Научная статья на тему 'Лидерство как модель управления человеческими ресурсами'

Лидерство как модель управления человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
813
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПЕРСОНАЛ / РОССИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ГРУППА / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / LEADERSHIP / MANAGEMENT MODEL / HUMAN RESOURCES / STAFF / RUSSIA / MANAGEMENT OBJECT / SUPERVISOR / GROUP / ORGANIZATION / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова Нелли Петровна, Романова Илона Валерьевна, Романова Елена Вениаминовна

Рассматривается лидерство как модель управления человеческими ресурсами. От эффективности лидерства напрямую зависит эффективность экономической деятельности персонала. В контексте поставленной проблемы раскрывается сущность феномена лидерства и обосновывается эффективность его воздействия на современную модель управления, раскрывается механизм воздействия лидера на человеческие ресурсы. Для реализации поставленной в исследовании задачи использовался принцип объективности. Особое внимание авторы уделили диалектическому методу, который позволил определить общее направление исследования, сформулировать методологические установки. Лидер, обладая конкретным влиянием на коллектив, мотивирует деятельность группы, заботится о равновесии внутри группы, а также направляет усилия каждого члена группы на выполнение поставленных задач. Для успешного руководства лидер сочетает две функции: специалист по заданию и регулированию отношений в группе. Значимыми для реализации модели лидерства являются социально-экономические условия. Современная генерация лидеров четко реагирует на потребности общества. В условиях плюрализации основополагающих норм общества лидерство проявляет себя как модель управления человеческими ресурсами и оказывает реальное воздействие на систему общественных отношений, что в конечном счете приведет к существенному прогрессу. В результате появилось отношение к лидерству как новой модели управления, способной обеспечить выживание компании в условиях изменений. Стиль поведения лидера и его целевая ориентация заключают в себе определенную систему управления персоналом. Под влиянием лидера в социуме формируются новые ценности, уровень профессионализма, люди проявляют готовность к трансформациям. Лидерство, как модель управления, формирует инновационное поведение персонала, обеспечивает использование новаций на всех уровнях организации. Лидерство призвано создать основу для практики корпоративного управления, способной поощрять и поддерживать инновационное поведение сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AS A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT MODEL

Leadership is considered as a model of human resource management, because the effectiveness of personnel directly depends on the effectiveness of leadership. In the context of the suggested problem, the essence of the leadership phenomenon is revealed and the effectiveness of its impact on the modern management model is substantiated. The mechanism of the leader’s impact on human resources is revealed by the authors. To implement the aims of the study, the principle of objectivity was used. The authors have paid special attention to the dialectical method, which made it possible to determine the general direction of the study and formulate the methodological approach. The leader, having a specific influence on a team, motivates the activities of the group, takes care of the balance within the group, and also directs the efforts of each member of the group to fulfill the tasks set. For successful leadership, the leader combines two functions: a specialist in assignment and regulation of relations in the group. Social and economic conditions are important for the implementation of the leadership model. Modern generation of leaders clearly responds to the needs of society. In conditions of pluralization of the fundamental norms of society, leadership manifests itself as a model of human resource management and has a real impact on the system of social relations, which ultimately will lead to significant progress. As a result, the attitude to leadership as a new management model that can ensure the survival of the company in the face of change has emerged. The leader’s behaviour style and his target orientation comprise a certain personnel management system. Under the influence of a leader in society, new values, a level of professionalism are being formed; people are showing readiness for transformations. Leadership, as a management model, shapes the innovative behaviour of personnel, ensures the use of innovations at all levels of the organization. Leadership aims to create a foundation for corporate governance practices that can encourage and support innovative employee behavior.

