Вестник ПСТГУ III: Филология
Муравьев Алексей Владимирович, канд. ист. наук,
2014. Вып. 5 (40). С. 55-67
Школа востоковедения НИУ ВШЭ, ИВИ РАН [email protected]
Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя1
А. В. Муравьев
В статье предложена систематизация и анализ имен собственных, встречающихся в сирийской рукописи из Тайбэя, случайно найденной в 1993 г., и до сих пор не введенной в научный оборот. Имена из этого манускрипта, представляющего литургический сборник, можно разделить на три группы: библейские, имена преподобных и мучеников и, наконец, имена песнописцев. Среди них самое загадочное и трудное для отождествления — Анания (Хнанья) Софолигос.
Ономастиконы, к сожалению, еще не вошли в число приоритетных задач для современных сирологов-лексикографов. Даже беглый просмотр основных словарей сирийского языка делает очевидным, что они не выделяют имена собственные в особый раздел. Да и для многих восточных языков уровень лексикографического описания еще не дошел до отдельных словарей имен. Ситуация с арамейским языком осложняется несколькими диалектными изводами, что требует дифференцированного подхода. Интегрирующая часть в некоторой степени реализована в «Сводном лексиконе арамейского» С. Кауфмана2, а для сирийского есть небольшой ономастический appendix в словарике Луи Костаза3.
В старых толковых словарях, как например в словаре Бар Бахлуля, иностранные имена были полноценной частью лексики и включались в основной словник, что объясняется его задачей— толковать непонятные слова в текстах4. В качестве примера можно привести словарную статью œo^oscus (греч. AioSœpoç), где это имя поясняется как oociu (^jl^oll, œcil lr£n. ак' соли Зл=таа> си*
г^сгДгД •ri.CTi.i Галю vyr^, ¿il Я^а, т. е. «данный Зевсом, данный Богом»5. При этом знаменитый лексикограф не всегда пояснял, что слово заимствовано из греческого языка (г eu) и не давал никаких просопографических справок. Но трудно предположить, что читатели искали в его своде регулярные сирийские имена, тем более имена святых. Тезаурус Пэйн-Смита также включает как антропони-
1 Статья написана в рамках Проекта РГНФ 12-01-00387.
2 http://cal1.cn.huc.edu/
3 Costaz Costaz L. Dictionnaire syriaque-français. Syriac-English Dictionary. Beyrouth, 20022. P. 401-420. Электронная версия словаря: http://www.syriacstudiesdic.com/.
4 Lexicon syriacum auctore Hassano Bar Bahlule / R. Duval, ed. P., 1886-1903. T. 1-3.
5 Ibid. P. 559. Лексикографа не заботили персонажи, он занимался этимологией и толкованием вокабул.
мы, так и топонимы в общий словник6. На имена собственные не без сарказма жалуется в «проспекте» к первому изданию своего труда и Брокельман за то, что они раздувают словарь и в принципе превращают его в просопографический справочник7.
В результате, для Пенкита (^^ша от туах£6шу8, дощечка) не существует легко доступных указателей, которые бы позволили вычислить нюансы ономастики в этом важном корпусе западно-сирийских текстов. Примерно то же можно сказать и о восточно-сирийской Худре ^а», от корня Мг, кружить, включать в себя) — аналоге Пенкита. Что касается мелькитской традиции, то здесь ситуация обстоит немного лучше за счет греческого оригинала, впрочем, мелькиты давно уже пользуются арабским языком в своем богослужении, равно как и марониты.
Имена в церковных текстах восточно-сирийской традиции
Ономастику имен восточных сирийцев (этот термин следует использовать вместо устаревшего «несториане») исследовали А. Хвольсон и Ф. Рыбацки на материале надгробных надписей9. Некоторые экскурсы в этой области делал еще Слуцкий10. Можно сказать, что в результате их работы в нашем распоряжении находится достаточно подробная классификация имен усопших. Однако на просопографический элемент, которого опасался Брокельман, эти ученые обращали мало внимания. Отталкиваясь от составленного ими именослова, сделанного по археологической, точнее по археографической нужде, можно предложить модель описания имен в церковных текстах. Для библейских книг, разумеется, существуют различные репертории — такие, как «Ключ» Т. Фалла11, но литургические тексты в этом смысле описаны куда хуже, о чем мы уже упоминали выше.
6 Например, имя «Афрем» (^iari) трактуется вполне подробно, с указанием библейско-ивритского оригинала и этимологией (Thesaurus Syriacus / R. Payne-Smith, ed. Oxford, 1879. T. 1. P. 351-352).
7 SokoloffM. A Syriac Lexicon: A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann's Lexicon Syriacum. Winona Lake (Ind.); Piscataway (N. J.), 2009. P. 1683: «Not only do proper nouns unnecessarily inflate the dictionary, but the treatment of Syriac personal names would additionally turn the book into a Syriac prosopography, and that of the place names into a geographical dictionary, so that the framework of the book would have been greatly exceeded». За неимением отдельного указателя базовых имен и производных, при анализе ономастики приходится помимо тезауруса опираться на составленные ad hoc списки имен.
