Научная статья на тему 'ДИСПОЗИЦИЯ «БАЗОВАЯ АГРЕССИЯ - БАЗОВЫЙ СТРАХ» В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ДИСПОЗИЦИЯ «БАЗОВАЯ АГРЕССИЯ - БАЗОВЫЙ СТРАХ» В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ / ПРЕ-ДИСПОЗИЦИЯ / БАЗОВАЯ АГРЕССИЯ / БАЗОВЫЙ СТРАХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябикина Зинаида Ивановна, Петросьян Светлана Николаевна

В методологии субъектно-бытийного подхода к личности субъектная активность может рассматриваться в качестве инструментального аспекта личности, где система предпочитаемого личностного позиционирования определяет характер и направленность такой активности. Система личностного позиционирования формируется в процессе прохождения возрастных циклов в значимых событийных диадах с условными «активным - пассивным» полюсами. Одна из позиций личностью присваивается, а другая интроецируется как позиция условного партнера (например, в диспозиции Власть - Подчинение). В данной статье приводится теоретико-методологическое обоснование формирования базовой событийной предиспозиции, обозначенной как «Базовая агрессия - Базовый страх», которая появляется в первичной системе реагирования организма на угрозу (пренатальный период развития), и обслуживает базовую способность к выживанию. Сделан вывод о том, что первое диспозиционное образование, характеризующее первоначальную предпочтительную ориентировочную реакцию индивида на стресс страхом либо агрессией, и выраженность такой реакции, является предиспозицией к будущему формированию устойчивых моделей эмоционально-поведенческого реагирования взрослого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPOSITION OF «BASIC AGGRESSION - BASIC FEAR» IN THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY’S AGENCY ACTIVITY

The methodology of the subjective-existentialistic approach to personality may consider agency activity as an instrumental aspect of personality, where the system of preferred personality positioning determines the nature and orientation of such activity. Such a system is formed in the course of passing through age-related cycles in significant co-existential dyads with conditional “active - passive” poles. One of the positions is adopted by a person, and the other is introjected as a position of a conditional partner (for example, in the disposition of Authority - Submission). This article provides a theoretical and methodological basis for the formation of a basic co-existential pre-disposition marked as “Basic aggression - Basic fear”, which appears in the body’s primary response to a threat (prenatal period of development), and maintains the basic ability to survive. Conclusion is made that the first dispositional formation, which characterizes the primary preferable orientational response of an individual to stress by fear or aggression, and the manifestation degree of such a reaction, is a pre-disposition for the future formation of stable models of emotional and behavioral response of an adult.

Текст научной работы на тему «ДИСПОЗИЦИЯ «БАЗОВАЯ АГРЕССИЯ - БАЗОВЫЙ СТРАХ» В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ

ДИСПОЗИЦИЯ «БАЗОВАЯ АГРЕССИЯ - БАЗОВЫЙ СТРАХ» В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Рябикина Зинаида Ивановна

Доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет (г.Краснодар), e-mail: z.ryabikina@yandex.ru

Петросьян Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г.Сочи), e-mail: svpet@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10046

Аннотация:

В методологии субъектно-бытийного подхода к личности субъектная активность может рассматриваться в качестве инструментального аспекта личности, где система предпочитаемого личностного позиционирования определяет характер и направленность такой активности.

Система личностного позиционирования формируется в процессе прохождения возрастных циклов в значимых событийных диадах с условными «активным — пассивным» полюсами. Одна из позиций личностью присваивается, а другая интроецируется как позиция условного партнера (например, в диспозиции Власть - Подчинение).

В данной статье приводится теоретико-методологическое обоснование формирования базовой событийной предиспозиции, обозначенной как «Базовая агрессия - Базовый страх», которая появляется в первичной системе реагирования организма на угрозу (пренатальный период развития), и обслуживает базовую способность к выживанию.

Сделан вывод о том, что первое диспозиционное образование, характеризующее первоначальную предпочтительную ориентировочную реакцию индивида на стресс страхом либо агрессией, и выраженность такой реакции, является предиспозицией к будущему формированию устойчивых моделей эмоционально-поведенческого реагирования взрослого человека.

