Научная статья на тему 'Личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиционного реагирования'

Личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиционного реагирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диспозиционное реагирование / характерологический профиль личности / военнослужащие / профессиональная пригодность / dispositional reaction / characterological profile of a person / military personnel / professional suitability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросьян Светлана Николаевна, Макаревская Ирина Георгиевна, Рябикина Зинаида Ивановна

В статье рассматриваются личностные особенности военнослужащих. На основании полученных исследовательских данных, авторами представлен характерологический профиль личности военнослужащих контрактной службы, проведено сопоставление характерологического профиля военнослужащих и гражданских лиц. В исследовании был использован авторский опросник диспозиционного реагирования. Методика представляет собой многошкальный опросник (18 позиций реагирования), результаты которого могут быть представлены в виде индивидуального профиля диспозиционного реагирования. В состав выборки вошли кадровые военнослужащие и лица, занятые в гражданских профессиях, всего в исследовании приняло участие 168 человек в возрасте от 22 до 40 лет. Результаты исследования позволяют говорить о наличии как сходств, так и различий диспозиционного реагирования гражданских лиц и кадровых военнослужащих. В исследовании выявлено, что для испытуемых, занятых в гражданских профессиях, более свойственны, по сравнению с военнослужащими, проявления таких полюсов диспозиций, как: «Равнодушие», «Жестокость», «Саботирующее подчинение», «Саботирующая подконтрольность» и «Немощность». Показано, что профиль диспозиционного реагирования кадровых военнослужащих имеет менее акцентуированный характер, чем профиль гражданских лиц, что может говорить о большей эмоциональной уравновешенности военнослужащих. Данная статья может представлять практическую ценность для специалистов в области военной психологии, психологии управления, психологии служебной деятельности. Основные положения статьи могут быть использованы в практике профотбора и оценки профпригодности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петросьян Светлана Николаевна, Макаревская Ирина Георгиевна, Рябикина Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific personal features of military servicemen in the context of the dispositional reactions profile

The article discusses the personal characteristics ofmilitary servicemen. On the basis of the research data obtained, the authors presented the character profile of the personality of the servicemen enlisted by contract, and compared the character profile of the military servicemen and civilians. The study used the author’s dispositional reaction questionnaire. The technique involves a multi-scale questionnaire (18 reacting positions), the results of which can be presented as an individual dispositional reactions profile. The sample included military professionals and people employed in civilian jobs; totally, 168 people aged between 22 and 40 years participated in the study. The results of the study suggest the presence of both similarities and differences in the dispositional reactions of civilians and regular military personnel. The study revealed that manifestations of such poles of dispositions as “Indifference”, “Cruelty”, “Sabotaging submission”, “Sabotaging accountability” and “Incapability” are more characteristic of the subjects employed in civilian jobs, in comparison with military personnel. It is shown that the dispositional reactions profile of regular military personnel is less accentuated than the profile of civilians, this may imply a greater emotional balance of military personnel. This article may be of practical value to specialists in the field of military psychology, management psychology, and psychology of the civil service activity. The main provisions of the article can be used in the practice of professional selection and assessment of professional suitability of military personnel.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиционного реагирования»

личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиЦионного реагирования

Петросьян Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г.Сочи), e-mail: svpet@mail.ru Макаревская Ирина Георгиевна

Старший преподаватель, Сочинский государственный университет (г.Сочи), e-mail: athoc@yandex.ru Рябикина Зинаида Ивановна

Доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет (г.Краснодар), e-mail: z.ryabikina@yandex.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10054

Аннотация: В статье рассматриваются личностные особенности военнослужащих. На основании полученных исследовательских данных, авторами представлен характерологический профиль личности военнослужащих контрактной службы, проведено сопоставление характерологического профиля военнослужащих и гражданских лиц.

В исследовании был использован авторский опросник диспозиционного реагирования. Методика представляет собой многошкальный опросник (18 позиций реагирования), результаты которого могут быть представлены в виде индивидуального профиля диспозиционного реагирования. В состав выборки вошли кадровые военнослужащие и лица, занятые в гражданских профессиях, всего в исследовании приняло участие 168 человек в возрасте от 22 до 40 лет.

Результаты исследования позволяют говорить о наличии как сходств, так и различий диспозиционного реагирования гражданских лиц и кадровых военнослужащих. В исследовании выявлено, что для испытуемых, занятых в гражданских профессиях, более свойственны, по сравнению с военнослужащими, проявления таких полюсов диспозиций, как: «Равнодушие», «Жестокость»,

«Саботирующее подчинение», «Саботирующая подконтрольность» и «Немощность».

Показано, что профиль диспозиционного реагирования кадровых военнослужащих имеет менее акцентуированный характер, чем профиль гражданских лиц, что может говорить о большей эмоциональной уравновешенности военнослужащих.

Данная статья может представлять практическую ценность для специалистов в области военной психологии, психологии управления, психологии служебной деятельности. Основные положения статьи могут быть использованы в практике профотбора и оценки профпригодности военнослужащих.

