ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.64
ЛИДЕРСТВО И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
А.В. Моров
НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт», г. Ижевск, Российская Федерация
В статье рассматривается лидерство как интегральное свойство личности, характеризующееся ее способностью осмысленно и целенаправленно влиять на людей и социальнопсихологические процессы через создание ценностей и сообразную им деятельность. При этом автор подчеркивает важность ответа на вопрос, для чего индивид становится лидером, и анализирует роль лидерства в системе социально-психологической адаптации личности. Автор вводит понятие «экзистенциальной рефлексии», на основании которой личность совершенствует свои адаптивные механизмы и достигает ступени лидерства, на которой становится возможным активное ценностное воздействие на окружающую среду.
Ключевые слова: экзистенциальная рефлексия, лидерство, субъектность, социальнопсихологическая адаптация, социальная психология, свойства личности.
LEADERSHIP AND EXISTENTIAL REFLECTION IN THE SYSTEM OF PERSONALITY’S SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
A.V. Morov
NOU VPO «East-European Institute», Izhevsk, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to leadership as an integral trait of personality which is expressed through the person’s ability to exert purposeful and targeted influence on other people and sociopsychological processes by means of creating values and organizing activities corresponding to these values. The author stresses the importance of question why a person becomes a leader, and analyses the role of leadership in the system of the person’s socio-psychological adaptation. The author introduces the category of “existential reflection” which allows the person to develop its adaptation mechanisms and eventually achieve leadership when the person is able to actively influence the environment with its values.
Keywords: existential reflection, leadership, subjectness, social-psychological adaptation, social psychology, personality traits.
Изучение психологических аспек- циально-психологических изысканий, тов лидерства является одним из на- как в России, так и за рубежом. Это иболее популярных направлений со- объясняется высоким уровнем востре-
118
Психология
бованности практических результатов таких исследований, особенно в форме тренингов и других коротких образовательных программ, направленных на формирование «навыков лидерства», прежде всего применительно к управленческой работе в коммерческой сфере. Не случайно, что тренинги лидерства играют ключевую роль в ассортименте бизнес-школ по всему миру, а обучение подготовке и проведению таких тренингов постепенно становится нормальной практикой в российских высших учебных заведениях, где готовят будущих практических психологов.
Важной тенденцией в изучении лидерства является переключение внимания исследователей с механизмов влияния при реализации иерархического превосходства, что более справедливо понимать как «управление» или «администрирование», на социально-психологические и личностные факторы лидерства. Нам представляется продуктивным подход, при котором лидерство определяется как «интегральное свойство личности, характеризующееся ее способностью осмысленно и целенаправленно влиять на людей и социально-психологические процессы через создание ценностей и сообразную им деятельность» [1, с. 51]. Этот подход позволяет, в том числе, определить следующий набор «лидерских качеств»:
- наличие осознанной системы ценностей, смысла жизни и деятельности;
- умение формулировать и передавать вовне идеи, отражающие этот
смысл, задающие основу деятельности лидера и его последователей;
- умение оказывать мотивирующее воздействие на людей;
- умение управлять деятельностью в поле неопределенности [4, с. 52].
Исследования такого рода позволяют лучше понять механизмы лидерского влияния и разработать более эффективные образовательные продукты, направленные на развитие лидерских качеств индивида. Но они не дают ответа на важнейший психологический вопрос - для чего человек становится лидером, какую роль играет лидерство в структуре его личности.
Очевидно, что деятельность лидера связана с высоким уровнем психоэмоционального напряжения, она требует от человека значительных энергетических затрат. С точки зрения целого ряда теорий личности, в первую очередь классического психоанализа, целью психической жизни человека является снижение уровня внутреннего напряжения. Таким образом, с позиций этих теорий лидерство может рассматриваться как непродуктивная деятельность, противоречащая интересам стремящейся к гомеостазу личности. Косвенным доказательством валидности подобной позиции может служить тот факт, что людей-лидеров было и остается мало, а исследования лидерства так и не смогли привести к построению какой-либо системы «массового производства» лидеров.
