Научная статья на тему 'Личный фонд М. А. Трояновского в государственном архиве Российской Федерации как объект историко-архивоведческого изучения'

Личный фонд М. А. Трояновского в государственном архиве Российской Федерации как объект историко-архивоведческого изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
264
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОДОКУМЕНТЫ / М.А. ТРОЯНОВСКИЙ / M.A. TROYANOVSKY / СОСТАВ / STRUCTURE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / СПЕЦИФИКА / ЛИЧНЫЙ ФОНД / PERSONAL ARCHIVES / PHOTO-DOCUMENTS / PECULIARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Юлия Александровна

В статье анализируются состав и содержание документов личного фонда видного оператора и режиссера-документалиста Марка Трояновского (1907-1967), отражена специфика работы с аудиовизуальными документами личного происхождения в архиве общего профиля. Их основная тематика представлена съемками полярных экспедиций 1930-х и 1950-1960-х гг., Великой Отечественной войны, строительства промышленных объектов в СССР и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal archives of Mark Troyanovsky in the State Archive of the Russian Federation (GA RF) as the subject of historical and archive study

The paper analyses the structure and content of the documents that constitute the personal archive of Mark Troyanovsky (1907-1967), an outstanding producer and director of documentaries. It highlights the most specific peculiarities which distinguish the study of audio-visual documents of the personal origin, stored in an archive of the general type. Their subjects are represented by the film-records of the North Pole expeditions in the 1930s and 1950-1960s, the Great Patriotic War, the construction of industrial units in the USSR and different other countries.

Текст научной работы на тему «Личный фонд М. А. Трояновского в государственном архиве Российской Федерации как объект историко-архивоведческого изучения»

Ю.А. Титова

ЛИЧНЫЙ ФОНД М.А.ТРОЯНОВСКОГО В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

В статье анализируются состав и содержание документов личного фонда видного оператора и режиссера-документалиста Марка Трояновского (1907-1967), отражена специфика работы с аудиовизуальными документами личного происхождения в архиве общего профиля. Их основная тематика представлена съемками полярных экспедиций 1930-х и 19501960-х гг., Великой Отечественной войны, строительства промышленных объектов в СССР и зарубежных странах.

Ключевые слова: фотодокументы, М.А. Трояновский, состав, содержание, специфика, личный фонд.

Документальное наследие видного советского кинодокументалиста М.А. Трояновского в ГА РФ пока еще не стало объектом комплексного анализа в качестве исторического источника и объекта архивного хранения1. Поэтому необходимо выявить их информационный потенциал, возможность применения в историческом исследовании, а также провести источниковедческий анализ. Личные фонды фотографов, кинорежиссеров, операторов, как правило, содержат как документы на бумажной основе, так и кинофотофонодокументы, и фонд М.А. Трояновского не стал исключением.

Поскольку выбранный фонд относится к фондам личного происхождения, для его анализа с архивоведческой и источниковедческой точек зрения были использованы рекомендации по работе с личными фондами деятелей литературы и искусства2. В ГА РФ были созданы собственные методические указания по работе с фондами личного происхождения. Однако последнее, что нам удалось

© Титова Ю.А., 2011

обнаружить, - «Рабочая инструкция по научно-технической обработке документов фондов личного происхождения, подлежащих хранению в ЦГА РСФСР»3. Она устарела, поскольку не основана на обновленных методических разработках по работе с фондами личного происхождения. Также существует «Инструкция по научно-технической обработке творческих материалов кинорежиссеров»4, она издана довольно давно, однако содержит вполне современные требования по описанию личных фондов кинорежиссеров, поэтому была нам интересна.

Таким образом, степень изученности архивоведческих вопросов стоит признать достаточной. Разработаны на методическом уровне все основные направления работы с кинофотофонодокументами и с документами личного происхождения, однако применительно к конкретным ситуациям (в том числе к кинофотофонодокументам личного происхождения) опубликовано недостаточное количество трудов.

Личный фонд М.А. Трояновского находится на государственном хранении в ГА РФ с 2000 г. Окончательное описание документов было произведено в 2003 г. Фонд 10094 (М.А. Трояновский) состоит из двух описей, включает 1175 документов на бумажной основе, а также более 4500 фотодокументов.

Видовой состав документов таков: 256 газет и газетных вырезок, около 400 служебных и личных писем (в том числе телеграмм), около 450 документов официального характера (приказы, распоряжения Главкинохроники, трудовой список, справки, автобиография и многое другое), 20 блокнотов (дневников). Большую часть документов составляют фотодокументы и кадры киносъемок, они поступили на государственное хранение в ГА РФ в количестве 4500 единиц.