Ключевые слова: личностный профиль субъектной активности, пре-диспозиция, Базовая агрессия, Базовый страх.

DISPOSITION OF "BASIC AGGRESSION - BASIC FEAR" IN THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY'S AGENCY ACTIVITY

Ryabikina Zinaida Ivanovna

Doctor of Psychology, Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: z.rya-bikina@yandex.ru

Petrosyan Svetlana Nikolaevna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: svpet@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10046

Annotation:

The methodology of the subjective-existentialistic approach to personality may consider agency activity as an instrumental aspect of personality, where the system of preferred personality positioning determines the nature and orientation of such activity.

Such a system is formed in the course of passing through age-related cycles in significant co-existential dyads with conditional "active - passive" poles. One of the positions is adopted by a person, and the other is introjected as a position of a conditional partner (for example, in the disposition of Authority - Submission).

This article provides a theoretical and methodological basis for the formation of a basic co-existential pre-disposition marked as "Basic aggression - Basic fear", which appears in the body's primary response to a threat (prenatal period of development), and maintains the basic ability to survive.

Conclusion is made that the first dispositional formation, which characterizes the primary preferable orientational response of an individual to stress by fear or aggression, and the manifestation degree of such a reaction, is a pre-disposition for the future formation of stable models of emotional and behavioral response of an adult.

Key words: Agency activity personality profile, pre-disposition, Basic aggression, Basic fear.

Введение

Развитие психологии как науки связано с постепенным смещением ее методологических основ от линейных, связанных с декартовой логикой классического периода, объектной исследовательской парадигмой, - к многомерным, учитывающим сложный и многоплановый характер развития личности.

Субъектно-бытийный подход, как современное направление исследований, изначально задает ракурс рассмотрения Человека и Мира, в котором он существует, как единой функциональной целостности, где личность является одновременно продуктом и регулятором живого взаимообусловленного взаимодействия.

Субъектно-бытийный подход, как методологическое основание, позволяет переосмыслить проблематику развития и становления личности с учетом целостности такой дуальности как Человек (субъект) и его бытие (Мир), где активность субъекта выступает инструментальным аспектом личности, обеспечивающим аутентичность и направленность реализации субъектом своего бытия.

Выделение системы сформировавшихся диспозиций в отношении человека к себе, миру, другим людям создает возможность понимания субъектной активности как активности, преломляющейся через призму ансамбля устойчивого личностного позиционирования, что задает характер и направленность такой активности.

Система устойчивого личностного позиционирования формируется в процессе прохождения возрастных циклов в значимых событийных диадах с условными «активным — пассивным» полюсами. Одна из позиций личностью присваивается, а другая интроецируется как позиция условного партнера. После каждого возрастного этапа закрепляется определенная личностная диспозиция (например, если субъект идентифицирует себя с позицией Власти, интроектом условного партнера будет являться позиция Подчинение), что в итоге складывается в «личностный профиль субъектной активности».

В данной статье мы рассмотрим базовую событийную позиционную дихотомию, обозначенную как «Базовая агрессия - Базовый страх», которая появляется в первичной системе реагирования организма на угрозу (пренатальный период развития), и обслуживает базовую способность к выживанию.

Первое диспозиционное образование, характеризующее первоначальную предпочтительную ориентировочную реакцию индивида на стресс страхом либо агрессией (сжатие/отталкивание по Ф. Риману), и выраженность такой реакции, также является предиспозицией к будущему формированию устойчивых моделей эмоционально-поведенческого реагирования взрослого человека.

Основная часть

Под «Базовой агрессией» мы понимаем биологическую врожденную установочную реакцию отвечать на стрессовое воздействие среды преимущественно агрессией, - соответственно, «Базовый страх» является биологической врожденной установкой отвечать на стрессовое воздействие среды преимущественно реакциями страха.

