19. Гасанова А.Р, Ибрагимова П.А. Учебное пособие по сольфеджио. Махачкала: АЛЕФ, 2014.
20. Якубов М.А., Домбровская О.В. Сольфеджио на материале дагестанских народных песен и произведений композиторов Дагестана. Махачкала: АЛЕФ, 2016.
21. Шейдулла-лентяй. Available at: https://mult-online.ru/short/6331-sheydulla-lentyay.html
22. Барбос в гостях у Бобика. Available at: https://piraffilms.ru/movies-short-films/13948-barbos-v-gostjah-u-bobika.html
23. Гасанов Г Творить для народа. Дагестанская правда. 1959; 28 апреля.
24. Балашова С.С. Музыкальная этнография. Программа. Музыкальное образование: историко-теоретическая подготовка учителя музыки: программы дисциплин предметной подготовки по специальности 03.07.00 - Музыкальное образование. Москва: Флинта, 1999.
25. Республиканский фестиваль «Маленькие горцы». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
References
1. Gasanov G. Muzykal'noe obrazovanie - detyam. Dagestanskaya pravda. 1961; 10 iyunya.
2. Gasanov G. Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum. Komuz. Zhurnal teatra, muzykiikino. Mahachkala, 1926; № 1: 2 - 4.
3. Yudina E. Dagestanskim detyam. Sbornik fortepiannyh p'es. Mahachkala: Daggiz, 1927.
4. Maslov A.L. Metodika peniya v nachal'nojshkole, osnovannaya na novejshih dannyh 'eksperimental'nojpedagogiki. Moskva: Tovarischestvo I.D. Sytina, 1913.
5. Zhilinskaya T.G. Muzykal'no-pedagogicheskaya koncepciya D.B. Kobalevskogo. Available at: https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/muzykal-no-pedagogicheskaya-koncepciya-d-b-kabalevskogo
6. Ahmedhanova 'E.M. Ispol'zovanie dagestanskih narodnyh instrumentov na uroke muzyki kak sredstva razvitiya nacional'noj muzykal'noj kul'tury uchaschihsya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015; № 9. Available at: https://human.snauka.ru/2015/09/12700
7. Shkola igry na fortepiano na dagestankie temy. Sostaviteli G.A. Gasanov, N.S. Dagirov, S.A. Agababov, M.M. Kazhlaeva. Mahachkala, 1961.
8. Shamasov K.M. Pesni malen'kih gorcev: Detskie hory bez soprovozhdeniya. Predislovie M. Yakubova. Moskva: Muzyka, 1981.
9. Ostrovskij A.L. Uchebniksol'fedzhio. Moskva: Muzyka, 1966.
10. Lobanov M.A. 'Etnosol'fedzhio na materiale tradicionnoj pesni russkoj derevni. Uchebnoe posobie dlya starshih klassov DMSh i srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Kompozitor», 1996.
11. Nikolaeva S.Yu. 'Etnosol'fedzhio. 'Etnomuzykologiya: avtorskie uchebnye programmy prepodavatelej kafedry muzyki finno-ugorskih narodov Petrozavodskoj gosudarstvennoj konservatorii im. A.K. Glazunova. Petrozavodsk: PGK im. A.K. Glazunova, 2011: 538 - 542.
12. Pivnickaya O.V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya: uchebnoe posobie dlya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Kompozitor, 2001; Vypusk 1.
13. Pivnickaya O.V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya: uchebnoe posobie dlya detej srednego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Kompozitor, 2002; Vypusk 2.
14. Mekanina L.A. Hrestomatiya russkoj narodnoj pesni. Moskva: Muzyka, 1991.
15. Naumenko G.M. Fol'klornaya azbuka. Moskva: Sovremennaya muzyka, 2013.
16. Tolkacheva S.V. Fol'klornoe sol'fedzhio na materiale russkih narodnyh pesen Udmurtii: uchebno-metodicheskoe posobie. Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet», 2013.
17. Fol'klornoe sol'fedzhio [Tekst, noty]. Avtor-sostavitel' F.M. Tokova. Karachaevsk; Cherkessk: Poligrafist, 2002.
18. Yakubov M.A., Dombrovskaya O.V. Sol'fedzhio na materiale dagestanskih narodnyh pesen i proizvedenij kompozitorov Dagestana. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1985.
