Научная статья на тему 'Линейные размеры между продольными осями опорных зубов мостовидного протеза'

Линейные размеры между продольными осями опорных зубов мостовидного протеза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Николаев Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Линейные размеры между продольными осями опорных зубов мостовидного протеза»

Линейные размеры между продольными осями опорных зубов мостовидного протеза

Ю. М. Николаев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры ортопедической стоматологии Северо-Осетинской государственной медицинской академии Владикавказ

Для выбора конструкции протеза принципиально важна его локализация в зубной дуге. В соответствии с главной выполняемой функцией зубной ряд делится на переднюю (резцовую) и боковые (жевательные) зоны. Жевательная, или окклюзионная, зона начинается с первых премоляров и заканчивается вторыми молярами, именно она несет максимальную нагрузку при жевании, причем в процессе окклюзионно-артикуляци-онных движений имеют место значительные и разнонаправленные усилия. В соответствии с законами биомеханики на зубы действуют силы, разные и по величине, и по направлению, которые передаются через пародонт на костную ткань. При наличии естественных зубов па-родонт справляется, благодаря механизмам физиологической выносливости, с возникающей при жевании нагрузкой. При протезировании же необходимо обеспечить адекватную по силе и направлению нагрузку на протезы при жевательных движениях. Очень важно также обеспечить щадящий режим функционирования системы «пародонт - костная ткань», иначе в ней возникнут неблагоприятные напряжения и биологические реакции, приводящие к перегрузке опорных зубов.

Именно от конструкции, моделировки и материала мостовидного протеза зависят направление и величина жевательной нагрузки, падающей на опорный зуб, а значит, и устойчивость его в костной ткани. Особенно неблагоприятно для опорного зуба действие наклонных сил жевательной нагрузки вне продольной оси, значительных по величине и направлению. Можно выделить три основных условия, обеспечивающих адекватное функционирование опорных зубов. Это:

1) правильное соотношение между величиной коронки и корня зуба;

2) оптимальная величина воспринимаемого окклю-зионного усилия;

3) максимально выгодное направление и точка приложения жевательной нагрузки.

Оптимальной в боковом отделе зубного ряда является конструкция линейного жевательного мостовидного протеза (рис. 1), т. е. тело протеза должно иметь прямолинейную конструкцию. Это обеспечивает одинаковое восприятие окклюзионной нагрузки во всех отделах мостовидного протеза.

С целью изучения линейных расстояний между продольными осями опорных зубов нами были проанализированы 128 боковых фрагментов ортопантомограмм в основной (рабочей) группе и такое же количество

Рис. 1. Схема мостовидного протеза в боковом отделе зубного ряда с промежуточной опорой

ортопантомограмм в контрольной группе пациентов в возрасте от 19 до 65 лет (по 32 фрагмента соответственно в каждой из четырех боковых сторон). Пациенты, составившие рабочую группу, имели мосто-видные протезы с опорой на клыки, вторые премо-ляры и вторые моляры. Пациенты из контрольной группы ранее не протезировались и не имели нарушений непрерывности зубного ряда между указанными выше зубами. По ортопантомограммам мы исследовали расстояние между продольными осями клыка, второго премоляра и второго моляра (рис. 2).

¥

Рис. 2. Боковой фрагмент ортопантомограммы правого отдела зубного ряда верхней и нижней челюсти: а - мостовидный протез с опорой на зубы 1.3, 1.5, 1.7; б - мостовидный протез с опорой на зубы 4.3, 4.5, 4.7

Изучение линейных размеров [1, 2] между продольными осями опорных зубов осуществляли по трем параметрам:

а - расстояние между продольными осями опорных зубов по вершине гребня альвеолярного отростка;

Ь - расстояние между продольными осями опорных зубов в области верхушки корней;

с - расстояние между продольными осями опорных зубов в области окклюзионной поверхности.

Последнее обусловлено тем, что продольные оси опорных зубов, как правило, непараллельны вследствие потери зубов, и в связи с этим нарушена непрерывность зубного ряда, а также изменено положение зубов в зубной дуге, обусловленное деформацией окклюзионной поверхности на фоне частичной потери зубов.

В результате анализа полученных данных нами было установлено, что линейные размеры между продольными осями боковых зубов на окклюзионном, альвеолярном и верхушечном уровнях существенно не различаются между правой и левой сторонами зубного ряда верхней и нижней челюсти. Средние данные полученных измерений приведены в табл. 1. Мы также

Таблица 1

Средние расстояния между продольными осями опорных зубов в зависимости от положения последних в зубной дуге, мм

Группа наблюдения Оцениваемые параметры

Ю (а') Ю (б') Ю (С)

Рабочая 29,46±0,41 12,77±0,28 16,49±0,20

Контрольная 29,34±0,68 12,32±0,30 16,91±0,62

1л (а') 1а (б') 1а (С)

