Научная статья на тему 'ЛИКВИДАЦИЯ ЛИДЕРА БАСМАЧЕСТВА ЭНВЕРА-ПАШИ'

ЛИКВИДАЦИЯ ЛИДЕРА БАСМАЧЕСТВА ЭНВЕРА-ПАШИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИКВИДАЦИЯ ЛИДЕРА БАСМАЧЕСТВА ЭНВЕРА-ПАШИ»

Б01: 10.31696/2072-5795-2022-2-85-91

Н.А. Мышов

ЛИКВИДАЦИЯ ЛИДЕРА БАСМАЧЕСТВА ЭНВЕРА-ПАШИ

В начале 1920-х годов Гражданская война в Европейской части России сходила на нет. Разгром Врангеля в Крыму и заключение перемирия, а затем Рижского мирного договора с белопанской Польшей были тому наглядным свидетельством. Последним аккордом её стало подавление антибольшевистских выступлений в Кронштадте, в Белоруссии, на Украине и Тамбовщине. Однако контрреволюция не собиралась складывать оружие.

Очаги сопротивления Советской власти смещались на окраины бывшей Российской империи. Одним из них стала Средняя Азия, и прежде всего Туркестанский край, Бухарский эмират и Хивинское ханство. Здесь противоборство двух непримиримых сил старого и нового мира вылилось в одну из кровавых форм - басмачество, являвшееся военно-политическим и религиозным антисоветским движением. Под знамёнами басмачей сплотились наиболее реакционные силы в Средней Азии, опиравшиеся на самые отсталые слои общества, находившиеся под сильным влиянием мусульманского духовенства и феодальной знати1.

Басмачи были очень серьёзным и коварным противником. Их методы ведения войны отличались от боевой тактики белогвардейцев, с которыми большевики успешно воевали на фронтах Гражданской войны. Их тактика была типична для партизанской войны в горных и пустынных районах. Они избегали столкновений с крупными регулярными воинскими частями Красной Армии, предпочитая нападения на мелкие вооружённые формирования противника. Объектами их атак чаще всего являлись небольшие населённые места, отрезанные от мест дислокации основных сил противника, отдельные промышленные предприятия, коммуникации - в частности, железные дороги и их инфраструктура. Басмачей отличала особая жестокость по отношению к пред-

ставителям Советской власти. При захвате населённых пунктов они зверски убивали коммунистов и комсомольцев, советских работников, пленных красноармейцев, представителей местного пролетариата и сторонников Советской власти. В случае неудачи они отходили в труднодоступные горные места, где, как правило, находились их пункты базирования. Разведывательной информацией их обеспечивало местное население2.

Однако, несмотря на все трудности борьбы с басмачеством, к началу 1920-х годов Красной Армии удалось нанести по нему ряд ощутимых ударов, которые в сочетании с мирными инициативами и изменениями в национальной политике способствовали укреплению Советской власти в Средней Азии и поднятию её авторитета. Начался массовый процесс разложения басмачества. Тысячи бывших басмачей стали складывали оружие и возвращаться к мирной жизни3.

Но местная контрреволюция не собиралась разоружаться. Бывшие феодалы, имамы и националистически настроенные элементы, опиравшиеся на поддержку империалистических кругов Запада, не хотели мириться с возможным поражением. Они предприняли ряд мер по оживлению деятельности басмачей.

Прежде всего, была усилена политика террора и запугивания местного населения. Зверские расправы над недовольными стали для басмачей обычным явлением. По словам очевидцев, они уничтожали всех. Так, один из них свидетельствовал: «Беременным женщинам вспарывали животы, выбрасывали плод и набивали животы соломой. Детям разбивали головы о колеса арб или устраивали из них козлодрание, и они разрывались на части. Красноармейцев сжигали на костре.. .»4.

При этом в отношении рядовых басмачей руководство басмаческих формирований

стало применять систему заложиичества. Заложниками теперь становились все родственники бандита. В случае его бегства их уничтожали5.