Текст научной работы на тему «Лидерство как модель управления человеческими ресурсами»

Экономические науки

УДК [622.7+ 55](075)

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-2-106-113

ЛИДЕРСТВО КАК МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ LEADERSHIP AS A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT MODEL

H. П. Романова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита rik-romanova-chita@mail.ru

N. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

И. В. Романова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита ilromanova2010@yandex.ru

I. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

E. В. Романова,

Алтайский государственный университет, г. Барнаул romanovaev.2007@mail.ru

E. Romanova,

Altai State University, Barnaul

Рассматривается лидерство как модель управления человеческими ресурсами. От эффективности лидерства напрямую зависит эффективность экономической деятельности персонала. В контексте поставленной проблемы раскрывается сущность феномена лидерства и обосновывается эффективность его воздействия на современную модель управления, раскрывается механизм воздействия лидера на человеческие ресурсы.

Для реализации поставленной в исследовании задачи использовался принцип объективности. Особое внимание авторы уделили диалектическому методу, который позволил определить общее направление исследования, сформулировать методологические установки.

Лидер, обладая конкретным влиянием на коллектив, мотивирует деятельность группы, заботится о равновесии внутри группы, а также направляет усилия каждого члена группы на выполнение поставленных задач. Для успешного руководства лидер сочетает две функции: специалист по заданию и регулированию отношений в группе.

Значимыми для реализации модели лидерства являются социально-экономические условия.

Современная генерация лидеров четко реагирует на потребности общества.

В условиях плюрализации основополагающих норм общества лидерство проявляет себя как модель управления человеческими ресурсами и оказывает реальное воздействие на систему общественных отношений, что в конечном счете приведет к существенному прогрессу. В результате появилось отношение к лидерству как новой модели управления, способной обеспечить выживание компании в условиях изменений. Стиль поведения лидера и его целевая ориентация заключают в себе определенную систему управления персоналом. Под влиянием лидера в социуме формируются новые ценности, уровень профессионализма, люди проявляют готовность к трансформациям.

Лидерство, как модель управления, формирует инновационное поведение персонала, обеспечивает использование новаций на всех уровнях организации.

Лидерство призвано создать основу для практики корпоративного управления, способной поощрять и поддерживать инновационное поведение сотрудников

Ключевые слова: лидерство; модель управления; человеческие ресурсы; персонал; Россия; объект управления; руководитель; группа; организация; социально-экономические условия

Leadership is considered as a model of human resource management, because the effectiveness of personnel directly depends on the effectiveness of leadership. In the context of the suggested problem, the essence of the

© H. П. Романова, И. В. Романова, E. В. Романова, 2020

106

leadership phenomenon is revealed and the effectiveness of its impact on the modern management model is substantiated. The mechanism of the leader's impact on human resources is revealed by the authors.

To implement the aims of the study, the principle of objectivity was used. The authors have paid special attention to the dialectical method, which made it possible to determine the general direction of the study and formulate the methodological approach.

The leader, having a specific influence on a team, motivates the activities of the group, takes care of the balance within the group, and also directs the efforts of each member of the group to fulfill the tasks set. For successful leadership, the leader combines two functions: a specialist in assignment and regulation of relations in the group.

Social and economic conditions are important for the implementation of the leadership model. Modern generation of leaders clearly responds to the needs of society.

In conditions of pluralization of the fundamental norms of society, leadership manifests itself as a model of human resource management and has a real impact on the system of social relations, which ultimately will lead to significant progress. As a result, the attitude to leadership as a new management model that can ensure the survival of the company in the face of change has emerged. The leader's behaviour style and his target orientation comprise a certain personnel management system. Under the influence of a leader in society, new values, a level of professionalism are being formed; people are showing readiness for transformations.

Leadership, as a management model, shapes the innovative behaviour of personnel, ensures the use of innovations at all levels of the organization.

Leadership aims to create a foundation for corporate governance practices that can encourage and support innovative employee behavior.

Key words: leadership; management model; human resources; staff; Russia; management object; supervisor; group; organization; socio-economic conditions

Б ведение. В последнее десятилетие одной из главных целей проводимых реформ является совершенствование управления. Отсутствие четкого законодательного определения управленческой деятельности отрицательно сказывается на функционировании хозяйственного комплекса страны. Проблема новационного управления требует глубокого теоретического осмысления. В современной действительности управление рассматривается как деятельность эффективного лидерства.

