Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМИЗМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ РИТОРИКА / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРИЗЫВ / ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОПРАВДАНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / LINGUISTIC EXPERTISE / SPECIAL LINGUISTIC KNOWLEDGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERNET COMMUNICATION / EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / ISLAMISM / MUSLIM RHETORIC / EXTREMIST MATERIALS / APPEAL / HOSTILE ACTIONS / JUSTIFICATION / INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Н. А., Коцюмбас С. М., Ярощук И. А.

Актуальность темы проведённого исследования определяется ростом потребностей следственной и судебной практики в лингвистической экспертизе текстов религиозно-экстремистской интернет-коммуникации, что обусловлено возрастанием экстремистских настроений в современном российском обществе. В сети Интернет имеют широкое распространение идеологические взгляды запрещённых на территории Российской Федерации религиозных экстремистских и террористических организаций, целью которых являются содержательные убеждения, создающие прочный фундамент дальнейшей аргументации, который лишает адресата возможности свободного самостоятельного мышления. Человек, находящийся под вербальным воздействием экстремистов, духовно зависим от речевого манипулятора, что наносит вред психическому здоровью и негативно отражается на его взаимодействии с обществом в виде постоянных конфликтов интересов. Всё сказанное, прежде всего, имеет отношение к религиозным организациям экстремистской направленности, которые в качестве агитационной платформы своих идей выбирают интернет-пространство, а именно видеохостинги и социальные сети. Религиозно-экстремистские тексты, распространяемые посредством сети Интернет, в настоящее время являются малоизученными с позиций их конфликтогенной специфики, а лингвистическая экспертиза данного направления нуждается в разработке научно-методического обеспечения. Цель статьи - на основе применения специальных лингвистических знаний определить основные направления исследования текстов религиозного дискурса для выявления признаков, позволяющих отнести религиозный текст к экстремистским материалам. Ведущим методом исследования явился метод анализа материалов лингвистической экспертизы. Анализ коммуникативной ситуации текстопорождения и функционирования спорных материалов в сети Интернет осуществлялся методами лингвостилистического, лексико-семантического и семантико-синтаксического анализа, анализа структурной организации текста. В рамках проведённого исследования на основе применения специальных лингвистических знаний определены основные направления исследования текстов экстремистско-религиозной коммуникации, выявлены характеристики религиозных текстов, наличие которых позволяет отнести их к материалам экстремистской направленности. Результаты исследования могут применяться в целях научно-теоретических разработок методических основ лингвистической экспертизы экстремистских текстов религиозного дискурса в сети Интернет, а также в правотворческой и экспертной практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова Н. А., Коцюмбас С. М., Ярощук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC EXPERTISE OF EXTREMIST RELIGIOUS COMMUNICATION TEXTS ON THE INTERNET

The relevance of the topic of the study is determined by the growing needs of investigative and judicial practice in the linguistic examination of texts of religious-extremist Internet communication, which is due to the increase in extremist sentiments in modern Russian society. The ideological views of religious extremist and terrorist organizations banned on the territory of the Russian Federation are widespread on the Internet, the purpose of which is meaningful beliefs that create a solid foundation for further argumentation, which deprives the addressee of the possibility of free independent thinking. A person who is under the verbal influence of extremists is spiritually dependent on the speech manipulator, which harms mental health and negatively affects his interaction with society in the form of constant conflicts of interest. All of the above is primarily related to religious organizations of an extremist orientation, which choose the Internet space as an agitation platform for their ideas, namely video hosting and social networks. Religious extremist texts disseminated via the Internet are currently poorly studied from the standpoint of their conflict-generating specifics, and the linguistic expertise of this area requires the development of scientific and methodological support. The purpose of the article is to determine the main directions of research of the texts of religious discourse on the basis of the application of special linguistic knowledge in order to identify the signs that allow classifying a religious text as extremist materials. The leading research method was the method of analysis of linguistic expertise materials. The analysis of the communicative situation of text generation and the functioning of controversial materials on the Internet was carried out by the methods of linguistic, lexical-semantic and semantic-syntactic analysis, analysis of the structural organization of the text. Within the framework of the study, based on the use of special linguistic knowledge, the main directions of research of the texts of extremist-religious communication were determined, the characteristics of religious texts were revealed, the presence of which allows them to be classified as materials of an extremist orientation. The results of the study can be used for the purpose of scientific and theoretical development of methodological foundations of linguistic examination of extremist texts of religious discourse on the Internet, as well as in law-making and expert practice.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК: 343.9

