ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ТЕXНOЛOГИЙ В РАННЕМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
Турдикулова Эъзозхон Эркинжон кизи
E-mail: turdikulovaezoza@gmail. com Доктор философии по педагогике (PhD), старший преподаватель МГУ в
г.Ташкенте https://doi.org/10.5281/zenodo.12633522
В товременшм мире, где Интернет прoчнo вoшел вo все сферы жизни, oбразoвание не стаго исключением. Oбучение ишстранным языкам также претерпелo значительные изменения благодаря внедрению Интернет-теxнoлoгий.
Испoльзoвание Интернет-ресуршв в раннем oбучении ишстранным языкам oткрывает ширoкие вoзмoжнoсти для лингвoдидактики, делая прoцесс изучения языка бoлее эффективным, интересным и дoступным.
Преимущества испoльзoвания Интернет-теxнoлoгий в раннем oбучении иностранным языкам:
Интернет предoставляет безграничный дoступ к аутентичным материалам, таким как видеo, аудиo, песни, игры, книги и т.д. Эти материалы пoзвoляют детям шгрузиться в языгавую среду, пoзнакoмиться с живoй речью шсителей языка и улучшить вoсприятие языка на слуx. Мы мoжем выделить следующие виды аутентичныx материагов, применяемыx при oбучении инoстранныx языгав детям раннегo вoзраста: видеo (мультфильмы, детские передачи, музыкальные клипы, видеoрoлики на YouTube), аудиo (детские песни, аудшкниги, пoдкасты, радиoпередачи), игры: (oнлайн-игры, oбучающие прилoжения, настoльные игры с шсителями языка), книги (электрoнные книги, детские журналы, ^мтсы).
Исследoватели oтмечают, чтo испoльзoвание аутентичныx материалoв в oбучении пoвышает мoтивацию учащиxся. Мы мoжем выделить
бoльшинствo ученыx-лингвистoв, рабoтавшиx в данной oбласти, такиx как Н.А. Савинова, Л.В, Миxалева, O.В. Гриднева, И.С. Григорьева, Д.Н. Шмелев, Е.В. Афанасьева, А.Д. Шейнина и др. Н.А. Савишва и Л.В. Миxалева, исследoвали методику преподавания инoстранныx языков с испoльзoванием аутентичныx материалoв в услoвияx коммуникативно-oриентирoваннoгo oбучения. Oни выявили рoль аутентичныx материалoв в прoцессе фoрмирoвания кoммуникативнoй кoмпетенции и познавательной активнoсти студентoв [1]. O.В. Гриднева изучала испoльзoвание аутентичныx материалов в oбучении инoстраннoму языку на урoвне А1. В свoей рабoте oна пoдчеркивает важнoсть испoльзoвания аутентичные материалoв уже на начальнoм этапе oбучения для пoвышения мoтивации и развития языкoвыx навыкoв [2]. «Аутентичные материалы, такие как фильмы, песни, нoвoсти и статьи, пoзвoляют учащимся изучать язык в контексте реальные ситуаций, чтo делает прoцесс oбучения бoлее интересным и увлекательным.» [3]. Если oсoбеннoсть языка нoсителей, его вариативнoсть и сoциoкультурную oбуслoвленнoсть с испoльзoванием аутентичныx текстoв была рассмoтрена в рабoтаx oднoгo из ведущих рoссийскиx лингвистoв Д.Н. Шмелева [4], Е.В. Афанасьева занималась изучением лексик аутентичных текстов. Е.В. Афанасьева в своей работе анализирует особенности словоупотребления носителей языка, а также выявляет и описывает фразеологические единицы, характерные для различных жанров и сфер общения [5].
Использование интернет-технологий в образовании, в том числе и при обучении иностранным языкам, стало неотъемлемой частью современного процесса обучения. Интерактивность, которую предлагают онлайн-ресурсы, привлекательна для детей, делая занятия более увлекательными и эффективными. Использование игр, видео, аудио и других интерактивных материалов позволяет удерживать внимание детей, повышает их мотивацию и делает занятия более увлекательными. На занятиях иностранного языка могут использоваться следующие виды интерактивных игр:
о Обучающие игры: лексические игры, грамматические упражнения, игры на развитие аудирования и произношения.
о Видеоуроки: интерактивные видео с заданиями и вопросами, позволяющие детям практиковать язык в режиме реального времени.
о Онлайн-квесты: языковые квесты, где дети выполняют задания, решают головоломки и общаются друг с другом на изучаемом языке.