Ключевые слова: диспозиционное реагирование, характерологический профиль личности, военнослужащие, профессиональная пригодность.

specific personal features of military servicemen in the context of the dispositional reactions profile

Petrosyan Svetlana Nikolayevna

Candidate of Psychologicol Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: svpet@mail.ru Makarevskaya Irina Georgiyevna

Senior Lecturer, Sochi State University (Sochi), e-mail: athoc@yandex.ru Ryabikina Zinaida Ivanovna

Doctor of Psychology, Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: z.ryabikina@yandex.ru

Abstract: The article discusses the personal characteristics ofmilitary servicemen. On the basis of the research data obtained, the authors presented the character profile of the personality of the servicemen enlisted by contract, and compared the character

profile of the military servicemen and civilians.

The study used the author's dispositional reaction questionnaire. The technique involves a multi-scale questionnaire (18 reacting positions), the results of which can be presented as an individual dispositional reactions profile. The sample included military professionals and people employed in civilian jobs; totally, 168 people aged between 22 and 40 years participated in the study.

The results of the study suggest the presence of both similarities and differences in the dispositional reactions of civilians and regular military personnel. The study revealed that manifestations of such poles of dispositions as "Indifference", "Cruelty", "Sabotaging submission", "Sabotaging accountability" and "Incapability" are more characteristic of the subjects employed in civilian jobs, in comparison with military personnel.

It is shown that the dispositional reactions profile of regular military personnel is less accentuated than the profile of civilians, this may imply a greater emotional balance of military personnel.

This article may be of practical value to specialists in the field of military psychology, management psychology, and psychology of the civil service activity. The main provisions of the article can be used in the practice of professional selection and assessment of professional suitability of military personnel.

Keywords: dispositional reaction, characterological profile of a person, military personnel, professional suitability.

Введение

Исследование индивидуальных особенностей личности в настоящее время становится необходимым аспектом работы по совершенствованию работы с профессиональными кадрами. В.П.Ганапольский, М.К.Ржепецкая подчеркивают, что: «оптимизация численности вооруженных сил РФ требует тщательной проработки вопросов безопасности профессиональной деятельности и прогнозировании эффективности выполнения задач военнослужащими. Одним из возможных подходов к решению этого вопроса является изучение индивидуальных особенностей военнослужащих» [2].

Специфика воинской службы, связанная с достаточно жестко выстроенной иерархической линейной структурой управления и четко определённого вертикального подчинения, экстремальный характер профессиональной деятельности военнослужащих могут определять высокий уровень риска возникновения профессионального выгорания и личностных деформаций [22]. Соответственно, изучение личностных особенностей специалистов, занятых в профессиях экстремального профиля, представляет непреходящий интерес для

психологической науки и практики.

Обзор литературы

Личностные особенности военнослужащих часто становились объектом исследовательского интереса психологов, за последние годы в этом направлении велись активные исследования в психологической науке.

Предметом исследования отечественных и зарубежных психологов становились вопросы, связанные с изучением возможностей и условий продуктивной психологической помощи военнослужащим (А.С.Земляная [6]); проблемой социально-психологической адаптации военнослужащих и «реакции психической дезадаптации» (Ю.Н.Астапов, Д.В.Дудник, А.А.Марченко); адаптационного потенциала военнослужащих (А.С.Кислицына, М.В.Кулакова, Д.В.Свечников [21], и др.); личностных особенностей военнослужащих по призыву (А.В.Дмитроченков, С.Ю.Добряк, О.С.Антипова, А.М.Богомолов и др.); связи успешности военно-профессиональной деятельности с личностными особенностями военнослужащего (Г.А.Ягодкина, Т.А.Майборода [25], А.Г.Маклаков [11], Е.А.Бойко, и др.); связи личностных особенностей и проявления девиаций в поведении военнослужащих (С.А.Антонов, И.Л.Новоселов С.В.Радионова, И.Ю.Тарханова [26] и другие); связи личностных особенностей военнослужащих и предпочитаемого ими стиля управления (М.В.Григорьев, Ю.Э.Макаревская [4]); влияние личностных особенностей военнослужащих на нарушение ими трудовой дисциплины (В.Е.Петров [13]) и так далее. Многогранность исследований свидетельствует о прикладной значимости научных поисков в этой области.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью дальнейшего изучения личностных особенностей военнослужащих с методологических позиций субъектно-бытийного подхода в психологии (В.В.Знаков, З.И.Рябикина [19, 20], Г.Ю.Фоменко и др.), акцентирующего значимость субъектных характеристик личности в процессах ее самопредъявления и самореализации.

Материалы и методы

Цель исследования - выявить личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиционного реагирования.

В ходе исследования был использован авторский опросник диспозиционного реагирования.

Субъектно-бытийный подход в психологии позволяет рассматривать личность не просто как существующую, но как существующую в со-бытии, в соотношении себя с другим. Это дает возможность рассматривать субъектность личности, как способ ее самопредъявления, характер позиционирования себя в

отношениях, определяющий как динамику развития отношений, так и смысловую наполненность такой динамики.

Разработка методики «Опросник диспозиционного реагирования» была направлена на выявление базовых позиций в отношениях, характеризующих содержание и направленность субъектности как способности личности выступать агентом (субъектом) действия.

