Научная статья на тему 'Личностные особенности отчуждённой личности у студентов педвуза'

Личностные особенности отчуждённой личности у студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ОТЧУЖДЁННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЗАКРЫТОСТЬ / АНОМИЯ / ОТВЕРЖЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ / ALOOFNESS / ALOOFNESS OF AN INDIVIDUAL / PERSONALITY / CLOSURE / ANOMIE / REJECTION / ACCEPTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Ирина Сергеевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей во взаимосвязи с параметрами структурных компонентов отчуждённой личности студентов педвуза на стадиях профессионального обучения. Уточняются определения отчуждения и отчуждённости. Даются характеристики различных проявлений личностных особенностей отчуждённой и неотчуждённой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF A STUDENT'S ALOOFNESS IN A PEDAGOGICAL INSTITUTION

The results of empirical study of personality in relation to parameters of structural components of a student's aloofness in a pedagogical institution on the stage of acquiring proficiency are presented. The definition of aloofness is specified. The characteristics of various pictures of personality of an aloof and not aloof individual are given.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности отчуждённой личности у студентов педвуза»

ББК Ю91я7 YAK 1 5(093)(075.8)

И.С. ГУСЕВА

I.S. GUSEVA

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЁННОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

PERSONALITY OF A STUDENT'S ALOOFNESS IN A PEDAGOGICAL INSTITUTION

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей во взаимосвязи с параметрами структурных компонентов отчуждённой личности студентов педвуза на стадиях профессионального обучения. Уточняются определения отчуждения и отчуждённости. Даются характеристики различных проявлений личностных особенностей отчуждённой и неотчуждённой личности.

The results of empirical study of personality in relation to parameters of structural components of a student's aloofness in a pedagogical institution on the stage of acquiring proficiency are presented. The definition of aloofness is specified. The characteristics of various pictures of personality of an aloof and not aloof individual are given.

Ключевые слова: отчуждение, отчуждённость личности, личностные особенности, закрытость, аномия, отвержение, принятие.

Key words: aloofness, aloofness of an individual, personality, closure, anomie, rejection, acceptance.

В настоящее время проблема отчуждённости становится всё более актуальной в психологии. Это связано с несколькими причинами: во-первых, с повсеместным распространением феномена отчуждения в различных сферах жизнедеятельности людей; во-вторых, с формированием отчуждённости личности как результатом действия процесса отчуждения на отношение человека к себе, к другим людям, к обществу в целом.

В контексте данного вопроса важно изучение отчуждённости в зависимости от личностных особенностей студентов, обучающихся в педвузе.

Цель эмпирического исследования - изучить взаимосвязь личностных особенностей с параметрами структурных компонентов отчуждённой личности студентов педвуза.

Существует множество подходов к определению отчуждённости, которые позволяют рассмотреть данные феномены с разных сторон. Так, например, в кратком психолого-филологическом словаре «отчуждённость» рассматривается как отчуждение, как процесс и как результат, т.е., с одной стороны, как погружённость в себя, внутренняя отдалённость от окружающего; самоотчуждение вследствие конформности, давления социальных институтов, желаний других (как чувство отчуждения от всех людей), с другой стороны, как ощущение недостатка тёплых отношений с другими [7].

В экзистенциальной философии и психологии отчуждённость трактуется как причина отчуждения сущности человека от своего социального и нравственного существования, т.е. в целом отчуждённость - это состояние отчуждения человеком от самого себя (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдег-гер, К. Ясперс, И. Ялома, В. Франкла, А. Лэнгле).

В сфере самопонимания отчуждённость - это такое свойство личности, которое отражает её отношение к самой себе, выражающееся в субъективном переживании «разъединения» человека со своим психическим опытом (чувствами, желаниями, мыслями, действиями и пр.).

В зарубежной социологии и социальной психологии отчуждённость рассматривается как причина аномии, т.е. непринятия общепринятых законов и норм общества [3, с. 73; 7, с. 302; 9].

В отечественной психологической литературе отчуждённость понимается как результат влияния совокупности социокультурных, социально-групповых, внутрисемейных и личностных факторов (В.В. Абраменкова, И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, Т.В. Гаврилова, И.В. Дубровина, В.Г. Казанская).

В психоаналитической науке же отчуждённость рассматривается как отстранённость человека от внешнего мира, других людей, самого себя, проявляющаяся в стремлении индивида к индивидуализации, т.е. выделиться из числа других. То есть отчуждённость выступает как причина проявления защитных механизмов личности (З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Хорни).