8 Главный богослужебный сборник отро-православной традиции: Fenqitho / David, ed. Mossul, 1886-1896. 7 vol. Переизд.: Pampakuda, 1962-1963. 3 vol.
9 Chwolson D. Die im Gebiete Semiretschie aufgefundene Syrische Grabinschriften: Ein Namenverzeichnis // Мемуары Императорской Академии наук. СПб., 1886. Т. 34 (4). С. 132-137; Ryba-zki V. Nestorian Personal Names from Central Asia // Studia Orientalia Electronica. Helsinki, 2004. Vol. 99. P. 269-292.
10 Слуцкий С. С. Семиреченские несторианские надписи // Древности восточные: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества / М. В. Никольский, ред. М.., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 1-72; указатель имен собственных на с. 56-59.
11 Falla T. C. A Key to the Peshitta Gospels. Leiden; Boston; Köln, 1991-2000. Vol. 1-2.
Как известно, восточно-сирийская церковно-богослужебная литература, вошедшая в Большую Худру12, делится на несколько сегментов:
• «Книга [канонов] четных и нечетных седмиц» (Ktäbä da-qdäm wad-bätar);
• «Круг песнопений» (Hudra) — песнопения воскресные, Великого Поста и Поста ниневитян;
• «Кашколь» (Kasköl), букв. «все содержащий» — песнопения будних дней;
• «Сокровищница» (Gazzä) — песнопения праздников (~ Праздничная Минея);
• «Заключающие песнопения» (Qäle d-îudranë);
• Псалтырь (Dawidä или Ktäbä d-mazmüre).
Кроме этого в Церкви Востока в употреблении находятся еще несколько книг:
• «Новозаветный лекционарий» (Qeryänä)13;
• «Прокимник» (Turgämä);
• «Абухалима» (Abükalimä) — сборник тропарей;
• «Ниневитянское моление» (Ba^uthä d-Ninwäye) — песнопения этого поста;
• «Чин крещения» (Taksä d-amädä);
• «Чин обручения и венчания» (Taksä d-mkuräyä wa-d-burräkä);
• «Чин погребения священников» (Kahnitä);
• «Чин погребения мирян» (Anidä);
• «Чин священнического поставления» (Taksä d-siamidä);
• «Чин исповеди» (Taksä d-husäyä);
• «Чин Евхаристии» (Taksä или Qorbänä или Quddäsä).
В любой из этих книг встречаются имена: библейские (Давид, Соломон, Авраам, Иаков), имена древних отцов (Василия, мар Афрема), имена отцов Церкви Востока (мар Феодора, мар Нестория, мар Авдишо', мар Аввы и др.), имена отдельных мучеников (Шарбела, Курика и Иулитты и др.). Святцы богослужебного года, по которым мы обычно вычисляем круг имен, употребительных в локальной христианской традиции (для византино-славянской до сих пор сохраняет актуальность «Полный месяцеслов Востока»14, можно пользоваться календарями и реперториями агиографической традиции15) у восточных сирйцев не получили широкого хождения. Для гимнографических текстов, лишь косвенно
12 Ktäbä da-qdäm wad-bätar wad-'udra wad-kasköl wad-gazzä w-qäle d-'udräne 'am ktäbä d-mazmüre / Darmo, Thoma, ed. Trichur, 1960—1962. Vol. 1—3. Сборник называется «Большой Худрой» («Breviarium Chaldaicum») и в латинизированной версии был издан П. Беджаном: Breviarium chaldaicum / P. Bedjan, ed. Leipzig, 1886-1887. Vol. 1-3.
13 Согласно гипотезе Луксенберга от одного из таких лекционариев произошло название Коран (jjäül). См. Luxenberg C. The Syro-Aramaic Reading of the Koran: A Contribution to the Decoding of the Language of the Koran. Berlin, 2007. P. 70-87. Соображения Люксенберга подверглись критике Д. Кинга: King D. A Christian Qur'än? A Study in the Syriac Background to the Language of the Qur'än as Presented in the Work of Christoph Luxenberg // Journal of Late Antique Religion and Culture. Cardiff, 2009. Vol. 3. P. 44-71.
14 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Владимир, 19012.
15 Bibliotheca hagiographica orientalis / P. Peeters, ed. Bruxelles, 1910, 19702. (Subsidia hagio-graphica; 10) (далее: BHO).
относящихся к житийной традиции, исчерпывающих реперториев тоже нет, есть лишь отдельные аспекты, например каталог тСрй'ов гимнов Нарсая или Исхака Антиохийского. К сожалению, в Церкви Востока нет аналога западно-сирийской и мелкитской «Книге жизни» (^'^s пгьЬ^). Отдельные листы имен могли храниться в общинах, но попыток их формальной универсализации предпринято не было16.
Таким образом, богослужебные книги предоставляют нам внушительный массив церковных текстов, которые практически не описаны с филологической точки зрения, не говоря уже об отсутствии справочников по ономастике. В свете этого desiderátum^ становится понятным объем проблем, с которыми встречается всякий желающий выяснить место того или иного святого в структуре восточно-сирийского богослужебного круга.
