Научная статья на тему 'Ликвидация безграмотности в годы становления советской власти (на материалах малых городов Поволжья)'

Ликвидация безграмотности в годы становления советской власти (на материалах малых городов Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1029
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / МАЛЫЙ ГОРОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войнаровская Ю.В., Войнаровский О.В.

Общегосударственная задача ликвидации безграмотности решалась не только в столицах, но и в малых городах. Были созданы различные образовательные учреждения для повышения образовательного уровня всего населения. Это дало положительные результаты: к концу 1920-х годов число неграмотных в Поволжье снизилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELIMINATION OF ILLITERACY DURING THE YEARS OF THE SOVIET GOVERNMENT ESTABLISHING (BASED ON THE MATERIALS OF SMALL TOWNS OF THE VOLGA REGION)

The state task of elimination of illiteracy was realized not only in the capital but even in small towns. Various educational institutions were created to improve the educational level of the entire population. The positive results were achieved: by the end of the 1920s the number of illiterates has been decreased.

Текст научной работы на тему «Ликвидация безграмотности в годы становления советской власти (на материалах малых городов Поволжья)»

УДК 362.74

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ

В ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ МАЛЫХ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ)

Общегосударственная задача ликвидации безграмотности решалась не только в столицах, но и в малых городах. Были созданы различные образовательные учреждения для повышения образовательного уровня всего населения. Это дало положительные результаты: к концу 1920-х годов число неграмотных в Поволжье снизилось.

Ключевые слова: советская власть, малый город, образование, ликвидация неграмотности, Поволжье.

№. B. BouHapoBCKaa, O. B. BouHapoBCKuu Yu. V. Voynarovskaya, O. V. Voynarovskiy

ELIMINATION OF ILLITERACY DURING THE YEARS OF THE SOVIET GOVERNMENT ESTABLISHING (BASED ON THE MATERIALS OF SMALL TOWNS OF THE VOLGA REGION)

The state task of elimination of illiteracy was realized not only in the capital but even in small towns. Various educational institutions were created to improve the educational level of the entire population. The positive results were achieved: by the end of the 1920s the number of illiterates has been decreased.

Keywords: Soviet government, a small town, education, elimination of illiteracy, the Volga region.

Всероссийская перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн безграмотных, что составляло 60 % от всего населения [1, с. 53]. Поэтому проблема ликвидации неграмотности являлась одной из приоритетных в государственной политике народного образования. Это означало решение множества труднейших задач: покончить с безграмотностью, обеспечить всеобщее обучение детей и подростков, наладить профессионально-техническое образование рабочих и крестьян, развивать науку, литературу и искусство, создать сеть культурно-просветительных учреждений (клубов, библиотек, Домов культуры), наладить систему дошкольного воспитания детей, сделать так, чтобы газеты, журналы, книги стали достоянием каждой семьи. Эти задачи, характерные для всей России, были важны и для малых городов Поволжья.

В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с М. И. Калининым [2]. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В 1925 г. в ликбезах обучалось почти 1,4 млн взрослых. В результате по переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1 %, в том числе грамотность городского - 76,3 %, сельского - 45,2 % [3].

В малых городах Среднего Поволжья неграмотное население занимало большую долю среди горожан. В Пугачеве в 1921 г. безграмотные в возрасте от 16 до 40 лет составляли 39 642 человек (61 % от общей численности жителей города) [4]. Действовало всего 5 школ, рассчитанных на 300 человек. Количество неграмотных в Сызрани на 1 января 1923 г. - 25 100 человек в возрасте от 12 до 35 лет (57 % от всего населения) [5].

К середине 1920-х гг. школьное образование в Сред-неволжском крае представляло следующую систему: начальная четырехлетняя школа (I ступень), семилетняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5-9 классы) с про-

фессионализированными 8-9 классами в ряде школ. В Сызранском уезде в 1927/1928 учебном году в школах I ступени обучалось 2301 человек (1150 мальчиков и 1151 девочек). В городские школы осенью было принято: в школы I ступени - 458 человек, II ступени - 248 человек, семилетку - 72 человека, профшколу - 19 человек. По социальному положению: рабочих - 21,5 %, служащих - 28,5 %, крестьян - 17,5 %, прочие - 32 % [6]. Из этого следует, что образование становилось доступным для всех слоев городского населения, но при этом количество обучающихся в Сызрани было незначительным, всего 5 % от всего населения.

