Научная статья на тему 'Лингвистические исследования явлений духовной культуры'

Лингвистические исследования явлений духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
англо-американская духовная культура / лингвистические парадигмы / когнитивная парадигма / дискурс / антропоцентризм / картина мира / концепт / лингвокультурология / когнитивная лингвистика / когнитивная стилистика. / Anglo-American spiritual culture / linguistic paradigms / concept / world view / cognitive paradigm / discourse / anthropocentrism / linguoculturology / cognitive linguistics / cognitive stylistics.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — П. В. Бобкова

В статье описываются основные направления исследования явлений англоамериканской духовной культуры, выполненные в русле лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, стилистики, медиалингвистики и др. В работе подчеркивается актуальность комплексного изучения вопросов взаимодействия языка и культуры и намечаются перспективы дальнейшего исследования общекультурной и духовной картины мира сквозь призму английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC RESEARCH OF SPIRITUAL CULTURE

The article is aimed at analyzing the research methodology of Anglo-American spiritual culture in modern linguistics. It suggests the main perspectives of further research into cultural and spiritual world views through the prism of the English language in the sphere of linguoculturology, cognitive linguistics, cognitive stylistics, media linguistics. The article emphasizes the importance of an integrative approach to studying the relationship between spiritual culture and language.

Текст научной работы на тему «Лингвистические исследования явлений духовной культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 81 П. В. Бобкова

кандидат филологических наук, доцент каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных и прикладных наук ИГПН МГЛУ; e-maiL: gewerkschaft@inbox.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье описываются основные направления исследования явлений англоамериканской духовной культуры, выполненные в русле лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, стилистики, медиалингвистики и др. В работе подчеркивается актуальность комплексного изучения вопросов взаимодействия языка и культуры и намечаются перспективы дальнейшего исследования общекультурной и духовной картины мира сквозь призму английского языка.

Ключевые слова: англо-американская духовная культура; лингвистические парадигмы; когнитивная парадигма; дискурс; антропоцентризм; картина мира; концепт; лингвокультурология; когнитивная лингвистика; когнитивная стилистика.

P. V. Bobkova

PhD (Philology), Associate Professor at the Department of linguistics and professionaL communication in the sphere of humanities and applied sciences, Institute of Humanities and Applied sciences, MSLU; e-mail: gewerkschaft@inbox.ru

LINGUISTIC RESEARCH OF SPIRITUAL CULTURE

The articLe is aimed at anaLyzing the research methodoLogy of AngLo-American spiritual culture in modern linguistics. It suggests the main perspectives of further research into cultural and spiritual world views through the prism of the English language in the sphere of linguoculturology, cognitive linguistics, cognitive stylistics, media Linguistics. The articLe emphasizes the importance of an integrative approach to studying the reLationship between spirituaL cuLture and Language.

Key words: Anglo-American spiritual culture; linguistic paradigms; concept; world view; cognitive paradigm; discourse; anthropocentrism; LinguocuLturoLogy; cognitive linguistics; cognitive stylistics.

В эпоху культурной глобализации наиболее важными являются научные исследования феноменов, специфичных для той или иной лингвокультуры. Особую актуальность приобретают исследования англосаксонской культуры вследствие распространения англо-американского языкового ареала, расширения англоязычного информационного пространства и обретения английским языком статуса языка международного общения. В условиях выстраивания диалога и полилога культур, в том числе в научной и образовательной сферах, важным представляется более глубокое изучение основ национальной духовно-нравственной картины мира, ценностных ориентиров языковых коллективов сквозь призму языка как культурного кода. Более того, знакомство с другими культурами является ключом к пониманию своей уникальности. Анна Вежбицкая в работе «Семантические универсалии и описание языков» в этой связи писала следующее: «Нельзя найти "идентичность" своей собственной культуры (сколь бы разнородной она ни была), пока глубоко и досконально не познакомишься с другой культурой, вплоть до того, что реакция на это знакомство обновит твое существо» [Вежбицкая 1999, с. 289].

