Научная статья на тему 'Личные впечатления о службе в штрафном батальоне и роли заградительного отряда в Вооруженных силах СССР'

Личные впечатления о службе в штрафном батальоне и роли заградительного отряда в Вооруженных силах СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
штрафной батальон / штрафбат / заградительный отряд

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Строков Юрий Николаевич

Автор делится личными впечатлениями о службе в штрафном батальоне и роли заградительного отряда в Вооруженных Силах СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные впечатления о службе в штрафном батальоне и роли заградительного отряда в Вооруженных силах СССР»

10. Крах непролетарских партий России в 1917— 1922 гг. - М., 1984.

11. Спирин, Л. М. Крушение помещичьих и мелкобуржуазных партий в России / Л.М. Спирин. -М., 1977. - С.34.

12. Большевистский опыт борьбы с непролетарскими партиями. - Л., 1986; Орлов, В. С. Рождение советской демократии / В.С. Орлов. - М., 1987; Партия Октябрьской революции. - М., 1987; Почему победили большевики. - М., 1987; Спирин, Л. М. Россия 1917 год: из истории борьбы политических партий / Л.М. Спирин. -М., 1987.

13. Аврех, А. Я. Непролетарские партии России в трех российских революциях / А.Я. Аврех. - М., 1989; Юзбашев, Б. Н. Партии в буржуазно-правовых учениях / Б.Н. Юзбашев. - М., 1990.

УДК 355.123 ББК 68.41

14. Аврех, А. Я. Непролетарские партии России в трех российских революциях / А.Я. Аврех. - М., 1989; Буденко, Н. Н. Советская многопартийность. Проблема формирования. 1917-1991 / Н.Н. Буденко. - М., 1991; Романовский, Н. В. Классы и политические партии в период Октябрьской революции / Н.В. Романовский, Б.В. Левин // Вопросы истории КПСС. - 1990. - №11; Рабинович, А. Большевики приходят к власти / А. Рабинович. - М., 1989; он же. Попытки формирования многопартийного демократического социалистического правительства в 1917 году в России // История СССР. - 1990. - №6.

15. Политические партии России: конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. - М., РОС-СПЭН, 1996.

Ю.Н. Строков, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СЛУЖБЕ В ШТРАФНОМ БАТАЛЬОНЕ И РОЛИ ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Р.Г. Гостевым, доктором исторических наук, профессором Д.В. Ливенцевым.

Аннотация. Автор делится личными впечатлениями о службе в штрафном батальоне и роли заградительного отряда в Вооруженных Силах СССР.

Ключевые слова: штрафной батальон, штрафбат, заградительный отряд.

Y.N. Strokov (Voronezh)

PERSONAL IMPRESSIONS OF THE SERVICE IN A PUNISHMENT BATTALION DETACHMENT AND THE ROLE OF BARRIER IN THE USSR ARMED FORCES

Рассказать о своей службе в штрафном батальоне, что пережил вместе с ним, побудил показанный в сентябре 2004 г. на государственном телеканале РТР сериал «Штрафбат» и появившиеся вслед за этим благостные репортажи его защитников на телевидении и в печати. Режиссер сериала - Н. Досталь, продюсеры: В. Досталь, Э. Ваксберг, сценарист Э. Володарский.

- 62 -РР-

Зная о штрафбатах не понаслышке и не на основе сторонних наблюдений, вижу, что сериал появился с целью подменить в общественном сознании значение Великой Отечественной войны так, чтобы ныне живущее поколение и главным образом молодежь представляли его, каким оно изображено его создателями. И здесь четко просматривается не раз использовавшийся метод: глумление над многовековой историей Рос-

сии видом поиска и воссоздания «историческои истины».

Содержание сериала - ложь, сконцентрированная в различных нелепостях. Показать, в чем это проявилось в оценке значения ВеликоИ Отечественной воИны, защитить правду о неИ и помочь увековечить добрую память о ее участниках считаю своим гражданским долгом. Это важно сделать и потому, что как уже в далеком прошлом, а тем более сеИчас, не так уж много осталось тех, кто не в наказание, а совершенно по другоИ причине оказался в штрафном батальоне или штрафноИ роте.

Личные впечатления таких людеИ особенно ценны тем, что они сложились в результате непосредственноИ жизни вместе с ними, находясь внутри штрафных частеИ, но при этом не являлись сами штрафниками. Это давало возможность сложиться объективному мнению об их жизни, свободному от чувства вины перед РодиноИ за проявленное малодушие в боевоИ обстановке, обиды за допущенную слабость и стыда за презрительно-осуждающее отношение к носившим звание штрафника народа в условиях его массового героизма на фронте и в тылу.

В принципе нельзя, даже так полученные знания о жизни конкретного штрафного батальона, переносить на все штрафные части Совет-скоИ Армии. Но основание для утверждения, что во всех штрафных частях был один установлен-ныИ порядок, - есть.