Рабочая 29,91±1,38 12,68±0,21 17,34±1,24

Контрольная 29,36±1,84 12,35+0,58 17,01±1,26

и> (а') и> (б') и> (с')

Рабочая 33,85±2,29 13,76+0,56 19,86±1,62

Контрольная 30,22±3,35 12,74±1,25 17,27±1,95

Примечание. Здесь и в табл. 2: Ьс - расстояние между продольными осями коронок боковых зубов на уровне окклюзионной по-верхностщЬа - расстояние между продольными осями коронок боковых зубов на уровне альвеолярного гребня;ЬЬ - расстояние между продольными осями корней боковых зубов на уровне верхушки; а1 - расстояние между продольной осью первой и последней опоры (клыка и второго моляра);б' - расстояние между продольной осью клыка и второго премоляра;с' - расстояние между продольной осью второго премоляра и второго моляра.

не обнаружили достоверных различий между соответствующими параметрами в рабочей и контрольной группах. Статистически достоверные различия нами были получены при сравнении показателей линейных размеров между осями боковых зубов на окклюзи-онном, альвеолярном и верхушечном уровнях между клыками и премолярами и премолярами и молярами соответственно, причем как в основной, так и контрольной группе (табл. 2).

на уровне верхушки корня (19,86+1,62 мм) было достоверно больше аналогичного расстояния (16,49+0,20 мм) на окклюзионном уровне (р > 0,05 при I = 2,07).

Кроме этого, расстояние между продольными осями второго премоляра и второго моляра на уровне верхушки корня (19,86+1,62 мм) было достоверно больше, чем аналогичное расстояние (17,27+1,95 мм) в контрольной группе (р > 0,05 при I = 2,10).

Полученные в результате анализа (128 ортопан-томограмм в основной и 128 - в контрольной группе) данные позволили нам на практике применить разработанное ранее [3, 4] теоретическое обоснование конструкции мостовидного протеза при включенных изъянах зубного ряда в его боковых отделах и тем самым предотвратить возможные осложнения и ошибки при пользовании несъемными мостовидными протезами с промежуточной опорой. Результаты исследования могут быть успешно применены при клиническом и рентгенологическом анализе зубных рядов пациентов, нуждающихся в ортопедическом лечении, а также при графическом отображении полученных в клинике результатов на одонтопародонтограмме.

Несомненно, полученные данные значительно обогатятся, если к измерениям расстояний между продольными осями боковых зубов добавить линейные значения высоты коронки и корня зуба для каждой опоры зубного протеза. Последнее позволило бы планировать конструкцию мостовидного протеза с учетом индивидуальных параметров линейных размеров тканей протезного ложа.

Списокиспользованной литературы

1. Анализ площади и размеров зубочелюстной системы по данным ор-топантомографии и компьютерной томографии с использованием программных средств персонального компьютера / Е. А. Брагин, Е. А. Вакушина, Ю. М. Николаев, И. В. Романенко. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2005.

2. Бородина Е. С. Системы управления стоматологической практикой: возможность сосредоточиться на главном II Денталмаркет. 2005. № 1. С. 32 - 34.

Таблица 2

Данные сравнительной оценки линейных расстояний между осями боковых зубов на окклюзионном, альвеолярном и верхушечном уровнях

Показатель Сравниваемые параметры Р

Линейные расстояния между осями коронок на уровне окклюзионной поверхности Ьс (с1) > Ьс (Ь1) Ьс (а1), ЬЬ (а1) Ьс (а1), Ьа (а1) < 0,001 (1=17,01 в рабочей группе и 1=7,32 в контроле) > 0,05 > 0,05

Показатель линейных параметров между осями коронок на уровне альвеолярного гребня Ьа (с1) > Ьа (Ь1); Ьа (а1), ЬЬ (а1) < 0,001 (1=3,75 в рабочей группе и 1=3,66 в контроле) > 0,05

Показатель линейных параметров между осями коронок на уровне верхушек корней ЬЬ (с1) > ЬЬ (Ь1); ЬЬ (с1) >Ьа (с1) рабоч. ЬЬ (с1), Ьа (с1) контр. < 0,001 (1=3,74 в рабочей группе и 1=2,27 в контроле) < 0,05 (1=2,07) > 0,05

Расстояние между премолярами и молярами как в рабочей, так и в контрольной группе было достоверно больше, чем расстояние между клыками и премолярами, и составило в среднем 17,89+1,01 и 13,07+0,34мм (р > 0,001 при I = 4,66). В рабочей группе расстояние между продольными осями второго премоляра и второго моляра

3. Строганов Г. Н. Теоретические и клинические предпосылки использования корней многокорневых зубов в качестве опоры различных конструкций зубных протезов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ставрополь, 2002.

4. Чумаченко Е. Н., Арутюнов С. Д., Лебеденко И. Ю. Математическое моделирование напряженно-деформированного состояния зубных рядов. М., 2003.

14

Проблемы стоматологии. 2007. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.