Базовый страх на начальных этапах онтогенеза проявляется в реакции сжатия (по Ф. Риману) и является маркером существующей угрозы уничтожения, соответственно, базовая агрессия (реакция отталкивания) - инстинктивным сопротивлением такой угрозе.

Тема физиологической природы эмоционального реагирования была популярна с 1880-х по 1930-е гг., (В. Вундт, У Джемс и Г. Ланге, Ч. Шеррингтон, Дж. Папес и др.). Было доказано, что эмоциональное и физиологическое реагирование происходят не последовательно, но одновременно (теория эмоций Кэннона-Барда), что способствовало пониманию сенсорной природы эмоций [13].

В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, генетически заданным физиологическим компонентом, сопровождающимся определенными физиологическими изменениями, такими как частота пульса и дыхания и т.д.

Действительно, любой живой организм должен обладать первичной чувствительностью, обеспечивающей адаптацию к фактору среды. Еще в XIX в. Т. Рибо [17] обратил внимание на такую биологическую характеристику, как до-сознательная (по сути - до-психическая) чувствительность, которая представлена протоплазматической органической чувствительностью и выражается в ассимиляции и диссимиляции одноклеточных организмов (притяжение и отталкивание).

Е.А. Сергиенко отмечает, что на начальном уровне развития человека ведущей является биологическая детерминация взаимодействия с миром: «В начале своей жизни младенец наделен хотя бы частично готовыми врожденными механизмами антиципации. Уже на первых этапах восприятия информации он должен быть способен к ее отбору и организации, иначе дальнейшая избирательность новой информации и ее получение просто невозможны. Представляется, что самые первые шаги в области познания окружающего мира ребенок делает еще в пренатальном периоде" [18. С. 141].

П.К. Анохин [2] в своей теории гетерохронного развития, предвидел, что существует функциональный и генетический полиморфизм мозга, преадаптированного к будущим социальным воздействиям.

На сегодняшний день одними из наиболее изученных являются факторы благополучия/неблагополучия внутриутробного развития ребенка с точки зрения формирования базовой направленности личности к Миру (базовое доверие), либо от Мира (базовое недоверие) (К.Г. Юнг, А. Менегетти, А. Минделл, С. Гроф, А.Г. Гурвич, Г.И. Брехман, И.В. Добряков, Е.А. Сергиенко, Т.П. Скрипкина, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин и др.).

И действительно, мать и ее организм, как среда развития, как место, в котором плод развивается и растет, является для ребенка его Живой вселенной, и эта вселенная воспринимается как добрая, поддерживающая, либо как злая, опасная. К.Г.Юнг в этом случае говорит о двух архетипических образах матери - Добрая Мать и Злая Мать. А так как мать ребенка - это его Мир, уже внутриутробно может формироваться впечатления о Мире, как о добром или злом.

Представляется, что первые недифференцированные эмоциональные впечатления плода, выделяющие (словами Выготского) приветливое или угрожающее как сигналы об опасности / безопасности, представляют собой первые преддиспозиции к будущему отбору и избирательности в получении информации.

Страх и агрессия, как сопряженные эмоциональные состояния, отражающие дифференцированность реакции на стрессовое воздействие как в пренатальном, так и в более поздних возрастных периодах развития, практически не исследовались, хотя косвенно их взаимосвязь отражается в многочисленных определениях страха. Например, в психологическом словаре под редакцией М.Г. Ярошевского страх определяется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [16]. А. И. Захаров говорит о страхе как об «аффективном (эмоционально заостренном) отражении в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [11. С. 9.].

Первая ориентировочная реакция на угрозу - страхом или агрессией в дальнейшем закрепляется и становится предпочтительной, или доминантной.

Важной характерной чертой доминанты, по А.А. Ухтомскому, является ее устойчивость. Сформированная доминанта представляет собой констелляцию центров с повышенной возбудимостью на различных уровнях центральной нервной системы, что находит отражение во всех других системах организма (в сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной и др.) [8].

С точки зрения системной психофизиологии эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации („хорошо-плохо") [1].

Таким образом, у ребенка уже внутриутробно образуется «доминантная» склонность к восприятию мира как «хорошего», либо «плохого».