В рамках нашего исследования отчуждение - это процесс постепенного ухода в себя, изоляции от других людей и отказа от участия в делах социума.

Отчуждённость рассматривается нами как состояние, возникающее в результате отчуждения личности, характеризующееся замкнутостью, конформностью, отчаянием, озлобленностью, асоциальностью, противопоставлением себя окружающему миру [4, с. 21]. Таким образом, мы можем сказать о том, что отчуждение представляет собой процесс, а отчуждённость - это результат, состояние, возникшее в результате такого процесса.

Отчуждённость личности, с одной стороны, - это позиция личности, которая выражается в процессе ухода личности в свой внутренний мир, проявлении отношения к себе, к другим людям, обществу и миру в целом, отвержение других людей и общества, стремление к индивидуализации и социальной общности, с другой - это состояние замкнутости и озлобленности. Кроме того, отчуждённость личности - это результат проявление отчуждения других людей и общества в целом по отношению к конкретной личности.

В исследовании приняло участие 50 студентов (из них 25 девушек и 25 юношей) разных направлений, педагогических и непедагогических специальностей очной и заочной формы обучения.

Для изучения отчуждённости личности была использована авторская методика «ОДОЛ» (автор Гусева И.С.) и многофакторный личностный опросник Р. Кетелла 16 PF (Форма А).

Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке. С целью анализа полученных результатов нами были использованы следующие функции и критерии: среднее арифметическое, корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ (метод главных компонент, Vaгimax-вращение с нормализацией), однофакторный дисперсионный анализ.

В результате корреляционного анализа «Факторов личностного опросника Р. Кеттелла» было выявлено множество взаимосвязей с параметрами «ОДОЛ», где аномия отрицательно коррелирует с «А» (отчуждённость) (г=-0,33*1). Итак, можно предположить, что люди, не принимающие общепринятые законы и нормы общества, обладают такими характеристиками, как обособленность, отчуждённость. Такие люди не склонны к аффектам, стремятся к уединению. В общении сухи, холодны, формальны в контактах. Чуждаются людей, подозрительны, скрытны. Общению с людьми отдают предпочтение книгам и вещам, любят одиночество, конфликты. В делах точны и обязательны, но недостаточно гибки.

Стремление к социальной общности отрицательно коррелирует с «С» (слабость Я) (г =-0,32*). Таким образом, люди, стремящиеся принадлежать какой-либо общности, эмоционально неустойчивы, часто чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями, приспособиться к ним. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы. Их стремление принадлежать какой-либо общности связано с необходимостью поддержки со стороны других для удовлетворения собственных потребностей во внимании, защите, приспособлении к жизни.

корреляционная связь статистически значима при р < 0,05*, р < 0,01**, р < 0,001***

Принятие обществом личности (г= -0,35*), уход от внешнего мира (г =-0,31*), эмоциональная стабильность (г= -0,27*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «Отношение социума к личности» (г =-0,28*) отрицательно коррелирует с «Е» (конформность). Итак, люди «в лице общества» склонные принимать других людей, уходить от внешнего мира, эмоционально уравновешенные характеризуются как конформные, т.е. зависимые от мнения других. Такие люди руководствуются мнением окружающих, не могут отстаивать свою точку зрения, следуют за более сильным, легко подавляются авторитетами. Они пассивны, не уверенны в себе, в своих возможностях, склонны брать вину на себя. В общении с другими покорны, ведомы, подчиняющиеся, скромны, послушны, робки, тактичны, доброжелательны и осторожны. Отдельно хотелось бы отметить, что принятие другими людьми и обществом конкретной личности имеет прямое отношение к проявлению конформности.

Уход от внешнего мира (г =-0,34*), суммарный показатель отчуждённости по блоку «Психологические защиты личности» (г =-0,28*) отрицательно коррелирует с «F» (озабоченность). Итак, люди, склонные погружаться в свой внутренний мир, отчуждаться от внешнего мира, могут характеризоваться как уединённые, рассудительные, молчаливые, медлительные, ригидные и тревожные. Для того чтобы защитить себя от возможных неудач, они тщательно планируют все свои действия. Такие люди серьёзны в делах, склонны всё усложнять, подозрительны и осторожны. Кроме того, отдельно хотелось бы отметить, что склонность к уходу и погружённость во внутренний мир играют значимую роль в защите людей от возможных неудач.