Уникальность народа находит свое отражение, прежде всего, в духовной сфере культуры. Духовная культура является сложным образованием. Мы рассматриваем духовную культуру как совокупность нематериальных продуктов, представленных в том или ином языковом сообществе в субъективных сферах жизни. В основе данного понятия лежит система ценностных установок народа. Соответственно, к феноменам духовной культуры мы относим культурную символику, сказки, мифы и легенды, ритуалы, церемонии, нравы, обычаи и привычки, концепции философской и научной мысли, системы общественной организации, своды правил, законов и норм, согласно которым живет культурное сообщество.

Среди основных направлений лингвистики, рассматривающих вопросы взаимодействия языка и духовной культуры, можно указать следующие:

• лингвокультурология;

• этнолингвистика, культурная лингвистика (cultural linguistics);

• когнитивная лингвистика;

• лингвоконцептология;

• этнопсихолингвистика;

• межкультурная коммуникация;

• лингвострановедение;

• социолингвистика;

• этносемиотика.

Специфику лингвистического изучения явлений духовной культуры определяет то, что оно проходит на базе основополагающего положения об интеракции культуры и языка как двух разных знаковых систем. Исследование данного взаимодействия реализуется в процессе разработки целого ряда ключевых связанных между собой понятий, таких как культурная коннотация, метафора и концептуализация, культурная и языковая компетенции, культурные установки, лингво-культура, языковая и духовно-нравственная, мировоззренческая, фразеологическая картины мира и др.

Рассмотрение явлений духовной культуры в лингвистическом плане предполагает обращение к вопросу определения ведущей па-радигмальной концепции. Лингвистическая наука в целом является полипарадигмальной по причине сложности своего объекта, требующего многоаспектности и интердисциплинарности в процессе изучения. Как правило выделяют три основные лингвистические научные парадигмы:

• сравнительно-историческую;

• структуральную;

• когнитивную.

Известно, что в основе сравнительно-исторического языкознания лежит положение о континуальности. Таким образом, в центре внимания компаративистики находятся механизмы модификации системы языка. Основным принципом структурной лингвистики является манипулятивность, что, в свою очередь, позволяет выделять языковые элементы в ходе исследования. В когнитивно-дискурсивной парадигме следует говорить об интегративности, в основе которой лежит изучение объекта в действии. Данная парадигма предполагает более глубокое изучение системы «язык - речь», раскрывая ее когнитивные и дискурсивные особенности. В рамках когнитивной лингвистики изучается роль языка в «шифровании» (кодировании), репрезентации и трансформировании информации. Соответственно, описывая языковой феномен, необходимо принимать во внимание свойственные ему коммуникативную и когнитивную функции. Появление когнитивной

парадигмы вызвано необходимостью разработки новых методов, решающих актуальные проблемы науки о языке. Одна из основных характеристик когнитивной лингвистики - ее антропоцентризм, обращение к человеку, его языковой и духовной картине мира. Антропо-центричность и субъективность предопределили интерес к когнитивным механизмам познания мира. Следует подчеркнуть, что многие современные исследователи руководствуются принципом интердис-циплинарности в своих работах. Высказывается мнение о том, что будущее лингвистики связано с интегративным и междисциплинарным подходом к анализу языковых явлений [Бобкова 2015]. В настоящее время широкое распространение получает интегральное учение, которое, например, представлено моделью AQAL (all quadrants - all levels) -подход, который предлагает объединить существующие парадигмы научного знания. Важными представляются определенные аспекты, а именно: индивидуальный внутренний, включающий субъективное исследование предмета; индивидуальный внешний, относящийся к объективному исследованию предмета; коллективный внутренний, связанный с субъективным исследованием культурных отношений и коллективный внешний - объективное исследование социальных групп [Wilber 2006]. Следовательно, когнитивно-дискурсивная теория может быть рассмотрена как частная вариация более общей интегральной системы [там же].

Доказательством эффективности и продуктивности когнитивно-дискурсивного подхода в лингвистике при исследовании феноменов духовной культуры являются многочисленные работы отечественных и зарубежных лингвистов, например: Т. Л. Зенковой, И. В. Зыковой, Дж. Андерхилла (James W. Underhill), Ф. Шарифиана (Farzad Sharifian).

