Научная статья на тему 'Лидерство как альтернативный метод управления организацией'

Лидерство как альтернативный метод управления организацией Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клестов Я. И.

Рассматривается феномен лидерства, анализируются сходства и различия менеджмента и лидерства, а так же влияние лидерства на управление производством и развитие предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерство как альтернативный метод управления организацией»

ЛИДЕРСТВО КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

© Клестов Я.И.*

Современная гуманитарная академия, г. Москва

Рассматривается феномен лидерства, анализируются сходства и различия менеджмента и лидерства, а так же влияние лидерства на управление производством и развитие предприятия.

Роль менеджмента заключается в создании условий и атмосферы, в которых люди могли бы максимально комфортно работать, достигая наилучших результатов [4].

Управление организацией, как процесс межличностного общения включает в себя отношения типа: «менеджер - сотрудник», а также все области жизни индивидов и коллективов. При этом управляющие и управляемые находятся в постоянном взаимодействии.

Современный менеджмент невозможно представить без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития. Следовательно, менеджмент невозможен без лидеров, так как лидерство интегрирует межличностные факторы организации для достижения организационных целей [6].

Менеджер и лидер не являются синонимами, эффективный менеджер не всегда бывает эффективным лидером и наоборот. Все дело в том, что на менеджеров учат, а лидерами рождаются.

Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, для привлечения их к совместной реализации управленческих решений и достижения определенных целей.

Организацию можно рассматривать в двух аспектах[6]:

1. формальный (функциональный);

2. неформальный (психологический или эмоциональный).

Менеджмент занимает особое место в системе формальных (официальных) отношений, лидерство же - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Как правило, роль и функции в менеджменте определены заранее, лидерство возникает стихийно и без формального определения.

Руководитель коллектива назначается вышестоящим руководством извне, получает соответствующие властные полномочия и право на применение санкций, лидер чаще всего выдвигается из числа окружающих его людей, равных по статусу или служебному положению.

* Аспирант кафедры Экономики и управления народным хозяйством.

Следовательно, менеджмент по своей сути - феномен социальный, а лидерство - психологический. В этом и состоит их основное различие.

Но не стоит забывать, что между менеджментом и лидерством имеется много общего [6]:

- менеджмент и лидерство являются средством управления, организации и координации отношений членов социальной группы;

- менеджер и лидер реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе);

- менеджменту и лидерству присущ момент субординации отношений, проявляющийся более отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо - лидера.

Исследуя феномен лидерства, следует рассмотреть два направления человеческой истории [2]:

1. развитие за счет социализации, которая готовит человека управлению учреждениями и поддержанию существующего равновесия социальных отношений;

2. развитие благодаря личному мастерству, побуждающему человека бороться за психологические и социальные изменения.

Менеджерским талантом общество обязано первой линии развития, а лидеры рождаются благодаря второй.

Лидерство стало объектом исследования в начале двадцатого столетия, когда началось изучение управления. Однако, должное внимание изучению лидерства на фундаментальной основе было уделено только в период с 1930 по 1950 год [3].

Исследование лидерства проводилось с учетом двух подходов:

1. Личные качества лидера;

Ранние исследования базировались на лидерах, достигших определенного уровня величия (теория великого человека). Идея заключалась в поиске того, что сделало этих людей великими, отборе потенциальных лидеров, проявивших подобные особенности, а так же выявлении возможностей для воспитания и развития этих качеств.

Три типа лидерских качеств:

1. умственные способности: знание дела, образованность, способность к концептуализации, рассудительность, ясность речи решительность;

2. личностные: целостность личности, этичное поведение, оригинальность, творчество, быстрая реакция, уверенность в себе, независимость, честность, физические данные, энергичность, работоспособность, активность;

3. социальные: готовность к сотрудничеству, способность привлекать других к делу, популярность, коммуникабельность, активная общественная позиция, тактичность, дипломатичность.

По завершению исследований выявилась относительно малая зависимость успешности лидера от его личных качеств.

Более того обнаружилось, что соответствие личных черт или набора личных качеств зависит от ситуации, в которой находится лидер. Одни и те же качества не применимы в разных организациях.

Вывод: обладание определенным набором личных качеств, автоматически не делает человека лидером.

2. Поведенческий подход.