Методика представляет собой многошкальный опросник (18 позиций реагирования), результаты которого могут быть представлены в виде индивидуального профиля диспозиционного реагирования. В состав методики входят 220 вопросов, которые группируются в шкалы, соответствующие событийным позиционным дихотомиям: Базовая агрессия - Базовый страх уничтожения, Равнодушие - Ненужность, Жестокость (вторжение) - Инфантилизм (беззащитность), Власть - Подчинение, Контроль - Подконтрольность, Обвинение - Вина, Судья - Подсудность, Могущество - Немощность. Также в опросник введены две шкалы, отражающие особенности реагирования на Властную и Контролирующую позицию: Саботирующее подчинение и Саботирующая подконтрольность, - где саботирование представляет собой скрытое противоборство воле и намерениям другого человека.

Немного подробнее охарактеризуем каждую из диспозиций.

Базовая агрессия - характеризует генерализированную готовность личности в ситуации угрозы отвечать агрессивными реакциями. Базовый страх характеризует генерализированную готовность личности на внешнее воздействие, в особенности, активного либо агрессивного характера, отвечать страховыми реакциями.

Равнодушие характеризует готовность личности в ситуации угрозы в контактных отношениях отвечать реакциями отстранения и дистанцирования. Ненужность характеризует личность с точки зрения ее собственного чувства дефицита контакта и недостатка внимания, некоей выключенности из отношений, в пассивном полюсе диспозиции, переживаемой как ненужность.

Жестокость характеризует личность как ее готовность к нападению, преследованию, либо вторжению в границы другого человека или объекта. Инфантилизм характеризует личность как беззащитную, не способную к отстаиванию собственных границ.

Власть характеризует личность как авторитарную, навязывающую свою волю людям и обстоятельствам. Подчинение - отражает тенденцию личности занимать подчиненное положение.

Контроль - отражает тенденцию личности проверять соответствие реальности представлениям личности о ней, либо о том, какой реальность должна быть. Подконтрольность - отражает тенденцию занимать подконтрольное положение.

Обвинение - отражает тенденцию принимать обвинительную позицию в ситуации. Вина - склонность личности брать вину на себя, независимо от

объективных критериев ситуации.

Судья - отражает склонность личности к рационализации, в том числе, самооправдательного характера. Подсудность - склонность личности к самоосуждению, независимо от объективных критериев ситуации.

Могущество - отражает представление личности о себе как об имеющей возможность влияния, воздействия на людей и обстоятельства. Немощность - отражает представление личности о себе, как о не имеющей возможности влияния на людей и обстоятельства.

Мы рассматриваем субъектную позицию в отношениях как целостную характеристику личности, обуславливающую как способ восприятия партнера по отношениям, так и внутреннюю систему выстраивания личностных смыслов, целей, стратегий достижения цели.

Мы считаем, что существуют определенные позиции в отношениях, которые осваиваются и закрепляются (как поведенческая модель реагирования) в процессе проживания возрастных стадий развития [15, 16].

Причем, в каждой стадии развития, личностью осваивается определенный тип отношений, соответствующий теме возрастного развития, а, следовательно, определенная позиция в отношениях: доминантная, пассивная, либо гармоничная. Например, ранний детский возраст связан с формированием воли (Л.С.Выготский [1], Э.Эриксон [29], Л.Марчер [36] и др.). Следовательно, на этой стадии ребенком осваиваются такие позиции в отношениях как позиции власти, подчинения, либо сотрудничества.

Развитие личности через отношения в со-бытийных диадах регулируются переживаниями опасности/безопасности диадного взаимодействия, где на каждом возрастном этапе развития соответствующий сильный полюс диспозиции может переживаться в качестве внешней угрозы.

Мы допускаем, что при возникающей ситуации внешней угрозы (например, угрозы нападения), в психике образуется как минимум две полярно окрашенных позиции по типу агрессор - жертва. Одна позиция проживается в форме идентификации (как «своя»), другая проецируется на внешний мир (например, в диспозиции Власть - Подчинение). Мы назвали этот феномен внутриличностным диспозиционным образованием. Такое внутриличностное диспозиционное образование «работает» одновременно и как реакция на угрозу, и как способ распознавания угрозы. Полюса диспозиции, по сути, оппозиции, полярно эмоционально окрашены, имеют полярные цели, мотивации, когниции, установки и т.п. Основной эмоциональной характеристикой активного полюса является агрессия, пассивного полюса - страх.

Именно внутриличностное диспозиционное образование обеспечивает возможность занимать одну из позиций реагирования в со-бытийной диаде и осуществлять взаимодействие в диаде с точки зрения такой позиции по принципу позиционной («ролевой») дополнительности. Также внутриличностное диспозиционное образование является тем внутриличностным конфликтом,

преодоление которого обеспечивает развитие субъектности и восхождение личности к новым способам организации взаимоотношений. Например, интеграцией полюсов диспозиции Власть - Подчинение является способность выходить на уровень сотрудничества.

Когда возрастной период развития пройден, один из полюсов диспозиции может трансформироваться в возрастное личностное (характерологическое) новообразование, как устойчивый эмоционально-поведенческий механизм реагирования на угрозу по рефлекторному типу [15, 16].

Таким образом, в рамках субъектно-бытийного подхода, развитие ребенка можно трактовать как расширение личностной бытийности в отношениях Я-Мир, Я-Ты, Я-Они, где единицей анализа психического выступает совокупная сопряженность позиций в отношениях со-бытийной диады, рассматриваемая как дихотомическое целое.