Остракизм обществом личности (г =0,44**), закрытость по отношению к другим людям (г = 0,41**), отвержение других людей (г = 0,36**), суммарным показателем отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г = 0,43**), «направленность по отношению к себе и другим людям» (г = 0,37**), суммарный показатель по всему опроснику «ОДОЛ» отчуждённости (г = 0,30*) положительно коррелирует с «G» (Сила «Сверх-Я»). Итак, люди, отчуждающиеся от окружающих, могут обладать такими характеристиками, как ответственность, обязательность, добросовестность, настойчивость, требовательность к порядку, упорство, дисциплинированность. Они точны и аккуратны в делах и глубоко порядочны. Кроме того, проявляют настойчивое стремление к соблюдению моральных требований, обладают хорошим самоконтролем. Всё это объясняется высокой совестливостью, сильным «Сверх-Я». Кроме того, отдельно хотелось бы отметить, что чувство отчуждённости указывает на значимую роль как по отношению к себе, к другим людям, обществу в целом, так и в проявлении самоконтроля, силы «Сверх-Я».

Принятие законов общества (г =-0,38**), принятие обществом личности (г = -0,32*), суммарным показателем отсутствия отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г = -0,33*), «направленность к себе и другим людям» (г= -0,27*) отрицательно коррелирует с «G» (Слабость «Сверх-Я»). Таким образом, можно сказать, что люди, принимающие окружающих и законы общества, склонны принимать законы, нормы и стандарты только своей отдельно взятой общности, а что касается общепринятых законов, то отвергают их. Такие люди могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность или обман. Они склонны к непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Кроме того, отрицательная корреляция между данными параметрами может указывать на такие характеристики личности, как безответственность, легкомысленность, беспринципность. Такие люди могут пренебрегать своими обязательствами. Кроме того, отсутствие отчуждённости, проявляющееся через принятие других людей, познание самого себя, открытость по отношению к другим людям играют важную роль в проявлении слабости «Сверх-Я» (безответственности, легкомысленности, незрелости и т.д.).

Далее эмоциональная нестабильность отрицательно коррелирует с «Н» (робость) (г = -0,27*), что указывает на робость, застенчивость, озлобленность, осторожность, неуверенность в себе, стеснительность, уединённость, ограниченность интересов у эмоционально нестабильных людей. Такие люди склонны терзаться необоснованным чувством собственной неполноценности. Они чувствительны к угрозе, медлительны и сдержанны в выражении своих чувств. Они предпочитают иметь одного - двух близких друзей, могут проявлять заботу и внимание к окружающим, но не любят большие компании, не любят поддерживать контакты с широким кругом людей, не любят работать с вместе с другими. Кроме того, необходимо отметить, что сочетание А (отчуждённость) и Н (робость) указывают на существование одного и того же симптома, предполагая тенденцию «ухода в себя». Полученный результат подтверждается исследованиями В.С. Кузнецовой [6, с. 28].

Кроме того, принятие обществом личности (г =-0,38**), принятие законов общества (г = -0,31*), принятие других людей (г = -0,28*), уход от внешнего мира (г = -0,28*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г= -0,36**) и по всему «ОДОЛ» (г =-0,39**) отрицательно коррелирует с «I» (жёсткость). Итак, люди, склонные принимать конкретную личность, общепринятые законы и нормы общества, уходить от реальности в свой внутренний мир, могут характеризоваться как жёсткие, суровые, реалистичные, «толстокожие», правильные. Это говорит о том, что они склонны в деле опираться на практику и логику, больше доверять разуму, а не чувствам, нести ответственность за свой выбор. По отношению к другим черствы, независимы. Проблема ухода у таких людей направлена на внешнюю конкретную деятельность, где реализуется в ней. Отдельно бы хотелось отметить, что познание себя, открытость, гармоничные отношения с внешним миром, принятие обществом и другими людьми конкретной личности, принятие законов общества, адаптивность и склонность к самореализации играют важную роль в проявлении жёсткости, суровости, реалистичности, практичности, ответственности.

Остракизм обществом личности положительно коррелирует с «I» (нежность) (г = 0,29*). Таким образом, люди, «в лице общества» склонные не принимать конкретную личность, могут обладать такими характеристиками, как мягкость, утончённость, образность, романтичность, художественное восприятие мира. Не любят «грубых» людей и «грубую» работу. Эти люди добрые, снисходительные к себе и другим, им свойственны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, они зависимы и нуждаются в любви, внимании и помощи со стороны других людей. Итак, несмотря на позитивное отношение к себе и другим людям, отвержение других людей связано с их возможной «грубостью».

