Научная статья на тему 'Лингвистическая репрезентация суеверий в русском свадебном обряде'

Лингвистическая репрезентация суеверий в русском свадебном обряде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1122
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЕВЕРИЯ / ПРЕДСКАЗАНИЯ / СВАДЕБНЫЙ РИТУАЛ / СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ / КЛАССИФИКАЦИЯ РУССКИХ СУЕВЕРИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Флигинских Екатерина Евгеньевна

В статье представлен анализ русских суеверий, связанных со свадебным обрядом. Всего было выделено четыре вершинных узла, каждый из которых состоит из слотов и сабслотов. Вершинный узел 1 «Предвестия» включает слоты «Скорая свадьба» и «Свадьбы не будет». Вершинный узел 2 «День свадьбы» содержит в себе слоты «Планирование свадьбы», «Свадебная церемония», «Свадебные обряды», «Свадебный банкет». Вершинный узел 3 «Внешний вид» состоит из слотов «Платье невесты», «Свадебная фата», «Свадебные украшения», «Цвета», «Обувь», «Свадебные обереги». В вершинном узле 4 «Хорошие/плохие знаки» выделены слоты «Природа», «Животные», «Предметы домашнего обихода», «Действия». Было отмечено большое количество суеверий с апотропейной (защитной) функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Representation of Superstitions in the Rite of Russian Wedding

The article presents the analysis of Russian superstitions connected with the wedding ritual. The author accentuates four peaks, each consisting of slots and subslots. Peak 1 “Omens” includes slots “Wedding to Come” and “No Wedding”. Peak 2 “Wedding Day” contains slots “Wedding Planning”, “Wedding Ceremony”, “Wedding Customs”, “Wedding Banquet”. Peak 3 “Appearance” consists of slots “Bridal Dress”, “Bridal Veil”, “Wedding Jewellery”, “Colours”, “Shoes”, “Wedding Talismans”. In Peak 4 “Good/Bad Luck Signs” the author distinguishes slots “Nature”, “Animals”, “Household Articles”, “Actions”. A lot of superstitions with apatropaic (protecting) function were found.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая репрезентация суеверий в русском свадебном обряде»

Е. Е. Флигинских

89

УДК 81:392.5

Е. Е. Флигинских

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Лингвистическая репрезентация суеверий

В РУССКОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ

В статье представлен анализ русских суеверий, связанных со свадебным обрядом. Всего было выделено четыре вершинных узла, каждый из которых состоит из слотов и сабслотов. Вершинный узел 1 «Предвестия» включает слоты «Скорая свадьба» и «Свадьбы не будет». Вершинный узел 2 «День свадьбы» содержит в себе слоты «Планирование свадьбы», «Свадебная церемония», «Свадебные обряды», «Свадебный банкет». Вершинный узел 3 «Внешний вид» состоит из слотов «Платье невесты», «Свадебная фата», «Свадебные украшения», «Цвета», «Обувь», «Свадебные обереги». В вершинном узле 4 «Хорошие/плохие знаки» выделены слоты «Природа», «Животные», «Предметы домашнего обихода», «Действия». Было отмечено большое количество суеверий с апотропейной (защитной) функцией.

Ключевые слова: суеверия, предсказания, свадебный ритуал, свадебные обычаи, классификация русских суеверий.

Данная работа представляет собой анализ русский суеверий, которые связаны со свадебным ритуалом. Материалом для анализа послужили 105 русских суеверий о свадьбе, которые мы разделили на четыре больших группы: «Предвестия», «День свадьбы», «Внешний вид», «Хорошие/ плохие знаки» [2, 6-8].

Суеверия являются паремиями в форме предложений с прогностической функцией, которые несут в себе опыт поколений и «содержат необоснованную разумными доводами веру во что-либо необъяснимое с логичной точки зрения» [11].

Брак представляет собой социальный союз, который затрагивает интересы многих групп, а именно: изменяются составы семей, родители молодоженов приобретают новые статусы, изменяется статус молодоженов внутри семьи, а также их социальный статус во внешнем мире, у молодоженов появляется широкий круг новых обязанностей [12].

Для организации русских суеверий о свадьбе в группы мы использовали фреймовую структуру М. Минского, которая состоит из двухуровневой системы узлов со слотами и сабслотами [6].