Предполагал, что эффективность руководителя определяется его стилем поведения в отношении подчиненных.

Курт Левин и его коллеги из Государственного Университета штата Айовы первыми провели исследование качеств лидера. Исследователи сравнивали лидеров-автократов с лидерами-демократами.

Группы с автократическими руководителями достигали высоких показателей при условии постоянного контроля со стороны руководителя.

Однако члены группы были недовольны строгим стилем руководства, что в свою очередь порождало атмосферу враждебности. Показатели групп с демократическими руководителями, достигнутые в дружелюбной атмосфере, были почти столь же высоки. Коллективные методы и правило большинства, используемые лидером-демократом, способствующие полному вовлечению членов группы в принятие решений, позволили группе одинаково хорошо выполнять поставленные задачи, как в присутствии, так и отсутствии руководителя.

Стоит заметить, что первые исследования предполагали, что все руководители по своей природе делятся на автократов и демократов. Но дальнейшие исследования доказали, что лидерство может включать в себя различные степени вовлечения работников в процесс управления.

Уоррен Беннис - профессор Университета Южной Калифорнии, близкий друг и последователь Мак-Грегора в своей классической работе «Становление лидера» и в последующей дополненной версии «Умение вести за собой: как стать лидером», вышедшей в соавторстве с Джоан Голдсмит, четко разграничил понятие менеджмента и лидерства (табл. 1) [1, с. 61].

Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности выделяются следующие основные функции, отличающие лидера от формального руководителя [6]:

- лидер формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;

- лидер, устанавливая нормы, обычаи и традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

Уже в силу своей должности менеджеры имеют подчиненных и обладают определенными формальными властными полномочиями по отношению к ним. Полномочия даются менеджеру компанией, и его обязанность -транслировать своим подчиненным требования и ожидания компании, добиваясь их выполнения. Это условие диктует авторитарный стиль управле-

ния - даже если форма, в которой он реализуется, авторитарной не является, так как суть взаимодействия остается именно такой. От выполнения требований руководства зависит вознаграждение подчиненных, а менеджерам платят именно за то, чтобы они этого выполнения добивались [7].

Таблица 1

Различия между менеджером и лидером

Менеджер Лидер

Осуществляет администрирование Вносит новое

Копия Оригинал

Поддерживает работоспособность Обеспечивает развитие

Принимает реальность Исследует реальность

Система и структура Люди

Контроль Доверие

Ближайшее будущее Долгосрочная перспектива

Задает вопросы: «как?» и «когда?» Задает вопросы: «что?» и «почему?»

Практический результат и итоги Открывающиеся горизонты

Следует определенной модели Создает модель

Принимает статус-кво Бросает ему вызов

Хороший служака Сохраняет собственную личность, не вписываясь в определенный шаблон

Делает все правильно Делает то, что нужно

Лидеры так же могут работать на менеджерских должностях и иметь подчиненных. Но их влияние основано не на формальных властных полномочиях. Лидерский стиль - харизматический, он основывается на том, чтобы вдохновлять, а не заставлять. Стать приверженцем или последователем - всегда добровольное решение, и его нельзя добиться с помощью принуждения. Лидерство во многом основывается на изменениях, поэтому сотрудников убеждают в том, что если они решатся на позитивные для всей компании перемены, это даст каждому из них значительные преимущества, причем выраженные не только в материальных благах, но и движении к саморазвитию и росту самоуважения. Чтобы влиять таким образом на людей, лидер должен заслужить их доверие и быть способным его сохранять и укреплять [7].

Важно понимать, что для успешного функционирования и развития организации необходимы и лидерство, и менеджмент.

Лидерство дает компании импульс к движению, а менеджмент необходим для управления людьми и ресурсами в соответствии с определенными принципами и ценностями.

Если в компании есть хорошие лидеры, но нет квалифицированного менеджмента, это проигрышная ситуация, так как на одном энтузиазме и вдохновении, без структурированной и целенаправленной деятельности далеко не уедешь [7].

С другой стороны, менеджментом не основанном на лидерстве, тоже не обойтись, так как в этом случае у компании не будет созидательной движущей силы, доверия и общих ценностей, которые могли бы сплотить сотрудников.