Принятие обществом личности (г= -0,37**), уход от внешнего мира (г =-0,35*), суммарный показатель отчуждённости по блоку «психологические защиты личности» (г = -0,35*), суммарный показатель отчуждённости по блоку «отношение личности к социуму» (г =-0,34*), аномия (г = -0,32*), погружённость во внутренний мир (г = -0,29*), стремление к индивидуализации (г = -0,27*) отрицательно коррелирует с «L» (доверчивость). Таким образом, люди, «в лице общества» склонные принимать других людей, не принимать общепринятые законы общества, уходить в свой внутренний мир, стремящиеся подчеркнуть свою индивидуальность, своё отличие от других, могут обладать такими характеристиками, как доверчивость, бескорыстность, оптимистичность; также они неревнивы, покладисты, уступчивы, терпимы. Могут терзаться чувством собственной незначительности. Такие люди считают всех людей добрыми и хорошими, не ожидают враждебности от других, откровенны с малознакомыми людьми. В коллективе они уживчивы, веселы, заботятся о своих товарищах, независтливы и не стремятся к конкуренции. Итак, люди, склонные уходить в свой внутренний мир, далеки от реальности, потому склонны воспринимать окружающих людей идеализиро-

ванно, и, возможно, их открытость по отношению к другим связана со стремлением не казаться отчуждёнными и быть принятыми другими. Также мы видим противоречие в поведении этих людей, где за внешним проявлением доброты и открытости по отношению к окружающим людям может скрываться непринятие других людей, законов и принципов этого общества, а также их стремление к тому, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Кроме того, уход от внешнего мира, погружённость во внутренний мир, аномия, стремление к индивидуализации играют важную роль в проявлении доверчивости, покладистости, уступчивости и терпеливости.

Хотелось бы отметить, что суммарный показатель отсутствие отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г = -0,36*) отрицательно коррелирует с «L» (доверчивость), указывающий на отсутствие отчуждённости, которая проявляется через принятие обществом и другими людьми конкретной личности, играют решающую роль в проявлении доверчивости, покладистости, уступчивости и терпеливости.

Далее принятие законов общества (г =-0,33*), принятие других людей (г =-0,29*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г = -0,29*) отрицательно коррелирует с «М» (практичность). Таким образом, люди, склонные принимать законы и нормы общества, других людей, могут обладать такими характеристиками, как практичность, зрелость, здравомыслие, уравновешенность. Такие люди умеют разбираться в житейски важных вещах, руководствоваться реальностью и трезво оценивать обстоятельства и людей, что делает их надёжными в решении практических вопросов, но в неожиданных ситуациях им не хватает воображения и находчивости. Итак, люди, склонные принимать законы и нормы общества, могут придерживаться при этом истинных целей, чётко продумывать и выстраивать свои действия, полагаясь на разум, а не на чувства. Кроме того, хотелось бы отметить, что отсутствие отчуждённости, проявляющееся через принятие обществом и другими людьми конкретной личности, играет важную роль в проявлении практичности, зрелости, здравомыслии и уравновешенности.

Отсутствие адаптивности (г =0,48***), закрытость по отношению к другим людям (г = 0,36**), суммарный показатель отчуждённости по блоку «направленность по отношению к себе и другим людям» (г= 0,32*), суммарный показатель отчуждённости по блоку «реализация личности в обществе» (г =0,27*) положительно коррелирует с «N» (искусственность). Итак, люди, не имеющие адаптации к обществу, замкнутые и необщительные, могут иметь такие характеристики, как искусственность, проницательность, расчётливость. Такие люди холодны и рациональны, разумны и несентиментальны. Они хорошо ориентируются в социальных ситуациях, проницательны в отношении мотивов и поступков других людей, способны хитро и умело строить своё поведение, имеют склонность к интригам. В общении всегда держатся корректно, вежливо и отчуждённо, не поддаются эмоциональным порывам, мягки и аристократичны, следят за своими манерами, речью и предпочитают находиться в кругу вежливых и утончённых людей. Всё это говорит о том, что все перечисленные качества человеку, не имеющему адаптации к обществу, необходимы для того, чтобы адаптироваться к нему. Отдельно хотелось бы отметить, что проявление отчуждённости через отстранение от себя и других людей, закрытость по отношению к другим, отсутствие адаптивности и самореализации играют большую роль в проявлении искусственности.