В США раньше всех отчетливо поняли зависимость результатов экономической деятельности от эффективности лидерства. Именно американцы разработали значительное количество теорий по названной проблеме. Однако, несмотря на обширную разработанность проблемы, многие важные вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

Актуальность. В России вопрос о лидерстве является не менее важным. Лидерство, как модель управления человеческими ресурсами, в Новейшее время является ключевой проблемой для достижения организационной эффективности. Диапазон разработки проблемы чрезвычайно широк. Несмотря на обширную исследованность, актуальность научного осмысления проблемы сохраняется. Последняя представляет собой описание разночтений между теорией и практикой. В

результате большой значимости и ценности поставленной проблемы обоснована ее актуальность и первостепенность.

Цель исследования - раскрыть сущность феномена лидерства и эффективность его воздействия на современную модель управления.

Объект исследования. Человеческие ресурсы.

Предмет исследования. Лидерство как модель управления для воздействия на объект управления.

Задачи исследования. Охарактеризовать лидерство как модель управления человеческими ресурсами. Рассмотреть механизм воздействия лидера на эффективное управление.

Способ аргументации: ссылки на источники.

Методология и методы исследования. Для реализации поставленной цели использовался принцип объективности. Он требует учета всех факторов, порождающих такое явление, как лидерство, а также условий развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте исследования. В качестве основных использовались деятель-ностный и функциональный подходы.

В работе применялись традиционные общенаучные методы: анализ и синтез, обоб-

щение материала, необходимого для исследования, а также методы индукции, дедукции, наблюдения, логический метод.

Особое внимание авторы уделили диалектическому методу, который позволил определить общее направление исследования, сформулировать методологические установки, явился средством ориентирования в материале.

Результаты исследования и их обсуждение. За многие столетия рыночная экономика обрела богатый опыт обеспечения эффективности производства, который свидетельствует о том, что успех любого дела зависит от людей, занятых этим производством, от качества их жизни. В этой связи опытные руководители главной задачей на производстве считают человеческие ресурсы.

Руководитель японской компании «Sony» Акио Морита утверждает, что «никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Самая важная задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба» [4].

Руководитель всемирно известной компании «Крайслер» также считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если нет надежной команды, то из остальных факторов мало что получится. Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он ни был, которую я не стерплю; вот она: "У него не ладятся отношения с людьми". Я считаю такую характеристику убийственной. Этого человека просто уничтожили - таково мое мнение. Он не умеет обходиться с людьми? Следовательно, он оказался в труднейшем положении, ибо здесь кроется самая суть управления. Ведь не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Если он не умеет строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя - это побуждать к деятельности людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте» [7].

В рекламных изданиях все чаще стали публиковаться объявления, где требуется руководитель с лидерскими качествами. Практика подбора руководителей требует не хорошего руководителя, а руководителя-лидера, обладающего не только высоким профессионализмом, но и подвижническими качествами. Понятия «лидер» и «руководитель» в быту употребляются как синонимы. Однако они не тождественны. Руководитель - это сугубо управленческий феномен, в то время как лидер - психологический. Руководитель -это начальник, занимающий официальную должность. Доминирующее положение лидера носит неформальный характер. Его влияние основано на явном или скрытом согласии членов коллектива. Так, официальный начальник не всегда является фактическим лидером. Лидерство - это отношения влияния и подчинения в коллективе.

В результате научных исследований лидерства разработан ряд концепций. Р. Бейлс, создатель теории лидерских ролей, рассматривает «профессионала»-лидера, ориентированного на решение производственных проблем и проблем человеческих отношений. Исследования, проведенные в рамках этой теории, сосредоточивались на выявлении качеств, свойственных лидеру.

Для понимания лидерства особое значение имеет уровень группового развития. В коллективе, где налицо ценностно-ориента-ционное единство, по мнению западных ученых, снимается противопоставление лидера, «ориентированного на задачу», и лидера, «ориентированного на людей».

