Научная статья на тему 'Лингвистическая культурология как сфера межвузовской кооперации'

Лингвистическая культурология как сфера межвузовской кооперации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTUROLOGY / REGIONAL UNIVERSITY / IDENTITY / CROSS-CULTURAL STUDY / EDUCATION STRATEGY / MULTICULTURAL SPHERE / SCIENTIFIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Геляева Ариука Ибрагимовна, Кремшокалова М. Ч.

В статье актуализируется значимость кросскультурных исследований в контексте проблем формирования российской идентичности, показана особая роль региональной вузовской науки в этом плане. Отмечается явное несоответствие ныне бытующих форм и уровня межвузовской кооперации гуманитарных исследований вызовам времени и запросам страны, идущей по пути консолидации общества и культурно-технологического подъема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About inter-university cooperation in culturological studies

The paper is focused on the significance of cross-cultural research in the context of formation of the Russian identity and the special role of regional higher school science in this field. It points the apparent inconsistency of the existing forms and levels of inter-university cooperation of humanitarian studies with the challenges of time and demands of Russia’s development towards consolidation of the society and cultural and technological ascension.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая культурология как сфера межвузовской кооперации»

современном этапе»; «Северный Кавказ в истории России». Речь идет о научно-издательском проекте государственной значимости.

Если эти вопросы будут решены, региональная историография на Юге России и Северном Кавказе перестанетбыть агентом этноцентризма, а то и прямой пособницей экстремизма и станет одной из важнейших научно-интеллектуальных платформ содействия процессам формирования российской национальной идентичности.

Литература

1. Боров А.Х. Историческая наука Кабардино-Балкарии: к постановке теоретикометодологических проблем // Вестник

КБГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Вып. 2. 1996. С. 83-92.

2. Гуревич А.Я. О кризисе современной ис-

торической науки // Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 21-35.

3. Черноус В.В. О социально-культурных про-

цессах на Северном Кавказе и основных направлениях их исследования // Научная мысль Кавказа. 1996. № 4.

4. Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной

общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. № 2. С. 30-135.

5. Тхагапсоев Х.Г. Лектонический тип ком-

муникации и проблема цивилизационной идентичности Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2001. № 4. С. 56-64.

6. Идрисова М.З., Тхагапсоев Х.Г. Концеп-

ция локальной цивилизации в методологии этнической историографии // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1. С. 3-14.

А.И. ГЕЛЯЕВА, профессор М.Ч. КРЕМШОКАЛОВА, доцент

Лингвистическая культурология как сфера межвузовской кооперации

В статье актуализируется значимость кросскультурных исследований в контексте проблем формирования российской идентичности, показана особая роль региональной вузовской науки в этом плане. Отмечается явное несоответствие ныне бытующих форм и уровня межвузовской кооперации гуманитарных исследований вызовам времени и запросам страны, идущей по пути консолидации общества и культурно-технологического подъема.

Ключевые слова: культурология, региональный вуз, идентичность, кросскультур-ное исследование, стратегия образования, поликультурная среда, научный потенциал

Развитие науки, как известно, является одним из ключевых аспектов современной мировой и российской стратегии развития высшей школы, что нашло воплощение и в появлении в стране такой категории вузов, как «национальный исследовательский университет». Однако, какпоказывает анализ, в нашей отечественной вузовской науке, в ее организации и координации пока доминирует массив нерешенных проблем и инерционность [1] . Во-первых, в этой сфере все еще сохраняется явный перекос в пользу естественных и технических наук, что принято оправдывать «остротой запросов времени» на технологические иннова-

82 Высшее образование в России • № 6, 2013

ции. Во-вторых, вне исследовательского интереса коллег остается проблема «естественной ниши » каждого вуза в общей системе российской вузовской науки. Более того, даже сама проблема «прицельной» специализации вузовской науки пока еще не сформулирована в должной мере и не вынесена на общую дискурсивную арену (хотя ее актуальность очевидна). Наша статья является попыткой в какой-то мере исправить эту ситуацию - показать, в частности, что носителем и средоточием нераскрытого потенциала вузовской гуманитарной науки (теоретической и прикладной) является региональный классический университет, функционирующий в поликуль-турной среде. В этом смысле наша постановка проблемы адресуется как вузовскому сообществу, так и тем инстанциям, которые определяют стратегию развития вузовской науки в стране.