Безусловно принимая тезис о том, что деятельность лидера неизбежно
119
Казанский педагогический журнал
5' 2014
связана с повышением уровня психического напряжения, мы, тем не менее, утверждаем, что лидерство - полезное свойство личности, благодаря которому личность решает внутренние задачи и повышает эффективность своего функционирования в социальной среде. Тем не менее, важно оговориться, что не каждая личность нуждается в лидерстве для решения своих задач, так как не каждая личность формулирует для себя задачи, требующие лидерства как механизма собственного решения.
Нами уже публиковались данные исследований в области развития личности и этапов развития, на которых происходит формирование качеств лидера. В частности, отмечалось, что «лидерство как интегральное свойство личности объединяет в себе интрапси-хические элементы, такие как ценности, мотивы и цели, и социально-психологические факторы, определяющие характер взаимодействия личности с социальной средой и ее деятельности в этой среде» [2, с. 191].
Необходимым условием лидерства, таким образом, является наличие у индивида собственной системы ценностей, которая определяла бы структуру его мотивов, характер его деятельности и взаимоотношений с внешним миром. Такую систему ценностей традиционно связывают с «субъектностью» личности. Учение о субъекте в отечественной психологии рассматривает субъектность как особое психическое явление, связанное со способностью индивида жить «подлинной жизнью», направленной на самосовершенствование и достиже-
ние идеала. Представители акмеоло-гического направления в отечественной психологии (К.А. Абульханова,
A. Г. Асмолов, В.А. Петровский и др.) понимали под «подлинностью» способность личности искать и осознавать собственный смысл, формулировать индивидуальные, а не навязанные социальной средой, жизненные цели [3, с. 5].
Очевидно, что субъектность формируется по мере развития личности и отражает ее растущую способность к экзистенциальной рефлексии, а также к противостоянию внешнему социально-психологическому давлению.
Экзистенциальная рефлексия как психологический феномен уже рассматривалась в отечественной психологической науке. Само понятие «экзистенциальная рефлексия» было введено И.Н. Семеновым в результате дифференциации различных типов рефлексивной деятельности: интеллектуальной, личностной,
коммуникативной, кооперативной,
экзистенциальной, культурной. В более современных работах, в частности в диссертационном исследовании
B. Г. Аникиной, экзистенциальная рефлексия понимается как «сложный многофункциональный механизм, осуществляющийся при разрешении проблемно-конфликтной ситуации и включающий: оценку сложности ситуации для личности, оценку протекания и окончания процесса решения, расширение ситуации, построение смысловой картины личности и выявление опорных смыслов и смысловых связей, необходимых для принятия решения, создание и преодоление внут-
120
Психология
ренних рефлексивных конфликтов, расширение и углубление смыслового поля сознания личности» [4, с.9].
Отдавая должное существенному вкладу, который внесли в теорию экзистенциальной рефлексии исследования В.Г. Аникиной, С.Р. Геворкян и др., считаем необходимым отметить, что описанный выше подход воспринимает экзистенциальную рефлексию как реактивное психическое явление, помогающее более эффективно и смыслосообразно решать проблемно-конфликтные ситуации, возникающие независимо от желания личности. Такой подход, безусловно, является продуктивным при работе с определенными социальными группами, но представляется нам заведомо неэффективным в контексте анализа лидерства, чью проактивную сущность мы постоянно подчеркиваем. Для нашего исследования экзистенциальную рефлексию целесообразно понимать как
стремление и способность индивида сформулировать смысл собственного бытия и руководствоваться мотивами, связанными с осуществлением этого смысла.
Субъектность является необходимым, но недостаточным основанием для развития лидерства как интегрального свойства личности. Лидерство «предполагает не только устойчивость к влиянию окружающей социальнопсихологической среды и способность находить собственные смыслы жизни, но и оказание собственного влияния, направленного не вовнутрь, а вовне, не на самого лидера, а на окружающих людей - генерацию собственных ценностей, идей и сообразной им деятельности» [2, с. 191]. Таким образом, мы можем говорить об эволюции форм социально-психологической адаптации как работы с давлением социальной среды.