Находка сирийской рукописи в Тайбэе
Отдельный сложный случай представляет собой рукопись, случайно найденная на Тайване исследователем-монголистом Н. ди Космо в 1995 г. В отделе хранения Academia Sinica (Тайбэй) полагали, что она написана на маньчжурском или старомонгольском. Отождествление языка как сирийского было произведено автором настоящей статьи по просьбе американского ученого еще в 2004 г. До настоящего времени рукопись не была введена в научный оборот и оставалась неизвестной. Поскольку до сих пор не выявлено вообще ни одной сирийской рукописи из Тайваня11, необходимо сказать о ней подробнее.
Манускрипт принадлежит к типу, который называется «турфанским», по происхождению из окрестностей г. Турфан (кит. Тулуфань)18. Большинство христианских рукописей из этого региона имеет монастырский характер, что соответствует идее Е. Н. Мещерской о подготовленном в монастырях Месопотамии и Сирии характере миссии в Китай19. Сирийские рукописи в Турфанском корпусе занимают значительное место среди согдийских, уйгурских, монгольских, китайских и других, но у рукописи, найденной в Academia Sinica, нет прямых аналогов. Значение этой находки исключительно велико еще и потому, что она проливает свет на жизнь тюрко-монгольско-китайских общин на северных рубежах Китая в XI—XIII вв.
Первыми проповедниками христианства в Китае были именно восточные сирийцы, прибывшие со стороны Трансоксианы во время династии Тан. Последующий период оказался полон драматизма. Великое гонение У Цзуна со-
16 Информация Николаса Ал-Желу, сообщенная в личном письме.
17 Desreumaux A. J. P. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits syriaques. P.,
1991.
18 Кроме того, из Дуньхуана, Курутки и Кочо в Синьцзян-уйгурском автономном округе КНР.
19 Мещерская Е. Н. Фрагменты сирийской рукописи из собрания института востоковедения РАН // Православный палестинский сборник. СПб., 1998. Вып. 98 (35). C. 148—158 (англ. версия статьи: Meshcherskaia Ie. The Syriac Fragments of N. N. Krotkov's Collection // Традиции и наследия христианского Востока / Д. Е. Афиногенов, А. В. Муравьев, ред. М., 1996. С. 321-326).
провождалось антихристианскими мерами: город Чанъань, который был значительным буддийским и христианским центром, потерял свое значение. В период упадка Танской династии и в последовавшую затем эпоху Пяти Династий (907— 960), отмеченную чредой восстаний и междоусобиц, начинается постепенное перемещение христиан сирийской традиции в северо-западные регионы Китая. Время династии Цзинь (1115—1234) и ее войн с южным царством Сун является «темным временем». Упадок, продолжавшийся во время завоевания страны Чингизидами и династии Юань (1271—1368), не затронул христианство: культура тюрко-сирийского типа уже широко распространилась не только среди уйгуров (кит. Юаньхэ), но и среди смешанного населения Дуньхуана, где было немало мигрантов из Средней Азии и Хорасана, говоривших на новоперсидском языке (дари или фарси). Однако основным языком христианства в Китае стал уйгурский. Сирийский остался сакральным, его знание снизилось до минимума: так, будущий католикос-патриарх Церкви Востока Ябаллаха III (1281—1318), родом из уйгуров, заявлял, отказываясь от этого сана, что не знает сирийского вовсе20.
Новый период христианского присутствия, менее «сирийский» по характеру, был связан с процессами внутри Монгольской империи. Христиане становятся известны под названиями «еликэвень» (от монг. эркеун, возможно связанного с сир. ..^аАцлог^) и «тарса» (видимо, связанного с этнонимом перс). В XI—XII вв. христиане сирийско-уйгурской традиции постепенно возвращаются с северозападной периферии в центральные области страны, чему способствовала толерантная, а местами даже прохристианская политика монгольской администрации. Крестились представители тюрко-монгольских народов Великой Степи, кереиты и тангуты. Среди монгольских чиновников было немало христиан Церкви Востока, которые работали в глубинных областях Китая и иногда вели проповедь среди местного населения. На староуйгурский язык были переведены многие важные тексты сирийской традиции, а также некоторые согдийские и иные. Именно поэтому в рукописи из Тайбэя встречаются маргиналии на уйгурском и фрагмент на дари, а почерк отражает привычку писцов к согдийским буквам.
Формат и структура рукописи
Рукопись представляет собой литургический сборник, состоящий из трех частей. Написана она на желтоватой бумаге (270x180 мм) восточно-сирийским курсивным письмом с рядом палеографических особенностей, выдающих туркестанское происхождение текста. Это заключение базируется на комплексном изучении рукописи и ряде ее особенностей. Дело в том, что именно в Восточном Туркестане под влиянием длинной истории гетерографии, когда сирийскими буквами записывали согдийский, новоперсидский, а затем и уйгурский языки, сложился тип записи с использованием особых букв. Например, слово ^Ц, «имярек» написано в рукописи на л. 2а с помощью такой специальной буквы. Персидское слово Ji-ij, «девица» передано на том же листе как win^v В рукописи 15 листов в
20 История мар Ябалахи III и раббан Саумы / Н. В. Пигулевская., пер. // Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 691.