ББК: 67.53

Жукова Н.А., Коцюмбас С.М., Ярощук И.А.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Zhukova N.A., Kotsyumbas S.M., Yaroshchuk I.A.

LINGUISTIC EXPERTISE OF EXTREMIST RELIGIOUS COMMUNICATION

TEXTS ON THE INTERNET

Ключевые слова: лингвистическая экспертиза, специальные лингвистические знания, профессиональная компетенция, интернет-коммуникация, экстремизм, религиозный экстремизм, исламизм, мусульманская риторика, экстремистские материалы, призыв, враждебные действия, оправдание, вовлечение.

Key words: linguistic expertise, special linguistic knowledge, professional competence, Internet communication, extremism, religious extremism, Islamism, Muslim rhetoric, extremist materials, appeal, hostile actions, justification, involvement.

Аннотация: Актуальность темы проведённого исследования определяется ростом потребностей следственной и судебной практики в лингвистической экспертизе текстов религиозно-экстремистской интернет-коммуникации, что обусловлено возрастанием экстремистских настроений в современном российском обществе. В сети Интернет имеют широкое распространение идеологические взгляды запрещённых на территории Российской Федерации религиозных экстремистских и террористических организаций, целью которых являются содержательные убеждения, создающие прочный фундамент дальнейшей аргументации, который лишает адресата возможности свободного самостоятельного мышления. Человек, находящийся под вербальным воздействием экстремистов, духовно зависим от речевого манипулятора, что наносит вред психическому здоровью и негативно отражается на его взаимодействии с обществом в виде постоянных конфликтов интересов. Всё сказанное, прежде всего, имеет отношение к религиозным организациям экстремистской направленности, которые в качестве агитационной платформы своих идей выбирают интернет-пространство, а именно видеохостинги и социальные сети. Религиозно-экстремистские тексты, распространяемые посредством сети Интернет, в настоящее время являются малоизученными с позиций их конфликтогенной специфики, а лингвистическая экспертиза данного направления нуждается в разработке научно-методического обеспечения.

Цель статьи - на основе применения специальных лингвистических знаний определить основные направления исследования текстов религиозного дискурса для выявления признаков, позволяющих отнести религиозный текст к экстремистским материалам.

Ведущим методом исследования явился метод анализа материалов лингвистической экспертизы. Анализ коммуникативной ситуации текстопорождения и функционирования спорных материалов в сети Интернет осуществлялся методами лингвостилистического, лексико-семантического и семантико-синтаксического анализа, анализа структурной организации текста.

В рамках проведённого исследования на основе применения специальных лингвистических знаний определены основные направления исследования текстов экстремистско-

религиозной коммуникации, выявлены характеристики религиозных текстов, наличие которых позволяет отнести их к материалам экстремистской направленности.

Результаты исследования могут применяться в целях научно-теоретических разработок методических основ лингвистической экспертизы экстремистских текстов религиозного дискурса в сети Интернет, а также в правотворческой и экспертной практической деятельности.