Для большей эффективности и лучшей координации действий разрозненных басмаческих отрядов в начале 1920-х годов с подачи их зарубежных руководителей была предпринята попытка объединить все антисоветские антироссийские силы и создать единый фронт. На роль лидера предполагалось поставить бывшего военного министра, заместителя главнокомандующего вооружёнными силами Османской империи Энве-ра-пашу. В его задачи, по словам английского генерального консула в Кашгаре, входило объединение всех антисоветских сил с последующим созданием «великого мусульманского государства в качестве буфера против России». Помимо Туркестана, Бухары и Хивы в него предполагалось включить и сопредельные государства6.

Исмаил Энвер, больше известный как Эн-вер-паша, являлся одним из идеологов и вдохновителей геноцида армян в Турции в годы Первой мировой войны. Обвинённый в военных преступлениях, после подписания Мудросского перемирия в 1918 году он бежал в Германию. С её помощью он рассчитывал реализовать свои захватнические планы по созданию «Великого Туркестанского султаната из пяти ханств: Ташкентского, Ко-кандского, Бухарского, Хивинского, Туркменского», но, убедившись в полном бессилии Германии, разгромленной в Первой мировой войне, предложил свои услуги Советской власти7.

В начале сентября 1920 года Энвер-паша прибыл в Москву, где активно включился в работу по организации противодействия британскому влиянию на Кавказе и в Средней Азии. По приглашению советского правительства принял участие в Первом съезде народов Востока в Баку, на котором выступил с предложениями объединения большевизма с исламом. Данные взгляды не получили поддержки ни у российских коммунистов, ни у турецких военных, привлекавшихся в качестве советников и консультантов по вопросам Востока8. При этом у Энвера-паши

осложнились отношения с Мустафой Кема-лем - лидером турецкой революции, поддержанного Советами9.

Сам Мустафа Кемаль во время одной из своих встреч с М.В. Фрунзе10 так характеризовал своего бывшего соратника: «Этот человек является искателем приключений, властолюбив и обманывает как нас, так и вас»11. А когда он узнал о его привлечении на советскую службу, то поспешил предупредить командование РККА о возможном предательстве Энвера-паши12.

Поскольку в Турцию Энвер-паша теперь не имел возможности вернуться, то без колебаний согласился на предложение советского военного командования в ноябре 1921 года направиться в Среднюю Азию для участия в переговорах с правительством вновь образованной Бухарской народной советской республики в качестве советника РККА по формированию национальных частей для борьбы с басмачеством. Однако, прибыв на место, он с группой турецких военнослужащих перешёл на сторону антисоветских сил13.

Появление Энвера-паши в рядах басмачей и его претензии на руководство движением вызвало среди них неоднозначную реакцию. Были среди курбаши (полевых командиров) те, кто с большим недоверием отнёсся к бывшему советскому советнику. Одним из них был курбаши Ибрагим-бек, в своё время также претендовавший на лидерство в басмаческом движении. Однако и он в конце концов под давлением бывшего эмира Бухары Сейид Алим-хана, бежавшего в Афганистан, и его английских кураторов согласился сотрудничать с «Верховным главнокомандующим всеми войсками ислама, зятем халифа и наместником Мухаммеда», как себя позиционировал теперь Энвер-паша14.

В течение короткого времени новому лидеру басмачества удалось собрать под свои знамёна 16 тысяч человек, а затем довести численность своих войск до 50 тысяч15.

Военные действия он начал с захвата Душанбе, который обороняли всего 600 бойцов и командиров. Затем, окрылённый успехом, он развернул наступление на Западную Бу-

хару. Немногочисленные гарнизоны Красной Армии и отряды местной самообороны были не в состоянии остановить продвижение хорошо вооружённых басмачей.

В начале марта 1922 года военная обстановка ещё больше обострилась. Армия Эн-вер-паши вышла непосредственно к Бухаре и осадила город. В этих условиях правительство Бухарской народной советской республики (БНСР) обратилось за помощью в Реввоенсовет (РВС) Туркестанского фронта, который выделил дополнительные силы для борьбы с басмачеством. Это не позволило басмачам сходу взять Бухару. Но опасность сохранялась, поэтому решением Реввоенсовета Республики был учреждён РВС Бухарского фронта, на который была возложена «организация единства действий против басмачества в Восточной Бухаре»16.