Вовлечение безграмотного населения в процесс обучения в некоторых малых городах Среднего Поволжья проходило медленно. Средствами эффективной системы воспитания горожанина стали государственные лозунги, метафоры плакатного типа, доктринальные изречения. В Мелекессе в 1921 г. функционировало 6 ликпунктов на 232 человека. В 1923 г. власти города содействовали организации общества «Долой неграмотность», куда входило 20 человек. Обучающимися в основном были крестьяне и ремесленники [7, л. 23]. В г. Троцке в 1921 г. было 565 человек малограмотных и 245 человек неграмотных (из них мужчин - 30 %, женщин - 70 %). Функционировало 6 школ, рассчитанных на 160 учащихся. Возраст обучающихся от 17 до 45 лет. Все они являлись работниками промышленного производства. В школах занимались по 2 часа в день, кроме субботы и воскресенья. Вместе с тем отмечалась неудовлетворительная посещаемость, незаинтересованность школой. Многие не видели в этом ценности, приоритет отдавали трудовому воспитанию, приобщению к производству.

Однако усилия центральных и местных властей были направлены на приобщение широкой массы горожан к обучению. Этим обусловливалась необходимость подготовки квалифицированных кадров для модернизации общества, внедрение основ коммунистического мировоз-

зрения, формирование нового советского типа горожанина. Поэтому в 1920-е гг. открывалось много школ. За время 1921-1929 гг. в СССР вдвое увеличилась школьная сеть: в 1927 г. в стране насчитывалось 119 тыс. школ. В конце 1920-х гг. число дошкольных учреждений в стране превышало 4 тыс. и их посещало 186 тыс. детей. Численность учительства также росла: если в 1914 г. в школах работало 231 тыс. учителей, то уже в 1927 г. - 347 тыс. В конце 1920-х гг. в начальной школе обучалось около 10 млн детей примерно 3/4 соответствующей возрастной группы; десятилетием позже - свыше 20 млн, т. е. практически все подрастающее поколение.

Быстро растущее народное хозяйство Среднего Поволжья требовало обученных и квалифицированных специалистов. Если при царской власти школы в рассматриваемом регионе были лишь в виде гимназий и реальных училищ для детей купцов и чиновников (Сызрань, Наровчат, Буинск), теперь повышенные школы открывались преимущественно в поселках городского типа, в них учились главным образом дети крестьян и рабочих. Например, в Сызрани в числе учащихся в 1927 г. было 50 % детей рабочих и 28 % детей крестьян. 1928 г. - перепись населения по городу для учета грамотности выявила: количество грамотных - 20 746 человек, малограмотных - 8156, неграмотных - 16 518; всего - 45 420 человек [8]. Анализ документов показывает, что, с одной стороны, число грамотных увеличивалось, с другой же - по-прежнему был высок показатель неграмотных - 1/3 горожан Сызрани были таковыми. Это позволяет утверждать, что образование оставалось недоступным для многих, и прогресс в области просвещения в этом малом городе шел медленно. Главная причина состояла в том, что выполнение этой социальной задачи требовало стратегической разработанности, а также соответствующей социальной инфраструктуры и финансовой поддержки, которые не были обеспечены. Недостаток денежных средств, спешка, форсирование затрудняли работу по ликвидации неграмотности в некоторых провинциальных городах, приводили к её некачественному выполнению.

В других малых городах Средневолжского края модер-низационный процесс в области просвещения шел более ускоренными темпами и эффективней. В г. Пугачеве сеть учебных заведений к 1928 г. заметно расширилась: не было ни одного случая отказа в приеме учеников в школу. В Мелекессе к 1929 г. обучалось 6 тыс. детей в 15-ти школах различных ступеней, неграмотных было в городе 18 % [9]. С 1929 г. в г. Барыше было введено всеобщее начальное обучение. Все дети с 8 до 11 лет должны были учиться в школе [10]. Этот фактор положительно влиял на рост динамики образованного населения в этом малом городе. В некоторых городах Поволжья (Мелекесс, Кор-сунь) и ТАССР продолжали существовать раздельные школы для мальчиков и девочек, религиозные школы (мектебе, медресе) с различными сроками обучения.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в малых городах Поволжья стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся фабрично-заводских училищ были дети рабочих. Кадры низшего и среднего технического персонала