19. Gasanova A.R., Ibragimova P.A. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio. Mahachkala: ALEF, 2014.
20. Yakubov M.A., Dombrovskaya O.V. Sol'fedzhio na materiale dagestanskih narodnyh pesen iproizvedenij kompozitorov Dagestana. Mahachkala: ALEF, 2016.
21. Shejdulla-lentyaj. Available at: https://mult-online.ru/short/6331-sheydulla-lentyay.html
22. Barbos v gostyah u Bobika. Available at: https://piraffilms.ru/movies-short-films/13948-barbos-v-gostjah-u-bobika.html
23. Gasanov G. Tvorit' dlya naroda. Dagestanskaya pravda. 1959; 28 aprelya.
24. Balashova S.S. Muzykal'naya 'etnografiya. Programma. Muzykal'noe obrazovanie: istoriko-teoreticheskaya podgotovka uchitelya muzyki: programmy disciplin predmetnoj podgotovki po special'nosti 03.07.00 - Muzykal'noe obrazovanie. Moskva: Flinta, 1999.
25. Respublikanskij festival' «Malen'kie gorcy». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
Статья поступила в редакцию 05.05.22
УДК 378
Avramenko A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF VIRTUAL ASSISTANTS AND CHAT-BOTS AS SPEECH RECOGNITION TOOLS BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE. In the article a problem of implementation of artificial intelligence speech recognition technologies in foreign language teaching is described. Principles of the speech recognition process are analyzed within the history of the development of chat-bots and virtual assistants. The object of the study is the didactic potential of chat-bots as an umbrella technology of this type. Moreover, the paper considers the so-called complex chat-bots, which use not a pre-programmed set of replica responses, but neural networks capable of machine learning to improve communication. Didactic functions are illustrated by the examples of educational chat-bots in Telegram. The material presented in the paper leads to the conclusion that taking into consideration several advantages and disadvantages educators successfully use artificial intelligence speech recognition tools as communicative, interactive and individualized educational technologies.
Key words: artificial intelligence, neural networks, chat-bots, speech recognition, educational technologies.
The research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".
А.П. Аераменко. канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ И ВИРТУАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ КАК СРЕДСТВ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье раскрывается проблема использования в образовательном контексте технологий искусственного интеллекта для распознавания речи. Принципы работы данных технологий описываются через анализ истории развития чат-ботов и визуальных помощников. Объектом исследования является дидактический потенциал чат-ботов как зонтичной технологии данного типа. Причем в работе рассматриваются так называемые сложные чат-боты, в которых используется не заранее запрограммированный набор реплик-ответов, но нейронные сети, способные к машинному обучению для улучшения коммуникации. Дидактические функции данных систем проиллюстрированы примерами функционирования учебных чат-ботов сети Telegram. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что, имея ряд преимуществ и трудностей применения, технологии искусственного интеллекта представляют широкий лингводидактический потенциал для реализации принципов коммуникативности, интерактивности и индивидуализации обучения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейронные сети, чат-боты, распознавание речи, образовательные технологии.
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»
Актуальность исследования обусловлена всесторонней цифровизацией общества и как результат - трансформацией профессии преподавателя [1]. Ки-берфизические системы способны выполнять заранее прописанные алгоритмы действий, а благодаря машинному обучению улучшать их выполнение. Именно здесь мы сталкиваемся с технологией нейронной сети, которую часто отождествляют с понятием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI). В области лингводидактики данная технология позволяет реализовывать адаптивное обучение, в том числе благодаря функции распознавания речи. Цель исследования заключается в определении возможностей использования инструментов распознавания речи как примера технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- проанализировать историю развития и принципы функционирования инструментов распознавания речи, а именно - чат-ботов и виртуальных помощников;
- выделить дидактические функции чат-ботов и виртуальных помощников для реализации базовых принципов обучения иностранным языкам;
- проанализировать примеры учебных чат-ботов для выделения преимуществ, недостатков и перспективных направлений интеграции чат-ботов в иноязычное образование.