На наш взгляд, речь должна идти о формировании и отборе в каждом вузе тех проблемно-тематических узлов и направлений, которые способны обеспечить конкурентное функционирование вузовскихисследо-ваний в общем контексте запросов и потребностей развития России и ее регионов в современных условиях. Отметим, что отдельные вузы давно следуют такой стратегии и уже заняли свою нишу в российской вузовской науке, в ее проблемно-тематической «специализации». Так, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина совместно с Институтом языкознания РАН создал «Российскую ассоциацию лингвистов-когнитологов », и никого не смущает тот факт, что многие ведущие ученые России и зарубежных стран приезжают на симпозиумы и конференции по вопросам когнитологии именно в Тамбов; результаты исследований в области когни-тивистики печатаются здесь же, в журнале «Вопросы когнитивной лингвистики».

Другой пример - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Его сотрудники сумели объединить

вокруг себя исследователей жанров речи, результатом чего стало издание восьми фундаментальных сборников научных работ по данной проблематике [2]. Широко известен и пользуется признанием профессионального сообщества и вклад Волгоградского государственного университета в развитие теории дискурса [3; 4]. Достойны внимания, как нам представляется, усилия по интеграции лингвистических и социально-культурологических исследований на основе проекта «Северный Кавказ: языки, литературы, культуры» ученых Ставропольского государственного университета.

Собственный опыт кооперации в сфере гуманитарных наук имеет и КабардиноБалкарский государственный университет, который совместно с Гранадским университетом (Испания) уже в течение ряда лет исследует миноритарные языки в социально-культурном и лингвокультурологическом аспектах [5]. Это направление особенно актуально в условиях современной России - в контексте проблем формирования российской национальной идентичности. Ситуация в стране такова, что именно лингвистическая культурология является той сферой исследования и формой организации гуманитарной науки в региональном университете, которая «призвана кдей-ствиям», гарантирует не только теоретическую успешность, но и значимый прикладной выход [6]. Дело в том, что многие вопросы теории и практики культурологии так или иначе ориентированы на познание (исследование) когнитивных структур и их систематизацию, что, в свою очередь, затрагивает интересы современной лингвистической науки. В этом смысле лингвокультурологические исследования изначально носят междисциплинарный характер, что само по себе позитивно в плане развития науки. Но когда речь идет о региональных университетах, погруженных в поликуль-турную и многоязыковую среду, полем междисциплинарныхисследований становятся межкультурные и межъязыковые

взаимодействия, которые имеют не только значимые социально-политические измерения, но и перспективы научно-методологического характера, поскольку порождают принципиально новые теоретические модели лингвистической науки.

Так, на протяжении ряда десятилетий кафедра теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова проводила (и проводит) полевые работы на Камчатке, Памире, в Туве, Грузии, Азербайджане и особенно активно - на территории Дагестана. В этом ключе действуют также РГГУ и СПбГУ. В итоге созданы грамматические описания неизвестных до этого науке языков (арчинского, хиналугского, го-доберинского, багвалинского, цахурского), что само по себе обогащает лингвистическую науку [7; 8]. Но самое главное заключается в другом - в обретении наукой (познавательной практикой) принципиально новыхкогнитивных ресурсов, которые обнаруживаются и складываются в ходе изучения миноритарных языков. Например, широко известный российский лингвист А.Е. Кибрик в процессе исследования языков через призму «экзотических» кавказских языков (их структурно-модельных и процессно-коммуникативных особенностей) выявил и сформулировал принципиально новые модели исследования русского языка, что привело к введению в научный оборот понятия «внешнего посессора », получившего в дальнейшем обобщение в общелингвистическихуниверсалиях. Таким образом, языки малочисленных народов Кавказа, исследование которых в современной российской практике организации и финансирования вузовской науки, как нетрудно догадаться, считаются малозначимыми и не очень актуальными, как выяснилось, оказались способны выступать в качестве принципиально нового инструмента познания категорий хорошо изученного русского языка и продвижения «переднего фронта» лингвистической науки в целом.

