Научная статья на тему 'Лингводидактическая модель формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности старшеклассников'

Лингводидактическая модель формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭССЕИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ДИСКУРСИВНЫЕ / МЕТАТЕКСТОВЫЕ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ESSAYIST ACTIVITY / MODEL / DISCURSIVE / METATEXT / LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адельшина Наталья Александровна, Астафурова Татьяна Николаевна

Рассматриваются лингводидактические особенности модели формирования иноязычных умений эссеистической деятельности старших школьников. Представлены номенклатура иноязычных умений написания эссе; система упражнений, закрепленных за каждым этапом обучения; алгоритм действий старшеклассников при овладении дискурсивными, метатекстовыми, лексико-грамматическими умениями при написании иноязычного эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the linguodidactic features of the model of the formation of foreign language essay writing skills in senior schoolchildren. The authors present the nomenclature of foreign language writing essay skills; a system of exercises assigned to each stage of training; an algorithm for the actions of high school students in mastering discursive, meta-text, lexical and grammatical skills in foreign language essay writing.

Текст научной работы на тему «Лингводидактическая модель формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности старшеклассников»

razvitiya APK i sel'skih territorij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu okonchaniya Stalingradskoj bitvy. Volgograd, 2018. S. 368-372.

4. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryv-nogo obrazovaniya uchitelya // Nepreryvnoe pedago-gicheskoe obrazovanie. Nauchnaya shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev; sost. i otv. red. N.M. Borytko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 17-86.

5. Sovremennyj filosofskij slovar' / pod obshch. red. d-ra filos. nauk, prof. V.E. Kemerova. London, Frankfurt-na-Majne, Parizh, Lyuksemburg, Moskva, Minsk: PANPRINT, 1998.

6. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. M.: Respublika, 2001.

7. Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii: programma Pravitel'stva RF: utv. 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 27.01.2019).

8. Shohnekh A.V., Sidunova G.I., Naumova E.Yu. Informacionnyj upravlencheskij resurs forsajt-razvitiya universiteta kak opornoj innovacionnoj ploshchadki regiona Rossii // Mirovye nauchno-tekhnologicheskie tendencii social'no-ekonomicheskogo razvitiya APK i sel'skih territorij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu okonchaniya Stalingradskoj bitvy. Volgograd, 2018. S. 348-352.

Marketing facilitation of the system of continuous pedagogical education in the conditions of economic cyberspace

The article considers the prospects for the development of a system of continuous pedagogical education in the aspect of the influence of trends of the formation of economic cyberspace and market relations in education. The elements and characteristics of the digital economy are described in the context of building a digital educational environment. The article considers the potential of marketing facilitation of management and devising foresight strategies for the development of a system of continuous pedagogical education in course of the antinomic development of the phenomenon of the educational services market.

Key words: digital economy, marketing, facilitation, cyberspace, system, continuing education, foresight, market, education, digital educational environment.

(Статья поступила в редакцию 07.02.2019)

© Адельшина H.A., Астафурова Т.Н., 2019

н.а. адельшина, т.н. астафурова

(волгоград)

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭССЕИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Рассматриваются лингводидактические особенности модели формирования иноязычных умений эссеистической деятельности старших школьников. Представлены номенклатура иноязычных умений написания эссе; система упражнений, закрепленных за каждым этапом обучения; алгоритм действий старшеклассников при овладении дискурсивными, метатекстовыми, лексико-грамматическими умениями при написании иноязычного эссе.

Ключевые слова: эссеистическая деятельность, модель, дискурсивные, метатексто-вые, лексико-грамматические умения.

В настоящее время содержание обучения письменной речи выпускников средней школы ориентировано на развитие довольно сложных умений: написать личное / деловое письмо, описать события, выразить собственное мнение, составить тезисы / развернутый план выступления, обобщить информацию из разных источников, составить письменные материалы для презентации результатов проектной деятельности. И хотя вопросы обучения иноязычной письменной речи рассматриваются в трудах многих отечественных и зарубежных ученых и практиков, целостного и непротиворечивого подхода к формированию иноязычной письменной компетенции у учащихся средней школы до сих пор не выработано.