В русском фонде суеверий, связанных со свадебным ритуалом, мы выделили четыре вершинных узла: «Предвестия», «День свадьбы», «Внешний вид», «Хорошие/плохие знаки и символы», каждый из которых подразделяется на слоты и сабслоты.

Вершинный узел 1 «Предвестия»

В русской культуре существует достаточно большое количество суеверий, предсказывающих

девушке как скорую свадьбу, так и, наоборот, невозможность выйти замуж. Часто они абсолютно не связаны между собой и относятся к совершенно разным сферам жизни.

Слот 1 «Скорая свадьба», сабслот 1 «Предсказания о свадьбе»

У многих народов и во многих традициях голубь всегда выступал как символ души и связи с миром божественного. В поговорку также вошли верность голубиных пар, их любовь, а воркование голубей связывают с деторождением [16]. Поэтому неудивительно предсказание, что голубь, влетевший в комнату девушки, - к свадьбе.

Также часто пара вещей, оказавшихся вместе, символизирует соединение двух людей, то есть скорый брак: если в тарелке случайно оказались две ложки - в доме скоро ожидается свадьба.

Кроме того, свадьба всегда традиционно представляла так называемую сделку четырех человек, то есть родителей жениха и невесты, поэтому считалось, что если при обмене рукопожатиями четырех человек руки скрестились - к неожиданной свадьбе.

Слот 1 «Скорая свадьба», сабслот 2 «Свадебные предметы»

К этому сабслоту мы решили отнести прогностические суеверия, связанные с различными свадебными предметами, либо суеверия, так или иначе относящиеся к свадебному обычаю. Так, например, если девушку при входе в храм приняли за новобрачную, это сулит ей скорую свадьбу.

90

Филологические науки

Вещи жениха и невесты, полученные от новобрачных, могли принести удачу в скором замужестве. Гости на свадьбе сами могли решить свою судьбу своими активными действиями: если хочешь выйти замуж - поймай букет или подвязку, брошенные невестой. Та, кто получит ветку из венка с головы невесты, скоро выйдет замуж.

Кроме того, и невеста могла «повлиять» на возможность своих подруг выйти замуж: если невеста у аналоя вспомнит свою незамужнюю подругу и искренне пожелает ей выйти замуж, то желание сбудется. Невеста за столом должна дернуть скатерть, чтобы другая девица поскорее вышла замуж. Невеста, получив через полдружку обувь от жениха, ударяла ею своих подруг, чтобы они поскорее вышли замуж.

Слот 2 «Свадьбы не будет»

Суеверия, имеющие негативный смысл в отношении предсказания свадьбы для девушки, чаще всего связаны с различными бытовыми делами и предметами домашнего обихода: девицам, которые ставят кипящий чайник носиком к стене, оставаться в вековухах. Незамужней девушке нельзя садиться на угол стола, иначе останется в девках. Нельзя обметать ноги незамужних и неженатых, а то не вступят в брак.

Кроме того, девушки не должны мерить обручальные кольца замужних женщин, а то замуж не выйдут. Данное суеверие связано с символикой замещения: если на пальце появляется кольцо, значит, девушка уже обручена.

Вершинный узел 2 «День свадьбы»

Слот 1 «Планирование свадьбы», сабслот 1 «Действия, выполняемые заранее»

Неблагоприятным считается предвосхищать какие-либо события, так как всему должно быть свое время. Свадьба не является тому исключением, так как нарушение может привести к несчастью и разлуке: обручальное кольцо не надевают до свадьбы - к разлуке. Жених не должен видеть невесту в свадебном наряде до бракосочетания, иначе супружеская жизнь будет несчастливой. В день свадьбы жених с невестой не должны видеться, они встречаются только в церкви.

Слот 1 «Планирование свадьбы», сабслот 2 «Выбор даты»

Небольшое количество суеверий относится к выбору времени для свадьбы. Неблагоприятными днями считаются понедельник и пятница, скорее всего по аналогии со Страстной пятницей, а месяцами - май и сентябрь. Май ассоциировали со словом «маяться», то есть мучиться, а сентябрь не любили из-за дождливой хмурой погоды:

в пятницу не стоит играть свадьбу. Не надо жениться в мае, а то всю жизнь «маяться» будете. Сентябрь, сказывают, самый плохой месяц в году. Поговорка «смотреть сентябрем» беспрерывно приходит мне на ум [5, с. 58].