Предложенная схема становления позиционного реагирования отражает логику постепенного вхождения в социум и отражает онтогенетическую последовательность в освоении таких тем возрастного развития как: базовая направленности личности к Миру, либо от Мира; установка на сопричастность Миру или изолированности от Мира; появление границ личности, выделение себя из Мира; формирование воли и произвольного поведения; формирование нравственного сознания; формирование общественного сознания и социальной состоятельности.

Дизайн проведенного исследования

В соответствии с поставленными исследовательскими вопросами мы анализировали особенности диспозиционного реагирования военнослужащих. Для этого сопоставлялись результаты, полученные в группе лиц, проходящих военную службу по контракту, и гражданских лиц.

В исследовании в качестве экспериментальной группы выступили военнослужащие - 84 человека (3 женщины и 81 мужчина) в возрасте от 22 до 40 лет. В контрольную группу вошли 84 человека, занятых в гражданских профессиях. Подбор испытуемых в контрольную группу осуществлялся на основе метода попарного уравнивания. Таким образом, всего в исследовании приняло участие 168 человек в возрасте от 22 до 40 лет (6 женщин и 162 мужчин).

Для обработки результатов исследования использовался ^критерий Стьюдента.

Результаты исследования

Проанализируем особенности диспозиционного реагирования военнослужащих.

Таблица 1.

Описательные статистики по шкалам опросника, полученные в экспериментальной и контрольной группе

Активный полюс позиционнои дихотомии Эксперим. группа Контрол. группа Пассивный полюс позиционной дихотомии Эксперим. группа Контрол. группа

Х ср с Х ср с Х ср с Х ср с

Базовая агрессия 13,0 8,2 15,4 9,2 Базовый страх 9,9 9,4 9,4 7,7

Равнодушие 19,3 7,6 23,9 7,5 Ненужность 9,7 10,1 10,4 8,6

Жестокость 16,7 10,0 20,8 11,9 Инфантилизм 23,6 11,1 26,6 10,8

Власть 23,7 7,9 25,3 9,4 Подчинение 13,8 6,6 12,5 6,9

Саботирующее подчинение 14,0 8,6 18,6 8,1

Контроль 31,3 7,1 31,8 9,2 Подконтрольность 14,7 8,0 16,2 7,3

Саботирующая подконтрольность 18,2 8,3 23,1 9,1

Обвинение 18,9 8,5 18,5 8,3 Вина 17,8 9,7 18,4 10,1

Судья 26,1 6,9 24,1 8,0 Подсудность 15,0 5,9 16,8 6,7

Могущество 36,2 7,3 37,5 8,9 Немощность 13,2 10,3 17,7 11,8

Качественный анализ полученных исследовательских данных позволяет говорить о том, что:

- Для активных полюсов реагирования в профиле военнослужащих наблюдается меньшая выраженность всех полюсов реагирования, за исключением позиции «Судьи» (более высокий показатель выраженности по сравнению с контрольной группой).

- Для пассивных полюсов реагирования в профиле военнослужащих наблюдается меньшая выраженность всех полюсов реагирования, за исключением позиции «Подчинение» (более высокий показатель выраженности по сравнению с контрольной группой).

Таким образом, в группе кадровых военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами более выражен такой активный полюс диспозиции, как «Судья» и такой пассивный полюс, как «Подчинение». Это может говорить о большей, по сравнению с гражданскими лицами, тенденции к самостоятельности мышления, умению строить суждения, умению слышать собеседника и выполнять инструкции. Четкость выполнения инструкций связана с выраженностью позиции «Контроля», которая в группе военнослужащих не менее выражена, чем в группе гражданских лиц.

- В целом профиль диспозиционного реагирования кадровых военнослужащих имеет менее акцентуированный характер, чем профиль 82

гражданских лиц, что может говорить о большей эмоциональной уравновешенности военнослужащих.

Статистическая значимость полученных в контрольной и экспериментальной группе различий исследовалась с помощью ^критерия Стьюдента.

Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что для испытуемых, занятых в гражданских профессиях, более свойственны, по сравнению с военнослужащими, проявления таких полюсов диспозиций, как: «Равнодушие», «Жестокость», «Саботирующее подчинение», «Саботирующая подконтрольность» и «Немощность».

Таким образом, меньшая выраженность данных позиций реагирования составляет профиль диспозиционного реагирования, характерный для военнослужащих.

Обсуждение и заключения

Проведенное нами исследование позволило описать профиль диспозиционного реагирования военнослужащих, отражающий характерологические особенности лиц, проходящих воинскую службу на контрактной основе.

Совокупный анализ выраженности позиций диспозиционного реагирования позволяет говорить о следующем характерологическом профиле военнослужащих.

Качественный анализ данных позволяет говорить о том, что в целом профиль диспозиционного реагирования кадровых военнослужащих имеет менее акцентуированный характер, чем профиль гражданских лиц, что может говорить о большей эмоциональной уравновешенности военнослужащих.