Научная новизна исследования состоит в автоматизации процесса внедрения интерактивных технологий в обучение. Практическая значимость включает в себя не только определение условий успешной интеграции чат-ботов в преподавание, но и рекомендации по проектированию авторских учебных чат-ботов.
Первую группу составляют чат-боты, построенные на базе заранее подготовленного алгоритма, через который происходит обмен репликами между пользователем и компьютером. Вторая группа чат-ботов создана на принципах машинного обучения, в ней отсутствует лимитированный список реплик-ответов. Ключевыми отличиями системы со встроенными функциями искусственными интеллекта являются следующие моменты: системы искусственного интеллекта обладают развитыми коммуникативными способностями, у них предполагается возможность развития и самообучения для расширения круга выполняемых функций, а также они способны решать комплексные и плохо формализуемые задачи посредством обладания коммуникативными способностями (когнитивные, контекстные, гипертекстовые и т. д.) и методами решения вариативных задач (экспертные, преобразующие, мультиагентные и т. д.). Таким образом, вторую группу чат-ботов составляют более сложные, но и более совершенные с точки зрения процесса коммуникации программы.
Термин 'чат-бот', являясь зонтичным для всех технологий распознавания речи искусственным интеллектом, происходит от английского 'to chat' - 'болтать' и 'bot' - 'робот' и представляет собой компьютерную программу, которая позволяет человеку участвовать в общении с ней посредством голосовых или текстовых сообщений. В повседневной жизни голосовые чат-боты принято называть голосовыми или виртуальными помощниками. Функции, которые могут быть выполнены чат-ботами и виртуальными помощниками, включают в себя ответы на вопросы, задаваемые пользователями; воспроизведение музыки из потоковых музыкальных сервисов; установка таймеров, будильников; формирование напоминаний о предстоящих событиях; совершение звонков и отправка сообщений; осуществление покупок; предоставление информации о погоде; управление бытовыми устройствами и т.д.
Обратимся к истории развития чат-ботов и виртуальных помощников.
В 1962 г. на всемирной выставке в Сиэттле компания International Business Machines Corporation (IBM) представила устройство, способное осуществлять некоторые математические операции посредством распознавания речи. Созданное Уильямом Дершем устройство получило название 'Обувная коробка' (англ. Shoebox) благодаря своему размеру. На дисплее устройства располагалось десять маленьких ламп с цифрами от 0 до 9, которые загорались при произнесении цифры рядом с микрофоном. Другое важное событие в истории развития виртуальных помощников, относящееся к 1960-м гг, - это чат-бот Элиза (в некоторых источниках Элайза, англ. ELIZA, была названа в честь героини Дж. Бернарда Шоу Элизы Дулитл), разработанный Джозефом Вейценбаумом. Сам Вейценбаум представлял Элизу как пародию на психотерапевта, использующего технику активного слушания. Следующий, не менее важный этап - это проведение в 1970-х гг на базе Университета Карнеги-Меллона с поддержкой Министерства обороны США программы исследования механизмов распознавания речи. Исследователи надеялись достичь объёма в не менее тысячи слов, и в результате было разработано устройство под названием Харпи, словарный запас которого был соотносим с уровнем трехлетнего ребенка. В 1986 г 'Обувная коробка' от IBM претерпела изменения, в результате которых превратилась в печатную машинку с функцией распознавания речи под названием «Тангора», в честь самого быстрого машиниста того времени. Новая эра в истории развития виртуальных помощников начинается в 1990-х, когда виртуальный помощник из отдельного устройства превращается в одну из функций компьютеров. Так, выпущенный в 1994 г компанией IBM телефон Саймон был оснащен сенсорным жидкокристаллическим дисплеем; помимо звонков в него была встроена функция отправки и получения электронных писем, факсов, а также пейджер, календарь, в который можно было вписывать планы, контакты, калькулятор и часы, показывающие время в разных точках мира. Несомненным преимуществом использования другого чат-бота се-
редины 1990-х - A.L.I.C.E. - было то, что он был выпущен с открытым кодом, соответственно, и другие разработчики могли его интегрировать в собственные программы.