Перейдем к рассмотрению основных направлений изучения феноменов англо-американской духовной культуры.

В первый блок мы условно относим лингвокогнитивные исследования концептосферы духовной культуры.

Лингвокогнитивный аспект предполагает выявление и описание универсальных ценностно-ориентированных и культуроспецифиче-ских концептов, например: душа (soul), дух (spirit), жизнь (life), смерть (death), вера (faith), надежда (hope), религия (religion), рай (heaven), ад (hell), грех (sin), совесть (conscience), закон и порядок (law and order), счастье (happiness), родина (homeland), родство (kinship), свой

и чужой (we and they), сердце (heart), разум (mind), война (war), дом (home), частная жизнь (privacy), здравый смысл (common sense), свобода (freedom), правда (truth), любовь (love) и ненависть (hate). Наиболее значимыми концептами англо-американской культуры являются: частная жизнь (privacy), здравый смысл Common sense), деньги (money), недосказанность (understatement) и свобода (freedom).

Обратимся к рассмотрению одной из работ зарубежного лингвиста Джеймса Андерхилла (James W. Underhill). В книге «Этнолингвистика и культурные концепты правда, любовь, ненависть и война» (Ethnolinguistics and cultural concepts: truth, love, hate and war), рассматривая концепты «любовь» и «ненависть» в современном английском языке, автор обращается к их интерпретации в одной из пьес У. Шекспира. В пьесе «Ромео и Джульета» любовь показана ненавидящей и "бушующей" (brawling love), а ненависть, в свою очередь, любящей (loving hate). В этой связи автор задается вопросом, можно ли избежать войны и дать новое определение ненависти и любви (Can we escape war, and redefine hate and love?) [Underhill 2012, с. 9-10].

Наиболее продуктивным является воссоздание англо-американской языковой картины мира на основании комплексного (лингвистического, когнитивного, концептуального, семантического, культурологического, семиотического и др.) анализа лингвоспецифических концептов, культуроспецифических слов английского языка в межкультурном рассмотрении с целью создания образа представителя англо-американской лингвокультуры (mind (англ.) и душа (рус.)). Например, при изучении концепта «душа» в англо-американской линг-вокультуре было выявлено, что данное понятие в английском языке материализуется, а именно - ассоциируется с понятием «сердце».

В этой связи интерес представляет работа Т. Л. Зенковой, объектом исследования которой выступает духовная культура, репрезентируемая в концептосфере русской и английской лингвокультур. Предметом исследования здесь является лингвокогнитивный аспект изучения ценностных компонентов духовной культуры. Исследователь исходит из того, что каждому народу свойственны определенные характеристики и нормы поведения. Например, у британцев такими чертами являются стабильность и постоянство, замкнутость, индивидуализм и изолированность. Русская культура неразрывно связана с православием. Для представителя данной культуры характерно следующее: активная

жизненная позиция, особенно в вопросах духовной жизни, и четкое разграничение добра и зла. В исследовании отмечается, что изменения и деформация некоторых ключевых культурных концептов связаны с глобализацией и процессами массовой коммуникации. В связи с этим в русском менталитете появляется всё больше новых черт, соответствующих англо-американской картине мира [Зенкова 2011].

Перспективным представляется исследование основных ценностей и установок через описание концептов, применяя метод ассоциативного эксперимента (А. А. Леонтьев). При изучении значения культуроспецифических слов обретает важность динамический характер компонентов семантической структуры. Данный подход может оказаться эффективным для установления ключевых культурных особенностей современной англо-американской духовно-нравственной и языковой картин мира.

Следующее направление - изучение фразеологической репрезентации духовного мира, фразеологической картины мира. Фразеология приобретает новые перспективы изучения, опираясь на богатый запас знаний, наработанных в результате структурно-грамматических, сравнительных и когнитивных исследований.