Abstract: The relevance of the topic of the study is determined by the growing needs of investigative and judicial practice in the linguistic examination of texts of religious-extremist Internet communication, which is due to the increase in extremist sentiments in modern Russian society. The ideological views of religious extremist and terrorist organizations banned on the territory of the Russian Federation are widespread on the Internet, the purpose of which is meaningful beliefs that create a solid foundation for further argumentation, which deprives the addressee of the possibility of free independent thinking. A person who is under the verbal influence of extremists is spiritually dependent on the speech manipulator, which harms mental health and negatively affects his interaction with society in the form of constant conflicts of interest. All of the above is primarily related to religious organizations of an extremist orientation, which choose the Internet space as an agitation platform for their ideas, namely video hosting and social networks. Religious extremist texts disseminated via the Internet are currently poorly studied from the standpoint of their conflict-generating specifics, and the linguistic expertise of this area requires the development of scientific and methodological support.

The purpose of the article is to determine the main directions of research of the texts of religious discourse on the basis of the application of special linguistic knowledge in order to identify the signs that allow classifying a religious text as extremist materials.

The leading research method was the method of analysis of linguistic expertise materials. The analysis of the communicative situation of text generation and the functioning of controversial materials on the Internet was carried out by the methods of linguistic, lexical-semantic and semantic-syntactic analysis, analysis of the structural organization of the text.

Within the framework of the study, based on the use of special linguistic knowledge, the main directions of research of the texts of extremist-religious communication were determined, the characteristics of religious texts were revealed, the presence of which allows them to be classified as materials of an extremist orientation.

The results of the study can be used for the purpose of scientific and theoretical development of methodological foundations of linguistic examination of extremist texts of religious discourse on the Internet, as well as in law-making and expert practice.

Экстремизм, имеющий в своей основе религиозную мотивацию, и крайняя форма его проявления - терроризм - в условиях современной действительности представляют угрозу социальной стабильности и государственной безопасности. Результат изучения правовой основы противодействия экстремизму в рамках нашего государства свидетельствует, что большинство норм имеют направленность на противодействие именно вербальному (словесному) экстремизму.

Словесный религиозный экстремизм мы понимаем как вербальную форму реализации действий, которые имеют своей целью возбуждение вражды и ненависти к представителям иной конфессии; вербаль-

ные действия, которые направлены на унижение достоинства, оскорбление по признаку религиозной отнесённости, а также словесное побуждение к совершению экстремистской деятельности, в том числе крайних и жестоких её форм - террористических действий.

Особую опасность в современных условиях компьютеризации и глобализации представляет религиозный экстремизм. Христианство, ислам, буддизм как мировые религии в соответствии с принципом толерантности сближаются с нормативно-правовым полем государства. Так, согласно Конституции РФ, перед законом все религии, религиозные объединения являются равными, и ни одна из религий не может

быть обязательной и обладать статусом гос-^ 1

ударственной .

Дают о себе знать объединения и группы религиозного толка, которые игнорируют указанный принцип толерантности и равенства перед законом. Это, прежде всего, относится к тем религиозным течениям, чьи мировоззренческие каноны и проповеди, преодолевая границу религиозного пространства, переходят на уровень общественно-политический, а вопросы вероисповедания находятся в непосредственной зависимости от вопросов политики и власти, в результате чего деятельность подобных религиозных организаций становится экстремистской.

Где же коренятся истоки связи религии и экстремизма? И когда наступает тот самый переломный момент трансформации истинных религиозных воззрений в идеи экстремизма? Так, например, М.Я. Яхьев, рассуждая о причинах зарождения религиозного экстремизма, справедливо отмечает, что любое религиозное учение рано или поздно достигает пика своего развития, приобретая наряду с признаками консерватизма и «гибкости» статус мирового учения, в связи с чем прогрессирует вероятность его модификации в экстремистское2, когда экстремистской актуализации подвергается не всё учение в целом, а отдельные его стороны и составляющие. Идеологический акцент в вероучении, как правило, делается на следующем: все представители иной религии наделяются статусом врага, против которых уместна агрессия; специфичное наделение религиозных догматов социальным смыслом с проекцией на общественно-политическую сферу жизнедеятельности в целях создания праведного общества.

Религиозный экстремизм, согласно З.Г. Султанахмедовой, имеет свою классификацию с учётом конфессиональности с позиции религий мирового уровня, которые содержат в себе потенциальные начала раз-

1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2020).