(мастер, бригадир, механик) готовили в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения [11]. Несмотря на значительные масштабы, система профтехобразования в малых городах действовала менее эффективно, по сравнению с общероссийскими темпами: не хватало учителей, учебных пособий, недостаточным было финансирование. Для распространения профессионального образования в Сызрани были созданы педагогические, бухгалтерские, слесарные курсы, действовало 2 школы кройки и шитья. В Елабуге с 1921 г. действовали курсы по обучению основам сельскохозяйственного и ремесленного производства (слесарного, столярного, сапожного, портняжного) [12]. При этом образовательная сеть городов не удовлетворяла всех запросов населения. Большинство учебных заведений располагались в центре города, поэтому часть горожан не были охвачены всеобщим обучением из-за дальности их расположения.

В 1920-е гг. в СССР возникла форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки). Правительство проводило классовую политику, создавало льготные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Число высших учебных заведений и техникумов в СССР увеличивалось достаточно быстрыми темпами. В 1927 г. в стране число университетов, институтов, техникумов, училищ достигло примерно 1200, а в последующие годы увеличилось почти вчетверо - 4600. В 1927 г. на страну приходилось около 1,5 млн учеников 5-10-х классов и 350 тыс. студентов институтов и техникумов [13]. В малых городах Поволжья высших учебных заведений не было. Горожане, получившие высшее образование были приезжими. Большинство из них закончили столичные вузы. В связи с развернувшейся индустриализацией Поволжского региона в этот период встала острая проблема подготовки высокообразованных специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Многим приходилось уезжать в уездные центры, более крупные города с целью обучения в вузах. Высшее образование оставалось недоступным для большинства горожан, во многом из-за нехватки средств отсутствовала возможность уезжать из своего города.

В Средневолжском крае в 1920-е гг. открывались новые техникумы. И хотя их появление было сопряжено с определенными трудностями: не хватало специальных помещений, преподавательских кадров, оборудования, в Самарском крае в этот период были открыты десятки техникумов. В Сызрани действовали горно-сланцевый (позже нефтяной), текстильный, садово-огородный, же-лезнодорожно-строительный техникумы, организована фельдшерско-акушерская школа. В Елабуге функционировал педагогический техникум (позже педучилище), сыгравший большую роль в подготовке педагогических кадров и ликвидации неграмотности в Татарстане, Прикамье и в Поволжье. Мелекесс располагал сетью учреждений, готовящих кадры: педагогический техникум, созданный

Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)

51

на базе педагогической семинарии; ветеринарный техникум, училище механизации сельского хозяйства, открытое в 1924 г. на базе низшей ремесленной школы, ФЗУ при льнопрядильной фабрике. Равный доступ к получению среднего образования в рамках малого города стал базой для улучшения положения многих горожан, способствовал получению квалификации, подготовки молодого человека к взрослой деятельности. Весной 1929 г. Сызрань посетил народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский. Он побывал в нескольких школах города и в педагогическом техникуме. В своей статье «Кряжистая молодежь» А. В. Луначарский писал о Сызранском педагогическом техникуме: «... Я вынес уверенность, что и здесь готовятся хорошие учителя и в особенности учительницы, которые по своей специальной подготовленности уже превосходят и превзошли далеко старые выпуски семинарий» [14].

В конце 1920-х гг. старшие классы средних школ некоторых городов Среднего Поволжья (Сызрань, Аткарск, Кузнецк, Балашов) были преобразованы в техникумы, или профессионально-технические училища. А в начале 1930-х гг. во многие школы малых городов поступило распоряжение прикрепиться к какому-либо производству с тем, чтобы ученики могли получить начальные трудовые навыки. Теперь обучающиеся мало времени проводили в классах. Местом их учебы стали «новостройки», где они становились членами рабочих коллективов. Директора заводов часто очень неохотно принимали присланных к ним малообученных и недисциплинированных подростков, нарушавших строгое рабочее расписание. Иногда, напротив, директора проводили совершенно иную политику и использовали старшеклассников как даровых подсобных рабочих. Работающие на новостройках должны были отмечаться по утрам в школе, наскоро выполняли свои уроки и затем исчезали на оставшуюся часть дня. По нашему мнению, в 1920-е гг. в Средневолжском регионе удалось создать широкую сеть учебных заведений средне-профессионального образования, но, несмотря на это, уровень подготовки выпускников большинства техникумов оставался низким, качественных изменений в обучении не произошло.