Приведем примеры фразеологизмов, описывающих концепт «любовь» в английском языке: to win one's heart; love-hate relationship; all is fair in love and war; to conquer one's affection. Очевидно, что понятие «любовь» в английском языке неразрывно связано с понятием «война».

Ко второму блоку мы относим дискурсивные исследования. Обратимся к определению понятия «дискурс». В современном языкознании дискурс - это сложное коммуникативное явление, вбирающее в себя не только языковые формы, которые участвуют в формировании смыслового содержание речевого сообщения, но и экстралингвистические факторы, которые создают необходимые условия для создания, понимания и интерпретации текста [Бобкова 2015]. Изучение дискурса связано с взаимообусловленностью лингвистических и экстралингвистических факторов при формировании различных языковых явлений, что оправдывает использование термина «дискурс» в исследовательской работе.

Предлагаем обратить внимание на следующие направления дискурсивных исследований духовной культуры:

а. Религиозный и теологический дискурс (например, изучение жанра «проповедь» (sermon); вопросы интерпретации текстов Священного Писания (Holy Bible), рассмотрение заповедей (Commandments) в духовно-нравственной картине современного англо-американского общества (например, Honour thy father and thy mother; Ye are the salt of the earth; Judge not, that ye be not judged); изучение библейской фразеологии (например, wisdom of Solomon).

б. Манипулятивный, или аргументативный, политический дискурс (например, рассмотрение вопроса апелляции к духовно-нравственным ценностям в политике).

в. Массмедийный дискурс, при исследовании которого средства массовой информации рассматриваются как фактор формирования духовной культуры британского, американского и российского обществ, а также исследование массмедийного гипертекста [Бобкова 2011] в данном ракурсе.

г. Воспитательный дискурс, освещающий ценностный аспект (например, английская поговорка «Spare the rod and spoil the child» демонстрирует трансформацию воспитательного подхода в современном обществе при рассмотрении в диахронном плане).

Третий блок может быть представлен стилистическими исследованиями жанров англо-американской культуры в когнитивном плане. Особый интерес представляет изучение духовной и языковой картин мира на материале народных сказок, культуроспецифического жанра «лимерик», среднеанглийской гномической поэзии (например, мнимых изречений и пословиц Альфреда), а также в современной англоамериканской литературе (например, Brexit literature).

Таким образом, перспективность когнитивно-дискурсивного подхода в лингвокультурологии и других направлениях изучения языка и духовной культуры совершенно очевидна. Исследования в этой области демонстрируют схожесть интересов анализа дискурса, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и современной лингвистики в целом.

В заключение отметим фрагментарный характер исследований явлений духовной культуры и подчеркнем необходимость перехода к интегративным исследованиям как приоритетным.

Изучение целостной духовно-нравственной картины мира в англоамериканской лингвокультуре представляется одной из наиболее

важных задач современной лингвистики, поскольку более глубокое изучение и понимание англо-американского языкового сознания будет способствовать преодолению духовной дезинтеграции в мульти-культурном обществе и сохранению своей индивидуальности, идентичности в глобальном мировом пространстве.

Настоящая работа представляет собой один из этапов рассмотрения вопросов изучения англо-американской духовной культуры в лингвистике и предполагает дальнейшее рассмотрение и разработку данной проблематики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобкова П. В. Политический дневник как жанр британского газетного дискурса : дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 200 с. Бобкова П. В. Онтологические характеристики электронного массмедий-ного гипертекста и перспективы его лингвистического исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 14 (620). Ментальные пространства и их актуализация в языке, тексте и дискурсе. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 7-15. (Сер. Языкознание).

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М. : Языки

русской культуры, 1999. 780 с. Зенкова Т. Л. Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания : дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2011. 162 с. Зыкова И. В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурно-языковых знаков : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 332 с.

Sharifian F. Cultural linguistics. John Benjamins Publishing company, 2017. 142 p. Underhill J. W. Ethnolinguistics and cultural concepts: truth, love, hate and war.

Cambridge University press, 2012. 247 p. Wilber K. Introduction to Integral Theory and Practice IOS BASIC AND THE AQAL MAP. Vol. 1, No. 1, Spring 2006. 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.