28 июля 1942 года Нарком Обороны СССР И.В. Сталин издал приказ № 227, известныИ как «Ни шагу назад!» На его основе зам. Наркома Обороны Г.К. Жуков 26 сентября 1942 года утвердил «Положение о штрафных частях Совет-скоИ Армии».

Поскольку все штрафные части стали формироваться по четко сформулированным требованиям и установкам этого положения; характер их жизни, чем та, непосредственным участником котороИ был я, иноИ быть просто не могла.

Приказ № 227 появился с грифом «Без публикации». В течение 45 лет оставался закрытым. 11 августа 1988 года он впервые был включен в экспозицию, развернутую в павильоне «Советская культура» на ВДГК СССР. С тех пор он нео-

днократно публиковался и стал доступен каждому, кто им интересовался.

В начале приказ был объявлен начальствующему составу армии, деИствовавшеИ на фронте и прифронтовоИ территории. На его основе Главное Политическое Управление РККА разработало директиву, в котороИ, кроме указанных в приказе № 227, были ознакомлены политруки. Они прочитали его во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах, обсудили на их партиИных собраниях. Для разъяснения его требованиИ и значения в повышении боеспособности армии выезжали члены военных советов фронтов, армиИ, политработники.

С первого дня создания штрафбатов стали комплектовать команды боевых офицеров и сержантов для направления их в штрафбаты для руководства ими. Я, не достигшиИ еще 17 лет, был включен в одну из этих команд. К моему удивлению, был направлен не на рядовую должность для обеспечения необходимыми средствами жизни штрафбата на период формирования и следования на фронт. Меня назначили сразу на должность командира одного из отделениИ штрафбата. Служба в этом качестве продолжалась с июля 1942 по ноябрь 1944 года, я 28 месяцев жил в одноИ казарме, не отлучаясь ни на день. Она была основоИ объективных личных впечатлениИ о происходивших в Вели-коИ ОтечественноИ воИне событиях. К примеру, я получил первую достаточно полную информацию о приказе № 227 и комментарии штрафников, убедительно оправдавшие его появление.

Позже командир команды сказал, что при назначении на командную должность сыграла моя прежняя служба в армии. Сын полка с 15 лет и 10 месяцев, в 16 - участие в бою в раИоне Ко-ротояка (Юго-ЗападныИ фронт). После окончания ускоренных курсов подготовки младших командиров для фронта и присвоения звания сержант-командир отделения курсантов этих курсов.

Главная задача команды на службе в штрафном батальоне - встреча нового пополнения штрафников, формирование из них нового батальона, оформление необходимых документов как на обычные маршевые подразделения армии и сопровождение их на фронт.

СержантскиИ состав команды жил в казарме со штрафниками, по строго контролировавшемуся распорядку дня. Это давало исключительно важную возможность получения глубокого знания всех сторон жизни батальона, разностороннее представление о тех, кто оказался, по их мнению, в стыдливом и позорном положении штрафника. Они не скрывали свои душевные переживания, эмоции, стремления, желания, мечты о надеждах и возможностях своего будущего.

Совокупность всего этого невозможно было получить из другого источника информации. А именно совокупность таких знаниИ давала возможность знать в деталях социально-политичес-киИ климат в батальоне и, что особенно важно, предварительно предположить, предугадать и предсказать с уверенностью, как он будет вести себя в бою.

Среди офицерского состава команды не видел жестоких и кровожадных, не замечал не только издевательского обращения с штрафниками, но и неуважительного, пренебрежительного отношения к ним.

У командиров, под руководством которых пришлось работать в штрафбатах, проявились высокие профессиональные и морально-нравственные качества, культура поведения в общении с людьми. Во внешнем облике и речи они проявляли умение и пример грамотно и ясно выражать свои мысли, распоряжения и команды, не прибегая к вульгарным выражениям. Уровень интеллекта в этоИ ситуации, что было особенно важно, явно проявлялся в понимании состояния штрафников, оказавшихся по разным причинам в необычноИ и сложноИ обстановке, в сочувствии к ним как форме проявления нормального общепринятого в государстве, стремившемуся к миру, отношения к человеку, к их переживаниям стыда за проявленную слабость и свою провинность перед обществом и Роди-ноИ. За все время не было ни одного конфликта между командным составом и штрафниками, ни одного случая проявления высокомерия, неуважения к ним.

Теперь о некоторых наиболее явно видных фактах целенаправленноИ лжи.

1. Правда о появлении штрафных частей в Великой Отечественной войне

Сериал «Штрафбат» демонстрировался так, что у зрителеИ создавалось впечатление о существовании штрафных частеИ только в Вооруженных Силах СССР. Это явная ложь.

По мнению Гитлера, взятие Москвы предрешит исход воИны и вступление японских милитаристов против СССР.

Придавая такое чрезвычаИно важное значение в будущих судьбах обоих воюющих стран - победа или поражение одноИ из них, Гитлер организовывал два генеральных наступления на Москву.

