Научная статья на тему 'Лингводидактические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка'

Лингводидактические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность будущего учителя / развитие / иностранный язык / лингводидактические условия / содержание / формы / методы / citizenship of the future teacher / development / foreign language / linguistic and didactic conditions / content / forms / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна, Макарова Елена Анатольевна, Тарасова Анастасия

Настоящая статья посвящена рассмотрению лингводидактических условий развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Данные условия анализируются в их комплексе с опорой на выявленные ранее авторами общепедагогические условия и уточненное понимание гражданственности как качества личности будущего учителя. Исходя из основных положений отечественной лингводидактики, авторами раскрываются содержательные условия развития указанного качества, уточняется его компонентный состав исходя из специфики иностранного языка как учебного предмета, рассматриваются оптимальные формы и методы педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку, которые повышают воспитательный потенциал предмета и способствуют оптимальному развитию всех компонентов личностного гражданского опыта будущего учителя иностранного языка. В заключении делаются выводы и намечается направление дальнейшей работы над темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна, Макарова Елена Анатольевна, Тарасова Анастасия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguodidactic conditions for the development of citizenship of a future foreign language teacher

This article is devoted to the consideration of the linguodidactic conditions for the development of citizenship of a future foreign language teacher. These conditions are analyzed in their complex based on the general pedagogical conditions previously identified by the authors and a refined understanding of citizenship as a personality quality of a future teacher. Based on the main provisions of Russian linguodidactics, the authors reveal the content conditions for the development of this quality, clarify its component composition based on the specifics of a foreign language as an educational subject, consider the optimal forms and methods of pedagogical interaction in teaching a foreign language, which increase the educational potential of the subject and contribute to the optimal development of all components of the personal civic experience of a future foreign language teacher. In conclusion, conclusions are drawn and the direction of further work on the topic is outlined.

Текст научной работы на тему «Лингводидактические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка»

УДК 378.016:81

Елена Андреевна Сорокина Елена Анатольевна Макарова Анастасия Тарасова

г. Шадринск

Лингводидактические условия развития гражданственности будущего

учителя иностранного языка

Настоящая статья посвящена рассмотрению лингводидактических условий развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Данные условия анализируются в их комплексе с опорой на выявленные ранее авторами общепедагогические условия и уточненное понимание гражданственности как качества личности будущего учителя. Исходя из основных положений отечественной лингводидактики, авторами раскрываются содержательные условия развития указанного качества, уточняется его компонентный состав исходя из специфики иностранного языка как учебного предмета, рассматриваются оптимальные формы и методы педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку, которые повышают воспитательный потенциал предмета и способствуют оптимальному развитию всех компонентов личностного гражданского опыта будущего учителя иностранного языка. В заключении делаются выводы и намечается направление дальнейшей работы над темой.

Ключевые слова: гражданственность будущего учителя, развитие, иностранный язык, лингводидактические условия, содержание, формы, методы.

Elena Andreevna Sorokina Elena Anatolyevna Makarova Anastasia Tarasova

Shadrinsk

Linguodidactic conditions for the development of citizenship of a future foreign language

teacher

This article is devoted to the consideration of the linguodidactic conditions for the development of citizenship of a future foreign language teacher. These conditions are analyzed in their complex based on the general pedagogical conditions previously identified by the authors and a refined understanding of citizenship as a personality quality of a future teacher. Based on the main provisions of Russian linguodidactics, the authors reveal the content conditions for the development of this quality, clarify its component composition based on the specifics of a foreign language as an educational subject, consider the optimal forms and methods of pedagogical interaction in teaching a foreign language, which increase the educational potential of the subject and contribute to the optimal development of all components of the personal civic experience of a future foreign language teacher. In conclusion, conclusions are drawn and the direction of further work on the topic is outlined.

Keywords: citizenship of the future teacher, development, foreign language, linguistic and didactic conditions, content, forms, methods.

Современное студенчество живет в эпоху цифровой революции и глобализации. Это предполагает быстрое получение любой информации и ведет с одной стороны к ее некритическому восприятию, с другой стороны, к скептическому отношению к социальным установкам, общественным принципам и идеалам. В данных условиях, а также в период трансформации общественной ситуации, возрастает роль образования как сферы целенаправленного формирования и развития человека как гражданина. Гуманитарным наукам традиционно отводится в этом процессе особая роль. Их предметом выступает человек в его взаимодействии с миром: другим человеком, обществом, культурой, государством.

Иностранный язык как предмет гуманитарного цикла вносит свой вклад в развитие гражданственности студентов. Как известно, язык выступает не только инструментом коммуникации, но и средством познания, понимания собственного менталитета и менталитета другой нации. Социокультурная направленность, а также межпредметность иностранного языка как учебного предмета создают особые условия в плане развития

гражданственности студентов, их стремления к общественно значимым гражданским ценностям, как условию непротиворечивого межличностностного и межкультурного взаимодействия.

