Научная статья на тему 'Лидерский подход к достижению фирмой делового успеха'

Лидерский подход к достижению фирмой делового успеха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / МОНИТОРИНГ / ДЕЛОВОЙ УСПЕХ / ОППОРТУНИЗМ / КУЛЬТУРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БЕНЧМАРКИНГ / LEADERSHIP / MONITORING / BUSINESS SUCCESS / OPPORTUNISM / KULTUROSTROITELNY MANAGEMENT / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Анастасия Александровна, Кислицкая Наталья Сергеевна, Стерлягова Марина Викторовна

Определена роль лидерства в обеспечении делового успеха. Особый акцент сделан на бенчмаркинге показателей делового успеха, а также базовых элементах оппортунизма работников фирм, роли лидерства в снижении его потенциала в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADER APPROACH TO ACHIEVEMENT BY FIRM OF BUSINESS SUCCESS

The leadership role in ensuring business success is determined. The special emphasis is placed on a benchmarking of indicators of business success, and also Basic Elements of opportunism of employees of firms, a leadership role in decrease in its potential in the course of implementation of business activity.

Текст научной работы на тему «Лидерский подход к достижению фирмой делового успеха»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).

Экономика. Вып. 43. С. 126-130.

А. А. Попова, Н. С. Кислицкая, М. В. Стерлягова

лидерский подход к достижению фирмой делового успеха

Определена роль лидерства в обеспечении делового успеха. Особый акцент сделан на бенчмаркинге показателей делового успеха, а также базовых элементах оппортунизма работников фирм, роли лидерства в снижении его потенциала в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: лидерство, мониторинг, деловой успех, оппортунизм, культуростроительный менеджмент, бенчмаркинг.

Подчеркивая актуальность рассматриваемого вопроса, прежде всего отметим, что такое деловой успех. По мнению зарубежных авторов, это:

1) максимальное использование возможностей, которыми вы обладаете (З. Зеглер);

2) умение в духе гармонии и равновесия приспосабливаться к разнообразным и постоянно меняющимся условиям жизни (Н. Хилл).

По мнению отечественных авторов, успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Причем это процесс взаимный, связанный с экономической разведкой, то есть совокупностью согласованных действий по добыванию, интерпретации, распространению и защите информации, полезной для субъектов экономики и добываемой с учетом ее качества, сроков и издержек [4]. «Ее высшая ступень связана со стратегическими планами, определяющими характер и проведение отдельных действий и гарантирующими успех».

Справедливо отмечается также, что успех — это система, поскольку любое непродуманное решение связано с определенной долей риска. Менеджерам приходится устанавливать критерии успешности, оценивать шансы на успех, преобразуя руководящие идеи в практические действия.

В целом успех системы менеджмента фирмы определяется двумя параметрами — эффективностью и действенностью. Последняя имеет место в случае, когда хозяйствующий субъект достигает намеченных целей. Говоря иначе, это параметры, которые определяют кратко- и долгосрочный деловой успех. Причем эти два его параметра в целом должны быть обязательно связаны устойчивостью деятельности фирмы, ее конкурентоспособностью, достигаемой в процессе организационного культуростроения (культуростроительного менеджмента).

Важно иметь в виду, что «лидерство имеет определенную связь с организационной культурой, являющейся важным фактором предпринимательской деятельности. Именно лидеры способны воздействовать на него с целью достижения делового успеха... Деловой успех при этом достигается за счет интернет-экономики, обеспечивающей снижение трансакционных издержек предпринимательской деятельности» [4].

По справедливому мнению Р. Уотермена, ни одна фирма не может сохранить лидерство без обновления [5]: «Обновление сегодня равнозначно будущему». Отмеченное, по нашему мнению, имеет отношение к деятельности менеджеров, в том числе тех, кто занимается организационным культуростроением, созданием системы мониторинга и бенчмаркинга показателей делового успеха, что схематично показано на рис. 1.

Схема включает ряд параметров. Одним из них является база данных ключевых факторов делового успеха. К ним относятся: качество, имидж, финансовое положение и др. Н. Н. Пасмурцева называет их ключевыми конкурентными преимуществами фирмы [2]. Из приведенных в табл. 1 данных видно, что наибольшую суммарную оценку имеет Первоуральский новотрубный завод. Далее следуют: Синарский трубный завод, Северский трубный завод и т. д.

Нами в процессе исследования особый акцент был сделан на одном из названных ранее факторов — финансовой устойчивости фирмы (на примере ОАО «Птицефабрика Челябинская»).

В табл. 2 показана динамика показателей финансовой устойчивости: внеоборотных активов, долгосрочных пассивов, излишков и т. д.