Задача лидерства - установить для организации направление движения, а менеджмент нужен для того, чтобы все ресурсы, которыми она обладает, распределялись для достижения намеченных целей и приведению компанию к заданному видению [7].

Лидеры вносят перемены. Там, где можно обойтись без введения перемен, достаточно менеджмента. Однако в современную эпоху таких статичных областей в бизнесе остается все меньше и меньше [5].

Новая этика власти подразумевает коллективное, не индивидуальное лидерство, то есть культ команды, а не личности [2].

Рациональность и контроль - основные акценты менеджерской культуры. На что бы ни были направлены усилия менеджера - на цель, ресурсы, организационную структуру или людей, по факту он занимается решением проблем. С этой точки зрения, лидерство подразумевает управление делами.

Для выполнения своего задания менеджеру достаточного того, чтобы множество людей на разных должностях и с разными обязанностями эффективно выполняли свою работу. Поэтому ему более характерны следующие качества: упорство, стойкость, трудоспособность, ум, аналитические способности и, самое важное - терпение и доброжелательность [2].

Лидер - это не просто формальный руководитель он одновременно стратег, тренер и наставник. Лидер не обязательно участвует в каждом решении, принимаемом командой. Он верит в ее компетентность; в то, что его подчиненные обладают соответствующим уровнем знаний и умений для принятия оптимальных решений. Сегодня высшее руководство делегирует полномочия на самые низкие уровни организационной иерархии, что позволяет командам профессионалов в полной мере осознать цели своей работы, дает истинное ощущение сопричастности к делу и, следовательно, ответственности за его успех.

Лидерство можно использовать, как инструмент для выявления резерва руководящего персонала и разработки стратегии кадровой политики [3].

В настоящее время проблемы лидерства обострились в связи с усилением соперничества и борьбы.

Необузданные амбиции, притязания, популизм могут принести значительный вред. Большое значение в наше время приобретают проблемы формирования «команды» лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. Но самая главная проблема состоит в том, чтобы цели лидера совпадали с целями общества и команды [3].

Лидер может использовать власть с целью воздействия на мысли и поступки других людей. Поэтому следует помнить, что сосредоточенная в руках одного человека, она сопряжена с определенными рисками [3]:

- власть можно спутать со способностью немедленного получения результатов;

- может возникнуть искушение получения власти сомнительным и даже незаконным путем;

- в стремлении к власти можно потерять самоконтроль.

Развитие коллективного лидерства и менеджерской этики частично оправдывается необходимостью предупреждения данных рисков, по этой причине в культуре большинства крупных организаций доминирует внутренний консерватизм.

Список литературы:

1. Клок К. Конец менеджмента и становление организационной демократии [Текст] / К. Клок, Дж. Голдсмит; пер. с английского. - СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - 368 с.

2. Залезник А. Менеджеры и лидеры. А есть ли разница? [Электронный ресурс] / А. Залезник. - 2006. - Режим доступа: http://www.idea-magazine. com.ua/archive/7729/classik/7738.html.

3. Кальченко Л.А. Лидерские качества - необходимые качества для менеджеров высшего звена [Электронный ресурс] / Л.А. Кальченко. - Режим доступа: http://infomanagement.rU/avtorskaya_statya/Liderskie_kachestva/2.

4. Касс П. Менеджер или лидер: почувствуйте разницу [Электронный ресурс] / П. Касс. - 2011. - Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/artic-les/view/?did=12317.

5. Лидер vs. Менеджмер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-portal.ru/blog/lider-vs-menedzher.

6. Лидерство и его роль в системе менеджмента [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.iteconomic.com/liderstvo-i-ego-rol-v-sisteme-mene-dzhmenta.aspx.

7. Liadership vs. Management - Чем лидерство отличается от менеджмента? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smart-edu.com/ razvitie-liderstva/leadership-vs.-management.html.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЛУЖАЩИХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РФ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Хапаев И.Б.*, Айдинова Д.Х.-М.Ф

Карачаево-Черкесский филиал Российского государственного социального университета, г. Черкесск

В данной статье проводится краткая оценка эффективности кадрового потенциала, выявляются ее основные компоненты и мероприятия по

* Заведующий кафедрой Экономики, менеджмента и финансового права, кандидат философских наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Экономики, менеджмента и финансового права, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.