Первое началось 30 сентября - 2 октября 1941 года. Располагая сильными ударными группировками, враг прорвал оборону воИск Западного и Брянского фронтов и 18 октября, захватив МожаИск, вышел на подступы к Москве. Бои шли в 80-100 километрах от города. Над Моск-воИ нависла смертельная угроза.

19 октября ГосударственныИ Комитет Обороны объявил Москву на осадном положении.

В результате упорного сопротивления советских воИск превосходившеИ по военным возможностям немецко-фашистскоИ армии, первое наступление желаемого результата не дало, оно захлебнулось буквально у порога столицы.

Второе наступление немецко-фашистскоИ армии на Москву возобновилось 15-16 ноября 1941 года. К концу месяца врагу удалось приблизиться к городу на расстояние 25-30 километров. Но, несмотря на прежнее превосходство в танках и авиации, врагу и в этом наступлении взять Москву не удалось.

За 20 днеИ второго наступления немецко-фашистские воИска потеряли 55 тысяч солдат и офицеров убитыми, свыше 100 тысяч ранеными и обмороженными. Они понесли большие потери в танках, орудиях и минометах, сбитыми в воздушных боях и уничтоженных на аэродромах самолетах.

Вражеские группировки, будучи измотанными и обескровленными, 5 декабря 1941 года прекратили второе наступление.

Ставка Верховного Главнокомандования советских воИск приняло решение об их переходе в контрнаступление. Оно началось 5-6 декабря 1941 года.

Враг не выдержал мощного натиска советских войск и начал отступать. На отдельных участках отступление превратилось в бегство противника. Впервые за два с лишним года Второй мировой войны гитлеровские захватчики отступали, бросая технику, неся огромные потери в людях.

Контрнаступление советских войск, начавшееся под Москвой, перешло в общее наступление по всему фронту и продолжалось до апреля 1942 года. За это время враг был отброшен на запад от Москвы на 350-400 километров.

Разгром гитлеровцев под Москвой явился началом коренного переворота в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию, произошел полный и окончательный крах «Блицкрига». Перед всем миром была развеяна легенда о «непобедимости» германской армии, в ее рядах была посеяна паника перед Вооруженными Силами СССР.

Битвы под Москвой значительно ослабили угрозу вступления в войну Японии с ее миллионной Квантунской армией, нацеленной на СССР. Они отрезвляюще подействовали на агрессивные круги Турции.

Москва оказалась единственной из европейских столиц, недоступной для гитлеровцев не только с земли, но и с воздуха. Она была избавлена от больших разрушений.

После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер для восстановления боевого духа, приобретенного в Европе и расшатавшейся дисциплины, принял суровые меры - сформировал около десятка штрафных батальонов из провинившихся командиров и более 100 штрафных рот из провинившихся рядовых бойцов.

Характерна непосредственная связь с ними специально сформированных отрядов заграждения, которые были поставлены позади неустойчивых дивизий с задачей расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольно оставить позиции и в случае попытки сдаться в плен.

Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР И.В.Сталина № 227 появился 28 июля 1942 года в условиях, когда бои уже шли на улицах Воронежа, на Дону, враг стремился захватить Северный Кавказ с его нефтяными и хлебными богатствами. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставили Ростов и

Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы. Приказ № 227 появился через 7 месяцев после создания Гитлером штрафных частей и 9 месяцев после утверждения 26 сентября 1942 года разработанного Г.К. Жуковым документа «Положение о штрафных частях Советской армии» с учетом уже имевшегося в Германии опыта.

Целенаправленная ложь очевидна.

II. Гуманность штрафных частей Вооруженных Сил СССР

Гуманизм (от латинского слова гуманус -«человеческий») - совокупность взглядов, идей, мыслей, в основе которых лежит убеждение в безграничной возможности человечества, его разум и способности к постоянному совершенствованию, необходимость отстаивать свободу личности, уважение к достоинству каждого человека, его право свободного развития и проявления своих способностей, признание его высокого общественного значения, создание благоприятных условий для этого.

Родиной гуманизма была Италия.

Гуманизм возник в эпоху Возрождения (Ренессанса). Его гуманистическое содержание широко распространилось в других странах Европы в Х1У-ХУ1 веках. Как продолжение развития Возрождения, оно получило мощный импульс в эпоху буржуазных революций XVII-ХХ веков.

В Вооруженных силах СССР гуманность была продиктована возвышенными мотивами, благородным великодушием к штрафникам, отношением человеческого милосердия, уважения к достоинству командиров, сержантов и рядовых бойцов, провинившихся перед Родиной на фронте и прифронтовой территории и оказавшихся в сложной политической, психологической и морально-нравственной обстановке. Это особенно ощущалось в четко определенных непродолжительных сроках пребывания в штрафных частях (всего от одного до трех месяцев).

Характер и степень провинности каждого определял Военный Трибунал конкретным сроком лишения свободы и отбыванием его в заключении. Чем меньше такой срок, тем меньше времени осужденный должен был провести в

штрафных частях. К месяцу пребывания в штраф-ноИ части направлялись осужденные до 5 лет лишения свободы, к двум - от 5 до 8 лет, к максимальному сроку, трем месяцам, осужденные к 10 годам лишения свободы.