Многочисленные методические пособия и рекомендации по обучению разным видам письменной деятельности старшеклассников, в том числе иноязычной эссеистической деятельности, для подготовки к Единому государственному экзамену по иностранному языку и личный педагогический опыт работы в общеобразовательной школе позволили выявить и систематизировать многочисленные трудности дискурсивного и лингвистического характера, с которыми сталкиваются старшеклассники при написании и оформлении иноязычного эссе. К ним относятся:

• дискурсивные, связанные с неправильным определением жанра письменного текста / эссе; непониманием задания и, как следствие, неполным или неточным раскрытием предложенной темы и коммуникативной задачи; неумением сформулировать тезис эссе, зачастую подменяемый формулировкой задания; неграмотным выделением тематического предложения в тексте; некорректным определением и реализацией коммуникативной цели автора; неумением представить аргумент / контраргумент и соотнести тезис с формулируемым заключением и пр.

• структурно-композиционные, выражающиеся в недостаточном владении метатексто-выми средствами, закрепленными за основными частями письменного текста / эссе и коммуникативным намерением пишущего; оформлением логической целостности и связности письменного текста / эссе; членением текст на абзацы и абзацев на тематические, сопутствующие и заключительные предложения;

• лингвистические, связанные с ограниченным лексико-грамматическим репертуаром средств, не позволяющим использовать разнообразные языковые единицы при продуцировании и редактировании разных типов письменных текстов (эссе-описание, эссе-аргументация, эссе-повествование и др.) [1].

В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает изучение и описание особенностей формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности старшеклассников в общеобразовательной старшей школе на современном этапе ее модернизации, поскольку для того, чтобы учащиеся успешно справлялись с написанием эссе на иностранном языке, они должны соблюдать правила написания эссе, принятые в стране изучаемого языка, представлять и соблюдать особенности структуры текста, логику развития идеи, четко формулировать тезис [8].

Анализ развития иноязычной письменной компетенции выпускников показывает, что введение Единого государственного экзамена привело к более осознанному отношению обучающихся к иноязычной эссеистической деятельности и письменному выражению своих мыслей; большей осведомленности в отношении разных видов и жанров письменных текстов (изложение, разные жанры эссе, письма личного и делового характера, доклад, отзыв о книге и т. д.), их коммуникативной направленности и структурно-композиционному оформлению.

В многочисленных пособиях по написанию эссе при подготовке к Единому государственному экзамену большое внимание уделяется стратегиям и логике раскрытия темы [3; 4; 6; 7], поэтому остановимся подробнее на менее изученных этапах формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности старшеклассников. В предлагаемой модели формирования иноязычной эссеистической деятельности старшеклассников старшей школы выделяются четыре этапа овладения умениями и навыками написания эссе на английском языке.

Первый этап обучения иноязычным навыкам написания эссе на английском языке начинается с изучения дискурсивных особенностей разных жанров эссе, т. е. дискурсивного анализа разных жанров эссе - описания, повествования, рассуждения [5]. Для этого учащимся необходимо знать структуру каждого типа эссе.

Так, эссе-повествование (narration) представляет собой историю, в которой автор рассказывает об одном или нескольких событиях, связанных между собой, соблюдая последовательность повествования: введение, основное содержание, заключение. Для развития иноязычных умений написания эссе-повествования можно использовать следующие упражнения:

Exercise 1. Look at the pictures below and give a narrative account of the development of the event.

Exercise 2. What are your earliest memories? Write down one or two of them in as much detail as you can.