Военнослужащим, по сравнению с гражданскими лицами, свойственна менее выраженная позиция «Жестокость» (уровень значимости различий р=0,02). Это может быть объяснено тем, что позиция «Жестокость» отвечает за установление самим субъектом границ в межличностном взаимодействии, а также показывает склонность к нарушению границ партнера. Военнослужащие, таким образом, менее склонны к нарушению границ партнера, так как для военнослужащих во многом эти границы определяются уставом на работе и привычкой к четко регламентированным отношениям.

Военнослужащим, по сравнению с гражданскими лицами, менее свойственна позиция «Немощность» (р=0,01). Действительно,

профессиональные требования к военным не допускают проявления ими слабости и немощности.

Военнослужащим, по сравнению с гражданскими лицами, не свойственна выраженность позиций саботирующего типа: «Равнодушие» (р=0,000) (свидетельствует о тенденции отстранения в межличностных отношениях), «Саботирующее подчинение» (р=0,001), «Саботирующая подконтрольность» (р=0,000) (склонность к скрытому противостоянию намерениям и воле другого

человека). Этот результат показывает, что саботирующий тип поведения не приемлем в армии, где пассивное сопротивление приказам является по существу угрозой для всей профессиональной системы. На наш взгляд, этот результат может быть использован при отборе профессиональных кадров, поскольку лицам с высоким уровнем развития диспозиций «Равнодушие», «Саботирующее подчинение» и «Саботирующая подконтрольность» целесообразно не рекомендовать получение военной профессии.

Основными выводами исследования являются следующие положения:

1. В целом профиль диспозиционного реагирования кадровых военнослужащих имеет менее акцентуированный характер, чем профиль гражданских лиц, что может говорить о большей эмоциональной уравновешенности военнослужащих.

2. Наиболее значимым качеством личности военнослужащего является качество, обеспечивающее четкость и адекватность выполнения приказа (выраженность позиции «Контроль»).

3. Неприемлемыми качествами личности военнослужащего являются качества саботирования (выраженность позиций: Равнодушие, Саботирующее подчинение, Саботирующая подконтрольность), как скрытого сопротивления намерениям и воле другого человека. Так как саботирующий тип поведения, пассивное сопротивление приказам является по существу угрозой для всей профессиональной военной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные могут быть использованы в системе профориентации и при отборе профессиональных кадров.

Целесообразным представляется изучение профиля диспозиционного реагирования военнослужащих различных профилей подготовки и групп войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Л. С. Выготский. Полное собрание сочинений в 16 томах. - М., изд-во Левъ, 2015

2. Ганапольский В.П., Ржепецкая М.К. Возможности использования показателя функциональной асимметрии мозга для оценки успешности военно-профессиональной деятельности //Клиническая патофизиология, 2014 - №2 -с.31-35

3. Голосова А.Ю., Кравцова Н.А. Уровень психологического благополучия как основной критерий эффективности личности военнослужащего// Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. №5. С.193-199.

4. Григорьев М.В., Макаревская Ю.Э. Личностные особенности подчиненных и предпочитаемый ими стиль управления // Человек. Сообщество.

Управление. 2017. Т.18. №4. С.150-161.

5. Дуканов Н.А., Савич И.И. Основные виды психологического ресурса участника служебной деятельности: интеллект как показатель психологического ресурса, определяющий профессиональную успешность. В сборнике: Надежность и компетентность: актуальные направления психологического обеспечения подразделений полиции. Сборник материалов конференции. Уральский юридический институт МВД России. 2017. -С. 49-51.

6. Земляная А.С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих в условиях гарнизонной жизни.. .афтореф.дис. ... канд. псих. наук - Москва, 2010. - 198 с.

7. Ковалева М.Е., Булыгина В.Г. Психофизиологические предикторы психической адаптивности у специалистов опасных профессий (на примере военнослужащих) // Психология и право. 2017(7). № 4. С. 137-150.

8. Кокурин А.В., Петров В.Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием //Lex Russica. 2018. №9 (142). С. 119-128.

9. Ларина А.А., Озерова А.В. Профессиональная успешность как одно из направлений профессиональной карьеры// Синергия. 2018. - №3.- С. 14-21.

10. Лукинова М.Г., Щербакова Е.А. Личностные особенности военнослужащего, меняющего профессиональную специализацию //В сборнике: Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции. Материалы Международной научно-практической конференции. Редкол.: А.А.Таганова, С.А.Павлова, И.С.Нестеренко, Н.А.Деева, А.С.Бондаренко, А.С.Осипова. 2017. С. 49-52.

11. Маклаков А.Г., Бойко Е.А. Успешность военно-профессиональной деятельности и личностные характеристики военнослужащих по призыву с разными типами функциональной асимметрии// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 28-36.

12. Пароконная А.Ю. Роль личностных особенностей военнослужащих в межличностных отношениях // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018. №2. С. 3.

13. Петров В.Е. Прогнозирование склонности военнослужащих к нарушению служебной (воинской) дисциплины// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. №2. С. 55-62.

14. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Особенности личности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, допущенных к несению службы с огнестрельным оружием // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. №4 (20). С. 5-9.

15. Петросьян С.Н. Диалектическая природа эмоционально-поведенческого реагирования в кризисной ситуации//Успехи современной науки. 2016г. №4. с.41-49

16. Петросьян С.Н. Перспективы исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода //Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 2. С. 6-25.