Известны и другие факты, когда соот-

несение культур порождает новые лингвистические категории универсального плана. Т ак, благодаря исследованиям в области японистики в научный оборот вошла категория вежливости «как грамматическое явление », а не только как культурно-нравственное или поведенческое понятие. Подобного рода открытия становятся возможными вследствие того, что порой значимые элементы языка и культуры могут присутствовать в одних случаях как маркированные элементы когнитивного сознания, а в других - не иметь знака, соотнесенного с данным феноменом (скажем, с теми же актами вежливости), хотя его смыслы присутствуют в языке в скрытой форме. Именно в таких случаях кросскультур-ные исследования способны дать толчок развитию научной мысли.

Ныне существующая практика финансирования вузовской науки (в частности, стремление поставить вузовскую гуманитарную науку в национальных республиках в зависимость от местных бюджетов, где средств на науку нет и не может быть уже в силу немощи этих бюджетов), по существу, свидетельствует о неверии Министерства образования и науки РФ в возможности и способности регионального вуза внести свою лепту в решение общих проблем развития страны, отечественной науки. Но и в этих условиях в региональной

84 Высшее образование в России • № 6, 2013

высшей школе достаточно успешно ведутся лингвокультурологические и кросскуль-турные исследования, актуальность которых, как отмечалось, бесспорна, особенно в контексте проблем формирования российской идентичности. Примером является деятельность ученых Воронежского университета. В ракурсе их внимания находятся как раз проблемы межкультурной коммуникации с особым акцентом на проявлениях культуры в межличностном, межэтническом и межнациональном общении. Созданные воронежскими учеными модели описания коммуникативного поведения в полилингвальном социальном пространстве представляют ценность в качестве алгоритмов культурного поведения, способствующих нейтрализации «культурного шока », под которым понимается «осознание резкого расхождения материальных или духовных культур народов, проявляющееся в условиях личностного непосредственного контакта с представителями другой культуры и сопровождающееся непониманием, неадекватной интерпретацией или прямым неприятием чужой культуры с позиций собственной культуры» [9, с. 12]. Подмеченная вузовскими гуманитариями ситуация «культурного шока» сегодня, к сожалению, во многом определяет атмосферу в наших городах-мегаполисах, куда «двинули языки и народы» бывшего СССР в поисках лучшего жизнеустройства. Эта ситуация, как выясняется, может регулироваться и преодолеваться не только силами правоохранительных и силовых органов, но и методами гуманитарной вузовской науки.

Очевидно и другое: масштабные кросс-культурные исследования (подчеркнем еще раз, они остро востребованы современными процессами российской трансформации) требуют кооперации вузов, имеющих «контрастно различающиеся» культурные оптики, например, Воронежского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Более того, подобная кооперация

не только гарантировала бы прогресс вузовской гуманитарной науки, но и новое качество ее практического приложения, поскольку вовлекаемые в кооперацию студенты и аспиранты оказываются в поле формирования, апробации и легитимации граней национальной и цивилизационной идентичности новой России. Формально преград на пути к подобной кооперации нет, если вузы этого захотят. Но проблема, как уже подчеркивалось, в том, что ныне действующие порядки организации и финансирования вузовской науки никак не способствуют появлению и развитию подобной научно-интеграционной инициативы.