Для непосредственного руководства боевыми действиями в Бухару был направлен главком РККА С.С. Каменев17. С ним прибыл опытный чекист Я.Х. Петере, который помог «вычистить» партийные структуры, советский аппарат, военное руководство и органы милиции БНСР от пантюркских, пан-исламистских контрреволюционных элементов18. В апреле 1922 года был создан штаб Бухарской группы войск, в состав которой вошли части, прибывшие из Московского военного округа и Белоруссии. Численность группы была доведена до 4 500 штыков и 3 030 сабель при 20 орудиях19.

Энвер-паша также усиленно готовился к предстоящим боевым действиям. Его отряды пополнялись новыми бойцами, в том числе военнослужащими Афганистана. Из-за рубежа поступали большие партии обмундирования, оружие, боеприпасы. Иностранные разведки, в первую очередь британские спецслужбы, под крыло которых он переметнулся сразу же после прибытия в Туркестан, снабжали его информацией о состоянии войск противника и готовящемся наступлении Красной Армии. Поэтому Энвер-паша решил действовать на опережение и атаковать первым.

Надеясь на быстрый успех, он пошёл на приступ города Байсуна, но взять его сходу не смог. На защиту города вместе с красно-

армейцами встало всё его население. Это позволило Бухарской группе войск с Бухарской Красной Армией завершить подготовительные мероприятия и в первых числах июня 1922 года начать наступательную операцию, в ходе которой было разгромлено несколько крупных банд, деблокирован Байсун и занят кишлак Кофрюн, в котором располагался штаб Энвера-паши.

Развивая наступление, части РККА и Бухарской Красной Армии в течение короткого времени освободили многие населённые пункты Восточной Бухары, ранее занятые басмачами. 14 июля 1922 года от басмачей был освобождён Душанбе. Начался развал армии Энвера-паши. Первым бежал Ибрагим-бек, за ним последовали другие полевые командиры, уходя в труднодоступные горные кишлаки. Сам Энвер-паша с остатками своего войска устремился к афгано-советской границе, чтобы уйти за рубеж, но это ему не удалось20.

О последних днях «верховного главнокомандующего всеми войсками ислама» в советской историографии сказано: «Энвер-па-ша... сколотив остатки разрозненных отрядов общей численностью в 5 тыс. человек, сумел окружить 16-й кавалерийский полк в районе кишлака Сангтуда. Однако первая же атака, предпринятая конниками Давлиятман-бия, была отбита метким огнём. Полк перешёл в контратаку. Басмачи, не выдержав натиска красноармейцев, обратились в бегство. Обгоняя друг друга, басмачи доскакали до Бальджуана. Лишь там с большим трудом Энвер остановил бегущих и организовал оборону. Трое суток шли упорные бои в Бальджуане. 500 басмачей Энвер-паши остались на поле боя. С остальными он отступил в кишлак Обдара. 4 августа в этом кишлаке произошёл последний для Энвер-паши бой. Здесь его банда попала в окружение. Давли-ятман-бий и Энвер-паша бесславно погибли в бою»21.

Долгое время широкой общественности не были известны подробности гибели Энве-ра-паши, пока в начале 1930-х годов не были опубликованы мемуары бывшего сотрудника ЧК, советского перебежчика Г.С. Агабе-кова. В этой книге Агабеков, армянин по на-

циональности (настоящая фамилия Арутюнов), подробно описывает операцию по уничтожению Энвера-паши, приписывая себе основную роль в этом деле. Подводя итоги боя, он отмечает: «В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на поле боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран»22.

С этой трактовкой событий не были согласны апологеты Энвер-паши. Этому свидетельством является нижеследующий документ, сохранившейся в Российском государственном военном архиве. Неизвестный автор в статье «Убийство Энвер-паши», опубликованной в белоэмигрантском издании «Новый Туркестан»23 за январь-февраль 1931 года, приводит иную версию.