две страницы-колонки (двустороннее bi-folio = 60) с линией сложения в середине, исписанных с двух сторон. Разлиновки нет, на листе 19 строк. Каждый лист пронумерован хранителями в современное время без учета порядка текста. Хранение в сложенном вдвое виде привело к порче некоторых листов-визави от чернил.
В рукописи встречаются иноязычные вставки. Например, на л. 2—3 находится новоперсидский текст брачного договора (кабина)21, а на некоторых отдельных листах читатели или пользователи сборника оставили несколько маргинальных пометок на староуйгурском языке. Почерк писца не идентифицируется, отдельные черты роднят его с писцом берлинского фрагмента SyrHT 041, но убедительного сходства нет. Датировка рукописи возможна на основании комплекса факторов — она была написана между X и XIII вв.
Насколько можно судить по классификации листков, в рукописи изначально были фрагменты «Худры»: «Кашколь», «Книга седмиц» (i^sa пгьЬ^) и Псалтырь. Наличие их в главном литургическом сборнике Церкви Востока не представляет собой ничего сверхординарного. Странным выглядит наличие в предполагаемом мной конволюте «Чина обручения» (Taksä d-mkuräyä) и «Чина венчания» (Taksä d-burräkä)22. Скорее всего, они свидетельствуют, что сборник был составлен для нужд какой-то сельской или городской общины, но не монастыря. Кроме того, канунам (^ап) предшествуют так называемые qale, букв. «гласы», особый тип тропаря. И вот именно эти гласы (^¿'^я кч^-я rda)23 сохранились в двух группах свидетелей.
В 1927 г. канадские миссионеры, ожидая в Пекине эвакуации, на рынке неожиданно столкнулись с продавцом антиквариата и антикварного мусора, который продал им разрозненные фотографии одной рукописи. Ни об их происхождении, ни об остальных листках (если они были) продавец ничего не знал. Однако миссионерам удалось выяснить, что эти фотографии хранились в Историческом музее в императорском дворце, оригинал же был открыт и сфотографирован Обществом изучения и издания документов династий Мин и Цинь (Мин Цинь ши ляо чень ли ху).
Фотографии из Китая были привезены в Канаду и переданы У. Тэйлору. Лишь в 1941 г. семитолог взялся за их расшифровку, отождествил с «Книгой седмиц» и опубликовал свой перевод найденных «богослужебных песнопений», полагая, что находящиеся в его распоряжении отрывки — это все, что осталось от рукописи. Кроме того, он констатировал, что другой ученый, японский исследователь Пол Ёсиро Саэки, также упоминает некоторые листы, относящиеся к Пекинской рукописи в своей книге24. Переиздание последней (1951)25 уже включа-
21 Предварительная публикация договора см. Muraviev A. The New Persian Marriage Contract in the Syriac Manuscript from Turfan // Proceedings of the First Turfan Symposim on the Ancient Laguages and Cultures of the Silk Road (Turfan, 2012). P. 212-222.
22 Для них к тому же нет точных аналогов в печатных текстах восточно-сирийских чинов венчания.
23 Ktäbä da-qdäm... Vol. 2. P. 420-452; East Syrian Daily Services / Maclean A. J., transl. L., 1894. P. 109-130.
24 Taylor W. R. Syriac Mss. Found in Peking, Ca. 1925 // Journal of American Oriental Society. New Haven, 1941. Vol. 61 (2). P. 91-97.
25 Saeki Y. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 19512.
Фотография л. 4v из статьи Тэйлора
ло в себя фотографии и перевод. Сравнение, которое стало возможно провести, показывает, что фотографии листов, опубликованные Тэйлором, точно в том же составе были параллельно привезены китайской делегацией в Японию и присутствуют в книге Саэки. Они отсутствуют в сохранившейся части рукописи. Тем самым можно констатировать, что сохранившиеся фрагменты рукописи делятся на две части: рукопись из Тайбэя и фотографии из Пекина.
Имена в рукописи из Тайбэя и в листах Тэйлора
Нас интересует та часть, которую первый исследователь рукописи Тэйлор назвал «гимнами святым». Под этим неточным выражением скрываются qale. Это листы № 9—12, 20, 21 из тайваньской рукописи и листы I—V фотографий Тэйлора. Qale или так называемые «мученичны» содержат имена святых, к которым обращается молящийся, а также несколько иных листов с «Чином брака», где присутствуют имена. Составление ономастикона в данном случае представляет особый интерес, поскольку позволяет сделать выводы о почитании тех или иных святых в месте происхождения рукописи, которым мы считаем Восточный Туркестан. Встречаются три типа имен: имена библейских лиц, имена святых, к которым обращены молитвы сборника, и имя автора гомилии (шёшга).
1. ,Ъэ (мар Абун)26, неизвестный персонаж, возможно, знаменитый иноческий мар Авген.