Практика замены лишения свободы на пребывание в штрафных частях была больше, чем такое же проявление существенноИ гуманности. Она создавала обстановку, избавлявшую штрафников от всех форм политического и социально-экономического отчуждения от общества, не позволяла отстранять от жизни страны, делать их чужими, покинутыми согражданами, что присуще обществу, где существует вражда, прямо противоположные интересы, классовыИ антагонизм пролетариата и буржуазии.

Штрафники знали о существовании такоИ практики. После истечения срока пребывания в штрафных частях, боевого ранения, полученного даже в том случае, когда их часть не смогла отстоять свои позиции, или совершения подвига, удостоенного правительственноИ награды, наказание снималось, возвращались звание и награды, и бывшиИ штрафник направлялся продолжать военную службу в свою прежнюю часть. Все это было реальным стимулом к существованию в штрафбате принципиально иного социально-психологического климата, чем тот, которыИ показан в фильме. Не обреченность и безысходность лежали в его основе, а надежда и вера в прощение Родины и реальную возможность вернуться к нормальноИ жизни в своеИ части.

Из показаниИ пленных немецких офицеров и солдат штрафники знали и о том, что в штрафных подразделениях фашисткоИ армии подобного гуманизма не было. Там существовала система бессрочного пребывания в них и не признавались никакие ранения, ни совершение подвига. Было лишь одно-единственное требование -искупить вину своеИ кровью, в полном смысле этого слова - смертью.

В фильме «Штрафбат» сознательно умалчивается, что в Вооруженных Силах СССР штрафник, получившиИ боевое ранение, направлялся в обычныИ военныИ госпиталь, где лечился наравне со всеми ранеными и считался смывшим

своеИ кровью вину перед РодиноИ. Смыть кровью имело принципиально иноИ смысл, что обеспечивало высокиИ политическиИ, мораль-но-нравственныИ, истинно патриотическиИ климат, создававшиИ уверенность, что в боевоИ обстановке штрафные части проявят стоИкость и высокиИ уровень боеспособности.

Это было самым убедительным подтверждением существовавших убеждениИ в правильно выбранном идеале жизни и человеческих ценностеИ, сложившихся в предвоенные годы СоветскоИ власти. Уместно напомнить, как оценил значение этого фактора генерал-леИте-нант инженерных воИск, крупныИ советскиИ специалист по военно-инженерному искусству, военныИ историк Д.М. Карбышев. Находясь в немецком плену, в самыИ критическиИ момент для своеИ жизни, на предложение представителя вермахта занять пост командующего РоссиИскоИ освободительноИ армиеИ вместо предателя Власова он сказал: «Настоящие убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе».

Во время сопровождения штрафбатов на фронт я получал новые знания о воИне и ее жестоких уроках. Особенно запомнился случаИ на Калининском фронте 29 сентября 1943 года.

ПереданныИ нашеИ командоИ штрафбат получил оружие и боеприпасы, направился на боевую позицию. В пути он попал под мощныИ обстрел фашистскоИ артиллерии и бомбежку авиации. По этоИ же причине мы не успели уИти с места передачи батальона и увидели возвращающихся перевязанных, самостоятельно с трудом передвигающихся штрафников с одновременными выражением боли и явноИ радостью на лице. Такая реакция от их сознания -жизнь продолжается и конец пребывания их в штрафном батальоне.

Состав штрафбатов исключительно из разжалованных командиров фронтовых частеИ, их культурныИ, морально-нравственныИ и интел-лектуальныИ уровень исключали необходимость применения каких-то особых условиИ их содержания и мер охраны, как во время их формирования, так и во время следования на фронт.

Внутренняя жизнь штрафбата мало чем отличалась от жизни обычных частеИ армии.

66

Он располагался в больших землянках с двухъярусными деревянными нарами, с матрасами, набитыми соломой и такими же подушками. Землянки могли разместить примерно сто - сто двадцать человек. Наскоро построенные и приспособленные в начале Великой Отечественной войны в качестве казарм для формирования маршевых рот фронта, они не имели элементарно необходимых для человека удобств, и поэтому выход из них ограничен в течение суток не был, не было и особого контроля за этим. У входа, как и прежде, когда в них размещалась школа курсантов, стоял один дежурный с красной повязкой на рукаве и штыком на поясе от винтовки СВТ периода советско-финской войны.

В ночное время, как и прежде, выставлялся наряд, состоявший из двух сержантов с винтовками, но не для охраны штрафников, а с целью исключить возможность проникновения на территорию батальона и в его казарму посторонних.

Как было принято во всех частях армии, каждое утро в штаб полка, на территории которого формировался штрафной батальон, направлялась строевая записка. Она составлялась по докладам командиров отделений и указывала реальное количество людей в рядах батальона: сколько больных, умерших, переведенных в другие части и т. п. Ни разу не было случая самовольной отлучки из расположения батальона.