Документ выявлен в Российском государственном военном архиве в фонде Экспози-туры № 2 П-го отдела Генерального штаба Польши, занимавшегося разведывательной и диверсионной работой, в том числе и против Советского Союза. Создана она была в 1929 году и просуществовала до сентября 1939 года. Одним из направлений её деятельности было восточное - Советская Средняя Азия, Турция, Иран, Афганистан и т.п. Польская разведка тесно сотрудничала с антисоветским подпольем на территории бывшего Туркестанского края и эмигрантскими националистическими панисламистскими организациями. Одной из сторон её деятельности был сбор разведывательной информации о происходивших в СССР политических процессах, о ходе социально-экономических преобразований и отношении к ним местного населения, о состоянии советских вооружённых сил, о складывавшейся на приграничных территориях ситуации.

Убийство Энвер-паши

Мы бы не хотели тревожить память этого народного героя. Но воспоминания чекиста Агабекова, исказившего факты, заставляют нас вернуться к этому вопросу.

Чекист Агабеков (настоящая фамилия его Арютюнов) много рассказывает о работе

ГПУ на востоке. И главную роль в ней приписывает себе. Воспоминания Агабекова, вышедшие на русском языке, были переведены на многие другие языки. В Турции они были напечатаны в газетах «Son po§ta»24 и «Bildiris»25. Нас интересует в его воспоминаниях относящееся к Туркестану. Об этом мы уже писали в журнале «Ya§ Turkistan»26. Настоящим мы хотели ознакомить наших турецких читателей с обстоятельствами смерти Энвера-паши, приводя факты не в искажённом виде.

Националисты Туркестана в начале революции вступили в борьбу с эмиром Бухарским27. После его бегства борьба продолжалась с его сторонниками.

В то же время новая Бухарская республика, укрепляя свою власть, неусыпно следила за русскими, готовясь ежеминутно защитить страну от русских завоевателей.

В это время Энвер-паша после закрытия конгресса народов востока в Баку приехал в Бухару. 10/XII 1921 г. в гор. Дюшенбе (центр Таджикистана) с помощью своих сторонников с неким Каджи оглу Осман беем28 поднял вооружённое восстание против русского засилья. Прибывшие со всех частей Туркестана делегаты сгруппировались вокруг Энвера-паши. В это время усилились вооружённые выступления в бывш. республиках Ховарзема и Туркменистана. Соседние страны не остались безучастными к освободительному движению туркестанцев.

Несмотря на пропаганду большевиков, движение разрасталось. Мусульмане Индии, чтобы прийти на помощь повстанцам, отправили специальную миссию в Туркестан со всевозможными медикаментами.

Города: Дарваз, Каратигин, Фейзабот, Ке-лап, Бельджаван, Кургантепе, Душенбе, Ги-сар, Серасья, Дехвен и пр. под командой Энвер-паши были заняты повстанцами. Среди русских началась паника. Она усилилась после перехода русского офицера Раева29 с частью казаков на сторону повстанцев. Положение русских становилось критическим. Москва отправила в Туркестан конные части под начальством Будённого30.

В июне 1922 г. Энвер-паша в Восточной Бухаре в окрестностях гор. Байсун перешёл

в наступление и осадил город. Сдача города ожидалась с часу на час, но подоспевшие 2 дивизии Будённого оттеснили партизан, которым пришлось отступить к Пурчу.

Здесь мы не можем не отметить, что сторонники реакционера Эмира Бухарского под командой Ибрагима Лакай31 напали на партизан, грабили обозы и всячески препятствовали их движению.

Под натиском русских Энвер-паша в полном порядке без потери людей отошёл к Ги-сару. Части реакционеров Ибрагим Лакая понесли жестокие потери.

Под натиском русских партизаны продолжали отступать и к концу июля отошли к Бельдживану.

Все национальные элементы в окрестностях городов Кафирнехенк, Душенбе, Тут-кавул были перебиты сторонниками Эмира Бухарского. Среди этих погибших были оказавшие большие услуги своему народу, как то: председатель национального совета в Хоканде Мир Адиль32 и туркмен Худапа-зар33 и др.

