Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕРВИСА «TED-ED» ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕРВИСА «TED-ED» ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
аудирование / обучение аудированию / подкасты / listening / listening training / podcasts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Н.С.

В статье рассматривается лингводидактический потенциал сервиса «TED-Ed», как актуального инструмента обучения аудированию на английском языке студентов неязыковых вузов. Рассмотрен процесс обучения аудированию и его факторы. Проведено теоретическое обоснование лингводидактического потенциала сервиса «TED-Ed ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND DIDACTIC POTENTIAL OF TED-ED SERVICE IN TEACHING LISTENING IN ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article examines the linguistic and didactic potential of the TED-Ed service as an actual tool for teaching listening in English to students of non-linguistic universities. The process of learning listening and its factors are considered. A theoretical substantiation of the linguistic and didactic potential of the TED-Ed service has been carried out.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕРВИСА «TED-ED» ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

УДК 372.881.111.1

Смагина Н.С.

студентка магистратуры института лингвистического и педагогического образования Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники (г. Москва, Россия)

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕРВИСА «TED-ED» ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация: в статье рассматривается лингводидактический потенциал сервиса «TED-Ed», как актуального инструмента обучения аудированию на английском языке студентов неязыковых вузов. Рассмотрен процесс обучения аудированию и его факторы. Проведено теоретическое обоснование лингводидактического потенциала сервиса «TED-Ed».

Ключевые слова: аудирование, обучение аудированию, подкасты.

И. Л. Колесникова определяет аудирование как рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух [2, с. 37]. По мнению С. К. Фоломкиной: «аудирование - это рецептивный вид речевой деятельности, поскольку слушание служат для восприятия и понимания чужих мыслей» [6, c. 194]. Согласно определению Г. В. Роговой и И. Н. Верещагиной, под аудированием принято понимать «восприятие речи на слух». Авторы отмечают, что аудирование многогранно и включает в себя когнитивные процессы, перцептивные аспекты и процессы памяти [4, с. 117]. Методисты в основном характеризуют аудирование как процесс рецептивной речевой деятельности, который заключается в восприятии и понимании устного иностранного сообщения. Поэтому в нашей работе под

аудированием мы будем иметь в виду рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух.

С увеличением влияния интернета и других средств аудиовизуальной коммуникации в современном информационном пространстве, наблюдается повышение важности аудиовизуальной рецепции, которую Б. Бихеле определяет как сложный процесс восприятия информации, передающейся одновременно по зрительным и слуховым каналам. В её исследовании также отмечается, что восприятие устной речи сопровождается визуальным восприятием, что подтверждает важность обучения студентов не только аудированию, но и аудиовизуальной рецепции [7, а 275].

Одной из важных целей развития высшего профессионального образования в России является внедрение системы дистанционного образования, объединяющей организационные и образовательные аспекты. О. А. Дмитриева описывает, что дистанционное обучение представляет собой самостоятельную форму обучения, которая осуществляется с помощью информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к необходимым учебным материалам [1, с.85].

Коммуникация на иностранном языке имеет важное значение для будущей профессиональной деятельности специалистов, которые могут успешно взаимодействовать с представителями различных культур в рабочей обстановке. Особое внимание уделяется значимости овладения иностранным языком в контексте высшего образования для студентов, изучающих неязыковые, технические специальности. Согласно Е. Ю. Соколовой, концепция интеграции интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку широко распространилась среди и методистов, и преподавателей по всему миру [5, с. 610].

Учитывая все вышеперечисленное, вопрос о применении и осуществлении интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе является важным и подлежит глубокому исследованию.

Рассмотрим лингводидактический потенциал сервиса «TED-Ed» при обучении аудированию на английском языке студентов неязыковых вузов.

Основная причина, по которой сервис «TED-Ed» является мощным лингводидактическим инструментом, заключается в том, что он предлагает не только возможность развить умение аудирования, но и познакомиться с реальной аутентичной речью носителей языка. М. П. Пушкарева отмечает: «одним из эффективных и обладающих рядом неоспоримых достоинств средств формирования аудитивной компетенции обучающихся являются аутентичные аудио- и видеоматериалы, среди которых особого внимания заслуживают подкасты, представляющие собой аудио- или видеозаписи, произведенные теми или иными пользователями компьютерных программ и находящиеся в абсолютно открытом доступе для всех, кто намеревается их прослушать или просмотреть в сети Интернет» [3, с. 60].