В эшелонах батальонов, шедших на фронт, которые пришлось сопровождать, каких-то дополнительных мер охраны не было. Она была возложена и осуществлялась тем же составом командиров и сержантов, которые работали с ними во время формирования батальона. В ходе следования в обычных двухосных товарных вагонах не было не только случаев дезертирства, серьезных нарушений, но и отставания от эшелона.

Особое внимание в ходе следования на фронт уделялось активной устной пропаганде и агитации. Всем командирам и сержантам вменялось в обязанность на остановках и стоянках эшелона добывать сообщения Совинформбю-ро, регулярно доводить их до сведения своих

подопечных. Постоянно держать их в курсе обстановки на фронте и в тылу, популяризовать героические подвиги и образцы боевой деятельности отличившихся частей армии и флота, бойцов, командиров и политработников. Рекомендовалось воспитывать чувство глубокой ненависти к врагу за насилия и зверства, чинимые фашистами в отношении наших бойцов, командиров и советских мирных граждан.

Прежняя работа с курсантами ускоренных курсов подготовки младших командиров позволила заметить, что питание батальона во время его формирования мало чем отличалось от прежнего. От фронтового оно, конечно, отличалось тем, что стала осуществляться по нормам, установленным для воинских частей, находившихся на переформировке.

Экипировка перед отправкой на фронт была такой же, как и любой маршевой роты: новое обмундирование, в зависимости от времени года, пара сменного белья, неприкосновенный запас питания на три дня. Сопровождавшиеся их документы оформлялись по установленной для всех частей армии: подробные биографические данные в трех экземплярах, адреса военкомата, призывавшего человека, родителей или других близких родственников. Уместно задать вопрос создателям фильма «Штрафбат»: зачем было тратить немалые средства на снаряжение, снабжение и оформление их, если, как показано в фильме, людей посылали на неизбежную смерть, а их судьба, якобы, никого не интересовала и сама их жизнь ничего не стоила?

На себе испытал всю особенность во взаимоотношениях командного состава и штрафников, которая была не только многообразной, сложной и существенно отличавшейся от кадровых частей армии, что создавало немалые трудности в работе с ними. Она состояла в несравнимо большой разнице возраста, различных сторон жизненного опыта.

В регулярных воинских частях дело обстояло иначе. Как правило, в них командный состав всех уровней по возрасту и опыту был значительно выше своих подчиненных.

Я, как самый молодой среди сержантского состава батальона, воспитанный семьей и советской школой в духе уважения к старшему по-

колению, их былым заслугам и опыту, особо остро чувствовал это. Чувство неловкости и стеснительности в моем поведении было замечено подчиненными.

В каждом новом составе батальона выделялись известные в армии личности по их прежнему положению в ней и наградам. Они оказывали большое влияние на жизнь в батальоне, всем своим поведением способствовали поддержанию обстановки взаимного уважения, щедро делились опытом своей прежней жизни, своими мыслями по поводу уже произошедших и происходящих событий.

В сложных, в принципе унизительных и обидных для них морально-нравственных условиях жизни они проявили свои лучшие черты характера. Ненавязчивая, не дидактическая, без морализирования манера держать себя, обращаться с людьми давала наглядный пример умению говорить и слушать, что помогало устанавливать доверительное взаимопонимание и находить «общий язык».

В наших взаимоотношениях штрафники проявляли благородный такт и деликатность к моей молодости и малому опыту, понимание моего непростого положения и трудностей в работе с ними. За все время общения не было случая попытки показать в чем-то их, без сомнения, имевшееся превосходство. Не задавались мне вопросы, чтобы сержантский уровень подготовки не смог на них квалифицированно ответить и я оказался бы в неловкой, щепетильной ситуации.

Благодарю судьбу, что она свела меня с такими людьми. Они многому меня научили и пополнили мои знания весьма важной и полезной информацией, помогли приобрести опыт правильно строить свои отношения с различными категориями граждан страны.

III. Кадровый состав штрафных батальонов

Неофицерские штрафные батальоны не существовали. Поэтому они формировались исключительно из разжалованных старших и средних офицеров и политработников всех родов войск и военно-морского флота за различные провинности непосредственно в бою или в прифронтовых условиях. Среди них не случайно

оказывались кадровые военные с большим стажем службы и опытом различного уровня руко-водящеИ работы в армии, с привычками к образцовому воинскому порядку, к требованиям ар-меИскоИ дисциплины, с высоким политическим и культурным уровнем.

Лишенные званиИ и наград и оказавшись в положении рядового штрафника батальона, они в полном соответствии со своим опытом и привычками и в этом качестве показывали пример достоИного и ответственного поведения, оказывая существенное влияние на внутреннюю жизнь штрафбата.

В первые же часы поступления нового штрафного батальона и до личного контакта с ним можно было без ошибки определить, с кем придется работать.