Изучение условий развития гражданственности студентов представляет большей интерес для исследователей в области педагогики и методики преподавания иностранных языков. Так, вопросам формирования и развития гражданственности в процессе гражданского воспитания и образования в высшей школе посвящены работы А.С. Гаязова, О.В. Кожиной, А.И. Липнягова, С.Б. Решетняк, М.В. Шакирова и др. Развитие гражданственности с позиции национальных и общечеловеческих ценностей изучают Б.С. Гершунский, Т.Н. Петрова и др. Педагогический потенциал иностранного языка в рассматриваемом аспекте раскрывается в исследованиях Л.В. Банниковой, И.В. Ганжары, З.И. Конновой, Г.В. Семеновой, И.Г. Трофимовой и др. Указанные исследования изучают общепедагогические вопросы развития гражданственности студентов вуза, либо анализируют его отдельные методические аспекты применительно к изучению иностранного языка. Недостаточно исследованными остаются лингводидактические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка в их комплексе.

Целью данной статьи является рассмотрение комплекса лингводидактических условий развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Задачи исследования следующие:

1) определить сущность лингводидактических условий и их связи с общепедагогическими условиями развития гражданственности студентов при изучении иностранного языка;

2) рассмотреть содержательную характеристику выявленных структурных компонентов личностного гражданского опыта студентов в условиях изучения иностранного языка;

3) раскрыть содержательный потенциал учебного предмета и выявить содержательные условия развития гражданственности;

4) выявить оптимальные формы и методы педагогического взаимодействия при изучении иностранного языка, повышающие воспитательный потенциал предмета и способствующие развитию гражданственности будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования связана с уточнением лингводидактических условий в их комплексе с опорой на выделенные в результате исследования общепедагогические условия развития гражданственности студентов и уточенное понимание гражданственности как качества личности будущего учителя.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования результатов исследования в практике вузовского преподавания иностранного языка.

Теоретико-методологической основой исследования выступили труды Н.Д. Гальсковой, Т.К. Цветковой по основам отечественной лингводидактики; аксиологический и ценностно-деятельностный подходы к формированию и развитию гражданственности, разработанные в исследованиях Н.А. Ивановой, Н.А. Савотиной; деятельностный подход, в рамках которого гражданственность рассматривается как личное качество, проявляющееся в активном участии человека в жизни общества; исследования по проблемам нравственного, гуманистического воспитания учащейся молодежи в процессе изучения иностранных языков (И.Л. Бим, Н.Е. Грибанова, Е.Г. Григорьева, Е.П. Марычева).

Методами исследования выступили: анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ, учебных планов, программ по иностранному языку педагогического вуза.

Создание оптимальных педагогических условий определяет развитие качества личности. Ученые выделяют дидактические условия, которые занимают одно из важных мест. Согласно исследованиям, эти условия формулируются на основе конкретных целей и условий обучения предмету. К их числу относят: соответствующее содержание,

определенные формы, методы и средства педагогического взаимодействия, которые обеспечивают решение образовательных задач в процессе обучения [3]. Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что при обучении иностранному языку учитываются лингводидактические условия. Эти условия направлены на развитие лингвокультурного опыта студентов как субъектов межкультурной коммуникации [1], [8]. Они позволяют за счет содержания, форм, методов и средств развития коммуникативной компетенции студентов оказывать влияние в том числе и на личностное развитие будущего учителя. Выявление оптимальных лингводидактических условий развития гражданственности студентов связано с анализом сущности качества, учетом организационно-педагогических условий его развития и педагогического потенциала предмета иностранный язык.

Проводимое нами исследование позволило уточнить понятие гражданственности. Под ней мы понимаем уважительное отношение к Отечеству, обществу и его культуре, основанное на стремлении к пониманию общественных процессов, к поиску непротиворечивых форм взаимодействия людей, позволяющих снимать возникающие противоречия, а также на готовности к самостоятельному построению оптимального взаимодействия внутри общества. Из данного утверждения следует, что под лингводидактическими условиями в данной статье мы понимаем условия развития гражданского опыта будущего учителя как субъекта межкультурной коммуникации на основе развития его коммуникативной компетенции.

