с целью создания благоприятной образовательной педагогической среды.

Исследователи различают понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство». «Образовательное пространство» трактуется как взаимосвязанные условия влияния на человека независимо от обучающегося. В то время как «среда» предполагает присутствие в ней человека и взаимодействие с человеком.

Понятие «образовательная среда» предполагает воздействие условий на обучающегося, следовательно, напрямую зависит от организатора учебного процесса, то есть преподавателя [2].

Информационная образовательная среда организует педагогический процесс на базе информационно-коммуникационных технологий. Образовательная среда предусматривает целенаправленное личностное развитие, обеспеченное социальным окружением, а также формами, средствами и технологиями обучения.

Блинов В. И. и другие разработчики педагогической концепции цифрового профессионального образования подчеркивают возможности цифровой образовательной среды в качестве инфраструктуры не только для обучения, но и для социализации и воспитания человека [3].

Организация цифрового образовательного процесса может осуществляться в русле индивидуальной и групповой учебной деятельности, направленной на формирование заданных компетенций и предполагающей подключение в процесс преподавателя в качестве посредника, фасилитатора и эксперта.

В цифровую эпоху разграничение универсальных и профессиональных компетенций профессиональной деятельности нивелируется процессом конвергенции. То, что для занятия одной профессиональной деятельностью является универсальными компетенциями, может выступать профессиональными компетенциями для другой профессиональной деятельности.

Обучение реализуется разными способами:

- через обучающие платформы (learning platforms),

- виртуальную обучающую среду (virtual learning environment, VLE),

- систему управления обучением (learning management system, LMS),

- систему управления контентом (content management system, CMS).

Обучающая платформа - это образовательное пространство для организации работы преподавателя и обучающихся. Это программа, позволяющая управлять контентом курса и адаптирующая его для онлайн обучения. Большинство образовательных платформ предписывают участникам учебного процесса роли и определяют нагрузку для них. Возможны роли администратора курса, преподавателя курса, студента и т.д. Полномочия каждой роли осуществляются после авторизации в системе через логин и пароль. Самыми распространенными VLE на сегодняшний день являются Moodle, Edmodo и Blackboard [5].

Образовательная среда в контексте обучения иностранному языку — это система условий для достижения конкретного уровня иноязычной компетенции, а именно - ее ядерной когнитивной составляющей и процессуального, речевого компонента.

Особенностью преподавания иноязычных дисциплин является то, что они скорее вербальные, чем визуальные, в отличие от дисциплин естественно-научного цикла, для которых характерна визуализация материала диаграммами, схемами, таблицами. Основополагающим фактором электронного обучения языку является грамотная презентация контента, его экспликация и семантизация. Разновидности учебного материала, а именно видео, текст, графика, звук, анимация должны быть скомпонованы с помощью обучающей среды так, чтобы контент было удобно объяснять и семантизировать с использованием электронных словарей-переводчиков [6].

Для преподавания иноязычного курса обязательным условием считается возможность интегрирования электронной образовательной среды с конференцией (Microsoft Teams, Skype и др.) для организации групповой дискуссии, применения возможностей чата и непосредственного диалога с преподавателем.

В большинстве российских вузов основные материалы для самостоятельного изучения размещаются преподавателем в сети с помощью возможностей среды Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, Moodle.

Многие вузы уже внедрили в учебный процесс эту систему дистанционного обучения. Система Moodle относится к классу систем управления обучением — Learning Management System, LMS — что позволяет проектировать, создавать и редактировать работу с ресурсами информационно-образовательной среды вуза.

На сегодняшний день доказана эффективность специализированных курсов английского языка с применением возможностей Moodle как для синхронных аудиторных занятий (объяснение новых тем и заданий преподавателем с помощью интегрированных возможностей Microsoft teams или Skype), так и для удаленной (асинхронной) самостоятельной работы студентов с учебными материалами. Moodle представляет собой среду многовариантных инструментов, удобных как для преподавания, так и для обучения. Комплекс интегрированных системой упражнений и вариантов организации самостоятельной работы обогащает дидактические возможности контента, делая его более интересным и познавательным для студентов [7].

Возможности Moodle позволяют организовать учебный материал по модульному принципу, аккумулируя в одном модуле глоссарий, активный вокабуляр, упражнения по контекстному использованию изучаемой лексики, задания на поиск синонимичных единиц и конструкций, прямой и обратный перевод, множественный выбор, грамматику. Каждый модуль предусматривает изучение текста, прослушивание аудиофайла и просмотр учебного видео с предпросмотровыми, и постпросмотровыми упражнениями. По некоторым темам предоставляются Интернет-ссылки на аутентичные материалы для самостоятельного углубленного изучения. Таким образом, система позволяет осуществлять комплексный подход к преподаванию дисциплины с учетом всех предусмотренных программой дидактических единиц.

Система обладает целым рядом объективных преимуществ:

- технологическая гибкость (опции обновления),

- адаптируемость к индивидуальным способностям обучающихся (занятия в индивидуальном темпе, вариант приостановления или повторного воспроизведения видео либо аудиоматериала),

- возможность применять справочные материалы и подсказки (словарная работа, глоссарии),

- беспристрастная оценка усвоения по заданным критериям (автоматизированное тестирование),

- расширенные возможности дифференцирования учебных групп (предоставление заданий различного уровня сложности и возможность индивидуальной оценки каждой работы преподавателем «вручную»).