Слот 2 «Свадебная церемония»

Достаточно большое количество суеверий связано со свадебной церемонией, так как нужно было предусмотреть и выполнить те или иные действия, либо постараться избежать тех или иных событий, чтобы обеспечить счастливое будущее новобрачных. Особую церемонию представляло прощание невесты с домом. Она прощалась с девичьей жизнью и покидала родительский дом, чтобы перейти в дом мужа: невеста при выходе из родительского дома должна перерезать ленту в знак прощания с девичьей жизнью.

Также перед свадьбой необходимо, чтобы женщины плакали, чтобы невеста не плакала всю свою замужнюю жизнь.

Важную роль играл свадебный поезд, так как он вез новобрачных в их новую жизнь. Для защиты молодоженов и гостей от злых духов использовались колокольчики, бубенчики, плети и старые лапти: у русских, например, дружка звоном колокольчика, веником, плетью отгонял злых духов от свадебного поезда, и в первую очередь от жениха и невесты, перед его отправлением [2, с. 11]. Старые лапти привязывали к саням, в которых ехала венчаться невеста. Это делалось для того, чтобы домовой («дедушка») мог сопровождать невесту в ее трудном и опасном пути [4, с. 63].

Плохой приметой считалось, если лошади останавливались. Это означало, что наколдовал колдун.

Кроме того, неотъемлемую роль в русской традиции всегда играла религия. Значение венчания в свадебной церемонии очень велико, поэтому с ним связано большое количество суеверий. Это прогностические суеверия, несущие негативную коннотацию, предсказывающие смерть либо просто имеющие дурное предзнаменование: у кого во время венчания свеча быстрее сгорит или погаснет, тот из брачующихся и умрет скорее. Если во время венчания венец упадет, то тот, над кем его держали, вскоре умрет. Уронит невеста, под венцом стоя, платок - значит, муж умрет и быть ей вдовой. Забыть розовый атлас под ноги - дурное предзнаменование. Плохо уронить образ.

Слот 3 «Свадебные обряды»

Данная группа в основном содержит обряды, выполняющие апотропейную и карпогоническую

Е. Е. Флигинских

91

функции. Апотропейная, то есть защитная, функция заключалась в защите новобрачных от злых духов, нечистой силы, колдунов и дурного глаза. Карпогоническая (продуцирующая) функция означала счастливую безбедную жизнь и деторождение. В русской традиции особое значение имела меховая одежда и полотенца: первая как символ безбедности, вторые как символ дороги, перехода. На разостланную мехом вверх шубу становились жених и невеста во время их благословления родителями невесты. При встрече молодых свекровь или кто-либо из родственников нередко были одеты в вывороченную наизнанку шубу. Шубы и ткани расстилались на пути молодых в избу. На шубу садились новобрачные за свадебный стол. Нередко передача невесты жениху осуществлялась при помощи полотенца, за которое отец выводил свою дочь к поезжанам. Даже во время венчания будущие супруги становились на специальное полотенце, которое готовилось невестой, а после венчания поступало в распоряжение священника [4, с. 71]. Кроме того, широкое распространение имел обычай развешивать приданое невесты в доме мужа. Полотенца выполняли роль задабривания духов-предков его семьи, покровителей рода мужа. Они служили своеобразной жертвой этим духам и в то же время выполняли охранные функции в отношении новобрачной [3, с. 45].

Эти же функции выполнял обряд ритуального бичевания мужем своей молодой жены: невеста-жена встречает жениха-мужа, разувает его и оказывает ему знаки гостеприимства, подтверждая этим добровольность вступления с ним в брачные отношения. После этого жених-муж совершает над ней обряд предбрачного очищения и повышения ее плодовитости. Имея в сапогах плеть и деньги, он сначала слегка ударяет жену, а затем он награждает ее [5, с. 64].

