УДК 502.55
Ликвидация накопленного экологического ущерба -приоритетное напраление деятельности в сфере охраны окружающей среды
Эбзеева М.М.
Северо-Кавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия
В статье рассматриваются основные направления оценки, контроля и ликвидации нанесенного в прошлом экологического ущерба
Ключевые слова: информационный ресурс, накопленный экологический ущерб, ликвидация.
Liquidation of accumulated environmental damage -priority activity in the field of environmental protection
Ebzeeva M.M., [email protected]
North-Caucasian state academy of humanitarian and technological
The article discusses the main directions of evaluation, control and liquidation the accumulated environmental damage
Keywords: information resource, accumulated environmental damage, liquidation
На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации (РФ) происходили процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, которые в связи сиспользованием устаревших технологий сопровождались существенным негативным воздействием на окружающую среду и накоплением загрязнения в компонентах окружающей среды, накоплением экологического ущерба.
При переходе к рыночной экономике, сопровождающемся масштабной приватизацией и сокращением промышленного производства, прежде всего, в военно-промышленном комплексе и химической промышленности, в девяностых годах появилось значительное количество экономически непривлекательных активов, характеризующихся высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения, а также территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии.
Наибольшее влияние на социальную сферу оказывают те территории, подвергнутые экологическим обременениям, которые располагаются в границах населенных пунктов и на землях промышленности, т.к. они оказывают непосредственное влияние на здоровье более чем 60 млн. жителей РФ, проживающих в городах и работающих на предприятиях.
Комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности, до настоящего времени не проводилась, и имеющиеся данные носят фрагментарный характер. В частности, Ростехнадзором проводились оценочные исследования экологического ущерба в Кемеровской и Иркутской областях с целью выработки предложений по ликвидации экологических обременений и реабилитации загрязненных территорий.
Очевидна необходимость разработки и реализации комплекса мер по ликвидацииэкологического ущерба, предусматривающих ликвидацию загрязнения территорий, связанного спрошлой хозяйственной деятельностью, с учетом международного опыта и всестороннего изучения масштабов проблемы накопленного экологического ущерба в РФ[3].
Результатом оценки и контроля нанесенного в прошлом экологического ущерба территориям может быть принятие решения от полной ликвидации загрязнения до мониторинга ситуации с постепенной ликвидацией опасных загрязнений и рекультивацией загрязненных в прошлом территорий. Целесообразность рекультивации следует определять с учетом:
- правовых норм, природоохранного законодательства РФ (при этом рекультивацию следует проводить любой ценой, невзирая на соотношение затрат и приобретаемых выгод);
- условий рыночной экономики, в соответствии с которыми затраты на рекультивацию должны повышать ценность участка по сравнению с исходной ценой;
- предупреждения разрушений и обесценивания соседних земель (например, неокультивированные отвалы пород горных разработок приводят в порядок для того, чтобы защитить от них соседние угодья, куда с пылью попадают вредные химические вещества, а с ливнями - грязевые потоки).[2]
В настоящее время отсутствует интегрированная, актуализированная и систематизированная информация о природных объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и об уровнях их загрязнения, что не позволяет провести оценку масштабов проблемы экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, и препятствует адекватному и комплексному решению задач по его ликвидации.
Для проведения оценки и анализа необходима достоверная информация об экологическом ущербе с территориальной привязкой, которая может быть получена путем формирования государственного информационного ресурса об экологическом ущербе, содержащего интегрированную, актуализированную и систематизированную информацию о природных
объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и об уровнях их загрязнения.
На основе сведений государственного информационного ресурса об экологическом ущербе, для принятия обоснованных решений по его ликвидации, необходимо проведение экономического анализа.
Законодательством РФ в области охраны окружающей среды, гражданским законодательством, законодательством о недрах, в полной мере установлена ответственность публичных и негосударственных собственников за обеспечение надлежащего качества природных объектов, земель и земельных участков, а также проведение работ по приведению нарушенных природных объектов, земель в состояние, позволяющее использовать их по целевому назначению.
Проблема в исполнении указанных обязанностей собственников и пользователей природных объектов, земель и земельных участков заключается в отсутствии эффективной системы государственного контроля и надзора за исполнением установленных публичных обязанностей, а также подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления указанных обязанностей.
Важно отметить, что решение проблемы оценки и ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью - это долгосрочный процесс, требующий политической воли и связанный со значительными расходами государства на решение проблемы. Развитые индустриальные страны приступили к изучению и поэтапному решению проблемы оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба в 7080-х годах прошлого столетия. Сложности в поиске оптимального комплекса мер по решению проблемы накопленного экологического ущерба привели к тому, что только в настоящее время в развитых странах начали формироваться механизмы, позволяющие учитывать и поэтапно решать проблемы накопленного экологического ущерба.
Однако, в отличие от стран с развитой экономикой, в России до настоящего времени не предпринимались системные меры для ликвидации экологического ущерба, в связи с чем, представляется необходимой разработка и реализация комплекса мер по ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, основанного на международном опыте и всестороннем изучении масштабов проблемы.
С учетом вышеизложенного и на основе системного подхода можно выделить следующие основные направления ликвидации экологического ущерба:
- отработка механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды;
- совершенствование правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба;
- комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в результате хозяйственной деятельности (путем проведения инвентаризации, учета, регистрации и ранжирования объектов и территорий, загрязненных в
результате хозяйственной деятельности, по различным классификационным признакам, а также проведения экономического анализа экологического ущерба) и формирование информационного ресурса о загрязненных объектах и территориях, подвергнутых экологическому ущербу. [1]
Список литературы
1. Аналитическая записка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу инвентаризации и учета объектов накопленного экологического ущерба и разработке комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба.
2. ГОСТ Р 54003-2010 - Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба.
3. Постановление Коллегиии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 апреля 2008 г. №ПК-2 «Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного спрошлой хозяйственной деятельностью»