В контексте рассматриваемой проблематики хотели бы привлечь внимание еще к одному обстоятельству. Лингвокультурологические и кросскультурные исследования порождают новые вызовы в адрес методологии научно-гуманитарного познания, по сути, подстегивая развитие этой отрасли науки. В этом плане характерны работы ученых КБГУ, в которых показано, что концепт «идентичность» порождает новые методологические горизонты для лингвокультурологии, поскольку создает «когнитивные мостики» между психологией, лингвистикой, культурологией, социологией, социальной информатикой и общей теорией систем [10-12].

В свете изложенного нам представляется, что лингвокультурологические и кросс-культурные исследования в региональных вузах следовало бы интегрировать в крупные общенациональные (общероссийские) темы с целевым фондом финансирования. При этом, как мы полагаем, речь могла бы идти о таких проблемных постановках: «Россия: гармония в многообразии » или «Универсалии культуры в российском пространстве », смысловые доминанты которых связаны с конкретными задачами формирования российской идентичности. Подобная стратегия вузовской науки позволила бы преодолеть идеологию гипертрофии уникальности каждой культуры, которая

возобладала у нас с 90-х годов, ввергнув страну в «конфликт идентичностей », и сосредоточиться на выявлении универсальных свойств наших культур, могущих стать основой формирования российской гражданской солидарности.

Литература

1. Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? (к со-

временным стратегиям развития образования в России) // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29.

2. Жанры речи. Вып. 1-8. Саратов, 1997-2012.

3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, кон-

цепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

4. Карасик В.И. Языковая матрица культуры.

М.: Гнозис, 2013.

5. Габуниа З., Гусман Тирадо Р. Малочислен-

ные языки в третьем тысячелетии и процессы глобализации. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010. 589 с.

6. Тхагапсоев Х.Г. К проблемам и перспек-

тивам развития российской культурологии // Вопросы культурологии. 2012. № 8. С. 6-12.

7. Кибрик А.Е. Очерки по общим и приклад-

ным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке. М.: Изд-во МГУ, 1992.

8. Кибрик А.Е. Константы и переменные в

языке. СПб.: Алетейя, 2003.

9. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские:

коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2007.

10. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как философская категория // Философские науки. 2011. № 1 (спец. выпуск). С. 10-25.

11. Гатиатуллина Э.Р., Тхагапсоев Х.Г. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 16-23.

12. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность в когни-тивно-эпистемической системе культурологии // З нание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 62—67; 2011. № 3. С. 21-26.

Грани классического

р.х. ко чесоков, профессор университета*

Х.Б. МАМСИРОВ, профессор У И

Э.М. ДЫМОВ, доцент творческая Мастерская

Александра Сокурова

Статья посвящена проблематике роли, места и форм бытия социально-гуманитарной науки в современном классическом университете. На примере кино как синтетического вида искусства показано, как решается проблема синтеза «двух культур » - гуманитарно-гуманистической и рационально-прагматической, проблема диалога культур.

Ключевые слова: классический университет, естественные науки, социально-гуманитарная наука, проблема двух культур, диалог культур, кино, кино как форма культуры

Тип учебного заведения, к которому го естествознания и первых волн техноло-

восходит современный классический уни- гических революций индустриальной эпо-

верситет, зародился в Европе, в лоне евро- хи естественные науки - физика, химия,

пейской культуры в эпоху Высокого сред- математика - начинают претендовать на ве-

невековья какцентр гуманитарного знания дущие позиции на интеллектуально-куль-

и гуманитарной мысли, их развития и транс- турной арене. В итоге классический универ-

ляции. И лишь веками позже «точным на- ситет становится пространством соперни-

укам » удается обосноваться в университе- чества наук двух типов: социально-гумани-

те. Однако, начиная с XIX в., на общем фоне тарных и точных (физико-математических,

фантастических достижений классическо- химических, инженерных). К 60-м годам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.