Кроме того, чтобы молодожены жили в счастье и достатке, имели крепкую семью, существовали и другие обычаи. При выходе из церкви или ЗАГСа молодоженов обкидывали пшеницей и монетами как символ плодородия и безбедного существования. Также монеты клались на счастье женихом и особенно невестой в обувь и чулки, а также зашивали в платье невесты. По разным данным это были как мелкие серебряные деньги, так и золотые червонцы. Значимую роль играл в свадебном обряде замок, который закрывался, чтобы семья жила дружно: под порог перед приходом молодых от венца кладут незапертые замки, а потом, когда те перешагнут, защелкивают их, ключ бросают в воду или в колодезь, чтобы мужу с женою

жить согласно. В современном свадебном обряде молодожены сами вешают замок на мост, а ключ выбрасывают в реку.

Также некоторые действия могли решить, кто в семье будет главным: кто первый из новобрачных ступит на подножие, тот будет властвовать. Если до конца брачной церемонии невеста успеет наступить на ногу жениху, то муж выйдет послушный и покладистый. Тот, кто отломил большую часть каравая, будет хозяйничать в семье.

Слот 4 «Свадебный банкет»

Суеверия данной группы дают указания о том, как вести себя во время банкета. Молодожены должны сидеть на одной скамье, не есть с одной ложки и беречь свои места за столом от других гостей: чтобы семья была дружной, молодожены должны сидеть за свадебным столом на одной скамье, а не на стульях. Если муж и жена едят с одной ложки, то они будут недовольны друг другом. Новобрачные не должны никому разрешать занимать свое место за столом, иначе новая семья вскоре распадется.

Вершинный узел 3 «Внешний вид»

Слот 1 «Платье невесты»

Платье невесты - один из важных атрибутов свадебной церемонии, поэтому невесты всегда очень тщательно подходили к его выбору. Обычно выбирается длинное свадебное платье, так как чем длиннее свадебное платье, тем длиннее супружеская жизнь.

Кроме того, невеста не должна сама готовить себе платье, а также брать его напрокат: невеста не должна сама себе платье шить, иначе замужество будет недолгим. Брать свадебное платье напрокат нежелательно, так как рискуешь повторить судьбу той, что в нем выходила замуж до тебя.

И, соответственно, порванное платье являлось плохим знаком: порванное свадебное платье сулит злую свекровь. За порванное платье будущая свекровь могла посчитать невесту неуклюжей бездельницей, которая не обладает женскими умениями и добродетелями.

Также, чтобы обеспечить счастливый брак молодой, для помощи к ней допускались только замужние дамы: переодевать в ночную рубаху молодую жену могут только замужние дамы, не вдовы. Сережки невесте должна надевать счастливая в замужестве женщина.

Слот 2 «Свадебная фата»

Другим важным свадебным атрибутом являлась фата, которая закрывала невесту от злых

92

Филологические науки

глаз. Для этих целей в русской традиции также использовались шерстяные и шелковые платки и шали. Невест закрывали в доме ее родителей перед отправлением в церковь. Во время венчания невесту открывал жених, и после ее уже не закрывали. Шали использовались в свадебном обряде также в качестве своеобразных ширм, которыми закрывали невесту в момент различных манипуляций с ее волосами: расплетали косу, устраивали женскую прическу и т. д. [4, с. 61].

Кроме того, хотя для гостей цветки с венца невесты могли принести радость скорой свадьбы, для самой невесты отдавать цветы было плохим знаком: отдавать кому-либо цветок со свадебного венка - быть беде.

Слот 3 «Свадебные украшения»

Свадебные кольца - символ счастливого и долгого брака. Издревна процесс надевания кольца считался магическим, а сами кольца - обладающими великой силой, поэтому кольцам уделялось особое внимание в свадебной церемонии. Прежде всего, оба обручальных кольца нужно покупать в один день и в одном месте. Таким образом кольца как бы не могли разлучиться.

Любые события, связанные с утерей кольца, могли принести неудачу и привести к печальным последствиям: плохая примета, если шафер не может сразу найти кольца. Если во время свадебной церемонии упало обручальное кольцо, брак будет несчастливым. Потерять обручальное кольцо - потерять мужа.

Кроме колец, учитывались и другие свадебные украшения. Жемчуг и украшения из железа и камня обозначали тяжелую жизнь, полную слез. Здесь использовался прием аналогии: железо -тяжелый металл, а жемчуг и другие камни напоминают слезы: ни жениху, ни невесте не стоит надевать на свадьбу железные украшения или украшения из камня, а то жизнь будет тяжелой и полной слез. Чтобы не проливать слезы в семейной жизни, невеста не должна надевать на свадьбу жемчужные бусы.