Областью исследований, изучающей «эмоциональное восприятие плода и его память, и влияние воспринятых впечатлений на образ мышления, эмоциональные проявления и стиль поведения ребенка и взрослого человека в течение всей его последующей жизни» стало такое направление, как пренатальная и перинатальная психология (ППП) [7].

Значимость стрессовых воздействий на формирующийся плод для появления немотивированных негативных эмоциональных состояний у взрослого человека изучались в работах таких ученых, как А.Г. Гурвич, А.А. Любищев, П.П. Гаряев, Е.А. Сергиенко, С. Гроф, Дзян Каньджень и др.

Ряд зарубежных исследований показал, что избыточное стрессовое реагирование в пренатальном периоде может приводить к значительным нарушениям более позднего онтогенеза.

Лонгитьюдные исследования Д. Баркера, Р. Хаксли, С. Станера и др. обнаружили прямую зависимость между массой плода при рождении, значение которой тесно связано с пережитым внутриутробно стрессом, и развитием в последующей жизни сердечно-сосудистых, эндокринных и др. заболеваний

Клинические исследования, проведенные в университетах и клиниках США, Англии, Голландии показали, что пренатальный стресс может вызывать нарушение психомоторного развития детей, которые обнаруживались в 4 и 8 месяцев, в 8 и 9 лет после рождения (Maldonado-Duran e.a.2000, O'Connor e.a.2002, Huizink A.C. e. a. 2003) [Цит. по: 6].

Результатом воздействия стрессоров во время беременности являются навязчивые состояния, фобии, страхи, проявляющиеся в детстве в виде боязни темноты, пауков, змей, иногда очень необычные и экзотические типа боязни звонков, текущих кранов и ^.(Hasing H., Janus L.1994, Emerson W.1996, Brekhman, G. I.1998, Verny T., Weintraub P.2002, др.) [Цит. по: 6].

Исследования Van den Bergh BR, Marcoen A. (2004) показали, что тревога матерей в 12-22 недель беременности повышает риск синдрома ADHD (Attention deficit hyperactivity disorders - Синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у их детей в 8-9 летнем возрасте [24].

Beversdorf с коллегами (кафедра неврологии Медицинского Центра университета штата Огайо, США) обнаружили важную роль в происхождении аутизма сильных эмоциональных стрессоров (смерть мужа, потеря работы, длительный переезд и т.д.), воздействовавших при беременности 21-32 недели, с пиком в 25-28 недель [20].

Обобщенный психологический портрет нежелательных детей включает в себя такие характеристики, как сниженная жизнерадостность, повышенная обидчивость, сниженная самооценка, высокая зависимость, заостренная потребность в признании: иногда криминальные способы реализации этого, недоброжелательность, плохо сформированное чувство привязанности и отзывчивости, скрытая депрессия, неврозы, психопатические черты (Grof S.1977, David, H.P. e.a.1988, Chamberlain, DB 1994, Matejchek Z.e.a.1994, Sonne J 2000, др.) [7].

Перинатальная психология обращает внимание на то, что повышенная агрессия и склонность к насилию взрослого человека может быть обусловлена включением в память плода впечатлений от неприятия, отвержения матерью будущего ребенка, ее попыток сделать аборт, а также отношением безразличия и насилия, продолжающегося после рождения ребенка (D. Chamberlain; W. Emerson; P. Fedor-Freybergh; S. Grof; P. Ingalls; L. Janus; J. Sonne; Turners; Th. Verny; и др.) [24].

Перинатальную психиатрию можно определить как раздел детской психиатрии, изучающей расстройства детей, возникающих в пренатальный и пост-натальный периоды в контексте взаимодействия ребенка с матерью и ее психического состояния [11].

И. А. Аршавский отмечает, что при последовательной смене гестационной, родовой и лактационной составляющих материнской доминанты (включающих физиологический и психологический компонент) происходят изменения как взаимоотношений, так и природы формирующей среды, что является критическими периодами как для ребенка, так и для системы в целом [3-5].