2Религиозно-политический экстремизм: Сущность, причины, формы проявления, пути преодоления / Под ред. М.Я. Яхьяева. М.: Парнас, 2011. С. 26.

вития христианского, буддийского и исламского экстремизма3.

Мы остановимся на одном из самых распространённых проявлений религиозного экстремизма - исламском радикализме.

Одни исследователи определяют исламский радикализм как политизированное

4

религиозное течение, однако, согласно Л.Е. Гринину, исламский радикализм не ограничивается только лишь политическим направлением, это ещё и социальная идеология, имеющая большую популярность в мусульманском мире. В основе исламского радикализма оказываются идеи превосходства Ислама над всеми остальными религиями, а целью является политическое и социальное объединение мусульман в борьбе с иноверцами5.

Первые два десятилетия XXI века в России ознаменованы особо острой проблемой, связанной с ростом движений и организаций, ориентированных на насильственные изменения политических, социальных, экономических государственных устоев, которые активно применяют радикальные противозаконные действия, руководствуясь при этом положениями и канонами, относящимися к наследию Ислама6, когда Коран, его основные положения и установки интерпретируются в искажённом формате с наиболее выгодных позиций.

Современный исламский радикализм проявляется в различных формах. В современном мире существует множество движений радикального исламизма, главным оружием которых является терроризм, а объединяющими центрами - запрещённые на территории России структуры «Аль-Каида» и «Исламское государства Ирака и Леванта», когда религия превращается в идеологический инструмент борьбы, в которой приемлемыми оказываются самые агрес-

3Султанахмедова З.Г. Специфика исламского экстремизма // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 2. С. 46.

4 См.: Левин З.И. Очерки природы исламизма. М.: ИВ РАН, 2014. 126 с.

5Гринин Л.Е. Исламизм: история и современность // История и современность, № 2, 2019. С. 3-35.

6Егупов А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты: автореферат дисс. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Кубан. гос. Ун-т. Краснодар, 2005. С. 3.

сивные и жестокие методы насилия и тер-

1

роризма .

Одной из главных целей радикального исламизма, проявляющегося в виде сала-физма или ваххабизма, являются представители молодого поколения современной России, умы которых в большей степени оказываются восприимчивы к данным идеям. Под влияние радикальных исламистов попадают, как правило, жители небольших провинциальных городов, сельской местности, которые в меньшей степени обладают знаниями относительно истинного Ислама и Корана, но в то же время с которыми в век глобализации и компьютеризации налажен канал связи посредством сети Интернет, платформы которой служат трибунами распространения идей религиозного экстремизма. Виртуальная реальность, публичность, потенциальная анонимность адресанта, которая обусловливается дистантностью коммуникации, чувство безнаказанности -это основные характеристики общения в интернет-пространстве, которыми и пользуются экстремисты.

В Российской Федерации экстремистская деятельность влечёт уголовную и административную ответственность. Среди нормативно-правовых источников, связанных с противодействием экстремизму, -Конституция РФ2 (ч. 5ст. 13, ст. 29), Ко-АПРФ3 (ст. 5.26, ст. 20.3, ст. 20.29), УК РФ4 (ст. 280, ст. 282), Федеральный закон от

1 Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Отв. редактор А. В. Малашен-ко. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. С. 7-8.

2Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.11.2020).

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.10.2020).

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от

13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 02.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.10.2020).

25 июля 2002 г. № 148-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»5.

Анализ законодательства РФ на предмет определения действий в качестве экстремистских показывает, что экстремистскими также являются действия, которые осуществляются в процессе коммуникации. В сети Интернет получают своё широкое распространение идеологические воззрения многочисленных организаций экстремистского и террористического толка, которые являются запрещёнными на территории РФ (например, «Исламское Государство Ирака и Леванта» «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Джебхат ан-Нусра» и др.). Так, «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в интернет-пространстве проявляет себя посредством масштабной пропагандистской активности и распространения идеологии радикального исламизма в виде специальной литературы, отдельных статей, видеообращений, видеороликов и целых фильмов. Пропаганда идей религиозного экстремизма ведётся с интернет-сайтов, сообществ и групп в социальных сетях, с каналов видохостингов. Она ориентирована, как правило, на представителей молодого поколения, легче всего вовлекаемых в их ряды с целью совершения экстремистской деятельности, террористических актов, обоснованием которых является религия.

