Научная статья на тему 'Лингводидактическая характеристика социальных сетей'

Лингводидактическая характеристика социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корепина Дарья Игоревна, Щипицина Лариса Юрьевна

Актуальность данной статьи обусловлена сравнительно малой изученностью вопроса о лингводидактических возможностях социальных сетей, теоретической и практической потребностью в дальнейшем развитии работы с социальными сетями при обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Корепина Дарья Игоревна, Щипицина Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингводидактическая характеристика социальных сетей»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

1 2 Корепина Д.И. , Щипицина Л.Ю.

1Корепина Дарья Игоревна - студент, кафедра немецкой и французской филологии, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова; 2Щипицина Лариса Юрьевна - доктор филологических наук, доцент, профессор, кафедра немецкой и французской филологии, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена сравнительно малой изученностью вопроса о лингводидактических возможностях социальных сетей, теоретической и практической потребностью в дальнейшем развитии работы с социальными сетями при обучении.

Ключевые слова: социальные сети, информационные технологии, лингводидактика, интернет-коммуникация, школьники, студенты, участники образовательного процесса.

Информационные технологии постоянно развиваются и с каждым днём все значительнее внедряются в повседневную жизнь любого человека. Эти изменения должны учитываться в деятельности современного учителя иностранных языков, который должен быть готов к поиску эффективных условий и приемов образовательного взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей, хорошо знакомых большинству школьников и привлекаемых ими для целей повседневного общения.

Социальные сети являются не только средством общения и информационного обмена людей в виртуальном пространстве. Они также используются для формирования виртуального «Я» посредством разнообразных форм представления информации о себе. Поэтому использование социальных сетей для решения образовательных задач позволяет устанавливать в электронной среде обучения как учебно-методическое, так и межличностное взаимодействие преподавателя и учащихся.

Социальная сеть (social network, Soziales Netz) - это один из современных жанров Интернет-коммуникации, позволяющий представлять данные о себе, создавать списки друзей и просматривать их списки [1]. Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения».

Наиболее популярные виды социальных сетей - сетевые сайты VKontakte, Facebook, Instagram, Twitter. Лидирующее место, согласно исследованиям ИСМАО РАО, занимает социальная сеть сайта VKontakte [2].

Среди важнейших функций социальных сетей можно назвать коммуникативные, профессиональные и образовательные.

Социальные сети выполняют преимущественно коммуникативные функции и служат активной средой виртуального взаимодействия на форумах, в пользовательских сообществах и группах, объединенных одним общим интересом, а также площадками для обмена различными ресурсами, видео- и аудиоматериалами.

Значительными плюсами сети являются возможности общения и взаимодействия с пользователями любых городов и населенных пунктов за пределами нашей страны. Это, несомненно, реализует творческие способности учащихся, а также воспитывает симпатию и дружеское отношение к другим народам, помогает сформировать открытость и терпимость к другим культурам. Надо отметить, что общение в сети усиливает риски девиантного поведения. Однако такие риски можно снизить за счет избегания сайтов с вредным содержанием, формирования устойчивого неприятия социально-негативных элементов и навыков защиты личной информации [2].

Большинство исследователей образовательных возможностей социальных сетей Интернет сходятся во мнении относительно положительного эффекта от визуализации изучаемых объектов.

В своей повседневной деятельности школьники и студенты активно используют Интернет для общения, обучения, поиска нужной информации, обсуждения заданий и проектов. Довольно большая часть времени нахождения в социальной сети отводится общению, на которое уходит около 30% времени в сетевом Интернете. Такой результат свидетельствует о важной роли социальных сетей в качестве средства коммуникации и взаимодействия [2].

В настоящее время в Интернете создано множество социальных сетей и порталов, позволяющих удовлетворять потребностям всех участников образовательного процесса. Такие порталы предоставляют широкий спектр информационных ресурсов и услуг, а также позволяют получать необходимые знания для практической и исследовательской деятельности и профессионального общения [2].

Использование в учебном процессе социальных сетей может способствовать преодолению проблем информационной, интеллектуальной и эмоциональной дифференциации учащихся и нехватки времени на глубокое изучение дисциплины. Внеаудиторная коммуникация преподавателя со студентами и студентов друг с другом в социальных сетях расширяет возможности применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов, мозговой штурм и экспертиза [4].

Взаимодействие участников учебного процесса друг с другом и с учебным материалом вне аудитории с помощью социальных сетей позволяет преподавателю реализовывать групповую и индивидуальную формы обучения и организовывать тем самым контролируемую и управляемую самостоятельную работу учащихся [3].

Список литературы

1. Шипицина Л.Ю. Социальная сеть как жанр интернет-коммуникации // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей / под ред. Л.Р. Дускаевой. Отв. ред. Н.С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 220-224.

2. Французова О.А. Социальные сети интернет в системе Smart-образования. Известия МГТУ 172 «МАМИ». № 3 (21). Т. 5, 2014. С. 169-172.

3. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. № 3 (43). Томск, 2011. С. 44-50.

4. Фещенко А.В. Этапы проектирования образовательного взаимодействия с использованием социальных сетей // Гуманитарная информатика. Выпуск 7, 2013. С. 139-151.

5. Севостьянова Е.В., Шевченко Т.С. Влияние социальной сети «ВКонтакте» на языковую личность// Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия, 2013. С. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.