При работе над темой нами были выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие оптимальное развитие рассматриваемого качества. К ним мы относим: актуализацию на основе социокультурного гражданского опыта потенциальных возможностей личностного опыта студентов; взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов; акцентирование морально-этического, патриотического и социально-культурного компонентов содержания образования; активная самостоятельная деятельность, которая подготовит основу для самостоятельного развития студентами их гражданственности; ориентация педагогов, осуществляющих подготовку учителей иностранного языка, на перманентную трансляцию общечеловеческих ценностей. Исходя из этого, нами был проанализирован педагогический потенциал предмета иностранный язык и выявлены лингводидактические условия развития гражданственности.

Согласно примерному учебному плану по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по программе бакалавриата, дисциплины модуля практики устной и письменной речи ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций студентов для решения профессиональных задач, в сфере межличностного и межкультурного взаимодействия в устной и письменной форме на иностранном языке. В процессе изучения данных дисциплин предусматривается также формирование учебных компетенций будущего учителя, среди которых УК-5, связанная с формированием способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. В примерной основной образовательной программе указывается, что будущий учитель иностранного языка должен уважительно относится к социокультурным традициям России и мира, уметь толерантно конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей [9]. Это позволяет развивать гражданственность студентов в ее социокультурном, нравственном и патриотическом аспекте на примере социокультурных особенностей России и стран изучаемого языка, в том числе и в сопоставительном аспекте, в режиме диалога культур. Проводимое нами исследование показывает, что в морально-этической, социально-культурной и патриотической составляющей заключен инвариант процесса развития гражданственности студентов. Исследователи рассматривают данные аспекты как ключевые в развитии гражданственности [5], [6]. Развитие гражданственности будущего учителя иностранного языка связано, таким образом, с развитием способности студентов занимать гражданскую позицию в сфере межличностной и межкультурной коммуникации на иностранном языке [4].

Отметим, что это будет возможно на основе наполнения содержания обучения иностранному языку гражданской тематикой в рамках программных тем. Действующая рабочая программа по практике устной и письменной речи предполагает цикличность в усвоение учебных тем, что дает возможность обращаться к гражданской тематике на протяжении всего периода обучения. Темы охватывают повседневную жизнь студента, культуру и искусство, окружающий мир, страну изучаемого языка и др. Актуализация нравственного и патриотического содержания повышает воспитательный потенциал предмета иностранный язык, на основе которого происходит развитие всех компонентов гражданского опыта студентов. Проводимое нами исследование позволило уточнить компоненты данного опыта и их содержание при обучении иностранному языку:

1) личностные гражданские ценности как устойчивое стремление к социально-культурным и морально-этическим общественным и общечеловеческим идеалам в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия на иностранном языке;

2) социокультурные знания как целостная картина родной и иноязычной культуры: традиций, общественного устройства, особенностей национального менталитета, национальных духовных ценностей и их связи с общечеловеческими;

3) умения и навыки как способы и виды коммуникативного поведения человека как гражданина в условиях межкультурной и межличностной коммуникации на иностранном языке.

Таким образом, содержание обучения иностранному языку позволяет развивать личностный гражданский опыт студента на основе знаний культурных особенностей России и страны изучаемого языка, понимания и принятия моральной сопричастности родной стране, людям, национальной культуре, уважения к другим нациям и культурам, понимание и принятие норм, принципов и форм оптимального социокультурного межличностного и межкультурного взаимодействия, основанного на этической составляющей, ответственность за национальное, межнациональное, социокультурное единство людей на основе диалога [7].

Полагаем, что развитие гражданственности при подготовке учителей иностранного языка будет проходить наиболее эффективно, если на занятиях используется технология диалога культур. Технология диалога культур, формируя у учащихся представления о культуре страны изучаемого языка, способствует воспитанию уважительного отношения к другим культурам, этнической толерантности, готовности к изучению культурного наследия страны изучаемого языка. Как следствие у студентов проявляется более глубокое осознание своей культуры через контекст изучения страны изучаемого языка, происходит воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, возникает потребность в сотрудничестве и взаимопомощи. Технология диалога культур наиболее эффективна, если в содержание занятий включать национально-региональный компонент. Работая с таким материалом, студенты учатся самостоятельной исследовательской деятельности, интерпретировать культурные ценности, использовать собственный опыт, делать логические выводы. Реализуя технологию диалога культур на занятиях иностранного языка целесообразно использовать аутентичные тексты с различными учебными стратегиями, при работе над которыми применять такие приемы, как: обсуждение, интерпретация прочитанных фактов, сопоставление, сравнение, составление таблиц. Таким образом будет реализовываться диалог двух (или даже трех) культур.