Слот 4 «Цвета»

Особое значение придавалось цветам, используемым для свадьбы. Считается, что платье невесты должно быть белым как символ чистоты и непорочности, поэтому выходить замуж в белом можно только в первый раз, в противном случае белое платье принесет несчастье. Кроме того, белые платья считались престижными [4, с. 51].

Розовый цвет - цвет любви, радости, счастья и надежд, также использовался в свадебной церемонии. Кусок атласа розового цвета клали мо-

лодым под ноги для венчания, а невесте надевали золотой крестик на розовой ленточке.

Еще один так называемый свадебный цвет в русской традиции - красный. Красный цвет и его оттенки также повсеместно использовались для изготовления свадебной одежды в русской традиции. Он являлся символом брака и брачной ночи, и в то же время его рассматривали как важный апотропейный фактор [4, с. 71].

Слот 5 «Обувь»

Эта группа суеверий очень небольшая. Здесь необходимо отметить, что на невесте должна быть закрытая обувь и что обувь ей должен надевать брат: выходить замуж надо в закрытой обуви, тогда счастье из дома не уйдет. Обувь невесте должен надеть брат, положив туда золотой.

Слот 6 «Свадебные обереги»

Отдельной группой необходимо отметить обереги, использованные в одежде участников свадьбы. Свадьба представляла особый момент в жизни всех, кто принимал участие в свадебной церемонии. У молодых начиналась новая жизнь. Они уже больше не были парнем и девушкой, свободными от каких-либо обязательств. Они переходили в так называемый ранг женатых и замужних, приобретали новый статус. Родственники жениха и невесты также в этот день сближались и срод-нялись. Поэтому было важно, чтобы ничто не могло помешать свершению этих событий, играющих важную роль в жизни большого количества людей. Для этих целей предпринимались различные ухищрения для защиты всех гостей, и особенно самой невесты, от сглаза, порчи и злых духов.

Свадебная одежда невесты была призвана выполнять не только эстетическую, но охранительную и продуцирующую функции. Одевание производилось под молитву. Для предохранения от дурных воздействий невесту нередко опоясывали «по голому телу» рыболовной сеткой, специально сплетенным поясом, ниткой с двенадцатью или сорока узлами. В одежду втыкались булавки или иголки без ушков. За пазуху клали лен, шерсть, хлеб, мыло, в карманы - лук и чеснок, в обувь насыпали просо, клали рябиновые листья и деньги. Шерсть, лен, холст, краюшка хлеба - для изобилия этих продуктов, чесноку, луку, рябиновым листьям, острым и металлическим предметам приписывалась апотропейная сила. Кроме того, в целях предотвращения порчи, которая могла быть напущена на платье, невеста часто меняла платье во время свадьбы, а также во время сватовства, на смотринах, и на протяжении всего подготовительного периода свадьбы [4, с. 51-52].

Е. Е. Флигинских

93

Обряд одевания жениха был очень похож на обряд одевания невесты. Здесь также проводили опоясывание жениха многоузелковой ниткой или лычком, осматривали каждый предмет одежды, читали молитвы, за пазуху, в карманы и обувь клали предметы, имевшие побудительное и обе-реговое значение [4, с. 54].

Еще одним предметом, защищающим от порчи и дурного глаза, считался пояс. Молодые и все гости опоясывались поверх одежды вязаным пояском, в котором было много узелков, чтобы колдун не навел порчу на свадьбу [5, с. 65]. Если свадьба была срочной в связи с «интересным» положением невесты, то под платье повязывали красную ленту. Так будущая мама защищала себя и своего ребеночка от сглаза [7, с. 77].

Вершинный узел 4 «Хорошие/плохие знаки»

К данной группе были отнесены все остальные суеверия, которые представляют хорошие или плохие предзнаменования.

Слот 1 «Природа», сабслот 1 «Хороший знак»

Что касается природы, то здесь можно отметить, что неожиданный дождь сулил счастье, так как дождь всегда считался очень важным природным фактором, приносящим достаток и плодородие: если во время свадьбы идет дождь, молодожены будут счастливыми.