Наиболее популярный сегодня виртуальный помощник Сири (англ. Siri, Speech Interpretation and Recognition Interface) изначально существовал в виде приложения, которое пользователи iOS могли скачать в AppStore. Siri Inc. планировала далее адаптировать свое приложение под телефоны BlackBerry и Android, однако в 2010 г компания была куплена Apple. Постепенно Сири стала внедряться в новые модели устройств, выпускаемые Apple. Сейчас Сири говорит более чем на двадцати языках во многом благодаря количеству компаний-партнеров, принявших участие в её разработке и совершенствовании: в их числе крупные учебные заведения, такие как Стэнфорд, и даже компания Яндекс. Используя механизмы обработки человеческой речи, Сири взаимодействует с пользователем, подстраиваясь под его предпочтения в течение определённого времени. Функционал Сири зависит от региона и языка, однако в целом с помощью Сири можно практически управлять устройством посредством голоса: ставить будильник, узнавать погоду, читать рецензии на фильмы, рестораны, открывать приложения, звонить, отправлять сообщения, писать посты в соц. сетях, регулировать яркость экрана и т. д. Помимо этому благодаря характеру Сири с ней можно шутить. При этом пользователь может выбирать как язык Сири, так и голос (из нескольких женских и мужских), а иногда ещё и акцент.
В 2014 году на рынке появился новый продукт - Алекса от Amazon, который существовал в виде смарт-колонки, умеющей ставить музыку, читать новости и т. д. Сейчас Алекса применяется в разной бытовой технике и пользуется большой популярностью, так как обновляется и получает новые функции чаще, чем Сири, а также интегрируется с такими приложениями, как, например, Spotify для прослушивания музыки. В 2016 г у Google появился продукт Google Assistant, который можно было скачать на устройства Android. Помимо функций предшественников, функции Google Assistant включают в себя, например, перевод слов или фраз, онлайн-заказы, проверку курса валют и даже комплименты.
В 2017 г компания Яндекс выпустила на российский рынок Алису, которую можно установить как на Android и на iOS, так и скачать на компьютер. Алиса не уступает своим предшественникам по количеству функций, а также может искать нужные файлы на устройстве и даже находить товары на Яндекс.Маркете. Алиса понимает жаргон, к её умениям также можно добавить недостающие посредством задувания алгоритмы. Значительное преимущество Алисы в том, что, будучи разработанной для российского рынка, она лучше других виртуальных ассистентов распознает русскоязычную речь. Аналогичное расширение в виде виртуального ассистента есть у социальной сети VK - Маруся, которая может играть музыку, играть в игру и заказывать еду.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на электронного диктора от mail ru. Запущенный в 2016 году 'диктор' представляет собой платформу, на которую пользователь может загрузить текст. Печатный текст озвучивается голосовым ассистентом (занималась которым команда разработчиков голосового помощника Маруся), а алгоритмы искусственного интеллекта делают так, чтобы мимика и артикуляция ведущего соответствовали тому, о чем говорится в тексте. При этом очень важно, чтобы синтезированная речь удовлетворяла ряду требований: узнаваемости, естественности, разборчивости, выразительности и эмоциональности. Это важно потому, что мы имеем дело с аудиовизуальным продуктом, а значит, любой изъян будет увиден/услышан, что может вызвать отторжение у пользователей.
По заявлению команды разработчиков Маруси, голосовой помощник использует технологии системы Voice TTS. В основе этой системы лежит технология tTs (text-to-speech). Специфика работы с такой технологией заключается в том, что для начала необходимо создать текстовый корпус и соответствующие этим текстам фонограммы речи диктора (т. е. речевая база). Затем базы речевых сигналов сегментируются на семантически и фонетически значимые единицы речи. Одновременно с озвучиванием текста алгоритмы искусственного интеллекта предлагают пользователю на выбор четырех ведущих: Марию, Татьяну, Тамару и Аниту. Система делает так, чтобы мимика, жесты и артикуляция ведущего совпадали с тем, что содержится в тексте.