Всё большую популярность начинает приобретать религиозный жанр проповеди, который имеет характерные особенности как информационных жанров, так и жанров агитационных, манипулятивных. Целью подобной проповеди наряду с задачей распространения информации является формирование ответной реакции адресата в виде заинтересованности, а далее - вовлечённости в экстремистские и террористические действия. Религиозный жанр проповеди используют, прежде всего, вербовщики в целях убеждения пользователей интернет-пространства мыслить и действовать определённым образом. Идеологический вызов ценностно-ориентированной стабильности, современной России, как нами было отмечено, следует со стороны экстремистов, ис-

5 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Гарант» (дата обращения: 25.10.2020).

поведующих радикальный ислам, а именно - салафизм или ваххабизм.

Юридическая оценка вербального экстремизма оказывается возможной благодаря применению специальных лингвистических знаний, то есть профессиональных знаний в области лингвистики, которые необходимы для решения вопросов, возникающих при расследовании и рассмотрении дела. В целях создания объективной, прочной основы для правовой квалификации материалов интернет-коммуникации как экстремистских требуется производство лингвистической экспертизы. Профессиональная компетенция эксперта-лингвиста является объективной основой для проведения исследования устных и письменных текстов в целях выявления манипулятивных приёмов речевого воздействия на адресата, пропаганды экстремистских идей, агитации, призывов к совершению экстремистских действий, угроз применением насилия, вовлечения в экстремистскую деятельность. Выявление признаков вербального религиозного экстремизма осуществляется экспертом-лингвистом исследованием смысловой организации информации, которая имеет направленность на формирование негативной эмоциональной установки относительно представителей иной, «неистинной» религии, в том числе другой нации.

Объектами лингвистической экспертизы при исследовании интернет-коммуникации исламистского экстремизма являются устные, письменные, электронные тексты1. Помимо вербально реализованных объектов имеются и поликодовые, включающие элементы паралингвистического пространства (видео-, фотосоставляющие). Эксперту-лингвисту в качестве объектов исследования предоставляются совершено различные носители информации, содержащие результаты коммуникативной деятельности, которые представляют собой источник криминалистически значимой информации.

В качестве предмета лингвистической экспертизы выступают устанавливаемые

1 Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. М.: Юридический Мир, 2006. С. 42.

экспертом фактические, объективные данные относительно смысловой направленности текста, имеющие ключевое значение для конкретного дела, и которые могут составить основу принятия решения о признании/непризнании правоприменителем спорных материалов экстремистскими2.

Лингвистическая экспертиза текстов исламистского экстремизма решает задачи диагностического характера, а именно устанавливает значение и определяет его принадлежность к определённому заданному классу.

Какие же религиозные тексты с точки зрения лингвистической экспертизы являются экстремистскими? Для ответа на данный вопрос эксперт-лингвист работает в следующих направлениях, выявляя признаки спорных религиозных текстов.

(1) Эксперт изучает стилистические особенности. С точки зрения функционально-стилистических характеристик текст должен быть реализован в рамках публицистического стиля, целью которого является информирование, передача актуального, общественно важного сообщения и наряду с этим оказание воздействия на непосредственного адресата с помощью приёмов убеждения, внушения мыслей и идей, что, в свою очередь, имеет в качестве результата -совершение лицом определённых действий, которые являются желаемыми для адресанта.

(2) Эксперт-лингвист изучает тексты с точки зрения наличия/отсутствия особых речевых формул мусульманской риторики3. О данной текстовой специфике свидетельствует использование таких языковых единиц, как, например, «джихад», «во имя Аллаха», «Аль-Каида», «Талибан», «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», «Шам», «Ахлю Сунна», «амиры», «муджахеды» и др.

