Научная статья на тему 'Личные подсобные хозяйства: состояние и перспективы'

Личные подсобные хозяйства: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабиров Г. А., Давлетбаева Л. Р.

В статье рассматриваются особенности и характерные черты функционирования российского феномена аграрной экономики личных подсобных хозяйств (ЛПХ), определяются основные моменты устойчивости и возможных перспектив развития ЛПХ, а также их поддержка в свете реализации национального проекта "Развитие АПК".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хабиров Г. А., Давлетбаева Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL PART-TIME FARMS: A CONDITION AND PROSPECTS

The article is devoted to features and characteristic features of functioning of the Russian phenomenon of agrarian economy personal part-time farms, the basic moments of stability and possible prospects of development personal family farms, and also their support in a view of realization of the national project "Development of agrarian and industrial complex" are defined.

Текст научной работы на тему «Личные подсобные хозяйства: состояние и перспективы»

Экономика

Это создаст условия для понимания принимаемых решений и путей их реализации, координации действий лиц по осуществлению поставленных целей,

предотвращения негативного воздействия системы контроля на мотивацию лиц, участвующих в производ-

ственном процессе, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.

Литература

1. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 472 с.

2. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИИТИ-ДАНА, 2004. - 351с.

3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./Под редакцией Стояновой Е.С - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во "Перспектива", 2002. - 656 с.

ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г. А. ХАБИРОВ,

доктор экономических наук, профессор

Л.Р. ДАВЛЕТБАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Башкирский ГАУ, г. Уфа

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, трудовой потенциал, перспективы развития, устойчивость развития.

Цель и методика исследования

Цель проведенного аналитического исследования - изучение теоретических положений развития экономики личных подсобных хозяйств в сочетании с сельскохозяйственными организациями и обоснование основных направлений и возможностей их развития на перспективу. Методологической основой исследования послужили общая и специальная литература, монографии и статьи ведущих ученых, материалы периодической печати страны, дальнего и ближнего зарубежья. Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, Государственного комитета по статистике Республики Башкортостан, данные годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий республики и анкетного обследования ЛПХ районов Республики Башкортостан, проведенного авторами.

В настоящее время при общем резком уменьшении сельскохозяйственного производства, непропорционального удорожания энергетических и иных материальных ресурсов, катастрофически тяжелых условий кредитования, налогообложения, роль ЛПХ населения резко возросла: они становятся одним из главных источников поступления продуктов питания для сельских жителей и важным подспорьем в обеспечении ими населения страны.

В структуре производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции в 2006 г. удельный вес личных подсобных хозяйств составил в производстве скота и птицы в живом весе - 74%, молока - 67%, картофеля - 98%, овощей - 80%. При этом в хозяйствах населения содержится

крупного рогатого скота 59,1% от общей численности, свиней - 51,7%, овец и коз - 95,4%.

В то же время анализ динамических процессов за годы реформ свидетельствует об усилении тенденции спада общего объема производства мяса в Республике Башкортостан. Увеличение производства мясной продукции в ЛПХ не могло возместить сильное ее уменьшение в сельскохозяйственных организациях. Сравнительно высокие темпы роста объема производства мяса в ЛПХ населения достигались, в основном, путем перераспределения поголовья скота, материально-технических и кормовых ресурсов из общественного сектора в частный. Существенную роль в такой структурной перестройке сыграло и то, что производство мяса в ЛПХ непосредственно связано с его потреблением в семье и возможностью выгодно реализовать его излишки на рынке.

Однако за последнее десятилетие не произошло существенных изменений в обеспечении ЛПХ хозяйственными постройками, не велось их техническое оснащение, низка обеспеченность ЛПХ средствами механизации, многие трудоемкие операции выполняются вручную, что делает труд на подворье малопривлекательным для сельской молодежи.