В лингводидактике активно применяются вспомогательные технологии, позволяющие преобразовывать письменный текст в устную речь и речь в текст, производить различные манипуляции с тестом, переводить языковые единицы с одного языка на другой, выполнять проверку орфографии, использовать поисковые алгоритмы. Разработка этих инструментов основывалась на задачах оказания помощи людям на различных этапах обработки информации, экономии времени и трудовых ресурсов для автоматизации тех процессов, которые может выполнить компьютер [2; 3]. В настоящее время эти функции являются частью интерактивной среды обучения. Использование технологий распознавания речи на базе искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков позволяет реализовать следующие принципы обучения на базе дидактических функций чат-ботов и виртуальных помощников:
- интерактивность на базе мгновенной обратной связи;
- коммуникативность, которая достигается посредством взаимодействия в пространстве изучаемого языка;
- индивидуализация на основе автоматизированного анализа языкового уровня каждого пользователя и его персональных потребностей.
Наконец, искусственный интеллект позволяет избежать излишнего волнения у студентов и страха перед ошибкой. Взаимодействие с реальным преподавателем неизбежно затрагивает психологические аспекты межличностного общения. Часто студенты, особенно неопытные, не решаются демонстрировать свои знания, пробовать говорить, задавать вопросы только в силу стеснения или неуверенности. Компьютер позволяет преодолеть этот барьер. Учащийся достигает большей уверенности в своей языковой подготовке и впоследствии устойчиво демонстрирует полученные языковые навыки уже при взаимодействии с реальным преподавателем.
В Telegram можно найти множество примеров образовательных ботов, которые помогут оптимизировать процесс обучения по тому или иному предмету. Например, чат-бот @dictsbot создан с целью толкования значения запрашиваемых слов. Он является бесплатным, также прост и понятен в использовании. Для того чтобы начать работать с ботом, необходимо ввести слово на одном из следующих языков: русском, английском и немецком. После ввода слова в поисковую строку бот отправляет пользователю словарную статью со значением слова из словаря, а также список других источников, в которых можно посмотреть его значение. Что касается английского языка, то в данном чат-боте можно получить значения слова из Collins, Macmillan, Webster's New World College, Oxford, Longman и многих других словарей. Помимо этого в боте есть также ссылка на Яндекс и GoogleПереводчик, а также на Википедию. Следующий чат-бот, который может быть полезен, - SpellBot, предназначен для изучения как русского, так и английского языков. Бот находит орфографические ошибки в слове и исправляет их, корректирует знаки препинания в предложении, а также может помочь перевести текст, набранный на неверной раскладке, на нужный. Минусом данного бота является то, что пока он в совершенстве функционирует только на двух языках.
Еще один полезный чат-бот для изучения английского языка - Andy, который также можно найти в Telegram. Данный чат-бот имитирует процесс живого общения с собеседником. Существенным недостатком данного бота является то, что он не воспринимает речь с ошибками, поэтому подходит для более продвинутых пользователей. Преимущества данного бота заключаются в следующем: умеет длительное время поддерживать 'small talk'; ведёт беседы на серьёзные темы и выражает своё мнение; подбирает индивидуально для каждого пользователя игры и тесты и др. Пользователи, столкнувшиеся с данным ботом, отмечают присутствие некоторого сознания, что делает чат-бот настоящим и достойным собеседником. Подобные чат-боты позволяют не только обеспечить дополнительные задания на закрепление языкового материала, но и способствуют формированию коммуникативных стратегий, например, 'turn-taking techniques', которые часто являются наиболее слабым микроумением стратегий интеракции обучающихся [4].
На сегодняшний день любой пользователь может разработать свой учебный чат-бот на базе конструктора ботов. Например, Botmother, Botkits, Robochat позволяют запускать авторские чат-боты для поддержки своих курсов, в том числе в Telegram и VK. Процесс проектирования учебного чат-бота сравним с созданием теста на онлайн-платформе. Разница заключается в том, что в случае с чат-ботом вопросы и ответы вносятся в блок-схему, где определяется множество маршрутов перехода от одного вопроса к другому в зависимости от ответа на предыдущий. Подобный нелинейный подход в сочетании с функцией распознавания речи позволяет сделать самостоятельную работу учащихся индивидуализированной и интерактивной. Что касается собственных выводов и дополнительных маршрутов, которые бот может предложить, при контролируемом машинном обучении ему понадобится обучающая выборка от 1000 ответов, на основании которых бот способен предложить свои оригинальные решения.