Выводы

Таким образом, психика начинает формироваться на платформе уже устойчивых физиологических реакций на стрессовое воздействие - отталкиванием (агрессивный ответ) или сжатием / замиранием (пассивный ответ). По образному выражению Д. Виникотта [9], «психология есть последовательное продолжение физиологии».

Первое диспозиционное образование, характеризующее первоначальную предпочтительную ориентировочную реакцию индивида на стресс страхом либо агрессией (сжатие/отталкивание по Ф. Риману), и выраженность такой реакции, также является предиспозицией к будущему формированию устойчивых моделей эмоционально-поведенческого реагирования взрослого человека.

Плод рождается с уже сформированными предиспозиционными эмоционально-физиологическими реакциями на стресс, преимущественно -агрессивными, либо сраховыми. Что в дальнейшем, по мере взросления человека, проявляется в виде стереотипичного реагирования на стресс преимущественно агрессивными либо страховыми моделями поведения.

Таким образом, в пренатальном возрастном периоде формируется направленность вектора развития субъектной активности с точки зрения предпочитаемой базовой эмоционально-поведенческой установки, - гармоничной, агрессивной, либо страховой. Такая установка формируется практически с первых моментов жизни плода, является глубоко бессознательной, поэтому труднокорректируемой.

Понимание механизма влияния такой установки на способы и модели поведения человека во взрослой жизни позволяет получить более детальное представление о путях формирования характера, а также может являться областью разработки психологических и педагогических программ, направленных на помощь и поддержку развития личности, способной эффективно создавать собственную бытийность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Ю. И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка (рус.) // Первая Российская конференция по когнитивной науке : Тезисы докладов / Казань, 9-12 октября 2004 года. Казань: КГУ, 2004. С. 14—15.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина. 1968. 546с.

3. Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии / АМН СССР. - М. : Медицина, 1967. - 474с

4. Батуев А.С., Соколова Л.В., Станкевич Л.Н. Психофизиология матери и ребенка: итоги и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 3. С. 27-43.

5. Биосоциальная природа материнства и раннего детства: [монография] / [А. С. Батуев и др.] ; под ред. А. С. Батуева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т, науч. центр "Психофизиология матери и ребенка". - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - 372с.

6. Брехман Г.И. Память неродившегося ребенка и последствия от воспринятой им негативной информации http://fetalmedic.com/idei-koncepcii-lyudi/pamyat-nerodivshegosya-rebenka-i-posledstviya-ot-vosprinyatojj-im-negativnojj-informacii. html

7. Брехман Г.И. Эмоциональная жизнь плода: от смутных догадок к научным исследованиям // Лекция, прочитанная в Винницком Национальном Медицинском Университете 17 мая 2010 года. Опубликована в журнале «Жшочий Лшар». 2011. №2. С.10-15. http://brekhman.iri-as.org/stat/emozii_ploda.pdf

8. Введенский Н. Е., Ухтомский А. А. Учение о координационной деятельности нервной системы. М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1950. 68с.

9. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/406767-2-donald-vinnikott-malenkie-deti-i-ih-materi.html#book «

10. Добряков И.В. Перинатальная психология. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с

11. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000.

12. Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия. М.: Смысл,

2017.

13. Изард К. Э. Психология эмоций. Питер, 2007. 464 с.

14. Петросьян С.Н. Диалектичнская природа эмоционально-поведенческого реагирования в кризисной ситуации «Успехи современной науки» / Том 4, №4, 2016. С. 41-49. https://elibrary.ru/item.asp?id=26096732

15. Петросьян С.Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребенка как кризисный этап становления личности // «Вестник АГУ». Выпуск 3

(183) 2016 http://vestnik.adygnet.rU/files/2016.3/4423/114-122.pdf

16. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. 49с.

17. Рибо Т. А. Психология чувств. СПб: типография А. А. Пороховщикова. 1898. 124 с.

18. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека М.: Наука,

1992.

19. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

20. Феномен насилия (от домашнего до глобального). Взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины. / под ред. проф. Г. И. Брехмана и проф. П. Г. Федор-Фрайберга. Коллективная монография. СПб. Хайфа: Издательство ИПТП, 2005.

21. Barker D. J. P. Fetal programming of coronary heart disease // Trends Endocrinol. Metabol. 2002. N 9. P. 364—368.

22. Beall MH, El Haddad M, Gayle D, Desai M, Ross MG. Adult obesity as a consequence of in utero programming. Clin Obstet Gynecol. 2004 Dec; 47(4):957-66; discussion 980-1. PMID: 15596948.

23. Beversdorf DQ, Manning SE, Hillier A, Anderson SL, Nordgren RE, Walters SE, Nagaraja HN, Cooley WC, Gaelic SE, Bauman MLTiming of prenatal stressors and autism. PubMed, 2005 Aug;35(4):471-8

24. Van den Bergh BR, Marcoen A. High antenatal maternal anxiety is related to ADHD symptoms, externalizing problems, and anxiety in 8- and 9-year-olds // Child Dev. 2004 Jul-Aug;75(4):1085-97.

25. Yee JK, Han G, Vega J, Lee WP, Ross MG, Desai M. Fatty Acid de Novo Synthesis in Adult Intrauterine Growth-Restricted Offspring, and Adult Male Response to a High Fat Diet. Lipids. 2016 Dec; 51(12):1339-1351. PMID: 27660207.

REFERENCES

1. Aleksandrov Ju. I. Edinaja koncepcija soznanija i ehmocijj: ehksperimental'naja i teoreticheskaja razrabotka (rus.) [A unified concept of consciousness and emotions: experimental and theoretical development (Russian)]. Pervaja Rossijjskaja konferencija po kognitivnojj nauke: Tezisy dokladov,9-12 October, Kazan, KGU, 2004, pp. 14-15.

2. Anokhin P.K. Biologija i nejjrofiziologija uslovnogo refleksa [Biology and neurophysiology of the conditioned reflex]. Moscow, Medicina,1968. 546 pp.

3. Arshavskijj, I. A. Ocherki po vozrastnojj fiziologii [Essayons physiology]. AMNSSSR, Moscow, Medicina, 1967, 474 p.

4. Batuev A.S., Sokolova L.V., Stankevich L.N. Psikhofiziologija materi i rebenka: itogi i perspektivy [Psychophysiology of mother and child: results and prospects]. Psikhologija. Zhurnal Vysshejj shkoly ehkonomiki, 2007, vol. 4, no. 3, pp. 27-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Batuev A.S. et al.Biosocial'naja priroda materinstva I rannego detstva. [The biosocial nature of motherhood and early childhood]. Ed. A. S. Batuev. Saint-Petersburgh, Sankt-Peterburgskijj gosudarstvennij universitet, nauchnij centr "Psikhofiziologija materi I rebenka", 2007, 372 p.

6. Brekhman G.I. Pamjat' nerodivshegosja rebenka i posledstvija ot vosprinjatojj im negativnojj informacii [Memory of the unborn child and the consequences of negative information perceived by it], available at: http://fetalmedic.com/idei-koncepcii-lyudi/ pamyat-nerodivshegosya-rebenka-i-posledstviya-ot-vosprinyatojj-im-negativnojj-informacii.html

7. Brekhman G.I. Ehmocional'naja zhizn' ploda: ot smutnykh dogadok k nauchnym issledovanijam [Emotional life of the fetus: from vague guesses to scientific research]. Lecture delivered at the Vinnitsa National Medical University on May 17, 2010. Zhinochijj Likar, 2011, no.2, pp.10-15, available at: http://brekhman.iri-as.org/ stat/emozii_ploda.pdf

8. Vvedensky N. E., Ukhtomsky A. A. Uchenie o koordinacionnojj dejatel'nosti nervnojj sistemy [The doctrine of the coordination activity of the nervous system]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo medicinskojj literatury, 1950. 68 p.