AS syr., f. 12rb: гс^м •scv=r«' (мар Абуну, святому).
2. y^r^ ,iso (мар Аввай) мученик, по зороастрийскому имени Михран-шапур, пострадал от рук своего отца в Великое гонение Шапура II (Acta Graeca 671, acc.
26 В скобках, там, где это возможно, дается русское произношение имени или отождествление с известным персонажем. В тех случаях, когда сирийское произношение отличается от русского общепринятого, оно дается курсивом.
Sachau, S. 241 (Verzeichnis, p.814); монастырь во имя его в Келлете (Тур Абдин, Вост. Турция).
AS syr., f. 12va: • (мар Авваю помолимся, братие).
3. Tomvarí' (Авраам), библейский патриарх.
AS syr., f. 2va: .^ат^аси .«.snäiuo ^tntjrí's (как у Авраама и Сары да освя-тится брак их).
4. лылп.г«' (Исаак, Исхак), библейский патриарх.
AS syr., f. 2va: ^озшш r¿oaio хшт^г^л vyi* wJmo (да прославится как Исаак).
5. íujW (Елеазар), библейский персонаж, сын Аарона.
AS syr., f. 12ra: v^asA icuxí Ь.-Л iu.Ari's сш^л^иао.
6. oicu«^^ (Стефан, Эстефанос), первомученик, персонаж Деяний апостолов.
Taylor f. IIr, p. 13: mai°^a>K,3 mi^joa Зллмл«" (я воспомянул, Боже, убий-
ство Стефаново).
7. та^чаг«' (Ефрем, Афрем), мар Афрем, знаменитый поэт и богослов IV в., известный в Византии и на Руси как Ефрем Сирин.
AS syr., f. 2vb: ,mcu^ rúu»Aa ТаЛагй -
8. Вакх (Báxxoc;, Бахос) — святой мученик, содружинник Сергия. Имя Вакх — латинское, группа согласных -cCh- не передана в сирийском по причине фонетической невозможности такого сочетания в арамейском.
Taylor f. IIIr, p. 6: а><л^= лЫо qí^vb (Сергий и товарищ его Вакх).
9. гсь*л=, Баршабба, знаменитый христианский проповедник Восточного Ирана, епископ Мерва в Хорасане27. Мнение Хвольсона, что Бар Шабба и Bar Sabia неверно и основано на неправильном чтении r¿=*. л=, в котором известный семитолог углядел лишнюю черту.
Taylor f. IIv, p. 14: uyúo] п'-.т.ь ,л=я r^vcm (отец пресветлый наш
Баршабба, благословенна твоя память); тж. Ir, p. 15; Iv, p.16.
10. .Lvi^ (Гавриил), архангел, персонаж Библии.
Taylor f. IIIr, p. 5: - гл „сяк' к'ла(на заре Гавриил
архангел принес в знак Иисуса).
11. «boi^íoo^, Георгий (Геваргиос), великомученик, пострадавший в Нико-мидии в 303 г., его имя было известно и популярно на всем христианском Востоке. В тексте к нему обращен тропарь.
Taylor f. IIIr, p. 6: ,ia> r^scna» (мученик святой Георгий).
12. rsTiiAo-s»^ (Голгофа).
Taylor f. IVr, p. 9: гЛЛл^.^ Л^ v^ovus (они видели Тебя на Голгофе).
13. (Герасим, мар Герсин или 'Arsen / (?) Garsen), неясный персонаж.
AS syr., f. 21r-a.
27 Cm.: Sims-Williams N. Barsabba // Encyclopaedia Iranica. L.; Boston, 1989. Vol. 3. Fasc. 8. P. 823; Brock S. Bar Shabba / Mar Shabbay, First Bishop of Merv // Syrisches Christentum Weltweit: Festschrift W. Hage / M. Tamcke, Hrsg. Münster, 1995. S. 190-201; Idem. A West-Syriac Life of Mar Shabbay (Bar Shabba), Bishop of Merv // Bibel, Byzanz und Christlicher Orient: Festschrift für Stephen Gerö zum 65. Geburtstag / D. Bumazhnov et al., eds. Leuven, 2011. S. 259-279. (Orientalia Lovaniensia Analecta; 187).
14. я»аа (Давид), библейский пророк и праотец.
Taylor ms, f. 1: ¡uos riam Ъл (на заре воспел Давыд отрок).
15. Jur«iis (Даниил), библейский пророк.
Taylor f. IIr, p. 4: rtbc^.Lrci» .nlu (восстал Даниил от рва).
16. r^injj (Анания, Хнанья), апостол.
Taylor f. IVv, p. 10: r£iaW=j гс^ш» .tn^iMMO (и юноши с Ананией в пещи).
17. axx^A<xüt» Анания (Хнанья) Софолигос, загадочное имя автора «Слова о браке», которым предваряется в рукописи чин венчания брака. Это имя не отождествляется ни с одним известным лицом Церкви Востока и вообще сирийского мира.