Особо остро стоит демографический вопрос. В среднем, состав семьи сельских домохозяйств за последние пять лет практически не изменился - от 3,5 до 4 человек, и в каждой семье имеются два пожилых человека и около двух детей. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия удельный вес населения старше трудоспособного возраста будет

иметь неуклонную тенденцию к росту и к концу 2015 г. достигнет в Башкирии 22,0%, в России - 24,8%. С одной стороны, это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, а с другой - приведет к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать "отмиранию" части ЛПХ. В этой связи сохранение молодежи в составе трудового потенциала села приобретает огромную значимость. Примечательно, что почти треть респондентов (32,2%) отметили, что ЛПХ - важное средство трудового воспитания.

По-прежнему узким местом в деятельности ЛПХ является приобретение кормов, особенно зернофуража. Большинство сельхозпредприятий отказывают личным подворьям в помощи техникой и транспортом; растет плата за строительные услуги и агросервисное обслуживание. Первостепенной проблемой является реализация продукции. В связи с занижением цен на животноводческую продукцию ЛПХ только 15% респондентов Илишевского района Республики Башкортостан заключили договора на продажу молока.

Многие личные подсобные хозяйства не имеют необходимых финансовых средств на ведение производства, хотя издержки растут. Например, в Кармас-калинском районе Республики Башкортостан в среднем на ведение ЛПХ (ремонт построек, покупка молодняка, удобрений, транспортные расходы и др.) затрачивалось в 2000 г. - от 1,5 до 3,0 тыс. рублей, а, по данным анкетного опроса, в 2007 г. - более 6,5 тыс. рублей. Вдвое возросли затраты на ремонт построек, закупку зернофуража, минеральных удобрений и молодняка скота.

Personal part-time farms, labour potential, prospects of development, stability of development.

В сложившихся социально-экономических условиях все более актуальной становится проблема трансформации ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако критерии такого перехода не определены, а нормативно-правовые акты не разработаны. Более того, в ряде регионов крестьянские (фермерские) хозяйства не оформляют свой статус, а некоторые, наоборот, перерегистрируются в ЛПХ, чтобы избежать налоговой нагрузки.

Товарный потенциал ЛПХ невысок в силу их низкой технической оснащенности и отсутствия источников инвестиций для приобретения техники и агрохимических средств. Мы согласны с мнениями тех авторов, которые считают, что на основе развития ЛПХ или даже его более совершенной формы - фермерства - в ближайшей перспективе в России будет мало заметно реальное повышение продуктивности сельского хозяйства до уровня, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность страны и существенно увеличить возможности экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки. Более того, без проведения мер по реформированию аграрного сектора страны производительность ЛПХ в ближайшие годы будет падать - в силу оттока из села молодежи и сокращения возможности ресурсного обеспечения ЛПХ из-за расхищения ресурсов (прежде всего, кормов) быстро разваливающихся коллективных хозяйств.

Следует иметь в виду, что при выборе этой формы преобразований речь идет о кредитовании десятков (если не сотен) тысяч хозяйств, что требует весьма значительных организационных усилий и связано с серьезными рисками невозврата кредитов. Очевидно, что кредитором фермерских хозяйств вследствие высокого уровня рисков может стать лишь государство. Коммерческие банки и негосударственные промышленные предприятия скорее всего предпочитают иметь дело не с отдельными фермерами, а с коллективными хозяйствами.

Важно также подчеркнуть, что на сегодняшний день ЛПХ обеспечивают производство не более чем 20% продовольствия. Это обстоятельство заостряет вопрос: когда потенциальные фермерские хозяйства смогут стать основными производителями сельхозпродукции и как перейти к этому положению, избежав продовольственного кризиса в стране?

Результаты наших исследований подтверждают вывод ряда ученых-эко-номистов о том, что не каждое личное подсобное хозяйство, по нашему мнению, может трансформироваться в другую форму хозяйствования, так как для этого необходимы земельные, трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы. Необходимо также учитывать экономические предпосылки, которые должны подтверждать возник-

новение на базе ЛПХ крестьянского хозяйства, соответствующего принципам организации предприятия. Это значит, что ЛПХ только тогда будет крестьянским хозяйством, когда его главной целью станет увеличение производства товарной продукции и получение прибыли. Иначе оно останется подсобным, полунатуральным или натуральным семейным хозяйством.