17. Психология субъекта и психология человеческого бытия. Коллективная монография. Под ред. Знакова В.В., Рябикиной З.И., Сергиенко Е.А. - Краснодар, 2010 - 371с.

18. Рытенкова Ю.Н. Исследование нервно-психической устойчивости военнослужащих // В сборнике: International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. Collection of scientific articles II International correspondent scientific specialized conference. 2018. С. 8-11.

19. Рябикина З.И. Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта //Человек. Сообщество. Управление, 2013. №3. С.6-19

20. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 78-87.

21. СвечниковД.В. Расстройства адаптации у военнослужащих. Автореферет канд. мед. н., СПб, 2015. http://medical-diss.com/medicina/rasstroystva-adaptatsii-u-voennosluzhaschih

22. Терехин Р. А. Анализ теоретических исследований социально-психологической готовности личности военнослужащего к ситуативным изменениям //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 62. С. 144-149.

23. Червякова В.А. Психологические характеристики военнослужащих с нарушениями адаптации //Вестник науки и образования. 2016. №1. С. 78-83.

24. Чермит К.Д., Чернышенко Ю.К., Калоев Ч.Ю. Значимость личностных характеристик военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства, в контексте результативности выполнения служебных обязанностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1(213). С.148-154.

25. Ягодкина Г.А., Майборода Т.А. Личностно-профессиональные компетенции сотрудников, влияющие на успешность в их профессиональной деятельности. В сборнике: Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. Северо-Кавказский федеральный университет, Институт образования и социальных наук. 2016. - С. 155-158.

26. Яковлева М.О., Тарханова И.Ю. Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды // В сборнике: Научный форум: Педагогика и психология сборник статей по материалам XXV международной научно-практической конференции. 2019. С. 98-104.

27. Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management Practice. 12-th Edition. London. 2011

28. Bradley C.Nindl, Daniel C.Billing Jace R.Drain, Meaghan E.Beckner,

JulieGreeves, Herbert Groeller, Hilde K.Teien, Samuele Marcora, Anthony Moffitt, Tara Reilly, Nigel A.S.Taylor, Andrew J.Young, Karl E.Friedl Perspectives on resilience for military readiness and preparedness: Report of an international military physiology roundtable// Journal of Science and Medicine in Sport, Volume 21, Issue 11, November 2018, Pages 1116-1124

29. Erikson, E.H. Identity and the life cycle: Selected papers. NewYork: International Universities Press. 1959

30. Esterhuyse, A. and Mokoena, B., 2018. The Need for Progress in an Era of Transformation: South African Professional Military Education and Military Effectiveness. Stability: International Journal of Security and Development, 7(1), p.6.

31. Gabbay F.H., Ursano R.J., Norwood A,et al. Sex Differences, Stress, and Military Readiness// Uniformed Services Univ of The Health Sciences Bethesda MD Dept Of Psychiatry. 1996

32. Heikki Kyröläinen, KaiPihlainen Jani P.Vaara, Tommi Ojanen, MattiSanttila Optimising training adaptations and performance in military environment //Journal of Science and Medicine in Sport, Volume 21, Issue 11, November 2018, Pages 11311138.

33. Henning P., Park,J B.-S., Kim S. Physiological decrements during sustained military operational stress//Mil Med,176 (2011), pp.991-997

34. Lieberman H.R., Castellani J.W., YoungCognitive A.J. Function and mood during acute cold stress after extended military training and recovery // Aviat Space Environ Med, 80(7) (2009), pp.629-636

35. Makarevskaya U.E., Makarevskaya I.G., Ryabikina Z.I. Specificity Of The Structure Of The Intellect Of Socially Successful People//The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, e-ISSN: 2357-1330, 2018 Published by the Future Academy, p.392-401

36. Marcher, L., Fich,S. Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System. Berkeley, CA, North Atlantic Books. 2010

37. Markus HR, Kitayama S. Models of agency: Sociocultural diversity in the construction of action, Nebraska symposium on motivation 49, 1-58, 2003.

38. Merton Robert K. 1968. Social Theory and Social Structure. New York, NY: Free Press

39. Torrington, D., Hell, L. Personnel Management. A New Approach. New York, London. 1991

40. Van Creveld, M. 1990. The training of officers: From military professionalism to irrelevance. New York, NY: Free Press.

41. Warner, C. H. Psychological effects of deployments on military families / C.H.Warner, G. N. Appenzeller, C. M. Warner, T. Grieger // Psychiatric Annals. -2009. - № 2. - P. 56-63

REFERENCES

1. Vygotskij L.S. Problema vozrasta [Age problem] Moscow., Lev Publ., 2015

2. Ganapol'skij V.P., Rzhepeckaja M.K. Vozmozhnosti ispol'zovanija pokazatelja funkcional'noj asimmetrii mozga dlja ocenki uspeshnosti voenno-professional'noj dejatel'nosti [Possibilities of using the indicator of functional asymmetry of the brain to assess the success of military professional activities]. Klinicheskaja patofiziologija, 2014, no.2, pp..31-35

3. Golosova A.Ju., Kravcova N.A. Uroven' psihologicheskogo blagopoluchija kak osnovnoj kriterij jeffektivnosti lichnosti voennosluzhashhego [The level of psychological well-being as the main criterion for the effectiveness of a soldier's personality] Lichnost' v jekstremal'nyh uslovijah i krizisnyh situacijah zhiznedejatel'nosti. 2015. no.5, pp.193-199.