Эссе-описание (description) ориентировано на описание человека, объекта или места таким образом, чтобы можно было живо представить описываемое явление, почувствовать те впечатления, которыми поделился автор. Поэтому следует избегать повторов, длинных и непонятных предложений и неточностей. Для развития иноязычных умений написания эссе-описания можно использовать следующие упражнения:

Exercise 3. Describe in a few sentences for a purpose of identification:

а) a person who has disappeared; b) a lost animal.

Exercise 4. Write a brief description of one of the following:

moonlight night in the city; dawn in the country; your native town as seen from a high building or hill; the forest after a rainstorm; the beach on a snowy day.

Эссе-аргументация (argumentation) является наиболее сложным типом развернутого высказывания, в котором учащемуся предстоит выразить собственное и чужое мнение, аргументировать свою и чужую точку зрения, высказать несогласие с оппонентом, приводя доказательства и примеры, сделать выводы, построить письменное высказывание логично и связно, соблюдая нейтральный стиль академического дискурса. В отличие от остальных жанров эссе, структура эссе-аргументации состоит из пяти абзацев: введения, основного содержания, первого тезиса с аргументацией / примерами, второго тезиса с аргументацией / примерами, антитезиса с аргументацией / примерами, заключения. Для обучения написанию эссе-аргументации можно использовать следующие упражнения:

Exercise 5. Read the opinion essay: match paragraphs 1-4 to the descriptions. Is the writer for or against space tourism?

Conclusion: your opinion on the topic._

Advantages: the positive arguments._

Introduction: general idea about the topic.

Disadvantages: the negative arguments.

Is space tourism a good idea?

1. For some people, travelling to another country is not exciting enough. When they go on holiday, they want to travel into space!

2. On the one hand, there are important advantages. Firstly, imagine the amazing things you could see in space! We have always travelled to new places to learn and to progress.

3. On the other hand, the expense is a big disadvantage. It costs so much money to fly into space that only very rich people are able to do it. Secondly, is it safe? If something goes wrong it would be a disaster.

4. In conclusion, space tourism is an exciting chance to find out more about other planets, however, we need to think about the danger. In my opinion, space tourism is a great idea, but we must be sure that it is safe.

Второй этап овладения иноязычной эс-сеистической деятельностью предполагает изучение структуры и закрепленных за частями эссе мететекстовых средств. Метатекстовые средства эссе, закрепленные за его основными частями, выступают в качестве своеобразных опор для более точного выражения коммуникативного намерения автора и функций основных частей эссе.

Exercise 6. Match the words with their definitions

1) In conclu- a) These words can be used to appropriately sion structure an argument logically and sequentially

2) Firstly, b) This word should be used whenever you secondly, need to introduce a contrasting idea to one thirdly that was made prior.

3) Yet c) This is usually used to introduce the

concluding paragraph of an opinion or any other type of essay.

Третий этап связан с активизацией лексико-грамматических средств, необходимых для создания логически структурированного, целостного текста, выражения аргумента и контраргумента, причинно-следственной и условной зависимости в соответствии с предложенным жанром эссе. Это реализуется в активизации следующих языковых умений:

• использования категорий академического дискурса в эссе благодаря корректному применению их языковых маркеров;

• замены полисемантичных общеразговорных глаголов (be, have, see, get, understand, etc.) более точными синонимами академического дискурса (exist, possess, observe, receive, realize, etc.);

• правильного употребления активного и пассивного залога в видо-временных формах английского глагола;

• тема-рематической структуры предложения, поскольку в английском предложении вначале сообщается рема, т. е. основная информация (the who, where, when (how, why)), которая ориентирует читателя. Тема передается в конце предложения (the what).

Exercise 7. Match language signals and categories of academic discourse used in essays:

1. Аргументация a) avoidance of contracted forms (isn't, hasn't, couldn't), words of Latin and French origin

2. Модальность b) It is known that... ; According to recent reports, .. .etc.

3. Лексико- грамматическая связность c) might, could, may, can, should, have to; probably, possibly, apparently, partly etc.; possible, certain, probable, undoubted, etc.