Стоит отметить некоторые преимущества применения чат-ботов в образовании. Чат-боты позволяют преподавателю оптимизировать учебный процесс, добавив в меню бота информацию о расписании занятий, ссылки на полезные ресурсы и т. д. Помимо этого чат-боты позволяют создать для учащихся допол-
Библиографический список
нительную мотивацию и обеспечить их максимальное вовлечение в образовательный процесс, что было доказано множеством проведенных в данной области исследований [5-10]. Также чат-боты способны предоставлять мгновенную обратную связь учащимся, что является залогом эффективного образовательного процесса. В дополнение отметим, что доступность и инклюзивность голосовых виртуальных помощников объясняется тем, что виртуальные помощники преодолевают барьеры, возникающие у людей с ограниченными возможностями при использовании технологий. Также преимуществом в использовании виртуальных помощников будет являться ощущение человеческого общения и при самостоятельной работе.
Чат-боты имеют и некоторые недостатки. Эффективность их использования во многом зависит от личности учащегося, а также от его отношения к ботам как к дополнительному источнику информации. Чем больше доверия учащегося к образовательному потенциалу чат-бота, тем больше пользы он сможет извлечь из его использования. Следующий фактор, который ограничивает использование чат-бота в образовательных целях, - время, которое ученик проводит за смартфоном, особенно при самостоятельной работе. Включение чат-бота в образовательную программу должно регулироваться модератором программы и не быть бесконтрольным. Выделяя неудобства, возникающие при взаимодействии с голосовыми виртуальными помощниками, необходимо акцентировать внимание на трудности восприятия механизмом человеческих вопросов. Виртуальные помощники совершенствуются с каждым днём, но периодически могут возникать проблемы с пониманием запросов пользователя. Это может быть связано с внешним шумом, акцентом пользователя или с уровнем сложности запроса на выполнение какого-либо действия. Также недостатком использования виртуальных помощников может стать отсутствие конфиденциальности запрашиваемой информации.
В заключение представим следующие выводы:
- проанализировав историю и принципы функционирования технологий искусственного интеллекта для распознавания речи от первых прототипов середины ХХ века до популярных сегодня виртуальных помощников Siri, Алиса и др., можно определить чат-боты как программу, которая предлагает пользователю для решения практических задач общение в текстовом или голосовом (голосовые виртуальные помощники) режиме;
- можно выделить три основные дидактические функции чат-ботов в преподавании иностранных языков, а именно - создание речевой ситуации, мгновенная обратная связь и автоматизация формирования индивидуальной образовательной траектории;
- проанализировав примеры чат-ботов (на основе Telegram) и выделив ряд их преимуществ и недостатков, можно определить следующие условия успешной интеграции данной технологии в лингводидактику: во-первых, это методическое сопровождение отбора материалов, содержащихся в чат-ботах, для обеспечения доверия учащегося данной форме работы; во-вторых, методическое сопровождение организации самостоятельной работы по выполнению коммуникативных и интерактивных заданий на базе чат-ботов; наконец, снятие технических трудностей до начала реализации подобных заданий на базе чат-ботов, готовых или авторских (спроектированных на упомянутых выше конструкторах).
Перспективным направлением исследования представляется внедрение технологий искусственного интеллекта для распознавания речи в систему непрерывного образования на всех уровнях - от информального (informal) самостоятельного и (non-formal) неформального дополнительного обучения до формальной (formal) системы школа - вуз. В последней, особенно учитывая двухлетний (2020-2021 гг.) опыт обучения при самоизоляции, педагоги практически все используют смешанное обучение с применением дистанционных и мобильных технологий. Именно здесь представляется уместным, перенимая опыт развития автоматизированных чат-ботов в самостоятельном обучении, интегрировать их в основные образовательные программы, в том числе по изучению иностранных языков.
1. Молчанова Г.Г Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности. Вестник Московского Университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Москва, 2022; № 1: 9 - 16.
2. Исаева Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл. Высшее образование в России. Москва, 2014; № 10: 106 - 112.
3. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика. Краснодар, 2020; № 10: 84 - 89.
4. Авраменко А.П., Матвеева О.Ю. Определение уровня владения стратегиями коммуникативного взаимодействия у студентов магистратуры неязыковых факультетов (французский язык). Rhema. Рема. Москва, 2020; № 3: 53 - 64.
5. Аристова А.С. Использование чат-ботов в образовательном процессе. Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования. Екатеринбург, 2020; № 2: 95 - 99.
6. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-бото при изучении иностранного языка. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2020; № 3 (55).
7. Горячкин Б.С., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе. E-Scio. Саранск, 2021; № 4 (55).
8. Окулов С.А. Формирование системы управления образовательным процессом средствами информационных технологий. Успехи современной науки. Белгород, 2017; № 5: 170-174.
9. Chinedu O., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: A systematic review. Computers and Education: Artificial Intelligence. Elsevier, 2021; № 2.
10. Kumar J.A. Educational chatbots for project-based learning: investigating learning outcomes for a team-based design course. Int J Educ Technol High Educ. Springer, 2021; № 18 (65).
References
1. Molchanova G.G. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i obschestva: vozmozhnosti i slozhnosti. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. Moskva, 2022; № 1: 9 - 16.
2. Isaeva T.E. Ocenochnaya kompetenciya vuzovskogo prepodavatelya: soderzhanie i smysl. Vysshee obrazovanie v Rossii. Moskva, 2014; № 10: 106 - 112.
3. Shefieva 'E.Sh., Isaeva T.E. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nom processe vysshih uchebnyh zavedenij (na primere obucheniya inostrannym yazykam). Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. Krasnodar, 2020; № 10: 84 - 89.
4. Avramenko A.P., Matveeva O.Yu. Opredelenie urovnya vladeniya strategiyami kommunikativnogo vzaimodejstviya u studentov magistratury neyazykovyh fakul'tetov (francuzskij yazyk). Rhema. Rema. Moskva, 2020; № 3: 53 - 64.
5. Aristova A.S. Ispol'zovanie chat-botov v obrazovatel'nom processe. Cifrovaya transformaciya obschestva, 'ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniya. Ekaterinburg, 2020; № 2: 95 - 99.
6. Budnikova A.S., Babenkova O.S. Ispol'zovanie chat-boto pri izuchenii inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski. 'Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. Kursk, 2020; № 3 (55).
7. Goryachkin B.S., Galichii D.A., Capii V.S., Burashnikov V.V., Krutov T.Yu. 'Effektivnost' ispol'zovaniya chat-botov v obrazovatel'nom processe. E-Scio. Saransk, 2021; № 4 (55).
8. Okulov S.A. Formirovanie sistemy upravleniya obrazovatel'nym processom sredstvami informacionnyh tehnologij. Uspehi sovremennoj nauki. Belgorod, 2017; № 5: 170-174.
9. Chinedu O., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: A systematic review. Computers and Education: Artificial Intelligence. Elsevier, 2021; № 2.
10. Kumar J.A. Educational chatbots for project-based learning: investigating learning outcomes for a team-based design course. Int J Educ Technol High Educ. Springer, 2021; № 18 (65).
Статья поступила в редакцию 05.05.22
УДК 371.3
Aitileuova A.V., MA student, Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkistan, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
STORYTELLING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING: THE MAIN ASPECTS. The relevance of the topic of the work is determined by the fact that storytelling is considered as a promising communicative method of teaching foreign languages for general and professional purposes. The purpose of the study is to provide basic information about the origin and development of the storytelling method, as well as about the formats of modern storytelling application in the practice of teaching foreign languages. To achieve this goal, the task is to analyze the significance of examples and practical ways of influencing conversations on people in the educational field. The scientific novelty of the article lies in the fact that the methodological consideration defines the concept of "history" in the context of storytelling specifies the criteria for selecting events related to solving the problems of language education. As a theoretical significance of the research results, the technology of teaching a foreign language based on stories with an interesting plot is proposed, which achieves practical results in the process of communicative interaction with students. The paper also discusses the main practical aspects of this technology. The perspective of this work is related to the fact that simple communication methods are developing in the field of knowledge when teaching foreign languages. The education system is going through a period of transition from complexity to efficiency. The conclusion of the work is determined by the demonstration of the universality of storytelling as an effective tool in teaching all types of speech activity.