Мы согласны с мнением тех ученых, которые не рассматривают ЛПХ как разновидность крестьянского хозяйства. В противном случае это приведет к отмене налоговых льгот личных подсобных хозяйств и введению налогового обложения на полу-чаемый ими доход. Такой подход приведет к свертыванию многих ЛПХ, разрушению данной формы производства сельскохозяйственной продукции. ЛПХ станет крестьянским хозяйством только в том случае, если оно будет иметь в единстве необходимые производственные элементы товарного хозяйства: земельные и трудовые ресурсы, учитывать экологический фактор, а также оптимальную материально-техническую базу, хотя бы для простого воспроизводства. Оценивая степень устойчивости и перспективы ЛПХ как формы организации сельскохозяйственного производства и образа жизни сельского населения, следует отметить ряд моментов.

1. ЛПХ уже в советское время показали свою хорошую приспособляемость к разным условиям существования (правовым, фискальным, морально-психологическим и др.). Их доля в производстве сельскохозяйственной продукции в этот период была достаточно весома, что во многом определялось личной заинтересованностью, возможностью самим, под свою ответственность, вести хозяйство и распоряжаться результатами своего труда.

2. ЛПХ в настоящее время находится в тесной зависимости от крупных хозяйств, прежде всего - по обеспечению кормами. Однако если рассматривать ЛПХ как специализированное звено АПК, способное реализовать товарную часть своей продукции и кооперироваться с крупными хозяйствами, занимаясь выращиванием молодняка, а возможно другими видами, то мнение относительно "временности" существования ЛПХ может быть развеяно.

3. Вместе с тем ЛПХ в его нынешней форме имеет ряд негативных сторон как в сфере производства, так и в социальном плане. Главное из них то, что производство здесь основано на тяжелом ручном труде, характеризуется ненормированным рабочим днем и практическим отсутствием выходных дней и отпусков. Именно данный характер труда мало приемлем для молодежи и основная причина её миграции из села.

Выводы. Рекомендации

ЛПХ можно считать такой формой

Экономика

организации сельского хозяйства, которая, безусловно, имеет право на существование в будущем, но при условии реализации определенного комплекса мер: организации закупок сельхозпродукции с возможностью для крестьян заключения контрактов под будущий урожай (продукцию) с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием; организации обслуживания большей части полевых работ, удовлетворение иных потребностей ЛПХ - поставка молодняка, ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение и т.д., обеспечение доступности кредитов и финансовое обслуживание; организация маркетинговой службы для своевременной информации о конъюнктуре рынка; введение контроля за соблюдением трудового законодательства, прежде всего при использовании наемного труда.

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" как раз и нацелен на реализацию подобных мероприятий. Главными задачами национального проекта в сфере стимулирования и развития малых форм хозяйствования являются: расширение их доступа к заёмным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам (такое решение принято впервые в стране); модернизация и развитие инфраструктуры сети заготовительных, снабженческих, сбытовых организаций и предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции (всё это на основе кооперации); расширение доступа к заёмным средствам на основе создания системы финансовой взаимопомощи на селе - системы сельских финансовых кредитных кооперативов; обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, то есть развитие ипотеки. Для этих целей планируется выделить дополнительно в 2006 году 2 миллиарда 900 миллионов рублей и в следующем году - 3 миллиарда 670 миллионов рублей. И мы считаем, что такие задачи будут выполнены. Предусматривается, что субсидирование процентных ставок по кредитам для малых форм хозяйствования будет следующее: 95 процентов - за счёт средств федерального бюджета и 5 процентов - за счёт средств регионов. Запланированный объем субсидирования процентных ставок позволит привлекать ежегодно до 20 миллиардов рублей кредитов в коммерческих банках, предстоит выдать более ста тысяч кредитов. Также планируется создать в течение двух лет тысячу заготовительных, снабженческих, сбытовых кооперативов и пятьсот пятьдесят кооперативов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Поставлена задача развития системы финансовой взаимопомощи на селе на основе расширения доступа субъектов мелкотоварного биз-

Экономика

неса к кредитно-финансовым ресурсам.