В рамках единого федерального списка организаций, в число которых включены

2Кукушкина О.В. Теоретические и методические основы производства судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. М.: ЭКОМ - ООО «ЭКОМ Паблишерз», 2011. С. 21.

3 Баранов А.Н., Грунченко О.Б., Левонтина И.Б. Лингвистическое исследование текстов для выявления в них призывов к осуществлению экстремистской деятельности. М., 2008.

также иностранные и международные организации, которые законодательством РФ признаны террористическими (отмеченные нами выше организации - «Аль-Каида», «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», движение «Талибан») ранее Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими организациями решением от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116 (решение вступило в силу 04.03.2003); организацию «Шам» (Войско Великой Сирии) Верховный Суд России признал террористической организацией решением от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116 (вступило в силу 04.03.2003).

(3) При исследовании лексико-семантической и синтаксической организации спорного текста эксперт-лингвист изучает конкретную, реальную текстовую выраженность. Эксперт в пределах своей профессиональной компетенции описывает только те значения, которые находят непосредственную реализацию в спорном тексте. Эксперт имеет право использовать при интерпретации текста понятия «призыв», «вовлечение», «оправдание» и т.п. только тогда, когда данные понятия имеют реальные языковые средства выражения. Эксперт в пределах своих профессиональных познаний способен выявить и те установки, на формирование которых направлен данный текст, однако определение степени вероятности их формирования выходит за границы компетенции лингвиста.

(4) Эксперт-лингвист выявляет в тексте лингвистические признаки побуждения, то есть высказывания, в рамках которых адресант призывает к враждебным, военным действиям одну группу лиц - мусульман и всех тех, кто способен оказать им помощь (материальную, финансовую), по отношению к другой группе лиц, объединённых по религиозным признакам - неверных, не исповедующих Ислам, например:

«Сейчас мы видим, что на полях сражений амиры, несмотря на то, к какой общине они относятся, будь то Аль-Каида, Талибан, Хизбут-Тахрираль-Ислам или Шам, они, безусловно, призывают идти на войну против неверных. А если идёт призыв, то все обязательно должны выйти на джихад»;

«...Все обязательно должны выйти на джихад... Джихад обязателен для всех мусульман без исключения»;

(5) Эксперт-лингвист выявляет в текстах обоснование необходимости, оправдание, положительную оценку враждебных (насильственных) действий, а именно военных действий мусульман, по отношению лицам, объединяющим признаком которых является вероисповедание - «неверующие», «неверные». Оправдательные высказывания с точки зрения их содержания в своей основе имеют довольно развернутую аргументацию адресанта, который акцентирует внимание реципиента на тех обстоятельствах, которые оправдывают любые вооруженные, военные действия с точки зрения их необходимости и целесообразности. А основная цель - служение во имя бога. Например:

«Воевать лично - это обязательно..., сражение мусульман с неверующими захватчиками нужно для того, чтобы защищать Родину от неверующих захватчиков»;

«Каждый мусульманин идёт на джихад, чтобы победить врага своего»»

(6) Эксперт выявляет лингвистические признаки вовлечения в вооружённую борьбу с государствами, не исповедующими ислам. В текстах радикального исламизма, как правило, имеются и признаки вовлечения адресата в группу лиц, объединённых общностью идеологических и религиозных взглядов (например, муджахедов), например:

«...Служить на полях джихада - это достаётся не каждому. <...> Человек, служащий на полях джихада должен радоваться...»;

«Привилегия служения во имя Бога... Служить во имя Бога, а именно служить на полях джихада, это достаётся не каждому».