Key words: storytelling, training, foreign language, language learning, methods, problems.
А.В. Айтилеуова, магистрант, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан,
E-mail: [email protected]
СТОРИТЕЛЛИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
Актуальность темы нашей работы определяется тем что сторителлинг рассматривается как перспективный коммуникативный метод обучения иностранным языкам в общих и профессиональных целях. Цель исследования - представить основную информацию о происхождении и развитии метода сторителлинга, а также о форматах современного применения сторителлинга в практике обучения иностранным языкам. Для достижения указанной цели ставится задача анализа значимости примеров и практических способов воздействия бесед на людей в образовательной области. Научная новизна статьи заключается в том, что при методическом рассмотрении дается определение понятия «история» в контексте сторителлинга, конкретизируются критерии выбора событий, относящихся к решению проблем языкового образования. В качестве теоретической значимости результатов исследования предлагается технология обучения иностранному языку на основе рассказов с интересным сюжетом, которая достигает практических результатов в процессе коммуникативного взаимодействия с обучающимися. Также в работе рассмотрены основные практические аспекты данной технологии. Перспектива представленного исследования связана с тем, что в области знаний развиваются простые методы общения при обучении иностранным языкам. Система образования переживает период перехода от сложности к эффективности. В заключении работы содержится демонстрация универсальности сторителлинга как эффективного инструмента в обучении всем видам речевой деятельности.
Ключевые слова: рассказывание историй, обучение, иностранный язык, изучение языка, методы, проблемы.
Introduction
In the context of the intensification of communication contacts in the global information society, one of the urgent tasks facing educational institutions at all levels is to prepare students for foreign-language interaction with representatives of other countries and cultures. Accordingly, the search for effective communicative methods of teaching foreign languages, the use of which could provide a solution to this problem, remains relevant. The method of teaching based on stories, through stories or otherwise storytelling - storytelling-has proven to be successful in many countries. If earlier it was used mainly for teaching young children, now it is considered as universal, suitable for any contingent of students, including adults, and with any language level [1, p. 121]. This attracts more and more attention to storytelling from teachers and methodologists, including in Kazakhstan. However, in the domestic methodological literature, this method has not yet found proper coverage. Therefore, it is advisable to consider the very concept of "storytelling", the theoretical and practical aspects of the use of storytelling in teaching a foreign language, to describe the technology of storytelling for teaching foreign languages at school and university.
Storytelling is a kind of narrative method known in Russian pedagogy (from the English narrative-narration, story), which uses a coherent text, a narrative in general, as a tool [2, p. 103]. However, narrative and storytelling are not identical concepts. As a result of the analysis of sources, it turned out that the term "storytelling" is defined in a broad sense as a technology of influencing people with different goals through texts
clothed in the form of fascinating stories. At the same time, fascination is a key characteristic of stories. More narrowly, the term "storytelling" can be understood in three senses: as one of the methods of creating interesting, relevant, useful, entertaining, emotional content; as the translation of stories in any form: oral narrative, written text, visual visual means, music, etc.; as the art of oral storytelling, storytelling, when the story is told from memory, and not read [1, p. 122].
Methodology
In the course of the study, the authors used a number of scientific methods to evaluate and analyze the content and importance of the published works of various specialists, such as the grammatical-translation method, the direct method, the audio-lingual method, synthesis, and others. In addition, the methods of deduction and induction were used to draw conclusions from general and individual facts, and the method of concretization was used to infer the author's own opinion.
Results
For the first time, the concept of storytelling appeared in 1992 in the book by D. Armstrong "MBSA: Managing by Telling Around", which collected stories designed to convey the principles and rules of business ethics to employees [3]. Currently, the term "storytelling" is used in many professional fields. In management, it is a tool for marketing/advertising, personnel management, and PR technologies. In the media, journalists present news information in the form of stories. In journalism and politics, stories are used as a means of argument. Through stories, they help in solving psychological problems (Erickson's hypnosis, fairy-tale therapy) [4, p. 66].