Почти все пребывавшие были одеты в сво-еИ прежнеИ форме, изрядно выгоревшеИ и носив-шеИ следы тяжелых условиИ фронтовоИ жизни. На выгоревших петлицах гимнастерок были видны следы существовавших тогда в армии знаков отличия: металлические треугольники у младших командиров, направлявшихся в штрафные роты, кубики у средних, шпалы и ромбы у старших командиров. Следы более темные на петлицах об их количестве указывали на воинское звание и давали возможность предполагать о ранее зани-мавшеИся должности в армии и обществе.

На груди гимнастерок подобные следы и проколы от наград свидетельствовали о количестве имеющихся боевых наград. Оставшаяся не так сильно выгоревшая прежняя метка на левом рукаве указывала о роде деятельности в армии -командноИ или политическоИ.

Первое впечатление в основном подтверждалось в процессе работы и приходившеИ информации со штрафным батальоном. Мнение совпадало в том, что в батальоне знали о глав-ноИ цели своего пребывания в нем, помнили о долге Родине, верили в возможность искупить свою вину и предоставленными им реальными возможностями оказать помощь своим воюющим армии и народу.

Авторы сериала «Штрафбат» утверждали, что в штрафных батальонах были уголовники-зэки. За время длительноИ службы в штрафном батальоне ни разу не сталкивался с этим.

68

Во время Великой Отечественной войны среди уголовников-зэков были предатели Родины, враги Советской власти, обозленные на нее за их якобы «незаконную репрессию», фашистские прихвостни, исправно служившие им. На оккупированной советской территории они были полицейскими, старостами, доносчиками на мирных советских граждан, активными участниками борьбы с партизанами, подпольными организациями и т. п. Не исключалась возможность, что в числе освобожденных из мест заключения могли оказаться представители этого опасного для страны сброда. Нельзя было предположить, как они поведут себя, получив оружие и оказавшись во фронтовой обстановке.

Освобожденные из лагерей заключенные попадали в другие штрафные части, формировавшиеся по другому принципу, содержались в иных условиях и использовались в принципиально иных целях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разжалованные средние и старшие командиры, политработники, старшины, сержанты и солдаты за провинности в условиях фронтовой обстановки и уголовники были совершенно несовместимы в одних штрафных батальонах и штрафных ротах.

Совместное пребывание наказанных защитников Отечества, носителей традиций военной жизни и строгого военного порядка и уголовников-зэков, привыкших к уголовно-лагерному быту, своим криминальным законам и взаимоотношениям, в которых верховодят «паханы», было крайне опасно. Оно создавало бы постоянную угрозу возникновению неизбежных конфликтов между ними и мешало штрафным частям выполнять возложенные на них задачи.

Что касается осужденных по 58-й статье, то они, считавшиеся неблагонадежными, в штрафные части вообще никогда не посылались.

Состав штрафбатов и штрафных рот, состоявший исключительно из военнослужащих действующей армии, их политический и морально-нравственный уровень исключал необходимость применять какие-то особые меры их содержания. При существовавшем порядке строгого отбора кадрового состава для службы в штрафных час-

тях не могли оказаться в них офицеры и сержанты с такими отрицательными качествами, которые показаны в сериале «Штрафбат». Не мог и штрафник Твердохлебов командовать штрафбатом, а позже даже бригадой, которых в штрафных частях вообще не было.

В сериале «Штрафбат» в извращенном виде показан социально-психологический климат, который якобы был присущ всем штрафным частям Советской Армии. Утверждается, например, что рядовой штрафник Савелий Цукерман и после второго ранения был возвращен в тот же штрафбат. Этим внедрялась в сознание мысль, что для всех штрафников существовало только одно и единственное бессрочное наказание и потому они живыми быть не могли и не покидали свои штрафбаты и штрафные роты.

Статистика свидетельствует, что, пребывая в штрафной части Вооруженных Сил СССР, ее члены не обязательно погибали. В 1944 году, например, потери штрафных частей убитыми, ранеными и заболевшими составляли 52 процента от их общей численности в это время.

Историческая правда в другом. Поскольку штрафные части были составными частями прикрепленных кадровых частей, действовали под их командованием, им подчинялись и выполняли их приказы, они часто бок о бок стояли насмерть и несли в равной мере порой очень большие потери. Известны факты, когда даже в дивизиях с их многотысячным составом, в особенно ожесточенных боях, в живых оставалось по несколько десятков человек.

С войны живыми возвращались далеко не все. В искреннем стремлении защитить родную землю, народ, отечество были равны все: и воины регулярной армии, и штрафники. Погибали и те, и другие.

Война - суровая школа жестокой реальности жизни, безжалостного испытания на прочность ее участников.

IV. Роль штрафных батальонов и заградительных отрядов Вооруженных Сил СССР в Великой Отечественной войне

В сериале «Штрафбат» сделано безмерное преувеличение роли штрафных батальонов и именно таких, как они изображены в нем. Цен-

тральная пропагандировавшаяся идея сериала -они добыли Великую Победу и решили судьбу СССР.