4. Формальность d) therefore, however, furthermore, moreover, in addition, although, as a result; as it was mentioned before.; as follows from the previous paragraph...

5. Объективность e) the official statistics has emphasized; on the contrary, in contradiction to, etc.; appealing to, referring to, to remind, etc.; it is most important that.; despite the fact that, etc.

6. Завершенность f) all in all., in conclusion, thus, in summary.

Exercise 8. Try to identify the errors in the following text. The answer key will let you know which aspects of grammar you may need to study more.

Exercise 9. Supply a suitable connector in the gaps in the sentences.

Many people believe that nuclear energy is clean ... it is potentially more dangerous than any other technology that we use.

The Internet has brought many opportunities to people. ... it has also increased the gap between rich and poor people and societies.

Exercise 10. Rewrite the example into one or two sentences, using more sophisticated vocabulary and sentence structures.

Many people are worried about the environment. And they think we should be better. For example, instead of using fossil fuels we can use the sun's heat to make electricity. And can also use water to make electricity.

Наибольшую сложность представляет четвертый этап, ориентированный на изучении типологии синтаксических умений написания эссе:

• структуры и типа предложения (простого, сложносочиненного и сложноподчиненного); союзов и союзных наречий, способствующих образованию разного рода сложноподчиненных предложений;

• служебных слов, сигнализирующих переход к следующему разделу эссе или параграфу; разных видов логической связи между частями сложного предложения;

• структуры абзаца как базовой единицы письменного текста эссе и построения то-пикального, уточняющего и заключительного предложений с их языковыми маркерами [2].

Exercise 11. Write either but or yet in the blank spaces connecting the two clauses in these sentences

1a. Too much sun damages the skin,_many

people still do not use sunscreen.

b. Too much sun damages the skin,_too little sun

also causes health problems.

2a. The company's sales increased last year, _ its profits declined.

b. The company moved its marketing division

to Phoenix, _ the operations' division stayed in

Boston.

Учащиеся должны научиться определять тематическое предложение основной части эссе, выступающего в качестве «введения» к абзацу, уточняющие предложения, развивающие и подтверждающие мысль, высказанную в тематическом предложении, по особым маркерам находить заключительное предложение абзаца, выражающее вывод.

Exercise 12. Choose the topic sentence which matches the extract below.

a. Some people enjoy putting their lives at risk.

b. On the other hand, most extreme sports have a negative side.

c. To begin with, extreme sports are very popular. They can be dangerous because there is no

excitement without risk. Besides, the special equipment and training required can be very expensive.

Exercise 13. Match the topic sentence (1-3) to supporting sentences (A-C).

1. There are many advantages to downloading music from Internet, instead of buying CDs in shops a. To begin with, some of the latest devices cost a lot of money, and their job is to do something that a person can easily do without technology

2. A video game is not always the best present to buy for a young child b. Songs cost less when you buy them online, and you can also save money by buying only the songs you like, instead of the whole album

3. People today may be spending money they cannot afford on gadgets they do not really need c. Children need to be outside socializing with their friends, and not sitting in front of a PC playing games, many of which show violence

Exercise 14. Compile a paragraph from the shuffled sentences

_a. Another important change was that people

had the freedom to live and work wherever they wanted.

_b. The earliest significant change was for

farming families, who were no longer isolated.

_c. The final major change brought by the

automobile was the building of superhighways, suburbs, huge shopping centers, and theme parks such as Disney World in Florida.

_d. The automobile revolutionized the way of

life in the United States.

_e. The automobile enabled them to drive to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

towns and cities comfortably and conveniently.

_ f. In fact, people could work in a busy

metropolitan city and drive home to the quiet suburbs.

Таким образом, лингводидактическая модель формирования иноязычной компетенции эссеистической деятельности (английский язык) интегрирует умения дискурсивного анализа жанра эссе, его структурного оформления, лексико-грамматического и синтаксического исполнения, которые способствуют более эффективной эссеистической деятельности старшеклассников с учетом индивидуализации процесса и максимального творческого развития обучающихся.