Стиль поведения лидера во многом определяет судьбу группы и отдельно каждого ее члена. Каждый человек проживает жизнь в составе разнообразных групп, а потому испытывает воздействие различных формальных и неформальных лидеров. Это могут быть люди различных личностных особенностей и социального положения. Лидеры влияют на социализацию человека, они в существенной степени направляют деятельность группы.

В свою очередь возникновение лидерства определяется структурой и задачами группы. Поведение лидеров в определенной мере обусловлено ценностными ориентаци-ями членов группы. В процессе увеличения группы и поставленных перед ней задач среди членов группы развивается иерархия по

степени влияния. Верхнюю ступень занимает первостепенный лидер, далее - лидеры второго и третьего уровней, на нижних ступенях находятся последователи.

В малых группах промежуточные лидеры и последователи каждый на своем уровне представляет черты верховного лидера. Однако это не приемлемо к большим группам, где существуют объективные причины для выдвижения нескольких лидеров. Востребованность во влиятельном лидере особенно ощущается, когда складывается критическая ситуация. Это может касаться и отягощенных условий к достижению цели, и перипетий реорганизации в учреждении и т. д. Новый лидер обычно появляется тогда, когда старый не справляется с новационной стратегией. Если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то группа остается с формальным руководителем, который регулирует деятельность участников только административно-правовыми средствами. Тип деятельности любого лидера отражает целевые установки группы, а также особенности личности лидера.

А. Халпин и Б. Вайнер утверждают, что особенности деятельности лидеров могут быть выявлены путем применения двух параметров, характеризующих направленность действий лидеров:

1) как мотивируется деятельность последователей, достигается удовлетворенность и поддержание равновесия внутри группы;

2) как определяется стратегия для достижения групповых целей и реализуется координация деятельности членов группы.

В сфере названных параметров лидеры ведут себя по-разному.

Лидер, ориентированный на гармоничные отношения, мотивирует деятельность членов группы, внимательно относится к людям, отмечает хорошую работу членов коллектива и важность слаженных внутригруппо-вых отношений. Он доступен, рассматривает предложения, поступившие от членов коллектива, привлекает к планированию и определению производственных задач.

Лидер директивного типа не учитывает эмоциональное самочувствие коллектива, наказывает за плохую работу, отвергает мнения участников группы. Второй параметр действий лидера чрезвычайно важен, когда группа сталкивается с проблемой. Общая

характеристика действий лидера основана на таких первичных функциях, как администрирование, планирование, контроль исполнения.

Лидер коллегиального типа согласует свои идеи с членами коллектива, стандартизирует этапы работы, стремится упростить технологию выполнения заданий.

А. Халпин и Б. Вайнер в факторно-аналитическом исследовании отмечают, что 83 % отличий в деятельности лидера обусловлены именно этими двумя параметрами. Таким образом, лидер, обладая конкретным влиянием на коллектив, должен мотивировать деятельность группы, заботиться о равновесии внутри нее, об удовлетворенности членов, направлять и координировать усилия каждого члена группы для выполнения поставленных задач.

Стили лидерства изучали К. Левин, Р. Ли-керт, Д. МакГрегор и другие ученые [9; 10; 11]. Для успешного руководства в большинстве формальных групп лидер сочетает две функции: специалист по заданию и регулированию отношений в группе. Важным фактором для понимания сущности лидерства является восприятие лидера коллективом. Лидер должен восприниматься как «один из нас». Анализируя деловые биографии преуспевающих лидеров, можно установить, что лидер имеет ряд общих характеристик с членами группы, в связи с чем воспринимается как «один из нас», как «подобный большинству из нас», как в особой степени воплощающий ценности, нормы, имеющие первостепенное значение для коллектива.

Используя власть, соответствующую своему статусу, лидер может изменять принятые нормы и ценности. Однако группа всегда сильнее лидера, поэтому он должен принять нормы, освоенные группой. Чтобы оставаться лидером, он должен либо принимать, либо создавать видимость, что принимает цели, нормы, традиции группы и помогать в достижении поставленных целей.