9. Winnicott D. Babies and their mothers, available in Russian at: https://libking. ru/books/sci-/sci-psychology/406767-2-donald-vinnikott-malenkie-deti-i-ih-materi. html#book

10. Dobrjakov I.V. Perinatal'naja psikhologija [Perinatal psychology]. 2nded. Saint-Petersburgh, Piter, 2015, 352 p.

11. Zakharov A. I. Dnevnye i nochnye strakhi u detejj [Day and night fears in children].Saint-Petersburgh, Sojuz, 2000, 448p.

12. Znakov V.V., Rjabikina Z.I. Psikhologija chelovecheskogo bytija [The psychology of human being]. Moscow, Smysl, 2017, 416 p.

13. Izard K. Eh. Psikhologija ehmocijj [The psychology of emotions]. Saint-Petersburgh, Piter, 2007, 464 p.

14. Petros'jan S.N. Dialektichnskaja priroda ehmocional'no-povedencheskogo

reagirovanija v krizisnojj situacii [Dialectical nature of emotional and behavioral responsein a situation of crisis]. Uspekhisovremennojjnauki,2016, vol.4, no.4, pp. 4149, availableat:https://elibrary.ru/item.asp?id=26096732

15. Petros'jan S.N. Prenatal'nyjj i perinatal'nyjj periody razvitija rebenka kak krizisnyjj ehtap stanovlenija lichnosti [Prenatal and Perinatal Periods of Child Development as a Crisis Stageinthe Formation of a Personality]. Vestnik AGU, 2016, issue 3 (183), pp. 114-122, available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2016.3/4423/114-122. pdf

16. Psikhologija. Slovar' [Psychology. Vocabulary] Eds. A.V. Petrovskij, M.G. Jaroshevskij.Moscow, Politizdat, 1990, 494p.

17. RiboT. A. Psikhologija chuvstv [Psychology of feelings]. Saint-Petersburgh, TipografijaA. A. Porokhovshhikova,1898, 124p.

18. Sergienko E.A. Anticipacija v rannem ontogeneze cheloveka [Anticipation in early human ontogenesis]. Moscow,Nauka, 1992, 138p.

19. Ukhtomsky A. A. Dominanta [Dominance]. Saint-Petersburgh, Piter, 2002,

44p.

20. Fenomen nasilija (ot domashnego do global'nogo). Vzgljad s pozicii prenatal'nojj i perinatal'nojj psikhologii i mediciny [The phenomenon of violence (from domestic to global). View from the perspective of prenatal and perinatal psychology and medicine]. Eds. prof. G. I. Brekhmanand prof. P. G. Fedor-Frajjberg. Saint-Petersburgh, Khajjfa: Izdatel'stvo IPTP, 2005.

21. Barker D. J. P. Fetal programming of coronary heart disease. Trends Endocrinol. Metabol, 2002, no. 9, pp. 364—368.

22. Beall MH, El Haddad M, Gayle D, Desai M, Ross MG. Adult obesity as a consequence of in utero programming. Clinics in Obstetrics and Gynaecology, 01 Dec, 2004, no. 47, pp. 957-66.DOI: 10.1097/01.grf.0000135668.61661.9c.

23. Beversdorf D.Q., Manning S.E., Hillier A., Anderson S.L., Nordgren R.E., Walters S.E., Nagaraja H.N., Cooley W.C., Gaelic S.E., Bauman M.L. Timing of prenatal stressors and autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005, no. 35, pp. 471-478. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-005-5037-8

24. Van den Bergh BR, Marcoen A. High antenatal maternal anxiety is related to ADHD symptoms, externalizing problems, and anxiety in 8- and 9-year-olds. Child Development, Jul-Aug 2004,vol. 75, issue 4, pp. 1085-97.D0I: 10.1111/j.1467-8624.2004.00727.x

25. Yee J.K., Han G., Vega J., Lee W.P., Ross M.G., Desai M. Fatty acid de novo synthesis in adult intrauterine growth-restricted offspring, and adult male response to a high fat diet. Lipids, Dec2016, vol.51, issue 12, pp.1339-1351. DOI: 10.1007/s11745-016-4199-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.