4. Grigor'ev M.V., Makarevskaja Ju.Je. Lichnostnye osobennosti podchinennyh i predpochitaemyj imi stil' upravlenija [Personal characteristics of subordinates and their preferred management style] Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie. 2017, no.4, pp.150-161.

5. Dukanov N.A., Savich I.I. Osnovnye vidy psihologicheskogo resursa uchastnika sluzhebnoj dejatel'nosti: intellekt kak pokazatel' psihologicheskogo resursa, opredeljajushhij professional'nuju uspeshnost' [The main types of psychological resource of a participant in professional activities: intelligence as an indicator of the psychological resource that determines professional success] V sbornike: Nadezhnost' i kompetentnost': aktual'nye napravlenija psihologicheskogo obespechenija podrazdelenij policii. Sbornik materialov konferencii. Ural'skij juridicheskij institut MVD Rossii. 2017, pp. 49-51.

6. Zemljanaja A.S. Social'no-psihologicheskaja adaptacija semej voennosluzhashhih v uslovijah garnizonnoj zhizni...aftoref.dis. ... kand. psih. nauk [Socio-psychological adaptation of military families in the conditions of garrison life] - Moskva, 2010, 198 p.

7. Kovaleva M.E., Bulygina V.G. Psihofiziologicheskie prediktory psihicheskoj adaptivnosti u specialistov opasnyh professij (na primere voennosluzhashhih) [Psychophysiological predictors of mental adaptability in specialists of dangerous professions (on the example of military personnel)] Psihologija i pravo. 2017, no.4, pp.137-150.

8. Kokurin A.V., Petrov V.E. Lichnostnye osobennosti voennosluzhashhih i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obuslovlivajushhie psihologicheskuju gotovnost' k neseniju sluzhby s ognestrel'nym oruzhiem [Personal characteristics of the military and law enforcement officials, which determine the psychological readiness to perform service with firearms] Lex Russica. 2018, no.9, pp.119-128.

9. Larina A.A., Ozerova A.V. Professional'naja uspeshnost' kak odno iz napravlenij professional'noj kar'ery [Professional success as one of the areas of a

professional career] Sinergija. 2018, no.3, pp.14-21.

10. Lukinova M.G., Shherbakova E.A. Lichnostnye osobennosti voennosluzhashhego, menjajushhego professional'nuju specializaciju [Personal characteristics of a serviceman changing professional specialization] V sbornike: Formirovanie professional'no znachimyh kachestv sotrudnikov policii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkol.: A.A.Taganova, S.A.Pavlova, I.S.Nesterenko, N.A.Deeva, A.S.Bondarenko, A.S.Osipova. 2017, pp.49-52.

11. Maklakov A.G., Bojko E.A. Uspeshnost' voenno-professional'noj dejatel'nosti i lichnostnye harakteristiki voennosluzhashhih po prizyvu s raznymi tipami funkcional'noj asimmetrii [Success of military professional activities and personal characteristics of conscripts with different types of functional asymmetry] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina. 2018, no.4, pp. 28-36.

12. Parokonnaja A.Ju. Rol' lichnostnyh osobennostej voennosluzhashhih v mezhlichnostnyh otnoshenijah [The role of personal characteristics of military personnel in interpersonal relations] Psihologija i pedagogika v Krymu: puti razvitija. 2018, no.2, pp. 3.

13. Petrov V.E. Prognozirovanie sklonnosti voennosluzhashhih k narusheniju sluzhebnoj (voinskoj) discipliny [Prediction of the tendency of military personnel to violate official (military) discipline] Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek v sovremennom mire. 2018, no.2, pp. 55-62.

14. Petrov V.E., Smetanina N.V. Osobennosti lichnosti voennosluzhashhih i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, dopushhennyh k neseniju sluzhby s ognestrel'nym oruzhiem [Peculiarities of the personality of military personnel and law enforcement officers authorized to perform service with firearms] Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravlenija i prava. 2017, no.4 (20), pp.5-9.

15. Petros'jan S.N. Dialekticheskaja priroda jemocional'no-povedencheskogo reagirovanija v krizisnoj situacii [The dialectical nature of emotional-behavioral response in a crisis situation] Uspehi sovremennoj nauki. 2016, no.4, pp.41-49

16. Petros'jan S.N. Perspektivy issledovanija zhiznennogo scenarija lichnosti v rusle sub#ektno-bytijnogo podhoda [Prospects for the study of the life scenario of a person in line with the subject-being approach] Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie. 2016, no.2, pp.6-25.

17. Psihologija sub#ekta i psihologija chelovecheskogo bytija. Kollektivnaja monografija. Pod red. Znakova V.V, Rjabikinoj Z.I., Sergienko E.A [The psychology of the subject and the psychology of human being], Krasnodar, 2010 - 371 p.

18. Rytenkova Ju.N. Issledovanie nervno-psihicheskoj ustojchivosti voennosluzhashhih [The study of neuropsychic stability of military personnel] V sbornike: International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. Collection of scientific articles II International correspondence scientific specialized conference. 2018, pp. 8-11.