Список литературы

1. Адельшина Н.А. Развитие письменной компетенции школьников на старшем этапе обучения

иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10. Ч. 1. С. 191-195.

2. Астафурова Т.Н., Колябина Н.С. Методика формирования иноязычной компетенции академического письма магистрантов неязыковых вузов: моногр. волгоград, 2019.

3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Нечаева Е.Н. Английский язык. ЕГЭ. Практикум и диагностика. М.: Просвещение, 2017.

4. Гневэк О.В., Горшкова И.В. Лингводидак-тические принципы обучения эссеистической деятельности на иностранном языке // образовательные технологии. 2015. № 3. С. 46-64.

5. Конобеев А.В. Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе (на материале младших курсов языкового вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2001.

6. Кузнецова Т.Г., Горизонтова А., Габи Дуигу. Экзаменационное эссе три шага к успеху. Evrokniga Publishing, 2011.

7. Мильруд Р.П Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе: учеб. пособие для общеобразоват. организаций и школ с углубленным изучением англ. яз М.: Просвещение, 2017.

8. Kaplan [Electronic resource]. URL: www.

onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 15.02.2019). * * *

1. Adel'shina N.A. Razvitie pis'mennoj kompe-tencii shkol'nikov na starshem etape obucheniya inostrannomu yazyku // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017. № 10. Ch. 1. S. 191-195.

2. Astafurova T.N., Kolyabina N.S. Metodika for-mirovaniya inoyazychnoj kompetencii akademichesko-go pis'ma magistrantov neyazykovyh vuzov: monogr. Volgograd, 2019.

3. Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S., Nechae-va E.N. Anglijskij yazyk. EGE. Praktikum i diagnosti-ka. M.: Prosveshchenie, 2017.

4. Gnevek O.V., Gorshkova I.V. Lingvodidakti-cheskie principy obucheniya esseisticheskoj deyatel'-nosti na inostrannom yazyke // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2015. № 3. S. 46-64.

5. Konobeev A.V. Obuchenie pis'mennomu ino-yazychnomu diskursu v zhanre esse (na materiale mladshih kursov yazykovogo vuza): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2001.

6. Kuznecova T.G., Gorizontova A., Gabi Duigu. Ekzamenacionnoe esse tri shaga k uspekhu. Evrokni-ga Publishing, 2011.

7. Mil'rud R.P Anglijskij yazyk. Edinyj gosudar-stvennyj ekzamen. Pishem esse: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij i shkol s uglublennym iz-ucheniem angl. yaz. M.: Prosveshchenie, 2017.

О Путистина О.В., 2019

Linguodidactic model of formation of foreign language essay writing competence in high school students

The article considers the linguodidactic features of the model of the formation offoreign language essay writing skills in senior schoolchildren. The authors present the nomenclature of foreign language writing essay skills; a system of exercises assigned to each stage of training; an algorithm for the actions of high school students in mastering discursive, meta-text, lexical and grammatical skills in foreign language essay writing.

Key words: essayist activity, model, discursive, metatext, lexical and grammatical skills.

(Статья поступила в редакцию 05.03.2019)

о.в. путистина

(Мурманск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ

Проблема обучения иноязычной письменной речи студентов рассматривается в концепции развития учебной автономии. Обосновывается целесообразность использования специального комплекса упражнений для обучения письму с ориентацией на развитие умений учебной автономии. Приводятся конкретные примеры апробированных на практике упражнений на английском языке, даются методические рекомендации для обучения студентов иноязычному письменному высказыванию.

Ключевые слова: письменная речь, учебная автономия, самостоятельная работа, поэтапность обучения, интеграция.

Одним из изменений в системе подготовки бакалавров и магистров в вузе за последние несколько лет явилось значительное увеличение объема самостоятельной работы студентов. Как справедливо отмечает Е.А. Крылова, «перспективным направлением повышения качества языкового образования в вузе яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.