В табл. 3 дана оценка относительных показателей финансовой устойчивости фирмы: индекса постоянного актива, коэффициента обеспеченности собственными средствами и других коэффициентов, определяющих деловой успех (в соответствии с фактором «Финансовое состояние»).

Рис. 1. Лидерский подход к достижению фирмой делового успеха

Таблица 1

Ключевые конкурентные преимущества предприятий трубной отрасли России

Предприятие Ключевые факторы успеха

Качество Имидж Финансовая устойчивость Производственные возможности Сбытовая сеть Маркетинг Суммарная оценка

Волжский трубный завод 7 7 4 6 5 4 33

Первоуральский новотрубный завод 10 8 8 5 8 7 46

Северский трубный завод 7 6 8 8 7 6 42

Синарский трубный завод 8 7 9 8 6 7 45

Таганрогский металлургический завод — ТагМет 7 5 6 7 6 10 41

Челябинский трубопрокатный завод 6 3 6 5 3 4 27

Таблица 2

Динамика показателей финансовой устойчивости фирмы, р.

Показатель Условное Год Изменение

обозначение 2010 2012 за период

1. Источники формирования собственных оборотных средств СИ 715 232 1 240 133 524 901

2. Внеоборотные активы ВА 1 041 651 1 260 350 218 699

3. Собственные оборотные средства (стр. 1 - стр. 2) СОС -326 419 -20 217 306 202

4. Долгосрочные пассивы ДП 750 175 591 789 -158 386

5. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования средств (стр. 3 + стр. 4) СД 423 756 571 572 147 816

6. Краткосрочные заемные средства КЗС 48 000 49 000 1 000

7. Общая величина основных источников (стр. 5 + стр. 6) ОИ 471 756 620 572 148 816

8. Общая величина запасов З 482 947 585 627 102 680

Окончание табл. 2

Показатель Условное обозначение Год Изменение за период

2010 2012

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (стр. 5 - стр. 8) 11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (стр. 7 - стр. 8) 12. Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости ЛСД ДОИ ЛСОС S = ЛСД ДОИ -59 191 -11 191 (0; 0; 0) -14 055 34 945 (0; 0; 1) 45 136 46 136

Таблица 3

Оценка относительных показателей финансовой устойчивости фирмы

Показатель Условное По состоянию на Изменение Предлагаемые

обозначение 2010 год 2012 год нормы

1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами К осс -0,62 -0,03 0,59 >0

2. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами К омз -0,68 -0,035 0,645 0,6-0,8

3. Коэффициент маневренности собственного капитала К м -0,46 -0,02 0,44 >0,5

4. Индекс постоянного актива К п 1,46 1,02 -0,44 Показывает долю ВА в СИ

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств К дпа 0,51 0,32 -0,19 Показывает, какая часть финансируется за счет ДС

6. Коэффициент реальной стоимости имущества К рси 0,76 0,76 0 >0,5

7. Коэффициент автономии К а 0,46 0,64 0,18 >0,5

8. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств К сзс 2,05 1,48 -0,57 <1

Прогнозные данные, характеризующие рост уровня устойчивости предпринимательской деятельности в ближайшей перспективе, приведены в табл. 4. Это внеоборотные активы, долгосрочные пассивы, величина запасов, трехкомплексный показатель финансовой устойчивости.

Таковы основные показатели оценки, характеризующие устойчивость предпринимательской деятельности. Они — наравне с показателями социально-экономической эффективности—дают оценку делового успеха, которую стремятся достичь руководители и весь персонал ОАО «Птицефабрика Челябинская». И немаловажную роль в этом играет лидерский потенциал данной фирмы.

В процессе исследования нами был проведен опрос менеджеров различных фирм высшего

и среднего звена на предмет того, лидер какого типа способен обеспечить достижение делового успеха. Ответы на него приведены в табл. 5. Респондентам предлагалось расставить типы лидеров по важности и распределить между ними 100 баллов. Таблица наглядно показывает, как изменились взгляды на этот аспект за 15 лет (за период с 1998 по 2013 г.).

Прогнозные изменения в оценке лидерства в системе менеджмента позитивно повлияли на достижения обследованных нами фирм. Каждая из них достаточно конкурентоспособна и имеет существенные достижения в организационном культуростроении, в том числе и за счет имеющихся системы мониторинга и бенчмаркинга показателей делового успеха.

Таблица 4

прогнозные данные показателей финансовой устойчивости фирмы

Показатель Условное обозначение Прогноз (тыс. р.)