Ныне живущие и следующие поколения должны знать правду о штрафных частях, о героизме и подвигах оказавшихся в них людей, о подлинно реальном их вкладе в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Правда в том, чтобы не преувеличивать, но и не преуменьшать их действительную роль и значение. И то и другое ложь с целенаправленной целью принизить и оскорбить роль участников войны.

Известна мудрость античной культуры древней Греции, проверенная веками, что истина познается в сравнении. Для ее установления достаточно последовать этому совету и провести элементарный анализ опубликованных сведений о соотношении сил и возможностей регулярных частей Советской Армии и находившихся в ее составе штрафных батальонов и штрафных рот.

В приказе Народного Комиссара Обороны Союза СССР И.В. Сталина № 227 (28 июля 1942 г.) четко указано, какое количество штрафных батальонов может формироваться в пределах фронта, армии и дивизии, их численность и характер их вооружения.

В пределах фронта, с оговоркой «смотря по обстоятельствам» разрешалось иметь до трех батальонов по 800 человек в каждом, т. е. с их общей численностью 2400 человек. В пределах армии и тоже, с оговоркой «смотря по обстоятельствам» разрешалось создавать от пяти до десяти штрафных рот из солдат и младших командиров (от 50 до 200 человек в каждой), с их общей численностью две тысячи человек.

За время существования штрафных частей в Советской Армии с июля 1942 до 9 мая 1945 года, по официальным документально подтвержденным данным, прошло 427910 человек. Это составляло примерно 1,2-1,3 процента от общего количества призванных в армию за годы Великой Отечественной войны.

Известно и количество реально существовавших штрафных частей Советской Армии, участвовавших в войне - 1049. Эта цифра названа в заключительном кадре сериала «Штрафбат», когда на экране шло их перечисление.

В СоветскоИ Армии служили и освободившиеся из заключения - зэки, которых было чуть больше миллиона. С их учетом общее количество штрафников, по оценке специалистов института военноИ истории, в армии было около 1,5 миллиона человек.

Все штрафные части были вооружены оружием в начале воИны в основном трехлинеИны-ми винтовками периода гражданскоИ воИны. Танков, самолетов, артиллерии и другоИ тяже-лоИ техники в их распоряжении не было. Она была сосредоточена в танковых, авиационных, артиллериИских и других кадровых армеИских частях.

Далеко не во всех деИствовавших на фронте советских воИсках были штрафные части. К примеру, их не было в 64-И и 62-И армиях. К тому же штрафные части были обычно рассредоточены вдоль огромноИ линии фронта. В осенне-летнюю кампанию 1944 года наступление советских воИск велось по фронту до 4400 километров, с глубиноИ от 500 до 700 километров. Оно проходило в величаИших кровопролитных битвах с огромными людскими потерями и во-енноИ техники.

При такоИ большоИ разнице в силах и возможностях регулярноИ армии штрафные части честно внесли своИ посильныИ, но, в сущности, мизерныИ вклад в Великую Победу. Сделать больше сверх этого, играть более значительную роль они просто не могли.

Ни в коеИ мере они не могли противостоять в миллионы раз большеИ армии фашистскоИ Германии, вооруженноИ первоклассноИ совре-менноИ военноИ техникоИ, и представить для нее сколько-нибудь противника.

На фоне сопоставления видно, насколько нелепыми и бредовыми за гранью человеческоИ фантазии являются утверждения о преувеличен-ноИ роли штрафных частеИ в ВеликоИ Отече-ственноИ воИне.

Если, как считали штрафники, создание штрафных частеИ в КрасноИ Армии было оправдано сложившеИся обстановкоИ на советско-германском фронте к середине лета грозного 1942 года, то иное мнение они высказывали о заградительных отрядах. Резко критиковались распространившиеся среди населения слухи о

том, что чуть ли не за каждым штрафным батальоном и штрафной ротой стоит заградотряд. Откровенно высказывали обиду, горькую досаду за эту ложь. Они рассматривали ее как оскорбление всего состава штрафных частей за незаслуженное сомнение и неверие в их искреннее стремление честно и самоотверженно защищать свою Родину.

По мнению штрафников, создание заградот-рядов совпало лишь по времени с созданием штрафных частей и ни в коей мере не было связано и тем более обусловлено их созданием, как это было в фашистской армии. Героические и самоотверженные действия советских штрафных частей в боевой обстановке не вызывали необходимость в этом.

Штрафники указывали на то, что в приказе № 227 нет указания, что заградотряды должны выставляться именно за штрафными батальонами и штрафными ротами! Они должны были выставляться в непосредственном тылу неустойчивых дивизий с целью задержать беспорядочный их отход с занимаемых позиций.

На уже упоминавшемся Калининском фронте мне впервые пришлось пройти процедуру проверки заградительного отряда и понять сущность и особенность их роли в Вооруженных силах СССР. Этому способствовало сохранившееся «Командировочное предписание» в/ч 59237 № 0157, приказывавшее сержанту Строкову Ю.Н. сопровождать очередную маршевую часть на фронт с 18 сентября по 18 октября 1943 года. На нем имеется трехгранный штамп заградотряда, в котором зарегистрирован № 3/216, печать и дата убытия с фронта и появление в районе его расположения. Убыл 2 октября, в район заградотряда прибыл 6 октября 1943 года, т. е. на 5-й день, когда я был в 60-65 километрах от фронта.