Вне сомнения, за именем-псевдонимом ахл^Аоаа», типичным для иноческой среды, стоит греческий оригинал 2офбХ1уос;, «скудоумный», но композит составлен не вполне по правилам греческого языка, который требовал бы, скорее, иного порядка морфем, ОХубоофо;. Впрочем, греческий язык достаточно свободен и решающего значения для суждения о реальности/нереальности имени это замечание не имеет. Отождествление персонажа, которое пока не удается провести, возможно, даст ключ к пониманию пути этого типа текста от Месопотамии, где он, вероятно, возник, до Туркестана.
* * »4 .
18. (Закхей), мытарь, персонаж Евангелия.
AS syr., f. 13va: г<Пр^Цг^Ьял
19. (Зоровавель), персидский наместник Иудеи, вождь евреев.
AS syr., f. 2vb: A=ioi
vyrf r^cnXr^n cmisx» Jl^. rc'Tni&uj
20. rdiir«' (Илия, Элиа) , библейский пророк.
AS syr., f. 21r-a: «iL*' »isaa
21. ^jcu (Иона, Йонан), библейский пророк.
Taylor f. IVv, p. 10: «гяъ o^L» ^ (воззвал к Тебе Иона посреди моря).
22. (Иоанн епископ, Йуханнан). Личность этого епископа-мученика Иоанна остается загадкой, это может быть один из епископов-мучеников в Великое гонение Шапура II: И. Арбельского, епископа Хормизд-Ардашира или одного из двух Иоаннов, епископов Бет-Селок.
AS syr., f. 9r-b: .аг^ ^»cu
23. ахД^с^, Юст (Йустос), один из 70 апостолов.
AS syr., f. 21r-b: акД^сил misorii
24
(Иаков, Я'ков), библейский патриарх.
Taylor f. IIr, p. 4: ,tncv=p^ ^ ддпч. buiai гсГла^.:» rö:»^ (на заре вышел Иаков из дома отца своего).
25. к'од» (Ева, Хавва), прародительница.
AS syr., 2rb: r^yM г^азз r^^ur^o . ri'SiMesr«'
26. г^чзи> (Езекия, Хзакья), библейский персонаж.
27. (Израиль, Йисраэл), библейский патриарх. AS БуГ., Г. 12га: А^ЛЯ^Л ! спиаспа
28. Зла* (Яфет, Йаппет), библейский праотец. Буг., Г 2уа: ^Да «уг* г^^иала .^сиг«' !\=сио
29. .^озси (Иосиф, Йаусеп) , библейский патриарх.
БуГ., Г 2УЬ: ^»»'Ч ашсъ ч/угС Г^ЗЛМЛЭЯ
30. Игйя ,тээ (Мари), апостол мар Мари, просветитель Ирана. Буг., £ 21г-Ь
31. шт-Зе«») (Мифрэ), неизвестная святая. Буг., Г 9г-Ь: тг*.»
Д. Хвольсон фиксирует это имя в эпиграфических источниках, правда огла-совывает его как Maifrah28. Он замечает, что имя явно не тюркского происхождения и едва ли арамейского. Исследователь осторожно предлагает арабское происхождение (arabischen Ursprung), но такое арабское имя (л ^i-Lö (O^iLLA (A^LjLa), как оговаривается сам Хвольсон, нигде не встречается. Более того, использование буквы хе (от) в исходе слова напоминает, скорее, персидские имена на -е. Хвольсон приводит вариантные написания <лла»гйя> и ста.», что, на наш взгляд, указывает на нормальное пэ в начале, в то время как в рукописи из Тайбэя специфическая графема Л использована просто как локальная привычка писца, не имеющая общедиалектного смысла.
32. ^tn ([Дева] Мария, Марьям), Богородица.
Taylor f. 5r, p. 3: ^i» г^Ь^до к'ЬДоЬчэ геьЗьа (царская дщерь, святая дева Мария).
33. nTJuAiu^ tut» М£рия (прочие Марии).
Taylor f. IIIr, p. 6: ^сия ^тло гйосиза .эсии^х ri'Jiuii^so (Мария
Магдалыня, Мария Ияковлева, Мария Иоссиева и Мария Иоаннова).
34. лсии (Нахор), библейский патриарх.
AS Syr., f. 12ra: л^жаХ iaui У.-Л iu-Ar^s mi^Meena
35. mcu (Ной, Нух), библейский праотец.
AS syr., f. 2va: v^tuo »cvAx vyri"
36. k'v» (Сара), библейский персонаж, жена Авраама.
AS Syr., f. 2va: ^.яо^ю ^roi^^j
37. om-j^vo, Сергий (Саргис, от лат. Sergius), имена знаменитых сирийских мучеников при Максимиане Сергия и Вакха связаны с их мученичеством (BHO. № 1052—1055), которое было популярно на всем христианском Востоке; неудивительно, что и к нему и Вакху обращены тропари.
28 Chwolson. Op. cit. P. 134.
Taylor ms, f. Ir, p. 1:
AS syr., f. 21r-a: oü^w
38. «^Jiva (Петион), известный у сирийцев мученик при шахе Йездигерде II29.