Слот 2 «Животные», сабслот 1 «Хороший знак»

Также хорошую весточку могла принести кошка. Чиханье кошки накануне свадьбы или неподалеку от невесты всегда было благоприятным знаком: если накануне свадьбы в доме с утра чихнет кот, то невеста будет счастливой в замужестве.

Слот 3 «Предметы домашнего обихода», сабслот 1 «Плохой знак»

Суеверия, связанные с предметами домашнего обихода, напротив, сулят несчастья. Это могут быть часы, которые внезапно начали ходить, рассыпанная соль, иголка и общее полотенце: плохая примета, если долго не ходившие часы вдруг пошли и если часы бьют во время свадьбы или похорон. Рассыпать соль по полу в день свадьбы -молодые новобрачные будут ссориться. Иголку не дают невесте, жениху или соседу, чтоб не было бедности в доме. Влюбленным, во избежание разлуки, лучше пользоваться разными полотенцами.

Часы - символ быстротечности. Поэтому считается, что, если они начинают внезапно ходить во время свадьбы, они начинают отсчитывать совместную жизнь молодоженов. Рассыпанная соль всегда имеет негативное значение, не только

во время свадьбы. Иголка является острым предметом, а жениху и невесте во время свадьбы вообще ничего острого брать не следует. Что касается полотенец, то, как уже отмечалось, они являются символом дороги, а, следовательно, разлуки.

Слот 4 «Действия», сабслот 1, 2 «Хороший/ плохой знак»

Среди действий жениха и невесты, несущих положительную коннотацию, можно отметить возможность сделать жизнь слаще: если перед свадебной церемонией жених и невеста съедят украдкой шоколадку, их жизнь будет сладкой.

Отрицательное значение имеет совместное фотографирование влюбленных. Считается, что тогда они не поженятся.

Свадебный обряд - это один из самых важных обрядов в жизни русского народа, означающий переход молодых людей во взрослую жизнь. Как видно из исследования, суеверия охватывают все стороны и сферы свадебного ритуала, предупреждая о возможных последствиях при неверных действиях или предписывая необходимые действия для достижения необходимой цели. Было выделено четыре больших группы: «Предвестия», «День свадьбы», «Внешний вид», «Хорошие/плохие знаки». Таким образом, мы видим, что суеверия играют значимую роль для проведения свадебного обряда.

Ш

1. Зорин Н. В. Символы невесты в русских свадебных обрядах. (По материалам Казанского Поволжья) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (Историко-этнографические очерки). Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. С. 38-49.

2. Зорин Н. В. Обрядовые функции одежды в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. (Историко-этнографические очерки). Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. С. 49-73.

3. Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М.: Молодая гвардия, 2006. 516 [12] с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 151 с.

5. Многоязычный словарь суеверий и примет / под ред. Д. Пуччо. М.: ФЛИНТА, 2013. 384 с.

6. Настольная книга народной мудрости. Приметы, суеверия, заговоры, обереги / сост. И. А. Мудрова. М: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2012. 478, [2] с.

7. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд., испр. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 542 с.

8. Панкеев И. А. Панкеева Н. И. Тайны русских суеверий. 5-е изд., испр. и доп. М.: Олимп: Астрель: АСТ, 2008. 278, [10] с.

94

Филологические науки

9. Флигинских Е. Е. К вопросу об определении термина «суеверие» // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки, 2014. № 1. С. 153-157.

10. Флигинских Е. Е. Обрядовые суеверия в культуре русского народа // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 109-112.

11. Черный кот с пустым ведром. Народные приметы и суеверия / сост.: Е. Г. Лебедева. М.: ЗАО Центр-полиграф, 2007. 543 с.

12. Щеглова Ю. В. Суеверия или предрассудки? Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 234, [1] с.

13. Энциклопедия символики и геральдики: Голубь. URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%93%D0%BE%D0% BB%D1%83%D0%B 1 %D1%8C (дата обращения: 05.07.2015).

14. Big book of omens / comp. Е. L. Isaeva, О. V. Belyakova, А. Е. Kuznetsova, Yu. М. Spasskaya. М.: Eksmo, 2007. 512 p.

15. Busygin Е. P., Yakovlev V. I. Musical instruments in the family life of the peoples of the Middle Volga region (the end of XIX - early XX centuries) // Family rites of the peoples of the Middle Volga (Historical ethnography essays). Kazan: Kazan University Publishing, 1990. Pp. 3-28.