Лидер воспринимается как «лучший из нас», поскольку он служит примером. Чтобы эффективно осуществлять управление, кооперирование работы коллектива необходимо быть «лучшим». Чтобы помогать группе и быть мотивированным, лидер не противоречит установившейся групповой идеологии. Члены группы заинтересованы в тех лидерах, которые соответствуют их ожиданиям. Выбираемый лидер отчасти зависит от личностных

качеств последователей и соответствует их ожиданиям, способен удовлетворить такие ожидания, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться.

В американских финансовых и промышленных организациях отдается предпочтение директивному, волевому руководству. Приоритет отдается управляющим, способным принуждать, оказывать давление, продвигать, толкать. В других организациях в приоритете более мягкий стиль руководства. Не существует универсальных характеристик успешного руководителя. Однако есть общие черты, отличающие эффективного лидера. Как правило, лидеры умнее последователей, лучше адаптируются к жизненным ситуациям, склонны доминировать, зачастую экстравертны, менее консервативны, мужественны, обладают чуткостью в сфере межличностных отношений.

Лидерство это не столько способ организации власти в гражданском обществе, сколько модель управления человеческими ресурсами, в этой связи оно рассматривается как социальный феномен, который весьма значителен для общества. Обязательное условие лидерства - обладание властью в организациях разных уровней и масштаба как средство воздействия и влияния на людей, так как долг лидера - улучшить общественную жизнь.

М. Кете де Врис придерживается мнения, что лидер всегда недоволен устоявшимся положением, стремится сделать мир лучше, старается мобилизовать окружение на преобразования общественной жизни, ищет варианты для реализации идей, дает надежду на новые свершения, задает новые направления, выражающие цели коллектива. Для этого лидер использует различные средства убеждения и манипулирования. Лидер способен создать яркий образ, заставляющий людей идти вперед и действовать, умеет подать информацию, способен рассказать что-либо при помощи символов, церемоний и декораций. При этом он отлично владеет языком, отличается умением пользоваться улыбкой, метафорами и иронией. Успешно строит объединения, владеет знанием того, каким образом человеку можно дать почувствовать его ценность для других, выделить отдельного человека или группу по определенным признакам [2].

Огромное значение для реализации модели лидерства имеют социально-эконо-

мические условия, под которыми понимается состояние экономики в государстве и социальная политика, так как от этого зависит социальное самочувствие граждан, их уверенность в завтрашнем дне. Во времена нестабильности в государстве возрастает напряженность среди населения. В связи с этим возникает потребность в лидере, способном решить эту задачу. По утверждению Т. В. Черепановой [6], лидеры готовы к качественному изменению существующих основ общества. Они активно применяют РR-техно-логии, политическую рекламу, политическое прогнозирование и другие методы.

Во времена нестабильности лидер имеет возможность заявить о себе как о творце. Он способен активно влиять на происходящие социально-культурные, социально-экономические и социально-политические процессы, берет на себя ответственность за решение стоящих перед обществом задач. Для реализации лидерства как модели управления человеческими ресурсами важную роль играет политический режим в государстве. От политической системы зависит возможность проявить свои способности. В демократическом государстве лидер активно взаимодействует с народом, в тоталитарном - находится в центре привилегированных групп.

В современных условиях цивилизации являют собой широкий диапазон человеческой общности, отличающейся внутренней неоднородностью. Лидер должен учитывать особенности цивилизационной структуры и уровень образованности людей. Ему необходимо продемонстрировать свою осведомленность, чтобы завоевать доверие, а также стиль поведения и свои уникальные качества. Лидер по своей сути является новатором. Однако люди стремятся к стабильности, в этой связи готовность группы к трансформациям, доверие людей - необходимые условия реализации лидерских начинаний.