AS syr., f. 9r-b: .^cuína »iau
39. a><Mni<M>, Кирик (Курикос), представитель знаменитой дружины, сирийские деяния которой изданы П. Беджаном, а недавно дополнены исследованием и новым изданием А. Терпелюк30.
AS syr., f. 22r-a: ахм^лаи .tns (святому Кириаку).
40. rduoizjtna, Феврония (Певрониа), знаменитая мученица диоклетианова гонения из Нисибина. Ее имя вне сомнения определено ее родным городом. Нисибин-Соба был важным церковным центром Церкви Востока31.
AS syr., f. 20r-a: Л.мчм ♦ rduoiams
41. (Рахиль, Рахел), библейский персонаж, вторая жена Иакова. AS
syr., f. 2vb: »^osXcuo Jjjjío доп^ . vy*" г^ля^Л
42. г^иал (Ревекка), библейский персонаж, жена Исаака.
AS syr., f. 2va: «^^олмлло r¿a&áci шииы^з vyr^ т>2мо
43. .^лиг., Симеон (Шимэон), Симеон Столпник32, знаменитый подвижник и аскет V в.
Taylor f. IVv, p. 10: .^j»*. ,гя r¿m» rdio^rC (столп твой исполнен благодати, святой Симеон).
44. -рзл. (Сим, Шем), библейский праотец.
AS syr., f. 2va: !i=cuo «й«^ ymA» vyrC
45. чоаЛт.(Соломон, Шлимон), библейский патриарх, царь, и мудрец.
AS syr., f. 2vb: rúcmcv^ ^so .^o^-akuo mJncui^j yCQiiW. vyi^
46. гйэаог«'^ (Фома, Тома), апостол.
AS syr., f. 21r-b: r¿wl*. гйяаге^ (святому Фоме апостолу).
47. л=я&\ (Фамарь, Тамар), библейский персонаж, дочь царя Давида. AS syr., f. 9rb: Ъа)л incA гСластьз
Подводя предварительный итог, можно заключить, что в рукописи из Тайбэя, которая, несомненно, носит следы восточно-туркестанского происхождения, мы встречаем три группы имен: стандартные библейские имена, опосредованные греческим через Пешитту, имена мучеников и святых как греческого и латинского, так и сирийского происхождения и, наконец, имена, отождествление которых вызывает серьезные трудности (Мифре, Анания Софолигос). Все это разнообразие ономастики, встречающееся в рукописи из Тайбэя, свидетельствует о единстве сирийской церковно-литургической культуры от Месопотамии до Китая.
29 Historia Sancti Mar Pethion Martyris Syriace et Latine / J. Corluy, ed. Piscataway, 2010.
30 Acta martyrum et sanctorum / P. Bedjan, ed. P.; Leipzig, 1892. Vol. 3. P. 254-257; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты (Кирика и Иулитты) / А. Терпелюк, изд., пер., исслед. М., 2009.
31 Harvey S. A., Brock S. Holy Women of the Syrian Orient. Berkeley; Los Angeles; L., 199 82. P. 150-176.
32 Сирийское житие Симеона см.: Das Leben des heiligen Symeon Stylites / H. Lietzmann, H. Hilgenfeld, Hrsg. Leipzig, 1908; о почитании Симеона у сирийцев: Harvey S. A. The Sense of a Stylite: Perspectives on Simeon the Elder // Vigiliae christianae. Amsterdam, 1988. Vol. 42. P. 376-394.
Ключевые слова: сирийский, несториане, восточно-сирийский мир, литурги-ка, уйгуры, календарь, богослужебные книги, христианство в Китае.
Personal names in the liturgical manuscript
from Taiwan
A. V. Muraviev
The article is dedicated to the personal names occurring in the hitherto unknown Syriac manuscript from Taipei found in 1993 by mere chance. The language was identified as Syriac. It turned to be a collection of the Syriac liturgical books (Hudra, Kashqol and Qdam wa d-wathar) bounded in one paper ms.
The main problem in cataloguing personal names in the liturgical manuscripts is that there still is not a Personal names Dictionary of the Syriac tradition. The Thesaurus of Payne-Smith contains some names bur Brockelmann had resigned from including these into his Lexicon. There are however, some personal names indexes made by the scholars studying Syriac epigraphy from Central Asia and particularly Eastern Turkestan. The purpose of the present study is to investigate liturgical sources from A part of the liturgical ms contains prayers to the saints and martyrs whose names reflect cultic saints of the Syria-speaking Christians from China in the 10th—13 th cc. There are three types of names: biblical ones, names of the martyrs and Saints, names of Syriac writers. Some martyr names testify to the cults of Mesopotamian martyrs in the Chinese Syriac Church. Some martyrs names, e. g. ,Ji\is» Mifre are known only from epigraphic sources
from Central Asia. Other like Abun still need identification. Of the latter category, the most interesting is the mysterious name of Sopholigos Hnanaya. The ms contains a memra to the bride and bridegroom written by him.
Keywords: Syriac, Eastern-Syriac, Nestorian, liturgy, lexicography, Uygur, calendar, Christianity in China.