«TED-Ed» построен таким образом, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Сервис содержит яркие и понятные примеры, интересные идеи, иногда даже юмор. Это помогает студентам не только развить умение понимать речь на иностранном языке, но и вовлечься в слушание и заинтересоваться обсуждаемыми темами. М. П. Пушкарева также упоминает, что разнообразие тем в значительной степени способствует повышению эффективности формирования аудиальных навыков у учащихся, поскольку наличие тематического разнообразия позволяет использовать аутентичный контент, наиболее соответствующий индивидуальным потребностям каждого обучающегося [3, с. 61].

Кроме того, после просмотра материала «TED-Ed» можно проводить различные учебно-методические действия для закрепления материала и дальнейшего развития навыков аудирования. Преподаватель может выбрать или по желанию изменить уже созданный урок по нужной теме (раздел Discover) либо создать собственный урок (раздел Create). При создании собственного урока преподаватель может найти уже загруженное в «TED-Ed» видео по ключевому слову, либо вставить ссылку на видео из YouTube. Однако,

платформа дает возможность создать ограниченные варианты заданий - задания множественного выбора или открытые вопросы.

Подытожим лингводидактический потенциал сервиса «ТЕО-Её», основываясь на преимуществах подкастов, которые выделяет М. П. Пушкарева:

1. Доступность. Пользователь может выбрать любой подкаст или видео на «ТЕО-Её», которые соответствуют не только уровню владения языком, но и целям, которые пользователь ставит перед собой.

2. Вариативность использования. Выбранный подкаст или видео можно использовать для работы как на самом сайте, так и в других форматах. Например, можно скачать материал на компьютер или использовать ссылку.

3. Тематическое разнообразие. Данное преимущество в значительной мере способствует эффективности процесса формирования аудитивных навыков обучающихся. А в сервисе «ТЕО-Её» доступны такие темы как: искусство, бизнес и экономика, дизайн, инженерия и технологии, здоровье, литература и язык, математика, философия и религия, психология, наука и техника, общественные науки, преподавание и образование, мышление и обучение.

4. Новизна. Видео и подкасты с конференций «ТЕО-Её» подвергаются практически ежедневному обновлению, что делает изучаемый материал актуальным, соответствующим требованиям времени и обучающихся.

Итак, одним из ключевых навыков, которые нужно развивать при изучении иностранному языку, является аудирование, которое имеет ряд своих особенностей. Для развития умения аудирования можно использовать различные методики и инструменты. С увеличением роли Интернета и других аудиовизуальных возможностей возрастает роль аудиовизуальной рецепции, характерный для материалов в сети.

Одним из инструментов аудио-визуальных интернет-технологий при обучении аудированию является сервер «ТЕЭ-Её», который можно использовать при составлении упражнений на развитие навыков аудирования, а так же который не только совершенствует процесс обучения, но и сильно его упрощает.

Таким образом, использование «TED-Ed» в образовательном процессе имеет значительный лингводидактический потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева О. А. Применение электронных образовательных ресурсов в преподавании иностранного языка в системе дистанционного обучения // Современное педагогическое образование. - 2022. - №2 - С.84-88;

2. Колесникова И. Л., Долгова О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгова. - М.: Дрофа, 2008. - 431 с;

3. Пушкарева, М. П. Видео-подкасты как средство обучения иноязычному аудированию на этапе основного общего образования / Пушкарева М. П. - Текст: непосредственный // Вестник Шадринского Государственного Педагогического Университета. - № 3. - 2021. - С. 59-62;

4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. И. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с. - Текст: непосредственный;

5. Соколова Э. Я. Анализ потенциала интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5-4. - С. 607-610;

6. Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 2005. - 255 с. - Текст: непосредственный;

7. Biechele B. Verbale und nonverbale kommunikative Äußerungsformen bei der Entwicklung des komplexen Verstehens. // Deutsch als Fremdsprache, 25, H.5. - 1988, pp. 274-278

Smagina N.S.

Moscow Institute of Electronic Technology (Moscow, Russia)

LINGUISTIC AND DIDACTIC POTENTIAL OF TED-ED SERVICE IN TEACHING LISTENING IN ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Abstract: the article examines the linguistic and didactic potential of the TED-Ed service as an actual tool for teaching listening in English to students of non-linguistic universities. The process of learning listening and its factors are considered. A theoretical substantiation of the linguistic and didactic potential of the TED-Ed service has been carried out.

Keywords: listening, listening training, podcasts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.