Лидерство как модель управления человеческими ресурсами способно проявить себя при наличии умения работать с различными категориями людей, выстраивать коммуникации в целях продвижения социально значимой идеи. Современная генерация лидеров чутко реагирует на потребности общества и эффективно вводит инновации. В условиях плюрализации основополагающих норм общества лидерство оказывает реальное воздействие на систему общественных

отношений, что в конечном счете приводит к существенному прогрессу. В результате сформировалось отношение к лидерству как новой модели управления, способной обеспечить выживание компании в условиях изменений. В период социальных трансформаций закономерности, ориентирующие предпринимательство на копирование, не обеспечивают конкурентоспособность, в связи с чем развивается стремление к уникальности. Одной из моделей управления, придающей компании уникальность, должно стать лидерство [3].

Лидерство как модель управления стимулирует инновационное поведение сотрудников, обеспечивает использование новаций на всех уровнях организации. Следует выделить некоторые черты новой системы управления:

-инновационное поведение сотрудников;

- воспроизводство лидеров на всех уровнях организации;

- разделенное лидерство. Лидерство как координация деятельности многих лидеров.

Лидерство призвано создать основу для практики корпоративного управления, способной поощрять и поддерживать инновационное поведение сотрудников.

Роль лидера приобретает решающее значение в деятельности сотрудников. Личностные качества лидера, стиль его поведения во многом определяют установки сотрудников, так как фактор влияния, которое оказывает лидер на окружающих, имеет особое значение. Благодаря доминирующей позиции, лидеры играют значимую роль в формировании групповых целей, мировоззрения членов группы, т. е. управляют человеческими ресурсами. Влияние в группе не равномерно, а сосредоточено в руках одного либо нескольких человек, в этой связи следует понимать, что именно они, обладая властью, влиянием, коммуникативными способностями, управляют человеческими ресурсами.

Лидерство проявляется лишь в условиях взаимодействия. Воздействуя на окружение, лидер манипулирует, управляет персоналом. В зависимости от прогресса лидеры используют разные способы, инструменты, методы и механизмы воздействия на персонал - интернет, СМИ и другие технологии. Имиджмейкеры работают над образом лидера, способного проявить себя в целях удовлетворения корпоративных интересов. Технология управления персоналом в лице лидера весьма эффективна. Успех лидера в управленческой деятельности во многом зависит от того, каков его созданный образ [1; 6].

Персонал возлагает на лидера ответственность за принимаемые решения, полученные результаты. Под его воздействием в социуме формируются новые потребности, ценности, уровень профессионализма персонала. Люди проявляют готовность к трансформациям, которые предлагает лидер. Таким образом, лидерство можно рассматривать как модель управления человеческими ресурсами.

Заключение. Э. Богардус, один из основоположников теории лидерства, утверждает, что лидеру присущ острый ум, твердая воля и целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, компетентность и готовность брать на себя ответственность, способность внушать людям доверие [8].

В зависимости от конкретных ситуаций лидерство обретает качества, обусловленные особыми обстоятельствами. Индивидуальные качества лидера и поставленные перед ним цели сформировали модель поведения, позволяющую управлять человеческими ресурсами. Стиль поведения лидера и его целевая ориентация заключают в себе определенную систему управления персоналом. Лидер, обладая определенным влиянием, мотивирует персонал, направляет, координирует для достижения стоящих перед группой задач.

Список литературы _

1. Гениндоржиева Д. Б. Молодежное лидерство в системе политического управления // Потенциал молодежи - развитию территорий. Байкальский международный экономический форум: сб. ст. Улан-Удэ: БГУ, 2012. С. 130-133.

2. Кете де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 276 с.

3. Ковалева Т. Лидерство как стиль управления современной компанией. URL: https://www.klerk.ru/ boss/articles/11768 (дата обращения: 15.12.2019). Текст: электронный.

4. Морита А. Сделано в Японии: история фирмы «Сони». М.: Прогресс, 1990. 408 с.

5. Цырендоржиева Д. Ш., Хобракова Д. Б. Лидерство как социальный феномен // Философия и современность: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. Улан-Удэ: БГУ, 2016. С.136-144.