Открытость по отношению к другим людям (г =-0,38**), принятие законов общества (г =-0,33*), принятие других людей (г =-0,30*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «направленность по отношению к себе и другим людям» (г = -0,28*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г=-0,30*) отрицательно коррелирует с «N» (безыскусственность). Итак,

люди, склонные к открытости, общительности, принятию законов и норм отдельно взятой общности, принятию других людей, могут характеризоваться как безыскусственные. Они характеризуются отсутствием проницательности и социальной ловкости, неопытны в анализе мотивов и поступков других людей. Они ведут себя просто и естественно, не умеют хитрить и ловчить. Это обычно открытые, прямолинейные, наивные, общительные, компанейские люди, имеющие простые, естественные вкусы. Они чувствительны, сентиментальны, склонны к эмоциональной вовлечённости. Кроме того, хотелось бы отметить, что проявление отсутствия отчуждённости через познание самого себя, открытость по отношению к другим, принятие обществом и другими людьми конкретной личности играют важную роль в проявлении простоты и наивности, безыскусственности.

Открытость по отношению к другим людям (г =-0,33*), принятие законов общества (г =-0,31*), принятие обществом личности (г =-0,28*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «направленность по отношению к себе и другим людям» (г = -0,34*) отрицательно коррелирует с «О» (уверенная адекватность). Таким образом, люди, склонные проявлять открытость, принимать законы и нормы общества, других людей, могут обладать такой характеристикой, как самоуверенность. Такие люди обычно весёлые, добрые и жизнерадостные, спокойны, умеют легко переживать жизненные неудачи, верят в себя, несклонны к страхам, самоупрёкам, раскаянию, нечувствительны к оценкам окружающих, чувствуют себя в безопасности. Отдельно хотелось бы отметить, что отсутствие отчуждённости, проявляющееся через познание самого себя и открытость по отношению к другим людям, может играть большую роль в проявлении спокойствия, жизнерадостности и чувстве безопасности.

Далее положительная корреляция остракизм обществом личности с «О» (склонность к чувству вины) (г = 0,32*) указывает на то, что люди, «в лице общества» склонные отвергать отдельно взятую личность, могут обладать склонностью к чувству вины. Такие люди тяжело переживают любые жизненные неудачи, не верят в себя, склонны к самоупрёкам, недооценивают свои возможности, знания и способности. Они обладают развитым чувством долга, легко поддаются чужому влиянию, их настроение и поведение сильно зависят от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе такие личности держатся скромно и обособленно. Кроме того, критика вызывает у них чувство подавленности, расстраивает, а не помогает. Всё это указывает на то, что, возможно, отвержение отдельно взятой личности происходит для того, чтобы получить расположение других, происходило под влиянием окружающих, что впоследствии могло послужить причиной возникновения чувства вины, тревожного и подавленного настроения.

Закрытость по отношению к другим людям (г = 0,31*), эмоциональная нестабильность (г =0,28*) положительно коррелирует с «Q2» (самодостаточность). Итак, люди, склонные закрываться от других людей, эмоционально неуравновешенные, могут обладать такими характеристиками, как самодостаточность, самостоятельность, независимость. Такие люди по собственной инициативе не ищут контактов с окружающими, предпочитают работать в одиночестве и самостоятельно принимать решения. Они избегают общества не из-за каких-то эмоциональных отклонений, а из-за того, что там много времени приходится тратить впустую. Нельзя с уверенностью утверждать, что эти люди не любят людей, просто они не нуждаются в «чувстве локтя», в поддержке и одобрении окружающих.

Отдельно хотелось бы отметить, что высокие показатели по <^2» в сочетании с низкими оценками по шкалам А (отчуждённость), F (озабоченность) и Н (робость) у закрытых, замкнутых людей, эмоционально нестабильных, не принимающих законы и нормы общества позволяют говорить не столько об их хороших привычках и высокой самодостаточности, сколько о склонности

к уходу от людей. Таким образом, полученный результат подтверждается исследованиями Р. Кеттела, в котором указывается на корреляцию между указанными параметрам [6, с. 28].

