Научная статья на тему 'Лига путешественников - проект развития российского внутреннего туризма'

Лига путешественников - проект развития российского внутреннего туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
708
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
Внутренний туризм / Лига путешественников / Сокровища России / активные путешествия / приключенческие экспедиции / Domestic tourism / League travelers / treasures of Russia / active travel / adventure expeditions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Махова Наталия Станиславовна, Махов Станислав Юрьевич

Проведен маркетинговый анализ развития внутреннего туризма в России. Проведены исследования развития внутреннего российского туризма. Разработан научно-практический проект развития российского внутреннего туризма «Лига путешественников»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEAGUE TRAVELLERS DEVELOPMENT PROJECT RUSSIAN DOMESTIC TOURISM

An analysis of the marketing development of domestic tourism in Russia. Researches of the Russian domestic tourism. Developed scientific and practical project development of the Russian domestic tourism «League of travelers».

Текст научной работы на тему «Лига путешественников - проект развития российского внутреннего туризма»

УДК 910.4

ЛИГА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ - ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Махова Наталия Станиславовна студентка группы 21-ДЗ ФГБОУ ВО «Приокский государственный

университет», г. Орел

Научный руководитель Махов Станислав Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «Приокский государственный

университет», г. Орел

LEAGUE TRAVELLERS DEVELOPMENT PROJECT RUSSIAN DOMESTIC TOURISM

Makhova Nataliya Stanislavovna student of group 31-^3 Prioksky State University, Orel

Scientific adviser Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department of «(Tourism, recreation and sport»

Prioksky State University, Orel

Аннотация. Проведен маркетинговый анализ развития внутреннего туризма в России. Проведены исследования развития внутреннего российского туризма. Разработан научно-практический проект развития российского внутреннего туризма «(Лига путешественников».

Summary. An analysis of the marketing development of domestic tourism in Russia. Researches of the Russian domestic tourism. Developed scientific and practical project development of the Russian domestic tourism «League of travelers».

Ключевые слова. Внутренний туризм, Лига путешественников, Сокровища России, активные путешествия, приключенческие экспедиции.

Keywords. Domestic tourism, League travelers, treasures of Russia, active travel, adventure expeditions.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов, но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье

Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж. Согласно статистическим данным Ростуризма, в 2012 году российские туристы вывезли за рубеж почти на $13 млрд. больше, чем иностранцы ввозят в нашу страну. Значит, именно эту сумму наша страна от туризма теряет, а могла бы зарабатывать. Мы сейчас инвестируем в развитие других государств и стимулируем в них развитие туризма. Сейчас отдохнуть в Россию приезжают около 2 миллионов иностранцев, а выезжают из России более 9 миллионов «отечественных» туристов. Между тем в исследованиях Всемирной Туристической Организации потенциальные возможности России принимать туристов оцениваются примерно в 40 млн. человек в год.

В настоящее время развитие национального внутреннего туризма находится на низком уровне по многим причинам:

1. Отрицательный имидж России за рубежом. Мировое сообщество определяет Россию в качестве незначительного или отрицательного субъекта мирового процесса. В результате исследования отношения жителей 60 стран мира к нашей стране было выявлено, что Россия занимает второе место после США среди стран, вызывающих отрицательное отношение. Противников России много не только в Европе, но и на Ближнем Востоке. Например, к нашей стране относятся отрицательно 41% египтян и 57% турок. Одним из доминирующих и перспективных способов формирования позитивного имиджа России является развитие национального туризма.

2. Уровень цен на услуги и средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности.

3. Население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. Многие клиенты туристических фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

4. Многим турфирмам невыгодно показывать Россию россиянам, поскольку работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями.

Наблюдения последнего времени показывают, что многие туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к национальному внутреннему туризму. Это связано с тем, что внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.

Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся:

- отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию;

- бедность ассортимента предлагаемых услуг;

- поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;

- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;

- неудовлетворительная работа транспортных предприятий;

- непроработанность нормативно-правовой базы;

- ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом;

- слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

- невысокое качество обслуживания туристов;

- отсутствие благоприятных условий для инвестиций;

- недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках.

Объектами маркетинга внутреннего туристического продукта могут стать не только рекреационные природные ресурсы, но и культурные, исторические, духовные, образовательные и многие другие уникальные достопримечательности России.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает:

- формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы;

- развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке;

- разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;

- возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды;

- проведение активной информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование позитивного образа России как страны, благоприятной для туризма.

Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Также необходимо создание позитивного образа

России не только за рубежом, но и в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) пляжный туризм - 38 %;

2) культурно-познавательный туризм - 20 %;

3) деловой туризм - 18 %;

4) спортивный туризм - 8 %;

5) оздоровительный туризм - 7 %;

6) круизный туризм - 3 %;

7) сельский туризм - 2 %;

8) событийный туризм - 1 %;

9) паломнический туризм - 1 %;

10) экологический туризм - 1 %;

11) прочие виды туризма - 1 %.

Туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА «ЛИГА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

Лига путешественников является структурным подразделением Межрегиональной Академии безопасности и выживания (протокол № 03/08 от 25.08.2009 г).

Разработчик проекта. Проект развития российского внутреннего туризма разработан Межрегиональной Академией безопасности и выживания (МАБИВ) при поддержке и содействии кафедры «Туризм, рекреация и спорт» факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет».

Руководитель проекта - Махов Станислав Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет».

Исполнитель проекта. Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). Кафедра «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет». Национальный социальный проект «Здоровая Нация».

МАБИВ и кафедра «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО «Приокский государственный университет» обладают следующими ресурсами: ^ парк современных велосипедов; ^ специальное и туристическое снаряжение; ^ опытные инструкторы по выживанию и туризму;

^ мощный банк информации о маршрутах и интересных местах.

Межрегиональной Академией безопасности и выживания обеспечивает разработку и организацию путешествий, техническую и правовую поддержку проекта.

Кафедра «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет» обеспечивает подготовку инструкторов по туризму, разработку программ и научные исследования в области активного туризма.

Национальный социальный проект «Здоровая Нация» обеспечивает информационную и организационную поддержку проекта.

Цель Лиги путешественников - развитие активного внутреннего туризма в России.

Лига путешественников призвана обеспечить развитие и популяризацию всех видов активных путешествий, приключенческих экспедиций, туристических походов по Российской Федерации.

Задачи Лиги путешественников:

- широкое представление и популяризация среди населения рекреационных, природных, культурных, исторических, образовательных, духовных и других уникальных сокровищ России;

- организация и проведение познавательных, оздоровительных, исследовательских, активных путешествий, приключенческих экспедиций, туристических походов по России;

- содействие профессиональной и общественной консолидации и активной деятельности путешественников, туристов, специалистов;

- разработка и создание базы активных туристических маршрутов по самым красивым, значимым и уникальным местам России;

- изучение и развитие теоретических, практических и духовных знаний о России;

- расширение пределов человеческих возможностей;

- укрепление физического и духовного здоровья, формирование здорового образа жизни;

- патриотическое и нравственное воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции.

Объект проекта - туристическая деятельность в России.

Предмет проекта - процесс организации активного внутреннего туризма в России.

Способы реализации проекта. Лига путешественников приглашает в увлекательный мир путешествий и приключений, где каждый может познать красоту и величие России, испытать собственные силы, победить себя и получить уникальные впечатления!

Лига путешественников организует и проводит нестандартные активные путешествия и безопасные приключенческие экспедиции в двух категориях по России:

1. Категория «Сокровища России». Цель - показать красоту и величие России, широко представляя и популяризуя самые красивые, значимые и уникальные места России.

2. Категория «Преодолей себя». Цель - испытать собственные силы и победить себя. Это категория путешествий для тех, кто способен побеждать себя, постоянно расширять границы возможного, и делать себя сильнее.

Лига путешественников организует и проводит активные путешествия и приключенческие экспедиции с 2003 года. Проект развития российского внутреннего туризма по формированию конкурентоспособного российского туристического продукта и укреплению позитивного образа России как страны, благоприятной для туризма начал свою активную практическую реализацию с 2009 года и рассчитан до 2020 года с последующим продолжением. Данный проект даст толчок на дальнейшее развитие российского внутреннего туризма.

Лига путешественников решает важнейшую социальную задачу - через привлечение всех слоев населения к активным путешествиям и туризму по Российской Федерации, которые стали неотъемлемой частью патриотического воспитания, физического и духовного здоровья россиян, всестороннего и гармоничного развития личности, возможно возрождение России как свободной, сильной и великой державы.

Российский активный туризм как социально значимая форма деятельности, должна стать объединяющей силой, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Со

Список литературы

1. Александрова А В. Международный туризм Учебник. - М: КноРус, 2013. - 460 с.

2. Алексеева Н.К. Туризм. Учебник. - М. : Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012 - 336 с

3. Бгатов А.Д. Безопасность в туризме. Учебник. - М.: Форум, Инфра-М, 2013. - 176 с.

4. Богданов Е.М., Богомолова Е.М., Орловская В.Д. Экономика отрасли туризм. Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 320 с.

5. Боголюбов B.C., Орловская В.Д. Экономика туризма. Учебник. - М.: Академия, 2013. - 192 с.

6. Бутко И.М., Ляшко Г.И., Маркин П.Г., Ситников В.Э. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах Учебное пособие - М.: МарТ, Феникс, 2010. - 336 с.