Не подвергается сомнению тот факт, что привлечение наиболее эффективных форм и методов гражданско-правового воспитания в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности способствует развитию гражданственности у будущих учителей иностранного языка. Наиболее популярны следующие формы работ: исследовательские задания, написание рефератов, эссе, докладов, защита проектов, викторин, составление словаря-справочника, кроссворды и т.д. Например, мероприятие «Своя игра» на немецком языке в процессе изучения темы «Россия» на 5 курсе на занятии «Практический курс речевого общения второго иностранного языка» имеет целью повысить интерес студентов к изучению России и ее культуры, а также расширить их знания о родной стране. В процессе игры у студентов

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)

будет возможность расширить свои знания о России, ее истории, правах и свободах граждан, великих русских писателях и художников и их работах. Подобной целью обладает игра «Что? Где? Когда?», в процессе которой студенты привлекаются к формам досуга с интеллектуальной направленностью.

Для развития гражданственности будущего учителя иностранного языка эффективным будет применение метода проектов, который призван достигать дидактическую и воспитательную цели путем детальной разработки проблемы, которая должна иметь результатом реальный продукт (презентация, брошюра, статья, туристический проспект и т.д.). Кроме этого, эффективными будут методы стимулирования, проблемно-поисковый метод, эвристический и др.

Считаем, что формирование у студентов социальных компетенций позволяет успешно реализовывать гражданские права и обязанности, которые характерны для демократического государства. Подобным образом стимулирование интереса к критической аналитической деятельности развивает социальную ответственность у студентов и осознание их гражданственности, что ведет к формированию активной жизненной позиции, осознанию и принятию нравственных принципов общества, активному участию студентов в общественной жизни[2].

Развитие гражданственности студентов при обучении иностранному языку должно быть направленно на актуализацию воспроизводства рассмотренных компонентов в их взаимосвязи. Это возможно в рамках педагогического взаимодействия с учетом специфики форм и методов обучения иностранному языку.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Процесс развития гражданственности будущего учителя иностранного языка будет проходить успешно, если лингводидактические условия будут опираться на соответствующие общепедагогические. Успешность указанного процесса обеспечивается за счет комплекса лингводидактических условий, повышающих воспитательный потенциал учебного предмета иностранный язык. К таким условиям мы относим:

1) развитие у студентов всех компонентов их личностного гражданского опыта, конкретизированного с учетом специфики и потенциала указанного учебного предмета;

2) наполнение содержания учебного материала в рамках программных тем нравственным и патриотическим содержанием;

3) привлечение наиболее эффективных форм и методов гражданско-правового воспитания в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности: технология диалога культур, метод проектов и др.

В процессе исследования были даны ответы на все поставленные вопросы. Дальнейшая работа над темой связана с практическим применением теоретических результатов и описанием достигнутого уровня развития гражданственности будущего учителя иностранного языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гальскова, Н.Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития / Н.Д. Гальскова. - Текст : электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2021. - № 1 (838). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-lingvodidaktika-etapy-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 24.05.2023).

2. Ганжара, И.В. Изучение иностранных языков как способ формирования гражданственности современных студентов / И.В. Ганжара. - Текст : непосредственный // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2021. - № 3. - С. 64-76.

3. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. - Текст : непосредственный // General and Professional Education. - 2012. - № 1. -C. 8-14.

4. Коннова, З.И. Развитие гражданственности и патриотизма у студентов вузов при обучении иностранному языку с применением ar-технологии / З.И. Коннова, Г.В. Семенова. - Текст : электронный // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2022. - Вып. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-grazhdanstvennosti-i-patriotizma-u-studentov-vuzov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-s-primeneniem-ar-tehnologii (дата обращения: 30.05.2023).

5. Мальковец, Н.В. Гражданское образование студенты: компетентностный подход / Н.В. Мальковец. - Текст : электронный // Вестник КемГУ. - 2013. - № 4 (56). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-studentov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 28.05.2023).

6. Морозова, С.А. Гражданское образование как понятие и педагогическое явление / С.А. Морозова. - Текст : непосредственный // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 6. - С. 20-24. - Текст : непосредственный.

7. Савотина, Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н.А. Савотина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 37-45. - Текст : непосредственный.

8. Цветкова, Т.К. Актуальные проблемы лингводидактики: определение целей и задач обучения иностранному языку / Т.К. Цветкова. - Текст : непосредственный // Вестник МГИМО-университета. - 2013. -№ 4 (31). - С. 328-332.

9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» : с изм. и доп. : приказ от 22 февр. 2018 г. N 125. - URL: https://fgosvo.ru/uploadíiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf_(дата обращения: 30.05.2023). - Текст : электронный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: helen-a2003@mail.ru.

Е.А. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: semak@shadrinsk. net.

А.А. Тарасова, студентка 5 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tarasova.anastacia@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Sorokina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: helen-a2003@mail.ru.

E.A. Makarova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: semak@shadrinsk.net.

A.A. Tarasova, 5th Year Undergraduate Student, Humanitarian Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tarasova.anastacia@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.