Русское командование, желая заручиться поддержкой реакционеров, объяснило им, что борьба ведётся против Энвера-паши, и невежественные реакционеры помогали русским, предоставляя им лошадей, верблюдов, съестные припасы и пр.

К этому времени министр иностр. дел Афганистана Махмуд Тарзи-хан34 вышел в отставку, и на его место был назначен Мех-мет Вели-хан35. К концу июля Энвер-паша был приглашён в Афганистан, но он категорически отказался от этого. Вокруг Энвера-паши уже сгруппировались от таджиков: Девлетмен-бей36, начальник семиз-узбе-ков37- Ашир-бей38, предводитель моголов-катаганов39 - Ишан Султан40, командир шех-рисебизских частей41 Даниял-бей42 и др.

Население Бухары разделилось на три лагеря, часть перешли границу Афганистана и укрылись там, другая часть сгруппировалась вокруг Энвера-паши и вела борьбу с русскими, третья часть, сторонники реакционеров, осталась на своих местах и вела борьбу с националистами. Никогда бы Агабекову под личиной купца Фесумева и его спутнику Осипову не удалось бы передвигаться в Бу-

харе с места на место, да ещё сноситься с народом. Между Дихвеном и Бельдживаном расстояние в 150 километров, по словам Агабекова, там не больше 50-60 вёрст.

В начале августа 1922 г. Энвер-паша с целью провести праздники курбан-байрама отправился в деревню Чеген в 7-8 километрах к востоку от Вельдживана, где находился штаб Девлетмен-бея. Утром 4 августа Энвер-паша начал обход войсковых частей, поздравляя их с праздниками. Паша в этот день был очень печален. В 8 ч. утра поступило донесение, что недалеко от деревни «Абдерс» появились русские части в количестве около 300 сабель. Паша, не ожидая сбора частей, сел на коня и во главе 25-30 че-лов. своей постоянной охраны поехал в указанном направлении.

Русские разделились на три колонны и наступали в таком порядке. В кровавой стычке паша разбил на голову русских и обезоружил оставшихся в живых. Из 2530 челов. уцелели только пять, среди пяти бойцов находился и русский офицер Раев. К этому времени подоспел со своей частью и Девлетмен-бей; при наступлении других колонн с боковой стороны, где работал пулемёт, был убит наповал Энвер-паша. Скоро пал и Девлетмен-бей. Партизаны остались без командиров и отступили. Русские не знали, что дрались с Энвер-пашой. Крестьяне унесли тела паши и Девлетмен-бея и спрятали их тела.

На другой день прах бойцов был перевезён в деревню Чеген, где они были торжественно преданы земле.

Место паши занял в армии Даниял-бей, а место Девлетмен-бея сын его Абдул Кадир-бей43, которые продолжали начатую борьбу.

Агабеков утверждает совершенно ложно, что в руки к русским попал Коран паши. Ничего подобного не было. Не было никакого Корана. Русские долго не знали о смерти паши. Часть вещей Энвер-паши была привезена в Стамбул и передана его семье, а другая часть находится в руках туркестанских патриотов, и хранятся как священные реликвии.

РГВА. Ф. 461 к. On. 2. Д. 137. Л. 162-166. Подлинник. Рукопись. Чёрные чернила.

Примечания

1 Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986. С. 68.

2 Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 55.

3 Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Басмачество: возникновение, сущность, крах. М., 1981. С. 96.

4 Там же. С ЛОЗ.

5 Там же. С. 99.

6 Там же. С.112.

7 Большая советская энциклопедия. Т. 49. 2-е изд. М., 1957. С. 41; Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л. В. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. М., 1986. С. 159-160.

8 Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л. В. Басмачество: правда истории... С. 178.

9 См.: Ушаков А.Г. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. М., 2002. С. 212.