6. Черепанова Т. В. Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского: философия, культурология, социология, социальная работа. 2012. № 4. С. 148-157.

7. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. 384 с.

8. Bogardus E. S. Leaders and leadership. New York, 1934. 138 p.

9. Lewin K. A dynamic theory of personality: selected papers. New York; London: McGraw-Hill Book Company, 1935. 286 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Likert R. New patterns of management. New York; London: McGraw-Hill Book Company, 1961. 279 p.

11. McGregor D. Leadership and motivation: essays. Boston: MIT Press, 1966. 286 p.

References _

1. Genindorzhieva D. B. Potentsial molodezhi - razvitiyu territoriy. Baykalskiy mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum: sb. st. (The potential of youth - the development of territories. Baikal International Economic Forum: collected articles). Ulan-Ude: BSU, 2012, pp. 130-133.

2. Kete de Vries M. Mistika liderstva: razvitiye emotsionalnogo intellekta (The mystic of leadership: development of emotional intelligence). Moscow: Alpina Business Books, 2004. 276 p.

3. Kovaleva T. Liderstvo kakstilupravleniya sovremennoykompaniyey (Leadership as a management style for a modern company). URL: https://www.klerk.ru/boss/articles/11768 (Date of access: 15.12.2019). Text: electronic.

4. Morita A. Sdelano v Yaponii: istoriya firmy "Soni" (Made in Japan: history of Sony). Moscow: Progress, 1990. 408 p.

5. Tsyrendorzhieva D. Sh., Khobrakova D. B. Filosofiya isovremennost: problemy iperspektivy: sb. nauch. st. (Philosophy and Modernity: problems and prospects: collected scientific articles) / ed. D. Sh. Tsyrendorzhieva. Ulan-Ude: BSU, 2016, pp. 136-144.

6. Cherepanova T. V. Uchenyye zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo: filosofiya, kulturologiya, sotsiologiya, sotsialnaya rabota (Scholary notes of the Transbaikal State Humanitarian-Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky: philosophy, cultural studies, sociology, social work), 2012, no. 4, pp. 148-157.

7. Yakokka Li. Kariera menedzhera (Career of amanager). Moscow: Progress, 1991. 338 p.

8. Bogardus E. S. Leaders and leadership (Leaders and leadership). New York, 1934. 138 p.

9. Lewin K. A dynamic theory of personality: selected papers (A dynamic theory of personality: selected papers). New York; London: McGraw-Hill Book Company, 1935. 286 p.

10. Likert R. New patterns of management (New patterns of management). New York; London: McGraw-Hill Book Company, 1961. 279 p.

11. McGregor D. Leadership and motivation: essays (Leadership and motivation: essays). Boston: MIT Press, 1966. 286 p.

Коротко об авторах _

Романова Нелли Петровна, д-р социол. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, деловые коммуникации, управление человеческими ресурсами

vgromanow@yandex.ru

Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры социально-правовых дисциплин, Забайкальский государственный университет, г Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации il.romanova2010@yandex.ru

Романова Елена Вениаминовна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. Область научных интересов: экология человека, здоровье человека, мотивация к ЗОЖ, ценности ЗОЖ, семантическая картина спорта romanovaev.2007@mail.ru

Briefly about the authors_

Nelly Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, business communications, human resources management

Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Social and Legal Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications

Elena Romanova, candidate of philosophical sciences, associate professor, assistant professor, Physical Education department, Altai State University, Barnaul, Russia. Sphere of scientific interests: human ecology, human health, motivation for healthy lifestyle, healthy lifestyle values, semantic picture of sport

Образец цитирования_

Романова H. П., Романова И. В., Романова Е. В. Лидерство как модель управления человеческими ресурсами//Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С.106-113. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-2-106-113.

Romanovа N., Romanova I., Romanova E. Leadership as a Human Resource Management Model //Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 2, pp. 106-113. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-2-106-113.

Статья поступила в редакцию: 29.01.2020 г. Статья принята к публикации: 10.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.