Марк Антонович Трояновский (1907-1967) родился 19 декабря 1907 г. в Петербурге. Его отец Антон Антонович Трояновский (1880-1920) - потомок дворянского рода Царства Польского Трояновских, врач-бактериолог. Мать - Инна Леонидовна Трояновская (1879-1963), земский врач, активно участвовала в революционном движении, сотрудничала с В.П. Ногиным, М.И. Ульяновой, Н.К. Крупской. В документах фонда содержатся автографы этих видных советских деятелей. Родственники М.А. Трояновского по отцовской линии - видные дипломаты Александр Антонович (дядя М.А. Трояновского) и Олег Александрович (двоюродный брат) Трояновские.

О причинах выбора кинематографа как области деятельности М.А. Трояновским известно мало. В 1967 г. он полушутливо напишет: «Кинематограф увлекает, особенно девиц. Увлекся и я». Од-

нако возможно, что немаловажным было то, что И.Л. Трояновская, его мать, в 1920-е гг. также работала в кино5. М.А. Трояновский по окончании в 1925 г. школы в Москве поступил в кинотехникум на операторское отделение. Еще учась в техникуме, в 1927 г. начал работать оператором в мультцехе 3-й фабрики Госкино в мастерской известного режиссера-сказочника А.Л. Птушко. М.А. Трояновский пришел в документальное кино на рубеже 1920-1930-х гг. вместе со вторым поколением советских кинодокументалистов (Р. Карменом, Л. Варламовым, М. Слуцким, И. Копалиным и другими). С 1928 г. стал снимать документальные фильмы, и в 1931 г. был приглашен в состав киногруппы (режиссер Л.И. Степанова), снимавшей строительство Магнитки.

М.А. Трояновский участвовал в крупнейших полярных экспедициях, снимал в Арктике поход ледокола «Сибиряков», был первым оператором на Северном полюсе, автором сценариев и режиссером ряда фильмов об освоении Севера. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым оператором и начальником киногрупп Северо-Кавказского, Южного, 2-го Белорусского фронтов. В 1960-1962 гг. участвовал в воздушной экспедиции, осуществившей перелет от Москвы до Антарктиды, был режиссером и оператором фильмов об Антарктиде. Помимо документальных фильмов о нашей стране им сняты документальные фильмы об Албании, Иране, Египте, Монголии и др.

За участие в полярных экспедициях, съемки на фронтах Великой Отечественной войны и творческие достижения в области киноискусства М.А. Трояновский награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звезды, Отечественной войны I степени и медалями. Он -заслуженный деятель искусств (1965 г.), был членом Союза кинематографистов СССР. Таким образом, М.А. Трояновский по роду деятельности и в силу обстоятельств был свидетелем и участником знаковых событий в истории нашей страны. В то же время эти события нашли отражение в его богатом документальном наследии. Сам М.А. Трояновский тщательно вел дневники, сохранял документы, призывал к ведению дневников коллег. Е.Д. Уварова-Трояновская в течение многих лет хранила их, расшифровывала, готовила документы к публикации и передаче на государственное хранение. Следовательно, значение фондообразователя заключается не только в масштабе его деятельности, но и в величине и ценности сохранившихся документов.

Фотодокументы подвергнуты систематизации вместе с документами на бумажной основе по основным этапам творчества и жизненного пути М.А. Трояновского.

Документы о родителях М.А. Трояновского, о его детстве и юности также представлены в фонде. Хранятся похвальные листы его отца, А.А. Трояновского6, документы родословной дворянского рода Трояновских (выписки из церковных книг и гербовника, акварельный рисунок герба7). Документы матери, И.Л. Трояновской, представлены ее трудовым списком, автобиографией8, служебными удостоверениями9.

Личные фонды операторов вообще и фонд М.А. Трояновского в частности предполагают наличие в их составе двух типов документов - на бумажной основе и аудиовизуальных. Среди последних в фонде М.А. Трояновского в ГА РФ присутствуют фотодокументы, поскольку кинопроизведения, созданные им подлежали обязательной передаче на государственное хранение в профильный архив. (В данном случае - в РГАКФД, на сайте которого при запросе «М.А. Трояновкий как автор» поисковая система выдает наименования 153 фильмов, сюжетов в киножурналах и др.).

Поливидовой состав документов в личных фондах приводит к необходимости регулирования работы с ними с правовой, методической точек зрения. При хранении различных типов документов государственные архивы руководствуются соответствующими правилами для каждого из них. «Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации»10 касаются всех документов, подлежащих хранению в госархивах, а «Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами»11 продолжают действовать для аудиовизуальных документов. В них содержатся требования по организации хранения, комплектованию, использованию, учету, созданию НСА. В случае с фондами со смешанным составом документов используются и те и другие правила.