1. Zorin N. V. Simvoly nevesty v russkikh svadebnykh ob-ryadakh. (Po materialam Kazanskogo Povolzh'ya), Semeinaya obryadnost' narodov Srednego Povolzh'ya (Istoriko-etnogra-ficheskie ocherki), Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1990, pp. 38-49.

2. Zorin N. V. Obryadovye funktsii odezhdy v russkom sva-debnom rituale Srednego Povolzh'ya, Semeinaya obryadnost' narodov Srednego Povolzh'ya. (Istoriko-etnograficheskie ocherki), Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1990. S. 49-73.

3. Lavrent'eva E. V. Povsednevnaya zhizn' dvoryanstva pushkinskoi pory. Primety i sueveriya, M.: Molodaya gvardiya, 2006, 516 [12] p.: il.

4. MinskiiM. Freimy dlya predstavleniya znanii, M.: Energiya, 1979, 151 p.

5. Mnogoyazychnyi slovar' sueverii i primet, pod red. D. Puchcho, M.: FLINTA, 2013, 384 p.

6. Nastol'naya kniga narodnoi mudrosti. Primety, sueveriya, zagovory, oberegi, sost. I. A. Mudrova. M: ZAO Izd-vo Tsentrpoligraf, 2012, 478, [2] p.

7. Pankeev I. A. Obychai i traditsii russkogo naroda. 2-e izd., ispr., M.: OLMA-PRESS, 1999, 542 p.

8. Pankeev I. A. Pankeeva N. I. Tainy russkikh sueverii, 5-e izd., ispr. i dop., M.: Olimp: Astrel': AST, 2008, 278, [10] p.

9. Fliginskikh E. E. K voprosu ob opredelenii termina «sueverie», Vestnik Chuvashskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2014, No. 1, pp. 153-157.

10. Fliginskikh E. E. Obryadovye sueveriya v kul'ture russ-kogo naroda, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universite-ta, 2014, No. 3 (15), pp. 109-112.

11. Chernyi kot s pustym vedrom. Narodnye primety i sueve-riya, sost.: E. G. Lebedeva, M.: ZAO Tsentr-poligraf, 2007, 543 p.

12. Shcheglova Yu. V. Sueveriya ili predrassudki? Rostov-na-Donu: Feniks, 2007, 234, [1] p.

13. Entsiklopediya simvoliki i geral'diki: Golub'. URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%93%D0%BE%D0% BB%D1 %83%D0%B 1 %D1%8C (data obrashcheniya: 05.07.2015)

14. Big book of omens, comp. Е. L. Isaeva, О. V. Belyakova, А. Е. Kuznetsova, Yu. М. Spasskaya, М.: Eksmo, 2007, 512 p.

15. Busygin Е. P., Yakovlev V. I. Musical instruments in the family life of the peoples of the Middle Volga region (the end of XIX - early XX centuries), Family rites of the peoples of the Middle Volga (Historical ethnography essays), Kazan: Kazan University Publishing, 1990, pp. 3-28.

UDK 81:392.5

E. E. Fliginskikh

Mari State University, Yoshkar-Ola

Linguistic Representation of Superstitions in the Rite of Russian Wedding

The article presents the analysis of Russian superstitions connected with the wedding ritual. The author accentuates four peaks, each consisting of slots and subslots. Peak 1 “Omens” includes slots “Wedding to Come” and “No Wedding”. Peak 2 “Wedding Day” contains slots “Wedding Planning”, “Wedding Ceremony”, “Wedding Customs”, “Wedding Banquet”. Peak 3 “Appearance” consists of slots “Bridal Dress”, “Bridal Veil”, “Wedding Jewellery”, “Colours”, “Shoes”, “Wedding Talismans”. In Peak 4 “Good/Bad Luck Signs” the author distinguishes slots “Nature”, “Animals”, “Household Articles”, “Actions”. A lot of superstitions with apatropaic (protecting) function were found.

Keywords: superstitions, omens, wedding ritual, wedding customs, classification of Russian superstitions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.