Множество исследований подтверждают эффективность использования интерактивных технологий при обучении детей иностранным языкам. Например, исследование, проведенное университетом Гонконга, показало, что дети, которые изучали английский язык с использованием интерактивных игр, показали лучшие результаты по сравнению с теми, кто обучался по традиционным методам [6]. Исследование, проведенное Университетом штата Мичиган, показало, что использование онлайн-ресурсов для обучения иностранным языкам может повысить мотивацию и самооценку детей [7].
Важно отметить, что использование интерактивных технологий должно быть в сочетании с традиционными методами обучения. Преподаватели должны уметь грамотно интегрировать онлайн-ресурсы в свои уроки и создавать благоприятную атмосферу для обучения детей.
Следующим преимуществом использования Интернет-технологий в раннем обучении иностранных языков является персонализация. В современном мире, где информационные технологии стремительно развиваются, персонализация становится ключевым фактором повышения эффективности образовательного процесса. Это особенно актуально в сфере раннего изучения иностранных языков, где индивидуальный подход к каждому ребенку играет решающую роль.
Персонализированные онлайн-технологии открывают новые возможности для оптимизации процесса обучения, делая его более эффективным, увлекательным и доступным.
Интернет-теxнoлoгии пoзвoляют персoнализирoвать прoцесс oбучения иностранным языкам с учетом индивидуальные oсoбеннoстей и пoтребнoстей каждoгo ребенка. Адаптивные oнлайн-платфoрмыI пoдбирают задания и упражнения, сooтветствующие урoвню знаний и навыгав ребенка. Испoльзoвание игрoвыx элементoв пoзвoляет детям учиться в свoем темпе, фoкусируясь на теx аспектаx языка, кoтoрые им наибoлее интересны.
Пo мнению Карабанчиева Л.Г. испoльзoвание персoнализирoваннoгo пoдxoда к oбучению инoстранным языкам младшиx шкoльникoв привoдит к значительнoму улучшению иx кoгнитивныx стилей и языкoвoй кoмпетенции ш сравнению с традициoнными метoдами oбучения [8]. Мoрoзoва Е.Н. в свoем исследoвании пoдчеркивает, чтo применение персoнализирoванныx oнлайн-теxнoлoгий в oбучении инoстранным языкам дoшкoльникoв пoвышает иx мoтивацию к учебшй деятельнoсти, улучшает кoнцентрацию внимания и стимулирует активше участие в прoцессе oбучения [9]. Кузнецoва В.С., прoвела исследoвание, пoсвященнoе разрабoтке и применению адаптивные oнлайн-систем для персoнализации oбучения инoстранным языкам. Автoрoм дoказанo, чтo такие системы пoзвoляют максимальш индивидуализирoвать прoцесс oбучения, учитывая кoгнитивные стили, языкoвую кoмпетенцию и темп oбучения каждoгo ученика [10].
Результатом использования персонализированных онлайн-технологий сташвится швышение мoтивации, улучшение кoммуникативныx навыкoв, развитие языкoвoй кoмпетенции и фoрмирoвание устoйчивoгo интереса к изучению инoстранныx язы1^в.
Интернет-теxнoлoгии oткрывают беспрецедентные вoзмoжнoсти для швышения мoтивации к изучению язы1гав у детей раннегo вoзраста, делая этот прoцесс максимальнo эффективным и увлекательным. Испoльзoвание игр, видеo, музыки и другиx интерактивныx материалoв пoзвoляет детям пoлучать удoвoльствие oт занятий и швышает иx желание учиться. Бoлее
того возможность общаться со сверстниками и носителями языка онлайн также является отличным стимулом для изучения языка.
Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что использование интернет-технологий в раннем возрасте положительно влияет на мотивацию детей к изучению иностранных языков. Дети, вовлеченные в интерактивный процесс обучения, с удовольствием изучают язык, быстрее запоминают новую информацию и легче преодолевают языковой барьер.
Внедрение Интернет-технологий в систему образования открывает новые возможности для повышения качества обучения иностранным языкам в раннем возрасте, закладывая прочный фундамент для будущих достижений детей.
Множество исследований подтверждают, что использование интернет-технологий в раннем обучении иностранным языкам положительно влияет на мотивацию детей. Аванесова Н.В [11]. (2015) изучила мотивацию младших школьников к изучению английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Фоменко Е.А [12]. (2017) исследовала влияние интернет-технологий на мотивацию к изучению английского языка у младших школьников. Хабибуллина Л.Р [13]. (2019) изучила формирование мотивации к изучению иностранного языка у детей дошкольного возраста с помощью Интернет-ресурсов. В своих работах эти исследователи подчёркивали, что мотивация играет ключевую роль в изучении иностранных языков в раннем возрасте, использование Интернет-технологий может значительно повысить мотивацию детей и то, что интерактивность, доступность, персонализация, разнообразие и социальная составляющая Интернет-технологий делают изучение языка увлекательным и эффективным.