19. RjabikinaZ.I. Perspektivy issledovanij lichnosti steoretiko-metodologicheskih pozicij psihologii sub#ekta [Perspectives of personality research from the theoretical and methodological positions of the subject's psychology] Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie, 2013, no.3, pp.6-19

20. Rjabikina Z.I. Sub#ektno-bytijnyj podhod k izucheniju razvivajushhih lichnost' protivorechij [Subjective-existential approach to the study of personality-developing contradictions] Psihologicheskij zhurnal. 2008, no.2., pp. 78-87.

21. Svechnikov D.V. Rasstrojstva adaptacii u voennosluzhashhih [Adaptation Disorders in the Military] Avtoreferet kand. med. n., St.Peterburg, 2015

22. Terehin R.A. Analiz teoreticheskih issledovanij social'no-psihologicheskoj gotovnosti lichnosti voennosluzhashhego k situativnym izmenenijam [Analysis of theoretical studies of the socio-psychological readiness of a soldier's personality for situational changes] Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2016, no.62, pp.144-149.

23. Chervjakova V.A. Psihologicheskie harakteristiki voennosluzhashhih s narushenijami adaptacii [Psychological characteristics of servicemen with adaptive disorders] Vestnik nauki i obrazovanija. 2016, no.1, pp.78-83.

24. Chermit K.D., Chernyshenko Ju.K., Kaloev Ch.Ju. Znachimost' lichnostnyh harakteristik voennosluzhashhih vojsk protivovozdushnoj oborony, nesushhih boevye dezhurstva, v kontekste rezul'tativnosti vypolnenija sluzhebnyh objazannostej [The significance of the personal characteristics of the military personnel of the air defense forces on combat duty in the context of the performance of official duties] Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. 2018, no.1(213), pp.148-154.

25. Jagodkina G.A., Majboroda T.A. Lichnostno-professional'nye kompetencii sotrudnikov, vlijajushhie na uspeshnost' v ih professional'noj dejatel'nosti [Personal and professional competencies of employees, affecting success in their professional activities]. V sbornike: Psihologicheskie issledovanija lichnosti v sovremennoj stressogennoj srede. Materialy V Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet, Institut obrazovanija i social'nyh nauk. 2016, pp.155-158.

26. Jakovleva M.O., Tarhanova I.Ju. Specifika adaptacionnogo processa voennosluzhashhih k uslovijam armejskoj sredy [The specifics of the adaptation process of military personnel to the conditions of the army environment] V sbornike: Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologija sbornik statej po materialam XXV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019, pp.98-104.

27. Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management Practice. 12-th Edition. London. 2011

28. Bradley C.Nindl, Daniel C.Billing Jace R.Drain, Meaghan E.Beckner, JulieGreeves, Herbert Groeller, Hilde K.Teien, Samuele Marcora, Anthony Moffitt, Tara Reilly, Nigel A.S.Taylor, Andrew J.Young, Karl E.Friedl Perspectives on resilience for military readiness and preparedness: Report of an international military physiology

roundtable. Journal of Science and Medicine in Sport, Volume 21, Issue 11, November 2018, pp.1116-1124

29. Erikson, E.H. Identity and the life cycle: Selected papers. NewYork: International Universities Press. 1959

30. Esterhuyse, A. and Mokoena, B., 2018. The Need for Progress in an Era of Transformation: South African Professional Military Education and Military Effectiveness. Stability: International Journal of Security and Development, 7(1), p.6.

31. Gabbay F.H., Ursano R.J., Norwood A,et al. Sex Differences, Stress, and Military Readiness. Uniformed Services Univ of The Health Sciences Bethesda MD Dept Of Psychiatry. 1996

32. Heikki Kyröläinen, KaiPihlainen Jani P.Vaara, Tommi Ojanen, MattiSanttila Optimising training adaptations and performance in military environment. Journal of Science and Medicine in Sport, Volume 21, Issue 11, November 2018, Pages 11311138.

33. Henning P., Park,J B.-S., Kim S. Physiological decrements during sustained military operational stress. Mil Med,176 (2011), pp.991-997

34. Lieberman H.R., Castellani J.W., YoungCognitive A.J. Function and mood during acute cold stress after extended military training and recovery. Aviat Space Environ Med, 80(7) (2009), pp.629-636

35. Makarevskaya U.E., Makarevskaya I.G., Ryabikina Z.I. Specificity Of The Structure Of The Intellect Of Socially Successful People//The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, e-ISSN:2357-1330, 2018 Published by the Future Academy, p.392-401

36. Marcher, L., Fich,S. Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System. Berkeley, CA, North Atlantic Books. 2010

37. Markus HR, Kitayama S. Models of agency: Sociocultural diversity in the construction of action, Nebraska symposium on motivation 49, 1-58, 2003.

38. Merton Robert K. 1968. Social Theory and Social Structure. New York, NY: Free Press

39. Torrington, D., Hell, L. Personnel Management. A New Approach. New York, London. 1991

40. Van Creveld, M. 1990. The training of officers: From military professionalism to irrelevance. New York, NY: Free Press.

41. Warner, C. H. Psychological effects of deployments on military families C.H.Warner, G. N. Appenzeller, C. M. Warner, T. Grieger. Psychiatric Annals. - 2009. - № 2. - P. 56-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.