Государственные и местные власти региона старались привлекать горожан к образованию, создавать благоприятные условия для обучения детей. Так, 19 декабря 1928 г. в Средне-Волжской области приняли постановление об организации бесплатных завтраков в школах I ступени. Сызранский отдел народного образования определил норму месячного ассигнования средств на каждого учащегося - 1 р. 50 коп. Для удешевления стоимости горячих завтраков и большего охвата учащихся всех детей ГорОНО распределил на три группы: первая категория - беднейшая часть, которая полностью и бесплатно получала завтрак из школ; вторая категория - более обеспеченная, получала горячий завтрак без хлеба, пользуясь хлебом из дома, и третья группа детей привлекалась на добровольных началах к пользованию горячими завтраками, внося на эту цель школе фактическую стоимость завтрака [15]. В этом проявлялся классовый принцип, который позволял в первую очередь обеспечивать бесплатным питанием детей из семей крестьян и рабочих.

В Елабуге в организации учебного процесса педтех-никума учитывались национальные особенности: имелись женская, кряшенская (т.е. для татар, принявших христианство), удмуртская и марийская секции. Это способствовало привлечению в данное образовательное учреждение граждан соседних республик. В Сызранском педтехникуме, профшколах и сельскохозяйственной школе предоставлялось бесплатное общежитие и выдавалась стипендия обучающимся, это способствовало росту поступающих горожан и сельчан близлежащих поселков.

Рост доступности образования и обусловливаемого им социального продвижения относится к числу тех процессов общественного развития в конце 1920-х гг., которые улучшали положение народных масс. Объективно это было неотделимо от индустриального преобразования народного хозяйства, так как именно индустриализация, быстро увеличивая спрос на работников умственного и квалифицированного труда, создавала возможность одновременного социально-культурного подъема жителей малых городов. Это обстоятельство благоприятно влияло на социальные процессы в обществе, способствовало повышению образовательного уровня среди взрослого населения. Для горожан имелась реальная возможность окончить семилетку, девятилетку, техникум. Любая из этих возможностей - даже семилетка - открывала перспективу культурного и социального роста.

Таким образом, в результате деятельности государства и местных властей наблюдается рост уровня образованности населения в малых городах Поволжья. Преобразования в этой области носили комплексный характер, охватывали все стороны общественной жизни населения. Однако модернизационный процесс в малых городах Поволжья замедлялся сохранением заметной доли неграмотных.

1. Дробижев В. З. У истоков советской демографии. М.: Мысль, 1987. 222 с.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2314. Оп. 8. Д. 68. Л. 18.

3. Государственный архив г. Сызрани (ГА г. Сызрани). Ф. 205. Оп. 1. Д. 6. Л. 17.

4. ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 42. Л. 3.

5. ГА г. Сызрани. Ф. 187. Оп. 1. Д. 16. Л. 8.

6. ГАРФ. Ф.2314. Оп.8. Д. 68. Л. 60.

7. Там же. Д. 19. Л. 23.

8. ГА г. Сызрани. Ф. 110. Оп. 1. Д. 18. Л. 12.

9. ГАРФ. Ф. 2314. Оп.8. Д. 68. Л. 60

10. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 39. Д. 2. Л. 17.

11. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 81. Оп. 1. Д. 45. Л. 97.

12. Архивный отдел г. Елабуги. Ф. 9. Оп. 1. Д. 2. Л. 31.

13. ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 68. Л. 8.

14. ГАСО. Ф. 818. Оп. 1. Д. 18. Л. 37.

15. ГА г. Сызрани Ф. 139. Оп. 1. Д. 34. Л. 25.

© Войнаровская Ю. В., Войнаровский О. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.