Последним, но не менее значимым преимуществом Интернет-технологий в раннем обучении иностранным языкам является доступность.
Интернет-технологии делают обучение иностранным языкам более доступным для детей, живущих в удаленных регионах. В научной работе Warschauer & Healey исследовали влияние интернета на доступность образовательных ресурсов для изучения языков. Они обнаружили, что интернет значительно расширил доступ к аутентичным материалам, языковым инструментам и возможностям общения с носителями языка, что положительно влияет на мотивацию и эффективность обучения [14]. Онлайн-курсы и платформы позволяют детям учиться из любой точки мира, не имея необходимости посещать языковые школы. В научном исследовании «Online Language Exchange: A Study of Opportunities and Challenges» авторы изучали использование онлайн-языковых обменов для изучения языков. Они обнаружили, что общение с носителями языка позволяет детям улучшить свои навыки разговорной речи, повысить уверенность в себе и узнать больше о других культурах [15]. Использование бесплатных онлайн-ресурсов делает изучение иностранных языков доступным для детей из семей с низким уровнем дохода и детей с ограниченными возможностями. Scherer & Warschauer в работе «The Internet and Second Language Learning for Learners with Disabilities» исследовали использование интернета для изучения языков детьми с ограниченными возможностями. Они обнаружили, что интернет-технологии могут сделать обучение более доступным для детей с различными потребностями и помочь им улучшить свои языковые навыки [16].
Интернет-технологии имеют огромный лингводидактический потенциал и могут быть эффективно использованы в раннем обучении иностранном языкам.
При правильном использовании Интернет-технологии могут помочь детям быстро и легко выучить иностранный язык, сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, а также повысить их мотивацию к изучению языка.
Литература:
1. http://flf.tsu.ru/node/4437 (дата обращения 18.06.2024)
2. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне а1 https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnyh-materialov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-urovne-a1 (дата обращения 18.06.2024)
3. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне а1 https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-autentichnyh-materialov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-urovne-a1 (дата обращения 18.06.2024)
4. Щуклина Т.Ю. Русское языкознание: курс лекций/Т.Ю. Щуклина; Каз.федер. ун-т. - Казань, 2015. - 183 с. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/net/27395/1/IFMK_001153.pdf
5. https://ruslang.ru/department/centr-lingvisticheskoy-tekstologii-i-kompyuternogo-lingvostikhovedcheskogo-analiza (дата обращения 17.06.2024)
6. Ying-ying Cheng & Lap-Yan Tang, The Effect of Using Interactive Games on Young Learners' English Learning Motivation and Achievement, 2019 (https://www.semanticscholar.org/paper/The-Effect-of-Using-Educational-Games-on-the-in-
forMubaslat/9b3589e2be002226b17662999744fc861ac3b382)
7. Graham Philips & Barbara Carr, Using Computer-Assisted Language Learning to Enhance Student Motivation and Self-Esteem, 2004, https://eric.ed.gov/?q=CHATBOT
8. Карабанчиева, Л.Г. (2021): "Влияние персонализированного обучения иностранным языкам на когнитивные стили и языковую компетенцию младших школьников." https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-kak-uslovie-aktualizatsii-subektnoy-pozitsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения 16.06.2024)
9. Морозова, Е.Н. (2020): "Персонализированное обучение иностранным языкам как фактор повышения мотивации учебной деятельности дошкольников." https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-kak-uslovie-aktualizatsii-subektnoy-pozitsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения 19.06.2024)
10.Кузнецова, В.С. (2016): "Персонализация обучения иностранным языкам с использованием адаптивных онлайн-систем." (https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-kak-uslovie-aktualizatsii-subektnoy-pozitsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku) (дата обращения 19.06.2024)
11.Аванесова Н.В. "Мотивация изучения иностранного языка младшими школьниками в условиях использования информационно-коммуникационных технологий" (2015 г.): https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (дата обращения 15.06.2024)
12. Фоменко Е.А. "Использование интернет-технологий для повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников" (2017 г.): https://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-mostrannomu-yazyku-odarennykh-starsheklassnikov-na-materiale-angliiskog (дата обращения 15.06.2024)
13.Хабибуллина Л.Р. "Формирование мотивации к изучению иностранного языка у детей дошкольного возраста посредством использования интернет-ресурсов" (2019 г.): https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (дата обращения 17.06.2024)
14.Warschauer & Healey (1998) "The Internet and Language Learning" 1998 p. 23
15.Ortega & Warschauer (2000) "Online Language Exchange: A Study of
Opportunities and Challenges" p.145
16.Scherer & Warschauer (2000) "The Internet and Second Language Learning for Learners with Disabilities" p. 94