Таким образом, чтобы нынешние ЛПХ могли устойчиво развиваться, им нужна государственная поддержка, предоставление льготных кредитов, приобретение кормов, минеральных удобрений, технических средств,

транспорта, новых технологий для возделывания сельскохозяйственных культур и ведения животноводства. Необходимо активно развивать сельскую кредитную кооперацию. Центральной проблемой остается реализация продукции ЛПХ, решать которую сле-

дует через систему потребкооперации, совершенствуя ее деятельность в свете современных требований. На практике оправдала себя кооперация и интеграция ЛПХ с сельскохозяйственными организациями и перерабатывающими предприятиями.

Литература

1. Гордеев А.В. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК": итоги реализации в 2006-2007 годах // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №2. - С.4-8.

2. Сёмин А.Н., Мингалев В.Д., Михайлюк О.Н. Личные хозяйства населения региона: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2004. - 237 с.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ АПК" ПРИ СОЗДАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В. ШИЛОВА, преподаватель О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

Тюменская ГСХА, г Тюмень

Ключевые слова: национальный проект, развитие АПК, рабочие места, Тюменская область, безработица, рынок труда.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Повышается актуальность изучения опыта ведения сельского хозяйства в зарубежных странах, особенно в тех, в которых трактовка проблем государственного регулирования экономики, их современное теоретическое звучание и практические управленческие подходы представляют для отечественной науки значительный интерес, особенно в период перехода России на рыночные основы хозяйствования.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Цель и методика исследований

К одной из таких программ относится национальный проект "Развитие АПК". В сложившейся экономической ситуации проблемы в агропромышленном комплексе не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно.

Сельское хозяйство России не только значимый экономический сектор, но и важный уклад жизни страны. С учетом того, что АПК представляет собой многоукладную хозяйственную сферу (крупнотоварный сектор, фермеры и личное подворье граждан), необходимо было так построить бюджетную политику и другие виды поддержки отрасли, чтобы обеспечить доступ к ним всех участников сельскохозяйственной деятельности, бизнеса на селе.

Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами: предпринимателями, трудящимися и государством. Для сегодняшнего рынка труда характерна разбалансирован-ность между спросом и предложением. Рабочие места создаются не там, где ощущается потребность в них. Сказывается сырьевая направленность экономики, монопроизводство, ориентированное преимущественно на мужской труд. Все это привело к деформации занятости, которая в ряде административных регионов держится на одной или двух отраслях.

Спрос на труд определяется как количество труда, которое работодате-

ли желают использовать в данный период времени за определенную заработную плату.

На 01.09.2007 года по Тюменской области спрос на рабочую силу во всех отраслях превышал её предложение, то есть на одного зарегистрированного в службе занятости безработного приходилось почти три вакансии. В сельской местности, наоборот, предложение превышало спрос: семь тысяч зарегистрированных безработных граждан и полторы тысячи заявленных вакансий. Таким образом, на селе на одну вакансию претендовало пять безработных [1].

При этом численность работников организаций по сравнению с 2000 годом по югу Тюменской области снижается на 26,1%, как показывают данные таблицы 1.

Анкетирование показало, что среди безработных преобладают лица, имеющие следующие специальности: бухгалтеры, кладовщики, кассиры, водители автомобилей всех категорий, рабочие, трактористы, а так же лица, не имеющие профессии (специальности).

Лидерство спроса на рабочую силу принадлежит строительным специальностям. Экономике области нужны каменщики, плотники, облицовщики-плиточники, штукатуры, маляры и другие строительные специальности. По профессиям, не требующим специальной подготовки, спросом пользуются грузчики, подсобные рабочие. Среди специалистов имеется потребность в учителях, врачах-терапевтах (в сельской местности) и врачей других специализаций.

The national project, development of agrarian and industrial complex, workplaces, the Tyumen area, unemployment, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.