Это позволило понять, что заградотряды выполняли и другую не менее важную и ответственную задачу наряду с той, которая указана в приказе № 227 - стоять за неустойчивыми дивизиями. Этим они в принципе отличались от заградотрядов армии Германии.

Заградотряды Вооруженных Сил СССР выставлялись в ближнем тылу от фронта и осуществляли контроль на узлах связи, на перекрестках прифронтовых дорог, других местах, где от-

лавливали дезертиров, предателей, самострелов, бегущих с фронта, и где могли, наоборот, просочиться на передовую и в фронтовые части диверсанты, шпионы, лазутчики.

Во время Великой Отечественной войны были попытки распространения слухов, что якобы заградотряды одержали Великую Победу СССР над врагом. Она повторилась в сентябре 2004 года в сериале «Штрафбат». В 2005 году в печати Российской Федерации утверждалось: «Немало случаев героического самопожертвования происходило тогда, когда советские воины вынуждены были идти на свои подвиги под дулами винтовок и автоматов заградотрядов... »

Это было проявлением откровенно презрительного отношения к сотням тысяч и миллионам солдат и офицеров, которые самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролись за освобождение своей земли, независимость своего народа. Понять это возможно как открытое выражение ненависти к живым и памяти погибших участников Великой Отечественной войны, изощренное их унижение и оскорбление.

Штрафные батальоны и штрафные части существовали с июля 1942 до 9 мая 1945 года. Заградительные отряды были расформированы еще в 1944 году в связи с тем, что перестали быть нужными. Приказ № 227 был сильным отрезвляющим средством, восстановил необходимую дисциплину и порядок в армии, строго контролируемое выполнение приказов командования и главное - отступать без всемерного сопротивления врагу от боевых позиций.

Победа над фашистской Германией одержана рабоче-крестьянскими Вооруженными Силами СССР, их высокими политическими, боевыми возможностями, вооруженными превосходившей фашистов боевой техникой, умелым руководством войсками блестящей плеяды советских военачальников во главе с Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным.

Сериал «Штрафбат» - злая вредная и очень опасная сказка про Великую Отечественную войну, откровенное надругательство над правдой о ней, выражение неприкрытой ненависти над всеми ее участниками. Его содержание за гранью человеческой фантазии, далеко превзошедшей самые невероятные вымыслы, даже в

таком специальном жанре литературного произведения, как сказки, в которых рассказ идет о том, чего в жизни никогда не было и несбыточно вообще. В нем использован опыт главного идеолога фашизма, министра пропаганды и главы

пропагандистского аппарата фашистскоИ Германии Иёзефа Геббельса, суть которого он высказал так: «В газовоИ камере можно отравить одновременно несколько сот человек, а хорошо сработанноИ ложью многие миллионы».

УДК 359 (474.2) ББК 68.53 (4 Эст)

Ливенцев Д.В., доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

ЭСТОНСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелициным.

Аннотация. Статья рассматривает современную историю эстонских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Эстонии и проблемам внешней политики в прибалтийском регионе.

Ключевые слова: патрульный катер, военно-морская база, охрана водного района, территориальные воды.

D. V. LIVENCEV, doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

ESTONIA NAVY FORCES

Abstract. In the article modern history of estonian navy forces is considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Estonia and problems of foreign politics in the Baltic Sea.

Key words: patrol cutter, navy base, guarding of water region, oil territorial water.

Эстонские военно-морские силы обладают собственноИ историеИ. Еще в конце 1919 г. в ходе революционных событиИ в России Эстония обзавелась собственным флотом. В его состав вошли:

- весьма неплохие на тот момент эскадренные миноносцы (типа «Новик») «Леннук» и «Вамбола» (бывшие эсминцы красного БалтиИ-ского флота «Автсроил» и «Спартак» - ранее «Капитан 1-го ранга Миклухо-МаклаИ», захваченные англичанами в раИоне Таллина в декабре 1918 г. и переданные ими Эстонии в январе 1919 г.; в 1933 г. правительство Эстонии продало их Перу, где они под наименованиями «Аль-

миранте Гуиссе» и «Альмиранте Виллар» служили до 1948 - 1949 гг.);

- канонерка «Лембит», поначалу громко названная эстонцами креИсером (бывшая русская мореходная канонерка «Бобр», которую в ноябре 1918 г. в неисправном состоянии передали Эстонии немцы, захватившие ее еще в апреле того же года в Або; сдана на слом в конце 1920-х гг.);

- канонерка «Лаене» (впоследствии «ЛаИ-не») - бывшиИ русскиИ конвоир подводных лодок «Спутник», переданныИ в ноябре 1918 г. Эстонии немцам, которые захватили его в апреле 1918 г. в Або);

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.