1. Источники формирования собственных оборотных средств СИ 1 440 133

2. Внеоборотные активы ВА 1 260 350

3. Собственные оборотные средства (стр. 1 - стр. 2) СОС 179 783

4. Долгосрочные пассивы ДП 441 789

5. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования средств (стр. 3 + стр. 4) СД 621 572

6. Краткосрочные заемные средства КЗС 49 000

7. Общая величина основных источников (стр. 5 + стр. 6) ОИ 670 572

8. Общая величина запасов З 585 627

9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (стр. 3 - стр. 8) ДСОС 35 945

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (стр. 5 - стр. 8) ДСД 35 945

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (стр. 7 - стр. 8) ДОИ 84 945

12. Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости ДСОС S = ДСД ДОИ (0; 1; 1)

Таблица 5

Данные опроса о качествах успешных лидеров, %

Тип лидера Доля положительных ответов

в 1998 г. в 2013 г.

Максимально образованный в вопросах менеджмента, умеющий стратегически мыслить 45 35,5

Справедливый, внимательный к людям 37 21,0

Авторитарный, жесткий 15 25,1

Делегирующий полномочия своим коллегам 3 18,4

Более глубокое исследование данных изменений в структуре лидерских качеств заставили обратить наше внимание на такие факторы делового успеха, как профессионализм, уверенность в себе, умение общаться в процессе осуществления фирмой предпринимательской деятельности, а также деление этой деятельности на производство и трансакции, определяющие внепроизводственные издержки. С позиций отмеченного воспроизводственную модель фирмы можно представить следующим образом (рис. 2).

Развитие фирм идет тем быстрее, чем качественнее преобразуются инвестиции в результат предпринимательской деятельности и чем большая доля результата отвлекается на развитие доверительности рыночных отношений и других факторов предпринимательской деятельности. Лидерский потенциал при этом реализуется в процессе деловой

активности и трансакционной деятельности, непосредственно связанной с оценкой внутрифирменного оппортунистического поведения.

Последняя определяется, в свою очередь, несовпадением экономических интересов в системе «принципал — агент». От лидеров требуется искусство решения возникающих при этом вопросов (что, в принципе, и отражено в табл. 5), в том числе за счет жесткости, авторитарности. Базовые элементы экономической категории «оппортунизм» следующие (см. рис. 3). Под контрагентом здесь можно понимать лидера или саму фирму.

«Потенциал оппортунизма» (преднамеренных действий экономических агентов, направленных на достижение личных интересов и нарушение условий делового соглашения) тесно коррелирует со спецификой предпринимательской деятельности (способами ее организации) и лидерскими

ОС

Фирма

Факторы

предприни-

мательской

деятельно-

сти

^Капитал _ Деловая активность Оппортуни- стическое поведение Чисты и продукт (доход)

Доверие _ > Морально-этический результат

V.

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деловой ОС успех

Рис. 2. Воспроизводственная модель фирмы: ОС — обратная связь, определяемая инновационно-инвестиционной деятельностью по обеспечению делового успеха

Причина оппортунистического поведения Несовпадение внутрифирменных интересов

Основание для оппортунизма 1. Ассиметрия информации 2. Зависимость от контрагента

Характер проявления оппортунизма 3. Скрытое поведение 4. Очевидное поведение

Последствия оппортунизма Ущерб контрагента

Рис. 3. Базовые элементы экономической категории «оппортунизм» (3): 1, 3 — оппортунизм 1-го рода; 2, 4 — оппортунизм 2-го рода

качествами руководителей фирмы. Лидерский подход при этом к достижению фирмой делового успеха заключается в умении формировать соответствующие институты корпоративной культуры (доверия, стимулирования деятельности, участия работников в управлении и т. д.).

О социально-экономических основах оппортунизма пишут и другие авторы [1]. Ими же предложена концепция его преодоления — с целью достижения делового успеха и реализации лидерских качеств руководителей акционерных предприятий (фирм).

Список литературы

1. Белкин, В. Н. Социально-экономические основы оппортунизма работников российских

предприятий / В. Н. Белкин, Ю. В. Безобродова. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011.

2. Пасмурцева, Н. Н. Формирование и реализация инновационной стратегии развития предприятия: на примере металлургического производства и производства готовых металлических изделий Свердловской области : дис. ... канд. экон. наук / Н. Н. Пасмурцева. Екатеринбург, 2008.

3. Попов, Е. В. Трансакции / Е. В. Попов. Екатеринбург : УрО РАН, 2011.

4. Пряхин, Г Н. Роль лидерства в обеспечении делового успеха / Г. Н. Пряхин, И. Ю. Сазонов, А. А. Попова. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2004.

5. Уотермен, Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании : пер. с англ. / Р. Уотермен. М. : Прогресс, 1988. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.