10 М.В. Фрунзе - в 1920 г. командующий войсками Туркестанского фронта, в 1921-1922 гг. глава специальной миссии в Турции по установлению отношений, в том числе в области военного сотрудничества. См.: Большая советская энциклопедия. Т. 45. С. 615-616.

11 Надеин-Раевский В.А. Пантюркизм: миф или реальность (Исследование идеологии и политики современного пантюркизма). [М., 1995]. С. 55.

12 Там же.

13 Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Басмачество: возникновение... С. 222-223.

14 Там же. С. 113.

15 Там же. С. 114.

16 Там же. С. 119.

17 Там же.

18 Там же. С. 120.

19 Там же.

20 Там же. С. 121-122.

21 Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. М., 1976. С. 100.

22 Агабеков Г. С. ЧК за работой. Приложение к журналу «Отечественные архивы». Вып. 1. М., 1992. С. 65.

23 «Новый Туркестан» (Yeni Turkistan) - антисоветский националистический орган печати, выходил нерегулярно с 1927 по 1931 г. Вышло 39 номеров. См.: Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л.В. Басмачество: правда истории... С. 48.

24 «Son po§ta» (Последний пост) - одна из старейших периодических газет Турции. Выхо-

дила с середины июля 1930 г. до 1960 г. Придерживалась левой ориентации, независимой от правительства позиции. Являлась самой продаваемой в Анатолии газетой.

25 «Bildiris» (Уведомление) - турецкое периодическое издание.

26 «Ya§ Turkistan» (Молодой Туркестан) - антисоветское ежемесячное издание пантюркист-ской направленности, выходившее в Берлине с декабря 1931 г. по июль 1939 г. См.: Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л.В. Басмачество: правда истории... С. 48.

27 Речь идёт о последнем эмире Бухарского эмирата Сейиде Алим-хане (1880-1944). Правил с 1911 по 1920 г. Эмигрировал в Афганистан, поддерживал басмачество, сотрудничал с британскими колониальными властями.

28 Каджи оглы Осман-бей - один из басмачей.

29 Русский офицер Раев - один из бывших белогвардейцев, перешедший на сторону басмачей.

30 Автор ошибается. С.М. Будённый принял участие в боевых действиях по ликвидации басмаческих формирований только весной 1926 г. Награждён орденом Трудового Красного Знамени Узбекской ССР. См.: Зевелев А.И, Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Басмачество: возникновение... С. 146.

31 Речь идет об Ибрагим-беке (1889-1931), наиболее крупном лидере басмачества (курбаши) в Туркестане (Узбекистане и Таджикистане) и Афганистане.

32 Мир Адиль - председатель Национального совета в Коканде.

33 Худапазар - один из туркменских басмачей.

34 Махмуд Тарзи-хан (1865-1933) - афганский писатель, поэт. В 1919-1921 гг. занимал пост министра иностранных дел Афганистана. В феврале 1921 г. подписал Договор о дружбе между Советской Россией и Афганистаном. В 1929 г. эмигрировал в Турцию.

35 Мехмет Вели-хан. Речь идет о Мухаммаде Вали-хане Дервази (1888-1933) - афганском генерале, политике и дипломате, представителе таджикской знати. В июне 1922 - апреле 1924, ноябре 1927-1928, октябре - ноябре 1929 г. был министром иностранных дел Королевства Афганистан.

36 Девлетмен-бей - один из басмаческих курбаши.

37 Семиз-узбеки (буквальный перевод: «толстые узбеки») - один из многочисленных узбекских родов, населявших Туркестан.

38 Ашир-бей - один из басмаческих курбаши.

39 Моголы-катаганы - потомки одного из средневековых племён, сыгравших свою роль в

этногенезе современных казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков.

40 Ишан Султан - один из крупных басмаческих курбаши Восточной Бухары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Шехрисебизские части - басмаческие отряды, сформированные из уроженцев города Шахрисабза (Узбекистан) и его окрестностей.

42 Даниял-бей - один из басмаческих курбаши, бывший командующий национальными отрядами армии Бухарского советского правительства, изменивший Советской власти.

43 Абдул Кадир-бей - один из басмаческих курбаши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.