Список литературы
1. История мар Ябалахи III и раббан Саумы / Н. В. Пигулевская., пер. // Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 677-755.
2. История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты (Кирика и Иулитты) / А. Терпелюк, изд., пер., исслед. М., 2009.
3. Мещерская Е. Н. Фрагменты сирийской рукописи из собрания института востоковедения РАН // Православный палестинский сборник. СПб., 1998. Вып. 98 (35). C. 148— 158 (= Meshcherskaia Ie. The Syriac Fragments of N. N. Krotkov's Сollection // Традиции и наследия христианского Востока / Д. Е. Афиногенов, А. В. Муравьев, ред. М., 1996. С. 321—326.
4. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Владимир, 19012.
5. Слуцкий С. С. Семиреченские несторианские надписи // Древности восточные: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества / М. В. Никольский, ред. М.., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 1-72;
6. Acta martyrum et sanctorum / P. Bedjan, ed. P.; Leipzig, 1892. Vol. 3.
7. Bibliotheca hagiographica orientalis / P. Peeters, ed. Bruxelles, 1910, 19702. (Subsidia hagiographica; 10).
8. Breviarium chaldaicum / P. Bedjan, ed. Leipzig, 1886-1887. Vol. 1-3.
9. Brock S. A West-Syriac Life of Mar Shabbay (Bar Shabba), Bishop of Merv // Bibel, Byzanz und Christlicher Orient: Festschrift für Stephen Gerö zum 65. Geburtstag / D. Bumazhnov et al., eds. Leuven, 2011. S. 259-279. (Orientalia Lovaniensia Analecta; 187).
10. Brock S. Bar Shabba / Mar Shabbay, First Bishop of Merv // Syrisches Christentum Weltweit: Festschrift W. Hage / M. Tamcke, Hrsg. Münster, 1995. S. 190-201;
11. Chwolson D. Die im Gebiete Semiretschie aufgefundene Syrische Grabinschriften: Ein Namenverzeichnis // Мемуары Императорской Академии наук. СПб., 1886. Т. 34 (4). С. 132-137.
12. Costaz L. Dictionnaire syriaque-français. Syriac-English Dictionary. Beyrouth, 20022.
13. Das Leben des heiligen Symeon Stylites / H. Lietzmann, H. Hilgenfeld, Hrsg. Leipzig, 1908.
14. Desreumaux A. J. P. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits syriaques. P., 1991.
15. East Syrian Daily Services / Maclean A. J., transl. L., 1894.
16. Falla T. C. A Key to the Peshitta Gospels. Leiden; Boston; Köln, 1991-2000. Vol. 1-2.
17. Fenqithö / David, ed. Mossul, 1886-1896. 7 vol.; Pampakuda, 1962-1963. 3 vol.
18. Harvey S. A. The Sense of a Stylite: Perspectives on Simeon the Elder // Vigiliae christianae. Amsterdam, 1988. Vol. 42. P. 376-394.
19. Harvey S. A., Brock S. Holy Women of the Syrian Orient. Berkeley; Los Angeles; L., 19982.
20. Historia Sancti Mar Pethion Martyris Syriace et Latine / J. Corluy, ed. Piscataway, 2010.
21. King D. A Christian Qur'an? A Study in the Syriac Background to the Language of the Qur'an as Presented in the Work of Christoph Luxenberg // Journal of Late Antique Religion and Culture. Cardiff, 2009. Vol. 3. P. 44-71.
22. Ktäbä da-qdam wad-batar wad-hudra wad-kasköl wad-gazza w-qale d-'udrane 'am ktäbä d-mazmüre / Darmo, Thoma, ed. Trichur, 1960-1962. Vol. 1-3.
23. Lexicon syriacum auctore Hassano Bar Bahlule / R. Duval, ed. P., 1886-1903. Т. 1-3.
24. Luxenberg C. The Syro-Aramaic Reading of the Koran: A Contribution to the Decoding of the Language of the Koran. Berlin, 2007.
25. Muraviev A. The New Persian Marriage Contract in the Syriac Manuscript from Turfan // Proceedings of the First Turfan Symposim on the Ancient Laguages and Cultures of the Silk Road. Turfan, 2012. P. 212-222.
26. Rybazki V. Nestorian Personal Names from Central Asia // Studia Orientalia Electronica. Helsinki, 2004. Vol. 99. P. 269-292.
27. Saeki Y. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 19512.
28. Sims-Williams N. Barsabba // Encyclopaedia Iranica. L.; Boston, 1989. Vol. 3. Fasc. 8. P. 823.
29. Sokoloff M. A Syriac Lexicon: A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann's Lexicon Syriacum. Winona Lake (Ind.); Piscataway (N. J.), 2009.
30. Taylor W. R. Syriac Mss. Found in Peking, Ca. 1925 // Journal of American Oriental Society. New Haven, 1941. Vol. 61 (2). P. 91-97.
31. Thesaurus Syriacus / R. Payne Smith, ed. Oxford, 1879. Т. 1.