Индивидуализированная оценка особенно важна для проверки эссе, предусмотренного по некоторым программным темам. Необходимость обратной связи, вербального отзыва на подобные задания осуществляется в процессе синхронизированных видеоконференций. Тщательный разбор ошибок и недочетов письменных работ возможен в небольших по численности учебных группах.

Возможность участия в пространстве предусмотренного Moodle форума полезна преподавателю как

материал для анализа тем, вызывающих у студентов наибольшее количество сложностей. Подобные темы могут более детально прорабатываться во время синхронных занятий.

Поколение студентов, рожденных в цифровую эпоху, не испытывают трудностей в процессе обучения средствами leaming management system Moodle. Некоторые студенты даже предпочитают такой вариант работы традиционным занятиям по специализированному английскому. Технологические возможности Moodle позволяют удачно комбинировать как чисто дистанционный формат подготовки, так и смешанное обучение.

Среди преимуществ исследователи выделяют:

- повышенный уровень остаточных знаний,

- более высокую мотивацию,

- академическую успешность по факту окончания курса [8].

Цифровизация материала, создание электронного контента курсов изменили шаблон образования в глобальном масштабе.

Leaming management system Moodle интегрировала преподавателей и студентов в защищенное специализированное онлайн сообщество, подключиться к которому можно с любого современного устройства.

Система Moodle позволяет организовать принцип интенсификации обучения специализированному английскому, потому что поддерживает автономию студентов, предусматривает возможности гибкого управления учебным планом, сосредоточивает внимание обучающихся на когнитивном и коммуникативном аспектах языка, прививает навыки самостоятельного мышления, предлагает альтернативные варианты оценки и вводит роль преподавателя как сотрудника, коллеги, советника. Возможности чата, форума, семинаров поддерживают принцип взаимодействия и обучения, сосредоточенного на активизации роли студентов в образовательном процессе.

Наиболее результативной моделью, внедряемой посредством lms Moodle, стало перевернутое обучение (flipped leaming), когда инициаторами изучения нового материала становятся студенты, а не преподаватель.

Цикл усвоения каждого модуля подразумевает четыре этапа.

Первым этапом является изучение основного программного материала, представленного контентом курса в формате самостоятельной работы.

На втором этапе студенты интенсифицируют обсуждение и усвоение пройденного модуля с преподавателем, таким образом разбирая сложные ситуации, закрепляя изученное и выходя на новый уровень владения иноязычной компетенцией. Роль преподавателя сосредоточена на экспертном консалтинге и фасилитации.

Третьим этапом становится рефлексивная деятельность по итоговому тестированию с вариантом быстрого реагирования системы (автоматизированная оценка некоторых разновидностей тестовых заданий).

Четвертый этап — это итоговая письменная работа, совместный учебный проект либо конференция как коллективная ретроспективная работа всех участников педагогического взаимодействия на основе изученного тематического материала (внедрение изученного материала и применение сформированной компетенции в ситуации, приближенной к варианту профессионального общения).

Основное преимущество применения Moodle заключается в организации педагогического процесса, сосредоточенного на обучающихся. Студенты получают возможность доступа к тщательно организованному контенту, возможность копировать оцифрованный материал, просматривать и загружать видео, скачивать аудиофайлы и глоссарии по соответствующему модулю.

Основным недостатком признаются технологические проблемы (необходимость доступа к высокоскоростному Интернету, отсутствие у некоторых участников учебного процесса современных компьютерных устройств, некоторое несовершенство самой обучающей среды, недостаточная подготовленность преподавателей к использованию всех предоставляемых системой дидактических возможностей).

Библиографический список

1. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммутативных исследований. Educational Technology & Society 8 (2). 2005. С. 257-264.

2. Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. 2009. №1 (5).

3. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения под науч. ред. В.И. Блинова М.- 2020. - 98 с.

4. Худолей Н.В. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ») // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018 Том 15 № 4.

С.410 - 423.

5. Кпейеу1ж Z. Some features of Moodle for English for Specific Purposes // The Journal of Teaching English Language for Specific and Academic Purposes Vol.5, №3, 2017, pp. 467-481

6. Гарцов А.Д., Балыхина Т.М. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики // Высшее образование сегодня. 2006. №4. С. 32-37.

7. Shalatska H. M. Moodle course in teaching English language for specific purposes for masters in mechanical engineering / Hanna M. Shalatska, Olena Yu. Zotova-Sadylo, Ivan O. Muzyka // Proceedings of the 7th Workshop on Cloud Technologies in Education (CTE 2019), Kryvyi Rih, Ukraine, December 20, 2019 / Edited by: Arnold E. Kiv, Mariya P. Shyshkina // CEUR Workshop Proceedings. - Vol. 2643. - P. 416-434.

8. Suksan Suppasetseree The Use of Moodle for Teaching and Learning English at Tertiary Level in Thailand / /January 2010 International Journal of the Humanities 8(6):29-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.