Комплектование и отбор на хранение документов личного происхождения всегда относились к наиболее сложным моментам в работе государственных архивов и требовали дополнительного правового и методического регулирования. Правовое регулирование необходимо, поскольку поступление документов на государственное хранение предполагает смену собственника, а также формы собственности. Применительно к фонду М.А. Трояновского документы поступили по договору дарения от наследника.

Заслуга в установлении контактов с собственником личного архива М.А. Трояновского - его вдовой Е.Д. Уваровой-Трояновской принадлежит сотруднику ГА РФ В.А. Сидоровой. Большое значение в сохранении материалов М.А. Трояновского имеет его вдова Е.Д. Уварова-Трояновская, которая не только сохранила материалы, но и провела расшифровку дневниковых записей, осуществила подготовку документов к публикации книги.

Важной особенностью работы с документами личного происхождения представляется то, что изначально они только гипотетически составляют часть Архивного фонда Российской Федерации. Непосредственное включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов. После ее проведения документы могут оставаться в частной собственности, однако чаще переходят в государственную (федеральную/муниципальную) собственность и поступают на государственное хранение.

На месте хранения документов личного происхождения производится их предварительный просмотр, в результате которого экспертом составляется заключение о ценности документов. Работник архива или владелец документов составляет сдаточную опись. При заключении договора купли-продажи или изъятия документов по решению суда составляется проект оценочной описи с указанием денежной оценки документов. Прием документов личного происхождения в архив осуществляется на основании решения ЭПК по результатам рассмотрения сдаточной или оценочной описи и заключения эксперта и оформляется актом приема на хранение документов личного происхождения.

При отрицательном решении вопроса о приеме или приобретении архивом документов, а также возврате по результатам экспертизы ценности их части из числа находившихся в архиве составляется акт возврата документов в двух экземплярах. Один экземпляр акта остается в архиве, другой вместе с документами (их частью) возвращается владельцу.

Поскольку поступление документов фонда М.А. Трояновского произошло на основании договора дарения, оценочная опись не составлялась. Прием документов осуществлялся на основании решения ЭПК ГА РФ от 18 мая 2000 г. (протокол № 4), по результатам заключения эксперта, изложенного в докладной записке от 13 апреля 2000 г., главного специалиста ГА РФ В.А. Сидоровой о личном архиве М.А. Трояновского. В докладной записке кратко изложена биография М.А. Трояновского, приводятся сведения о составе и содержании его личного архива, а также производится предварительная оценка источниковедческой ценности документов фонда.

В «Правилах работы государственных архивов с кинофотофо-нодокументами»12 источники комплектования делятся на основные и возможные. Среди возможных значатся и личные фонды создателей аудиовизуальной продукции. Однако очевидно, что в советское время предполагалось получать фотодокументы именно из фототек

организаций, целенаправленно занимавшихся фотодокументированием. Правила13 и методические рекомендации 2004 г.14 нацеливают при отборе фотодокументов в комплексе использовать общие и специфические критерии оценки.

При отборе на государственное хранение фотодокументов личного фонда М.А. Трояновского применялся этот комплекс критериев оценки за исключением значимости учреждения, создававшего документ. Особое значение приобретает критерий авторства, поскольку в личном фонде М.А. Трояновского содержатся фотографии, которые явно не принадлежат фондообра-зователю, однако были отобраны на государственное хранение, поскольку также отражают этапы творческой деятельности М.А. Трояновского и непосредственно связаны с его произведениями.

Для личного фонда М.А. Трояновского характерно наличие большого количества дублетных и некоторого количества поглощенных фотодокументов. Вариантные документы отсутствуют. Дублетные фотодокументы - это документы, размноженные в нескольких копиях; варианты - это документы, различающиеся деталями (цветность, формат пленки и др.), не изменяющими сущности и содержания документа; поглощенные фотодокументы - в различном объеме и интерпретации входящие в состав других произведений.

При приеме на государственное хранение документов фонда М.А. Трояновского, видимо, в большей мере учитывался критерий авторства, что обусловило наличие в фонде дублетных фотодокументов. Также наличие дублетных документов в фонде объясняется тем, что приемка документов осуществлялась двумя партиями в 2000 и 2003 гг., и при этом не была проведена целевая комплексная экспертиза ценности (цель которой состоит в том, чтобы устранять необоснованное хранение документов с повторяющейся информацией). В результате в фонде одновременно находятся авторские позитивы и негативы одинакового содержания. Готовые фотографии вошли в опись № 1, с негативов были также отпечатаны фотографии, которые вошли в опись № 2. Например, дублетные фотодокументы времен Великой Отечественной войны: перевязка раненого в боях под Котовском в июле 1941 г.15; семья мирных жителей (женщина с двумя детьми в катакомбах под Одессой летом 1941 г.16; Запорожье в тяжелые дни начала войны (горящее железнодорожное полотно, составы на рельсах, бегущие люди, мирные дома17).