Далее отрицательная корреляция эмоциональная стабильность с «Q2» (зависимость от группы) (г= -0,28*) указывает на то, что эмоционально стабильные, уравновешенные люди могут обладать такими характеристиками, как социабельность, зависимость от группы. Такие люди несамостоятельны, привязаны к группе. В поведении они ориентируются на мнение других, нуждаются в поддержке, советах и одобрении окружающих. Они предпочитают работать и жить вместе с другими людьми не потому, что они очень общительны, а потому, что у них отсутствует инициатива и смелость в выборе собственного поведения. Итак, эмоциональная стабильность и уравновешенность этих людей обеспечивает их принятие со стороны других.

Принятие законов общества (г =-0,31*), эмоциональная стабильность (г =-0,29*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «отношение личности к социуму» (г = -0,29*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по всему «ОДОЛ» отрицательно коррелирует с «Q3» (слабая воля). Таким образом, можно сказать, что люди, склонные принимать законы и нормы общества, эмоционально уравновешенные, могут обладать такими характеристиками, как слабая воля, низкий самоконтроль (особенно над желаниями). Им сложно придать своей энергии конструктивное направление и не расточать её. Они не умеют организовывать своё время и порядок выполнения дел. Такие люди не остаются, как правило, долго на одной работе, поэтому не достигают мастерства и не идентифицируются с профессиональной деятельностью. Им сложно адаптироваться в большой корпоративной или управленческой иерархии. Отдельно хотелось бы отметить, что отсутствие отчуждённости, выражающееся через познание себя, открытость, гармоничные отношения с внешним миром, принятие других людей, принятие законов общества и стремление к социальной общности, адаптивность и склонность к самореализации, играет важную роль в проявлении слабого контроля над поведением и импульсивности.

Принятие обществом личности (г =-0,42**), аномия (г =-0,28*), принятие законов общества (г =-0,27*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по блоку «отношение социума к личности» (г = -0,32*), суммарный показатель отсутствия отчуждённости по всему «ОДОЛ» (г =-0,33*) отрицательно коррелирует с «Q4» (нефрустрированность). Итак, люди, «в лице общества» склонные принимать отдельно взятую личность, не принимать и принимать законы и нормы общества, могут обладать такими характеристиками, как нефрустрированность, расслабленность. У таких людей отсутствуют сильные побуждения и желания. Они невозмутимы, спокойно относятся к удачам и неудачам, удовлетворены любым положением дел, не стремятся к достижениям и переменам. Отдельно хотелось бы отметить, что отсутствие отчуждённости, выражающееся через принятие обществом и другими людьми конкретной личности, играет важную роль в проявлении не-фрустрированности, расслабленности, отсутствии сильных побуждений и желаний. Кроме того, отсутствие отчуждённости, выражающееся через познание себя, открытость, гармоничные отношения с внешним миром, принятие других людей, принятие законов общества и стремление к социальной общности, адаптивность и склонность к самореализации, играет важную роль в проявлении нефрустрированности, расслабленности.

В целом необходимо отметить, что отчуждённость обусловлена личностными особенностями.

Литература

1. Алмазов, Б.Н. Социальное отчуждение (Психолого-педагогический аспект) [Текст] / Б.Н. Алмазов - М. : Дата Сквер, 2010. - 168 с.

2. Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии [Текст] / В.В. Абра-менкова // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 5-12.

3. Афанасьев, В. Эволюция концепции аномия в социологии девиантного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru. посещение 12.11.2012.

4. Гусева, И.С. Психологическая структура отчуждения личности [Текст] / И.С. Гусева, В.П. Прядеин // Педагогическое образование. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - № 2. - 268 с.

5. Капустин, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.Н. Капустин. - СПб. : Речь, 2007. - 104 с.

6. Кузнецова, В.С. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла : руководство по использованию [Текст] / В.С. Кузнецова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. - 2001. - 71 с.

7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия [Текст] / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М. : Прогресс, 1966. -C. 299-313.

8. Филиппов, А.В. Тысяча состояний души [Текст] / А.В. Филиппов, Н.Н. Романова, Т.В. Летягова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vidahl. agava.ru/P139.HTM#23536.

9. Seeman, M. Empirical Alienation Studies [Text] / M. Seeman. An Overview. Geyer R.F., Schweitzer D.R. (eds) // Theories of Alienation. - Leiden, 1976. - Р. 268.

10. Fromm, E. Beyond the Chains of Illusion [Text] / E. Fromm. - New-York : Simon and Shuster, Inc., 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.