7. Бутко И М. Туризм. Транспортные туры и круизы. Учебное пособие. -М.: МарТ, Феникс, 2010. - 336 с.

8. Бутузов А.Л. Этнокультурный туризм. Учебник. - М.: КноРус, 2013. -

248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бухтерева О.Ю. Социология рекламы в социокультурном сервисе и туризме. Учебник. - М.: Инфра-М. 2014. - 128 с.

10. Ветитнев А. Т., Кусков А.А. Лечебный туризм. Учебник. - М.: Форум, 2010. - 592 с.

11.Вяткин Л.А., Сидорчук Е.Б. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Академия, 2014. - 224 с.

12. Зайцева Н.Д. Менеджмент в сфере услуг. Туризм и гостиничное дело. Учебник. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

13.Иванов А.П. История российского туризма (XXX века). Учебник. - М: Форум, 2011. - 320 с.

14. Казаков Н.Л., Якубовская Н.Л Безопасность жизнедеятепьности. Обеспечение безопасности в туризме Учеб. - М. : Академия. 2011. - 240 с.

15.Можаева Н.П., Рыбачек Г С. Организация туристской индустрии и география туризма. Учебник. - М. : Форум, Инфра-М, 2014. - 336 с.

16. Новиков В.Г. Инновации в туризме. Учебник. - М.: Академия, 2010. -208 с.

17.Рубаник А.А., Ушаков Д.В. Технологии въездного туризма. Учебник. -М.: Издательский центр "МарТ. Феникс, 2010. - 384 с.

18. Ушаков Д. В. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М.: Издательский центр "МарТ", Феникс, 2010. - 448 с.

19. Черникова Л.Д. Страхование и риски в туризме Учебник. - М.: Академия, 2010. - 160 с.

20.Шнайдерман А.И. Партизанский маркетинг в туризме. Учебное пособие. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 224 с.

Со

_Q

References

w

1. Alexandrov A V. International tourism textbook. - M: KnoRus, 2013. - 460 p.

2.Alekseev N.K. Tourism. Textbook. - M .: Flint LEU VPO Moscow Psychological and Social University, 2012 - 336 with

3. BSATU A.D. Safety in tourism. Textbook. - M.: Forum, Infra-M, 2013. - 176 p.

4. Bogdanov E.M., Bogomolov E.M., Orlov V.D. The economy of tourism. Textbook. - M.: INFRA-M, 2014. - 320 p.

5. Bogolyubov B.C., Orlov V.D. The economy of tourism. Textbook. - M .: Academy, 2013. - 192 p.

6.Butko I.M., Lyashko G.I. Markin P.G., Sitnikov, V.E. Tourism. Security programs and tours on tourist routes Textbook - M.: March, Phoenix, 2010.-336 p.

7. Butko I.M. Tourism. Transportation tours and cruises. Tutorial. - M .: March, Phoenix, 2010. - 336 p.

8. Butuzov A.L. Ethno-cultural tourism. Textbook. - M.: KnoRus, 2013. - 248 p.

9. Buhtereva O.J. Sociology of advertising in the socio-cultural service and tourism. Textbook. - M.: INFRA-M. 2014. - 128 p.

10.Vetitnev A.T., Kuskov A.A. Medical tourism. Textbook. - M .: Forum, 2010. -592 p.

11.Vyatkin L.A., Sydorchuk E.B. Tourism and orienteering. Textbook. - M .: Academy, 2014. - 224 p.

12.Zaitseva N.D. Management in the service sector. Tourism and Hotel Management. Textbook. - M.: Academy, 2013. - 288 p.

13.Ivanov A.P. The history of Russian tourism (IX-XX century). Textbook. - M: Forum, 2011. - 320 p.

14.Kazakov N.L., Yakubovskaya N.L. Security zhiznedeyatepnosti. Security in tourism textbook. - M.: Academy. 2011. - 240 p.

15.Mozhayeva N.P., Rybachek Mr. C. Organization of the tourist industry and geography of tourism. Textbook. - M.: Forum, Infra-M, 2014. - 336 p.

16.Novikov V.G. Innovation in tourism. Textbook. - M.: Academy, 2010. - 208 p.

17.Rubanik A.A., Ushakov D.V. Technologies tourism. Textbook. - M .: Publishing Center "March. Phoenix, 2010. - 384 p.

18.Ushakov D.V. Technology outbound tourism Textbook - M .: Publishing Center "Marta", Phoenix, 2010. - 448 p.

19.Chernikov L.D. Insurance and risk in tourism textbook. - M.: Academy, 2010. - 160 p.

20.Schneiderman A.I. Guerrilla Marketing in tourism. Tutorial. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2014. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.