Отсутствие вариантов фотодокументов объясняется тем, что в фонд поступали в основном фотодокументы, автором которых

является сам М.А. Трояновский. Очевидно, что невозможна одновременная съемка одного и того же события одним и тем же лицом на различную (по формату, цветности) пленку.

Особо отметим, что в фонде необоснованно допущено присутствие дублетных фотодокументов, что может быть устранено путем целевой комплексной экспертизы ценности.

Система описания фотодокументов фонда М.А. Трояновского не включает всей предусмотренной международными стандартами описания18 информации (например, о степени доступности). Также описание нескольких фотографий в рамках дела противоречит практике поединичного описания фотодокументов, принятой в специализированных архивах. Эту проблему также можно лишь наметить, поскольку ее решение предполагает переработку существующих описей фонда М.А. Трояновского, что вряд ли возможно. Однако возможно формирование качественно нового справочника (вероятнее всего, автоматизированного), который будет составлен на основе первичной документной информации и будет содержать сведения о каждом конкретном документе. Перспективным видится создание межархивного справочника и оснащение его поисковой системой, которая будет способна на обнаружение документа по различным критериям-полям.

В ходе данного исследования мы также пришли к выводу, что необходимо на всех уровнях (законодательном, методическом, практическом) решить вопрос о единой классификационной и учетной единице Архивного фонда Российской Федерации для всех типов и видов документов независимо от техники их создания и происхождения.

Применительно к законодательству анализ практики работы с фондом М.А. Трояновского позволил выявить следующие несоответствия. Во-первых, отсутствует четко прописанная схема поступления документов из личных собраний на государственное хранение путем покупки, устарела единая методика определения денежной стоимости документа. Во-вторых, требует проработки тот факт, что согласно Федеральному закону «Об авторском праве и смежных правах» оператор не входит в число авторов аудиовизуального произведения. Понятно, что заполнение законодательных лакун возможно только на государственном уровне, однако данное исследование позволило их вскрыть.

Фонд М.А. Трояновского в ГА РФ включает 1175 документов на бумажной основе, из них 20 блокнотов (дневников), 256 газет и газетных вырезок, а также более 4500 фотодокументов, которые представляют собой кадры из фильмов М.А. Трояновского, не вошедшие в них материалы, а также личные фотографии.

Документы фонда представляют несомненную источниковедческую ценность. Они важны как для изучения творческой судьбы известного кинодокументалиста, так и постижения истории нашей страны, поскольку запечатлели значительные исторические события (арктические и антарктические экспедиции, Великая Отечественная война). Сохранились документы о засекреченных событиях (экспедиция ЭОН-3), о которых практически не сохранилось сведений. Кроме важности запечатленных в документах событий и фактов, фонд М.А. Трояновского важен, поскольку содержит сведения о процессе и атмосфере создания документального кино (например, переписка с операторами во время Великой Отечественной войны, в полярных экспедициях), которое в те годы было важнейшим источником формирования общественного мнения и массового сознания.

Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут быть полезны для дальнейшего анализа фондов личного происхождения, особенно тех, в состав которых входит большое количество аудиовизуальных документов. Также на основе синтеза рассмотренных замечаний возможно формирование особых методических рекомендаций по работе с кинофотофонодокументами личного происхождения.

Примечания

5

Осуществлена публикация многих документов, которые в данный момент входят в фонд М.А. Трояновского: Трояновский М.А. Я хотел написать книгу... М., 1972; Он же. С веком наравне: Дневники. Письма. Записки. М., 2004. Методические рекомендации по работе с документами личного происхождения (литература и искусство). М., 1990.

Рабочая инструкция по научно-технической обработке документов фондов личного происхождения, подлежащих хранению в ЦГА РСФСР. М: ЦГА РСФСР, 1973.

Инструкция по научно-технической обработке творческих материалов кинорежиссеры. М.: ЦГАЛИ, 1962. ГА РФ. Ф. 10094. Оп. 1. Д. 57. Л. 22.

6 Там же. Д. 131. Л. 15.

7 Там же. Л. 22-25.

8 Там же. Д. 132. Л. 1-25.

9 Там же. Д. 133. Л. 1-13.

0 Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации. М., 2002.

11 Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокумен-тами. М., 1980.

12 Там же.

13 Там же.

14 Отбор на постоянное хранение аудиовизуальных документов. Методические рекомендации. М., 2004.

15 ГА РФ. Ф. 10094. Оп. 1. Д. 36. Л. 19; Оп. 2. Д. 250. Л. 1.

16 Там же. Оп. 1. Д. 35. Л. 32; Оп. 2. Д. 252. Л. 5.

17 Там же. Оп. 1. Д. 37. Л. 1; Оп. 2. Д. 258. Л. 1-3.

18 ISAD (G) (International Standard of Archival Description (General)). Cevilya, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.