Низший уровень социально-психологической адаптации личности - конформность - традиционно понимается как «процесс изменения ат-титюдов, мнений, восприятия, пове-
дения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление» [5, с. 216]. Мы вводим дополнительную значимую характеристику конформ-
121
Казанский педагогический журнал
5' 2014
ности - отсутствие экзистенциальной рефлексии. Индивид, не задумывающийся о смысле собственной жизни, не стремящийся найти собственный путь и жить «подлинной» жизнью, неизбежно ориентирован на соответствие требованиям внешней социальной среды, уже в силу слабости или даже отсутствия внутренней системы ценностных координат.
Более высокий уровень социально-психологической адаптации
личности - субъектность - характеризуется наличием экзистенциальной рефлексии и связанной с этим способностью личности противостоять внешнему давлению. Только при достижении личностью этого уровня можно говорить о том, что индивид стремится к достижению собственных целей, реализует собственные жизненные сценарии. Тем не менее, субъектные индивиды не обязательно обладают потенциалом и стремлением к лидерству. Так, например, рабочий на заводе, не поддающийся массовой тяге к курению, сохраняющий, несмотря на внешнее давление, собственную ценностную позицию о том, что курение - это зло, безусловно, обладает субъ-ектностью. Но мы не можем говорить о том, что он как-то проявляет свое лидерство, так как он не воздействует на социальную ситуацию, не проецирует вовне свои ценности. Субъектность, таким образом, можно метафорически воспринимать как «психологический щит», способность личности защищаться от нежелательного воздействия внешней среды, оставаться самой собой в любых ситуациях. А лидерство представляется нам «психологичес-
ким мечом», источником воздействия личности на окружающую социальнопсихологическую реальность с целью трансформировать ее сообразно собственным ценностным представлениям [2, с. 192].
Таким образом, мы можем констатировать, что для того, чтобы стать лидером, индивиду необходимо: 1) наличие экзистенциальной рефлексии как способности формулировать смысл собственного бытия и выстраивать собственную систему ценностей и целей, а также 2) готовность и способность к проактивному характеру социально-психологической адаптации, опережающему воздействию на среду с целью превращения собственной ценностной иерархии в социальную норму. Лидер неизбежно выступает как носитель системы ценностей, которую он проецирует вовне в форме идей и на которую опирается в своей деятельности и деятельности своих последователей.
Такая личностная позиция подразумевает неизбежный первона-
чальный конфликт между личностью лидера и его непосредственным социальным окружением. Для развития будущего лидера важно, чтобы конфликт со средой находился в области ценностей, а не ограничивался более низкими мотивационными уровнями, как в случае с борьбой за физическое выживание. Нам представляется, что личность, не способная к экзистенциальной рефлексии, в принципе не может являться участником подобного конфликта; столкновение ценностных иерархий возможно только тогда, когда личность обладает ценностными
122
Психология
представлениями, значимо отличными от тех, что доминируют в социальном окружении.
Ценностный конфликт актуализирует результаты экзистенциальной рефлексии, обостряет наиболее существенные ценностные противоречия и вынуждает личность использовать один из более высоких механизмов социально-психологической адаптации: или закрываться в собственном неприступном психологическом мире, пассивно сохраняя свое «Я» (субъект-ность), или проактивно воздействовать на окружающую среду, не дожидаясь, когда ее ценностное давление достигнет каких-то критических значений, стремясь вместо этого подчинить среду собственным мировоззренческим представлениям (лидерство).
Лидерское воздействие на среду может быть как источником психологического и социального напряжения, так и ресурсом развития этой среды. Именно лидеры запускают процессы социальных трансформаций, порождают идеи, лежащие в основе качественных изменений. Воздействуя на среду собственной системой ценностей, лидеры способствуют формированию новых отношений и установок (аттитюдов). Лидерская идея часто является независимой от существующих материальных дефицитов, опережает окружающую реальность, утверждает ценность развития, требует от последователей активной преобразующей деятельности.