«...Смотря на эти ваши дела, Бог даст вашу награду»;

«. Бог не смотрит, большой вы или маленький, например, вы, будучи обычным поваром в медресе или будучи обычным рабочим пекарем, вы можете получить невероятно большое вознаграждение (имеется в виду духовное, которое будет после смерти)»

В указанных выше примерах понятие «джихад» интерпретируются в искажённом формате с наиболее выгодных для экстремистов позиций. Так, в энциклопедическом словаре исламских терминов отмечается, что в современной действительности многие мусульмане-проповедники, мыслители призывают каждого мусульманина воевать против тех стран и государств, которые не разделяют исламских религиозных позиций и не имеют отношения к миру исламского вероисповедания. Такие взгляды и мировоззренческие установки обусловливают всё возрастающее число организаций и отдельных движений, пропагандирующих защиту ислама посредством утверждения джихада. В связи с чем террористы и экстремисты в качестве программных лозунгов используют идеи джихада1.

Именно в данных значениях словоформа «джихад» и функционирует в исламистских текстах экстремистской направленности.

1 Ислам: Энциклопедический словарь / Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян,

М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров. 315 с.

Это, на наш взгляд, наиболее существенные с точки зрения лингвистической экспертизы направления исследования текстов религиозного дискурса в целях выявления признаков, позволяющих отнести религиозный текст к экстремистским материалам, не выходя при этом за пределы профессиональной компетенции эксперта.

По итогам проведённого исследования представляется возможным заключить, что платформами распространения религиозных материалов экстремистского толка являются различные интернет-сайты и социальные сети, количество которых увеличивается с каждым днём. Это представляет собой серьёзную проблему, которая переходит границы современного интернет-пространства и проецирует реальные угрозы обществу в виде возрастающего уровня преступлений. Лингвистическая экспертиза позволяет выделить характерные признаки экстремистского религиозного дискурса, необходимые для экспертной оценки и позволяющие квалифицировать данный религиозный текст как экстремистский

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов, А.Н. Лингвистическое исследование текстов для выявления в них призывов к осуществлению экстремистской деятельности / А.Н. Баранов, О.Б. Грунченко, И.Б. Левонтина. - М.: 2017. - 252 с.

2. Верховский, А.М. Является ли Хизбут-Тахрир экстремистской организацией? / А. М. Верховский // Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям. - Центр «СОВА», 2005. - С. 92-110.

3. Галяшина, Е.И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. - М.: Юридический Мир, 2006. - 96 с.

4. Гринин, Л.Е. Исламизм: история и современность / Л. Е. Гринин // История и современность, № 2, 2019. - С. 3-35.

5. Добаев, И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / И. П. Добаев. - Отв. редактор А.В. Малашенко. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. - 120 с.

6. Егупов, А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты / А. В. Егупов: автореферат дисс. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Кубан. гос. Ун-т. Краснодар, 2005.

7. Ислам: Энциклопедический словарь / Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский, С. М. Прозоров. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 2001. - 315 с.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.10.2020).

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2020).

10. Кукушкина, О.В. Теоретические и методические основы производства судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму / О. В. Кукушкина, Т. Н. Секераж, Ю. А. Сафонова. - М.: ЭКОМ -ООО «ЭКОМ Паблишерз», 2011. - 326 с.

11. Левин, З.И. Очерки природы исламизма / З. И. Левин - М.: ИВ РАН, 2014. - 126 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Полянский, Д.С. Терроризм как политическое явление в современной России: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Д. С. Полянский. - Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 21 с.

13. Религиозно-политический экстремизм: Сущность, причины, формы проявления, пути преодоления / Под ред. М.Я. Яхьяева. М.: Парнас, 2011. - 296 с.

14. Султанахмедова, З.Г. Специфика исламского экстремизма / З. Г. Султанахмедова // «Исламоведение», Махачкала, 2017. - Т 8. - № 2. С. 37-54.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.10.2020).

16. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Гарант» (дата обращения: 25.10.2020).

17. Afsar, Sh, Samples Ch., Wood, Th. The Taliban: An Organizational Analysis // Military Review. - May/Jun, 2008. - Vol. 88. № 3. - P. 58-73.

Получено: 31.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.