Для самого же лидера проактивное воздействие на окружающую среду является способом сохранения своего «я» в условиях ценностного конфлик-
та с окружением. Участие в таком конфликте, очевидно, требует от личности лидера дополнительных усилий. И далеко не каждый индивид склоняется к лидерству, имея в качестве альтернативы более спокойную и надежную, хоть и пассивную, субъектность. Мы предполагаем, что существуют как интрапсихические, так и социальные предпосылки выбора лидерства в качестве стратегии социально-психологической адаптации личности. Изучение этих предпосылок представляет большой научный интерес, а результаты таких исследований, мы надеемся, помогут впервые разработать систему раннего выявления будущих лидеров и форсированного развития их лидерского потенциала.
Источники:
1. МоровА.В. Социально-психологический тренинг лидерства в системе подготовки практических психологов // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 50-52. [Morov A.V. Sociopsychological leadership training in the training of applied psychologists // Vysshee obrazovanie segodnya. 2014. № 4. P. 50-52. (In Russ.)]
2. Моров А.В. Взаимосвязь лидерства и субъектности личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 06 (65). Часть II. С. 190-192. [Morov A.V. The relationship of leadership and individual subjectivity // Aktualnye problemy gumanitarnykh I estestvennykh nauk. 2014. № 6(65). Part II. P.190192. (In Russ.)]
3. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъектаиличности//Психологический журнал. 2013. Том 4. № 2. С. 5-16. [Sergienko E.A. The problem of relationship between the concepts of subject and personality//Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. Vol.4. № 2. P.5-16. (In Russ.)]
4. Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. М., 2000. 223 с. [Anikina V.G. The person existential
123
Казанский педагогический журнал
5' 2014
reflection in the problem-conflict situations: thesis.. .Candidate of Psychological Sciences: 19.00.07. Moscow, 2000. 223 p. (In Russ.)]
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.672 с. [Significant psychological dictionary / the originator and the general editor B. Mescheryakov, V. Zinchenko. Saint Petersburg: Prime-EVROZNAK, 2003. 672 p. (In Russ.)]
References:
1. Morov A.V. Sotsial’no-psikhologicheskiy trening liderstva v sisteme podgotovki prakticheskikh psikhologov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2014. № 4. S. 50-52.
2. Morov A.V. Vzaimosvyaz’ liderstva i sub”ektnosti lichnosti // Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. № 06 (65). Chast’ II. S. 190-192.
3. Sergienko E.A. Problema sootnosheniya ponyatiy sub”ekta i lichnosti // Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. Tom 4. № 2. S. 5-16.
4. Anikina V.G. Ekzistentsial’naya refleksiya lichnosti v problemno-konfliktnykh situatsiyakh: dis. ... kand. psikh. nauk: 19.00.07. M., 2000. 223 s.
5. Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ / sost. i obshch. red. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: Praym-EVROZNAK, 2003. 672 s.
Зарегистрирована: 02.12.2014
Моров Алексей Васильевич (г. Ижевск), НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт», проректор по науке и инновациям, кандидат педагогических наук, кандидат филологических наук. Тел.: +7 (912) 767-60-25. E-mail: [email protected]
Morov Aleksey Vasilevich (Izhevsk), NOU VPO «East-European Institute», Vice-Rector for Research and Innovation, candidate of pedagogic sciences, candidate of philological sciences. Tel.: +7 (912) 767-60-25. E-mail: [email protected]
УДК 316.6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ»
В.В. Васина
ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО»,
г. Казань, Российская Федерация
Статья издается при поддержке РГНФ и правительства РТ, грант № 14-16-16010
от 14.04.2014
Предлагаются материалы учебно-методического комплекса для курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дополнительного профессионального образования психологов-конфликтологов по социально-психологической диагностике рисков возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Ключевые слова: социально-психологическая диагностика, предупреждение возникновения, межнациональные и межконфессиональные конфликты, этнопсихология, программа курса.
124